nikolay_kofyrin

Николай Кофырин

05 августа 2017

F
С 5 по 9 августа, на Соловецких островах вот уже 29 лет проводятся Дни Памяти жертв политических репрессий. На памятные мероприятия приезжают гости из разных стран.
В этом году 80-лет с начала Большого террора. Только за 1937-й и 1938-й годы было осуждено по политическим статьям около 1,3 миллиона человек, из них около 700 тысяч было приговорено к смертной казни.

В прошлом году в первых числах августа я вновь побывал на Соловках. У меня было много интересных встреч и бесед с  паломниками, сотрудниками музея и монастыря, с людьми, постоянно живущими на Соловках.

Постоянное население Соловецких островов не превышает 1 тысячи человек. Из них 150 работают в музее, ещё столько же в монастыре, остальные делают бизнес на туристах. Туристам жильё сдают чуть ли не по тысяче рублей в день. Доходы от туризма за сезон достигают нескольких миллиардов рублей, но деньги «уплывают» на материк, где зарегистрированы все турфирмы.

15 лет назад на Соловках было большое агаровое производство, масштабная добыча водорослей, деревоперерабатывающий комбинат. Сейчас нет ничего.
Пять лет закрыта на ремонт поселковая баня; разрушен и не отстроен заново поселковый Дом культуры.
Во многих домах отсутствует канализация, в результате чего потери воды в местном водопроводе доходят до 80 процентов.
Остров крайне нуждается в качественной питьевой воде.
На Соловках полностью отсутствует система очистных сооружений. Сейчас всё содержимое канализации свободно изливается в море. Когда я встал в 4 утра, то сполна ощутил это «благовоние».

Многих туристов, приезжающих на Соловки, поражает контраст между красотой, духовной силой островов и тем фактом, что здесь пытали, мучили и массово убивали людей. Те, кто сажал, ещё живы. А те, кто сидел, почти вымерли.


Гулаг Броневой

«К сожалению, мы снова возвращаемся к тоталитарному времени. Это наша общая трагедия. И то, что День памяти музей попытался заменить, — наша общая беда. Сейчас история лагерей вообще никому не нужна, это установка и светской, и монастырской власти, — признаёт Юрий Бродский автор книги «Соловки. 20 лет Особого Назначения». — 
«То, что сегодня происходит на Соловках, завтра будет происходить в  России; так всегда бывало: и раскол, и революция, и тюрьма для инакомыслящих — всё это сначала появлялось на Соловках, потом по всей России».

Во время Дней Памяти в 2013 году в Савватьевском скиту «Мемориалом» был установлен памятный знак заключённым социалистам, погибшим от пуль охраны 19 декабря 1923 года. Через несколько дней после установки, памятник был демонтирован неизвестными. Гранитную плиту до сих пор не  нашли.

«Наши пути с «Мемориалом» разошлись». Так считает директор музея и  одновременно настоятель монастыря отец Порфирий (в миру — Виктор Шутов). «В глазах Церкви — это прежде всего страница мученичества и  исповедничества. В этом смысле 20-30-е годы продолжают духовную историю православной обители. С точки же зрения природы власти, та власть была диаметрально противоположной монастырской, были порядки христианские, стали антихристианские».

В 2016 году уже второй год в августовских Днях памяти не принимает участие ни администрация поселка Соловецкий, ни Соловецкий государственный музей-заповедник. Не было и представителей Русской православной церкви, ежегодно до этого проводящей крестный ход.

Татьяна Фокина, директор Соловецкого музея-заповедника (1997-2000), ныне независимый гид, полагает: «Что осталось в музее от Дней памяти — это конференция, и уклон только лишь в сторону освещения здесь православных религиозных деятелей, которые находились в лагере. ...
И вообще движение идёт в совершенно худшую сторону: сейчас страшный пресс идёт на всю территорию Соловецкого архипелага, которая будет передаваться в огромных количествах гектар церкви. Но не просто для того, чтобы восстанавливать скит, рыболовную тоню или часовню. Но  восстанавливается совершенно другое: двадцать поселков площадью полторы тысячи гектар с гостиничными комплексами. А будет там место Дням памяти? Сомневаюсь. Если снизу не будет движения, не будет ничего, на мой взгляд».

С 1 января 2016 года в Соловецком государственном музее-заповеднике, возглавляемом наместником местного монастыря РПЦ отцом Порфирием, упразднили отдел ГУЛАГа. Теперь паломникам и туристам предлагают новую, «благочестивую» версию того, что происходило на Соловецких островах в  1920–1930-х гг.
При Советах власти вытесняли с островов церковников; теперь происходит с точностью наоборот.

Экскурсоводы, проводящие обзорную экскурсию по монастырю, избегают рассказывать об истории Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). По  мнению некоторых экспертов, ныне применяется методика «активное забывание». Строения Соловков, хранившие сотни надписей, оставленных узниками, разобраны на дрова. Архив тюрьмы скрыт неизвестно где.

Старший научный сотрудник Ольга Бочкарёва (создатель сайта «Виртуальный музей ГУЛАГа») в интервью «Новой газете» сказала: «Монастырь вообще старается выжить с острова обычных туристов, местных жителей, хочет подмять всё под себя, чтобы единолично распоряжаться всем».

Перед тем, как вновь побывать на Соловках, я прочитал роман Захара Прилепина «Обитель» о Соловецком лагере особого назначения. На Соловках книга Прилепина была воспринята неоднозначно. Многие в художественном вымысле автора усмотрели отступление от исторической правды.
Если роман «Обитель» написан «на заказ» для последующей экранизации, то  цель ясна: показать ужасы прошлой жизни при коммунистах, чтобы все ощутили, как хорошо живётся сейчас.
На мой взгляд, правдиво и убедительно о лагерной жизни может написать лишь тот, кто самолично её пережил и выстрадал. Пусть даже коряво изложенная правда ценнее искусного вымысла.

Русский человек умный; он, может быть, не всё знает, но всё понимает.
Люди на Соловках поразили меня своей искренностью и чисто русской открытостью. Их горькая правда о жизни на острове стала для меня откровением.
Приглашаю посмотреть на моём канале ЮТУБ мою видеозапись — рассказ старожила о жизни на Соловках «ГОРЬКАЯ ПРАВДА СОЛОВКОВ».

Недавно к нам в Санкт-Петербург привезли частицу мощей Николая Чудотворца. Хочу поблагодарить за возможность приобщиться к святыне. В  первый же день я пришёл в Александро-Невскую Лавру, чтобы прикоснуться к святыне и узнать мнение людей по этому поводу.

Лично для меня Николай Угодник это пример для подражания. Я ничего не ожидал и ничего не просил, когда вошёл в храм. Но когда наклонился к  ковчегу, меня охватил лёгкий озноб, какого я прежде никогда не  испытывал. Что это было, не знаю.

Ещё лет двадцать назад спорили, зачем нужно сохранять мощи. Теперь понимают, что по сохранившимся костям можно восстановить ДНК человека и  многое сказать о нём.
Сколько святых тайн нам ещё предстоит осмыслить?..

Как бы вы объяснили древним людям Интернет, мобильную связь и спутниковый навигатор?
Возможно, вера есть состояние настройки мозгового wi-fi, соединяющего нас с ноосферой (GPS) и с Навигатором.

Недавно Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время проповеди на  Троицу в Троице-Сергиевой лавре сравнил «подключение» к духовному миру с мобильной связью.
«Мы все пользуемся мобильными телефонами, но ведь не сама эта коробочка передает информацию от нас тому, кому мы звоним. Нас окружает невидимое энергетическое поле, и через телефончик мы с этим полем соединяемся. Точно так же Святой дух — это духовная энергетическая сила, которая объемлет всю вселенную», — сказал патриарх.

Я рад, что Патриарх разделяет мои представления. Однако Святой Дух не  только энергическое, а также информационное поле. Именно поэтому Святой Дух вразумляет и наделяет способностью говорить разными языками, как это было на пятидесятницу, когда апостолы заговорили на разных языках.

Идеи, о которых говорил Платон, они из того же невидимого информационного поля, которое окружает Землю и наполняет всю нашу вселенную. Эту связь с Высшей Силой ощущали многие пророки и провидцы, они умели входить с ней в контакт.

Если уж мы научились включать дистанционно через Интернет бытовые приборы, управлять погодой, останавливать дожди и предсказывать ураганы, то трудно предложить, что может цивилизация, которая старше нас на  несколько столетий.

Можно предположить, что так называемый Святой Дух — это божественный вселенский Интернет, причём «активный». «Активный» — означает, что он  может посредством вибраций влиять на нас, на наши мысли и чувства, и на всё происходящее на Земле. Земля — это наш «умный дом».

То, что столько людей, и в особенности, молодёжи, стоит в очереди для поклонения мощам святого, говорит о многом. Очевидно, что это становится новым трендом. Я попытался выяснить, что же привлекает людей стоять несколько часов в очереди, чтобы прикоснуться к частичке мощей Николая Чудотворца. Приглашаю посмотреть мой видеоролик на моём канале ЮТУБ — «Мощи Николая Чудотворца в Питере»

Сегодня 9 дней, как не стало Даниила Александровича Гранина — вернее, он  перешёл в своё новое существование в вечности. 8 июля я пришёл в  Таврический дворец на панихиду, чтобы проститься с Почётным гражданином Санкт-Петербурга, писателем, которого знал лично. Когда я подошёл к  гробу, что-то во мне содрогнулось и мурашки пробежали по коже.

Похоронили Даниила Александровича на кладбище в Комарово. Всё было очень торжественно. Заслужить такие похороны — многого стоит. Если общество и государство оказывает такие почести писателю, значит оно уважает его как совесть нации и хранителя национальной культуры.

Даниил Александрович Гранин (его настоящая фамилия — Герман) прожил долгую жизнь — 98 лет, и собирался дожить до ста.
Родился Даниил Александрович 1 января 1919 года (по другим данным 1 января 1918 года) в семье лесника Александра Даниловича Германа и его жены Анны Захарьевны (в некоторых источниках её называют Анной Бакировной). По одним данным, его отец Александр Герман по  национальности немец, и таким образом Даниил Александрович Герман — потомок обрусевших переселенцев из Германии. Однако в наградном листе в  графе национальность написано — украинец. Во всех своих ранних автобиографиях Д.А.Герман указывал местом своего рождения город Волынь Курской губернии. Однако такого города в тех краях нет, есть село Волынка Рыльского района.

С началом войны Герман отказался от брони и добровольцем ушёл на фронт в составе 1-ой Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения. Как свидетельствуют документы, Даниил Герман в 1941 году, будучи старшим политруком, участвовал в боях в районе Пскова, защищал Лужский рубеж, был дважды ранен.

Во время отступления Герману пришлось покомандовать 347 стрелковым полком. Он вспоминал: «17 сентября 41-го мы просто ушли в Ленинград с  позиций с мыслью: «Всё рухнуло!». Я, помню, сел на трамвай, приехал домой и лёг спать. Сестре сказал: «Сейчас войдут немцы — кинь на них сверху гранату (мы на Литейном жили) и разбуди меня»».

В официальной биографии написано, что после окончания училища Д.Герман воевал в танковых войсках, был командиром роты тяжёлых танков. Однако почему-то в книгах об Ульяновском танковом училище среди всех прочих выпускник Д. Герман не упомянут. На сайте Министерства обороны следов командования ротой тяжёлых танков тоже нет.

В книге «Человек не отсюда» Даниил Гранин пишет:
«Когда мы с Алесем Адамовичем собирали материал для «Блокадной книги», нам не раз рассказывали о специальных пайках для Смольного: «Там икра, а  там крабы, ветчины, рыбы…» — каких только деликатесов не перечислили.
Уже после выхода «Блокадной книги», мне принесли фотографии кондитерского цеха 1941 года. Уверяли, что это самый конец, декабрь, голод уже хозяйничал вовсю в Ленинграде.
Весь противень уставлен ромовыми бабами. Снимок неопровержимо подлинный. Но я не верил. Может, это не 41-й год и не блокадное время? Ромовые бабы стояли ряд за рядом, целое подразделение ромовых баб. Взвод. Два взвода. Меня уверяли, что снимок того времени».

Министр культуры Владимир Мединский (доктор исторических наук) в эфире передачи «Эхо Москвы» 31 января 2014 года назвал враньём данные, опубликованные писателем, о выпечке ромовых баб для руководства города во время блокады.

Литературовед Михаил Золотоносов подверг сомнению часть официальной биографии Даниила Гранина. Гранин, в качестве одного из руководителей ленинградской писательской организации, лично ответственен за осуждение И.А.Бродского на судебном процессе 1964 года. По воспоминаниям Л.К. Чуковской, Анна Ахматова в связи с этим изрекла фразу: «А о Гранине больше не будут говорить: «это тот, кто написал такие-то книги», а — «это тот, кто погубил Бродского»».

Прожить в нашей стране почти сто лет и остаться совестливым интеллигентом при Сталине, Хрущёве, Брежневе, Горбачёве, Ельцине — это почти подвиг!

В середине 90-х годов Даниил Гранин говорил: «Я считаю, что нынешняя Россия — это ... практически неуправляемый монстр. И не только  практически неуправляемый, но и теоретически: слишком разные регионы, слишком большая территория. Россию сегодня невозможно сплотить ...
Ведь любая геополитика должна в конце концов определяться благополучием населения. Легче будет жить людям — или труднее? Вот в чём критерий».

Когда Владимир Путин стал во главе государства, «первым писателем» демократической России был фактически признан Гранин. Это придало Даниилу Александровичу ещё больше уверенности в себе, и в результате последние 15 лет жизни стали золотым периодом его творчества. По мнению друзей и критиков, именно в этот период Гранин написал свои лучшие книги.

Кто-то считает, что весь творческий путь Гранина был его путь к правде. Даниил Гранин был человеком пути, он постоянно менялся. В конце пути Гранин пришёл к гуманизму и пацифизму. Даниил Гранин преодолел страх и  научил других, как его преодолевать.

Всю свою жизнь Гранин стремился сказать правду, и в конце жизни он это сделал в полной мере. Правда — это твой честный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя, а истина — одна.

Главный редактор издательства ЭКСМО Павел Соколов после беседы с  Даниилом Граниным опубликовал интервью с ним под заголовком «Литература стала завербованной».
На вопрос «К чему мы пришли за этот бурный век?» Даниил Гранин ответил:
«Мы пришли к тому, с чем боролись. К капитализму». «В смысле демократичности тоже никаких особых изменений нет, в смысле выборов. Увеличилось, может быть, количество партий. Но это ничего не  меняет в жизни людей. Даже есть некоторые ухудшения».

10 июня 2016 года я участвовал в работе VIII Международного Петровского конгресса, который проходил в Эрмитажном театре Зимнего дворца. Перед этим я посмотрел фильм Владимира Бортко «Пётр Первый. Завещание». В  основе сценария лежит книга Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Поскольку до сих пор в обществе сохраняется неоднозначная оценка деяний царя Петра, я обратился к Даниилу Александровичу с вопросом: для России царь Пётр великий это спаситель или антихрист?
Год назад я опубликовал интервью частично. А сейчас посчитал необходимым опубликовать полностью в неотредактированном виде. Посмотреть можно на моём канале ЮТУБ, как и прощание в Таврическом дворце и на кладбище в Комарово.

Только за один XX век Россия пережила четыре революции: в 1905 году — «кровавое воскресенье» стало началом, в 1917 году в феврале случилась буржуазная революция и в октябре социалистическая, а в 1991-1993 произошла так называемая «демократическая революция» — возврат к  капитализму.

В июле 1992 года я выступал с трибуны Таврического дворца и призывал собравшихся к благотворительности. Тогда никто и представить не мог, что через год случится очередная революция и коммунистов отстранят от  власти.

Некоторые называют последней революцией так называемую «перестройку». Но  я лично считаю «последней революцией» события 1991-1993 годов. Поскольку это было коренное изменение общественно-политического устройства страны, передел собственности, смена политической системы.

Главным достижением революции 1991-1993 годов я считаю то, что она избавила нас от идеологической идеализации и показала неприкрытую правду о власти и человеке.
Создать человека коммунистического завтра оказалось сложнее, чем написать Кодекс строителя коммунизма. В конце концов частнособственнические инстинкты взяли верх и пришлось в 1993 году вернуться назад — к капитализму.

Капитализм приспособился к человеческой природе и приспособил её к себе. А коммунистическая идеология, которая хотела создать нового человека, потерпела крах. Природа оказалась сильнее культуры!

Черчилль говорил: кто в молодости не был революционером, — у того нет сердца; кто в зрелости не стал консерватором, — у того нет мозгов.
Сорок лет назад в 1977 году мы с приятелем переживали, что все революции уже прошли и мы не станем свидетелями больших перемен. Нам тоже хотелось быть участниками великих исторических событий. Тогда мы не могли и представить, что через пятнадцать лет произойдёт революция, которая приведёт к развалу страны и смене общественно-политического устройства.

Цель любой власти — прежде всего сохранение своей власти. На втором месте — организация порядка. На третьем, по возможности, развитие государства и общества. Система властного управления может строиться либо по принципу личной преданности, либо по принципу профессионализма. Если важнее личная преданность, то система власти получается устойчивой, но не способной к  развитию. Если системообразующим принципом пирамиды власти является профессионализм, то система может быть неустойчивой, однако способной к  инновационному развитию.
В России, похоже, личная преданность важнее профессионализма — у нас «своих не сдают».

«Слуги народа» живут лучше народа. Видимо, поэтому они никак не хотят уйти со своей службы. Они уже не могут жить иначе, не могут сами уйти от власти. При этом желающих быть у народа слугами хоть отбавляй. Одни подсиживают других, чтобы занять тёплое местечко. Главный страх — что новые «слуги народа» отдадут прежних под суд. Под этот инстинктивный страх подводятся аргументы о своей, якобы, незаменимости.

Президент РФ Владимир Путин во время общения с педагогами в Кремле подчеркнул, что, по его мнению, получение знаний вторично по сравнению с воспитанием в детях патриотизма.
Но молодёжь сегодня, как и элиты, «кочевая», носится по миру в поисках лучшей жизни, их патриотизмом не соблазнишь.

То, что молодёжь вышла на митинги против коррупции, говорит о том, что их уже «потерянным поколением» не назовёшь. Некоторые готовы делать революцию ради «хайпа».

Кто-то из профессиональных оппозиционеров, наверное, спит и видит организовать в России революцию с помощью подростков и молодёжи. Но  молодёжь ныне не та, что раньше. Молодые люди умные, знающие и опытные. Их на политической «мякине» не проведёшь.

Скорее можно поверить в восстание пенсионеров, чем в революцию молодёжи. Те, кому за 40, если не создали свой бизнес или не выбились в  начальники, перспектив у них никаких. А в некоторых странах Африки пенсия больше, чем средняя в России.

Оппозиционные политики хотят использовать протест молодёжи в своих целях борьбы за власть, и готовы по трупам молодых идти к власти, если это будет необходимо. Они хотят преобразовать законный протест в незаконный бунт. Но бунт в России всегда бессмысленный и беспощадный!

У нас в Петербурге появился Координационный совет молодёжи, который будет бороться против митингов и «политических провокаторов». Движение возглавил 22-летний Ринат Евстигнеев. На улицах уже появилась социальная реклама, призывающая не участвовать в протестах и «не вестись на  провокации».

Тридцать пять лет я занимаюсь изучением молодёжи, и уже накопил знания и опыт, позволяющие сделать определённые выводы. Я видел молодёжь советскую, перестроечную, и могу сравнить с нынешней.

Время летит стремительно, сегодня не поспевает за завтра, а о том, что было вчера, уже никто не вспоминает. Клиповое мышление привело к тому, что в голове молодых людей «каша» новостей и никакой собственной мысли. «Освободи свои мысли», — призывает реклама.

Каждый год я прихожу на праздник «Алые паруса» в Петербурге, чтобы ощутить дыхание времени и поинтересоваться, каким видится молодёжи будущее нашей страны и мира.
23 июня 2017 года на празднике «Алые Паруса» я поинтересовался у петербуржцев и гостей нашего города, как они оценивают Великую русскую революцию: зло это или благо, или, может, необходимое зло?
Приглашаю посмотреть мой опрос общественного мнения в видеоролике «Алые паруса революции 2017» на моём канале ЮТУБ…
Сегодня 3 июля Белоруссия отмечает День независимости. В этот день в  1944 году была освобождёна столица Белоруссии город Минск. В то время, как Светлана Алексиевич в Петербурге давала своё «запрещённое интервью», мы из Петербурга приехали в Минск, посетили Хатынь и Линию Сталина.
К сожалению, идёт война, и приходится выбирать, на чьей ты стороне.

В этом году исполнилось двадцать лет с того момента, когда 2 апреля 1997 года был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а день подписания стал отмечаться как День единения. В Верхнем городе устроили праздничные гуляния, выступали российские музыканты, вовсю торговали российские ремесленники. Нам было приятно чувствовать себя не чужими на этом празднике дружбы народов.

Белоруссия для нас это родина предков. Наш дед, которому скоро исполнится 87 лет, родился в 1930 году в западной Белоруссии, тогда это была территория Польши. Всю войну он прожил при немецкой оккупации, а  отец его был в партизанском отряде. По нашему деду можно изучать особенности белорусского национального характера.

В Белоруссии я бывал неоднократно: в 1982 году в Витебске проводил социологические исследования среди молодёжи, в Бресте участвовал в  научной конференции по девиантологии, в июле 1989 года в Минске участвовал в работе школы молодых учёных.

В Белоруссии ещё сохраняются остатки социализма. Государство регулирует цены на социально значимые группы товаров. Экономика характеризуется доминированием госсобственности.
Лично я предпочитаю покупать молочные продукты белорусского производства, поскольку доверяю государственной системе контроля качества.

Поездка в Белоруссию это не возвращение в СССР, а скорее путешествие в  будущее. Первое, что бросается в глаза, когда въезжаешь на территорию Белоруссии, это чистота и порядок, поля аккуратно засеяны как в Европе. Почти никто не перебегает улицу на красный свет. Похоже, это уже стало частью культуры: люди не просто боятся штрафов, выполнение правил стало привычкой.

На железнодорожном вокзале Минска нет рамок-детекторов, багаж не  досматривают. Однако в метро меня всё-таки досмотрели. Вопрос, который мне задали, меня приятно удивил: «по-русски говорите?» Это показалось символичным.
В Белоруссии два языка государственных: белорусский и русский. В Минске я слышал речь только на русском языке. Гастарбайтеров из среднеазиатских республик не видел ни разу.

Было приятно, когда в ресторане «Макдональдс» за «сытный завтрак» с меня запросили всего четыре рубля. В 2016 году Беларусь провела деноминацию, в результате чего отбросили сразу четыре нуля на денежных знаках и  возвратили копейку. Правда на ценниках пишут две цены: старую и новую. Белорусский рубль ныне крепкая валюта: за один белорусский рубль дают тридцать (!) российских рублей.

Жили мы в пятизвёздочном «Президент-отеле», что находится рядом с  резиденцией президента республики. Признаться, я чувствовал себя неуютно в роскошном номере. Оказывается, «Президент-отель» не только для глав государств, но и для простого народа. Каждый желающий может купить абонемент и пользоваться услугами СПА-комплекса с бассейном. Там можно встретить представителей разных стран. Стоимость на два с половиной часа — 28 рублей. Такая вот критикуемая «демократия по-белорусски».

В России об этом приходится только мечтать…
Казино в Минске не закрыты и не запрещены. Всё под контролем строгих полицейских.
Расплачиваться кредитной картой можно везде — даже в общественном туалете!

Вообще, нам есть чему поучиться у наших братьев-белорусов.
Белорусы поступили умнее нас: они не выплеснули с водой и ребёнка, сохранили всё самое лучшее, что было накоплено в СССР.
В Белоруссии до сих пор отмечают День Октябрьской революции и 7 ноября выходной. А памятник Феликсу Дзержинскому никому и в голову не приходит демонтировать.

Некоторые считают, что в Белоруссии недостаточно демократии. Но ведь, по  большому счёту, демократия это миф. Афинская демократия приговорила к  смерти Сократа. А нынешняя представительная демократия давно стала привилегией профессионалов и правящей элиты.

Возможно, кому-то недостаёт свободы и демократии, — в основном интеллигенции и политикам. А простому человеку важно, чтобы не было войны, чтобы был порядок и повышался уровень жизни.

Кто-то считает, что на просторах СНГ ещё сохранились «последние монархические режимы», которые неизбежно падут в результате «цветной революции». А кто-то считает, что надо защищать остатки «русского мира».

Многие надеются, что политики вновь «не наступят на грабли», не повторят ошибок, и в Белоруссии не произойдёт то, что произошло в Украине.

Недавнее интервью Светланы Алексиевич журналисту Сергею Гуркину (которое она дала, но запретила публиковать) наделало много шума. Позднее Алексиевич через своего литературного агента сообщила, что изучит вопрос с публикацией несогласованного интервью с юридической стороны.

Интересно, а согласовывала ли Алексиевич все те многочисленные интервью, на которых построена её документальная проза? И если бы согласовывала, то что бы осталось от её прозы?

Я не берусь оценивать художественные достоинства прозы Алексиевич (известно, что многие премии даются для политического пиара), однако некоторые высказывания Светланы Алексиевич заслуживают внимания. Не  понятно только, почему мнение писателя (пусть даже признанного лауреата Нобелевской премии) считается истиной в последней инстанции.

В России ещё есть свобода средств массовой информации, раз «запрещённое интервью» Алексиевич всё-таки опубликовали. Хотя, на мой взгляд юриста, журналист не должен был публиковать интервью, поскольку был прямой запрет автора.
Правда, запрещать демонстрировать поединок только потому, что ты его проиграл, просто смешно. «Слово не воробей, вылетело — не поймаешь». Нужно уметь отвечать за свои слова!

Хотя, возможно, это был такой пиар-ход: дать интервью, потом запретить его публиковать, чтобы разразился скандал и все прочитали «запрещённое интервью».
Даже если не было сговора, журналиста можно было бы поблагодарить за такой пиар!
1 июня в День защиты детей я посмотрел новый фильм режиссёра Андрея Звягинцева «Нелюбовь». В основе сюжета развод семейной пары. Никому не  нужного и нелюбимого ребёнка хотят сдать в интернат, чтобы не мешал. Услышав это, 12-летний Алёша сбегает из дома.
«Нелюбовь» – это социальная драма. Однако я бы хотел рассказать не  столько о фильме, сколько о проблеме нелюбви к детям в более широком плане. Тридцать лет я занимаюсь изучением этой проблемы, и мне есть что сказать, в том числе и на основе своего личного опыта.

На первом дневном сеансе зал был полупустой (или «полуполный» – кому как нравится). У кого-то отдельные сцены фильма вызвали смех, кто-то не  выдержал и ушёл. Я досмотрел до конца, хотя было трудно. Не могу сказать, что фильм мне понравился, но и не могу сказать, что не  понравился.

Фильм с одноимённым названием «Нелюбовь» и тоже мелодрама был снят в  Красноярском крае три года назад. В основе сюжета нелюбовь матери к  родной дочери, которая появилась на свет после изнасилования.

Признаться, мне не понятно само название фильма «Нелюбовь». Любовник героини говорит, что нельзя жить без любви, и они вроде бы любят друг друга. Любит свою беременную подругу и бывший муж героини.
Я могу понять отсутствие любви, могу понять ненависть, но состояние «нелюбви» мне не понятно. Кажется, «нелюбовь» термин надуманный. Лично я  убеждён, что ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ: и даже ненависть есть непонятая любовь.

Фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева был удостоен приза жюри Каннского кинофестиваля. Говорят, Звягинцев был слегка разочарован премией жюри, назвав её «приятным бонусом». По всем опросам, фильм «Нелюбовь» был лидером гонки. Но главный приз жюри «Золотую пальмовую ветвь» получил другой фильм.
Похожая ситуация случилась на Каннском фестивале 1983 года с фильмом Андрея Тарковского «Ностальгия». Тарковскому дали премию «за лучшую режиссуру», и в результате Тарковский оказался без денег, на которые рассчитывал.

Показанная в фильме «Нелюбовь» картина нашей жизни полностью соответствует действительности. Хотя в реальности всё гораздо страшнее. У  Звягинцева, например, нет спора о разделе квартиры, о дележе совместно нажитого имущества, спора об алиментах и о том, чей это ребёнок.

«Нелюбовь» – логичное продолжение прошлых фильмов Звягинцева. По словам режиссёра, он всю жизнь снимает один фильм (фактически про самого себя) – «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь»… Все эти фильмы о  беспросветной жизни людей в России и о самой стране, оказавшейся в  «онтологическом тупике».

Русофобы считают, что это «фильм про Россию, которой наплевать на своих детей, о стране без любви — даже в самой простой, инстинктивной её  форме».

Есть фильмы, которым дают престижные премии, но смотреть которые невыносимо. Очевиден «заказ» западных прокатчиков на фильмы о  беспросветной путинской России. Мало кто помнит фильмы «Эйфория» и  «Овсянки», получившие премию Каннского кинофестиваля. Присуждение премий этим «шедеврам» вызывает сомнения в объективности жюри.

Одним из источников вдохновения для Звягинцева послужил фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Бергман снимал свой безжалостный фильм про себя. Похоже, что и Андрей Звягинцев тоже снял фильм про себя.

Говорят, каждый фильм режиссёра это зеркало для общества и для себя самого.

Сегодня Россия занимает 1-е место в мире по числу разводов и детей, рождённых вне брака. Распадается каждый второй зарегистрированный брак.

Россия занимает 1-е место по числу детей, брошенных родителями.
В 2014 году лишены родительских прав более 36,5 тысяч родителей.
100 тысяч детей являются сиротами; из них 85% сироты при живых родителях.

Ежегодно в России пропадают около 10 тысяч детей. В 2012 году в России 20 тыс. детей сбежали из дома и находятся в розыске.

В 2014 году в России родилось 1 млн. 947 тысяч детей. В этом же году против детей совершено 11 тысяч преступлений, причём каждый восьмой ребёнок стал жертвой в своей собственной семье.
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что в  2012 году в отношении детей в России было совершено более 2 тысяч тяжких преступлений. Было зафиксировано более 1200 случаев сексуального насилия в отношении детей, при этом 160 детей погибли, а более 450 получили тяжкие увечья.

Алименты не платят своим детям 1,5 миллиона россиян! У судебных исполнителей более 900 тысяч исполнительных производств по выплате алиментов на детей. 60 тысяч злостных неплательщиков алиментов привлекаются к уголовной ответственности.

Невольно задумаешься: зачем людям нужны дети?

Конечно наша жизнь не без проблем. Но неужели в ней не осталось ничего светлого, доброго, чистого?
Я уверен, что есть в нашей сегодняшней жизни идеалы и есть ценности. Надо только захотеть их увидеть.
Да, жизнь суровая и несправедливая. Да, есть нелюбовь, много нелюбви. Но любви-то больше!

Как известно, что посеешь, то и пожнёшь. Посеешь любовь – вырастет любовь, посеешь нелюбовь – пожнёшь нелюбовь.

C 25 по 28 мая в Санкт-Петербурге проходил XII Санкт-Петербургский международный Книжный салон. Как и всегда, я принял участие в этом празднике. Люди на улицах читали собственные стихи и стихи великих поэтов, в том числе Уильяма Шекспира. И то, что произошло в Москве 26 мая на Арбатской площади – когда за чтение стихов Шекспира девятилетнего мальчика забрали в отдел полиции – такое даже трудно было вообразить.
И это перед Днём защиты детей!

25 мая я провёл опрос гостей и участников Книжного салона: как отличить Великого писателя в массе других авторов, гордо именуемых себя писателями?

Теперь я могу с уверенностью сказать, что Уильям Шекспир действительно Великий писатель! Потому что всегда актуален и злободневен.
Хотя не найдено ни одной рукописи, которая бы принадлежала драматургу Шекспиру. Уже доказано, что необразованный ростовщик Шакспир из  Стратфорда не мог создать все те великолепные трагедии, которые ему приписывают. «Драматург Шекспир» был изобретением английской тайной полиции. Ей был нужен такой человек как Шакспир из Стратфорда – необразованный ростовщик, послушный и умеющий держать язык за зубами. Шакспир был нанят главой тайной полиции сэром Ф.Уолсингемом в качестве живого псевдонима для драматических и поэтических произведений Кристофера Марло и других авторов.

Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их 
Противоборством?

Я, конечно, посмотрел видеозапись, и как юрист могу сказать, что действия полицейских это пример законного беззакония!
Я тридцать лет занимаюсь изучением проблем молодёжи и детства, и могу сказать, что так с детьми поступать нельзя. Даже если полицейские формально в чём-то правы, всё равно это непрофессионально!

Мне стыдно, стыдно, стыдно, что такое произошло в моей стране, в столице нашей родины, в России!

Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин в своём выступлении на Петербургском международном юридическом форуме 18 мая 2017 года заявил, что «обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету».

Это ещё раз доказывает, что у нас не государство для человека, а человек для государства!

Говорят, что женщина, защищавшая ребёнка, будто бы формально не его мать. Но если бы мою любимую внучку (которая формально мне не родная), тоже пытались увезти полицейские, я бы действовал таким же образом – пытался защитить своего ребёнка от полицейских. И пусть это, по нашим законам, будет квалифицировано как «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» (ст. 19.3. КОАП РФ), или даже как «применение насилия в отношении представителя власти (статья 318 УК РФ), я бы всё равно бросился защищать свою внучку.

Президент России Владимир Путин своим указом объявил, что с 2018 года в стране стартует Десятилетие детства.
Но если с таких инцидентов стартует «Десятилетие детства», то страшно представить, каким же оно будет?!
Министр культуры РФ Владимир Мединский считает: «Пусть расцветает сто цветов, но поливать мы будем только те, которые нам полезны».
Видимо, таким «полезным цветком» будет «Русский художественный союз», основанный домбасским замполитом Захаром Прилепиным и другими патриотами. «Страна живёт в имперском, патриотическом угаре, а в сфере культуры, в основных точках её воздействия на общество – ничего не  происходит», – признаёт Прилепин.

В основе идеологии «Русского художественного союза» патриотизм и  православие. Цель – «формирование русской национальной идентичности средствами искусства. Главная задача – изменение культурной политики в  стране».

Глава Минкульта Владимир Мединский поддержал Прилепина: «Ведомство в  рамках своих полномочий готово оказать содействие организации».

Власть всегда заигрывала с деятелями искусства, прикармливая угодливых и  приручая непослушных. Честные художники пытаются нести правду, но  власть их не любит. Искусство в руках государства всегда служило цели оболванивания масс.

Заместитель главы Минкульта заявил, что «самоцель Министерства культуры – не искусство, самоцель – физическое и духовное здоровье нации».

Властители всегда выступали заказчиками для художников, тем самым их подкупая и заставляя себе служить. Некоторые художники сами готовы служить власти, и делают всё, что прикажут, лишь бы им платили. Такая, с позволения сказать, «проституция» губительно сказывается на таланте.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл полагает, что провокационные изображения, оскорбляющие чувства верующих, нельзя считать произведениями искусства. Он напомнил о ситуации с работами художника Вадима Сидура, выставленными в московском Манеже. «За пару месяцев до  этой выставки какой-то чиновник в министерстве культуры подписывает указ, распоряжение, которое объявляет вот эти изображения кощунственные произведениями искусства. А потом в центре Москвы устраивается выставка. Что это такое? Прямая провокация», — считает патриарх.

«Следует также разбираться в причинах, по которым провокационные гравюры были отнесены к произведениям искусства». «Если культурное действие, будь то постановка, фильм, произведение искусства, литературное произведение, если оно поднимает человека, если оно ему даёт силы любить, жертвовать, трудиться, уважать другого, то это значит подлинная культура», — сказал патриарх Кирилл.

Трудно не согласиться с Патриархом в понимании подлинной культуры. Однако можно ли судит художника только за то, что он является атеистом и  в своём произведении «…отрицает существование Иисуса и пророка Мухаммеда…»; «…При помощи метафор настойчиво формирует негативный образ верующих…»; «…Формирует мнение, что в России царит мракобесие и  произвол…» (из приговора, по которому осуждённому дали 3,5 года условно)  — ???

Судья Конституционного суда РФ Гадис Гаджиев заявил: «Даже если атеист выходит и говорит, что он атеист и не согласен, что есть Бог, то он никого не оскорбляет». «Каждый человек может придерживаться разных убеждений: он может быть приверженцем какой-то религии или быть атеистом — это всё укладывается в рамки свободы вероисповеданий и свободы выражения мнений».

Для кого же создаётся Русский художественный союз?
Захар Прилепин так объяснил создание «Русского художественного союза».
«При всем уважении ко всем национальностям и религиям, союз этот русский и  христианский».

А как будут определять настоящих русских и  настоящих христиан?  В паспорте ведь графа «национальность»  и  «вероисповедание» отсутствует!

И как быть с искусством других народов и конфессий нашей многонациональной и многоконфессиональной России?

Прилепин объяснил: «Мы не создаём противовес. Есть пространство, есть ниша, которая в  запустении. А те, кто любит «голубое сало», может есть его и дальше — мы  им не будем мешать».

В РХС будут принимать не по отраслевому принципу, как в союзы кинематографистов или художников, а по идеологическому. А основу идеологии РХС, как объявлено, будут составлять православие и патриотизм.

Что же, у нас теперь будет искусство патриотичное и непатриотичное? русское национальное искусство и искусство нерусское?

Неужели без патриотизма и православия никуда?
13 мая 2017

Время реакции

Многие считают, что в России наступило «время реакции». Кто-то полагает, что происходит «контрреволюция». А кто-то убеждён, что мы переживаем «период реставрации».

По моим наблюдениям, люди стали с большим опасением высказывать своё мнение. Как социолог, анализирующий общественные умонастроения, могу засвидетельствовать рост страха среди респондентов. И людей можно понять. Ведь даже за перепост или комментарий могут посадить за  экстремизм или по другой «популярной» статье Уголовного кодекса РФ.

29 апреля 2017 года я принимал участие в работе Международной научной конференции «XIII Малые Банные чтения». В этом году тема была обозначена как «ВРЕМЯ РЕАКЦИИ: траектории исторического движения».
Конференция проходила на улице Галерной в бывшем дворце графа Бобринского. Там с 1981 по 1991 год я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. Благодаря работе в  НИИКСИ я научился комплексному междисциплинарному подходу к анализу социальных явлений.

Согласно опубликованной программе конференции «ВРЕМЯ РЕАКЦИИ: траектории исторического движения» – Реакция есть не просто стремление «повернуть назад колесо истории».
«Опасность наступления реакции подстегивает революцию, заставляя её не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше, чтобы в конце концов совпасть с преследующим её демоном.
Реакция черпает свою историческую силу не из ностальгии по «старому режиму», а из его революционной критики, которую она стремится присвоить и переопределить в рамках предпринимаемой ей реставрации, никогда не  совпадающей с тем, что реставрируют.

Доминирование той или иной «команды», получившей власть через легитимные выборы или нелигитимный захват, приводит к тому, что эти люди никого не  слушают и делают, как хотят. Захватив власть, они навязывают своё представление о верном пути, заставляя жить по собственным представлениям и других членов общества.
Заботит правящую элиту лишь сохранение власти. Потому что, как только они потеряют власть, их «сожрут» конкуренты.

Все понимают, что необходимо обновление власти. Люди устают не только от  революций, но и от стабильности. Люди хотят разнообразия и перемен, причём перемен к лучшему. Таковы особенности общественной психологии.

Люди хотят перемен, хотя по большому счету они им не нужны. Ничего по  существу не меняется, потому что изменить по сути ничего невозможно. Элита хочет выжить и меняет лидера на противоположного, создавая видимость перемен.
Власть создаёт видимость перемен, чтобы народ верил, верил в лучшее будущее и терпел.

Для кого-то важны порядок и стабильность, а для кого-то это «застой». Кому-то нужна великая Россия, а кому-то исторические потрясения. Люди хотят чувствовать себя современниками великих событий, участниками великих свершений и побед. В этом они находят смысл своей жизни.

Современные политики вроде бы грамотные люди, изучали историю, но  почему-то неумолимо повторяют ошибки прошлого. Они вроде бы понимают, чего делать нельзя, но почему-то делают.

Сегодня все общественные дискуссии в итоге сводятся к одному вопросу: будет четвёртый срок или не будет.

Одни говорят: «коней на переправе на меняют».
Другие кричат: «мы ждём перемен!»

Выборные политтехнологи известны со времён демократии древней Греции и  древнего Рима. Архетипы авторитарных властителей давно изучены. Чтобы удержать власть и оправдать это в глазах общества, используются такие архетипы сознания как «защитник народа», «правитель мудрец», «спаситель отечества».

Будет ли осуществлена цивилизованная передача власти или нас опять ждёт революция? Повторится ли история со Сталиным? Или может быть с Хрущёвым? Или с Брежневым? А может быть, с Горбачёвым? Или с Ельциным?

Я не знаю, как поступит власть. Я не знаю, какое решение правильное. Но я знаю точно: нельзя идти против мнения общества, это всё равно что плевать против ветра!

Среди прочих меня особенно интересовал вопрос, который я задал участникам конференции: насколько сегодняшняя ситуация в России соответствует известному ленинскому определению революционной ситуации. Приглашаю посмотреть мой опрос учёных и экспертов в моём видеоролике

https://www.youtube.com/watch?v=qBBNdbbVAo0&feature=youtu.be




Недавно Президент РФ В.В.Путин на заседании оргкомитета «Победа» призвал сделать доступными различные виды архивов, включая военные. Я, разумеется, «за». Вот только делать это надо предельно осторожно и  аккуратно. А то ведь интерпретировать факты можно по-разному. Как это, например, было с подвигом 28 героев-панфиловцев.

Все помнят слова популярной песни: «Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Цена победы в Великой отечественной войне 1941-1945 года была очень большой. Сталин говорил о 7 миллионах погибших, Хрущёв — о 20, Брежнев — о 25, Горбачев — о 27 миллионах.
Кто же из них говорил правду?

Рассекречиваемые документы из архивов заставляют заново переосмыслить историю Великой отечественной войны. Согласно недавно рассекреченным данным Госплана СССР, потери Советского Союза во Второй мировой войне составляют 41 миллион 979 тысяч (более 19 миллионов военнослужащих и  около 23 миллионов гражданского населения).

Согласно переписи, численность населения СССР к 1941 году составляла 195 млн человек. То есть погиб каждый пятый!

Сопредседатель движения «Бессмертный полк России» депутат Госдумы Николай Земцов представил доклад «Документальная основа Народного проекта «Установление судеб пропавших без вести защитников Отечества», в  рамках которого были проведены исследования убыли населения, изменившие представление о масштабах потерь СССР в Великой Отечественной войне.

«Общая убыль населения СССР в 1941–1945 годах — ​более 52 миллионов 812 тысяч человек, — ​заявил Земцов, сославшись на рассекреченные данные Госплана СССР. — ​Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — ​более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения. Общая естественная смертность военнослужащих и  гражданского населения за этот период могла составить более 10 миллионов 833 тысяч человек (в том числе 5 миллионов 760 тысяч — ​умерших детей в возрасте до четырех лет). Безвозвратные потери населения СССР в  результате действия факторов войны составили почти 42 миллиона человек».

В Первой мировой войне Россия потеряла 700 тысяч человек. Это в 60 раз меньше, чем потери СССР во Второй мировой войне.
Во Второй мировой войне Великобритания потеряла — 379 тысяч человек, США — 408 тысяч человек, Франция — 665 тысяч человек. Всем проигравшая Германия потеряла 6 млн 760 тысяч человек.

Историки до сих пор спорят о точном количестве потерь за годы войны, как среди военных, так и среди мирного населения. Соотношение потерь РККА и Восточного фронта вермахта оценивают примерно 5:1.
По данным наших историков погибло 14 миллионов красноармейцев.
Потери вермахта (по немецким данным) убитыми составляют свыше 4 млн, в том числе на Восточном фронте — 2,8 млн.
В немецком плену погибло 3,8 млн советских военнослужащих.

Нежелание Сталина сдавать Киев привело к тому, что войска не были вовремя отведены и попали в окружение. Под Киевом, Брянском—Вязьмой попали в плен 1,3 млн наших солдат.

Сталин выражался чётко: «выполнить задачу, не считаясь с жертвами».
Во всех крупных европейских войнах Россия теряла на одного погибшего солдата противника трёх своих. Потери РККА под Москвой в три раза превышали потери группы армий «Центр».

После Парада Победы 1945 года на Красной площади Александр Довженко с  горечью отмечал в своём дневнике, что при упоминании о павших в  «торжественной и грозной речи» Жукова «не было ни паузы, ни траурного марша, ни молчания. Как будто бы эти миллионы жертв и героев совсем не  жили. Перед великой их памятью, перед кровью и муками не встала площадь на колени, не задумалась, не вздохнула, не сняла шапки».

«Долг нынешних поколений — помнить, какой ценой завоёвана Победа», — говорил В.В.Путин.

С целью выяснить, помнят ли люди, какой ценой завоёвана Победа, я пошёл на марш «Бессмертный полк» в нашем районе 5 мая 2017 года. Результаты ответов меня ошеломили! Мой опрос общественного мнения можно посмотреть в моём видеоролике.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире