rodionoff

Кирилл Родионов

08 мая 2017

F
В биографии Бориса Ельцина есть эпизод, когда он лечился в Испании, причем как раз в тот период, когда он был в оппозиции. В апреле 1990 года он получил травму позвоночника во время неудачного приземления самолета, который должен был лететь из Кордовы в Барселону.

Спустя 15 минут после взлета системы электронного обеспечения самолета вышли из строя: отключились навигационные приборы, связь с землей, гидравлика. Пилот и штурман приняли решение вернуться на аэродром Кордовы. Сделать в итоге это удалось, однако приземление оказалось слишком жестким: сильный удар пришелся на колесо, над которым располагались кресла Ельцина и его помощника Льва Суханова.

От этого у Ельцина на несколько частей раскололся позвонок. Однако обнаружить это удалось не сразу. На второй день после происшествия у него стали отниматься руки и ноги, после чего и было принято решение о госпитализации. К этому моменту у Ельцина было парализовано 70% тела.

Операция прошла успешно: расколовшийся позвонок был удален, через три дня Ельцину был сшит корсет, в котором он начал самостоятельно передвигаться. Спустя еще неделю он вылетел Москву, где ему вскоре предстояли выборы на пост председателя Верховного Совета РСФСР.

Сюжет об этом есть в первой серии фильма Евгения Киселева «Президент всея Руси».

На днях один из моих FB-френдов провел среди подписчиков опрос: как вы отнесетесь к установлению визового режима с Украиной при условии введения карты русского? 
Карта русского – предполагаемый аналог карты поляка, которую с 2008 года правительство Польши выдает жителям республик бывшего СССР, имеющим польские этнические корни, но  при этом не являющимися гражданами Республики и не обладающим видом на жительство на ее территории. Владельцы карты поляка могут бесплатно получать долгосрочную визу для многократного посещения Польши, а также легально работать, заниматься бизнесом и учиться в школах и вузах на тех же основаниях, что и граждане Республики. Помимо этого, она дает возможность бесплатно получать экстренную медицинскую помощь и посещать любые государственные музеи. Наконец, с 2016 года при переезде в  Польшу обладатели карты могут рассчитывать на финансовую помощь в размере 5400 евро на каждого члена семьи.
Думаю, было бы большой ошибкой увязывать право граждан Украины на въезд в Россию с получением карты русского, поскольку для жителей этнически и культурно близких стран необходимо максимально либерализовать правила въезда и трудоустройства. Для Украины нужно установить режим полной свободы перемещения лиц, даже если он будет действовать лишь в одностороннем порядке: ее гражданам целесообразно предоставить возможность жить, работать и вести бизнес в России на тех же условиях, что и гражданам Белоруссии, которым сегодня для этого необходимо иметь только  паспорт. То же самое касается и облегченных правил получения российского гражданства, под которые украинские граждане пока не подпадают. Эти нормы необходимо распространить и на страны Балтии, пусть даже русские Литвы, Латвии и  Эстонии вовсе не стремятся к переезду в Россию.
Карту русского целесообразно вводить для жителей тех стран, с которыми у России будет установлен визовый режим, то есть для республик Закавказья и Средней Азии. Она должна стать инструментом, позволяющим русским из республик бывшего советского Юга в  условиях уже закрытых границ беспрепятственно въезжать и работать в России, а  также иметь право на облегченное получение гражданства. Свое применение карта может найти и в Молдавии, с которой, в силу разницы в экономическом развитии, целесообразно сохранить действующие миграционные правила, предполагающие покупку патента для трудоустройства. Льготный режим въезда можно будет ввести для жителей непризнанного Приднестровья, которые и станут претендентами на получение карты русского.

Оригинал

Я не пойду на митинг против сноса пятиэтажек, намеченный в Москве на 14 мая. Для меня лично были бы  актуальны те аргументы противников программы реновации, что касаются источников ее финансирования: в условиях бюджетного кризиса недопустимо ее дофинансровать из федерального бюджета (а это вообще потребуется?). Другой приемлемый для меня контраргумент — недопустимость переселения в  Новую Москву и требование к мэрии соблюдать правило, по которому жилье должно предоставляться в районе той станции метро, где ранее жили переселенцы.

Однако эти аргументы на митинге не будут представлены. Его участники потребуют от мэрии сноса пятиэтажек только сносимых серий, хотя блочные хрущевки несносимых серий мало чем от них отличаются. Организаторы мероприятия сейчас говорят о защите прав частной собственности. Рекомендую им пообщаться с собственниками квартир не кирпичных пятиэтажках в центре или где-нибудь в Новых Черемушках, а в блочных пятиэтажках на окраинах: они увидят, что большинство их обитателей просто отсчитывают дни до 15 мая, когда должны быть вывешены списки домов, которые пойдут под снос. Потому что жить в доме с гнилыми коммуникациями, для обслуживания которых нужно дважды в месяц вызывать сантехника — не айс.

Да, голоса противников программы реновации должны быть учтены. Но организаторы митинга должны понимать, что у нее есть сторонники, и их немало. Просто в информационном поле они почти не  присутствуют.

Тут возникла дискуссия, почему, мол, Навальный должен поддерживать Гудкова, если Гудков на президентских выборах будет поддерживать Явлинского. Задающие этот вопрос забывают, что поддержка Явлинского на  выборах-2018 была условием прошлогоднего выдвижения Гудкова от Яблока. Да и вообще хотелось бы, чтобы не только оппозиция работала на  Навального, но и Навальный работал на оппозицию.

Я, как избиратель, при голосовании зачастую ставлю интересы оппозиции выше своих личных предпочтений. К примеру, в сентябре на думских выборах я проголосовал за Яблоко, т.к. считал, что у Яблока выше шансы попасть в Думу, чем у Парнаса. Я пошел и  проголосовал за них, несмотря на то, что не выношу яблочную идеологию с  ее тотальной любовью к мигрантам, замалчиванием проблем в сфере межэтнических отношений и ненавистью к реформаторам 1990-х. Я посчитал, что на выборах это имеет второстепенное значение: главное – добиться того, чтобы в Думе была хотя бы минимальная по численности оппозиционная фракция. Да что там оппозиционная, хотя бы нормальная человеческая фракция, где нет блондинок и горилл.

Точно так же я буду действовать и на президентских выборах: я отдам голос Навальному, если он будет допущен к выборам, закрыв глаза на его призывы к бойкоту выборов-2016 и отказ от поддержки Гудкова на думских выборах и выборах мэра. Я буду понимать, что без избрания оппозиционного кандидата глупо будет надеяться на какие-то изменения в стране. Так вот, хотелось бы, чтобы такой логикой руководствовались не только  избиратели, поддерживающие оппозицию, но и сами оппозиционные политики.

Отказ Навального в поддержке Гудкова — это еще одно свидетельство того, что этот человек любит только себя, и плевать он хотел на какие-то общие интересы оппозиции. Это было видно еще по кампании в Думу, когда он  де-факто выступил за их бойкот. В принципе, это объяснимо: человек хочет быть единоличным лидером оппозиции. Участие же в мэрских выборах усилит позиции Гудкова, пусть даже Навальный останется самым популрным оппозиционным лидером. Однако моих личных симпатий это Навальному явно не добавляет, тем более что для меня, как сторонника оппозиции, он  никогда не был политиком № 1. Навальный хорош как политический бульдозер, но как проводящий реформы премьер, я уверен, он будет слаб.

Навальный действует глупо в том числе и потому, что избранный от оппозиции мэр серьезно облегчит для противостоящих Кремлю политиков проведение публичных акций и демонстраций. От этого выиграет и сам Навальный. В случае переизбрания Собянина на это рассчитывать не придется. Поэтому единственно правильное решение — поддержать того политика, у которого есть хоть какие-то шансы на победу в мэрских выборах. У Клычкова таких шансов нет. И, думаю, Навальный это отлично понимает.

В середине февраля правительство утвердило программу приватизации на 2017-2019 годы. Ежегодные поступления в федеральный бюджет должны будут составить 5,6 млрд руб., следует из пояснительной записки к документу. Выручить их планируется, в том числе, за  счет снижения акционерной доли государства в капитале «АК «Алроса» (с нынешних 33,03% до 29% плюс одна акция), «ВТБ» и «Совкомфлота» (с 60,9% и 100% соответственно до 25% плюс одна акция).

Итоговая программа менее амбициозна в сравнении с ее первоначальным проектом: в октябре правительство планировало за ближайшие три года продать 8% акций «Алросы» и 25% акций «РЖД». Более скромными оказались и планы по приватизации акционерных обществ (477 вместо 509) и федеральных государственных унитарных предприятий (298 вместо 316). Впрочем, даже в случае одобрения октябрьского варианта документа его вряд  ли бы можно было рассматривать в качестве серьезной заявки на пополнение федерального бюджета.

Причина тому — неготовность правительства расстаться с контрольными пакетами акций крупнейших государственных компаний. Если бы оно действительно задалось целью привлечь дополнительные бюджетные доходы и простимулировать экономический рост, в приватизационный план были бы включены ведущие добывающие «дочки» «Газпрома» и «Роснефти». Однако пока что правительство готово продавать лишь миноритарные пакеты акций госкомпаний, на которые нет высокого спроса. Это наглядно показала недавняя приватизация 19,5% акций «Роснефти». К сделке сначала планировалось привлечь инвесторов из Индии и КНР, однако, к примеру, китайская CNPC была готова принять в ней участие лишь при условии допуска к управлению «Роснефтью».

К миноритарным пакетам российских госкомпаний у инвесторов большого интереса нет, из-за чего приватизация не приносит серьезных доходов в бюджет. Так, за 2010-2014 гг. поступления от продажи госимущества составили лишь 21% от плана (данные Счетной палаты). Из  вырученных 256,1 млрд руб. три четверти (190,8 млрд руб.) пришлись на доходы от реализации госпакетов акций крупных компаний, таких как «ВТБ» и «Интер РАО». При этом не лишне напомнить, что покупателем госпакета «Интер РАО» (13,76% минус 9 акций) в январе 2014 года стал «Роснефтегаз», управляющий государственными активами в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Эту сделку сложно назвать приватизацией, ведь ее результатом не стал переход (хотя бы частичный) собственности от государства в частные руки. То же самое справедливо и в отношении продажи «Башнефти», доставшейся в октябре прошлого года государственной «Роснефти».

В нежелании потерять контроль над госкомпаниями нынешнее правительство напоминает союзный Кабинет министров времен позднего СССР, который вроде бы и осознал неэффективность социализма, но еще не был готов легализовать частную собственность, соглашаясь лишь на расширение самостоятельности предприятий. Результатом стало принятие законов «О государственном предприятии» (1987 год), «О кооперативной деятельности» (1988 год) и «Об аренде» (1990 год): предприятия номинально оставались в государственной собственности, однако реальный над ними контроль получили директора, начавшие распоряжаться активами в своих интересах, не неся за это никакой финансовой ответственности. Половинчатость реформ времен Перестройки обернулась деградацией плановой экономики, что в дальнейшем осложнило переход к рынку: поспешность чековой приватизации 1992-1994 гг. была во многом связана с необходимостью как можно скорее возложить юридическую ответственность за предприятия на тех, кто ими в действительности управляет.

Сегодняшнее желание правительства убить двух зайцев — выручить деньги, не лишаясь контроля над командными высотами в экономике — к столь же тяжелым последствиям не приведет. Однако продажа миноритарных пакетов государственных компаний в будущем осложнит их демонополизацию, что негативно отразится на эффективности новой большой приватизации. В том, что такая приватизация рано или поздно состоится, сомнений нет.

Михаилу Горбачеву сегодня исполняется 86 лет. Первого и последнего президента СССР, конечно же, можно критиковать за половинчатость реформ. За  то, что в условиях усугублявшегося кризиса социализма не пошел на  рыночные преобразования, в результате вместо реальных реформ страна получила полный развал плановой экономики, дополненный коллапсом на продовольственном рынке и катастрофой государственных финансов. За то, что бегал от ответственности после событий в Вильнюсе в январе 1991 года. За то, что перед самым распадом СССР метался между консервативной и реформаторской группами элит. 

Список можно продолжать долго. Однако, критикуя Михаила Сергеевича, нужно понимать, что такая половинчатость была неизбежной. Невозможно было в один шаг перейти от брежневского застоя к  радикальным реформам, которые бы дали стране шанс стать рыночной демократией. Горбачевская перестройка оказалась таким же промежуточным этапом от одной эпохи к другой, каким впоследствии стал первый срок Владимира Путина. В начале 2000-х правительство продолжало реформы, начатые еще в 1990-е: оно приватизировало собственность (в 2001-м был продан миноритарный пакет" Лукойла", остававшийся в руках государства), снижало налоги (архитектором налоговой реформы 2000-2002 годов был Егор Гайдар), легализовывало продажу земли (Третья Дума приняла Земельный кодекс). Однако уже начала сворачиваться свобода слова (спустя всего 4 дня после инагурации Путина были проведены «маски-шоу» в офисе «Медиа-Моста»), уже выстраивалась вертикали власти (в 2001 году «Единство» и «Отечество» объединились в «Единую Россию»), уже начинались конфликты с сопредельными странами (в 2003-м разгорелся территориальный конфликт между Россией и Украиной из-за острова Тузла).

Как первый путинский срок подготовил переход от робких контрреформ к  реальному авторитаризму, так и горбачевская эпоха сделала возможной демократическую революцию 1989-1993 годов. Поэтому не стоит лишний раз бросать камень в Михаила Сергеевича.

В ближайшие годы выпуск минеральных удобрений в России продолжит увеличиваться – к такому выводу пришло большинство участников конференции CREON Energy «Минеральные удобрения-2016». На положении отечественных производителей будет благоприятно сказываться позитивная динамика в сельском хозяйстве, снижающаяся инфляция и умеренный, в сравнении с  зарубежными странами, рост цен на газ.

Влияние девальвации на  отрасль минеральных удобрений

Немалым подспорьем для участников отрасли стала девальвация рубля, констатируют аналитики IndexBox Russia: в силу преобладания рублевых затрат снизились их издержки, что увеличило их конкурентоспособность на внешних рынках. По итогам 2015 г. Россия вошла в тройку крупнейших экспортеров минеральных удобрений: на долю РФ приходится 19% мировых поставок хлорида калия, 13% фосфатных удобрений и 8% карбамида (здесь и далее — оценка НИУ ВШЭ).

В том же году основными потребителями российской продукции являлись Китай (24%), Бразилия (19%) и  Турция (18%). В среднесрочной перспективе прирост экспорта будет важен для снижения профицита мощностей, пик которого придется на 2018 г.: к этому времени дисбаланс между производством и внутренним потреблением составит 9% по азотным удобрениям, 7% — по фосфорным и 26% — по калийным.

Правда, расширению экспорта минеральных удобрений могут помешать низкие темпы роста мирового спроса, среднегодовой уровень которых до 2020 г. не превысит 2%. Другая проблема – снижение мировых цен: за первые 9 месяцев 2016 г. цены на карбамид в годовом выражении упали на 29%, на удобрительный фосфат (ДАФ) – на 25%, а на хлорид калия – на 16%.

Перспективы отрасли минеральных удобрений

Поддержать мировые цены и  спрос в ближайшие годы может восстановление экономик Бразилии и Индии, а также снятие торговых ограничений в Латинской Америке в целом, прогнозируют в НИУ ВШЭ. Увеличению потребления будет способствовать и прирост населения в странах Средней Азии, в экономике которых на долю сельского хозяйства приходится от 13% (Туркмения) до 18-19% (Киргизия и Узбекистан).

Не случайно именно Средняя Азия стала полигоном новых инвестиционных проектов в отрасли, сообщил на  конференции Андрей Барбашин из МГУ: к примеру, в Туркмении в 2017 г. будет запущен «Гарлыкский ГОК» мощностью 1,4 млн т хлористого калия; в Казахстане в  2016 г. был анонсирован проект «Батыс Калий» по выпуску 800 тыс. т хлористого калия в год; а в Узбекистане «Навои Азот» совместно с «Мицубиши» возводит комплекс для ежегодного выпуска 660 тыс. т аммиака и 577,5 тыс. т карбамида.

Инвестиционные проекты запускают и российские компании. Так, «ЕвроХим» планирует построить комплексы по производству удобрений в Волгоградской области и Пермском крае. В свою очередь, власти Забайкальского края рассчитывают привлечь инвесторов для строительства предприятий по выпуску фосфатных удобрений, сырье для которых будет поставляться с месторождений Кручининское, Муруринское и Укдуска. Если эти планы воплотятся в жизнь, значит, отрасль минеральных удобрений действительно будет ждать рост, заключают аналитики IndexBox Russia.

Оригинал на сайте IndexBox Russia

Из-за снижения мировых цен доля нефти и нефтепродуктов в российском экспорте за 2014-2016 гг. сократилась с 54,2% до 41,6%, пишут эксперты Института Гайдара в свежем выпуске Мониторинга экономической ситуации. В 2014 г. среднегодовая цена барреля Urals составляла $97,6, напоминают аналитики IndexBox Russia; в  2015 г. она опустилась до $51,2, а в 2016 г. – до $41,9 (оценка Минфина).

Динамика экспорта нефти и  нефтепродуктов

В 2016 г. экспорт сырой нефти увеличился на 4,2%, достигнув 254,8 млн т, отмечают эксперты Института Гайдара. Экспорт же нефтепродуктов снизился на 9% до 156 млн т. Разнонаправленную динамику поставок нефти и нефтепродуктов авторы Мониторинга связывают с эффектом налогового маневра, который, среди прочего, предполагает повышение экспортных пошлин на темные нефтепродукты (мазут, битумы).



Добыча нефти в 2017 году

В 2017 г. на динамику нефтедобычи могут повлиять обязательства по соглашению с ОПЕК, указывают авторы Мониторинга: в нынешнем году Россия должна была сократить суточную добычу на  300 тыс. баррелей. В январе среднемесячное снижение добычи составило 117 тыс. б/с, следует из данных ЦДУ ТЭК. Это в два с лишним раза больше первоначального плана компаний (50 тыс. баррелей в сутки), констатируют аналитики IndexBox Russia. В феврале и марте темпы снижения добычи превысят запланированные 100 тыс. и 150 тыс. б/с, заявлял министр энергетики Александр Новак в интервью агентству «Интерфакс».

Если нынешние темпы сокращения нефтедобычи сохранятся, по итогам 2017 г. добыча снизится до 541 млн т, против 547,5 млн т в 2016 г. (данные ЦДУ ТЭК) прогнозируют авторы Мониторинга. Однако делать выводы рано из-за исторически слабой дисциплины российских компаний в выполнении обязательств перед ОПЕК, полагают аналитики IndexBox Russia. Так, в марте 2002 г. Россия договорилась с ОПЕК о сокращении экспорта на 150 тыс. б/с, однако за  последующие полгода он увеличился на 300 тыс. б/с (подсчеты Оксфордского института энергетических исследований): для зарубежных поставок, осуществлявшихся в обход государственной «Транснефти», компании использовали железнодорожный, грузовой и водный транспорт.

Сегодня соглашения с ОПЕК выполнить легче в силу стагнации в отрасли, полагают аналитики IndexBox Russia: если в 2000-2004 гг. средние темпы прироста нефтедобычи составляли 8,7%, то в 2005-2009 гг. – 1,6%, а в 2010-2014 гг. – 1,3%. В 2015 г. добыча увеличилась лишь на 1,4% до 534 млн т., при этом западносибирские «дочки» ведущих игроков отрасли переживали спад: РН-Юганскнефтегаз» сократил добычу на 3,2%, «РН-Самотлорнефтегаз» — на 4,7%, «РН-Томскнефть» — на  8,1%, Лукойл-Западная Сибирь» — на 6,1%, а «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» — на  1% (данные отчетности компаний).

Пытаясь предотвратить дальнейший спад добычи в Западной Сибири, компании стали наращивать инвестиции в эксплуатационное бурение: к примеру, «Роснефть» за первые 11 месяцев 2016 г. увеличила проходку в эксплуатационном бурении на 35% до 8,6 млн м (без учета «Башнефти»). В результате по итогам 2016 г. добыча «РН-Юганскнефтегаза» выросла на 2%, а темпы падения добычи у «РН-Самотлорнефтегаза» и «РН-Томскнефти» замедлились до 4,3% и 1,6% соответственно.

Для снижения нефтедобычи «Роснефти», как и другим компаниям, нужно будет просто меньше вкладывать в  эксплуатационное бурение. Поэтому выполнить соглашения с ОПЕК будет проще, чем в начале 2000-х, заключают аналитики IndexBox Russia.

Оригинал на сайте IndexBox Russia

Прошедший 2016 год стал четвертым подряд годом кризиса для российского шинного рынка, следует из  материалов конференции CREON Energy «Каучуки, шины и РТИ-2016». Сократившись в 2013 г. с 60 млн до 58,4 млн ед., потребление шин в России в 2014 г. снизилось до 55,3 млн единиц, в 2015 г. – до 45,8 млн, а  в 2016 г. – до 43 млн (здесь и далее — данные Russian Automotive Market Research, если это не оговаривается отдельно).




Причины сжатия шинного рынка

К снижению спроса на шины привел кризис на автомобильном рынке, полагают аналитики IndexBox Russia: за 2013-2016 гг. продажи новых легковых авто сократились в два раза – с 2,77 до 1,43 млн штук (данные Ассоциации европейского бизнеса). На долю «легковушек» в 2016 г. приходилось 82,3% российского автопарка (41 млн из 49,5 млн ед.), тогда как на долю легкого коммерческого транспорта — 8,8% (4,4 млн ед.), а на долю грузовиков и автобусов – 8% (3,7 млн ед.) и 0,9% (0,44 млн ед.) соответственно.




Динамика импорта и  внутреннего производства

За 2014-2015 гг. импорт шин снизился с 28,2 млн до 19,1 млн ед. Негативная динамика связана не только с  девальвацией, но и с локализацией производств иностранными компаниями, отмечают аналитики IndexBox Russia. В  свою очередь, внутренние продажи шин, произведенных в России, за тот же период снизились с 27,1 млн до 26,3 млн ед. Согласно предварительной оценке Russian Automotive Market Research, в 2016 г. импорт шин сократился до 23 млн ед., в то время как их выпуск увеличился до 46,6 млн ед. Причиной тому послужило увеличение экспорта, которое наблюдалось и годом ранее: в 2015 г. внешние поставки легковых шин выросли на 37%, а грузовых цельнометаллокордных шин – на 32% (данные Cordiant).

Перспективы рынка шин

В ближайшей перспективе динамика потребления шин будет во многом зависеть от состояния автомобильного рынка, полагают аналитики IndexBox Russia. По  оценке BCG, к  2020 г. годовые продажи новых легковых авто в России вырастут до 2,2 млн ед.; чуть более консервативную оценку – 1,9 млн ед. – дает PwC. Автомобильный рынок может поддержать внутренний туризм с использованием автотранспорта, пишут в специальном исследовании эксперты Аналитического центра при Правительстве: в 2015 г. на фоне сокращения зарубежных туристических поездок (на 19,9% до 34,4 млн против 42,9 млн в 2014 г.) их число внутри России увеличилось на 20% до 50 млн.

Однако до восстановления докризисных темпов экономического роста спрос на новые легковые авто будет оставаться слабым, заключают аналитики IndexBox Russia. А значит, потребление шин в России вряд ли скоро вернется к уровню 2012 г. (60 млн ед.).

Оригинал на сайте IndexBox Russia

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире