15:31 , 10 августа 2010

Взаимопомощь как институт гражданского общества

Сайту «Карта помощи» чуть больше недели.
Нас посетили почти сто тысяч уникальных пользователей, страницы сайта были просмотрены более двухсот тысяч раз, а база данных отображенных на карте содержит более шестисот сообщений. Не менее важно, что вокруг проекта сплотилась уникальная группа волонтеров и добровольцев, которые круглые сутки работают над тем, чтобы платформа была как можно более полезной и эффективной. Мне кажется это не мало, учитывая то что в прошлую субботу – «Карта помощи» только родилась в качестве идеи.

Из менее позитивных итогов – нам так и не удалось найти партнеров для создания оперативного центра.
Работать над модерацией сообщений, мониторингом разных источников и координацией между теми кто хочет помочь и нуждается в помощи без такого центра крайне тяжело. В результате, координационный центр и горячая линия были созданы в квартире у Насти Севериной, которая специально вернулась для этого в Москву. Но она так вряд ли долго продержится.

Мне казалось, что координационный центр с добровольцами, готовой онлайн платформой и базой данных, будет подхвачен и поддержан, потому что на лицо своего рода готовый продукт, и все что ему надо – комната и несколько компьютеров. Но видимо, я ошибался.
Также не удалось найти поддержки со стороны для горячей линии и создания СМС номера для получения сообщений со стороны сотовых операторов. С другой стороны, многие люди и организации отзываются и помогают по разным фронтам, так что надежда есть.

Вместе с тем, продолжая искать пути оптимизации для работы «Карты помощи» мы не перестаем задаваться вопросами о нашей эффективности.
Участники проекта справедливо хотят доказательств того, что мы помогаем: «Откуда мы знаем, что наша карта полезна? Вот если люди поехали и отвезли куда-то вещи – это четкий результат, а где доказательства нашей работы?». Наверное, в какой то степени ментально помогать легче, чем помогать.

Приходится напоминать, что наша миссия другая – создать общую базу данных, повысить уровень координации в ситуации когда переизбыток информации мешает эффективным действиям.
А то, что нас не благодарят, не значит что нами не пользуются, ведь никто не благодарит же службу 09 за то что она предоставила тот или иной телефон. Правда, тут мне опять же справедливо возражают, что часто непонятно, насколько россияне способны эффективно пользоваться платформой типа Ушахиди.

Во-первых, на горячую линию часто звонят, чтобы узнать информацию с «Карты помощи», хотя изначально идея как раз в том чтобы люди сами искали информацию на карте.
Кроме того, иногда возникает ощущение, что люди оставляют информацию, например в категории «Предлагаю помощь», но при этом не проверяются сами какие объявления уже есть в разделе «Нужна помощь». Когда я поделился этой информацией с одним из американских коллег, он мне сказал, что когда после землетрясения на Гаити, «Ушахиди» пользовались морские пехотинцы США, у них проблем не возникало. Мне пришлось мягко напомнить в ответ, что в России американских пехотинцев нет.

Вместе с тем, «Карта помощи» сделала несколько серьезных шагов, чтобы не только быть информационной базой, но и следить, насколько база эффективна для конкретных действий.
Во первых, мы ввели категорию «Помощь оказана». Во-вторых, модераторы не только проверяют информацию которая поступает на карту, но и стараются связать тех, кто нуждается друг в друге. Например, если один человек предлагает вещи, другой транспорт, а третий в вещах нуждается, люди в оперативном центре попытаются сделать все, чтобы собрать этот пазл в одну единую цепочку. То есть все-таки «Карта помощи» взяла на себя не только создание базы данных, но и координацию помощи, что очень важно, но конечно создает большую дополнительную нагрузку.

Несмотря на то, что работа «Карты помощи» в самом разгаре, и главное сейчас – это ее эффективность в оказание помощи пострадавшим, первый российский вариант «Ушахиди» также заставляет задуматься и о более глобальных вопросах.

Пожары в России показывают, что в российском обществе заложен большой потенциал взаимопомощи.
Как мне кажется, это потенциал обострен еще тем, что многие россияне осознают что власть не дееспособна, и в этой ситуации, единственное решение это брать ситуацию в свои руки. Однако, потенциал взаимопомощи – это здорово, но чтобы взаимопомощь была эффективной нужны механизмы, которые позволят ей таковой быть. И именно в этом стратегическая роль Ушахиди. По сути, Ушахиди выступает в данном контексте как институт гражданского общества. Это первые шаги к реальности в которой общество формирует альтернативные власти механизмы и институты, чтобы заполнять вакуум на месте государственных структур.

Эти процессы могут стать еще более эффективными, если они будут подкреплены новыми технологическими решениями.
Когда я на днях обсуждал это с одним из идеологов «Ушахиди» Патриком Меером, тот сказал, что уже давно назрела идея создания механизмов автоматического «сводничества» между теми кто нуждается в помощи и тем кто может ее предложить. Причем этом может работать не только в ситуациях кризиса. Предположим у Вас дома кончилась соль. При помощи аппликации Вашего телефона вы посылаете запрос всем телефонам, у которых есть такая аппликация в радиусе нескольких сот метров от вас. Думаю что проблема с солью решится достаточно быстро. То есть опять же, проблема не в том что мы не хотим друг другу помогать, а в том, что нет механизмов которые могут связать того кто нуждается и того кто может помочь. Причем, если вспомнить теорию «Длинного хвоста» Криса Андерсена, можно предположить что в принципе на любую просьбу о помощи может найтись человек который может помочь. Главное опять же, это помочь им найти друг друга.

Таким образом, первая российская «Ушахиди» платформа «Карта помощи» – это только начало пути.
Сам факт возникновения платформы, не только повышает уровень координации, но и стимулирует тех кто хочет оказать помощь, предоставляя доступную возможность предложить свои услуги или найти тех кто нуждается. Кроме того, то что развернуть платформу на базе «Ушахиди» можно быстро и в экстренном порядке, также делает это решение более эффективным. Ведь по сути координационный центр не возник, не появись вначале сетевая платформа, которая сплотила вокруг себя команду людей.

Однако, далее требуется чтобы формирование механизмов взаимопомощи было поставлено как задача перед теми кто занимаются разработкой информационных технологий.
При этом, как не парадоксально, но в одном российские власти все-таки точно помогают. Ведь не оказывая эффективную помощь, они таким образом стимулируют развитие взаимопомощи в российском обществе.

Оригинал

Комментарии

12

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


10 августа 2010 | 15:48

Да ну, зачем, когда все можно свалить на власть, а потом ругать ее что это она во всем виновата.


10 августа 2010 | 15:59


А разве не путен, своим параличём

спалил тысячи гектаров леса,

спалил дома и огороды, поля фермерам,

оставил без российской еды горожан и сельчан,

довел страну до гуманитарной помощи?



11 августа 2010 | 01:43

Конечно он. У нас в стране 140 миллионов жителей, а виноват во всем Путин. А кто еще, вы? Конечно нет. Я? Тоже нет. Никто не виноват, мы тут жили все полторы тысячи лет просто распрекрасно, а потом пришел плохой дядька Путин и начал всем мешать жить хорошо.


10 августа 2010 | 16:19

"В драке не выручим,.. в войне победим"
М.Жванецкий


ainfissa 10 августа 2010 | 17:21

по местам бедствий и катастроф. Геймеры мажорные.
Ведь даже и не ляпнул этот Асмолов, что ЧП бывают разные. А если завтра землетрясение?


frk_2010 10 августа 2010 | 16:20

Сегодня премьер Владимир Путин поблагодарил мэра Юрия Лужкова за "своевременное возвращение в Москву из отпуска". Между тем стихия подвергла испепеляющей критике и Путина, и Лужкова:

http://inopressa.ru/article/09Aug2010/inotheme/heat.html

Три ошибки российского руководства:

http://inosmi.ru/russia/20100809/161961611.html


10 августа 2010 | 16:35

рука руку моет.


listengort8 10 августа 2010 | 16:28

Взаимопомощь заложена в самом человеке и обязательно проявляется в тяжелые минуты, как бы государственное устройство не дышало бы над этими людьми.

Казалось бы, русский народ уже давно не так "един и могуч".
Но после триумфа сборной на ЕВРО-08 вся страна буквально слилась в едином порыве радости и ликования.
И сейчас - снова.

Это Энергия!
Бог это Энергия.
Таким образом, в руках Правительства сегодня находится огромный энергетический потенциал в лице новой России, который необходимо направить в правильное русло.


jullialis 10 августа 2010 | 16:32

Что-то не могу зайти на сайт. И это уже не первый раз. Интересно, кого больше в инете - гневно обличающих или оказывающих реальную помощь? Для некоторых обругать власть становится привычным ежедневным ритуалом. Все достаточно однообразно и надоело. Лучше маленькая помощь, чем большое негодование.


listengort8 10 августа 2010 | 16:40

Только-только хотел сказать о том, что надоели одни и те же сообщения граждан о том, что всё плохо, власть не та, жизнь не та, все дураки.

В принципе, даже Ваш комментарий, и любые другие, всё-таки намекают на пустые разговоры.

Надо что-то придумать...


jullialis 10 августа 2010 | 17:02

Пока мы здесь болтаем ...http://i-cherski.livejournal.com/
Надо присоединятся. Хотя бы маленькой денежкой.


10 августа 2010 | 16:41

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире