22:24 , 18 июня 2017

«Сервет, конечно, мог избежать смертной казни»

Передача «Не так». Тема: Суд над Мигелем Серветом, философом, отрицавшим Троицу, противником Кальвина, Женева, 1546 г.
А. Кузнецов: А вот что Кальвин говорил о церковной дисциплине в свое время: «Если ни одно общество, даже сама семья, не может существовать без дисциплины, тем менее может обойтись без нее церковь, которой приличествует самый строгий порядок. Если учение составляет душу церкви, то дисциплина должна считаться тем нервом, посредством которого соединены отдельные члены тела. Кто желает отменить церковную дисциплину, тот разрушает церковь». Вот собственно говоря, Сервета и обвинил в том, что он разрушает… нарушает церковную дисциплину, разрушает учение, и тем самым объективно является врагом церкви и прочее. Потом Кальвин, наткнувшись, а Кальвин переживет Сервета на 10 лет, наткнувшись на постоянно вспыхивающее недовольство своей ролью вот во всем этом деле, будет оправдываться, часто достаточно неуклюже. Например, он распространит слух, который не подтверждается ничем, кроме его слов о том, что он якобы рекомендовал суду обойтись гораздо более мягким вариантом казни – отсечением головы мечом, а не медленным сожжением. Вот что он будет писать… Сервет попросит за… меньше, чем за сутки до казни попросит его прийти в тюрьму, попросит о свидании. И вот что Кальвин потом, уже после казни Сервета напишет: «Я никогда не питал к нему личной ненависти, и потому кротко напомнил ему, что более 16 лет я не щадил себя для того, чтобы обратить его к Господу и даже готов пожертвовать для этого собственной моей жизнью. Потом, оставив в стороне все личное, я попросил его обратиться за прощением к Господу, покаявшись во всех лжеучениях. Видя, что мои убеждения не приводят ни к чему, я, соблюдая правила апостола Павла, удалился от еретика, осудившего самого себя и носящего в сердце печать отвержения». Надо сказать, что Сервет действительно категорически отказался покаяться в том, что он был адептом лжеучения и распространителем.

С. Бунтман: Конечно.

А. Кузнецов: Он, конечно, мог избежать смертной казни, я думаю.

С. Бунтман: Мог. Мог, но вряд ли. Потому, что дело в том, что у меня вот все больше складывается ощущение, и вот когда я об этом читал, и когда думал, не так много, правда, но что… что Сервет высмеял Кальвина. Кальвин – это все, что угодно, но не…

А. Кузнецов: Не человек, склонный прощать насмешки. Конечно.

С. Бунтман: Кальвин – это сама серьезность, сама… вот такое достоинство, возведенное в абсолют.

А. Кузнецов: Ну, вот Вы же слышали, как он о себе пишет.

С. Бунтман: Да!

А. Кузнецов: Он избран.

С. Бунтман: Это вот… Угрюмство вот.

А. Кузнецов: Покушение на Кальвина сам Кальвин искренне считал непосредственным покушением на Бога его…

С. Бунтман: Да спор, ну, всерьез. Со всеми реверансами, со всеми…

А. Кузнецов: Да, без шуточек, без…

С. Бунтман: Вот всерьез.

А. Кузнецов: … какой-нибудь.

С. Бунтман: А тут просто он попал в такую жилу, Сервет.

Читать эфир полностью >>>

Комментарии

2

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


mihail 19 июня 2017 | 00:44

Достаточно вспомнить, что один из романов Руссо (кажется, "Эмиль, или о воспитании") был с одинаковым успехом сожжён и в католической Франции, и в протестантской Женеве. Нетерпимость религиозного фанатизма одинаково страшна в любой ветви религиозного восприятия мира.Вот и Сервета не спасло его великое открытие в медицине.


(комментарий скрыт)

easter1881 19 июня 2017 | 08:58

....что он якобы рекомендовал суду обойтись гораздо более мягким вариантом казни – отсечением головы мечом, а не медленным сожжением.//// Какой " милосердный", оказывается, был Кальвин!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире