06:46 , 27 мая 2017

Высоцкий. Глава 63. Свой остров

И мой корабль от меня уйдёт.
На нём, должно быть, славно плыть, с комфортом?
Вперёд смотрящий смотрит лишь вперёд,
Не видит он, что человек за бортом?

1970 год

2740668
Владимир Высоцкий на концерте Дюка Эллингтона.
Москва, стадион «Лужники», 9 октября 1971 года. Фото С.Ветрова

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

В 1962 году Владимир Высоцкий – еще только начинающий исполнитель собственных песен, которых и было-то всего менее двух десятков.
А как актера Высоцкого, можно сказать, и вовсе еще не было. Именно в 1962 году его не взяли в труппу гремевшего на всю страну театра «Современник», и для Высоцкого это было конечно же обидно. Однако через 9 лет именно в «Современнике» был поставлен спектакль с песнями Владимира Высоцкого, и это был тот редчайший случай, когда и ему, и создателям постановки удалось воплотить фактически все, что было задумано.

2738556
Москва, площадь Маяковского, театр «Современник», 1968 год

Постановка для театра «Современник» сама по себе была уникальным случаем.
За пределами «Таганки» после 1964 года Высоцкий почти не работал. А тут его не просто пригласили, но и всяческие помогали, прислушивались, отстаивали, когда пришлось бороться с цензурой.

2738624
Галина Волчек и Владимир Высоцкий на 50-летии Олега Ефремова.
Москва, МХАТ, 1 октября 1977 года. Фото Анатолия Гаранина

Спектакль назывался «Свой остров».
Ставила его Галина Борисовна Волчек. И ей очень хотелось, чтобы со сцены звучали именно песни Высоцкого. Пьесу написал эстонский драматург Раймонд Каугвер.

2738554
Раймонд Каугвер

Произведение на «производственную тему».
В этом жанре тогда выпускалось огромное количество фильмов, книг, спектаклей. Про битву за урожаи и надои, про ударников труда, про борьбу передовиков с косностью бюрократов. Как сделать наш прекрасный социалистический строй еще прекраснее! И главный герой пьесы «Свой остров» тоже борется за более прогрессивный способ добычи сланцев.

Заметим, что несмотря на засилье производственной темы, популярной она не была, и хорошие произведения в этом жанре буквально по пальцам пересчитать можно.
Вот и сочинение Раймонда Каугвера не было шедевром. И Галина Волчек это понимала. Поэтому и хотела с помощью песен Высоцкого сделать спектакль сильнее, глубже, поднять его на определенную высоту.

2738620
Галина Волчек, Олег Даль и Владимир Высоцкий, 1974 год. Фото Юрия Абрамочкина

Но чтобы это сделать, нужно было еще пробиться сквозь начальство.
Причем, в спектакль планировалась не одна, а целых четыре песни, они должны были стать стержнем всего действия. Волчек встала насмерть и две недели билась с управлением культуры. А там были согласны на что угодно, лишь бы в спектакле не было Высоцкого. Соглашались на Булата Окуджаву, на Юлия Кима, которые тогда тоже не были в особом фаворе. В какой-то момент Галине Борисовне сказали: мол, возьмите даже Северянина. Видимо, по мнению чиновников культуры, страшнее Игоря Северянина быть уже ничего не могло – только Высоцкий. Но Волчек победила – и в итоге именно песни Высоцкого прозвучали в пьесе «Свой остров».

2738622
Галина Волчек и Владимир Высоцкий на 50-летии Олега Ефремова.
Москва, МХАТ, 1 октября 1977 года. Фото Анатолия Гаранина

Вот только сам Владимир Семенович был тогда слишком занят работой в Театре на Таганке, и непосредственно со сцены его песни исполнял Игорь Кваша: слушать

Это фрагмент из спектакля, в котором Игорь Кваша играет главного, положительного героя Карла Рийпса, борющегося за прогрессивную методику добычи сланцев.


Свой остров

С этой песни действие и начинается.
Но здесь нужно заметить, что в авторской редакции текста, первые строки звучат иначе. Вот как эту песню исполнял сам Владимир Семенович. Запись Константина Мустафиди.

Свой остров: слушать

В этом варианте лирический герой отплывает в теплые края, а в спектакле, напротив, покидает их, потому что беспокойный рационализатор Карл Рийпс не ищет уютного места в жизни.
А вообще, песня прекрасно легла в канву сюжета и так же замечательно описывала характер героя. Но если эта песня была написана именно для спектакля, то некоторые другие никак с ним связаны не были. Однако благодаря этому постановка только выиграла: слушать (Москва, МВТУ им. Баумана, 19 марта 1978 года, 16 часов)


Человек за бортом

Песня известная, но мы предлагаем вам послушать, как Высоцкий исполнял ее в октябре 1970 года на концерте в московском Радиотехническом институте Академии наук.

Моему капитану: слушать

2738568
«Исповедимы водные пути.
Гуляет ветер вверх и вниз по гамме.
Но должен же корабль за мной придти,
Чтобы обрёл я почву под ногами».
Автограф песни «Человек за бортом», 1970 год

В самом спектакле, как мы уже сказали, все песни Высоцкого поет Игорь Кваша.
И перед ним встал вопрос: а как, собственно, их петь? Как очень многие и до, и после него, Кваша сначала пробовал подражать манере Высоцкого и даже изобразить хрипотцу. Но ничего из этого не вышло, да и не могло выйти, и тогда решили, что петь он будет по-своему – так, как чувствует и как может: слушать

2738618
Галина Волчек и Владимир Высоцкий на 50-летии Олега Ефремова.
Москва, МХАТ, 1 октября 1977 года. Фото Анатолия Гаранина

Галина Волчек вспоминала, что из всех, кто пытался петь песни Высоцкого, сам Владимир Семенович признавал одного Квашу.
Высоцкому очень понравилось, как звучали его песни в спектакле. А Кваша нашел свою манеру, совершенно не похожую на стиль Высоцкого.

2740672
Владивосток, 3 июля 1971 года. Фото Бориса Подалёва

Правда, как вы, наверное, обратили внимание, Кваша и Высоцкий поют не совсем одно и то же.
Текст местами очень отличается. В сценической версии философский подтекст сглажен, для чего и были написаны несколько дополнительных строф. Причем сделано это было самим Высоцким, безо всякого нажима или цензуры. Почему он так поступил, достоверно неизвестно. Возможно, просто перестраховался. Но понять его можно. Слишком часто из тех же фильмов, например, цензоры вымарывали его песни. А в «Свой остров» театр брал сразу четыре, всё складывалось удачно и совсем не хотелось, чтобы эта работа оказалась загублена бдительными чиновниками из Министерства культуры.

Второе действие спектакля открывала еще одна важнейшая песня.
Причем даже не в контексте этой конкретной пьесы, а важнейшая для всего творчества Владимира Высоцкого. Что тут говорить, если по нашим подсчетам существует 238 фонограмм публичных исполнений этой песни! слушать

Со сцены знаменитая песня тоже прозвучала с измененными словами.
Но на этот раз Высоцкий поменял текст уже по просьбе Игоря Кваши. Кваше не нравилось упоминание Христа. Не из религиозных соображений и не потому, что он опасался цензоров. Просто эти слова ему не нравились сами по себе. И Высоцкий заменил их на другие: слушать


Я не люблю

Впрочем, и сам Владимир Семенович, по собственному усмотрению часто менял тексты даже у самых известных своих песен.
И вот послушайте вариант этой же песни, записанный в гостях у Тамары Кормушиной 6 сентября 1970 года.

Я не люблю: слушать

Помимо основной линии повествования, связанной с борьбой главного героя за более прогрессивный способ добычи сланцев, в пьесе развивается несколько второстепенная, но все же заметная любовная линия.
И в какой-то момент Карл Рийпс устами Игоря Кваши исполняет еще одну знаменитую песню, «Лирическую». Правда, положа руку на сердце, именно эта песня получилась у Игоря Владимировича слабее остальных.


Лирическая

Но сохранилась, так сказать, авторская демонстрационная версия – как Высоцкий показывал ее в самом «Современнике» в 1970 году, когда постановка только готовилась.

Лирическая: слушать

По воспоминаниям очевидцев Высоцкий предлагал для спектакля еще две песни – «Иноходца» и «Песенку ни про что, или Что случилось в Африке».
«Иноходца» сразу решили не брать, потому что для описания характера героя и так уже прекрасно подходила «Я не люблю». А вот с песней про Жирафа получилось любопытно:

Песенка ни про что, или Что случилось в Африке: слушать (Москва, МВТУ им. Баумана, 26 марта 1976 года)

2740670
Киев, 1971 год. Фото А.Ганкина

Вот так интересно описывал Владимир Семенович сцену из спектакля.
Однако достоверно известно, что сцены такой там просто не было! И для песни про Жирафа по сюжету не было места. Возможно, на какой-то предварительной стадии такая возможность предполагалась. Быть может, что-то даже репетировалось. И, видимо, эта идея так запала в душу Владимиру Семеновичу, что на концертах он описывал сцену как реально имевшую место в спектакле.

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Валерия Басина, Александра Петракова, Олега Васина и Рафаэля Авакова.

Премьера спектакля «Свой остров» состоялась в театре «Современник» 4 сентября 1971 года, и он был редким примером бережного отношения режиссера и лояльного отношения цензуры к творческим замыслам Владимира Высоцкого.

2738564
Москва, театр «Современник», премьера спектакля «Свой остров», 4 сентября 1971 года

А еще благодаря этому спектаклю, песни, исполненные в нем, считались залитованными, то есть прошедшими официальную цензуру – и с тех пор Высоцкий имел полное право исполнять их на концертах, не опасаясь запретов.

2738552
Начальные титры телеспектакля «Свой остров», 1974 год

Но, к сожалению, «Свой остров» так и остался единственным опытом совместной работы Высоцкого и театра «Современник».

2740666
Киев, ДК «Днепр», сентябрь 1971 года

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.

2749860
Лыткарино, ДК «Мир», 30 сентября 1970 года. Фото Ивана Чернова

Бонус

Москва, студия грамзаписи «Мелодия», 27 июня 1974 года (с оркестром п/у Георгия Гараняна):
Человек за бортом: слушать
«Здесь лапы у елей дрожат на весу…»: слушать
Я не люблю: слушать


Обложки аудиобобин с записью песен Владимира Высоцкого на «Мелодии»

Свой остров: слушать (Москва, у В.Савича, 30 марта 1970 года)
Свой остров: слушать (Москва, ДК им. Ногина Министерства морского флота, 20 апреля 1972 года)
Человек за бортом: слушать (Одесская к/с, 1969 год)


Финальная сцена телеспектакля «Свой остров», ЦТ, 1974 год

2740744
Игорь Кваша

Охота на волков (исп. Игорь Кваша, 1974 год): слушать

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.

Комментарии

7

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


patriot1980 27 мая 2017 | 07:23

Да уж производственного кино-"шлака" и сельскохозяйственных кино-"отходов" было вдоволь!
Хотя некоторые из кинофильмов весьма хорошо смотрятся сегодня.
"Свой остров", к сожалению ( а может, к счастью), не смотрел.
Но обязательно посмотрю. Ибо имеется в доступе-не "смыт" благодарными потомками.
Оффтоп: а сколько экранной "классики" уничтожено по непонятным причинам!


irdo 27 мая 2017 | 07:45

patriot1980:
Да уж производственного кино-"шлака" и сельскохозяйственных кино-"отходов" было вдоволь!
=================

Как приятно на фоне постоянного российского политического шлака встретиться с Высоцким.


ze_danil 27 мая 2017 | 16:37

patriot1980: Да уж производственного кино-"шлака" и сельскохозяйственных кино-"отходов" было вдоволь!
___________________-

таки был на просторах СССР даже Всесоюзный фестиваль сельскохозяйственных фильмов. ибонефиг!


(комментарий скрыт)

dragun_ 27 мая 2017 | 17:42

"Человек за бортом", за другое обидно - Россию "бортанули" те, что с острова "Озерного".


vrazhina 27 мая 2017 | 18:03

Спасибо, Антон Орехъ за очередной рассказ о творчестве Высоцкого!!!...


(комментарий скрыт)

matveylm 27 мая 2017 | 21:18

Я так рад видеть здесь постоянных посетителей блога, кому это это в радость и в утешение. Как будто пришел в добрую компанию, выпили по рюмочке, послушали хорошие записи.
Кто-нибудь знает, на сколько передач этот проект у Антона Ореха рассчитан? Прямо энциклопедия русской жизни, холера ее задави! ))

И еще вопрос к постоянным слушателям. Я может пропустил - был ли упомянут фильм Елены Камбуровой о Высоцком. Я его смотрел когда-то, но сейчас в сети найти не могу. Если не было - расскажу, что помню.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире