o_katas

Ольга Катасонова

28 мая 2017

F

«Пираты Карибского моря» всегда были каким-то сумасшедшим праздником. Именно сумасшедшим, потому что лихие сюжетные повороты иначе не назвать, и именно праздником, потому что заряд позитива и жизнелюбия после очередной части сохранялся на пару дней. Но со всех праздников надо уметь вовремя уходить, чтобы заводное веселье не скатилось в унылую и бестолковую вакханалию. И с «Пиратами Карибского моря» такая же история – надо уметь вовремя заканчиваться.

25 мая вышла уже пятая часть франшизы – «Мертвецы не рассказывают сказки». Главный герой, на котором франшиза и держится, капитан Джек Воробей побывал уже во всех переделках и во всех мирах. В этой части за ним охотятся мертвецы – на этот раз не пираты, как Дэйви Джонс, а испанские флотоводцы, которые хотят уничтожить всех пиратов вообще. У Джека Воробья снова двое спутников, влюблённых друг в друга, – сын Тёрнеров Генри и девушка-астроном, которую считают ведьмой, по имени Карина. Сюжет фильма идёт по старой схеме: бесконечные приключения на море и на суше, инфернальные противники и поиск очередных артефактов. Правда, в эту старую схему создатели фильма ещё умудрились впихнуть социалочку: феминизм как главный тренд умудрился проскочить даже в фентезийную сагу о морских разбойниках.

2753205

Видимо, создатели фильма догадывались, что сюжет получился из разряда «те же яйца, только в профиль», поэтому решили взять абсолютно звёздным составом. Главного злодея играет харизматичный Хавьер Бардем, на роль «ведьмы» взяли Каю Скоделарио, которая играла Эффи в «Молокососах», эпизодически появляются Орландо Блум и Кира Найтли. Главным козырем, по замыслу создателей, очевидно, должен был стать Джонни Депп, но харизма Деппа просто подвела: актёр во время съёмок был определённо не в лучшей форме (скандалы с женой), поэтому наиболее удачно у него получились моменты с мертвецки пьяным Джеком Воробьём.

Актёрский состав помог фильму слабо. Старая схема «Пиратов», отлично работавшая в первых нескольких эпизодах, к пятой части определённо дала сбой. Орландо Блум говорил, что пятая часть — это своеобразная перезагрузка, но в итоге получилась не перезагрузка, а самокопирование, лишённое всякого лоска.

Фильм долго держался на экранах во многом из-за героя Деппа. Джек Воробей в своё время стал глотком свежего воздуха в галерее киношных образов. Одновременно беспринцный, неунывающий, энергичный, иногда готовый прийти на помощь, а иногда способный подставить в самый неподходящий момент – такой герой определённо был привлекательным, новым и интересным. Но к пятой части вся новизна закончилась, а стремление к эпатажности вступило в неравную борьбу со здравым смыслом.

2753207

Вполне возможно, что не Деппом единым держались «Пираты»: первые три части, наиболее успешные, были сняты Гором Вербински. Теперь Вербински снял «Лекарство для здоровья» и доволен собой. А зрители «Пиратами» — не очень. Как и кинокритики: фильм был оценён крайне плохо. Однако создатели не унывают и, по слухам, планируют шестую часть, видимо считая, что звёздный состав и огромные бюджеты должны как-то спасти уходящее в ноль содержание эпизодов.

14 мая 2017

Дело тёмное

11 мая в российский прокат вышел триллер «Прочь» — триллер сатирический, затрагивающий наболевше-американскую проблему — расизм. Фильм попал в яблочко: за один уик-энд на родине он окупил свой бюджет в восемь раз. Он получил более двухсот положительных оценок американских критиков и всего одну отрицательную. В чём секрет?

«Прочь» — это смешение жанров. Для Джордана Пила это первый режиссёрский опыт. И, кажется, первый опыт в подобном жанре: Пил в основном писал сценарии к комедиям и озвучивал мультики. Но, видимо, никогда не поздно попробовать что-то новенькое.

Сюжет его фильма не новый, по такой схеме сняли не один ужастик. Девушка (белокожая) и парень (темнокожий) встречаются уже пять месяцев и решают, что надо познакомиться с родителями. Они едут к родителям девушки, почтенной паре врачей, которые живут в частном доме, с темнокожей прислугой, но имеют крайне либерально-демократические взгляды. Но что-то в их семье не так: прислуга какая-то подозрительная, брат какой-то агрессивный, а мать вообще владеет гипнозом. Словом, дальше себя оправдывает слоган фильма: «Знакомство с родителями не всегда заканчивается свадьбой».

2739334

В этот сюжет режиссёр (и он же сценарист) уместил целый ворох наболевших для американцев проблем. Поэтому картина и окупила свой бюджет (4,5 миллиона) примерно раз в 30 только в американском прокате. Это фильм о толерантности, показной толерантности, которая идёт не от души, а по разнарядке. И при этом Пил показывает, что винить-то в этом некого. Сейчас в Америке живо поколение людей, для которых темнокожая прислуга и разделение мест в транспорте по цвету кожи не является дикостью, это скорее ушедшая в прошлое традиция, которая когда-то была нормальной.

2739332

То, что хоррор – не типичный для Пила жанр, нашло отражение ещё и в характерах персонажей. Они не  клишированные, не штампованные, как это принято в ужастиках, где персонажи в основном просто носители определённых ункций. Хорроры не драмы, они строятся в основном на сюжете, пугающих деталях и нагнетании атмосферы. И до глубины характеров там дело обычно не доходит, если только это не характеры психопатов. А здесь — дошло. Главный герой — фотограф. У него получаются интересные снимки, он подмечает в людях какую-то меланхолию, отрешённость, умеет поймать состояние, когда люди немного «не здесь». И его трудно обмануть — он чувствует фальшь, чувствует лукавство. Поэтому герой сразу замечает, что с обитателями дома что-то «не так». Непонятно, что именно, но что-то не так.

На этом «непонятно, что именно, но что-то не так» и строится саспенс. При всей своей социальности, злободневности и драматичности фильм не лишён черт обычного, привычного ужастика. У Пила вполне получился триллер — с социальными проблемами и чёрным во вех смыслах юмором. Что совершенно не плохо для дебюта.

Для французской косметической фирмы «Идеаль» женщины делятся на два типа: на тех, у кого расстояние между носом и подбородком равняется высоте лба, а вес при росте больше 170 см меньше 55 кг, и на просто страшных. Первых косметическая фирма «Идеаль» берёт работать моделями. Вторые должны всячески осознавать своё полное несовершенство и отчаянно стремиться к внешности первых. Потому что у первых — деньги, вечеринки, элитные клубы, дорогой алкоголь и лёгкие наркотики. А у вторых — обычная серая жизнь. Об этом — фильм Фредерика Бегбедера «Идеаль», снятый им самим по собственному сценарию.

2729502

Бегбедер и раньше писал книги о мире бизнеса и гламура и существующих там жёстких законах. Но у «Идеаля» особый колорит — действие разворачивается в России. Главный герой Октав — жёсткий, беспринципный и не особенно заморачивающийся нравственными вопросами — ездит по России в поисках моделей для «Идеаля». Он ходит по кастингам, закрытым вечеринкам и клубам, совмещая полезное с приятным. Так он мотается между Францией и Россией.

В Самаре, в пьяном угаре, бороздя поля на тракторе в обнимку с бутылкой водки, Октав встречает «русалку», которая неведомым образом «испаряется», не удостоив скаута аудиенцией. На какое-то время Октав просто забывает о «русалке», но, когда из-за жуткого скандала в «Идеале» внезапно требуется новая модель и карьера Октава оказывается под угрозой, он решает, что найти русалку — это единственный выход в сложившейся ситуации. Октав срочно выезжает в Россию на поиски той самой девы…

Главное достоинство фильма — Бегбедер смог показать Россию в смешном (потому что это комедия) ключе, но не переборщил и не стал играть на совсем уж устоявшихся стереотипах. Будет водка, будет балалайка, непременно — Кремль с собором Василия Блаженного, будут приветы Pussy Riot и «Бурановскм бабушкам». А ещё будет тонко понятый менталитет и красивая русская музыка.

2729504

Сам Бегбедер в интервью назвал фильм «сумасшедшим спектаклем, который заставит нас обдумать нашу жизнь». Это действительно сумасшедший спектакль, потому что европейские ценности оказываются помещёнными в достаточно консервативную, более традиционную российскую среду. Которая трудно воспринимает феминизм, трансгендеров, однополую любовь, ЭКО и прочие привычные западному миру ценности. И Бегбедер смотрит. что из этого получится. Смотрит, правда, достаточно позитивно.

Это фильм — манифест естественной красоте и отказу от гламура. Бегбедер, как сам упоминал в интервью, размышляет над фразой Достоевского про красоту, которая спасёт мир, и задаётся вопросом — а спасёт ли? А если спасёт, то какая?

Фильм одновременно хлёсткий и красивый,европейский и русский, смешной и одновременно грустный — потому что он о мире, в котором мы живём.

С прошлым расстаться нелегко. Особенно, если у прошлого есть имя и вас связывает общий ребёнок. Примерно об этом — режиссёрский дебют Дениз Ди Нови «Наваждение» (а в оригинале — Unforgettable, «Незабываемое»). Наверное, на такие темы надо снимать драмы. Но Дениз Ди Нови снимает триллер.

2724726

Герой фильма Дэвид (Джофф Стульц) развёлся с женой — Тесса— за два года до показанных в фильме событий и уже успел найти себе новую невесту. Это жизнерадостная журналистка Джулия (Розарио Доусон), которая изо всех сил старается забыть собственное достаточно драматическое прошлое. Она переезжает жить к Дэвиду в тот самый дом, где ранее он жил с Тессой. Периодически к ним приезжает его дочь от первого брака — Джулия отлично ладит с девочкой и показывает себя очень примерной мачехой. Но всё это, конечно, не сильно радует бывшую жену(Кэтрин Хайгл), и она решает если не разрушить жизнь Джулии, то однозначно превратить её в перманентный кошмар. Слоган фильма: «Когда умирает любовь, наступает безумие», но безумие наступило немного раньше. Оказывается, Тесса с детства склонна к агрессии, граничащей с психопатией.

Фильмы про сумасшедших вторых половинок — не новость, но они всё ещё привлекают зрителя. Поэтому Дениз Ди Нови снимает фильм по уже отработанной схеме, но почему бы этого не делать, если схема не подводит? Кстати, операторская работа — Калеб Дешанель, режиссёр «Твин Пикса», а сама Ди Нови работала с Тимом Бёртоном, и в «Наваждении» чувствуются бёртоновские мотивы. У неё получилось создать замечательную атмосферу нагнетания, саспенса, когда вроде и не происходит ничего, но по коже мороз.

2724724

Успешен подбор актёров — Доусон и Хайгл отлично показали характеры главных героинь. Героин Доусон — солнечная, тёплая, дружелюбная, живая, искренняя. Героиня Хайгл — расчётливая, склонная к перфекционизму, за которым кроется невроз, из тех женщин,которым мужчина нужен для удовлетворения амбиций и пополнения кошелька. А вот характер мужчины удался не очень хорошо. У Джоффа Стульца роль оказалась какой-то нераскрытой, он совершенно пассивен. Ну вот, да, у него есть не совсем адекватная бывшая жена, новая невеста со своим непонятным прошлым из-за которого она иногда не спит ночами, но нет, герой Штульца не делает с эти абсолютно ничего, он только работает или дурачится с дочерью.

Но в целом дебют Ди Нови оказался удачным. Хотя и критики приняли его неоднозначно. Но ведь и фильм показал, что перфекционизм до добра не доводит.

Двадцать лет назад юная и красивая Пенелопа Крус сыграла в фильме «Девушка твоей мечты», где она сыграла талантливую актрису Макарену Гранаду, за которой ухаживал Геббельс и которая мечтала покорить Голливуд.

Спустя двадцать лет уже не столь юная, но такая же красивая Пенелопа Крус снимается в продолжении «Девушки твоей мечты» — «Королеве Испании». Режиссёр тот же — Фернандо Труэба. После событий первой части проходит 18 лет. Действие перемещается в Испанию времён Франко, когда страна пытается наладить отношения с Америкой. Вместе с американскими партнёрами испанцы снимают фильм о королеве Изабелле Кастильской, главную роль исполняет Макарена Гранада, завоевавшая уже славу в Голливуде (сбылась её мечта из первой части) и теперь всячески подчёркивающая, что она американка. К съёмкам Макарена подходит очень серьёзно, весь фильм мучительно пытается разобраться, кем же была Изабелла – «святой или негодяйкой». Впрочем, история королевы удивительно вплетается в современность Макарены. А современность Макарены удивительно вплетается в нашу современность, потому что история всё-таки циклична. В успехе картины заинтересован сам Франко, который, кстати, собирается посетить съёмочную группу и пообщаться с исполнительницей главной роли. Но у женщины свой гамбургский счёт к диктатору.

2716238

При своей серьёзности и остроте проблем – взаимоотношения художника и власти, история Испании, тоталитаризм – фильм позиционирует себя по жанру как комедия и драма. Комедийные моменты здесь есть – потрясающая, по-настоящему испанская любовь Макарены и механика, который занимается съёмками, сам процесс съёмок с вечно спящим, не совсем вменяемым режиссёром без одного глаза. Кстати, о съёмках – фильм даёт замечательную возможность заглянуть на съёмочную площадку двадцатого века с движущимися, как в театре, декорациями, прорисованными от руки пейзажами и идеальными осанками актрис.

2716240

А кроме того, весь фильм пронизан испанским колоритом. Производством кинокартины занималась только Испания, поэтому дух страны передан превосходно. Характеры по-южному импульсивны, их действия спонтанны и почти всегда на грани. В фильме сполна проявилось свойственное испанцам лёгкое отношение к опасности, склонность рисковать – шутка ли, но Макарене нужно спасти бывшего любовника из рук тайной полиции, используя съёмочный инвентарь. Рефреном повторяется вопрос «ты сошёл с ума?», адресованный от разных людей разным людям. А затем обязательно следуют внезапные поцелуи, признания и прочие безбашенные поступки.

Достаточно тяжёлые и острые темы в фильме подаются легко и иронично. Здесь нет пошлости, шутовства, нивелирования проблем, но есть какая-то надежда, какая-то лёгкость в принятии любых ситуаций. Это фильм о том, что искусство, наверное, всё равно будет сильнее любых диктаторов и обстоятельств. Есть над чем поразмышлять.

2716236

Гор Вербински в представлении не нуждается. От режиссёра, в чьём послужном списке значатся первый «Звонок» и три части «Пиратов Карибского моря», скучного кино не ждёшь. И «Лекарством от здоровья» Вербински такие ожидания оправдал. А ещё и удивил – от культового, но всё-таки массового кино попробовал сделать шаг немного в сторону…

«Лекарство от здоровья» — фильм зловещий. Другого слова не подобрать. Действие разворачивается в швейцарских Альпах (на самом деле – в немецком замке) в бывшем поместье барона, который ставил опыты над людьми. О прошлом этого места ходят страшные легенды, а в настоящем там располагается якобы спа-курорт, где происходит лечение целебными водами. В это чудное место приезжает молодой и амбициозный банкир Локхарт, чтобы забрать своего коллегу, слишком задержавшегося на спа-курорте. Коллега упрямится и не хочет уезжать, и Локхарт уже думает возвращаться в одиночку. Но из этого места просто так не возвращаются… И амбициозный капиталист оказывается вовлечённым в крайне непонятные события, происходящие в замке, вынужденно оставаясь там пациентом. Дальше начинается классическая история о старинном замке со своими скелетами по шкафам. Классическая, но совершенно не скучная.

2711430

Весь фильм, как и подобает классике, очень продуманный, все развешенные ружья рано или поздно выстреливают, случайностей нет. Рисунки сумасшедшего деревенского мальчика – не случайны. Постоянно появляющиеся фигурки балерин – не случайны. Даже музыка, играющая в деревенском трактире — Augen Auf (буквально – «Открой глаза») немецкой группы Oomph! – не случайна. Вербински хочется играть с символами, и он не отказывает себе в этом удовольствии. И получается вполне интересно.

Но при таком обилии интригующих символов смущает обилие натурализма. Гор Вербински кроется в деталях – босых ступнях главной героини, фигурках балерин и взглядах из-за шторы. Извивающиеся угри и «лечебные процедуры» крупным планом определённо не добавляют эстетизма этому в целом изящному фильму. Фильму, который практически открыто передаёт привет Скорсезе с его «Островом проклятых» — особенно финалом, совершенно неоднозначным и, в отличие от многих хорроров, оставляющем действительно в раздумьях.

2711426

Вербински рассуждает о семье и деньгах, о том что деньги – это, как ни избита эта мысль, наверное, не приводят всё-таки к настоящему счастью, особенно, если положить на их добывание жизнь. «Капиталисты на исправлении», — так называют себя постояльцы спа-курорта. Впрочем, Вербински совершенно не настаивает на том, что капиталистам надо обязательно исправляться – а предлагает поразмышлять.

Фантастика, видимо, снова входит в моду, и на экранах – с переменным успехом – появляется всё больше фильмов о космосе и прекрасном и далёком будущем. 23 марта вышел американский фильм шведского режиссёра Даниэля Эспиносы с нашей, отечественной Ольгой Дыховичной в одной из главных ролей — «Живое».

2706354

Создатели не скрывают, что на фильм их вдохновил «Чужой», и это в принципе хорошо прослеживается, уже начиная от названия. Диалог с культовым фильмом у них вряд ли состоялся, но отсылки читаются.

Что происходит в кино? Исследователи на международном космическом корабле с русской женщиной-капитаном находят жизнь на Марсе. Это так их впечатляет, что образец жизни они берут к себе на корабль. Образец ведёт себя поначалу очень дружелюбно и даже получает кличку Кельвин. А потом срабатывают законы Мёрфи («если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так»), и милый Кельвин оказывается быстрорастущей, очень живучей, кровожадной тварью, которая готова убить каждого члена экипажа. А там и до Земли недалеко…

2706352

Вообще жанр фильма – «ужасы», но ужасы про космос и пришельцев никогда не получаются действительно пугающими. Зато фильмы про космос всегда получаются отражением представлений сценаристов о том, как должно развиваться общество. Потому что в будущем, где люди используют такие технологии и совершают такие открытия, всё должно быть непременно хорошо и гладко. И гендерный конфликт улажен (капитан корабля, напоминаю, женщина), и политкорректность и мир во всём мире (она, напоминаю, русская, а команда — интернациональная, с непременным афроамериканским учёным). И тут в этом прекрасном равноправном и политкорректном будущем появляется чужеродный элемент. Который спокойно это будущее убивает и рушит. Потому что ему по сути всё равно на всю эту политкорректность и равноправие, такими категориями чужой просто не мыслит.

Сюжет фильма достаточно предсказуем, но это не клише на клише, а космическая классика, схема, которой придерживается добрая половина научно-фантастических фильмов. Ключевое отличие от «Чужого» — здесь монстр не выглядит монстром сразу. Поначалу пришелец вызывает желание защитить его, учёные смеются, что будут ругаться за право опеки над ним, он выглядит абсолютно безобидно, почти беззащитно. В отличие от Чужого, который в прямом смысле убивал изнутри.

2706350

Не обошлось без пафосных идей. Космонавты, поначалу шутившие, что «не нужно мне панегирика, дайте мне парашют», первыми и встают на защиту корабля от пришельца ценой собственной жизни. Сначала корабля, а потом и всей Земли.

Вряд ли это можно назвать каким-то прорывом в жанре «фантастика» или «ужасы». Зато фильм даёт ценный совет. Всегда смотрите, кого пускаете в гости. Мало ли что…

Манодж Шьямалан — человек самодостаточный: сам пишет сценарии, сам выступает к ним режиссёром и иногда играет в своих же фильмах. В марте в российский прокат вышел его последний фильм — «Сплит», главный герой которого ещё более самодостаточный: в его теле спокойно уживаются, ещё и контактируя друг с другом, как минимум 23 личности.

В психиатрии это называется «диссоциативное расстройство идентичности». Если коротко — в одном теле существуют несколько личностей, каждая из которых «включается» в определённый момент жизни.

2703208

Личности главного героя «Сплита», Кевина, полярно разные: это и девятилетний мальчишка, и строгая старая дева, и гей-модельер, и помешанный на чистоте очкарик. Все они имеют разные имена и взаимоотношения друг с другом — например, девятилетний постоянно боится строгой старой девы. Эти личности объединяет одно: все они верят в приход некоего Зверя. В жертву этому Зверю Кевин похищает трёх девушек — студенток колледжа. Собственно, Зверь — это 24-я личность Кевина.

2703210

Фильм – психологический триллер. Он пугает именно психологическими приёмами, постоянным нагнетанием атмосферы. Здесь не будет анатомических подробностей, ручьёв крови и насилия крупным планом. Всё это остаётся за сценой, не показывается зрителю, а как известно, недосказанность иногда бывает красочнее самых ярких кадров.

Но фильм страшный не только потому, что это история о непредсказуемом маньяке-психопате, он пугает не мрачными кадрами и нагнетающей музыкой. Он пугает тем, что в очередной раз напоминает, что «хорошие», «положительные», невинные люди не застрахованы от насилия, смерти и более того, именно у них меньше возможностей этому сопротивляться.

2703212

Обхитрить психа может только тот, кто сам немного псих. Из трёх студенток две — абсолютно правильные девочки, такой современный эталон: подрабатывают помимо учёбы, легко общаются со всеми одноклассниками, имеют много друзей и факультативных занятий. Третья — белая ворона, двоечница, которую и на день рождения позвали просто потому, что неудобно было не позвать. И семья у неё странная — только опекун, отец умер от сердечного приступа, а пока был жив, водил дочь на охоту – странное занятие для девочки-ребёнка. Но не стоит недооценивать фриков: возможно, в критической ситуации именно они спасут вам жизнь. Или, в крайнем случае, попытаются.

2703214

«Сломленные гораздо сильнее, — говорит Кевин. – Люди, что никогда не знали боли, не заслуживают места в этом мире. Они лишь спят». Это такие идеи о сверхчеловеке – которым, кстати, Кевина считает его психиатр. Но ей лучше особенно не доверять: она вообще полагала, что Кевин абсолютно не опасен… А сам Кевин говорил лишь, что мы те, кем себя представляем.

На что ещё в фильме посмотреть, кроме этой психиатрии и философии? Конечно, на меняющегося как по команде МакЭвоя. Он будет шепелявить и целоваться, как девятилетний подросток, будет шагать на каблуках и геометрически ровно резать бутерброды, будет карабкаться по стенам и сгибать прутья решётки, кокетничать и обсуждать моду. И Аня Тейлор-Джой, которая за всеми этими метаморфозами пристально следит своими карими глазами. И ждёт. И осторожничает. И договаривается.

И на всё на это стоит посмотреть.

У нас много деликатных тем, о которых мы пока не научились говорить. Недавний скандал на «Минуте славы» лишний раз напомнил одну из них – инвалидность. И с этим скандалом как-то удачно совпал выход фильма «Любовь с ограничениями» — фильма, создатели которого как минимум попытались поговорить об инвалидах с новой интонацией. Комедийной.

«Любовь с ограничениями» в каком-то смысле новаторский фильм – навскидку российских комедий по теме инвалидности не назовёшь. Фильму далеко до того же легендарного «1+1», но создателям всё-таки удалось удачно сбалансировать на грани морали и адекватности, да ещё и трудности людей с ограниченными возможностями показать. Причём не голословно: на съёмках присутствовали колясочники, в том числе спортсмен паралимпийской сборной по хоккею и Сергей Кутергин, комик с ДЦП.

2697956

О чём вообще фильм? Главный герой Миша (Павел Прилучный), амбициозный провинциал, никак не может найти работу в Москве, но с вожделением смотрит на манящие башни Москва-сити. Его амбициозности и целеустремлённости можно только позавидовать, потому что, услышав об указе президента о квоте для инвалидов, обязывающей каждую крупную компанию иметь в штате 2% людей с ограниченными возможностями, он тут же пересаживается в коляску и подделывает себе соответствующие справки. Его берут в компанию – да не простую, а в «Нашгаз», но 8 часов своей жизни Мише надо проводить сидя. Прикидываться инвалидом не так легко, как кажется, и он с подачи своего друга идёт в клуб для инвалидов, где колясочники собираются и обсуждают свои проблемы. А его шефу(Алексей Чадов) очень нравится здание, где этот клуб заседает, и он хочет забрать землю под строительство своего офиса. А у Миши внезапно появляется там свой интерес – миловидная девушка-колясочница.

2697960

В фильме много «социалки». Помимо основной задачи – рассказать о людях с инвалидностью, попробовать наладить диалог между людьми, проживающими в одном городе, но имеющими разные возможности, создатели решили поговорить и о безработице, и о любви, и семейные ценности впихнули, и о «покорении» Москвы не забыли. А под «ограничениями» в названии подразумеваются не только физические ограничения, но и отсутствие особенных перспектив для людей в провинции, ограничения при общении людей, особенно инвалидов, которые и сами предпочитают общаться внутри своей группы. И «Любовь с ограничениями» задумывался как фильм, который покажет, что все эти преграды пора преодолевать.

2697958

Но вообще фильм получился слегка так наивным. Неужели создатели действительно убеждены, что справедливость обязательно восторжествует, что у группы инвалидов во главе с начинающим юристом есть шанс выиграть противостояние с крупной компанией? Неужели они действительно верят, что людям так легко найти друг с другом общий язык, несмотря на разницу не то что в возможностях, а в образе и ритме жизни?..

Впрочем, глубоких социальных проблем и подтекстов в «Любви с ограничениями» тоже не стоит искать, это кино очень-очень лёгкое. Многотемность фильм не украшает, создатели словно хотели охватить всё, но рук явно не хватило.

И всё же это хороший первый шаг к диалогу на «неудобную» тему. Не очень, может быть, уверенный – но на то он и первый.

Мужичок с пробивающейся сединой и слегка запущенной бородой мирно спит в старом лимузине, на запчасти которого в это же время покушается какая-то шпана. Через минуту мужичок проснётся и очень удивит шпану наличием лезвий, вырастающих из тыльной стороны ладони и собственной пуленепробиваемостью – в прямом смысле этого слова. А потом, разобравшись со шпаной, наденет очки – глаза уже не те – и поедет к престарелому профессору, страдающего болезнью Альцгеймера и по часам пьющего лекарства.

Так начинается очередной фильм из серии «Люди Икс» — «Логан». Мужичок в очках – тот самый Росомаха, профессор с Альцгеймером – Ксавьер. Это кино про супергероев по комиксам, и кажется, что такой жанр уже по определению не может быть серьёзным. Но Marvel умеют удивлять. Потому что в итоге получилась своевременная, антиутопичная кинокартина, снятая на очень достойном уровне.

Действие происходит в 2029 году. Мутантов осталось трое – Логан, Ксавьер и альбинос Калибан. Новые мутанты не рождаются. Кажется, время супергероев прошло. Но внезапно на Логана выходит медсестра с одиннадцатилетней дочерью, за которой охотятся её бывшие работодатели. Медсестра оказалась непростой: она работала в лаборатории, где из детей специально выращивали мутантов – машин для убийств, держа их взаперти и накачивая препаратами. Дочь тоже оказалась непростой. Во-первых, она не её дочь, а Логана. Во-вторых, две трети фильма она не разговаривает в принципе. В-третьих, совершенно молча и спокойно она укладывает взрослых дяденек с автоматами, которые за ней и охотятся. Эту замечательную дочку Логан обещает доставить в «Эдем» — особенное место в Северной Дакоте, где прячутся другие дети, сбежавшие из лаборатории.

2694156

Сюжет развивается достаточно динамично и равномерно, без перекосов в сторону экшена или в сторону драмы – чётко соблюдается баланс. При этом драматических моментов здесь достаточно много, а сцены драк достаточно безжалостны. Здесь «плохие парни» попадают в цель сразу, в отличие от сотни других боевиков, где злодеи ещё потратят несколько обойм, пока пристреляются. А «положительность» и безвинность героя в «Логане» совершенно не залог его выживаемости.
Что касается драмы — это не первый случай, когда вселенная Marvel поднимает острые социальные проблемы – компания в общем-то сама претендует на отражение социальных тем, особенно в серии «Людей Икс». Но впервые, наверное, это получилось так пронзительно.

2694154

Фильм совсем не про супергероев. Здесь важны не суперспособности мутантов, их сила – фильм снят не на потеху публике и не для экшена ради экшена. На первый план в словосочетании «люди Икс» выходит слово «люди» — фильм человечный, о личных проблемах: о старости, о семье, о жизненных ориентирах. Во многом он про смену поколений. Ксавьер стареет и пьёт лекарства, Логану труднее регенерироваться – годы берут своё, а на смену приходят дети, которых с рождения пичкали ненавистью, которые не знали семьи, не знали родителей, жили по лучшей модели платоновского государства и совершенно теперь не знают, как управлять собственной силой. Но потихоньку учатся – и, как показывает финал, делают всё-таки правильные шаги.

Ещё «Логан» о том, что невозможно – или как минимум категорически нельзя – выращивать поколение без совести, без каких-то нравственных основ, воспитывать ярость. Результат-то может себя не оправдать…

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире