samodurov

Юрий Самодуров

26 мая 2017

F

Ровно год назад, в мае 2016 году Минкультуры РФ уничтожило Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), слив его с Росизо и уволив его директора Михаила Миндлина. В марте  2017 года Минкультуры уничтожило общественный Музей имени Н.К.Рериха, захватив силой его помещения , отобрав  коллекции и передав все это  государственному Музею Востока. Сейчас,  в мае 2017 года Минкультуры  пробует, как мне кажется,  уничтожить ГОГОЛЬ -центр (допросы и финансовые претензии к руководителю ГОГОЛЬ-центра Кириллу Серебрянникову — первый этап этой операции).

В  каждом из названных случаев финансовые претензии ко всем этим успешно действовавшим институциям культуры и к их руководителям хотя и существуют, но  играют второстепенную роль. А главным, на мой взгляд, является ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ и ПОЛИТИЧЕСКИЙ «заказ» на уничтожение Министерством культуры сначала ГЦСИ, потом общественного Музея имени Рериха и сейчас попытка изменить характер деятельности  ГОГОЛЬ-центра.

Уничтожают эти институции культуры не потому, что они оппозиционны власти.               И ГЦСИ и ГОГОЛЬ-центр государственные бюджетные учреждения и позволить себе оппозиционную деятельность  просто не могли, даже если бы их руководство этого хотело. Общественный музей имени Н.К.Рериха от государства не получал ни  копейки. Но хорошо зная руководителей ГЦСИ и будучи знаком с нынешними руководителями общественного музея имени Рериха и его основателем Л.В.Шапошниковой я знаю, что они никогда не хотели и не думали ориентировать художественные программы и  просветительские проекты своих организаций на борьбу с властью. Их подспудный и  скрытый конфликт с властями и Минкультуры, по-моему, состоял  в том,  что смысл деятельности каждой из этих институций — ГЦСИ, ГОГОЛЬ-Центра, общественного Музея имени Рериха (хотя у всех он был очень разный   не соответствовал  тренду  нынешнего руководства Минкультуры основными составляющими политики которого являются, по-моему,  поддержка и пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ.  Ни ГЦСИ, ни ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, ни Музей истории политических репрессий «Пермь-36» (о нем будет речь дальше),  ни общественный музей имени Н.К.Рериха , каждый  на свой лад  триаду «государственный патриотизм — православие – сотрудничество с  РПЦ» не пропагандировал, не  поддерживал  и невольно всем содержанием своей деятельности этой идеологической и политической триаде противоречил!

О том, что мотивом уничтожения общественного музея имени Рериха , по-видимому, является неприятие РПЦ и Минкультуры смысла деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха, я уже писал в статье « Имеет ли РПЦ отношение к уничтожению  общественного музея имени Н.К.Рериха —  http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1981156-echo/,  http://www.kasparov.ru/material.php?id=5919FFF4192FE.

 

 О том, что Минкультуры не простило ГЦСИ присуждение учрежденной ГЦСИ премии «Инновация» группе «Война» и номинирование на эту премию Петра Павленского за  акцию «Угроза» (поджог парадных дверей здания ФСБ на Лубянке)  независимыми от дирекции ГЦСИ членами жюри я  писал в статье «Уничтожение ГЦСИ» -http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1772398-echo/.  В более общем плане о неприятии Министерством культуры направления и смысла работы ГЦСИ говорилось в опубликованной «Независимой газетой» статье «Современное искусство похоронили на складе» — http://www.ng.ru/culture/2016-05-26/8_arts.html.

 

О идеологическом и политическом неприятии Министерством культуры смысла деятельности ГОГОЛЬ-центра пока еще статей нет, но думаю, они будут.

 

Необходимо  вспомнить в  этой связи о сравнительно недавних прецедентах уничтожения и «переформатировании» не отвечающих  идеологии «государственный патриотизм-православие-сотрудничество с РПЦ» двух очень значимых для России музеев.

Речь идет о признании Минюстом  в 2015 году автономной некоммерческой организации Музея истории политических репрессий «Пермь-36» иностранным агентом.  Этот негосударственный (до 2013 года)  и  единственный в российской провинции музей созданный  на месте бывшей лагерной зоны  в аутентичных лагерных бараках бывшего советского лагеря для заключенных «Пермь-36» (название музея повторяло имя лагеря) был открыт в 1996 году, инициатором  его создания и первым директором-организатором был историк Виктор Шмыров. Музей  был создан  группой пермских общественников-энтузиастов в  сотрудничестве с  «Международным Мемориалом»  при поддержке прежнего руководства и  министра культуры Пермской области. Уровень неприятия нынешних пермских властей по отношению к музею истории политических репрессий «Пермь-36» таков, что как сказано в Википедии «3 марта 2015 года АНО «Пермь-36», исчерпав все возможности в  переговорном процессе с краевой властью о сохранении музея в прежнем виде, объявила о прекращении своей деятельности и начала процедуру самоликвидации»  -  https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермь-36 .

 Второй отвратительный случай, это увольнение Минкультуры в 2013 году по политическим мотивам основателя и первого директора государственного музея –центра современного искусства в  Перми Музея PERMM Марата Гельмана за показ им в 2014 году серии картин художника Василия Слонова высмеивающих проведение зимней Олимпиады в Сочи (я писал об этом увольнении  в статье «По поводу ситуации вокруг музея PERMM и его директора Марата Гельмана» http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1100110-echo/). 

Стоит также напомнить, как в 2016 году  режиссера Новосибирского театра оперы и  балета Тимофея Кулябина и директора этого театра Бориса Мездрича стали «кошмарить» за постановку спектакля «Тангейзер», которую РПЦ потребовало снять или изменить некоторые сцены, поскольку они шокируют верующих, и Минкультуры эти требования поддержало. Тогда за Тимофея Кулябина так же как за Серебянникова заступились известные московские деятели театра и  когда Кулябин вынужден был из Новосибирского театра уйти, то его позвали в  Москву и он даже поставил что-то в Большом театре. А вот за Бориса Мездрича никто из известных театральные деятелей не заступился (Мездрич ведь «только» администратор) и когда Мездрич потерял работу — это было только его личное дело.

То, что за Кирилла Серебрянникова сейчас, а в прошлом году за  Константина Райкина, выступившего на Съезде театральных деятелей с резкой критикой цензуры в театре, кино и вообще в искусстве заступились его коллеги «по цеху» и широкая общественность (http://echo.msk.ru/blog/lev_ponomarev/1864114-echo/ ) это очень хорошо! Но есть еще один аспект ситуации который для меня лично  и для деятельности государственных и негосударственных музеев и культурных институций, по-моему,  еще  более важен!

Популярные российские актеры, известные писатели, режиссеры, большие художники, директора крупных музеев сейчас ведут себя в общем как обычные обыватели. 

 

 Когда АНО Музей «Пермь – 36» губернские власти стали «кошмарить», а Минюст признал его «иностранным агентом», то очень мало кто из известных российских деятелей культуры, искусства, науки, литературы, театра и кино  публично выступили в его защиту.  Это трудно себе представить, но  промолчали и не выступили в защиту своих коллег –музейщиков даже, если я не ошибаюсь, Союз Музеев России и его президент, директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский!

Когда пермские власти уволили основателя и первого директора Музея PERMM без объяснения причин, то известные российские деятели культуры и Союз Музеев России не возмутились и в защиту Марата Гельмана не выступили!

Когда Минкультуры уничтожило ГЦСИ, превратив его в отдел  РОСИЗО,  повторилось то же самое – известные деятели культуры,  искусства, науки, писатели, актеры России приняли этот факт к сведению «как неприятное известие», но  публично не протестовали и ГЦСИ не защищали ! Если не ошибаюсь,  отмолчались «это не наше дело» и  не выступили  в защиту ГЦСИ ни Союз Музеев России ни его президент  М.Б.Пиотровский! Не выступил в  защиту ГЦСИ и  российский ПЕН-центр.

Когда в  апреле с.г.  Минкультуры стало громить общественный Музей имени Н.К.Рериха – почти все известные российские деятели культуры, науки, писатели, актеры, современные художники и т.д. снова промолчали (за исключением немногих художников и писателей  подписавших коллективное Заявление Конгресса интеллигенции «Остановить разгром Международного центра Рерихов!» http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1946194-echo/ )!  Как и раньше не выступил в защиту своих коллег–музейщиков из общественного музея  Союз Музеев России, а М.Б.Пиотровский , президент  Союза музеев не только не  ответил на открыто письмо  к нему  в связи с этим правозащитников (http://echo.msk.ru/blog/lev_ponomarev/1950176-echo/ ), но умудрился даже фактически одобрить закрытие общественного Музея имени Рериха (http://www.kasparov.ru/material.php?id=58DD30DFC8783). Промолчал об уничтожении общественного Музея имени Н.К.Рериха и российский ПЕН-центр. Причина молчания деятелей культуры:  «дело темное», «рериховцы – это секта», «нас это не касается».

Когда дело касается преследования «своих», то есть популярных и более или менее  знаменитых лиц —  Константина Райкина, Тимофея Кулябина, Кирилла Серебрянникова и судьбы известных и больших театров «Сатирикон» , «ГОГОЛЬ-центр» , то за них вступаются их знаменитые коллеги «по цеху». Когда дело касается не  очень популярных музейных и художественных институций, то знаменитые российские деятели культуры (в широком смысле понятия «культура») их практически не  защищают.

Я  считаю, что известные российские актеры, писатели, художники, режиссеры,  директора крупных музеев, руководители различных академий и  творческих союзов поступают недальновидно.

Полагаю, что Музей «Пермь – 36»,  ГЦСИ, общественный Музей имени Н.К.Рериха были уничтожены потому, что 15-20-30 самых известных в стране режиссеров, актеров, писателей, членов Академии Художеств, руководители творческих союзов, президент  Союза Музеев России, директора крупных музеев и  ПЕН-центр  не выступили с открытым обращениям к властям с  требованием не трогать и не мешать работе этих институций!

Сегодня известные деятели культуры думают,  что уничтожение таких  «маргинальных»  для них институций как АНО «Музей Пермь-36», ГЦСИ, общественный Музей имени Рериха Международного центра Рерихов их не касается. Но вот теперь молчание деятелей культуры обернулось обысками и возможным уничтожением «Гоголь -Центра».

И я уверен, что в будущем и возможно, в близком будущем, никто не гарантирует,  что чиновники  Министерства культуры вместе со следователями, не придут в какие-либо еще  театры, музеи, художественные галереи, чтобы их закрыть или «переформатировать» по своим представлениям или уволить их руководителей и основателей под предлогом,  что к руководителям этих институций есть финансовые претензии.

Боюсь, что уничтожение ряда успешно работающих институций культуры или увольнение их создателей будут продолжаться поскольку постольку их  деятельность  не вписана и не соответствует нынешней идеологической и политической программе власти: «пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ».  Спасти эти институции культуры от уничтожения их Министерством культуры и региональными властями может только солидарное (коллективное) , публичные  и громко звучащие выступления в их защиту известных российских деятелей культуры !

26 мая 2017 года

 

Уважаемые дамы и господа, читатели портала «Эхо Москвы», может быть, кто-то из Вас может помочь Алексею Ставицкому — подвижнику и мастеру-реставратору и настройщику роялей , работавшему  в Московской консерватории, организовать в каком-нибудь российском городе его музей-мастерскую !?

В этом музее-мастерской (роялей в мастерской Ставицкого множество)  будут выступать и давать концерты пианисты, а сам Алексей сможет реставрировать рояли, рассказывать об искусстве их создания и реставрации  и учить этому искусству желающих.


Фото Alexy Stawicki. Фото Alexy Stawicki.

Как описать все чувства, когда я узнал, что надо срочно вывозить рояли из «Алмазного мира», что мы снова должны искать пристанище ?
Музейную деятельность я планирую ,как образовательный проект, готов его поставит на регулярную основу.
Планировал расположить Музей — мастерскую в большом городе, где есть много студентов, но мало музеев.
Переговоры с руководством по культуре разных городов велись и ведутся.
Один из проектов,с благотворительной миссией в Кирове был освещен :
https://youtu.be/kqn-B-FZCyw
Была статья в газете , подмосковная :
http://www.krn-vesti.ru/news/kult_rojalja/2015-08-17-8906
Я готов создать музей, школу реставраторов, уже есть опыт концертной деятельности на восстановленных нами в мастерской роялях :
Концерт на рояле Дидерихс 1907 г. Школа им. Бетховена, 18.09.2015 года: http://www.youtube.com/playlist…

200 лет Беккеру. Концерт преподавателей ФИСИИ на рояле Беккер 1901 г. 04.09.2011 г. Малый зал Московской консерватории: http://www.youtube.com/playlist…

Концерт композиторов и импровизаторов на темы прелюдий А.Н.Скрябина В музее Скрябина 29.05.16 на рояле Bechstein 1910 года: http://www.youtube.com/playlist…
И еще концерты на канале Алексей Ставицкий на ютубе

Я допускаю вариант, что придется ставить у себя на участке палатку или юрту, чтобы сохранить фортепиано. 
Мы пробуем в России создать структуру, сохраняющую наследие страны для будущих поколений, но также знаю, что ежедневно в Москве выбрасываются или уничтожаются пианино и рояли.
Также любой перевоз травмирует коллекцию.
Собрание фортепиано в «Алмазном мире», «Приют роялей» ," Музей — мастерская" уже стали частью музыкальной истории России.
Помогите, пожалуйста, ее продолжить.
Счет в сбербанке:
4276400052028157

Завтра 23 мая года день рождения Анатолия Карпова гроссмейстера,12-го чемпиона мира 1975-1985 по шахматам; председателя Советского Фонда Рерихов созданного в конце 1980-х годов, а сегодня председателя попечительского совета Международного центра Рерихов (МЦР) — правопреемника Советского Фонда Рерихов.

Сегодня, когда Минкультуры РФ добивается уничтожения созданного МЦР Общественного Музея имени Н.К.Рериха Анатолий Карпов остается верен долгу и своему слову. Он не предал Международный центр Рерихов и выступает в защиту Общественного Музея имени Н.К.Рериха. И хотя Карпов является депутатом Госдумы от ЕР (т.е. депутатом партии власти), я искренне благодарен ему за посильную (хотя и не очень успешную) защиту им общественного Музея имени Н.К.Рериха .


Как мне рассказал сотрудник общественного Музея имени Н.К.Рериха на состоявшейся на днях встрече с Карповым министр культуры РФ Мединский предложил Карпову войти в состав Попечительского совета нового госмузея Рериха и сказал , что Минкультуры наконец вернуло государству коллекцию картин Рериха стоимостью 15 млрд.рублей. Карпов, во-первых, отказался войти в Попечительский совет госмузея Рериха, а во-вторых, спросил Мединского: «А разве эта коллекция картин Рериха стоимостью 15 млрд.рублей принадлежала государству?»

«Защита прав человека не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность. Обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету», — заявил Валерий Зорькин в своем выступлении на Петербургском международном юридическом форуме18 мая (см..http://interfax-religion.ru/?act=news&div=67128).

Говоря о религиозной идентичности граждан в связи с государственным суверенитетом и правами граждан, председатель Конституционно суда РФ Валерий Зорькин, как мне кажется, имел ввиду довольно простую вещь и руководствовался следующей логикой.
 Вероятно, по мнению, Зорькина соблюдения прав человека на свободное распространение и получение информации, на свободу творчества и соблюдение принципа свободы совести разрушительно для православной религиозной идентичности людей в российском обществе. А поскольку православие уже давно рассматривается властями РФ и руководством РПЦ МП как государствообразующая религия, то обеспечение православной религиозной идентичности большинства граждан РФ по этой логике является необходимым и значимым звеном обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации.

Поэтому по «логике Зорькина», видимо, нельзя позволять печатать, распространять и показывать у нас в стране то, что руководство РПЦ МП считает религиозным кощунством и / или подрывом православия. Например, нельзя позволять распространять и популяризировать «Живую Этику» , чем занимался общественный Музей имени Рериха, который Минкультуры , думаю, именно, «по заказу» РПЦ уничтожает, т.к. с точки зрения РПЦ «Живая Этика» подрывает религиозную идентичность общества, поскольку «Живая Этика» это «сектантство», о чем прямо сказали бывший спикер РПЦ Чаплин, дьякон Кураев, религовед Дворкин. 
По этой же логике защиты православной религиозной идентичности граждан «вредно» и нельзя разрешать визиты в Россию Папы Римского, Далай Ламы, поэтому их и не разрешают. Нельзя и «вредно» пускать по логике защиты православной религиозной идентичности на телевидение в посвященные религии передачи протестантов, католиков , да и старообрядцев тоже, поэтому их и не пускают, а священников РПЦ на телевидение пускать для обеспечения религиозной идентичности общества можно и правильно, поэтому их и пускают и т.д. и т.п.. По этой же логике нужно и «полезно» запретить деятельность в России Свидетелей Иеговы, поэтому суд их недавно и запретил.

В общем «логика Зорькина» — это, по-моему мнению, логика ставящая на первое место не защиту и обеспечение Конституционным судом прав человека в Российской Федерации, а логика человека, видящего в обеспечении прав людей на свободу совести, на свободу получения и распространения информации, на свободу творчества угрозу их религиозной православной идентичности, что в свою очередь, угрожает государственному суверенитету Российской Федерации. Мне эта логика представляется архаичной, антиконституционной, антиправовой и, по сути, антигосударственной. Если я правильно понял и правильно описал «логику Зорькина», то, вообще говоря, он не может оставаться членом Конституционного суда РФ..

Недавно официально признанное властями число граждан СССР, погибших в Великую Отечественную войну, было увеличено примерно в полтора раза и сегодня российские власти считают и говорят, что число погибших в войну граждан СССР составляет 42 миллиона человек. Уложить эту цифру в голове и осознать ее невозможно настолько она велика!! Это значит, что в войну погибла почти  ЧЕТВЕРТЬ НАСЕЛЕНИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ (точнее 22% от официальной цифры населения СССР перед войной)!

В связи с разительным увеличением официального признаваемого числа погибших в Великую Отечественную войну граждан СССР возникает вопрос, а не может ли изменится и увеличится официально признаваемое властями, число расстрелянных по политическим мотивам за годы Советской власти людей?

Два года назад в передаче на Радио Свобода, посвященной обсуждению идеи Андрея Десницкого о проведении всенародного марша (акции) «Бессмертный барак» посвященной памяти жертв политических репрессий в СССР Ян Рачинский, сопредседатель «Московского Мемориала» и руководитель программы «Мемориала» по составлению сводной электронной книги памяти всех жертв политических репрессий в СССР упомянул, что порядок числа людей расстрелянных по политическим обвинениям в СССР сегодня хорошо известен и колеблется от миллиона до миллиона ста тысяч человек.

Авторитетный член «Мемориала» Александр Даниэль, с которым я тогда вступил в частную переписку по этому вопросу не согласился с моим предположением, что цифру «1.000.000 — 1.200.000» расстрелянных по политическим обвинениям в качестве окончательно установленной и бесспорной принимать преждевременно.. Он написал мне, что председатель «Международного Мемориала» Арсений Рогинский собственными, самостоятельными подсчетами по разного рода источниками и документам пришел к выводу, что число расстрелянных в СССР по политическим обвинениям людей соответствуют порядку чисел, названному в передаче на Радио Свобода Яном Рачинским, т.е. насколько я понимаю, в общем соответствует тому порядку цифр, которое официально сообщает и признает ФСБ (см. Википедия «Сталинские репрессии») .

Хотя я, конечно же, не являюсь знатоком вопроса и мое соображение легко отвергнуть мне кажется, что в свете того, что в Госдуме недавно признали , что в войну СССР потерял 42 миллиона человек, а это значит, что официально признаваемое властями число погибших в СССР в ВОВ людей постепенно и разительно менялась — сначала Сталин официально назвал цифру 7 миллионов, затем Хрущев официально назвал цифру 20 миллионов погибших и т.д., к вопросу — сколько людей было расстреляно в СССР по политическим обвинениям? — тоже следует вернуться.

Хорошо известно, что бывший политзек и член партии с дореволюционным стажем Ольга Шатуновская , член Комиссии партийного контроля под руководством Шверника, которой Хрущев при подготовке доклада для ХХ Съезда поручил установить число репрессированных и расстрелянных, настаивала, что Комиссия получила от КГБ сводку о числе репрессированных с января 1935 по июнь 1941 г. — 19 млн. 840 тысяч репрессированных из которых 7 млн. расстреляно в тюрьмах. К сожалению, доклад Комиссии в 64 томах после снятия Хрущева стали «потрошить» и  включенная в него справка была уничтожена. Приведенные выше цифры Шатуновская несколько раз называла в своих рассказах дочери и Коле Старкову, члену первой инициативной группы по созданию «Мемориала». Сталинисты пытались говорить, что она в старости потеряла память, была не совсем адекватна, но это неправда. Во всяком случае цифрам репрессированных и расстрелянных, которые называла Шатуновская (при том, что они во много раз больше цифр , которые дает сегодня ФСБ и которые традиционно приводят современные исследователи, в т.ч. Ян Рачинский) верил Г.С.Померанц, о чем он и пишет в своей книге о Шатуновской «Следствие ведет каторжанка» и откуда я взял вышеприведенные сведения (Померанц был знаком с Шатуновской лично и с тем, что она в старости потеряла память и была не вполне адекватна и потому приводимым ей цифрам нельзя верить категорически несогласен).

Названные Шатуновской цифры разительно не совпадают с приводимыми в Википедии и «Мемориалом» данными о «сталинских репрессиях» 1921-1953 гг. и я согласен с тем, что архивных данных подтверждающих цифры Шатуновской у исследователей сегодня нет. Но пример того, что официально сообщаемая цифра потерь СССР в войне на протяжении моей жизни изменилась от 20 до 42 миллионов человек слишком поразителен! Каким же образом это стало возможно? Ведь столь разительно менявшиеся подсчеты потерь в ВОВ тоже были основаны на каких-то архивных справках и  документах. Возможно то, что говорила Шатуновская тоже было правдой?

17 мая 2017 года

Не исключено, что уничтожение общественного музея имени Н.К.Рериха осуществлено по негласному идеологическому «заказу» руководства РПЦ.

Год назад, в мае 2016 я не думал, что Минкультуры РФ способно «отличиться» не только просьбой к прокуратуре проверить на «экстремизм» * деятельность общественного Музея имени Н.К.Рериха, но и организует в апреле-мае 2017 года с помощью Следственного комитета и руководства государственного Музея Востока силовой захват здания, коллекций , архива общественного Музея имени Рериха и уничтожит его. 

Теперь, с учетом этого годичной давности обвинения Министерством культуры общественного Музея имени Рериха в «экстремизме» и с учетом того, что объясняя захват и  уничтожение общественного Музея Рериха ,  зам.директора государственного Музея Востока г-н Мкрытычев объявил**, что Музей Востока в создаваемом им в захваченных Музеем Востока помещениях общественного музея Рериха — филиале Музея Востока -государственном «Музее семьи Рерихов» будет пропагандировать подлинное наследие Рерихов,  а не то, что писала и говорила о Рерихах основатель общественного Музея имени Рериха покойная Л.В.Шапошникова и что было представлено в экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха (иными словами, государственный Музей Востока освбодит Рерихов от «неправильных интерпретаций его наследия общественным Музеем имени Н.К.Рериха) мне стало ясно,  что одним из главных мотивов и целей уничтожения Министерством культуры общественного Музея имени Рериха, помимо желания получить бесплатно (по русски это называется мародерством)  прекрасные здания бывшей усадьбы Лопухиных восстановленной из  руин Международным Центром Рерихов, — является идеологический мотив недопущения чиновниками Минкультуры и руководством государственного музея Востока популяризации и пропаганды общественным Музеем имени Рериха философско-этического учения Николая Константиновича Рериха и его жены Елены Рерих известного под именем «Живая Этика» или «Агни Йога». 

В нашем, по Конституции РФ светском и неидеологизированном государстве такую степень ожесточенного и непримиримого отношения к столь  малоизвестному широкой публике (и мне в  частности, тоже) учению как «Живая Этика» («Агни Йога») , какую продемонстрировало руководство Минкультуры РФ и государственного Музея Востока, заявляя , сначала об экстремизме общественного Музея имени Рериха , затем о неправильной интерпретации основателем  Музея Рериха Л.В.Шапошниковой «Живой Этики»,  можно, по-моему, объяснить только влиянием и участием в этой истории РПЦ. 

Я даже не исключаю, что возможно был  и негласный  прямой или косвенный заказ руководства РПЦ на  уничтожение общественного Музея имени Рериха. Ведь популяризация общественным Музеем имени Рериха «Живой Этики» (независимо от того , как интерпретировала это учение Л.В.Шапошниковой и как пропагандируют его сотрудники Музея) действительно никак не соотносится с насаждаемым в стране РПЦ при поддержке государства православием.

 Фактически с  уничтожением общественного Музея имени Рериха мы вернулись во времена большевизма, но с обратным знаком. В 1920-е — 1960-е и вплоть до перестройки годы советская власть уничтожала, гнобила и стремилась ослабить православие и русскую православную церковь, а в 2017 году российская власть вместе с РПЦ гнобит, уничтожает и  стремится не допустить в обществе пропаганду в стране любой идеологии, кроме православия, даже если это идеология совершенно внеконфессиональная и, как «Живая Этика», довольно эзотерическая. Поэтому я скажу следующее: неважно — есть Бог или его нет (для верующих он есть, для атеистов его нет). Важно — что делает и к чему стремится в обществе и государстве РПЦ!  Общественный Музей имени Н.К.Рериха в своей деятельности никогда не было противником действующей государственной власти и единственное чем, по-моему, можно объяснить ненависть к нему Минкультуры и Музея Востока — это идеологический «заказ» РПЦ на уничтожение общественного Музея имени Рериха.. 

Ссылка на источники:

*http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4731
** https://www.facebook.com/groups/74280704861/permalink/10154818776654862/?pnref=story.unseen-section

«Marina Koval Друзья! ТИГРАН МКРТЫЧЕВ отвечает на первый вопрос Натальи Смирновой: Итак, начнем
Уважаемая Наталья!
Прежде всего, хочу поблагодарить создателей этой группы за возможность установления прямого разговора с людьми, неравнодушными к  наследию Рерихов.
Государственный музей Рерихов не предполагает заниматься популяризацией Живой Этики. У нас будет очень маленький штат, направленный на хранение и экспозиционно-выставочную работу. Однако мы  планируем тесное взаимодействие с рериховской общественностью. Мы предлагаем площадку для изучения Учения, и дадим возможность исследователям работать с  архивами и произведениями Рерихов. Более того, мы предлагаем тезис для работы — Вернуться к Рериху. То есть мы хотим предложить исследователям отказаться от  интерпретаций Живой Этики, которые предлагали деятели МЦР, и изучать не труды Л.В. Шапошниковой, а Н.К. Рериха и Е.И. Рерих.
<...>
Тигран Мкртычев Реэкспозиция будет проведена во  всех залах музея. Вопрос о сроках более сложный — это и концепция, которую предстоит доработать, и работа по обновлению залов — ВНИМАНИЕ — залы памятника федерального значения в нарушении всех правил использования — покрыты современными матерчатыми обоями, и работа над дизайном экспозиции, и  конце-концов бюджет. Однако — подчёркиваю — экспозиция будет о творчестве Николая Рериха, о творчестве его детей, о учении Елены Рерих, а не о некой придуманной Л.В.Шапошниковой космической эволюции. Шапошникова и Рерихи — это разные величины»

Приговор Руслану Соколовскому — три с половиной года лишения свободы условно и квалификация его действий, как уголовного преступления по ст. УК 148.ч.1 — обусловлен, на мой взгляд тем, что за последние 15 лет в нашей многонациональной и многоконфессиональной и светской по конституциии РФ стране верхушка РПЦ с согласия и «благословения» президента Путина выстроила «под себя» идейное (идеологическое) самоопределение российского государства и идейное (идеологическое) самоопределение большинства российского общества — как государства и общества базирующегося на ценностях православия.. Сегодня и российское государство и общество, по мнению, руководства государства и верхушки РПЦ, якобы базируются, на ценностях православия, точнее говоря, актуальная ценность и идейная незаменимость православия для существования современного российского общества и современного российского государства официально признана в обществе и основными институтами государства. . 

Поэтому и российские судьи и суды, выносят неправосудные, на мой взгляд, уголовные приговоры за оскорбление чувств православных верующих потому, что чувствуют и внутренне считают себя судьями НЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (как по Конституции РФ) , а судьями государства и общества, основанного на ценностях религии православия. 
Впервые российский суд продемонстрировал ОТНОШЕНИЕ К ПРАВОСЛАВИЮ КАК К ГОСУДАРСТВО— ОБРАЗУЮЩЕЙ ЦЕННОСТИ и ИДЕОЛОГИИ в 2005 году, когда за организацию и проведение выставки «Осторожно, религия!» в Музее и общественном центре «Мир, прогресс,права человека» имени Андрея Сахарова Таганский суд г.Москвы приговорил двух из трех обвиняемых по ст.282.2 УК РФ за организацию этой выставки лиц к штрафу в 150 тысяч рублей (прокурор просил осудить обвиняемых на 2 года лишения свободы в колонии). В 2010 году за организацию и проведение в январе 2007 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова выставки «Запретное искусство-2006» Таганский суд приговорил по ст. 282.2 УК РФ одного из обвиняемых к штрафу 200 тысяч рублей , а другого обвиняемого к штрафу в 150 тысяч рублей (прокурор просил приговорить обоих обвиняемых к лишению свободы в колонии на 3 года).

Мне кажется, сегодня интересно перечитать материалы дискуссии, развернувшейся в СМИ между обвиняемыми и другими лицами в связи с делом о выставке «Запретное искусство -2006» по поводу роли верхушки РПЦ в этом деле:

Елена Санникова: Из совков в фарисеи — Форум Демократического сетевого сообщества Елена Санникова: Из совков в фарисеи Золотой… DEMSET.ORG

«Вот и смолкли клевета и споры,

Словно взят у вечности отгул ...
А над ..... встали мародеры,
И несут почетный ...
Ка-ра-ул!» (А.Галич)

Тигран Мкртычев , когда-то неплохой археолог (по отзывам тех, кто с ним работал в поле) ,ныне зам.директора Музея Востока возглавил движение рейдеров , захвативших то, что было создано в культуре не ими — общественный Музей имени Рериха и его коллекции в бывшей усадьбе Лопухиных в Москве, востановленной из руин МЦР (Международным Центром Рерихов за счет средств частных лиц)..

Участвововавшие «рериховском» совещании в Москве , в государственном Музее Востока люди, привествовавшие создание государственного Музея Семьи Рерихов — филиала Музея Востока на базе собрания и в помещениях Международного Центра Рерихов не понимают и не стыдятся того, что они выступили в роли мародеров*. К сожалению, этого не понимает и подавляющее большинство деятелей современной культуры , отстранившихся и отказавшихся от защиты созданного МЦР и Л.В.Шапошниковой в соответствии с волей и завещанием С.Н.Рериха общественного музея имени Н.К. Рериха .

Но непонимание мародерами, того что они мародеры, не освобождает и не освободит их от этической и юридической ответственности за свои действия. То, что захват и уничтожение общественно Музея имени Н.К.Рериха происходит под флагом Минкультуры РФ не меняет характера происходящего — мародерство остается мародерством.

Уничтожение и захват государством созданного в культуре не не властью,не Министерством культуры, не государственным Музеем Востока, а другими людьми, «чужих» объектов и ценностей культуры, вместо создания своих собственных возвращает Россию во времена после революции , когда в Москве и по всей стране государство закрывало частные музеи, театры, экспроприировало частные собрания и коллекции и т.д., некоторые из которых были просто уничтожены, а на базе некоторых других возникли государственные музеи и театры. Сегодня по отношению к общественному Музею имени Н.К. Рериха Минкультуры проводит ту же политику, что проводили большевики в первые годы после революции. И это очевидным и вопиющим образом противоречит принципу современной культуры — «создавать свое, новое, а не уничтожать созданное другими, старое!».


* P.S.

В Государственном музее Востока (Москва) состоялось совещание представителей рериховских музеев и общественности | Музей-институт семь Официальный сайт Музея — института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге ROERICH.SPB.RU

Всем, кто повторяет расхожую фразу об общественном музее имени Рериха — «это темная история» и потому дистанцируется от от нее и от участия в защите общественного Музея имени Рериха.

Уважаемые деятели отечественной культуры, уважаемые дамы и уважаемые господа, не хотите узнать что-то достоверное и просветиться по поводу якобы «темной истории» с общественным Музеем имени Н.К.Рериха? А то, если просто повторять «темная история», «темная история» она светлее не станет. Начните самопросвещение с чтения справки предыдущего министра культуры Авдеева которую он направил в правительство по поводу «темной истории» — о коллекции переданной С.Н.Рерихом в СССР и сообщает правительству в этой справке кому эта коллекция принадлежит: http://www.icr.su/upload/inf-mincult-2012.pdf. Потом послушайте людей, выступавших 4 мая 2017 года на пресс-конференции об уничтожении общественного музея имени Рерих на пресс-конференции- https://www.youtube.com/watch?v=u0oOvKHp5vo, в том числе председателя Советского Фонда Мира, а ныне председателя попечительского совета Музея Анатолия Карпова (того, кто был многократным чемпионам мира по шахматам,  советский человек , но не врун) - https://www.youtube.com/watch?v=VXTr2UcG88M&feature=share, узнаете много новых для себя и интересных фактов. А на «десерт» прочтите, пожалуйста, мою итоговую статью об этой «темной истории» - http://trv-science.ru/…/v-chem-smysl-unichtozheniya-muzeya…/ и еще одну предыдущую -http://trv-science.ru/2017/03/11/muzejj-rerikhov-sos/. Если Вы это сделаете, история перестанет для Вас быть «темной» и Вы перестанете вслед за многими повторять расхожую фразу об общественном Музее имени Рериха — «темная история» . Мне кажется, что дистанцироваться от этой якобы «темной истории» не имеет смысла, а имеет смысл включиться в кампанию защиты общественного Музея имени Рериха от уничтожения.

Мне жаль, что написав и опубликовав несколько заметок и статей с резкой критикой того, как и почему Министерство культуры и государственный Музей Востока настойчиво уничтожают общественный Музей имени Рериха и, придя к выводу, что теперь в силу самого характера происходящего проблему, видимо, будет решать уже Путин, я прошел мимо самой главной мысли, которой правильно начинать и кончать любые рассуждения об уничтожении и защите общественного Музея имени Рериха.

Когда руководство Министерства культуры и государственного музея Востока с огромным упорством занимается уничтожением созданного с большой любовью другими людьми общественного Музея имени Н.К.Рериха, то это «начинание» Минкультуры и Музея Востока, по существу, является повтором и воспроизведением культурной политики государства советских времен. Это «начинание» извращает и уничтожает сам смысл и принцип созидания современной культуры (и, кстати, назначение и роль Министерства культуры и музея Востока тоже извращает). Органический и общепризнанный для современной культуры принцип — созидание своего, а не уничтожение чужого! В советское время общепризнанный и господствующий принцип был иной — уничтожение чужого, ради создания и существования своего! Так, частные музеи западной живописи С.И.Щукина и И.А.Морозова были национализированы в 1918 году, в 20-е и 30-е годы эти музеи разрешалось посещать только по пропускам, которые выдавала Советская академия художеств, все другие частные музеи и частные театры и кинотеатры тоже были закрыты, пейзажистов еще в 1950-60-е годы выставкомы ругали за безыдейность и требовали от них писать картины на советские жанровые темы и т.д. В общем, в советское время культуру строили, веря в принцип, — чтобы сделать что-то новое, свое, сначала нужно уничтожить старое, сделанное другими или, по крайней мере, ограничить «старое» насколько это возможно!

По—моему, исходный момент и смысл ситуации и дискуссии вокруг общественного Музея имени Рериха заключается не только в намерении Министерства культуры разорить и уничтожить (в техническом и организационном смысле) уже 26 лет хорошо работающий и интересный публике большой общественной Музей, а в намерении представить это стремление (какие бы реальные цели за ним не стояли) как желание создать что-то новое и хорошее, например, обеспечить сохранность работ Рериха лучше или представить его художественное творчество «полнее», чем это делает МЦР . Не исключено, что Минкультуры и дирекция Музея Востока хотят таким образом Музей Востока оживить. Т.е. опять же действие по принципу — чтобы создать что-то новое, свое, хотят уничтожить и отнять уже сделанное (причем хорошо сделанное) другими людьми, «чужое» . Есть в этом лукавстве Минкультуры и некоторая искренность. Думаю, что и руководство Министерства культуры и Музея Востока очень раздражает, что в общественном Музее имени Рериха его творчество представлено и пропагандируется не только и не просто как крупного художника. Оно представлено здесь вместе с очень важными для Рериха, необычными и часто не очень понятными публике философско-этическими поисками его и его жены Елены Ивановны Рерих — т.е. вместе с несколько мистическим, философски-духовныем Учением «Живая Этика» (Агни Йога). Поэтому и Министерство культуры и Музей Востока, думаю, хотели бы показ картин Рериха, насколько это возможно, «освободить» от его и его жены философско-этических поисков — т.е. рассказывать о Рерихе примерно так, как говорится о нем в сопроводительном тексте моего альбома рериховских репродукций изданного Гознаком в 1970 году.

Важнее и страшнее всего для современной российской культуры и для людей, которые ощущают в ней потребность, то, что уничтожение Министерством культуры и Музеем Востока общественного Музея имени Рериха и их «видение Рериха», возвращает принцип организации и существования нашей культуры на 30-70 лет назад и открыто противоречит исходному, органическому принципу жизнеспособности любой современной культуры — не уничтожать сделанное другими людьми, а создавать свое! Борьба за восстановление экспозиции общественного музея имени Рериха, за возвращение вывезенных из МЦР материалов и за существование общественного Музея имени Рериха в бывшей усадьбе Лопухиных связана с признанием главенства и важности для современной России основного принципа современной культуры. Если выдуманный и раздутый Минкультуры конфликт с общественным музеем имени Рериха не будет решен, борьба за Музей и современный принцип существования культуры «чтобы сделать свое — нельзя уничтожать чужое» будет людьми, для которых важна современная культура, продолжена. Думаю, МЦР может тогда подать иск в Европейский суд и победить.

Неужели это не очевидно Министерству культуры и всем, кто, работая в сфере культуры, дистанцируется от этой проблемы и равнодушно наблюдает за уничтожением общественного Музея имени Рериха?

Решать вымышленный Министерством культуры конфликт с Международным центром Рерихов, видимо, придется Путину. 7 марта 2017 г. утром в МЦР (Международный Центр Рерихов), занимающий бывшую усадьбу Лопухиных в Знаменском переулке в центре Москвы, приехали советник министра культуры г-н Рыбак и зам.директора Музея Востока г-н Мкртычев с cотрудниками Следственного комитета. До утра 8 марта они силой вывезли часть имущества и более 200 картин Рерихов из общественного Музея Рериха -Центра Рерихов «на хранение» в Музей Востока, свидетелями чего были сотрудники МЦР. 28 апреля в МЦР в 21.30 прямо во время концерта классической музыки в Музей Рериха приехал уже приехал директор Музея Востока г-н Седов в сопровождении сотрудников какого-то ЧОПа, свидетелями чего был находившийся в это время в МЦР член Совета по правам человека при президенте РФ Иван Засурский и сотрудники МЦР. Приехавшие настояли на том, чтобы Музей был опечатан, а у входных дверей был поставлен пост полиции. Доступ сотрудников МЦР во все его здания был запрещен. 29 апреля в 18.20 директор Музея Востока Седов со своими сотрудниками и советником министерства культуры г-н Рыбак снова приехали в МЦР в сопровождении примерно 40 сотрудников Следственного комитета и силой , не ставя об этом в известность сотрудников МЦР, вывезли несколько произведений Cвятослава Рериха «на хранение в Музей Востока» (о чем г-н Рыбак позже сообщил в интервью в эфире). Свидетелями приезда сотрудников Следственного комитета, директора Музея Востока и представителя Минкультуры в МЦР были сотрудники МЦР и приехавшие на помощь МЦР председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов и член Совета Андрей Бабушкин. На территорию музея, после приезда сотрудников Следственного комитета, полиция председателя и члена СПЧ не пустила и они наблюдали происходящее буквально через забор! Какое имущество и какие картины являющиеся собственностью МЦР было вывезены 29 апреля в Музей Востока сотрудникам общественного Музея Рериха точно неизвестно. 29 же апреля глубокой ночью, приехавшие в Музей вместе с директором Музея Востока сотрудники Следственного комитета, по словам заместителя директора общественного музея имени Рериха Павла Журавихина, передали здания усадьбы Лопухиных со всем содержимым на ответственное хранение Музею Востока, без решения суда и без согласия и акта передачи подписанного руководством МЦР. С 30 апреля в будке охранника при въезде на территорию музея сидит полиция и «черный ЧОП» нанятый и привезенный директором Музея Востока. Вывозят ли сотрудники Музея Востока из Музея Рериха что—либо еще сотрудникам МЦР не сообщают и они этого не знают. Ночью 1 мая апреля «оккупанты» — сотрудники ЧОП, нанятые дирекцией Музея Востока, сняли с флагштока на территории общественного Музея имени Рериха Знамя Мира — международный символ Пакта Рериха об охране мирового культурного наследия, сигнализирующего и символизируешего, что данная территория и объекты культуры подлежат государственной и общественной защите (такой флаг по идее Рериха должен быть установлен на всех объектах культуры), заменив его сувенирным (?) российским флагом с надписью «Россия». Смена флага символизирует и сигнализирует, видимо, об административной подконтрольности территории и зданий МЦР Минкульту и Росимуществу.

То, что Министерства культуры действует против МЦР уже совершенно в безобразной силовой форме похожей на рейдейрские захваты с участием и при поддержки силовиков, происходившие при спорах «хозяйствующих субъектов» в 1990-е годы, поставило свидетелей уничтожения общественного Музея имени Рериха, членов СПЧ — Федотова, Бабушкина и Засурского в положение, когда они, я думаю, примут решение обратиться к президенту страны и просить его прекратить происходящее вокруг общественного Музея имени Н.К.Рериха безобразие и беспредел. Член СПЧ Иван Засурский 29 апреля уже официально обратился в СПЧ с письмом и предложением остановить уничтожение Музея имени Рериха (http://www.chaskor.ru/news/pismo_k_spch_s_prizyvom_ostanovit_nezakonnoe_vyselenie_muzeya_im_n_k_reriha_41875), а председатель СПЧ Михаил Федотов 30 апреля, как сообщили СМИ (https://tvrain.ru/news/spch-433670/), обещал разобраться с ситуацией вокруг общественного Музея имени Рериха.

Описанная выше ситуация заставляет десятки сотрудников общественного Музея Рериха тратить свое время не на культурную работу, а на противостояние с Министерством культуры (сейчас их работа просто остановлена), а десятки тысяч сторонников общественного Музея Рериха данная ситуация заставляет переживать за общественный музей имени Рериха, подписывать письма в его защиту и возмущаться действиями министра культуры и руководства Музея Востока.

Я  думаю, что конфликт вокруг Музея Рериха, возможно, будет решен Путиным и вот  почему. Во-первых, весьма вероятно обращение СПЧ к президенту по этом вопросу. Во-вторых, важен негативный общественный резонанс и негативная оценка действий Минкультуры в связи с его позицией по отношению к общественному Музею имени Рериха, и этот резонанс постоянно растет. Но прежде всего важна причина изложенная в первом разделе этой статьи. Президент страны не может позволить своему министру культуры проводить политику противостоящую и разрушающую принципы существования культуры в современном мире и возвращающие российское общество и российское государство к принципам по которым культура существовала в СССР в предвоенные годы и с 1950-х — до середины 1980-х годов. Скатывание к административно-силовым методам организации и рукводства сферой культуры не в интересах страны и президента.

Материальный и псевдоправовой аспекты конфликта . Министерства культуры ведет войну на уничтожение МЦР уже два или три года, когда новое руководство министерства во главе с министром Мединским решило посредством инициированных Минкультры неправовых решений суда присвоить и передать Музею Востока прекрасно отреставрированный и восстановленный из руин Международным Центром Рерихов на частные пожертвования (около 2 млрд.рублей) бывший особняк Лопухиных в Знаменском переулке, в котором по решению правительства Москвы был открыт и работает с 1993 года общественный Музей имени Рериха. Готовясь «взять» особняк Лопухиных Министерство культуры в ноябре 2016 года выделило Музею Востока 36 млн. рублей для создания в помещениях усадьбы Лопухиных (которые занимает МЦР) не более и не менее как филиала Музея Востока — Музея семьи Рерихов!). Вот он «бессмертный» советский принцип организации культуры: чтобы создать свое новое — уничтожаем чужое старое! Как считает зам.директора общественного Музея имени Рериха данное решение связано также с желанием руководства Музея Востока «прикрыть» таким способом пропажу нескольких картин Николая Рериха находившихся в Музее Востока.

При поддержке Следственного комитета и полиции представитель Минкультуры и руководители Музея Востока 7-8 марта и 28 и 29 апреля уже вывезли из МЦР точно неизвестное число работ Николая и Святослава Рерихов (по данным зам. директора Музея Рериха П.Журавихина — минимум около двухсот), других предметов искусства и материалов наследия семьи Рерихов. По договоренности с руководством СССР и России (Горбачевым, а потом Ельциным) находящееся ныне в собственности МЦР наследие семьи Рерихов было в 1990 г. передано Святославом Рерихом намеренно (что было принципиальным условием передачи наследия Рерихов в СССР) не Министерству культуры и не государственной организации — Музею Востока, а общественной организации — Советскому Фонду Рерихов и его российскому правопреемнику МЦР для создания общественного музея Николая Рериха Международного Центра Рерихов в бывшей усадьбе Лопухиных, которую выбрал для создания МЦР сам Святослав Рерих. Подлинность подписанного Святославом Рерихом документа, которым он подтверждает, что Международный Центр Рерихов, создан по его инициативе и является правопреемником Советского Фонда Рерихов, и передачу им наследия семьи Рерихов Международному Центру Рерихов новое руководство Минкультуры оспорило в инициированных им судах. Хотя в 2002 и 2012 гг суды признали права МЦР на наследие семьи Рерихов Минкультуры недавно добилось отмены этих решений. Свидетельство о передаче Святославом Рерихом наследия семьи Рерихов Международному центру Рерихов Анатолия Карпова, многократного чемпиона мира по шахматам, честного по характеру человека, руководившего Советским Фондом Культуры, ныне члена Госдумы России, президента попечительского совета общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов, а главное — подтверждение легитимности передачи Святославом Рерихом МЦР наследия семьи Рерихов почти двадцатилетней успешной работой МЦР ни новое руководство Минкультуры, ни  инициированные им суды не принимают во внимание!

Переданное МЦР Святославом Рерихом наследие членов семьи Рерихов представляет не только  художественную, но и огромную материальную ценность . Значительную часть этого наследия МЦР давно поставил на учет в негосударственную часть государственного Музейного Фонда России и представил в экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха, что Минкультуры опять же не  принимает во внимание. Сегодня эту экспозицию грабят и гробят — картины снимают со стен и увозят из МЦР бессовестные чиновники, работающие в Музее Востока!

Какое же отношение к особняку в Знаменском переулке и к вывезенным силой из МЦР картинам и архиву Советского Фонда Рерихов, а главное, какое отношение к созданному по инициативе доверенного лица Святослава Рериха Л.В.Шапошниковой общественному музею имени Н..К.Рериха (созданному и работающему на пожертвования благотворителей) имеет Министерство культуры и Музей Востока? Ровным счетом никакое. Точнее одно единственное, а именно — желание Минкультуры получить особняк Лопухиных и все наследие семьи Рерихов, хотя ни на то, ни на другое ни Министерство культуры и Музей Востока не имеют права даже претендовать!

Особый цинизм действий Минкультуры и руководства Музея Востока состоит в том, что апелляция МЦР на решение арбитражного суда о лишении МЦР права ни пользование усадьбой Лопухиных еще не рассматривалась высшей судебной инстанцией (МЦР готовит эту апелляцию, чтобы подать ее в назначенный срок до 7 мая с.г.). Еще более циничны действия сотрудников Следственного управления уже передавших здания усадьбы Лопухиных со всем имуществом МЦР «на ответственное хранение» Музею Востока!

О личном отношении к происходящему. До тех пор пока Музей Востока не вернет общественному Музею имени Рериха вывезенные из него картины, произведения искусства, документы я не ступлю в государственный Музей Востока и ногой. Раньше я Музей Востока любил и много раз школьником, студентом и позже там бывал. Но сегодня Музей Востока, поступая вышеописанным образом со своими коллегами музейщиками из негосударственного Музея имени Рериха, стал подлой организацией и останется ей до тех пор пока политика Музея Востока в отношении общественного Музея Рериха не изменится.

Я настаиваю на уважении к работе МЦР не потому что являюсь членом сообщества «рериховцев». Как бывший музейщик и бывший директор-организатор Музея общественного центра имени Андрея Сахарова и бывший и.о. директора ГГМ имени В.И.Вернадского, как бывший старший научный сотрудник и руководитель программы «Современное искусство в открытом обществе» в ГЦСИ я считаю экспозицию общественного Музея имени Н.К.Рериха очень интересной и выразительной, профессионально сделанной и очень достойной. Но знатоком и поклонником философских исканий и учения Николая и Елены Рерихов «Живая этика» я не являюсь. Зато еще со школы я знаю и очень люблю гималайскую серию картин Николая Рериха (впервые увидел и полюбил многие картины этой серии еще в старом помещении Музея Востока на ул.Обуха). Я ощущаю и для меня важно в этой серии образно выраженное стремление человека, людей к духовному бессмертию, то же что есть и в русской иконописи (но у Рериха, как ни странно, это в более чистом виде выражено).

Я защищаю общественный музей имени Рериха, потому что работал в современной культуре и более менее представляю, что это такое, а также потому что не люблю лжи, хамства, наглости, равнодушия и одновременно зависти, неприятия которые питают к МЦР люди, стремящиеся общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов уничтожить. Позволить им сделать это мы не можем и не дадим!

Как я уже сказал в первой части статьи — современный принцип организации и существования культуры — создавать новое и свое в культуре, не уничтожая уже созданного «чужого», «старого» обязательно победит в нашей стране, поскольку все, кому современная культура не безразлична, поддерживают его, а не противоположный советский принцип, держась которого Минкультуры и Музеем Востока уничтожают общественный Музей имени Рериха.

Когда один музей и одни люди уничтожают в нашей стране другой музей, созданный другими людьми — это разрушает принцип, смысл, саму возможность существования современной культуры в России. Насильственное преобразование разных, свободно осуществляемых культурных общественных начинаний, полилога институций и культурных практик, реализуемых без участия государства, в жестко выстраиваемое нынешним руководством министерства культуры административно-бюрократическое «пространство государственной культуры» превращает современную активную жизнь людей культуры в неповоротливую и потому безобразную бюрократически-административную «схему культуры» и «схему жизни» , в «культурную маску». Механически действующий «Голем» — союз Минкультуры с силовиками — проявил себя и стремится взять окружающее под контроль, в критический момент, когда руководство министерства и государственного Музея Востока именем государства безжалостно уничтожают общественный Музей имени Рериха созданный не ими. Допустить уничтожение общественного Музея Рериха министерством культуры ради каких бы то ни было его целей людям, для которых принципы современной культуры что-то значат и не безразличны, невозможно!

Борьба будет продолжена до победы — до полного восстановления общественного Музея имени Рериха, возвращения ему всех изъятых материалов и признания Министерством культуры императивного принципа организации современной культуры: «Созиданию своего — да!, а уничтожению другого и «чужого» — нет!»

Министерство культуры должно отозвать свои иски из суда по поводу отъема у МЦР усадьбы Лопухиных, а Музей Востока и Следственные органы вернуть МЦР вывезенные оттуда картины, ценности, документы.

1-2 мая 2017 года

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире