12:22 , 05 ноября 2014

Крымские татары и будущее России

Самый серьезный сегодня этно-политический конфликт в России – вовсе не в сильно зараженных ксенофобией Москве и Санкт-Петербурге, и даже не в Чечне. Он развивается в новоприобретенном («отжатом», как говорят в самом Крыму) Россией Крыму, и связан с судьбой крымскотатарского народа. После внезапного и скоротечного присоединения полуострова к России в марте 2014 года вскоре выяснилось, что современная Россия не обладает институтами и механизмами интеграции этнокультурных сообществ с сильной групповой идентичностью и травматичной историей. А привычные механизмы подкупа/запугивания/вытеснения лишь усугубляют конфликт.

Крымские татары – это древние, коренные жители Крыма, вобравшие в себя множество обитавших в Крыму народов, имевшие свое государство (Крымское ханство) с середины 15 по конец 18 века (более 300 лет). После этого Крым был завоеван Российской империей (Екатериной Великой), но крымские татары всегда сохраняли свои культуру, язык и религию (ислам суннитского толка). В 1944 Сталин отдал приказ депортировать весь народ (более 191 тысячи человек, 47 тысяч семей) в Среднюю Азию. В 1954 Хрущев передал Крым из РСФСР Украинской ССР, а в марте этого года Путин вернул Крым в Россию, вопреки всем гарантиям территориальной целостности Украины, ранее зафиксированным в международных договорах и соглашениях России. Вместе с Крымом в составе России, неожиданно для себя, оказались и крымские татары.
Согласно украинской переписи 2001 года, в Крыму проживало 245 тысяч крымских татар (они стали массово возвращаться при Горбачеве в конце 1980-х) – сейчас – около 300 тысяч – примерно 13% населения полуострова. Перед референдумом 16 марта 2014 года о вхождении в состав России Меджлис крымскотатарского народа (исполнительный орган высшего органа народа – Курултая) принял решение о бойкоте референдума. По утверждению Мустафы Джемилева – легендарного лидера крымскотатарского народа, известного советского диссидента, 99% крымских татар бойкотировали референдум, реальная явка крымчан составила тогда 30-50%, а не официально объявленные более 83%. Тем самым, крымскотатарская община не поддержала присоединение к России.

Точно так же крымскотатарская община в большинстве своем не приняла участие в региональных и местных выборах, что прошли на полуострове 14 сентября 2014 года.

Неприятие большинством крымских татар присоединения Крыма к России обусловило острый конфликт общины и ее лидеров с промосковскими властями. Обоим лидерам народа – Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову (нынешний глава Меджлиса крымскотатарского народа) – российские власти отказали во въезде на родину, сроком на пять лет – оба вынужденно находятся теперь в Киеве. Рефат Чубаров теперь не может увидеть своих родных, и проводит заседания Меджлиса по скайпу. Прокуратура обосновала запрет на въезд тем, что якобы оба лидера занимаются «экстремистской деятельностью». Теперь Рефат Чубаров будет обжаловать запрет на въезд в Европейском суде по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ).

В Крыму запрещены книги (!) Мустафы Джемилева, который провел многие годы в советских лагерях и тюрьмах за защиту прав своего народа. В защиту Мустафы Джемилева выступал в те годы, в числе прочих, академик Андрей Сахаров.

18 мая 2014 года, в 70-летнюю годовщину трагической депортации крымских татар, в день, когда татары ежегодно проводили многотысячный митинг в центре Симферополя, власти Крыма запретили проведение памятного и траурного митинга под смехотворным предлогом, что «это опасно». Такой запрет – оскорбление для всего народа, для которого депортация – самая страшная трагедия в его истории.

Давление идет по всем фронтам.

16 сентября 2014 года здание Меджлиса в Симферополе окружили автоматчики – на основании решения местного суда. В конце сентября работники меджлиса были вынуждены покинуть здание. Здание фактически арестовано и захвачено. Сегодня у меджлиса нет помещения в Крыму. Еще одно здание отобрали в древней столице крымских татар – Бахчисарае.

Зафиксировано множество случаев обысков и вторжений в мечети, школы (медресе), общественные центры, фирмы и частные дома крымских татар. Занимаются этим центр «Э» МВД России (по борьбе с экстремизмом), прокуратура, ОМОН, а также т.н. «силы самообороны». Сильному давлению подвергается единственный независимый крымско-татарский телеканал АТР. Ряд активистов, журналистов, блогеров вынуждены были покинуть Крым.

Все эти многочисленные нарушения отмечены в докладе Нильса Муйжниекса, Комиссара Совета Европы по правам человека (от 27 октября 2014 года), который, в т.ч., посетил и Крым.

Особое внимание в докладе обращено на случаи убийств, похищений и исчезновений людей в Крыму. 3 марта 2014 года был похищен тремя людьми в военной форме Решат Аметов, его изуродованное тело нашли 16 марта в селе Земляничное. В конце мая исчезли активисты Леонид Корж, Сейран Зинединов и Тимур Шаймарданов. 27 сентября на трассе Симферополь – Феодосия одетые в военную униформу люди захватили и увезли в неизвестном направлении Исляма Джеппарова и Джевдета Ислямова. По этим убийствам и похищениям возбуждены уголовные дела, но похищенные и похитители до сих пор не найдены.

Теперь Рефат Чубаров говорит, что Москва ищет возможность реализовать в Крыму «чеченский сценарий» — то есть найти среди крымских татар аналог Рамзана Кадырова, который смог бы силой и деньгами консолидировать непокорную общину и обеспечить ее лояльность.

Если это так, то это плохая новость. Российская империя и Советский Союз распались во многом из-за неспособности найти решение национального вопроса. Они пытались сочетать репрессии и подкуп национальных элит, не допуская никакого варианта защиты прав человека и народов, а тем более, широкого демократического диалога и участия. Будущее крымских татар может дать ответ о будущем России, как судьба поляков, евреев и грузин давала ответ о будущем Российской империи сто лет назад.

Комментарии

318

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


ex_ex 05 ноября 2014 | 23:52

"После внезапного и скоротечного присоединения полуострова к России в марте 2014 года вскоре выяснилось, что современная Россия не обладает институтами и механизмами интеграции этнокультурных сообществ с сильной групповой идентичностью и травматичной историей."
Это выяснилось гораздо раньше, во время ельцинско-путинских войн на Кавказе.
"похищен тремя людьми в военной форме"
Это тоже не новая практика,на Кавказе постоянно идут похищения людей такой рода.


anton_n 07 ноября 2014 | 00:30

ex_ex:
и вы и Рыжков поспешили.
Ещё не выяснилось, пока лишь выясняется


06 ноября 2014 | 01:00

Господи, ну когда все эти умные люди с дипломами поймут, что коренные жители Крыма - это все, кто родился в Крыму и считает Крым своей Родиной. Все - татары. евреи. русские, украинцы, грузины и т.д. Что большинству татар нужны не завывания об их особом статусе, а квартира, машина и возможность работать. Не нужны большинству татар ни Чубаровы. ни Джамилевы, ни Кадыровы. А те, кому они нужны, смотрят на всех Рыжковых точно также как на любого неверного, хоть всю жизнь их облизывай.


thesonhuman 06 ноября 2014 | 11:39

alexis: \\татары какими были при Екатерине такими и остались для России. Горбачёв выпустил джин из бутылки.


anton_n 07 ноября 2014 | 00:16

thesonhuman:
экая ошибка. Джин давно уже вышел из . И не Горбачево это дело.
+ долгие годы жизни под Украиной...


anton_n 07 ноября 2014 | 00:14

alexis: почти всё верно.
Но лидеры крым-татарам нужны и они будут. Притом просто так Джемилёва с Чубаровым не заменишь. Тем более что они гораздо продвинутей чем Рамзан


06 ноября 2014 | 01:00

Скорее всего, Владимир Владимирович простит лидеров крымских татар после установления надежной сухопутной связи с полуостровом.
А сейчас это просто "фантомные боли" прошедших опасений - если бы в феврале-марте остатки украинских ВС с крымскотатарскими отрядами самообороны вцепились в ключевые точки полуострова... Спецназ - это здорово, но это дорогой стилет, который тупится об чугунную плиту или ломается дешевым молотком - не одним, так двумя-тремя.


yasnovilyashi 06 ноября 2014 | 01:14

nutty:
nutty 06 ноября 2014 | 01:00

Скорее всего, Владимир Владимирович простит лидеров крымских татар после установления надежной сухопутной связи с полуостровом.
+++++++++++++++++++
А можно русским языком, а не птичьим (любимый язык аферистов), где пацаны понимают, а лохи не догадываются? Значит фюрер, ну как в истории, Судетами не удовлетворился и ему нужен сухопутный коридор.


06 ноября 2014 | 01:48

yasnovilyashi: А кто это, фюрер? Вы что-то недоговариваете.

Что вас удивляет? Украина неспособна выполнять функции государства - элита занята междоусобицей, армия и спецслужбы разложены, население Востока не против или за РФ - это показывают даже цифры, представленные А.Н.Илларионовым, он просто не в состоянии осознать. Не пифагореец. Хы-хы. Даже предоставленную передышку украинская сторона бесполезно промотала.
Почему Владимир Владимирович в таких условиях не может установить сухопутную связь и сэкономить на строительстве проблематичного моста или туннеля? После укрепления позиций, в его понимании, он станет спокойнее и возможно простит крымско-татарских "этеристов".


anton_n 07 ноября 2014 | 00:33

nutty:
Цена сухопутного коридора выше моста. Но лишь в деньгах. Во времени вы правы, - выигрышно


anton_n 07 ноября 2014 | 00:19

nutty:
Если с крым-татарами не будет примирения, то они неблагодарность России за нейтралитет в марте могут и не простить. Они умней чеченцев: воевать не будут. Но их надо и умнее пркупать


08 ноября 2014 | 11:14

anton_n: Я тоже полагаю, что деньги все решат. Время героев до складу характеров давно прошло. Героями становятся вынужденно, если глупый и слишком кровожадный противник не оставляет лазейку для выхода.


06 ноября 2014 | 01:05

Какой бы сценарий ни предполагала путинская администрация реализовывать в отношении крымских татар, сопротивление она получит очень серьезное. И санкции запада и мусульманского востока будут еще более жесткими, чем сейчас.


anton_n 07 ноября 2014 | 00:34

apn1935: _ не совсем так:
Если подкупят по умному, то сопротивление будет лишь на словах


07 ноября 2014 | 01:13

anton_n:
230 тыщ подкупят? Где деньги, Зин?


senjor_alex 06 ноября 2014 | 01:11

Крым - не русский и не украинский. Коренной и настоящий народ крыма - это татары. Все остальные гости.


demokratia 06 ноября 2014 | 09:13

Крым - юридически, территория Украины.
Крым - аннексировала Россия.
Гражданам Крыма надо самим решить как и с кем им дальше жить.
Кстати татары в Крыму такие же гости как и другие народы.
Если разбираться до конца, кто первым заселил Крым, то выяснится, что до татар там жили предки славян т.е. будущие украинцы, белорусы, русские....


anton_n 07 ноября 2014 | 00:22

demokratia:
Насчет предков славян -- преувеличение. И даже если были такие, то скорее ведь это предки украинцев!
В любом случае греки (или готы, превратившиеся в крым-татар) - древнее


abcdzvxw 06 ноября 2014 | 01:53

Вы тов. Рыжков, какой то странный! Если начал выкладывать нам в свой исторический эпос цифры,
(В 1944 Сталин отдал приказ депортировать весь народ (более 191 тысячи человек, 47 тысяч семей) то, пожалуйста, будь последовательным! А 1920 год куда дел? Проглотили? В ноябре 1920 года во время эвакуации из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта) вышло 126 судов, вместивших в себя, по разным оценкам, 146 тысяч человек, не считая команд матросов.
И что это был за народ? Может это были крымские татары?
Следом в Крым пришел террор, по руководством Бела Куна и Розалии Землячки. За первую зиму было расстреляно 96 тысяч человек из 800 тысяч населения Крыма. Бойня шла месяцами. 28 ноября «Известия временного севастопольского ревкома» опубликовали первый список расстрелянных - 1634 человека, 30 ноября второй список - 1202 человека. За неделю только в Севастополе Бела Кун расстрелял более 8000 человек, а такие расстрелы шли по всему Крыму, пулеметы работали день и ночь.
Скажите пожалуйста, а что за народ там такой расстреливали?
Ну и как не вспомнить 1941 - 1942 год, когда в боях массово гибли солдаты и моряки защищая землю Крыма.
Вопрос: Что за народ такой там складывал свои головы поливая своей кровью крымскую землю?


angel.guru.35 06 ноября 2014 | 04:51

abcdzvxw:
В 1920 г из кпымских портов бежали не только крымские жители, а все кто собрался там под хазитой армии Врангеля.
Крымских татар массово депортировали сотнями тысяч человек отнюдь не только Сталин. И при Екатерине II, которую поминал Путин в своей "исторической" речи (нашел что вспомнить), и при Николае I, и при Сталине - минимум три крупные массовые депортации крымцев в Турцию только навскидку. И при всем при этом до сталинской это был крупнейший этнос Крыма.

Севастополь это российская военная база на чужой земле и не более.


abcdzvxw 20 ноября 2014 | 12:46

angel.guru.35: Уважаемый, ты упустил Кафу (современная Феодосия). С конца 15 - века, Кафа, крупнейший рабовладельческий рынок в Крыму. И с чего бы это, Иван Сирко с гетманом Сагайдачным брали ту Кафу в разные годы? Не задумывался? А в 1771 году русские войска взяли Феодосию приступом окончательно и бесповоротно! Именно русские войска! А Севастополь, вообще забудь!


amstaff_30 06 ноября 2014 | 05:00

=Неприятие большинством крымских татар присоединения Крыма к России обусловило острый конфликт общины и ее лидеров с промосковскими властями. Обоим лидерам народа – Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову (нынешний глава Меджлиса крымскотатарского народа) – российские власти отказали во въезде на родину, сроком на пять лет...=
Да, это их родина. Но Крым (в т.ч. цивилазационно и ментально, как бы высокопаро это ни звучало) принадлежит России, а значит, и это их Родина. Обс...ть свою Родину - отвратительно (мягко говоря). Так что временный запрет (который может оказаться значительно короче, если они прекратят это делать) справедлив.


anton_n 07 ноября 2014 | 00:24

amstaff_30:
Запрет въезда - это Ошибка (та что худе преступления)


amstaff_30 07 ноября 2014 | 17:08

anton_n: Здесь двоякая ситуация. С одной стороны, да, ошибка (правда, на мой взгляд, не с большой буквы). С другой, если бы это не было предпринято, то означало бы потерю страной лица. Что я, собственно и попытался объяснить.


kinoved 06 ноября 2014 | 05:37

Я думаю, что народы надо раскрепостить. Свободный народ, состоящий из свободных людей способен творить и созидать и выбирать свободную власть, которая не боится народа. Свободный человек - это законопослушный человек.


06 ноября 2014 | 07:18

Рыжик, ты дурак? Во всех соглашениях РФ гарантирует целкостность Украины ПРИ УСЛОВИИ сохранения ею внеблокового статуса. Когда же ПЕРВЫЕ лица страны громко заявляют о курсе в ОСАС (NATO), то о каких гарантиях может идти речь? У Украины всегда был ОГРАНИЧЕННЫЙ ЭТИМИ УСЛОВИЯМИ суверенитет. а она его спутала с полным.
Полностью суверенный Западный Бандеростан возможен, но без Киева и без выхода к морям.


anton_n 07 ноября 2014 | 00:27

kmborin:
Учите матчасть, прочтите Будапештский меморандум
или соглашение с Россией с гарантией границ от 1997г.
===========
Трудно признать, что родная страна ведёт себя как разбойник


06 ноября 2014 | 07:22

в РФ десятки этносов - якуты, буряты, тувинцы, ханты-манси-всех-крмильцы, татары разных видов, удмурты и протчая, и протчая. крымским татарам пора перестать вести себя как единственным детям в семье (маленькие императоры),
впервые пришедшим в садик. зачем снова проситься на Колыму? РФ нужен Крым, малышам не повезло в этом веке, глядишь, повезет в другом - и будет таки сиять Великая Крымская Олбания от Керчи до Евпатории! :-)


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

anton_n 07 ноября 2014 | 00:00

timowlad7:
Зря Вы так: крым-татары совсем не мракобесы...
Да, Рыжков ошибается, но Вы ещё более не по делу чем он


(комментарий скрыт)

anton_n 07 ноября 2014 | 00:04

derevny: Предатели были среди Крым татар, да. Но и среди русских.
Крым-татарской дивизии СС не было. А русская была.
+Сосланы были даже герои СовСоюза из крым-татар. А вот это то же ведь предательство. Предательство со стороны совВласти!


(комментарий скрыт)

ushkujnik 06 ноября 2014 | 14:37

"Самый серьезный сегодня этно-политический конфликт в России... связан с судьбой крымскотатарского народа..."
+++++++++++++++++++++++++++++

Желаемое выдаётся за действительное.
Никакой новой Чечни в Крыму не будет.
Крымчаки интегрируются в российское общество и станут приличными гражданами РФ.
Не желающим жить в России - ангела в дорогу!.. На выбор: бывшая Украйна или Турция...
Вагоны на Украину и баржи в Турцию - найдутся...
Про "корённость" - пусть забудут. Как можно скорее и навсегда...

Так что - не гоните волну, Вовочка...


anton_n 06 ноября 2014 | 23:58

ushkujnik:
Согласен, что автор не прав говоря о приоритетности нац.вопроса именно в Крыму. И я считаю, что не будет трагедии, если П. найдёт крым-татарского Кадырова. НО
Беда в том, что элита крым-татар умней чеченцев и вряд ли пойдёт на террористические методы, а потому Кадыров у них неуместен и вряд ли появится. С меджлисом надо договариваться. Любой разумной ценой.
А не бороться с ним любой ценой, т.к. такая цена нам будет слишком дорога.
Нам тож надо быть умными, т.е. уметь торговаться, а не настаивать нупрямо на своём.
В том и ум политика, что он ищет компромиссы. Пока же мы видим, что Путин хочет любой ценой присоединить Крым (кстати умный политик никогда не говорит, что "мы за ценой не постоим"...)


kyz9 06 ноября 2014 | 15:07

Джемилев - фантастический человек, который голодал и отказывался от пищи будучи в заключении на протяжении 1 года ! да да вы не ослышались 1 ГОДА! у него была сухая голодовка! кормили насильно через трубку... все это есть в деле которое было уже давно как опубликовано при чем если не ошибаюсь еще в советскую перестройку, когда реабилитировали всех..

и также у него была кроме этого другие голодовки, отсидки...

это ЕГО народ и ЕГО самого путин и ко собираются подкупить ?

мозги хоть там в кремле у кого есть ?


polss0n 06 ноября 2014 | 18:17

Я думаю, никто никогда у нас не будет угнетать никакие народности, при условии что люди этих народностей умеют нормально жить и работать. Ни чукчей ни татар ни евреев у нас уже давно никто не угнетает, ибо разницы между инженером-русским и аналогичным инженером-евреем или татарином нет. Раз есть к этому конкретному народу какие то претензии, значит есть с ними и реальные проблемы. Проблема мусульманских общин она как правило заключается в том, что они зомбированы собственными руководителями, и работают как их личная армия, выполняя любые указания. Я считаю, организация таких общин это и есть экстремистская деятельность.


anton_n 07 ноября 2014 | 00:11

Рыжков вроде бы умный. НР
Статья с передержками, чувствуется обида на Власть: все-таки некорректно говорить о низкой явке на референдуме в Крыму, ссылаясь на голословные слова Джемилева.
Джемилёва можно понять: он в Киеве. А автора нельзя: если есть серьёзная аргументация о низкой явке -- карты на стол! А так автор просто показывает свою неспособность признавать поражения. Неспособен? - так нечего играть в якобы демократа!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире