polifufacka

Аркадий Лютровник

11 апреля 2017

F

Коррупция в России зародилась давно. В  качестве терминов, для обозначения проявления коррупции в российских источниках использовались слова: «мздоимство», т.е. принятие должностным лицом взятки за совершение дел, которые входили в круг его обязанностей и «лихоимство» – получение взятки за совершение служебного проступка.

 

К началу XX века взятки и прочие проявления коррупции не только не исчезли, но и процветали. В современной России коррупция как социально-политический феномен связана с перестройкой, политическими и  экономическими реформами. В 90-е годы XX века Россия переживает переходных период. Его характеризуют политическая нестабильность, несовершенство законодательства, неэффективность работы органов власти, неразвитость политической культуры граждан, отсутствие прочных демократических традиций. Все это и привело к тому, что коррупция стала интенсивно набирать обороты. В 1990 году Россия занимает шестое место после Таиланда, Индонезии, Филиппин, Индии и Парагвая в списке стран с самым высоким показателем подкупа чиновников при распределении гос. заказов. Почему же коррупция в России в период модернизации стала так расширяться? Политические и экономические реформы сняли многие, ранее существовавшие, запреты и ограничения социальных действий, а также установили новые права и свободы для граждан. Также возросла самостоятельность социальных субъектов, расширилось поле произвола и беззакония в различных сферах жизнедеятельности общества, включая все уровни иерархии власти. В высших эшелонах власти происходит солидарность в незаконном распределении бюджетных средств, заключение убыточных для казны договоров, невыгодная для государства приватизация, принятие законов в интересах определенных групп населения. Таким образом, был нарушен социальный порядок. Процесс реформ в России сопровождался серьёзными изменениями в социальной структуре общества. Этот процесс был связан с легализацией теневой социальной структуры, т.е. тех социальных групп, которые были и развивались в советское время вне закона, хотя и были тесно связаны с  коррупцией советского государственного аппарата.

 

Открылись новые пути для продвижения в  верхние слои общества, появились новые элитные группы. Характерным проявлением коррупции периода перестройки было то, что государственные чиновники и политики высокого ранга использовали свое служебное положение в процессе приватизации государственных предприятий с целью приобретения их в частную собственность, нередко они оформляли право владения на родственников. На рост коррупции в это время повлиял и тот факт, что в России еще была очень слабая многопартийная система, она только создавалась, становилась на ноги. Поэтому, осуществлять контроль, призывать правительственных чиновников к ответственности было невозможно. Сами политики и чиновники не оказывали должного внимания на  бюрократические институты, судебную и правоохранительную системы. Российское гражданское общество, СМИ не способны были играть в то время мониторинговую роль в отношении коррупции. Их возможности были ограничены.

 

Далее формы коррупции видоизменяются и  совершенствуются. В современном российском обществе коррупция проявляется в  лоббировании при принятии нормативных актов в интересах транснациональных корпораций; в бюрократическом «рэкете»; выраженном вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их переброски в другие предпринимательские организации, политические партии, общественные фонды; в  предоставлении государственных финансовых и материальных ресурсов в  избирательные фонды отдельных кандидатов на государственные должности в органах власти и местного самоуправления, в фаворитизме и протекционизме. Расширяется и  принимает новую окраску «электоральная коррупция» Эта форма представляет собой особую разновидность политической коррупции, которая проявляется как в массовом подкупе избирателей, подкупе избираемых лиц, так и подкупе конкурента депутата и наблюдателей.

 

Коррупцию в современной России можно разделить на два периода: 90-е годы и начало XXI века. В чем же их особенности? В  период 90-х годов коррупция в России приобрела системный характер.

 

Россия в этот период имела повышенный уровень коррумпированности государственного аппарата по сравнению с другими странами. Почему?

 

Во-первых, финансовая, административная и  судебная системы не соответствовали своими обязательствами перед гражданами. Это создавало дефицит услуг государства, включая административные услуги и  исполнение бюджетных обязательств. Эта ситуация порождена была несколькими причинами: от СССР достался формальный объем социальных обязательств, который превышал финансовые возможности государства и не исполнялся. В середине 90-х годов общий объем таких, законодательно оформленных, бюджетных обязательств превышал 80% ВВП. Коммунисты, в то время, составляли большинство в нижней палате Федерального Собрания, сохраняли эти законы. Исполнительная власть не выдвигала требований изменения «социального» законодательства. Это было очень выгодно бюрократам.

 

Во-вторых, непрозрачность исполнительной власти, отсутствие контроля за ее деятельностью со стороны общественности привела к созданию зон административного дефицита.

 

В-третьих, интересы государства были невнятны и неоформленные, применительно к служащим и целым подразделениям исполнительной власти. Поэтому, чиновник служил своему начальнику, самому себе, своим друзьям и не видел в этом никакой моральной проблемы.

 

К концу 90-х годов широкое распространение получило чиновничье предпринимательство. Создается сеть взаимных обязательств и  «экономика одолжений». Через эти сети услуг проходила большая доля ВВП. К концу 90-х годов государство раздуло свой аппарат и, тем самым, расширилась сфера вмешательства государства в хозяйственные и социальные процессы. Была слабая дисциплина исполнения бюджета. Счетная палата РФ почти не  реагировала на результаты контрольных проверок. На этом этапе подняла голову и  низовая коррупция. Взятка помогала решать гражданам бытовые проблемы.

 

Если подвести итог развития коррупции в  современной России на первом этапе, то можно прийти к удручающим выводам: стремительный переход к новой экономической системе не поддерживался необходимой правовой базой и правовой культурой. Усиление налогов привело к  расширению теневой экономики. В России сохранились слабые демократические традиции и неразвитость правового сознания населения. Происходит отрыв общества от власти.

 

Второй этап развития коррупции в  современной России начинается с наступлением XXI века.

 

Этот период можно назвать тотальной коррупцией. Аксиомой стало «правило конвертации денег во власть и  наоборот»[1]. Сильно видна разница между элитой и огромной массой простого населения России. Сравнивать стоимость особняков в несколько млн. долларов и зарплату в 12 тысяч рублей просто смешно.

 

Сейчас, особенно четко, наблюдается коррупция внутри бюрократического аппарата. Бюрократия получила огромную самостоятельность и теперь управляет бюджетом, финансами страны и  государственной собственностью.

 

Коррупция в России вошла в стадию активного развития системных коррупционных сообществ. Такие сообщества, обычно, состоят из группы чиновников, принимающих нужное решение; коммерческой структуры, которая конвертирует в деньги, полученные выгоды и группы защиты, в  которую входят правоохранительные и судебные органы.

 

Продолжается расходование бюджетных средств без учета общественных интересов. Хищения бюджета является крупномасштабным явлением. Через теневую экономику расхищаются и отмываются до  70% всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ.

 

Какие же последствия ожидают Россию от  разгула коррупции: 1. В сфере экономики – расширение теневой экономики уменьшает поступления налогов, а значит, ослабевает бюджет. Следствием этого государство теряет финансовые рычаги управления, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств. Снижается эффективность рынка и дискредитируется идея рыночной экономики. Усугубляются бюджетные проблемы страны, повышаются цены, а страдает народ. Также, ухудшается инвестиционный климат, снижается эффективность экономики всей страны; 2. В  социальной сфере – снижается способность власти решать социальные проблемы. Увеличивается имущественное неравенство, бедность большой части населения. Укрепление организованной преступности приводит к доступу криминала в политику, во власть и возможности открытого отмывания денег. Все это угрожает политической стабильности в стране; 3. Политика – уменьшение доверия к власти, растет ее отчужденность от общества. Возникает разложение демократических институтов. Падает престиж страны в мире.

 

За двадцать с лишним лет коррупция приобрела масштабный характер, стала нормой жизни. Она дискредитирует право, как инструмент регулирования жизни общества и государства, угрожает национальной безопасности, отрицательно влияет на имидж страны в мире, препятствует притоку в страну инвестиций. Коррупция в России поглощает значительную часть секторов государственной и частной экономики. Крупный бизнес через коррупционные отношения реализует не только экономические, но и политические задачи и цели; мешает полноценно развиваться среднему и мелкому бизнесу. Наша страна сползает в коррупционную пропасть. К этой проблеме приковано внимание региональных и местных органов власти, политических партий. Но, у власти отсутствует способность влиять на масштабы коррупции. Решение проблемы коррупции возможно путем целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями. 

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире