saamov

Григорий Сомов

17 мая 2017

F
Фото: автор

Сегодня в Москве, в Центральном музее музыкальной культуры, прошла презентация книги музыковеда и историка российской культуры Виктора Юзефовича о жизни и творчестве народного артиста СССР, выдающегося скрипача и дирижера Давида Ойстраха. В издание включены материалы из личного архива музыканта, который хранятся во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки.
Этот роскошный фолиант «Царь Давид» выпущен издательством «Особая книга» (Москва).
В уникальной книге-альбоме «Царь Давид» собраны материалы из  коллекции ВМОМК имени М.И. Глинки, библиотек и архивов, оркестров и филармоний, музеев и частных собраний России, Украины, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Израиля, США, Австралии, Китая, Японии.

В презентации приняли участие: сын великого музыканта Игорь Давыдович Ойстрах, тоже известный музыкант, дирижёр, а так же работники издательства, музыковеды, историки.
Вечер был исключительно тёплым, добрым.

На снимках: презентация альбома «Царь Давид».


Фото: автор.

Не стало великого поэта и гражданина России Евгения Евтушенко…

Кто ни помнит знаменитый фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича»!? По личной глупости Хрущёва фильм сначала был запрещён, потом урезан, переименован, но он всё-таки выжил в первозданном виде. Это фильм-открытие выдающегося режиссёра.

Так вот, в фильме есть уникальный эпизод: в Большой аудитории Политехнического музея проходит музыкально-поэтический вечер. Участвуют: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Роберт Рождественский. Этот список участников – тоже находка режиссёра, который пригласил именно этих поэтов. Мы их знаем все последние десятилетия, знаем как лучших поэтов современности. А Хуциев это вычислил,  предугадал ещё в далёком 1964 году! В зале только герои фильма и участники знали, что снимается художественный фильм. А  публика слушала выступления молодых поэтов и музыкантов и думала, что операторы снимают хронику для новостей. Это был совершенно новый приём в кинематографе. Именно поэтому эпизод (как и весь фильм) получился таким естественным и непринужденным.  

Евгений Евтушенко даже в этом величественном списке занимал особое место своей неуёмной энергией, непокорностью, независимостью от  политических веяний, желанием объять весь мир, помочь всем страждущим. Именно по этим причинам поэт-трибун часто оказывался не просто в опале, но и на грани ареста или других репрессивных мер, которых в арсенале властей всегда было великое множество (вспомним Солженицына, Сахарова, Бродского, Ахматову, Цветаеву и  многих других).

Но эго бурная энергия и могучий талант оказались сильнее цензуры и репрессивных органов.

Многие годы подряд в той самой Большой аудитории Политехнического музея, в которой со дня его открытия в 1907 году выступали многие выдающиеся учёные и поэты, Евгений Евтушенко каждый год, в день своего рождения – 18 июля – проводил творческие встречи с читателями.

Я почти все последние годы приходил на встречу с  Поэтом. Народа всегда было так много, что несколько кордонов охраны с трудом сдерживали натиск. Не найдя лишнего билетика, некоторые любители поэзии умоляли охрану дать им возможность купить входные билеты или пропустить их без билетов.

Он в неизменной цветастой рубахе и кроссовках на сцену выходил Евгений Евтушенко. Переполненный зал тепло приветствует его. И поэт начинал читать.

Несмотря на преклонный возраст, когда он начинал читать стихи, даже помолодел. Он был подвижен, весел, необыкновенно артистичен.

Помню, в 2006 году он прочитал знаменитые стихи «Бабьи яр» и «Казнь Степана Разина». Читал он эти объёмные произведения на память, придавая каждому слову, каждому слогу свою интонацию, то беря форте, когда его голос звучал как набат, то пианиссимо, доводя голос до таинственного шёпота. И произошло почти чудо: зал устроил поэту овацию, стоя приветствовал его талант поэта, чтеца, актёра. Я на поэтическом вечере видел такое впервые. Мне показалось, что в этот раз Евтушенко превзошёл самого себя.

В 1995 году Евтушенко написал такие строки:

 

Я прорвусь в  Двадцать Первый век,

не  разодранный по цитатам,

а рассыпанный по пацанятам,

на качелях, взлетающих вверх…

 

 И  позже, в 2000 году:

 

Я Пушкину и  Сахарову верю,

но никакому лживому вождю.

В империю я  забиваю дверь.

В тысячелетье новое вхожу.

 

Но разве можно представить и говорить о поэте Евтушенко без его необыкновенной лирики.

Б. Ахмадулиной

Со мною вот  что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в  праздной суете

разнообразные не те…  

                                        (1957)

 

* * *

Боюсь не  справиться с лицом,

когда тебя увижу где-то,

и завершится всё концом,

в котором больше нет секрета.

 

Боюсь не  справиться с душой,

боюсь не  справиться и с телом,

чтоб над тобой и надо мной

не надругались миром целым.

 

Боюсь – не  знаю отчего –

тебя, как тайного богатства.

Боюсь – и  более всего, –

его пропажи не бояться.

                                     («Боюсь…», 2004)

 

Я не могу не отметить один эпизод поэтического вечера Евтушенко, тем более что сам поэт посвятил ему почти половину отделения. «Мне обидно и больно, – сказал Евтушенко, – за те напряжённые отношения между нашими народами, народами России и Грузии, которые сложились в последнее время. История не знала такой дружбы двух поэзий, как поэзия Грузии и поэзия России». – Евтушенко привёл много интересных эпизодов дружбы русских и грузинских поэтов, о своей дружбе со многими поэтами и знаменитым художником Ладо Гудиашвили. Рассказал, как грузинские поэты помогали Борису Пастернаку, когда шла травля его за роман «Доктор Живаго». А Гудиашвили, который сам был в опале, рискуя собой, хранил произведения великого поэта, и даже сумел сохранить автограф Пастернака на стене своей мастерской. А русские поэты оберегали вдову поэта Тициана Табидзе, замученного в застенках НКВД, помогали ей.

Прочитав стихотворения, посвящённые грузинским поэтам, Евтушенко сделал такой математически точный вывод: «Политики могут ссориться, но они не имеют права ссорить свои народы». – Лучше не скажешь! Хорошо, если политики услышат эти мудрые слова.

Приведу ещё две цитаты из выступлений Евтушенко:

«Я побывал в 94-х странах мира, видел и хороших, и  плохих людей. Но никогда не видел плохого народа».

                   «Сахаров занимался не  политикой, а утверждением человеческой совести».

Я  во время этих встреч дарил поэту свои книги, и он их очень тепло принимал.

Была традиция: 18 июля, в день своего рождения Евгений Евтушенко  встречался с читателями…

Но он не умер, он ушёл в бессмертие.

Поэтому мы вновь будем встречаться с Поэтом, с его поэзией.

2006 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

В удивительно живём мы время! С телеэкранов льётся агрессивная пропаганда, и в жизни происходит что-то похожее. Самое страшное то, что страна вместо движения вперёд настойчиво стремится назад, в совок.

И, естественно, надо обуздать искусство, обнаглели, понимаешь: рисуют и лепят голых людей. Вот не доглядели наши депутаты, и  Микеланджело вырезал из камня голого мужчину, назвал Давидом. А Венера совсем совесть потеряла: стоит голая, понимаешь. И Боттичелли, Рембрандт, Тициан, Рафаэль, Веласкес что вытворили: нарисовали голых женщин. Прекратить это безобразие!

Это, конечно, горькая шутка. Но на самом деле есть опять поползновения контролировать искусство, литературу. Эти борцы за нравственность, видно, никогда не были в музеях, не знают, что обнажённая натура – одна из  главных тем в изобразительном искусстве. Есть свои особенности в любом направлении искусства, литературы.

Конкретный пример, свидетелем которого я был: недавно в  одном подмосковном городе завхоз выставочного зала (с согласия директора) распорядился снять с экспозиции знаменитых художников произведения с обнажённой натурой. Художникам пришлось обратиться к администрации города, писать бумаги, чтобы отменить этот произвол человека (и его начальства), ничего не понимающего в искусстве.

Это становится системой и молчать уже нельзя.

Между тем к законодателям есть много вопросов. Например, как могло случиться, что у художников с 1991 года нет зарплаты и, что совершенно возмутительно, — им не начисляется стаж работы? Наступает пенсионный возраст и в пенсионном фонде требуют предъявить трудовую книжку, но у художника нет этой книжки. Получается, что творческий труд в нашей стране не считается общественно полезным трудом. И художник (писатель…), создав даже великие произведения, не может претендовать на приличную пенсию, если он вовремя не  позаботился параллельно работать дворником, охранником.

А если кто осмеливается сказать правду о притеснениях работников культуры, тут же на телеэкране появляются прикормленные деятели и  поучают его. Отвратительное зрелище!

А если законодатели хотят навести порядок в области культуры, у них есть такая возможность, точнее – обязанность: законодательно решить судьбу творческих работников, в том числе – их обеспеченность в  старости. Ведь самое главное, чем мы можем гордиться, завоевать мир – это КУЛЬТУРА.

Фото: автор.

Сегодня в  Музее-усадьбе «Остафьево – Русский Парнас» состоялся 35 Пушкинский праздник поэзии, посвящённый дню рождения великого поэта. Здесь каждый год, в первое воскресенье июня, отмечается этот великолепный праздник. Но этот год для Остафьева особенный: исполняется 250 лет со дня рождения Николая Карамзина, который здесь, в усадьбе Вяземских, 12 лет жил и писал свой великий труд «Историю государства Российского». Карамзинский юбилей будет отмечаться осенью, а  сегодня праздник Пушкинский…

Пушкин трижды был в Остафьеве, в гостях у Петра Вяземского и, по преданию, любил бывать в той комнате, где работал Карамзин.

Гостей праздника встречал директор Музея Анатолий Коршиков. Мы давно знакомы, дружим. Приятно было встретить знакомого по прежним праздникам потомка Пушкина Алексея Нарышкина, который многие годы возглавлял Международное Пушкинское общество. Встретил известного кинематографиста, режиссёра Сергея Тютина, который начал снимать фильм об Остафьеве.

Погода сегодня не задалась: моросил дождь, было прохладно, но люди шли к Пушкину – дети, молодёжь, старшее поколение, по Народной тропе к Поэту.

Состоялся концерт, традиционное возложение цветов к памятнику Пушкину.

К  памятнику Пушкину цветы возлагает потомок Поэта Алексей Нарышкин.

Директор Музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас», заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин Подольского района Анатолий Корщиков и председатель Подольского городского отделения Союза художников России, заслуженный художник России Ларса Давыдова, автор картины «Карамзин в Остафьеве», которая с 1995 года является экспонатом Остафьевского музея.

В выставочном зале Союза художников России (ул. Покровка, 37) открылась персональная выставка «У времени в плену» заслуженного художника России, председателя подольского городского отделения СХР, члена правления СХР. Ларисы ДАВЫДОВОЙ.
Открыл выставку Первый секретарь СХР, народный художник России, академик РАХ Николай Боровской. Выступили: народный художник России, академик РАХ Альбина Акритас, народный художник России, вице-президент РАХ, ректор Суриковского института Анатолий Любавин, доктор искусствоведения, ведущий научный работник РАХ Татьяна Астраханцева и другие народные художники и  академики.

Выступающие отметили, что многие работы Давыдовой находятся в музеях и галереях России и зарубежных стран и здесь представлена только часть произведений художницы..
Много добрых слов сказал о выставке Л. Давыдовой, о  работе на посту председателя Подольского городского отделения СХР председатель Союза художников России, народный художник России, академик РАХ, член Президентского совета РФ, председатель Комиссии по культуре Общественной палаты РФ Андрей Ковальчук. 
Все говорили об удивительном таланте Давыдовой, её  мастерстве, о великолепных произведениях. Смысл выступлений всемирно известных художников и искусствоведов можно очень кратко изложит так:
Работы Л.А. Давыдовой пронизаны высокой духовностью, пониманием человеком своего предназначения в этом мире. В своём творчестве художница сохраняет преемственность и развивает традиции национального реалистического искусства. Художница ставит перед собой самые сложные задачи и блестяще их осуществляет. Она имеет ярко выраженный творческий почерк, её работы имеют свою, ни на кого не похожую, смысловую завязку, свою тему, свой лаконичный цветовой язык. Её работы пронизаны поэтичностью и  лиризмом, безупречными композиционными и колористическими решениями.
Основная тема произведений последних лет – «Российская провинция». Эту тему художница начала разрабатывать ещё с 1980 года, а с 2000 года тема провинции стала основной в её творчестве. Художница обращается к быту людей, в основном, провинциального круга, раскрывает обыденность как форму жизни, как сути, которая не содержит больших земных проблем, но интересна и многообразна в своем проявлении. Л.А Давыдова по-новому, блестяще, раскрывает эту сложную тему. 
Выставка продлится до 3 июня 2016 г.

Выступает народный художник России, академик РАХ Альбина Акритас 

Народный художник России, вице-президент РАХ, ректор Суриковского института Анатолий Любавин

.Председатель СХР, народный художник России, академик РАХ, председатель комиссии по культуре Общественной палаты РФ Андрей Ковальчук.

Произведения Л. Давыдовой:
«Автопортрет с Ангелом-хранителем», холст, масло

«Провинциалка. Автопортрет», холст, масло.

«Подольск. Купеческие дома», холст, масло».

«Портрет мужчины с гитарой», холст масло.

«Светлана в восточных украшениях», холст, масло

«Девушка с пуделем», холст, масло

«Зимний сад», картон, масло

«Синие тени», холст, масло

«Утренний чай», холст, масло

«Портрет художника Миронова», холст, масло, экспонат Серпуховского историко-художественного музея»

«После бани», холст, масло

«Надевающая босоножки», холст, масло

«После бани», бумага, смешанная техника

«Наливающая воду», бумага, смешанная техника

«Верочка», холст, масло, эскиз (оригинал в музее)

«Серёжа», холст, масло, эскиз (оригинал в музее)

«Подсолнухи», холст, масло

«Пионы», холст, масло

Заслуженный художник России Лариса Давыдова

Ушёл из жизни Виталий Серафимович Манин, выдающийся учёный, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Международной академии культуры и искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Удивительно его творчество, трудоспособность: он автор более 40 книг, причём не книжек, как часто уничижительно называют его величество книгу, а огромных фолиантов. Его наследие посвящено русскому и советскому изобразительному искусству…

Помню 10 марта 2009 года в Союзе художников России, в Клубе живописцев, почётным членом которого он тоже был, состоялась необычная презентация – презентация ВСЕХ его книг. Даже люди, хорошо знавшие Виталия Серафимовича, его талант, титаническое трудолюбие, были потрясены.

Тогда огромную, неоценимую заслугу В.С. Манина отметили Председатель СХР народный художник России, академик РАХ А.Н. Ковальчук, народный художник России, член-корреспондент РАХ В.Н. Телин, председатель Клуба живописцев, заслуженный художник России Л.А. Давыдова. Среди прочих книг ораторы остановились и на многолетнем труде В.С. Манина – серии монографий «Современные русские живописцы». В серию  вошло 16 томов – о творчестве 16 выдающихся художников.

Другой выдающийся учёный-искусствовед, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член Президиума РАХ,  действительный член Международной академии культуры и  искусства В.В. Ванслов назвал В.С. Манина человеком Ренессанса.

В.С. Манин в разные годы работал педагогом, многие годы был заместителем директора Третьяковской галереи.

Вечная память светлому человеку, выдающемуся учёному.


22 апреля в Москве, в Центральном доме художника, открылась интересная выставка молодых художников России, возраст которых не превышает 35 лет.

     Всероссийская выставка «Молодость России» является продолжением многолетнего проекта ВТОО «Союз художников России», носившим ранее название «Молодые художники России». В постсоветский период она проводится в четвертый раз.

В экспозиции представлено около 2000 произведений живописи, скульптуры, графики, искусства театра и кино, монументального, декоративно-прикладного, народного искусства, труды молодых искусствоведов и др. произведений.

Масштаб выставки, высокий уровень произведения поражают. Особенно обращает на себя внимание небывалого количества скульптур и  их качественный взлёт.

Открыл выставку Председатель Союза художников России, народный художник России, академик РАХ, член Президентского совета, председатель комиссии по культуре Общественной палаты РФ Андрей Ковальчук.Выступили другие руководители СХР, художники, искусствоведы, ректор Суриковского института, народный художник России, вице-президент РАХ Анатолий Любавин.

Полина АБРАМОВА, Подольск, МО, «Генрих», бронза

Александра КУРЬЯНОВА, Москва, «Люди над городом», 

Алексей АЛИЕВ, Нижний Тагил, «Город 2»,  х.м., акрил, смеш. техника.

 Ольга МЕНЖИЛИЙ, Ростов-на-Дону, «Игра», х.м.  

 
Ксения СТЕКОЛЬЩИКОВА, Москва, «Храм искусства», х.м.    
Олеся МАТУЩАК, Москва, «Дворники на крыше», оргалит, м 

Евгений МАШКОВСКИЙ, Калининград, «Мёртвая дорога», обрезная ксилография 

Кристина СТРУНКОВА, Москва, «Порт в Майами», х.м.  

Дмитрий РЯПАСОВ, Орёл, «Ева», дерево.

Арсений КРАЙНЮКОВ, Уфа, «Упало дерево», х.м. 

Анастасия МЕЛЬНИК, Златоуст, «Камилла Клодель», х.м

Лия ПАЛАДИНА, Калуга, «Отдых», х.м. 

Рустам ЯХИХАНОВ, Грозный, «День памяти», х.м.   


 



16 марта 2016 года в Москве, в Галерее Союза художников России, открылась персональная выставка выдающегося художника М.И. Курилко (1880 — 1969).

Михаил Иванович Курилко – русский советский художник театра, сценограф, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).

1903 – 1913 гг. учился в художественном училище при Академии художеств в Петербурге. Педагоги: И. Репин, Ф. Ционглинский, В. Матэ. По  окончании получил Золотую медаль.

В 1914 г. окончил Петербургский археологический институт

1914 -1924 гг. – профессор рисунка 2-го Политехнического института в Петербурге

1921 – 1924 гг. – профессор во Вхутемасе в Петербурге

1924 – главный художник Большого театра СССР. Оформляет спектакли «Саломея», «Хованщина», «Эсмеральда» и др.

1927 г. – художник и автор либретто балета «Красный мак» в  Большом театре».

Был главным консультантом строительства Новосибирского театра, оформлял павильоны ВДНХ, заведовал кафедрами рисунка в Московском архитектурном и инженерном институтах,  руководил театральной мастерской Московского художественного института им. В.И. Сурикова и др.

Открыл выставку М.И. Курилко Председатель ВТОО «Союз художников России» народный художник России, академик РАХ, председатель комиссии по культуре Общественной палаты РФ Андрей Ковальчук.

Все выступающие отметили уникальное дарование М. Курилко, его феноменальное трудолюбие, значимость его творческого наследия.

Многочисленные посетители вернисажа с большим удовольствием посмотрели произведения Мастера.

К открытию выставки выпущен каталог, вступительную статью к  которому написал молодой искусствовед Пётр Баранов.


Открытие выставки

«Портрет жены художника», 1910г. , холст, масло, 71х93

«Кровь сыновей», 1922г., пергамент, цветная сангина, 70х60

«Триумф Червоной Руси», 1913г, бумага , офорт, 72х124

«Смерть Вацлава», бумага, офорт, 81х88

Обложка каталога.

«Голод», пергамент, цветная сангина.



Фото: автор

Только что вышла книга «Притяжение Андроникова». Мы, создатели этого уникального издания, приурочили это важное событие ко дню рождения Ираклия Луарсабовича, который отмечается 28 сентября.

Редакционный совет: Профессор Александр Лободанов, профессор Борис Каплан, писатели Алексей Пьянов, Григорий Саамов.

Автор проекта, составитель Екатерина Шелухина.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Институт научной информации по общественным наукам РАН.

В книге собраны статьи, очерки, воспоминания 61 автора. К сожалению, многих уже нет в живых, и мы собирали материалы у наследников, естественно, с соблюдением авторских прав.

Назову несколько имён, авторов публикаций: Корней Чуковский, Борис Полевой, Агния Барто, Дмитрий Лихачёв, Андрей Вознесенский, Вениамин Каверин, Игорь Ильинский, Игорь Кириллов, Резо Чхеидзе. Конечно, есть публикации членов редакционного совета и автора проекта.

Мой материал в этой звёздной книге единственный, где и текст, и фотографии принадлежат одному автору.

Впервые я увидел Андроникова в 1968 году, когда мне посчастливилось попасть на сольный концерт любимого писателя. Огромный концертный зал имени Чайковского был переполнен. Телевизионщики снимали фильм. Представьте, за один вечер увидеть все шедевры Андроникова: «Загадка Н. Ф. И.», «Ошибка Сальвини», «Горло Шаляпина», «Воспоминания об Иване Ивановиче Соллертинском» и другие. Великий импровизатор, писатель, ученый, артист, неподражаемый рассказчик, он в этот день покорил меня окончательно.

Но это была пока встреча на расстоянии.

И вот, наконец, долгожданный день, 15 мая 1969 г., когда я познакомился с Андрониковым в Государственном музее А. С. Пушкина, что на Пречистенке, 12. В этот день здесь было необычное для музея оживление: готовилась телепередача «Неизвестные портреты. Современники Пушкина», посвященная 170-летию со дня рождения великого русского поэта. Съемочная группа в полном составе, кроме осветителей, отрабатывала детали будущей передачи, которую вел сам Ираклий Андроников. Выход передачи в прямой эфир планировался в первых числах июня, то есть в пушкинские дни, а в этот день была репетиция.

Своё повествование Ираклий Луарсабович начал с портретов известных людей пушкинского времени, которые удалось опознать, идентифицировать специалистам Музея. Это были портреты Владимира Сологуба, графини Воронцовой и других знаменитостей. С особым интересом я слушал историю детского портрета Пушкина, переданного в дар Музею известным актёром Всеволодом Якутом, который многие годы блистательно играл роль Пушкина в театре имени Ермоловой. А ему портрет преподнесла поклонница его таланта во время гастролей в Ленинграде в 1950 году.

– Здесь представлены наиболее известные портреты Пушкина, – рассказывал Андроников. – Они специально расположены в том же ракурсе, что и представленный детский портрет. Сравнивая их, специалисты убедились, что на портрете изображён Пушкин в возрасте примерно трёх лет. Далее Андроников рассказывал ещё о нескольких портретах, требующих изучения.

В процессе репетиции было несколько перерывов, и каждый раз Андроников уделял мне внимание. Он вообще не мог без живого общения, без публики, без новых впечатлений. В данном случае я был для него новой публикой. В один из перерывов он даже устроил для меня целое представление, которому аплодировали все присутствующие.

– Вчера я позвонил Козловскому – рассказывал он – и спросил: «Иван Семенович, что ты будешь петь в этом году на Пушкинском празднике?». Он назвал несколько романсов на стихи Пушкина. «Но ты это уже пел в прошлый раз! Спой лучше что-нибудь новое». Я напел ему романс, который, оказывается, он не знал. Знаете, – вдруг изменил тему разговора Ираклий Луарсабович – я ведь мечтал быть не писателем, а музыкантом. И память у меня чисто музыкальная. На моих концертах обычно удивляются «какая память!». А я никогда ничего из своих рассказов не заучиваю наизусть. Я до мельчайших подробностей знаю содержание рассказов, своих героев. Рассказываю же я их как музыку. Я знаю, что в определенную ритмическую фразу должен вложить такой-то определенный смысл. Без импровизации здесь не обойтись. И все-таки жаль, что я не стал музыкантом…

Было удивительно слышать от такого разносторонне одаренного человека, достигшего вершин во многих областях науки, искусства, литературы, что он не успел сделать еще что-то. И как бы в продолжение сказанного он стал напевать тему Четвёртой симфонии Сергея Танеева и дирижировать, как это делал дирижёр Александр Гаук (всё это пояснил сам Андроников).

Я отошел назад, ближе к телекамерам, и стал снимать кадр за кадром. Было темно. Но я старался выжать из своего аппарата «Ленинград» все возможное. Семнадцать кадров этого незабываемого дня стали мне еще одной наградой. Они вместе с автографом Мастера хранятся у меня как самые дорогие реликвии. Расстались мы Ираклием Луарсабовичем очень тепло.

Этот репортаж я написал в 1969 году, сразу после встречи с Ираклием Луарсабовичем Андрониковым в Государственном музее А.С. Пушкина. Материал был опубликован 3 июня 1969 года в межрайонной газете «Алазнис Гантиади», которая выходила в древнем грузинском городе Телави. Публикация вызвала повышенный интерес читателей к моей работе, точнее – к герою моего репортажа. Один комплект снимков вместе с моей публикацией я позже передал музею А. С. Пушкина. И получил такой ответ:

«Уважаемый Григорий Иванович!

Государственный музей А. С. Пушкина с благодарностью принимает Ваш дар — фотографии И. Л. Андроникова на репетиции темы-передачи «Друзья Пушкина» (1969) и грузинскую газету с Вашей статьей о Государственном музее А. С. Пушкина».

Главный хранитель Н. Нечаева. 28.01.79 г.».

В 2003 году я включил его в свою книгу «Плач Кукушки». За эти годы я многое перечитал, послушал, посмотрел из творчества и самого Андроникова, и других авторов о нём. И все время возникает вопрос: как мог один человек владеть такими обширными знаниями, писать и рассказывать так ёмко, глубоко, содержательно, красиво? Где берут начало его необыкновенные таланты и мастерство?

Начало начал – это, конечно, то, что он был носителем, знатоком, проповедником двух великих культур – русской и грузинской. Одним из источников его вдохновения были грузинские корни по отцовской линии: грузинская поэзия, грузинская музыка, многовековые традиции дружбы и любви к ближнему.

Андроников вспоминал:

«Потом мы недолго жили в Москве, осенью 1921 года переселились в Тифлис.

В Тифлисе я учился и кончил школу, узнал, что такое театр и музыка, познакомился с нотною грамотой, много читал‹…›. Но самое важное было то, что я узнал и полюбил Грузию, её природу, её историю и поэзию, её песни, обычаи – всё то высокое, что соединяло и соединяет две великих культуры. Дом наш был всегда полон – писатели, режиссёры, актёры, художники, музыканты, юристы, учёные; кто только не бывал здесь – Тициан Табидзе, Паоло Яшвили, Котэ Марджанишвили, Сандро Ахметели, приезжие из Москвы и Ленинграда…».

Ещё цитата:

«…Грузия издревле была единственной среди окружающих её народов страной трёхголосного пения…».

Вот что рассказала мне княжна Екатерина Юрьевна Львова-Роинишвили: «Мы с мужем Владимиром Николаевичем летели в Швейцарию. Это было в 1969 году. С нами вместе летели Ираклий Луарсабович и известный актёр Борис Бабочкин. Позже на Женевском озере, мы встретились с Андрониковым в ресторане. Народу было немного, но ему было достаточно несколько человек, чтобы распеться. Он стал напевать мелодии из кинофильма «Шербургские зонтики» и дирижировать. Он имитировал все инструменты оркестра. Абсолютный слух! И совершенно раскованный человек»…

Именно притягательная сила многогранного талана Андроникова, его титаническое трудолюбие, подвигли нас – составителей и авторов – вновь вернуться к творчеству этого уникального деятеля отечественной культуры и издать сборник о жизни и творчестве Ираклия Андроникова…

Книга уже поступила в продажу.











27 сентября в селе Ильинское Малоярославецкого района состоялся военно-исторический праздник «Красные юнкера», посвящённый 74-й годовщине подвига подольских курсантов.
В акции приняли участие члены общественных палат городов Подольска, Климовска и Подольского района, то есть муниципальных образований, которые совсем недавно объединились в Большой Подольск. На празднике были педагоги и учащиеся Подольской школы № 18 имени подольских курсантов, Климовской гимназии имени подольских курсантов, депутаты городского совета, руководители Администрации. 
Праздник начался в Подольске, на площади Славы, переместился к памятнику подольским курсантам и далее – к Ильинским рубежам.
На празднике выступили руководители Калужской области, Малоярославецкого района и, конечно, Подольска.
Торжество закончилось реконструкцией боевых событий тех ратных дней.












Была на празднике известная русская художница заслуженный художник России Лариса Давыдова, автор единственного живописного произведения о подвиге подольских курсантов. 
Эту величественную картину размером 250х180 сантиметров Давыдова написала в 1987 году. Героизм мальчиков, жизнями своими защитивших Москву, давно тревожил душу художницы. Она создала композицию, которую иначе как открытие не назовёшь. Художница сумела на холсте показать три исторических отрезка времени: вчерашний мирный и спокойный город Подольск, сегодняшнее беззаботное время юности курсантов и день завтрашний, зовущий их в смертельный бой за свободу и независимость Отечества. Этот сложный приём художника достаточно легко читается, в чём ещё одно большое достоинство картины. 
С 2000 года картина «Последняя черёмуха» является экспонатом Центрального музея ВОВ 1941-1945гг на Поклонной горе.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире