«Десятиклассники знать не желают классики» — повторяла стихи Владимира Рецептера, спеша на конкурс чтецов в Московский кукольный театр, что на Бауманской, стайками впереди шли, взавшись за руки, девочки, мальчишки приосанились, пытаясь выглядеть посолиднее. Родители и педагоги явно волновались.

Три десятка москвичей боролись за выход во  Всероссийский финал конкурса юных чтецов «Живая классика». Так красиво назван проект по пропаганде и популяризации чтения среди детей и подростков, эмблемой которого стала плывущая по реке книга, словно ладья, а управляет ею задумчивый читатель-отрок. Полтора миллиона шестиклассников из  сорока тысяч школ еще в феврале участвовали в первых школьных турах. С этого, второго года, конкурс взлетел по рангу ввысь, приобретя статус международного. Помимо РФ его участниками стали ребята из Белоруссии, Украины, Киргизии, Азербайджана, Армении, Казахстана, Молдовы, Польши, Турции.

О новшествах «Живой классики» этого года рассказывает Марина Смирнова, директор и координатор проекта

М.СМИРНОВА Нынче в «Живой книге» участвуют и семиклассники, которые в прошлом году победили на школьных конкурсах чтецов. То есть, мы продолжаем работать со своими же ребятами, они писали в этом году эссе «Книга, перевернувшая жизнь». Мы отбирали лучшее эссе, и сегодня мы записывали с москвичами видеоролики. То есть, теперь они свое эссе рассказывают, ориентируясь на свой текст. Эти видеоролики мы будем размещать в интернете. Мы считаем, что ребята своим ровесникам могут дать самые лучшие рекомендации, что читать.
М. ПЕШКОВА: И что они рекомендуют, какие книги?
МАРИНА: Вы знаете, книги совершенно разные. Много зарубежной литературы, много военной прозы, и современная есть. У меня статистика, что ребята читают. Но там просто сотни авторов, поэтому здесь очень сложно кого-то перечислить.
М. ПЕШКОВА: А, финал будет в Питере?
МАРИНА: В Москве. Международный в Москве.
: В театре Et Cetera,
М. ПЕШКОВА: Что показал московский финал этого года?
МАРИНА: У меня очень неоднозначное чувство. Потому, что с одной стороны в этом году в Москве участвовало больше шестиклассников. Это хороший результат. С другой стороны то, что в Петербурге я заметила, в Ленинградской обрасти и в Москве, мне показалось, что в этом году в общем, ребята были слабее, чем в прошлом году. С чем это связано – я не знаю, но это отмечают практически все. Методисты говорят, что в округах ребята были слабее. Я видела финалы, я видела финал прошлого года Петербургский например, финал этого года Петербургский. Ребята слабее. То же самое у меня было ощущение такое же в Москве. Что если в прошлом году жюри все-таки спорило и хотелось наградить очень многих, то в этом году в общем обсуждение было достаточно коротким. И было совершенно очевидно, кто эти трое прошли в финал. То есть, все остальные более-менее ровно выступали, и это странно. Меня поразило то, что в этом году было много военной прозы. То есть, у меня конечно ощущение, что военную прозу ребята выбирали не сами. Ребята очень много выбирают военной прозы сами, но просто в таких количествах военная проза мне кажется, что все-таки это подготовка не знаю, к 9 мая, но вот мне казалось, что не всегда это был их собственный выбор. Это меня расстроило. То, что хотелось бы больше современной прозы, и хотелось бы больше чувствовать, что это действительно как-то их трогает. Вот в этом году – да, у меня не было такого чувства.

Татьяна Рудишина, главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки имени А.Гайдара
Я рассчитывала на лучшие итоги, на большие итоги на фоне первого года. Я расстроилась подбором произведений. Если в первый год уже было немножко смешно, боже мой, опять Чехов. Ну, вот  ещё один мальчик «У Христа на елке» Достоевского – все, это выдержать не возможно. Предложили, чтобы была не классика, а что-то другое, чтобы не было программных произведений. Хотели как лучше получилось увы, наоборот. И мне показалось, что может быть это была педагогическая конъюнктура, но почему же почти все мальчики читали не лучшую прозу о войне? Мальчики, которым 11 лет, 6-й класс, они конечно же ту глубину некоторых произведений просто не в состоянии прочувствовать. И отсюда шла либо фальшь, либо какие-то другие интонации. Это меня очень-очень тревожило. Уж не говоря о том, что у Паустовского военные рассказы – это отнюдь не самая яркая сторона его творчества … Наверное это вот такая методическая недоработка. Увы, мы путаем чтецов и актеров. Чтец работает голосом, работает проникновением в текст. Ни костюм ему не нужен, ни игра. То, что делает актер. Вот это вот смешение жанров, ребенку естественнее быть актером. Но здесь правила игры, ты выступаешь как чтец. И вот это вот опять-таки смешение жанров – оно не всегда бывает уместно и удачно. В прошлом году мне показалось, чтецов было гораздо больше, ярче, и выбирать было очень и очень сложно. Но, тем не менее, дети замечательные, дети симпатичные, и вот тот мальчик, который произвел на меня самое сильное впечатление. Он читал то, что ему было реально близко. Он читал рассказ Азимова, он его прожил, пережил, и донес без всяких актерских штучек.

Главный редактор сайта «Папмамбук», писатель Марина Аромштам

Выбор текстов стал гораздо более разнообразный. И, по крайней мере, понятно, что это шестиклассники, за ними стоят педагоги, что педагоги эти действуют в классической парадигме поступлений в театральный ВУЗ, где требовалось читать басни, прозу, стихотворения. И они так с детьми работают, но они совершенно все уже поняли, что это все-таки конкурс, который направлен на чтение. Что нам нужно вывести ребенка не просто на уровень художественной декламации, даже выразительной, а что мы должны сделать так, чтобы он почувствовал себя миссионером. Что он несет каким-то людям некоторую весть, как это не напыщенно звучит, о той книге, которую он прочитал. И вот я просто решила уточнить: этот мальчик, который читал кусочек из Азика Азимова:

Это был его выбор? Он прочитал перед этим целую книгу? Да, он прочитал целую книжку, и этот отрывок был совершенно не случаен. То есть, он видит весь контекст, он любит это все целиком, и он выбирает какой-то кусочек, который оказывается для него симптоматичным. То есть, он прекрасно понимает, в каком контексте это существует. А подошла другая девочка вместе с педагогом, она читала из «Хаджи Насреддина» кусочек. И они спрашивают: как вам… Мы хотели узнать просто мнение о чтении. Я говорю: У меня такое ощущение, что девочка при всем своем старании, не знает целиком контекста. И оказалось, что так оно и есть. Ты на нее смотришь, ты понимаешь, что для этой девочки «Хаджа Насреддин» не мог быть любимой книгой по целому ряду причин. И значит, она не чувствует целого. Поэтому у нее происходит вместо каких-то реальных серьезных переживаний, и такой глубинной работы, которую в общем-то чтение должно производить, у нее происходит вот именно упражнение в формальном актерском мастерстве. Когда мы играем в чувства, а не действительно их используем. Вот это сложная вещь. Кроме того, видите, тут ещё мне кажется, существуют некоторые такие стереотипы и представления о невозможности выйти на сцену с книжкой. Вот никому не приходит это в голову, что я могу не в военную форму одеться, и не в народный костюм, и не принести с собой веер в качестве атрибута, а принести с собой книжку. И что это было бы прекрасным… Это прекрасным было бы ходом, когда ты ее показываешь, как ты ее открываешь, и ты можешь даже сделать вид, что ты читаешь первый абзац. Но в этом же смысл, да? Что мы призываем детей стать миссионерами идей чтения. Но мне кажется, что это лежит проблема во взрослых головах.

Девочки, кому не достались планшеты, плакали на сцене, слова утешения пролетали мимо, а они ведь так старались, призы получили только те, кто попал во Всероссийский финал: Роман Резников, читавший отрывок из рассказа Айзика Азимова «Лучший друг», Даша Козлова, выступившая с фрагментом из «Девочки из города» Л.Воронковой и Артем Агапов с рассказом Дениса Драгунского «Девочка на шаре».

953736
Ирина Солнцева

953754
Роман Резников

953756
Дарья Козлова

953742
Ева Попкова

953744
Татьяна Ефремова

953746
Ален Ершов

953748
Иван Сёмин

953750
Вадим Кузнецов

953752
Николай Зуб

953758
Марина Смирнова, автор идеи и куратор конкурса «Живая классика»

Фото Т. Рудишиной

Комментарии

17

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


04 мая 2013 | 21:36

Отрадно!


hotin Леонид Хотинок 04 мая 2013 | 21:51

Мне не понять это навязчивое желание поскорее сделать из детей взрослых.
И на каблуки их ставят в пять лет, и красят, и разные Мисс России устраивают.
Дети с важным видом говорят что-нибудь вроде: «В своем творчестве я опирался…», «Не могу жить без аплодисментов, знергетика зрительного зала…», «Я работаю над образом…»
Мне кажется, взрослые готовят пациентов для психоаналитиков. А в худшем случае – депутатов для Думы.


valko 04 мая 2013 | 21:51

Приятно,что,оказывается, есть такой конкурс.
Но действительно, он был бы интереснее и для ребят и для взрослых,
если бы школьники сами выбирали себе произведения или методисты более тонко и
уважительно относились к миру детства,позволив выбрать то, что дети понимают.
Нередко амбиции взрослых портят всё дело.


ivanchay 04 мая 2013 | 22:11

Как, наверно, мучились дети - как солдаты перед парадом в День Победы. Но польза наверняка будет - такое не забывается, и хорошо. 15 лет назад наша классная, "литричка" гоняла нас и муштровала нещадно, но мы всё помним, и нам есть чем гордиться. Наверняка, так будет и с этими ребятами. В конце концов, всё затевалось, якобы, для них, для их пользы. И, согласитесь, это всё-таки не те пошлые "Мисс Мира 20** г р" и "выпускные" в третьем классе, это, всё-таки - настоящее взрослое дело. Детское не по-взрослому.


(комментарий скрыт)

zemljanka 04 мая 2013 | 22:43

Игры взрослых. Дети на фото - симпатяги. Отлично, если ВСЕМ участникам подарили книгу и воздушный шарик. Значило бы, что взрослые не без души... Для меня - ПОБЕДИТЕЛИ - ВСЕ участники.


zemljanka 04 мая 2013 | 22:43

Игры взрослых. Дети на фото - симпатяги. Отлично, если ВСЕМ участникам подарили книгу и воздушный шарик. Значило бы, что взрослые не без души... Для меня - ПОБЕДИТЕЛИ - ВСЕ участники.


(комментарий скрыт)

snowdrop1988 04 мая 2013 | 22:48

Публичные выступления для детей очень важны. Не бояться зала, овладеть вниманием, не сбиться, одержать победу, ка которую потом можно будет опереться. Для многих такой выход становится поводом для глубокого изучения, постижения скрытых смыслов. Мне мама рассказывала, как у нее в классе девочка подошла и попросила, чтобы мама с ней позанималась, она хотела участвовать в конкурсе. У девочки 6кл-цы была тяжелая форма диабета, но она из предложенного выбрала Ахматову " Мне голос был..." И прочла так, что люди плакали. Это была ее победа, целиком и полностью. Сама от начала и до конца. Это было в 2001-ом.


vik_tor 04 мая 2013 | 23:32

Спонсоры ау, если возможно сделайте так что бы ВСЕ дети получили планшеты, хотя бы бюджетные, это ведь не такие уж большие деньги. А для детей это... Не взирая на места...


vasyak 05 мая 2013 | 17:21

Угу, чтобы как в Америке. Они этого нахлебались полной ложкой, а теперь наша очередь. Как говорил Джордж Карлин: "Мы не говорим ребёнку: "Ты проиграл", мы говорим: "Ты последний победитель". И так мы компостируем мелкому засранцу мозг до тех пор, пока на третьем десятке он наконец-то не услышит от босса: "Убери хлам со своего стола и проваливай. Ты - лузер"".


(комментарий скрыт)

bradis 05 мая 2013 | 00:15

Одни фотки. Хотелось бы послушать, иначе зачем?


05 мая 2013 | 01:57

Дину Рубину читали?


(комментарий скрыт)

feyaekaterina 05 мая 2013 | 08:28

Какой хороший конкурс! Спасибо, что рассказали!


evgeny_biolog 05 мая 2013 | 10:11

«Десятиклассники знать не желают классики»

Естественно, лучше курить в туалете и целоваться с девчонками, чем читать Гомера и Паустовского ...


05 мая 2013 | 11:31

спасибо организаторам за конкурс!


odessa1957 05 мая 2013 | 16:46

Автору респект!!


snowdrop1988 04 мая 2013 | 22:51

Марина Смирнова, сил и веры в доброе, нужное дело, дорогая Майя Пешкова, спасибо вам за ваш добрый голос и очень духоподъемные посты.


snowdrop1988 04 мая 2013 | 22:52

Какие раскованные, артистичные свободные дети. Прекрасные дети.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире