peshkova

Майя Пешкова, обозреватель

03 сентября 2017

F

Любимые строки Юрия Левитанского прошибают до слез, как и лейтмотив стихотворения: «Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!»

Всё откладывала поездку на Урал, ни  в прошлом году не поехала на Первый Уральский открытый фестиваль российского кино, ни нынче  — на второй. «Как, открытие прошло без тебя?» — кричала в мобильник подружка, негодуя – «Зачем ушивала твое серое вечернее платье. Похоже, с джинсами ты до березки не хочешь расстаться. Сколько раз тебя учила: не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра», разве что Галя не топала ногами. «Не склалось» — повторяла рядом находившаяся внучка, теперь это очень любимое ею слово, осваивающей сложение в уме двузначные и  трехзначные числа: готовимся через год в первый класс.

И хотя на дворе стоит кинофестивальная пора: их столько, что не успеваешь за ними уследить ( сегодня, например, отроется в Анапе «Киношок») но душа рвалась в город, который считаю своей гипотетической родиной: в госпитале на Урале спасла отцу правую руку после ранения совсем молоденькая довоенная выпускница мединститута, сказав сурово «Попробуем не ампутировать!» Да и посмотреть не столь давно открытый музей художника Миши Брусиловского уж очень хотелось бы — портрет Иосифа Бродского его работы висит в кабинете мэра Ека-теринбурга Евгения Ройзмана там, где должно висеть портрету государственного деятеля. А сколько интересного о Брусиловском рассказывал мне его друг художник Борис Жутовский?! Вот и звоню к знакомым одним впросом, что там происходит на Втором открытом российском, что показывают.

От памятника братьям Люмьер по красной дорожке шли участники кинофестиваля в киноконцертный театр «Космос». Зрители бурно приветствовали режиссера Аллу Сурикову, узнала сразу драматурга Николая Коляду, председателя жюри фестиваля Андрея Прошкина, члена жюри фестиваля, кинокритика «Новой» Ларису Малюкову по телевизору.

Старт фестивалю дала кинохлопушка, не традиционно перерезанная красная ленточка. Зал был полон. Приобрести билеты на единственное платное фестивальное мероприятие (на остальные — вход свободный) занимали очередь в половине восьмого утра – это в выходной-то день.

Первый приз фестиваля был вручен уже вчера на церемония открытия народной артистке, режиссеру Алле Суриковой, что сделала министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. Одиннадцать конкурсных работ увидят зрители, а честь открытия досталась конкурсной ленте «День до…». Фестиваль  — праздник не только для жителей Екатеринбурга, но  и еще семи городов области. Всего будет задействовано два десятка киноплощадок, а зрителям покажут 120 фильмов. Как утверждают организаторы фестиваля, они его позиционируют как фестиваль зрительских кинофильмов.

Пройдут ретроспективы Эльдара Рязанова, Андрея Кончаловского, Аллы Суриковой, Андрея Прошкина. Второй раз на фестиваль приехал всемирно известный кинорежиссер Александр Сокуров, кому посвящены две программы. В ретроспективе «Творческие встречи с Александром Сокуровым» будет показана «Тетралогия власти»: «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст», а также неигровой фильм «Пример интонации».

2820060

2820062

2820064

Что бы мне хотелось посмотреть сегодня?

В 14.30 картину «Софичка» — экранизацию одноименной повести Фазиля Искандера режиссера Киры Коваленко, выпускницы творческой мастерской А.Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, покажут ее  в Премьер Зале Парк Хаус в программе «Взгляд ХХI век». Мировая премьера фильма состоялась на МКФ «Темные ночи» в Таллине в 2016 г. На завершившемся недавно фестивале «Окно в Европу» в Выборге, Кира Коваленко удостоена специального приза «За сохранение культурных традиций». На фестивале «Дух огня» лента удостоена приза Генерального партнера фестиваля «Газпромнефть» за лучший игровой фильм. А актриса Лана Басария получила в  Дублине награду за лучшее исполнение женской роли. Нет, не забыла про награлу на  кинофестивале в Горьком. Как видите, картина о судьбе абхазской женины тронула сердца многих, и вам она, уверена, понравится. Свидетельство тому – золотой дождь наград.

В 16.00 сегодня в воскресенье в Ельцин Центре покажут в  рамках творческих встреч с  Сокуровым фильм «Молох», действие которого происходит в течение суток в призрачном, непреступном доме в Альпах. Власть, претендующая на покорение мира, произвела разрушительную работу над теми, кто ее олицетворял, Гитлер и Ева Браун – несоединимые партнеры любовной драмы. Большинство сцен фильма сняты в существующей в наши дни высокогорной резиденции Гитлера на горе Кельштайн в Германии в так называемом Кельштайн Хаус («Орлином гнезде») Картина удостоена Гран-при «Кинотавра 99», актриса Елена Руфанова получила на том же кинофестивале приз за лучшую женскую роль, приз Каннского фестиваля за лучший сценарий в том же году получила лента.

18.10 и снова в Ельцин Центре зрители смогут посмотреть неигровой фильм Александра Николаевича Сокурова «Пример интонации». Из авторской аннотации Сокурова: «Первый президент России Борис Ельцин – главный герой картины. Второй герой – кто ведет разговор с Президентом в кругу его семьи. Цитата: «Фильм «Пример интонации» не является назиданием коллегам или зрителям в том, как надо смотреть, говорить, думать, как показывать «Пример» — как опыт, как проба, как ошибка. Не скрываю симпатии к своему герою, не скрываю трагического предчувствия, которое, конечно же, может не совпадать с реальным положением дел. Если в лидере российского парламента, персонаже Большой политики, вы рассмотрели и по-чувствовали человека – с меня и этого довольно» — конец цитаты.

Встретимся и еще поговорим о  дальнейших фестивальных моментах.

Билеты можно получить в день показа и на следующий день или забронировать на сайте фестиваля на день показа и на следующий день.

28 августа 2017

Август. Довлатов

Пятые «Дни Довлатова в Таллине» завершились в воскресенье грандиозным «Довлатовским марафоном» на сцене Русского драмтеатра, зал был полон Чтецами рассказов писателя на один вечер стали политики, депутаты, общественные деятели. Книги писателя в республике издают по-эстонки, их активно читают, судя по допечаткам тиражей, звучали любимые рассказы.

Если можно было бы, как в кино, отмотать пленку назад, вернулась бы в первый вечер довлатовского праздника, когда в Союзе писателей состоялась презентация изданного вот сейчас, в августе, четырехтомника Сергея Донатовича. В красиво оформленном коробе, постаралось издательство «Азбука-Аттикус», на фестиваль директор издательства Леонид Шкурович привез 10 экземпляров четырехтомника, которые стали призами за знание довлатовских текстов.

На презентации выступила дочь писателя, прилетевшая из Нью-Йорка,, Катерина Довлатова, специалист по творчеству отца, переводчик, ею  сделан перевод на английский «Завоведника». Друг и коллега по газете «Новый американец», замечательный писатель Александр Генис выступил на презентации не только как мемуарист, но и как тонкий исследователь довлатовской прозы. Александр Генис автор великолепной книги о писателе «Довлатов и окрестности». Елена Шубина, заведующая редакцией современой российской прозы издательства АСТ, поделилась раздумьями как по ее мнению следует нынче издавать и читать Довлатова.

Чем отличается нынешнее издание от того, что вышло в 90-ые годы, адресовала я свой вопрос при телефонном разговоре составителю четырехтомника, автору вступительной статьи, примечаниям, и комментатору, другу Довлатова, критику, со-редактору журнала"Звезда" Андрею Арьеву. К слову, все права на издание Довлатова — у этого журнала.

«Формально, это издание абсолютно повторяет прошлое. Самая главная мысль была в том, чтобы повторить оформление Александра Флоренского, по-моему замечательное. Но в процессе работы над этим изданием, когда вдова Довлатова Елена и  его дочь Катя и 
я стали сверять старые тексты с теми, что на самом деле нужно было бы проверить, т.е. проверить по всем прижизненным изданиям, по книгам, в которых есть авторские пометы и исправления, выяснилось, что некоторое количество новых не то, чтобы текстов, а  новых абзацев, предложений появилось. С одной стороны, еще в 90-ых годах была некоторая цензурная правка, с другой стороны — была непроизвольная, корректорская правка, нарушавшая принципы довлатовского письма.

В общем то издание, какое мы сейчас получили — это такой канонический, академический, выверенный свод всех его сочинений, той его прозы, которую сам писатель хотел, чтобы она была здесь в России опубликована. Все отредактировано самим Довлатовым, с учетом его собственной правки на уже вышедших книжках. Так что, это можно сказать, каноническое, полное собрание Сергея Довлатова. Плюс еще в последнем томе воспоминания его друзей и письма».

В Швейцарии на  берегу озера Ларго-Маджоре в Локарно проходит 70-ый Международный кинофестиваль. Александр Николаевич Сокуров весьма любим и почитаем его руководством. Я сбилась со счету, пытаясь понять, сколько раз Александра Николаевича приглашали на этот весьма престижный европейский кинофорум, по значимости уступающий только Каннам, Венеции и Берлину. В юбилейном году выбрали десять лучших игровых фильмов-лауреатов за всю историю фестиваля, в числе которых и «Одинокий голос человека» Александра Сокурова, которую показали 9 августа  — новую отреставрированную версию картины, которую, как сказал режиссер: «Мы сделали, собрав деньги, что выглядит довольно странно, поскольку лента считается собственностью государства и, к сожалению, у российского государства нет никакого желания реставрировать то, что я сделал ранее».

Первый раз Сокуров посетил Локарно в 87-ом году, получив гран-при жюри  — «Бронзового Леопарда» за свою первую игровую киноленту «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова, снятую в учебной студии ВГИКа в качестве дипломной работы в 78-ом. К слову, консультантом картины была дочь писателя, Мария Платонова. Картину к защите так и не приняли: Сокурова обвинили в антисоветских настроениях и формализме, руководство института вынесло вердикт – картину уничтожить, смыть. Сокурова мордовали по полной. Пленку удалось подменить и тайно вынести из фильмохранилища института. Это сделал режиссер и оператор картины. Спустя десятилетие после съемок фильм появился на экране. Ленту спас приз, полученный в Локарно.
А.Н.Сокуров вспоминает: «1987-ой год. Это был мой первый фестиваль класса А, куда под давлением директора фестиваля, выдающегося европейского кинодеятеля Марко Мюллера – потом он стал директором Венецианского кинофестиваля – меня выпустили. Он приложил огромные усилия, чтобы мне разрешили выехать, чтобы Госкино, в конце концов, выдало эту картину для участия в фестивале.

Я побывал в Локарно еще раз в 1990 году как член жюри фестиваля, когда Светлана Проскурина получила «Золотого Леопарда» за фильм «Случайный вальс».

О поездке на фестиваль 2006-го года Александр Николаевич скромно промолчал. На самой большой площади Локарно, Пьяцца Гранде, превращаемой каждый август в кинотеатр под открытым небом с восемью тысячами зрителей, режиссеру был вручен «Почетный Леопард» за  заслуги в развитии кино и показан фильм «Русский ковчег». Тогда же на большом экране главного Фестивального зала, коим является Пьяцца Гранде, был также показан новый фильм «Элегия жизни» о Мстиславе Ростроповиче и Галине Вишневской.

Когда в Локарно задумали первый фестиваль искусств L’Imagine e la парола», основанный на синтезе литературы и кино, первым пригласили выступить в 2013-ом году Александра Николаевича. Гости увидели «Фауста» и «Русский ковчег», Сокуров провел мастер-классы на тему «Кино без монтажа» и участвовал в дискуссии «Современное кино и европейское культурное наследие».

Локарно  — это фестиваль дебюта или первого после дебюта, представляющего итоги года. «Локарно — вершина внимания к молодому кино» — считает Александр Сокуров. В 2014-ом году режиссер вывез в швейцарский город студентов своего курса в Кабардино-Балкарском университете. Александр Николаевич рассказывает: «Принимали ребят очень хорошо – там же были студенты европейских киношкол. К сожалению, ни один журналист Российской Федерации не пришел, не поддержать нас, н не появился ни на нашей пресс-конференции, ни на показах, хотя я знаю, что они были на этом фестивале, они всегда бывают. наши киножурналисты, любят фестивали класса А, всегда любят погулять, походить, что-нибудь посмотреть, но, к сожалению, их там не было ни на одном просмотре.

Интересные были вопросы, живые дискуссии с зарубежными европейскими журналистами. Обратили внимание на то, что технически уровень картин не очень высок, мы  ведь снимаем в рамках технических возможностей учебной студии Кабардино-Балкарского университета, они очень скромные. Но всех поразила содержательная сторона фильмов. Молодые люди говорили, что отравлены социальными мотивацией, социальными сюжетами. Интересные были вопросы, дискуссии были живые. Они потрясены человеческой интонацией фильмов, интимностью какой-то, человеческими сюжетами наших ребят, ни на кого не похожих».

В конкурсной программе секции «Леопарды завтрашнего дня» короткометражная лента «Жизнь моего друга» молодого режиссера Александра Золотухина, «птенца гнезда Сокурова» из университета в Нальчике, который недавно завершил съемки полнометражной картины «Слухач» на  «Ленфильме» и сейчас готовит фильм к монтажу, он  выйдет на экраны в конце года.

Фестивальная жизнь в разгаре — у Александра Сокурова впереди еще очень важный момент – закрытие в Выборге фестиваля «Окно в Европу». Маэстро непременно успеет, не правда ли? Ведь его ждут зрители, участники и конечно его выпускники. До встречи в Выборге!

.

Никогда не думала — что стану рекомендовать послушать мою передачу из цикла «Непрошедшее время», вернее ее повтор воскресным утром, 9 июля о картине Александра Сокурова «Читаем «Блокадную книгу». Но сначала немного о любимом, о городе на Неве.

2781138

Бежала по Невскому на «Красную стрелу» — такси словно вымерли, троллейбусы словно заблудились, бормоча любимые строки Мандельштам: «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». И мне навстречу с четко выверенными интервалами — портрет Даниила Александровича, улыбавшегося, как казалось, только мне одной, и только глазами. «Завтра Новый год , первое января — 90-летие писателя» — подумала я, глядя на огромные фото сквозь снежную пелену. И сразу в сознании — гостеприимный дом Гранина, куда влетела я однажды , как фурия.

В тот приезд в Северной столице была только день — с утра до вечера, а так хотелось узнать о новой книге, что заранее созвонилась с Даниилом Александровичем. В доме, неподалеку от «Памятника «Стерегущему», на доме, где висит мемориальная доска драматургу Евгению Шварцу, меня ждали. И пошел разговор о недавно вышедшей книге писателя «Вечера с Петром Великим». Робела даже больше, чем школьница. А на филфаке меня ждал проф.Игорь Сухих, с рассказами о новых своих книгах, показавший мне фотографии, висящие на стенах кафедры русской литературы, в частности Проппа, Гуковского. И через Неву, указав на памятник Петру, добавил, что нахожусь я в единственном в мире месте, где памятник и место, где его изучают, стоят вот так, напротив.

Потом много лет расспрашивала Наталию Соколовскую, писательницу и ведущего редактора издательств «Азбука» и «Лениздат», о Данииле Александровиче, о книгах, которые он пишет, что гранинское у Наталии на рабочем столе. Признаюсь — читаю всегда книги с последней полосы, радуясь, когда встречаю в выходных данных Натальино имя рядом со словами «ответственный редактор» — для меня это нечто более чем важное, если хотите, — это знак качества издания.

Так получилось и с «Блокадной книгой», изданной в 2014 году. Сколько сил стоило это здание Наталии Соколовской, восстановить главы, вымаранные отечественной цензурой о случаях каннибализма, о ленинградском деле 49-го года, о разгроме Музея блокады Ленинграда, о судьбах выживших в осаду и избежавших послевоенных репрессий горожанах. Как больно и горько читать о совместных банях мужчин и женщин, как и о ленинградцах, превратившихся в ходячие безразличные мумии.

2781134

«Такая книга нам не нужна» — твердил руководитель города на Неве Григорий Романов, и наложивший запрет на ее публикацию. Со значительными купюрами журнальный вариант увидел свет в «Новом мире». Лишь только после того, как Романова перевели на службу в Первопрестольную в 84-ом, «Блокадная книга». увидела свет. Полный текст издали в «Эксмо» только в 2014-ом. Два далеко не молодых человека, Алесь Адамович и Даниил Гранин, записывая блокадников, оставили документ потрясающей силы внукам, правнукам и ныне живущим и их детям.

Цитата из «Блокадной книги» : «Откровенно говоря, мы многого не знали, какие жестокие вещи стоят за привычными словами «ленинградская блокада. Даже мы, прошедшие войну — один в белорусских партизанах, другой — на Ленинградском фронте, казалось, привычные ко всему, были не готовы к этим рассказам. Они ведь, эти люди, щадили нас все годы, но себя, рассказывая, уже не щадят…».

Позволю обратиться к статье «Актеры боялись сниматься в фильме Сокурова про блокаду», опубликованную в «Комсомольской правде» 30 апреля 2010 года

«Документальную ленту «Читаем блокадную книгу» режиссер снимал без репетиций. Получилось так достоверно, что при просмотре идет мороз по коже [видео]. Сокурову пришла в голову простая, но гениальная идея: взять «Блокадную книгу» Даниила Гранина и Алеся Адамовича и попросить актеров и простых людей — курсантов военных училищ, младших и старших школьников, студентов, учителей, самих блокадников — прочесть по отрывку вслух перед камерой. А потом смонтировать фильм.
Денег Сокурову ждать было особо неоткуда. Выручил питерский канал «100 ТВ» — телевизионщики оценили значимость работы и сразу предоставили студию для съемок. Снимали одним кадром, без дублей. На каждого уходило минут по десять — двадцать.
Эффект получился потрясающим! Каждый из участников до команды «Мотор!» не знал, что ему предстоит. Будто не фильм смотришь, а сам присутствуешь в реальном времени в осажденном, голодном, умирающем городе. Ветераны, которых пригласили на просмотр, плакали. Плакали и люди в кадре.

— Сокуров не дал заранее прочитать текст, запретил репетировать, — объяснила актриса Лариса Малеванная. — Должны быть непосредственные, живые реакции. Мне, актрисе, без репетиций пришлось трудно. Голос срывался, я запиналась, заикалась, делала паузы… Зато получилось замечательно. Ленинградцы для меня — святые люди. Но, как узнала «КП», многие питерские актеры, узнав, что репетиций не будет, отказались сниматься.

2781136

— Как можно отказаться? — удивляется Олег Басилашвили. — Это священная память. Я с радостью и благодарностью согласился.
Леонид Мозговой готов сниматься у Сокурова где угодно. Поэтому приехал без лишних вопросов.

— Сокуров снял с меня галстук, взъерошил волосы, — вспоминает Леонид Павлович. — Когда читал текст, не плакал. Слезы лились, когда смотрел. В этом фильме нет ужасов, зато есть достоверность и подлинность.

Даниил Гранин, по книге которого в соавторстве с Алесем Адамовичем сделан фильм, — сам ветеран войны, и к фильму Сокурова у него вопросов нет.

— У меня никто не спрашивал разрешения на экранизацию. Да это и не нужно, — рассказал Даниил Александрович. — Фильм получился просто прелестный. И прелесть его в том, что он сделан без всякой значительности, монументальности, подкупает непосредственностью. Я как-то боюсь, когда режиссер ставит себе задачу сделать шедевр.

Фильм Сокурова осенью уже произвел фурор на Венецианском фестивале, куда его отвез телеканал «100 ТВ». Затем лента побывала на кинофестивалях в Голландии, Франции и Великобритании, а также в Нальчике.

— Но мне важно понять, как в России воспринимают этот фильм, — говорит Александр Сокуров. — Очень много из того, что могли сказать, в ленте не сказано. Есть обстоятельства, о которых даже сегодня трудно говорить. Этот фильм был гражданским криком. Но не отчаяния, а гнева и боли. Это призыв к обществу посмотреть, какой ценой все дается. В России ничего не бывает однажды». Конец статьи.

P.S. Фильм «Читаем «Блокадную книгу» ни по одному телеканалу не показали, запретили. Зрители только два раза могли его посмотреть на, увы, не существующем нынче местном в Петербурге канале «100 ТВ». Видать, не угоден властям, а значит и теленачальству режиссер Александр Николаевич Сокуров, и его фильм. Видимо, телебоссы думают как, Григорий Романов, зачем зрителям знать о ленинградской блокаде: пипл — ведь он все хавает.

И еще. На церемонии прощания с Даниилом Граниным в Таврическом Александр Сокуров не стал выступать. Но покинув зал, где проходила церемония прощания, Сокурова обступили журналисты, которым Сокуров объяснил, что это мероприятие официальное, чиновничье, не для граждан. Разговаривая с журналистами — по сообщению издания «Коммерсант», Александр Николаевич вспомнил, что Даниил Гранин был единственным представителем своего поколения, который постоянно менялся сам, и все изменения, проходящие в мире, воспринимал с пониманием. «Люди этого поколения редко бывают настолько открыты душой и редко уверены — а Даниил Гранин был уверен — в том, что демократический выбор был правильным. И судя по моим последним разговорам с ним, он был просто встревожен тем, что происходит сейчас в стране» — сказал Александр Сокуров.

Материал подготовлен Майей Лазаревной Пешковой

Эту песню любила моя мама, Боже, как она пела! И много лет в этот день, торопясь переулками к Московской консерватории, вспоминаю ее голос, многочисленная родня собиралась не только вкусно поесть, но и попеть, главным образом, послушать мамино пение. В пятый раз, нынче столько лет фестивалю искусств «Дню Победы посвящается…», проводимому в Большом зале консерватории и в Рахманиновском зале. И каждый раз жду этот музыкальный праздник, словно возвращаюсь в квартиру моего детства, когда еще никто из близких не «присоединился к большинству» (англ поговорка).

Символическая тема этого года: «Мы вместе — Бессмертный полк», один из авторов этой темы Валерий Халилов, художественный руководитель Академического Ансамбля песни и пляски им. Александрова. Второй автор – Директор департамента культуры Министерства обороны А..Н. Губанков – они стояли у истоков фестиваля – им посвящены ряд программ и  фотовыставка погибших артистов в авиакатастрофе над Черным морем в декабре 2016 года, что развернута в фойе Большого зала консерватории. Они все годы поддерживали фестиваль, невозможно забыть Валерия Халилова, спортивного, подтянутого, приветливо улыбающегося за дирижерским пультом, когда он дирижировал одновременно оркестром и четырьмя хорами в Большом зале. Этого забыть невозможно.

Профессор Александр Соловьев, художественный руководитель фестиваля, утверждает, что этот фестиваль единственный в  России, целиком посвященный военной тематике. Впервые в рамках фестиваля открыта персональная выставка А.Пластова «Художник и война». На все фестивали приходят дети маршалов войны. И в этот раз были Наталья Родионовна Малиновская, Эра Георгиевна Жукова, Ольга Сергеевна Бирюзова. Их приветствовал зал.

Открыло фестиваль, 4 мая, Adagio Валерия Халилова, затем прозвучал «Марш генерала Милорадовича», и тоже Халилова. Потом «На сопках Манчжурии». Концертмейстер Камерного хора Московской консерватории, обладательница очаровательного голоса Мария Челмакина солировала в Рахманиновском «Вокализе», в  финале первого отделения также звучал очень любимый мною Концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром N2, часть 1 , за роялем Анастасия Максюта. Да, этот фестиваль вместил все музыкальные жанры в  себя, и  не только. Танец, и балет, художественное слово, видео – словом все искусства царят нынче Большом зале консерватории.

В этот же  вечер, но во втором отделении зазвучало «Утомленное солнце», и «Эх, дороги», «Последний бой», а  в финале по традиции зал подпевал Тухмановскому «Дню Победы». К слову, Камерный хор Московской консерватории, участники которого и студенты, и преподаватели, и аспиранты, создал в 1994-ом году профессор Борис Тевлин.

А 6-го мая лишний билетик спрашивали начиная с Бульварного кольца. Дамы почтенного возраста с цветами, правда, опирающиеся на палочки, завсегдатаи Консерватории, беседуя друг с другом, степенно поднимались по лестнице. Может быть, среди них была героиня повести Юрия Нагибина «Где-то возле консерватории»? Много было мальчишек возраста 10-12 лет. Концерт начался с минуты памяти. Ансамбль возрождал заново хор и танцевальную группу после трагедии под Сочи, началась жизнь заново. Впервые возрожденный ансамбль выступил на сцене театра Российской Армии 16 февраля. Ансамблю Александрова 88 лет. Концерт открыло исполнение Ансамблем песни «Несокрушимая и легендарная».

Следом за ней «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача. А потом «Прощайте, скалистые горы», «Легендарный Севастополь», «Смуглянка», и в завершении концерта весь зал, стоя пел с хором «Поклонимся великим тем годам», «День Победы» и совсем под занавес концерта «Прощание славянки». Передать словами, что случилось – не смогу, слезы, крики браво, шквал аплодисменов. Овации, долго артистов не отпускали со сцены. Это были аплодисменты и тем, кто погиб, и тем, кто из двух тысяч артистов выдержал конкурс, влился в творческий ритм, репетировал, старался стать александровцем. Здорово! И в этом заслуга Геннадия Саченюка, художественного руководителя Ансамбля.

Буклету фестиваля хочу пропеть отдельную песнь, он информативен. как ему и положено быть . И каждый год филолог-испанист, доцент МГУ Наталья Малиновская в буклете публикует текст о военных судьбах, не историко -академический, а человеческий, с нотами тепла и сострадания о ком пишет дочь маршала Малиновского. Вчитайтесь, пожалуйста, в текст фестивального буклета этого года. Будущие поколения будут признательны за сохраненную память, памятью не надо пренебрегать!

«Никто не забыт. Ничто не забыто»

Эти слова Ольга Берггольц написала в 1959 году для мемориальной стелы Пискаревского кладбища. Сколько раз потом они были повторены – выбиты на гранитных плитах могил Неизвестного солдата в дальних и ближних городах. Но только на стеле Пискаревского рядом с этими словами, звучащими как клятва, начертано горестное признание: «Мы не можем назвать всех имен…»

Это горькая правда – не можем. И, наверно, не сможем никогда, но и примириться с этой невозможностью выше человеческих сил. Ведь назвать по имени каждого из тех, кто спас страну и всех нас, еще не рожденных, – не только и не просто долг, а насущная необходимость. В каждом человеке живет душевная потребность узнать людей, которым досталась тяжелая воинская судьба, понять что-то нам неведомое, а для них очевидное, задуматься о том, что было им дорого, ради чего они воевали и смогли победить, «не постояв за ценой».

Категорический императив благодарной памяти неистребим, но сиюминутные суетные громкие и настойчивые голоса нередко его приглушают. Тем удивительнее и радостнее, что вдруг, годы спустя, здесь и сейчас, уже в другой стране с недолгой, но бурной историей, возникла эта душевная потребность – вспомнить и поклониться – и захватила разом многих. Голос Памяти стал внятен, и его услышали те, кто знал о войне лишь по рассказам, да и то не самих воевавших. Попытаться понять прошлое, отыскать связующие нити между прошлым и будущим, между военным поколением и совсем еще юными, становится все необходимее.

Сколько стран воевали в ту войну, на то она и мировая, но только в нашей стране история Великой Отечественной войны почти для каждого – это и семейная история. Почти в каждой семье на первых листах семейных альбомов с черно-белыми, тронутыми желтизной фотографиями, есть снимки людей в форме, совсем молодых и постарше. И часто эти фотографии – случайные, любительские или снятые в фотоателье накануне ухода на фронт – единственная память о тех, кто не дожил до победы. Вглядитесь в эти лица, прежде никогда не виденные, но всем нам родные – это лица того трагического времени, на них его печать и его свет.

Вот уже который год 9 мая после парада в честь Победы начинается другой парад, поистине всенародный. Парад Бессмертного полка.

И, готовясь к нему, я думаю – как быть? Рук не хватит на всех воевавших в семье, а ведь есть еще и друзья родителей, которых некому вспомнить, их однополчане…

Вот он – мой Бессмертный полк, вернее, малая его часть, на этой странице.

Отец – солдат Первой мировой и маршал Великой Отечественной, командующий фронтом. Мама – ленинградский библиотекарь, блокадница по апрель 1942-го и рядовая до конца войны на Западе, а потом на Востоке.

Брат отца по матери – Александр Сергеевич Залесный, младше отца на двенадцать лет. Сандрик, материнский любимец. Он сгинул на второй день войны в Бобруйске солдатом 39-й Отдельной стрелковой бригады 4-й армии; считалось, что пропал без вести.

Только недавно из переписи немецкого лагеря Больхен-Форбах я узнала, что с ним сталось. На второй день войны он попал в плен и в конце в конце 1941 года умер в немецком лагере Больхен-Форбах. Теперь это Франция, и городок называется иначе – Буле-Мозель. (Какое странное совпадение – это Эльзас-Лотарингия, где мой отец, а его брат, воевал в Первую мировую и откуда он послал фотографию с надписью «Маме и братику Сандрику от Роди»). С немецкой пунктуальностью лагерная перепись сообщает, что Александр Залесный, призванный из села Клищев, был светловолос и голубоглаз, и что умер он от плеврита 23 декабря 1941 года в лагерном лазарете Хомбург, вблизи которого и похоронен. Какая горестная судьба! Даже фотографии не сохранилось на память.

Еще один мой дядя: мамин старший брат Алексей Яковлевич Кучеренко, внуки и правнуки которого и сейчас живут в многострадальном Славянске. Он воевал с первого дня войны, хотя год его рождения не подлежал призыву. Сначала на Волховском фронте, а потом на Втором Украинском, которым командовал мой отец и на котором, в соседней армии, воевала его сестра. С начала войны Алексей Яковлевич не знал о сестре ничего: был уверен, что она погибла в блокаде. Но по завершении Ясско-Кишиневской операции им выпало редкое счастье – они встретились в Бухаресте в оперном театре, где по случаю взятия города давали Верди и все места были отданы солдатам Второго Украинского фронта. Там Алексей Яковлевич рассказал сестре, что его сын, подросток, пропал на второй день оккупации Славянска…

Всю жизнь дядя горевал о сыне – об Алеше, которого дома звали Дусиком. И так и не узнал, что его угнали в Германию, что в 45-м Дусик оказался в американской зоне оккупации и оттуда уехал в США. Долго и безуспешно он разыскивал родителей через Красный Крест, и только в 1992-м году, когда их уже не было на свете, у нас дома раздался звонок из Америки, и моя мама – единственная, кто его помнила, – услышала: «Тетя Рая, это я – Дусик».
И мне хочется прикрепить к дядиной фотографии фото тринадцатилетнего Дусика, а к маминой – предвоенную фотографию брата, где ему пять лет. Конечно, дети не воевали, но как искорежила их жизни война! Одного разлучила с родителями и лишила родины. Другому – оторванному от матери, едва не погибшему во время эвакуации в канун блокады – спустя четыре года посчастливилось: мама нашла его в детдоме, в сибирском селе. Но война для нее продолжилась – дорога через Сибирь вела на Забайкальский фронт. И она взяла с собой девятилетнего сына. Так мой брат Гера стал самым юным участником войны с Японией.

Я помянула только самых близких, и то, конечно, не всех. Скольких, даже среди своих родных, я не знаю…

Но хотелось бы сказать и о других семьях – назвать еще несколько имен. Ведь у Победы ровно столько имен, сколько было воевавших, без различия чинов и званий.

Часто в ту войну из одной семьи уходили на фронт все, кто мог, – генерал, солдат, лейтенант, медработник. Сын маршала Говорова Владимир, лейтенант, командовал огневой батареей, сын маршала Мерецкова Владимир командовал танковым взводом, сын маршала Соколовского Евгений начал войну курсантом артиллерийского училища и кончил майором, сын главного маршала артиллерии Воронова, тоже артиллерист, командовал батареей на Карельском перешейке, сын генерал-полковника Щербакова, летчик, закончил войну в Берлине. Сын героя Сталинградской битвы генерала Шумилова Игорь с шестнадцати лет служил на фронте радистом. Маршал артиллерии В.И. Казаков в 1943 году под Курском встретился с сыном Виктором, тоже артиллеристом, – его дивизион сумел пробиться из окружения…

И так было во всех семьях, где сыновья успели дорасти до призыва. Но все же несколько историй, что я узнала, делая книгу «Имена Победы», помнятся особо.

Сын маршала бронетанковых войск Павла Семеновича Рыбалко Вилен в 1942 году окончил Орловское танковое училище и, как ни просила жена Павла Семеновича взять их единственного сына в свою армию, Рыбалко был непреклонен: «Воевать будет, куда пошлют, а не при отце. Нельзя, чтобы хлопец шел как генеральский сынок. Как я после этого другим батькам в глаза смотреть буду?». В мае 1942 года Павлу Семеновичу сообщили, что Вилен пропал без вести – он так и не узнал, что сын его в первом своем бою сгорел в танке…

И еще две семьи.

У героя Московской битвы, погибшего в 1942-м году под Вязьмой генерала Михаила Григорьевича Ефремова было четыре брата, все офицеры. Иван, старший лейтенант танковых войск, погиб под Смоленском в 1944-ом, майор танковых войск Петр Ефремов, тоже участник обороны Москвы, погиб в апреле 1945 года. Владимир, майор, командир минометного батальона, был тяжело ранен. Василий, тоже майор, начав на Западном фронте, провоевал всю войну, как и сын Михаила Григорьевича Михаил. Все они после ранений вернулись на фронт.

И наконец семья Ивановых из села Поречено близ Смоленска. На этой фамилии, как сказано у Симонова, «вся Россия держится» – и вот еще одно тому доказательство. В семье было четыре брата. Старший, Иван Павлович, погиб под Витебском в 1943 году, а трое – Семен и Федор и Петр – стали генералами.

Этот перечень можно продолжать бесконечно…

Наталья Малиновская

В следующем материале продолжение знакомства с программой V международного фестиваля искусств «дню победы посвящается…»

Первое интервью Сокурова после его скандальной речи на кино премии «Ника»

Мы все со стопроцентной вероятностью умрем. Некоторое время простоят наши могилы, а потом и их засосет земля. Но что же останется после нас? Только искусство. Две недели тому назад мы с мужем были в Перигоре, спускались в пещеры, где остались следы наших предков, живших за 35 тысяч лет до нас. Сохранились рисунки, рельефы и скульптуры невообразимой древности. Они свидетельствуют о том, что произошла великая революция — животное стало человеком, и человеком творческим…

Что же останется после нас? Конечно, искусство. Малая его часть. Свидетельства человека о времени и самом себе во времени. Горы малоценного художественного мусора развеются на мировых помойках. А вот работы Александра Николаевича Сокурова останутся как свидетельства высоты и низости, благородства и подлости современного человека. Его кино-тетралогия — лучшее из свидетельств. И наиболее важной для меня оказалась четвертая, последняя ее часть — «Фауст». Великий Гете свидетельствовал о мучительных проблемах своего времени. Его слова — «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» — на столетия дали новую формулу добра и зла. Гете не противопоставляет одно другому, а создает пространство взаимодействия. В русском сознании эта формула не привилась. В русской культуре восторжествовала другая, введенная Достоевским: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Не изменив ни одного слова великого немецкого мыслителя и поэта, не ссылаясь на прозрение Достоевского, Сокуров наполнил свою работу новым и остро современным содержанием: зло, концентрированное в сердце современного человека, — а именно таким предстает в его фильме Фауст, — превосходит адские силы, созданные человеческим воображением. Поверженный Фаустом сокуровский Мефистофель свидетельствует об этом.

Многие художественные открытия, сделанные Сокуровым в кино, грандиозны и драматичны. Боль, скорбь и сострадание к больному человечеству наполняют его работы. Не менее грандиозной оказалась и театральная работа Александра Николаевича. Мне довелось в прошлом году присутствовать на премьере его спектакля по тексту Иосифа Бродского «Мрамор» в Палладиевском театре «Олимпико» в городе Виченце. Этот спектакль дал ощущение разрушения границы между театром и кино, обозначил создание нового жанра, в котором происходит тонкое переливание театра в жизнь и жизни в театр на фоне кинопространства, вдохновленного работами Феллини.

Уму непостижимо, как Сокуров смог создать такую ткань, насквозь пронизанную культурными ассоциациями, намеками, перекличками, как смог он, человек русский, с сильным советским основанием — как у всех нас, людей, рожденных в первой половине ХХ века, — работать на таком высочайшем культурном уровне. И эта работа Сокурова, наряду со многими другими его фильмами, сохранится, и наши потомки будут изучать ее до тех пор, пока будут существовать художественные академии. На этом можно было бы поставить точку.

Но есть еще одна грань в личности Сокурова — его любовь к человеку, прекрасному и убогому, великодушному и жестокому, к месту своего рождения, к родине, любимой и больной, он страдает вместе с теми, кого унижают и обманывают. И правда, которую он вносит и в свою работу, и в свою повседневную жизнь, трудна. Кто сказал, что говорить правду легко и приятно? Правда — это страдание и подвиг. И счастье, что у нас есть такой современник.

22 апреля 2017

Вторая ипостась

Нынче воскресенье, последний день работы выставки Почетного академика Российской Академии художеств Владимира Молочкова, подтвердившего в который раз, что художником не рождаются, а становятся. Владимир Алексеевич известный доктор, профессор, автор пяти сотен научных работ, за кисть взялся после шестидесяти. Главный герой первой персональной выставки – предмет.

Как пишет Владимир Молочков, предваряя свой каталог выставки «Неудобные вещи»  — предмет «плохой» и «хороший», создающий привычную атмосферу земного существования из-за суетности бытия, порой неуловимую человеком.

2724366

Из беседы с куратором выставки, искусствоведом Андреем Ерофеевым

М.Пешкова: Мне кажутся работы Молочкова проявлением конструктивизма.

А.Ерофеев: Я вижу его в сфере каких-то предметов, которые мучают его, они реально на него наползают и мешают существовать, это не столько конструирование реальности. сколько борьба с ней. Попытка как-то ее заговорить или ограничить эту агрессию, в общем — это борьба с этим миром, не конструирование, а борьба , так мне кажется.

М.Пешкова: Молочков рисует без единого свободного миллиметра вокруг предмета, предмет существует сам по себе, и нет больше ничего. Предметы заполняют полностью пространство картины, картины лишены воздуха?

А.Ерофеев: Современное искусство, начиная с шестидесятых годов, фактически отказалось от изобразительного пространства, поэтому и живописи так мало, потому и  живопись построена вся на  изобразительном пространстве, пространство здесь вещь как некий элемент, говорящий в реальности, как некий текст про искусство в целом, набор вещей как язык – это я говорю об искусстве в целом. Что касается В.Молочкова, я бы не сказал, что здесь текст, а сказал бы, что здесь есть какая-то устрашающая пластика – чего больше не столько говорит о мире, сколько говорит о том, что, что он кожей чувствует опасную фактуру этой цивилизации.

В первую очередь он разгружен, он-то в общем такой человек испуганный, такой человек в общем подавленный этим миром. Он пишет довольно ясно, это не депрессивное искусство, которого у него очень много. Владимир Молочков пишет достаточно вкусно. Он вот такой гурман, его интересно смотреть, он пишет мир отвратительного.

М.Пешкова: На фоне всего остального – это канализационная труба, из которой изливается определенная жидкость?

А.Ерофеев: Они еще не самые отвратительные, там еще вещи черные, темно-коричневые, сделанные в крупном масштабе, увеличенном, у него, кстати сказать, все это сделано сравнительно недавно, но они у него как бы разрастаются, но они у него были как бы спокойнее, н становятся как бы агрессивнее. Он не рисует с натуры, как часто это делают художники-любители, дилетанты: он рисует по памяти. У него удивительная в этом смысле память визуальная, очень хорошо четко видит эти вещи, например, пуговицы портретно точно выражены.

М.Пешкова: Какие большие пуговицы?!

А.Ерофеев: И таблетки, и пуговицы, и всякая кухонная утварь – огромные, все из страны великанов вещи. Если в вещах маленьких есть какой-то уют, что-то симпатичное в уменьшенной вещи, то у Михаила Рогинского, например, вещи как бы натурального размера, как правило. Это не ностальгия такая-то по этому миру, а это просто такое отчаяние человека, вырваться хочется из советской цивилизации, нет никакого юмора, нет его ощущения . Выставку смотрели сотрудники Академии художеств, смотрели благосклонно на эти работы. Они чувствуют особую опасность этих вещей.

М.Пешкова: Потрясли меня алюминиевые чайники, которые еще можно встретить в больнице, пятилитровые или больше, в которых кипяток на весь этаж. На картине три стоящих впритык, заняв собою все пространство, они выглядят каким-то послевоенным откровением.

А.Ерофеев: Это банальные вещи. Об этом говорил Эрик Булатов, он рисует банальные вещи, потому что в банальных вещах много заложено в нашей жизни, реальная информация о нас самих. И Булатов говорил, что банальное очень трудно увидеть, оно заложено, мы замечаем новое, редкое. Владимир Молочков – человек, который рисует банальные вещи и который считает, что банальные вещи отражают наилучше человека, чем все то, чем мы наполняем квартиру, называя это красотой, потому что таких вещей уж нет в европейской цивилизации.

2724360
Канализация 1

2724362
Ржавая лопата

2724364
Стена кирпичная 1

В последний путь проводили москвичи Евгения Александровича Евтушенко. Остались книги, числом в полторы сотни, многие из которых удостоены наград международных выставок. Осталась память о человеке, более шести десятилетий трудившегося на славу отечественной словесности, если бы меня спросили, какой книге поэта отдала бы предпочтение — ответила бы: огромному фолианту «Весь Евтушенко». Вспомнить поэта попросила издателя этой и других книг Евтушенко, председателя Совета директоров издательства «Слово», одного из первых прогрессивных издателей новой России, буквально ворвавшегося в нашу жизнь издаваемыми книгами, великолепно оформленными, замечательными по составу, книгами, исполненными в лучших традициях мирового книгоиздательского дела и эстетического вкуса, председателю совета директоров издательства «Слова» Григорию Ерицяну.

М.Пешкова: С поэтом Евгением Евтушенко — как все начиналось в вашем издательстве?

Г.Ерицян: Все начиналось с серии, названной строкой из  Глазкова «Самые мои стихи», получившей премию ЮНЕСКО за самую красивую книгу мира. В этой серии вышло 10 книг, последней как раз и  была книга Евгения Александровича. Делала эту книгу Диана Варткесовна Тевекелян, главный редактор издательства и наш замечательный художник издательства Владимир Васильевич Медведев, кого Евтушенко сравнивал с Родченко, кому Евтушенко посвятил замечательное предисловие к своим стихам в этой книге.

2717390

2717392

2717394

2717396

2717386

2717398

Потом, уже приезжая из Америки, пришел ко мне в издательство (это был 2006-ой год) и сказал, что он делает грандиозный проект и он хочет, чтобы я им занялся как издатель и стал его готовить к печати.

Это была антология «Десять веков русской поэзии». Мы ее назвали «В начале было слово» . Я сказал, что это должна быть вся русская поэзия, насчитывающая 10 веков и замечательный научный редактор Владимир Радзишевский занялсялся этим проектом. И мы выпустили первую книгу в 2008-ом году. Когда готовили эту книгу к выпуску, был очередной юбилей Евгения Александровича, у него юбилей был дважды — в 2007-ом и 2008-ом годах (рожденный в 1932 году, поэт по документам, выданным в военную пору, значился рождения 1933 г , что позволяло получить без проволочек пропуск для возвращения из эвакуации в Москву — М.П.).

2717388

Он сказал мне: «Ты знаешь, Гриша, хорошо бы выпустить книгу к моему юбилею и сделать в одном томе все мои стихи. Это будет книга «Весь Евтушенко».

«Как книга «Весь А.С.Пушкин?»  — спросил я.
Евтушенко рассмеялся и сказал: «Ну, наверное,так».

Буквально за три месяца была собрана эта книга. Фактически это работа, в которой 1152 страницы, книга была сверстана и отдана в типографию. Это была самая красивая книга, он вообще к книгам относился очень интересно, главное для него в книге был текст. Его не интересовало, как текст оформлен, самое главное для него было содержание, что там в книге находится. И когда мы подготовили ему книгу и согласовали с ним оформление, он сказал: " Да, это годится. Отдавайте в печать».

Он сам собирал эти стихи из сборников и собрания сочинений, отмечал, какие стихи нужно включить. Книга «Весь Евтушенко» была издана в 2008 году и в номинации «поэзия» конкурса Книга года получила награду как лучшая книга. Он был такой счастливый, когда книга вышла, что когда пришел тираж и Евгений Александрович получил свой сигнальный экземпляр, он сказал: «Первый раз в жизни я спал в обнимку с книгой, а не с женщиной!». С тех пор он не расставался с этой книгой. И когда смотрите замечательное интервью поэта сСоломоном Волковым, он в руках держит эту книгу. Потом ее переиздали в 2010 году.

2717384

Он был великий поэт. Он был гениальный человек, я очень его любил. Мы не можем быть бесстрастными, все издатели склонны любить того или иного автора, я его обожал, потому, что он был не  только великий поэт, он обладал фантастической энергией, но эта энергия не была разрушительной.

Когда мы были на презентации этой книги в газете «Комсомольская правда», возвращаясь домой я завез его в Переделкино. Едем по Тверской. Вокруг веселая, бурная жизнь. И он мне говорит «Вот бы погулять?!» ( смеется). Так мне это понравилось, глаза у него горят, да и вообще,глаза его всегда горели. Этот горящий взгляд, это удивительное ощущение света, человек, который по крайней мере, на моей памяти, никогда не унывал. Везде он хотел бороться, хотел всегда делать добро. В моей памяти таким человеком он и остался. Пишут о нем всякое — что он был человеком конъюнктурным, это меня всегда коробит. Это великий

поэт. он волшебник русского слова и мне всегда это импонировало.

Был он  был человек непростой, у нас бывали даже конфликты, резкие разговоры, что тиражи не те, он хотел тираж стотысячный, он обижался, хотел издаваться не менее 25-тысячным тиражом. Я объяснял ему, что не хочу разориться, не хочу. Невозможно сейчас продать такое количество книг.

Евгений Евтушенко — человек, который останется в памяти, он много рассказывал из своей жизни, потому что жизнь его была фантастической.

(продолжение следует)

Столь много знакомых и красивых персон в одном пространстве не видела давно, непогода, похоже, никого не остановила. Весь день бубнила строки Юрия Левитанского:

Жизнь моя, кинематограф —
Черно-белое кино

И хотя была приглашена в театр имени Моссовета, но пойти не случилось, пришлось довольствоваться трансляцией. Показывая съезд гостей, операторы столь тесным кольцом окружили Александра Николаевича Сокурова, что приятель со слезами в голосе твердил в трубку: «Майчик, твой вопрос задать не смогу, не про— биться». А в зрительном зале командовал парадом Юлий Соломонович Гусман — только он , умеючи властвовать на съемочной площадке, может всех рассадить и утихомирить.

Мимо 100-летнего юбилея смены власти в стране церемония не прошла, нарезка с кадрами из лент c Ильичем имела место быть. Андрей Сергеевич Кончаловский, видимо, элегантный шарф, столь идущий его облику, забыл дома, тем не  выглядел более чем элегантно и  открыл высокое собрание. Затем Владимир Ильич Толстой зачитал приветствие кинематографистам от Президента страны, а потом настал черед раздачи бронзовых, покрытых золотом статуэток «Ники».

Правда, со сцены нас заверили, что награда не только  в честь древнегреческой богини. но и в честь героини фильма «Летят журавли». Первую «Нику» вручили создателю документального фильма «В лучах Солнца» режиссеру Виталию Манскому.

Сей момент заставил вспомнить журнал «Корея» на русском языке еще задолго до перестройки раздаваемого налево и направо на очередной книжной ярмарке на ВДНХ на корейском стенде, много лет потом мы с мужем аукались цитатами из этого издания. В ответном слове Виталий Манский отметил, что «мы не такие, как жители Северной Кореи, мы сами просрали, никто за нас это не сделал, и поэтому мы хуже». Гусман сокрушался. боясь, что из того варианта, что покажут по телевизору в ночь на 30 марта, эти слова вырежут.

Конверты, как на премии «Оскар», не перепутали, между тем случился конфуз, даже не конфуз, а скорее шероховатость, порядок присуждения премии был несколько перепутан ведущей церемонии, но опытный «вожак» Гусман быстро поправил ситуацию, вернув на место порядок ведения вечера.

" Павел Бардин (смело пишу наш Павел, с кем вместе работали в одной программе на радио «Арсенал» — дочке «Эхо Москвы», которую вел Павел Бардин, с кем не виделась сто лет, такой же спокойный, пришедший к  нам после получения премии «Анна» за свою студенческую картину) собрал на сцене героев сериала «Салам Москва». И явился на церемонию в белых кедах, таким образом, вероятно выражая поддержку участникам акции 26 марта. Но прежде чем на сцене была представлена интернациональная команда сериала, Вася Обломов исполнил песню «Я шагаю по Москве…»

А я иду, шагаю по Москве, а мне так хотелось поехать,
Но в глазах стоит Садовое кольцо.
Оно стоит и не может проехать.
В Москву приезжают со всех городов,
Со всех республик народы
И долго тянутся друг за другом
Годы плохой погоды.
В Москву приезжают и остаются жить
И некуда ехать дальше,
Москва не верит слезам, потому, что здесь
И так достаточно фальши.

Как и Павел Бардин, Обломов тоже был обут в кроссовки, похоже, что сей вид обуви станет символом нынешнего времени. Формулировка номинации «За творческие достижения в области телевизионной кинематографии». «Нику» интернациональному творческому коллективу вручил Эдуард Сагалаев, как и многие , кто вручали «Нику», предавшись воспоминаниям о времени создания этой премии и нравам, царившим тогда на телевидении.

Награда за Лучшую роль второго плана досталась двум актрисам — Юлии Ауг (фильм «Ученик»). и Елене Кореневой (фильм «Её звали Муму»). Зал взорвался аплодисментами, когда Елена Коренева в благодарственном слове заговорила о политзаключенных, напомнив, что среди них «Олег Сенцов, наш коллега, Сергей Мохнаткин и Олег Навальный». «Мы не можем им помочь, — сказала актриса. — Но мы должны знать, что это происходит в нашей стране».

Юлия Ауг считает, что «Ника» в этом году превратилась в акцию протеста.

Режиссер Алексей Красовский, снявший фильм «Коллектор, ставший Открытием года, в речи-благодарности, говоря о массовых акциях протеста 26 марта и задержании их участников, которых было в 2 раза больше, чем в зрительном зале, призвал кинематографистов поддержать тех, кто вышел на улицу, чтобы что-то изменить в их судьбе.

Зал встал в едином порыве, когда объявили, что премия «За честь и достоинство за год прошедший присуждается Александру Николаевичу Сокурову. (таких оваций я не слышала. И вспомнила рассказ коллег, посетивших книжную ярмарку в Турине, где Россия была страной почетной гостьей и где прошла презентация книги Александра Сокурова «В центре океана». впервые увидевшая свет в Италии, Как мне рассказали овации волнами прокатывались по переполненному залу то смолкая, то разгораясь вновь.

Сокурова очень любят в Италии, и называют его русским Феллини. Сокурову многожды предлагали жить за рубежом. работать в лучших киностудиях мира, создав самые-самые лучшие условия. Но есть в любимом городе, ставшим родным, музей Эрмитаж, а в жизни — русский язык, и особенно отечественная литература.

Из выступления Марка Захарова на церемонии вручения премии «Ника» За честь и достоинство» А.Н.Сокурову: «Александр Николаевич для меня человек, который совершил прыжок в космическое пространство, снимая фильм, когда я не понимал, как это делается, хотя имел некоторое отношение к кинематографическому процессу. Я не пойму, как можно было снять такой шедевр и завершить нашу кинематографическую Лениниану.

Режиссер, воспевающий ваш город, почему он не стал Почетным гражданином вашего великого города? Неужели не достоин этой чести? Что, разве так много режиссеров, кто создал свыше полусотни кинолент, многие из которых удостоены главных призов отечественных и самых известных мировых кинофестивалей, режиссера, чье имя вошло в сотню имен великих режиссеров мира по версии немецкой киноакадемии, разве он недостоин почета и внимания. «Он гений» — сказал однажды в беседе со мною известный славист, профессор Женевского университета и  Сорбонны Жорж Нива.

О спасении от разрушения исторических зданий Петербурга и его окрестностей я уж не говорю — это еще одна боль Сокурова, возглавляющего градостроительную общественную структуру по спасению от сноса питерскую архитектуру. Александр Николаевич все делал для того, чтобы в городе на Неве была синематека, чтобы и стар, и млад приходили туда, познавать мир кино. Ну и что? Идея уперлась, как всегда, в  колеса бюрократии. Чем Питер хуже Парижа или Ниццы, говоря о синематеке. Почему бы ему не конкурировать с кинематографическими столицами мира, а? Мы смогли бы, ведь есть у нас и у вас Сокуров! Конечно, в кресле министра культуры страны вижу только  Александра Николаевича!

Из монолога А.Н.Сокурова на церемонии вручения премии «Ника»:

Уважаемые коллеги и дорогие соотечественники, я сердечно благодарю вас за эту сердечность, за то, что мы замечаем друга друга и видим усилия каждого из нас. Когда я звонил маме накануне отъезда — ей больше 90 лет — она меня просила: «Не выступай, ничего не говори!». «Почему?» — я спросил. На что мама мне сказала «Они тебя убьют, потому что ты всегда споришь с правительством, ты все время недоволен с чем-то».

А я говорю, что не спорю, я излагаю свою точку зрения. И сегодня хочу сказать, что я жду решение от президента, ответа на вопрос, который мы обсуждали — судьба Олега Сенцова (режиссер украинского происхождения, в августе 2015 года приговорён к 20 годам колонии строгого режима. Неоднократно объявлял о применяемых к нему пытках — Прим. ред.). И президент сказал, что он будет думать над этой проблемой. Но я это говорю, потому что я также как и многие из нас в воскресенье смотрели то, что происходило в стране. И мне казалось, что государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми, со школьниками и со студентами.

Я говорю это, потому что я университетский человек. Я закончил курсы в Кабардино-Балкарском государственном университете, режиссерская мастерская. У нас ректор Юрий Камбулатович (Альтудов — Прим. ред.) находится здесь, в этом зале. И он несколько лет был со студентами нашими — это ребята с Северного Кавказа. И я очень хорошо знаю настроения молодых людей, не только там, но и настроения молодых людей в центральной части страны.

Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов, надо услышать их! Никто из наших политиков не желает услышать их, никто с ними не разговаривает. В течение многих лет я обращался к Матвиенко (Валентина Матвиенко, экс-губернатор Санкт-Петербурга, ныне — Прим. ред.), обращался к нашему нынешнему губернатору (Георгий Полтавченко — Прим. ред.) с просьбой начинать разговаривать с молодыми людьми. Я никогда не получал положительного ответа. Они боятся это делать. Почему? Это невозможно уже больше терпеть! Я хочу обратиться к нашим депутатам-мужчинам, потому что женщины такого закона нового не примут. Давайте примем закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам и девушкам, участвующим в общественных акциях.

Если вы видели, что происходило в воскресенье, то вы видели, как много было вот этих жертв, когда за руки и за ноги хватали девчонок, школьниц и тащили куда-то. Грубо — это было насилие. Надо понимать, они сейчас наконец-то поняли, что в стране происходит. Мы много раз много лет говорили: а где же вы,студенты школьники? Вы замечаете, что вы внутри страны? Вы замечаете, что происходит? Было молчание, их не было, но вот они появились!

Но, конечно, наша главная с вами задача все же не обсуждение политических контекстов. Мы с вами должны делать, чтобы гуманитарное развитие нашего общества, наших молодых людей происходило, потому что все что связано с подменой просвещения и образования какими-то религиозными догматами, все что связано с борьбой и введением в гражданское политическое пространство религиозных институций страны — ведет к развалу страны! Я хочу обратить внимание на это. Я православным могу быть хоть на Северном полюсе, но Россия у меня здесь, и только здесь. Если здесь начнут люди выяснять какие-то такие отношения, то все остальное перестанет иметь вообще какой-либо смысл.

И последнее. Я отношусь к числу тех режиссеров, фильмы которого многие не любят. Ну вообще не очень показывают или совсем не показывают. Это тяжело и обидно осознавать, и все последние фильмы я вынужден делать за пределами своего отечества. Месяц назад я получил из Министерства культуры бумагу, которая гласит, что Министерство солидаризируется с решением не показывать, например, «Русский ковчег» (фильм А. Сокурова 2002 года был показан в России на двух экранах, а в США стал хитом проката — Прим. ред.)в РФ. Мне уже позвонили какие-то люди…

— Кто? (выкрик из зала — Прим. ред.)

... я не буду называть фамилии, вы все прекрасно все понимаете. Мне уже звонили, что какие-то другие мои фильмы попадут под это клеймо. Я знаю, что в Чечне они вообще не разрешены к показу, потому что Чечня особый сектор, не очень имеющий отношения к нашей стране.

Все, кто сегодня занимаются молодежью, все, кто включен в жизнь студенчества, кто связан с образованием, мы все должны занять с вами прочные [позиции], бороться за силу просвещения, только это избавит нас от возможной дикости, от возможных политических катастроф. Спасибо большое!

Источник расшифровки: sobaka.ru

Впервые не смогла пойти на фестиваль имени Ростроповича в Большой зал Московской консерватории, уже в VIII раз проходящий в двух столицах. Так ведь хотелось озаглавить пост в день 90-летия Мстислава Ростроповича словами из документального фильма автора сценария и режиссера двухчастной ленты «Элегия жизни» Александра Сокурова «Младенец в футляре виолончели». Но  отдала предпочтение иной цитате «Быстротекущая, такая короткая жизнь…».

Волнуясь и трепеща осмелилась, позвонить Александру Николаевичу Сокурову и задать несколько вопросов, зная, в частности, что Мстислав Леопольдович первым позвонил режиссеру. Как всё было?

А.Сокуров: Да, это было именно так, и  для меня это было в высшей степени большим сюрпризом, потому что я не ожидал, конечно,что узнаю его сразу по голосу, по интонациям. Не мог поверить, что этот человек говорит мне — могу ли я найти время встретиться с ним, представляете? И  для меня это было очень волнительно — ведь это люди, кого я любил всегда! Это было, как пробуждение от какого-то сна, также как в свое время звонок и разговор с Солженицыным. Две счастливые, удивительные возможности, которые мне судьба подарила. Я , конечно, был счастлив.

М.Пешкова: О чем был разговор, когда Ростропович позвонил?

А.Сокуров: Он предложил мне встретиться, сказав, что у него есть для меня предложение, как он говорит, очень интересное. Естественно, время было найдено, и мы с ним встретились здесь в Петербурге, у них дома, во дворце, в доме на набережной Кутузова и  очень долго говорили, Это был длительный дневной разговор, который перерос в обед, потом в ужин, рядом сидела Галина Павловна. Я периодически пытался как бы  разбудить себя — ни во сне ли я? Просто я очень их любил — и слова, и образ, и поведение их казалось мне удивительным. В общем, я был как во сне.

Когда мы встретились, он предложил мне, чтобы я был в качестве режиссера оперы Мусоргского «Хованщина», постановка в театре Ла Скала. Это было удивительно, это была моя давняя мечта: поставить оперный спектакль, несколько позже начались переговоры с Большим театром о постановке «Бориса Годунова». И мы говорили, хорошо бы такую дилогию сделать, дилогию Мусоргского.

А дальше начались встречи постоянные, регулярные встречи и в Москве, и в Петербурге. Потом мы с ним полетели в Милан, встречались с руководством театра, с концертмейстерами. В общем, это была уже практическая работа, с юристами шла речь о заключении договоров, контрактов. Но, к сожалению, театр потом себя плохо повел — стало известно, что у Мстислава Леопольдовича тяжелый диагноз, они быстро вышли из этого договора, к большому сожалению. Они узнали, что он болен и что у него. В этот момент ничто не могло сказаться на планах и т. д. И откуда они узнали — не знаю, потому что я не знал об этом. Ничто не предвещало такой развязки. Так и не удалось поставить эту оперу. Для меня это было бы великой, великой школой.

М.Пешкова: «Борис Годунов» был на сцене Большого после этого?

А.Сокуров: Да, «Борис Годунов» уже был после этого. Ко мне приезжал директор Большого театра Анатолий Иксанов, музыкальный руководитель, главный дирижер театра Александр Ведерников — обсуждали этот спектакль. Он шел недолго. Очень плохо к этому спектаклю отнеслись московские композиторы. Мне говорили, что возмущен спектаклем был композитор Десятников, который потом стал художественным руководителем театра. Год этот спектакль продержался — он был не простым с точки зрения постановочных средств, технического оснащения, там была абсолютно другая темпо— ритмика спектакля, без длительных перерывов и пауз. В общем хору и артистам было тяжело работать и администрация театра решила не сохранять эту постановку в репертуаре театра, они быстро— быстро ее сняли.

2707628
Мстислав Ростропович и Александр Сокуров

(продолжение следует)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире