oskin

Александр Оськин

05 сентября 2017

F
Из недр Минфина вышло интересное письмо за подписью заместителя министра А.Ю.Иванова, в котором он изложил финансовую политику ведомства в отношении выделения госсубсидий на подписку газет и журналов.    
 
Главный посыл чиновника звучит как приговор всему институту подписки на печатную периодику: «Субсидирование подписки на печатные СМИ в период 2008-2014 годов не оказало существенного влияния на долю подписных тиражей печатных СМИ в России в общем объеме их тиражей». Так вот, со всей категоричностью я заявляю, что данный тезис не соответствует действительности.      
Согласно данным ФГУП «Почта России» и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, после введения субсидий изменение подписных тиражей в первом полугодии 2008 года к аналогичному периоду 2007 года составило +2,0%, во втором полугодии +0,3%, в 2009 году соответственно -2,9% и -2,2%, в 2010 году -1,1% и -0,4%. В первую подписную кампанию после отмены субсидий, т.е. во втором полугодии 2014 года это изменение составило уже -20%, а в первом полугодии 2015 года -22%.  Только по официальным данным, за три года падение подписки составляет в среднем 10% в полугодие.   
 
Добавлю к сказанному, что во всем мире госсубсидии на доставку подписных тиражей эффективны, а в России почему-то нет. Кстати, насколько я помню историю вопроса, именно Минфин был инициатором отмены госсубсидий на подписку в целях  экономии бюджетных средств. А все последующие заявления большого отряда чиновников о том, что госсубсидии неэффективны, были всего лишь информационным прикрытием для безрассудного решения.    
  
После отмены госсубсидий «Почта России», компенсируя свои потери, увеличила тарифы на доставку подписных изданий населению на 225%. В результате подписные тиражи по большой группе изданий упали на 30-60%. А помощь, о которой пишет замминистра, выделяемая небольшой части региональных СМИ, – это капля в море и касается не более чем 4% всех газет и журналов России.     
 
Тут можно говорить об известном факте, что явка россиян на избирательные участки субъектов РФ прямо пропорциональна уровню подписки, приходящейся на 1000 жителей. Можно говорить о роли подписки в повышении культуры и просвещения населения, о необходимости укреплять информационную безопасность страны, о том, что помощь подписке оказывается во всех развитых странах, и не только. Но не будем.     
 
Обычно все думают, что финансисты уважают цифры и умеют считать. В данном случае, т.е. в случае с Минфином, это не наблюдается. Но, тем не менее, не могу удержаться от цифрового вопроса. Если после отмены субсидий подписные тиражи в России упали с 1 млрд экземпляров в год до 0,5 млрд, то это от чего? От изменения климата в стране или от плохой игры нашей футбольной сборной? Увы, это следствие неправильной государственной политики финансового ведомства, которое не просто плохо считает, но и не слышит аргументов в поддержку госсубсидий и не видит опыта в этом вопросе всех развитых государств. 

Черногория – страна маленькая с населением всего 630 тысяч человек и столицей Подгорица, где проживает около 150 тысяч человек. В стране много гор и лесов и всего четыре крупных завода, главный из которых винодельческий. Словом, индустриальных гигантов нет, поэтому и экология замечательная. Здесь более 100 пляжей – песочных, галечных и несколько популярных в Европе нудистских.

И что для меня было самое удивительное, здесь с большим уважением относятся к  курильщикам, соблюдают их права.   Курить можно буквально везде, включая общественные и антиобщественные места. Правда, совсем недавно власти запретили курить…в общественном транспорте, что стало небольшой сенсацией для населения.

А население здесь очень доброжелательное и на 70 процентов православное. В стране 2 000 православных церквей, из которых 1 000 не действуют, потому что находятся в  гористой, труднодоступной местности.

Напомню, что почти 500 лет территория страны находилась под игом Османской империи, но  православие сохранилось, в том числе благодаря уходу населения в горы и  сохранению там своей культуры и обычаев.

В Черногории много замечательных православных храмов, но думаю, что важнейший из них тот, что в монастыре Острог, находящемся высоко в горах. Считается, что это место является третьим по значимости среди православных святынь на планете после Иерусалима и Афона. Именно поэтому в монастырь Острог приезжает в год около одного миллиона православных.

В 2013 году в Подгорице открыли огромный православный храм Воскресения Христова, фундамент которого был заложен в 1992 году. Для внутренней отделки в нем сусальным золотом покрыли 4 000 кв. метров. Отношение некоторых черногорцев к  строительству новодела, деликатно скажем, сдержанное, потому что на его сооружение было потрачено восемь миллионов евро, а Черногория – страна не очень богатая. И  считается, что деньги могли бы быть потрачены на более жизненно важные нужды. Кроме того, в росписи потолка храма присутствует современная тематика, в  частности, при изображении ада использованы образы членов команды Иосипа Броз Тито – коммунистов, место которым, по мнению авторов росписи, только в пекле.

После развала Югославии каждая из входивших в нее республик выживает самостоятельно. Отношение к коммунистическому прошлому здесь примерно такое же, как у нас к  Советскому Союзу. Как тут не вспомнить известное высказывание ВВП: «Кто не  жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы». Очень похожее настроение я  почувствовал у населения Черногории.

Ну а мне храм понравился. Что касается сетований местных жителей на большие затраты на  его строительство, то я подумал, что это на самом деле копейки, у нас бы  потратили раз в двадцать больше.

Главная отрасль черногорской экономики – это туризм, и на местных курортах отдыхает значительная часть населения континентальной Европы, включая россиян. В  туристической индустрии работает много украинцев – дружелюбных парней и  девушек, у которых рабочий день в сезон с 9 утра до 11 вечера.

Особенно мне понравился новый представитель малого бизнеса в Черногории, в прошлом – командир военного корабля, в сухопутной версии полковник, который, выйдя в  отставку, купил небольшой туристический кораблик на 60 человек, назвал его «Елена» и организует ежедневно фиш-пикники — 35 евро за круиз с человека. Его зовут Петер, на своем судне он и капитан, и шоумен, и бармен, и официант. Хорошо говорит по-русски. А вся команда корабля – это три человека, включая повара, который в прошлом у своего командира служил прапорщиком. На морской прогулке кормили вкусной рыбой дорадо, предлагали ром, вина по принципу «всё включено». На корабле было много молодежи из России, которая с энтузиазмом прыгала с верхней палубы в воду, а стоянки были в открытом море на глубине около 100 метров. Вы себе представляете нашего полковника в отставке в таком малом бизнесе? Я – нет.

Отели в  городе Будва, где я жил, очень неплохие. По телевизору можно было посмотреть 80 каналов, включая первый российский и все основные европейские. Кроме того, здесь были три бесплатных эротических канала, в том числе один на русском языке.

Что мне особенно понравилось в Черногории, так это любовь к мясным блюдам и к хорошему вину. И то и другое здесь просто супер. Рыбных блюд и морепродуктов тут тоже с  избытком, но главное – это мясо, и здесь его умеют готовить.

История Черногории непростая и многовековая. К примеру, древняя крепость Будва, по  оценкам археологов, имеет корни, уходящие в прошлое на две с половиной тысячи лет. Её разрушали и войны, и землетрясения, но стоит она крепко и  величественно. Сейчас её окружают многочисленные ресторанчики с очень хорошими местными пивом и вином. На сегодняшний день это тоже неплохая защита для сохранения древности.

Кстати, я как некурящий хотел бы заметить, что курить в Черногории можно практически везде, но курят мало. Вот бы и нашему Минздраву поучиться этой тактике у черногорских коллег.

Депутаты Госдумы, что ни неделя, предлагают новые забавные инициативы, которые на самом деле не столько смешны, сколько печальны. Почему печальны – скажу позднее, а сейчас о сути события.

«Российская газета» опубликовала статью «Рекламная пауза», в которой говорится: «Нам хотят дать возможность смотреть кино, телепередачи и слушать радио без перерывов на рекламу. Правда, только в воскресенье с 6.00 до 24.00. Законопроект, запрещающий прерывать рекламой телепередачи, фильмы и радиопередачи в это время, внесен в Госдуму». Авторы поправок в закон «О рекламе», а ими стали депутаты И.В.Лебедев, В.Е.Деньгин,  Я.Е.Нилов и В.В.Сысоев, объясняют  необходимость запрета тем, что в выходные люди  должны «иметь возможность спокойно смотреть передачи, документальные, художественные фильмы. А когда они периодически прерываются агрессивной рекламой, это уже не отдых. Навязчивые ролики напоминают людям о разных заболеваниях, проблемах, попросту раздражают». Кроме того, депутаты считают, что дети и подростки смотрят телевизор в выходные чаще, чем в будние дни, и у них «может формироваться неправильное представление о жизни».

По этому поводу «РГ» опубликовала мнение маркетолога Романа Алехина, который утверждает, что запрет на рекламу в воскресные дни «не имеет под собой никаких оснований с точки зрения разумности и целесообразности», поскольку кроме радио и телевидения есть много других каналов распространения рекламы – это интернет, наружная реклама, пресса и т.д. Кроме того, полагает маркетолог, ограничения на рекламу не работают, и это видно на примере запрета рекламы пива, когда производители этого напитка стали рекламировать безалкогольное пиво под теми же брендами. Р.Алехин подчеркивает, что инициатива напоминает ему предложение ограничить работу гипермаркетов в выходные дни, что не вписывается в законы рынка, который должен  регулировать себя сам. 

Я бы к сказанному добавил, что депутаты  не докрутили до конца свою идею, я бы сказал, не учли многоконфессиональность россиян. Это у христиан каждое воскресенье – праздник, поэтому и выходной. А у евреев, к примеру, это шабат каждую субботу, у мусульман – пятница. Аргументация депутатов о том, что в выходные дни человек не должен отдыхать, а не подвергаться воздействию рекламы, имеет смысл. В нашей стране только официальных праздников и выходных дней почти треть календарного года. Плюс религиозные праздники всех четырех конфессий. Вот и надо бы депутатам охватить весь этот массив, в который человеку хочется отдохнуть. Вот  это был бы правильный масштаб новой депутатской инициативы! 

Добавлю к этому, что радио и телевидение на рекламе в выходные дни зарабатывают до четверти своих доходов. Очевидно, что реализация депутатской инициативы станет большим ударом по их экономике.

Если говорить серьезно, хочу напомнить господам депутатам, что они в настоящее время рассматривают бюджет на 2018 год, в котором предусматривается сократить расходы на СМИ на 12 млрд рублей. А где их взять? Вот бы и предложили господа депутаты полностью либерализовать рекламу в стране и дать возможность электронным и печатным СМИ зарабатывать на рекламе и тем самым помочь государству рублем. И это был бы правильный государственный подход. К сожалению, сил на такой экономический реализм у депутатов не хватило, и они предложили упрощенный вариант – запретить. 

Очень хотелось бы, чтобы депутаты ГД поменяли отношение к российской экономике в целом и от выработки запретительных мер перешли бы к стимулированию и поддержке всей хозяйственной деятельности, включая медиаиндустрию.
Депутат Госдумы  Милинов в очередной раз поразил общественность своим предложением в Минздрав о запрете медицинского увеличения женской груди. Об этом написала «Комсомолка», «МК» и другие СМИ. Суть депутатской инициативы очень проста: он собирается запретить девушкам накачивать грудь и губы силиконом, а женщинам в возрасте – утягивать морщины.
 
«Комсомольская правда» процитировала высказывание депутата о своей инициативе: «Мы говорим о запрете рекламы этой сомнительной операции, ведь она к медицине никакого отношения не имеет. <…>  Это коверкание человеческого тела. Радуйтесь тому, что дал Господь. <…>  Пластические хирурги – это вредители, их надо пропустить по новому делу о врачах. Те, кто занимается подобным, пойдет в тюрьму как их предшественники в 30-х годах».
 
Кроме женского тела Милонов также предложил ввести госконтроль и за мужским организмом. Более того, в случае увеличения мужских органов делать отметку в паспорте с указанием их новых размеров. При Этом Милонов за введение запрета пластических операций для женщин, но не предлагает запрета в отношении мужчин. 
 
Главный аргумент депутата ГД – то, что от бога, не надо корректировать. Следуя этой логике, надо запретить все хирургические операции. Дескать, что тебе дано, чем заболел – это твое личное дело. Надо запретить стоматологию, офтальмологию, гастроэнтерологию и все другие отрасли медицины, которые корректируют в настоящее время здоровье человека. Как заметил депутат ГД Тумусов на своей странице в Фейсбуке, «я не знаю других эстетических воззрений Виталия Милонова, но вдруг ему не нравится рыжий цвет волос? Обосновать запрет рекламы краски для волос не составит труда, ведь волосам она может нанести вред. Значит — давайте запретим окрашивание волос. Начнем сажать парикмахеров».
 
Данное предложение, как и все предыдущие инициативы Милонова, — это не просто смешно, это позор для всего депутатского корпуса. Я вспоминаю, что в одном из прошлых созывов ГД по залу заседаний нижней палаты бегал депутат Марычев с накладной женской грудью, видимо, приобретенной в секс-шопе или в театральной костюмерной. 
 
Всё это было бы смешно, но немножко стыдно за наш парламент. Я бы предложил членам комиссии ГД по вопросам депутатской этики рассмотреть инициативы своего коллеги Милонова и лишить его депутатских полномочий за профнепригодность. Хоть одним позором на Охотном ряду будет меньше. 
На днях российская англоязычная The Moscow Times заявила о прекращении выхода в свет бумажной версии и переходе исключительно в формат интернет-издания. Коммерсант.ru сообщил: «В заявлении указано, что эти изменения помогут обеспечить будущее еженедельника. Вместе с закрытием бумажной версии из газеты было уволено большинство сотрудников».     

У данного события была своя предыстория. В 2015 году The Moscow Times перестала выходить ежедневно, перейдя на еженедельный формат в связи с убыточностью. А в первых числах июля этого года главный редактор газеты Михаил Фишман объявил, что он вместе с командой дорабатывает последние «пару дней».  
  
Словом, диагноз прост. Издание оказалось нерыночным, нерентабельным и невостребованным читателем.    

А вот совершенно другая картина вокруг лондонского издания The Times, информация о больших успехах которого появилась почти одновременно с эпитафией на бумажную версию российского еженедельника.    
 
Как написал портал «Мы и Жо», лондонская газета The Times «весной 2017 года сообщила, что в 2016 году благодаря новой редакционной политике утроила число проданных цифровых подписок (сравнение первой половины 2016 и соответствующего периода 2015 года)». Газета пошла на эксперимент в формировании контента – она отказалась от публикации срочных новостей и вместо этого стала ежедневно готовить три выпуска – утренний, дневной и вечерний и «реструктурировала коммуникацию с существующими и потенциальными подписчиками». В результате летом 2016 года число платных подписчиков на печатную и цифровую версию The Times составляло 413600.  
  
Очевидный успех лондонской газеты свидетельствует о главном – редакторы и менеджеры издания смогли правильно ответить на вызов времени и перестроиться на марше, меняя свою редакционную политику и распространение контента с учетом возможностей цифровой эпохи.  Надо признать, что необходимость перестройки печатных СМИ и переход на мультиформатную работу на рынке – это крайне необходимая мера, о которой упорно твердят все эксперты медиаиндустрии. Напомню, что создаваемый в редакции контент должен продаваться по всем возможным каналам, и это обеспечивает рост доходности. 
   
Кроме того, нельзя не вспомнить рекомендации прошлогоднего конгресса Дистрипресс, проходившего в Дубае, который четко сформулировал тенденции на рынке печатной продукции, напрямую связанные с изменением потребительского спроса в отношении прессы. На конгрессе приводились примеры печатных СМИ в разных странах на разных континентах, которые смогли добиться успеха в современных условиях. Суть этого реформирования в том, что газеты по содержанию переходят в формат еженедельника, т.е. в них содержится меньше новостей и больше аналитики. Еженедельники переходят в формат ежемесячников, т.е. готовят контент в стиле толстых журналов. И наконец, ежемесячники всё более тяготеют к формату книг, т.е. создают «нетленку». Последнюю тенденцию подтверждает бурное развитие, к примеру, в США, буказанов (книгожурналов), в прошлом году их здесь вышло более 1000 наименований. Надо понимать, что всё это современные рыночные тенденции, но, увы, не все это понимают и принимают.    

Есть еще один очевидный способ сохранить издание на рынке – наполнять его гениальным контентом. Но решить эту задачу, конечно же, крайне трудно.   
  
В любом случае нельзя не порадоваться успеху газеты The Times и посочувствовать коллегам из The Moscow Times. Остается надеяться, что эти примеры помогут российским издателям и журналистам лучше адаптироваться к переменам на рынке прессы.

Новая инициатива законодателей лично у меня вызывает оторопь. В очередной раз зреет подозрение, что у депутатов много свободного времени, и им нечем заняться.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству одобрил законопроект, предполагающий усиление борьбы с матом и запрещающий нецензурные выражения не только в общественных местах, как это предусмотрено действующим законодательством, но и в семьях. А в связи с тем, что из закона предполагается убрать понятие «брань в общественных местах», надо понимать, что крепкие выражения будут преследоваться везде — от стройки и туалетных комнат до армейских полигонов и глухой тайги.

Как сообщил ТАСС, речь идет о поправках в КоАП, которым сейчас предусмотрена ответственность за «мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Из этой формулировки предлагается убрать словосочетание «в общественных местах». Также предложено ужесточить наказание до штрафа до 2 тыс. рублей (сейчас максимальный штраф составляет 1 тыс. рублей), либо до административного ареста на 15 суток, либо до обязательных работ до 40 часов (в случае оказания сопротивления представителю власти штраф возрастает до 3 тыс. рублей, а срок обязательных работ до 50 часов). Также вводится наказание за повторное правонарушение: штраф до 5 тыс. рублей, арест до 15 суток, обязательные работы до 80 часов.

Наши депутаты, видимо, сильно оторвались от народа и не знают, что на Руси, и не только в пролетарской среде, принято даже не ругаться, а разговаривать на матерном языке. Я недавно попал в среду российских строителей. Так вот, их речь на две трети состояла из нецензурных выражений, при этом никто не скандалил, не ругался друг на друга. Молодые люди просто разговаривали, но приличных слов в их речи было очень мало. Возникает вопрос: если ко всей этой массе трудящихся применять предлагаемое наказание, то экономика может остановиться. Надо будет сажать на 15 суток сотни людей. Формально — за мат, реально — за присущую им лексику.

Бороться за культуру и нравственность надо не подобными странными законопроектами, а большой воспитательной работой, улучшением условий жизни, повышением уровня образования населения. К сожалению, законодатели, как принято говорить на отечественных стройках, на всё это «забили». Почему-то их не волнует, что в России осталась всего одна тысяча книжных магазинов — это меньше, чем было в царской России и в 17 раз меньше, чем было в Советском Союзе. Каналы распространения газет, журналов и книг уничтожаются каждый день. Уничтожаются библиотеки, их количество в 2014 году было 44,5 тысячи, на начало 2017 года осталось 42,7 тысячи. Еще три года назад в стране доставлялся в год по подписке 1 млрд. экземпляров газет и журналов, а сейчас всего лишь половина этого объёма.

Мне скажут: пусть рабочие и крестьяне читают интернет. Щас! В интернете, как в мусоросборнике, гигантский объем чернухи и порнухи, и под рукой у строительного рабочего нет какого-то просвещённого редактора, который отбирал бы для него полезную и развивающую информацию.

Совершенно очевидно, что группа депутатов, радеющих за повышение культуры нашего народонаселения, идёт не той дорогой, самой простой и примитивной и абсолютно неэффективной. Не таким путем надо идти. Так говорил товарищ Ленин еще в конце 19 века, хотя об этом историческом факте узнать всё труднее и труднее — у народа всё меньше книг, газет и журналов, да и библиотеки стремительно исчезают. Именно поэтому нашим депутатам надо всё-таки идти другим путём.

Журнал New Times перестал выходить в свой бумажной версии, и это стало знаковым событием не только на медийном рынке, но и во всём обществе. По этому поводу есть содержательная публикация главного редактора New Times Евгении Альбац, есть и многочисленные комментарии в блогосфре. Но я бы отнёс это событие прежде всего к так  называемой  макдональдизации медийной среды, но не только.    
 
Почему издание не набрало желаемых 20 тысяч подписчиков? Почему доходность этого  печатного издания не обеспечила регулярный выход в свет? И почему не хватило финансирования даже на оплату полиграфических услуг? Анализ показывает, что у издания сузилась аудитория читателей и сократились продажи.  

В статье, посвященной массовому потреблению информации в современном обществе, «Независимая газета» писала: «В мире сформировалось и глобальное пространство массового потребления медиапродуктов – заменителей реальности, обладающих такими характеристиками, как удобство, высокая скорость и низкая стоимость потребления, а также привлекательность контента, доступность и распространенность «точек потребления». В статье «НГ» делается ссылка на американского социолога Джорджа Ритцера и его работу  «Макдональдизация общества», написанную в конце XX века, в которой он выявил «глобальный тренд в современном общественном развитии на рационализацию как процесс постоянного увеличения «калькулируемости» и управляемости поведением индивидов и институтов».  
  
В результате этого процесса медиаиндустрия, включая прессу, телевидение, радио, интернет, стала ориентироваться прежде всего на «сбыт» производимых ими продуктов, не заботясь об их качестве, а стремясь обеспечить лишь комфортность потребления. В целом, как подчеркивает автор, «происходит глобальный  переход к цивилизации «человек медийный», в которой массовый спрос на сложные аналитические тексты, требующие размышления и формирования собственного мнения, неуклонно снижается».    

Кроме учёта изменения модели потребления надо иметь в виду, что в нашей стране в настоящее время последовательно разрушается вся система продвижения печатного слова к населению. 
В интервью «Радио Свобода» историк и соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин отметил, что «в 2014 году в России была 44 381 библиотека, а в начале января 2017 года их осталось 42 748, то есть за два года число массовых библиотек в стране уменьшилось на 1633». И добавил, что по данным РНБ, Россия ежегодно теряет не менее 700 библиотек, которые просто закрываются, то есть в среднем по две библиотеки в день.   
 
Кроме библиотек уничтожается и сеть книжных магазинов, число которых, как я уже ранее писал, сегодня меньше, чем было в царской России. Киоски прессы также интенсивно сокращаются со средней скоростью 10 объектов в день, и их число на конец года составит всего 20 тысяч, а пять лет назад было 42 тысячи. Резко сокращается и подписка на прессу. Россия – это единственная страна в мире, где с 2014 года государство перестало  поддерживать подписку на газеты и журналы, и автором этой «новации» является Минфин.    

Медийное пространство не выдерживает экономического кризиса, и распространение прессы и книг как социальных продуктов без поддержки государства просто скукоживается. 
И это всё причины глобального характера. Но есть и причины предметные, касательно редакционной политики New Times. Издание действительно не выдержало макдональдизации медийного пространства, но в общепите кроме фастфуда, как известно, есть и кафе средней ценовой категории, и дорогие рестораны. Задача современного издания – правильно выбрать свою ценовую нишу и стать продуктом потребления на уровне средней ценовой категории, высокой или высшей.     

В настоящее время во всём мире все печатные СМИ переходят от рекламоцентричной модели к продажецентричной. То, что реклама падает у очень многих СМИ, означает, что нужно лучше обеспечивать реализацию. Плюс новые цифровые технологии и монетизация контента в интернете, плюс концепция «360 градусов» в продвижении контента. И всем этим надо заниматься на современном уровне, имея современный менеджмент.     

Что касается макдональдизации медийной сферы, то это реальность сегодняшнего дня. И с этим нам жить. Надо встраиваться в новую систему медиапотребления и дифференцировать свой продукт по целевым группам. В монетизации есть свои технологии и секреты, и всему этому надо учиться.

В Можайск мы приехали на общественное мероприятие. Признаюсь, в этом городе я оказался впервые в жизни. Это небольшое поселение на 70 тысяч человек, но чрезвычайно красивое и привлекательное. Я познакомился здесь с неожиданными для себя историческими фактами и древними сооружениями.

Как выяснилось, город впервые упоминается в русских летописях в 1231 году. В XIV веке Можайск был одним из религиозных центров Московской Руси, благодаря особо почитаемой иконе Николы Можайского. Легенда рассказывает, что однажды, когда город осадил литовский князь Ольгерд, перед ними предстал святитель Николай, держа в правой руке меч, а в левой руке на его ладони был град Можай. Испугавшись его грозного вида, неприятель отступил.

В XVI веке в Можайске существовало около 16-17 монастырей, но, к сожалению, до наших дней сохранился лишь Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь, основанный в 1408 году старцем Ферапонтом по просьбе князя Андрея Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), который был в то время правителем Можайска. Монастырь простоял шесть столетий на холмистом берегу Москва-реки. Правда, в середине XVI века старые постройки разобрали и на его месте построили новый, белокаменный, который сохранился и по сей день.

mozhaisk_18052917-church-01.jpg

В эти же годы, во время военных действий в Ливонии, царь Иван Грозный сделал Можайск своей ставкой. Здесь он принимал шведских, датских, немецких и польских послов, сюда ему приходили донесения воевод и казачьих атаманов с польских и литовских пограничных районов России. Удивительно, но век спустя можайским воеводой был знаменитый Дмитрий Пожарский.

В правление Петра I, при проведении губернской реформы, Можайск получил статус уездного города Московской губернии.

Следует отметить, что в начале XIX века город стал центром боевых действий и противостоял великой армии Наполеона. Всего в 120 метрах от Никольского собора, на три дня обосновалась штаб-квартира Наполеона. Рассказывают, что собор, построенный в псевдоготическом стиле, что не свойственно для русских церквей, поразил Наполеона своим величественным видом. Это здание, немного напоминающее замок и являющееся частью Можайского кремля, было построено по проекту архитектора А.Н. Бакарева, принадлежащего к масонам. Именно по его задумке расположенные над окнами собора арки были украшены большими шестиконечными масонскими звездами. Говорят, что по этой причине Наполеон не тронул этот собор.

mozhaisk_18052917-church-02.jpg

Но при отступлении французские войска всё-таки подожгли Лужецкий монастырь, от белокаменного Можайского кремля также остались руины. Кстати, в настоящий момент, рядом с действующим Ново-Никольским собором Можайский кремль представлен в миниатюре. Мы наблюдали, как через его полуметровые стены смело перепрыгивают забавные котята и кувыркаются в весенних солнечных лучах на лужайке с имитированными прудами.

Я думаю, все из нас со школьных времён помнят, что самое главное сражение Отечественной войны 1812-го года произошло недалеко от Можайска — на поле около села Бородино.

mozhaisk_18052917-church-04.jpg

Досталось Можайску и в Великую Отечественную войну. Целых шесть дней в 1941 году немецкие войска непрерывно предпринимали безуспешные штурмы позиций Можайской линии обороны. Советские части задержали на пять дней продвижение немецких войск на этом направлении, благодаря оборонительной операции Западного фронта. Советские солдаты героически сражались за Можайск. Наши войска за это время успели подвести серьёзное подкрепление. Враг был разбит. Москва не сдалась!

mozhaisk_18052917-church-06.jpg

Ещё один интересный факт о Можайске: в начале двухтысячных годов в итальянском городе Бари на территории церкви Николая Чудотворца был торжественно открыт памятник Святителю Николаю. Так вот, в основу памятника, автором которого является российский скульптор Вячеслав Клыков, положен образ святого Николы Можайского, известного по деревянной скульптуре XIV века, которая хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

mozhaisk_18052917-church-05.jpg

В день посещения Можайска я познакомился с главой этого городского поселения В.М.Овчинниковым. Он мне рассказал, что в Ново-Никольском соборе уже более десяти лет лежат частички мощей Николая Чудотворца, доставленные по договорённости из Бари, но об этом мало кто знает. А православные верующие, не ведая об этом, с нетерпением ждут, когда в Россию из Италии наступающим летом привезут мощи самого почитаемого святого. Но чтобы не стоять в огромных очередях, возможность поклониться мощам Николая Чудотворца у православных есть и сегодня, — ехать нужно в Можайск.

В городском кафе «Шоколад» мы перекусили вкусным кофе с корицей и блинчиками с творогом под карамелью. Такие аппетитные кулинарные изделия в Москве мне не попадались.

Перед отъездом из уютного Можайска, мы купили по бутылке молочно-ягодного коктейля завода, выпускающего продукцию под брендом «Можайское молоко». Скажу вам, очень вкусный напиток!

Дискуссии о скорой смерти печатных СМИ продолжаются. Сторонники этой точки зрения расходятся только в сроках исчезновения прессы — кто обещает смерть газет и журналов в ближайший вторник, а кто и оттягивает их кончину до 2037 года. А тут незадача. В США и Великобритании остановился спрос на цифровые книги и издания и стало расти потребление бумажных книг, газет и журналов.

Интернет-портал «Полит.ру» со ссылкой на отчет Ассоциации издателей Великобритании сообщил, что в этой стране «спрос на электронные книги в 2016 году упал на 3%, а на бумажные издания вырос на 8%, достигнув уровня в 3 миллиарда фунтов стерлингов», что является максимальным показателем за последние пять лет. Что же касается цифровых изданий, то «объем их продаж вырос на 6% за счет научных публикаций и образовательной литературы, а в области популярной литературы упал по итогам года на 17%». Здесь же приводится опубликованное в газете «Коммерсантъ» высказывание главы Ассоциации издателей Стивена Лотинга: «Есть ощущение, что люди стали уставать от такого большого количество электронных устройств, которыми они окружены в течение недели. Бумажные книги дают возможность уйти от этого».

«Полит.ру» написал и о выводах ряда ученых, сделанных в результате исследований среди читателей литературы на разных носителях: «цифра» проигрывает «бумаге» по степени усвоения, запоминаемости и скорости считывания информации. Своей оценкой наметившейся тенденции к росту популярности бумажной литературы поделилась психолог Мария Полякова: «Возросший интерес к бумажным изданиям может быть связан с общей усталостью от мониторов — большинство людей работают за компьютером, а во время отдыха используют либо смартфоны, либо планшеты, либо другие гаджеты. Мозг не воспринимает это как отдых, бумажные же издания как раз дают возможность переключиться на что-то другое». Среди других факторов психолог отметила перегруженность интернета ненужной информацией, в то время как человек, читающий бумажную книгу «точно знает, что не увидит ни рекламы, ни всплывающих окон, ни каких-либо других сообщений, то есть получает ощущение вовлеченности и уединения, которого сейчас многим так не хватает».

Если говорить о России, то у нас ситуация сложнее. Продажи книг и прессы продолжают падать, хотя темпы падения и сокращаются. Но эксперты объясняют этот процесс разрушением системы распространения книг, газет и журналов. Так, в европейских странах один книжный магазин приходится на каждые 5–6 тысяч жителей, а в России — только на 50–55 тысяч. Аналогично и с киосками прессы. В Европе один киоск приходится на одну тысячу жителей, а у нас на пять тысяч. Вот и возникает резонный вопрос: где населению приобретать печатную продукцию, поскольку приобретать ее все труднее и труднее. На конец этого года мы ожидаем сокращение киосков прессы до 20 тысяч, а всего пять лет назад их было 42 тысячи.

Отвлекаясь от системы распространения печатного слова, надо сказать несколько фраз об издательском деле. «Могильщики» печатных СМИ часто в пользу скорой смерти прессы приводят примеры о закрытии газет и журналов. Но это далеко от тренда развития СМИ. Плохие, устаревшие издания должны закрываться в силу того, что перестают быть востребованы потребителями. А те печатные СМИ, которые правильно реагируют на вызовы времени и успешно продвигаются по дороге мультимедийности, процветают и здравствуют. Яркий пример тому демонстрирует New York Times.

Как писал интернет-журнал Inc.Russia, в первом квартале 2017 года это издание зафиксировало рекордный рост числа подписок на свою веб-версию — показатель увеличился на 308 тысяч, до 2,2 млн. Такой рост объясняют отражением в издании движения Дональда Трампа к победе на выборах, однако увеличение подписчиков, по мнению автора публикации на веб-сайте Recode, связано с изменением бизнес-модели издания, которая предусматривает оптимальное сочетание бумажной и цифровой версии и ставку на подписчиков. В 1997 году выручка издания от рекламы достигала 63% от общего объема доходов газеты, тогда как на доходы от платной подписки на издание приходилось 27%. За 20 лет эти показатели поменялись местами: в первом квартале 2017 года на подписки пришлось 61% выручки, а на доходы от рекламы — 33%.

Все вышесказанное подтверждает необходимость меняться всей печатной продукции с использованием современных технологий и маркетинговых инструментов.

«Могильщики» печатных СМИ часто сравнивают бумажную прессу со свечными заводиками и производством керосиновых ламп. Мол, они ушли, и вы уйдете. В данном случае сравнение неправомочно, потому что пресса — это продукт развития цивилизации в сфере духовности и культуры. Человек всегда будет нуждаться в профессиональном и достоверном источнике информации. А чтение текстов на бумажных носителях, как подтверждают западные исследователи, является не просто комфортным и полезным, но и продлевает жизнь человеку. Поэтому я и убежден, что печатное слово будет жить вечно.


По  форме в инициативе сенатора, создавшего новый законопроект, ограничивающий работу ритейла, вроде бы все правильно. Автор поправок в Закон «О торговле» первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и  природопользованию Сергей Лисовский проявил заботу о развитии малого бизнеса и  позаботился о том, чтобы гипер— и супермаркеты захлопнули свои двери перед покупателями в воскресные дни, по субботам после 16.00, в вечерние и ночные часы. Мол, народ отвернется от ритейла и будет отовариваться в магазинах «у дома». На мой взгляд, вся эта инициатива от лукавого и наносит удар и по интересам населения, и по ритейлу, и по многому другому.

Как написала газета РБК, инициативу сенатора не поддерживает  Федеральная антимонопольная служба, замруководителя которой Андрей Кашеваров заявил, что лучше «создать конкурентную среду» и «не ограничивать власть розничных сетей», а «усиливать власть мелкоформатной торговли». В Минсельхозе считают, что «сначала нужно создать альтернативные форматы торговли, чтобы не пострадал потребитель». Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что министерство «очень настороженно относится к идее законодательного запрета работы крупных магазинов в ночное время и в выходные» и добавил, что «нужно не  вводить запреты и ограничения для крупных торговых сетей, а всячески развивать малые форматы торговли».  

Да  и в Госдуме поправки г-на Лисовского восприняли неоднозначно. Так, вице-спикер Ирина Яровая заявила РИА Новости буквально следующее: «Идею законодательного регулирования времени работы торговых предприятий, озвученную на парламентских слушаниях в Совете Федерации, я не разделяю и считаю странной».

Надо иметь в виду, что реализация инициативы сенатора определенно принесет большие убытки крупным розничным сетям. Газета РБК со ссылкой на экспертов рынка привела такие данные: на два выходных дня приходится около 40% недельного трафика гипермаркетов, около 80% россиян посещают гипермаркеты один или два раза в  неделю, причем эти посещения приходятся как раз на выходные.

Не  могу не сказать и о серьезных потерях для прессы и ограничении доступа к печатной продукции населения в случае принятия упомянутых поправок. В 2016 году через сетевые магазины самообслуживания распространялось 35% всех тиражей российских изданий, что в стоимостном  выражении составляло 42% объёма розничных продаж периодики. Сокращение продаж прессы может составить как в натуральном, так и в стоимостном выражении 35-40%. Значительно сократится продажа  книг, альбомов и другой печатной продукции, в основном приобретаемой населением в субботние и воскресные дни. Кроме того, принятие данного закона потребует перестройки графика работы тех редакций, типографий, логистических и складских структур, которые сегодня отгружают на рынок печатные издания накануне выходных дней.

Автор законопроекта мотивирует свою инициативу заботой о  малом бизнесе, который призван активно работать в субботние, воскресные дни и в ночное время вместо крупного ритейла. Однако следует принимать во внимание, что практически все торговые точки малого бизнеса не приспособлены к реализации значительного ассортимента товаров, в том числе и прессы, их торговые площади ограничены, а у продавцов отсутствует знание особенностей и опыт продаж такого специфического товара как печатная периодика.  

Словом, законопроект, безусловно, вредный. Я поражаюсь тому, как наши законодатели, наверное, в целях личного пиара и «прогиба» перед кем надо, наносят удар за  ударом по различным отраслям народного хозяйства, а в данном случае и по печатной продукции.  И все это крайне неразумно с  точки зрения развития культуры, просвещения и укрепления информационной безопасности страны в канун предстоящей предвыборной кампании.

Поэтому тут нельзя не вспомнить известную ленинскую фразу о том, что по форме всё правильно, а по существу – сплошное издевательство.

 


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире