n_agre

Наталья Агре

07 августа 2015

F

Наверное, все уже слышали историю про мужчину из Башкирии, которого ловили за рулем пьяным 35 раз. Увы, множество людей в нашей стране продолжают ездить и будучи лишенными водительского удостоверения, которого, конечно же, был лишен и этот водитель. 35 раз – это своего рода рекорд, но чемпионов, пойманных «за руку» не единожды – достаточно. 

Еще в 2014 году Минюст подготовил законопроект, предусматривающий то, что машина будет отправлена на штрафстоянку, если в крови водителя выше 0,3 промилле, тех, кто откажется от медицинского освидетельствования на месте, эта участь не минует. Ну, а дальше — залог в  размере 50 тысяч рублей и суд.

Сейчас можно говорить о том, что этот законопроект с большей долей вероятности станет законом, он внесен в  утвержденный премьер-министром план по борьбе с аварийностью на дорогах.

За последние семь месяцев по вине пьяных водителей произошло более 6 тысяч ДТП, почти 1 500 тысяч человек погибло. Удивительно, но есть данные о том, что аварии происходят не только по вине пьяных водителей легкового транспорта и мотоциклов, но и водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, тракторов, конечно, их «вклад» в увеличение аварийности значительно меньше, нежели вклад физических лиц, но вывод о том, что за рулем не гнушаются пить не только те, кто рискует своей жизнью, но и жизнями целых потоков людей, пользующихся общественным транспортом, напрашивается.

Борьба с пьянством за рулем при помощи лишения водительского удостоверения помогает не всегда. Меры по борьбе с ним должны быть более жесткими, не оставляющими физической возможности снова сесть за руль нетрезвым.

Кроме того, эта мера может коснуться и  тех, кто был лишен прав за другие нарушения: многократное превышение скорости, выезд на полосу встречного движения в запрещенном месте.

Эта мера лично мне представляется разумной, даже негуманной назвать ее трудно, если сравнить с мировым опытом, да  и если не сравнивать, тоже. Расставание с собственной машиной – ничто в  сравнении с теми последствиями, которыми оборачивается пьянство за рулем. В  Китае, например, нетрезвый водитель может быть казнен, оштрафован на сумму всей своей зарплаты, выселен в неблагополучный район, и уж точно, получит выговор по  партийной линии.

А европейские государства, в основном, придерживаются политики очень крупных штрафов за первое нарушение и тюремного заключения, в лучшем случае, исполнения общественных работ – за повторное.

К сожалению, в нашей стране повторное нарушение – не редкость, уголовная ответственность для пьяных водителей уже предусмотрена законом, но первый, попавший под нее мужчина, не отправился в  заключение, а занялся общественными работами. Суд учел его семейные обстоятельства: маленький ребенок, неработающая жена, невысокий доход. Подобные обстоятельства могут быть рассмотрены как смягчающие для очень многих людей, и  действительно, сажать в тюрьму единственного кормильца (пьяные женщины за рулем встречаются на порядки реже мужчин) – жестче, чем просто лишить его возможности повторить этот поступок.

 

В прошлые выходные мы стали свидетелями событий мирового масштаба, которое так долго ждали – Гран-При Формулы-1. Мы следили за выпусками новостей из Сочи и болели за гонщиков любимых команд. Ведь именно в Формуле-1 – самые мощные спорткары, самые высокие скорости и самая напряженная борьба на трассе.

Гонки Формулы-1 являются также одними из самых опасных, здесь часто случаются аварии, которые в считанные секунды могут перерасти в  большую катастрофу. И именно потому так важна позиция президента Международной автомобильной федерации FIA Жана Тодта к проблемам безопасности движения. Организаторы Формулы-1 в Сочи поставили перед собой цель сделать так, чтобы соревнования прошли в рамках общей стратегии по безопасности дорожного движения, поддержали глобальную программу FIA Action for Road Safety. Эта позиция для нас была принципиально важной. Мы хотели, чтобы событие стало не  просто встречей элитного клуба ограниченного количества участников, а привлекло внимание широкого круга общественности к безопасности на дорогах. 

Настоящий фурор произвел на гостей и участников спортивного праздника Парад матрешек, созданный в рамках кампании «Пристегнись!» — проекта Госавтоинспекции МВД России и Российского союза автостраховщиков (РСА) при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности». Двухметровые экспонаты, пристегнутые ремнями безопасности, украсили Формулу-1 в  Сочи. 83 матрешки – от каждого региона страны, которые были придуманы местными художниками с учетом традиций и истории, напоминали о том, как важно пристегиваться в автомобиле. Участники и гости соревнований также присоединились к призыву всегда соблюдать правила пассивной безопасности, фотографируясь на фоне матрешек, выкладывая фото в социальные сети. 

 

Пример такой активности – ответ скептикам на вопрос, зачем нам нужны подобные соревнования. Зачем развивать в России автоспорт, когда есть другие проблемы. Глубоко убеждена, что молодые люди, которые следили за ходом гонок, впитали в себя и другую информацию. Как важно беречь свою и чужую жизни, что скорости уместны на автодроме, но не на обычной дороге, почему автоспорт неразрывно связан с темой безопасности. Нам всем необходимы правильные эмоции и  верные акценты. И пусть в эти выходные у наших детей появились новые мечты, которым они будут следовать. Пусть примером для них будут лучшие гонщики Формулы-1, а не «лихачи» на автотрассах.  

Знакомый с детства многим и многими любимый вид транспорта – велосипед – стал частью транспортной системы Москвы. Это подтвердил мэр столицы Сергей Собянин во время осмотра одной из станций велопроката на Тверской площади. В прошлом году пилотный проект организации общегородского велопроката позволил жителям и гостям Москвы совершить более 70 тысяч поездок. Очевидно, проект оказался успешным, и было принято решение увеличить количество станций – до 150 – и количество велосипедов – до 2,5 тысяч.

Неудивительно, что проект пользуется успехом: велосипед – удобный вид транспорта для коротких поездок. С его помощью можно миновать пробки или доехать до места назначения, не торопясь, можно заняться спортом или отдохнуть в дороге от суетного дня. Однако недостаточно организовать пункты велопроката и нарисовать велодорожки, необходимо обеспечить и безопасность дорожного движения.

Только в 2013 году произошло более 4,6 тыс. наездов на велосипедистов, погибли 444 и были ранены почти 4,5 тыс. людей. Кроме того, в прошлом году в вело-авариях погибли 46 и были ранены более 1500 детей-велосипедистов. Причина таких ДТП, чаще всего, — незнание или несоблюдение велосипедистами Правил дорожного движения. К сожалению, сегодня уроки безопасного движения не преподаются в школах на обязательном уровне, а родители зачастую не объясняют своим детям азы ПДД. Поэтому было бы не лишним разместить на каждой станции велопроката доступную и понятную инфографику с Правилами для водителей велосипедов.

Знает ли велосипедист, что по пешеходному переходу можно передвигаться, только спешившись? Известно ли поклоннику двухколесного транспорта, что в состоянии алкогольного опьянения управлять велосипедом нельзя? Умеет ли велосипедист подавать сигналы перед перестроением или поворотом? Все эти нехитрые, но малоизвестные велосипедистам, правила должны быть разъяснены пользователям общегородского проката.

Есть и другие причины вело-аварий, например, незаметность в темноте. Чтобы всегда быть видимым для автомобилистов, велосипедист должен ездить с катафотами, прикрепленными к его транспортному средству. Предоставляя услугу проката велосипеда, необходимо предоставить услугу проката катафотов, если ими по какой-то причине велосипед не оборудован.

Очень важно организовать и услугу проката шлемов. Конечно, скорость, сравнимую с мотоциклетной, велосипедист не разовьет, однако, достаточно и 10 км/ч, чтобы при падении получить черепно-мозговую травму, последствия которой могут быть очень печальными.

Экспертный центр «Движение без опасности» напоминает, что с наступлением пика велосезона необходимо обратить всестороннее внимание на безопасность этого вида транспорта. Развитие общегородского велопроката – дело нужное, вкупе с велодорожками оно формирует имидж города и приближает российскую столицу к европейским. Но важно, чтобы при повышающемся комфорте среды, повышалась и ее безопасность. Достаточно начать с малого: оборудовать станции проката информацией о ПДД для велосипедистов и не сдавать велосипед в прокат без шлема и катафотов. Это станет хорошим примером для подражания остальным велосипедистам, для которых соблюдение правил – дело привычки. 

Вчера вечером в Тюмени произошло страшное ДТП, унесшее жизни двух невинных людей — пешеходов, ожидавших зеленого света для перехода дороги. Водитель грузовика нарушил требования дорожных знаков, разрешающих движение только в прямом направлении, и попытался повернуть на перекрестке налево. И, конечно, такое нарушение не обошлось без череды последствий — сначала авария с рейсовым автобусом, потом — выезд автобуса на тротуар, где стояли две женщины. Которые, как сухо говорит отчет ГИБДД, «получили несовместимые с жизнью травмы». Обе женщины погибли.

Мы каждый день читаем в сводках новостей под вкладкой «происшествия» о таких трагедиях. И для будней нашей страны тюменское ДТП — рядовое ЧП, проходящая новость. Но нельзя забывать, что это «рядовое» происшествие унесло жизни людей и изменило жизни их родных навсегда.

На первый взгляд, в аварии виновен водитель грузовика: он нарушил правила. Но, с другой стороны, по словам очевидцев происшествия, автобус-участник ДТП пронесся на мигающий зеленый сигнал светофора со скоростью не менее 70 км в час. Точки над i расставит следствие, но пока налицо — человеческий фактор, отсутствие культуры дорожного движения, преступная неосторожность водителей.

Ежегодно по вине водителей грузовиков происходит до 12 000 ДТП, около 2000 людей гибнут. Как правило, эти аварии происходят из-за того, что водители засыпают за рулем после 16-часового рабочего дня или становятся невнимательными, сознательно пренебрегают правилами или случайно нарушают их.

Почему нарушил водитель грузовика в Тюмени? Возможно, он спешил. Возможно, он плохо знал правила. Возможно, он устал за долгое время в пути и просто не заметил предупреждающих знаков. Выявить проблему и узнать правду было бы гораздо проще, если бы грузовик был оборудован тахографом — довольно простым устройством, которое вот уже 50 лет в обязательном порядке контролирует скорость, маршрут, время отдыха и работы европейских водителей.

В России согласно постановлению Правительства РФ № 922 от 1996 года все автобусы с числом мест более 20 и грузовые транспортные средства с массой более 15 тонн, осуществляющие междугородные перевозки, должны быть оборудованы тахографами. Но пока нет контроля, тахографы никто не устанавливает, воспринимая как шутку этот указ. Не смешно, а очень серьезно станет в апреле этого года.

С 1 апреля 2014 года за отсутствие тахографа вводятся штрафы: для граждан — от одной до трех тыс. рублей, для должностных лиц — от пяти до десяти тыс. рублей. Водителя за нарушение режима труда и отдыха тоже накажут рублем: от одной до трех тыс. рублей.

И, наверное, эта мера позволит избежать подобных ДТП впредь. Но чтобы законы работали, необходим контроль и неотвратимость наказания. Сегодня на третьей Международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее» в Казани мы подняли этот вопрос и сделали вывод, что необходима повсеместная практика автоматизированной видеофиксации нарушений, вычисления средней скорости движения машин. И — главное — чтобы все это было связано единой системой управления.

Сегодня коммерческие компании, работающие и зарабатывающие в нашей стране, экономят на технически исправном транспорте, на опытных водителях, на их отдыхе. Они не обращают внимания на стопку штрафных квитанций за многочисленные нарушения ПДД своих работников — для больших корпораций такие суммы ничтожны, в то время как несколько часов «бездействия» — отдыха и сна водителя, положенных ему по закону, принесут убытки. Но эта ситуация должна быть в корне изменена. Потому что те компании, которые экономят за счет транспорта и водителей, экономят за счет нашей с вами безопасности.

Пешеходов надо спасать. Это известный факт: ни в одной стране Европы не гибнет столько пешеходов, сколько гибнет в России. И в первую очередь в этих жертвах виновато неуважение на наших дорогах. Частая ситуация: пешеходу уже горит зеленый, он ставит ногу на «зебру», и вдруг несколько машин на сумасшедшей скорости проезжают перед ним. Понятно, что красный им горел, еще когда они были на той стороне, но нет — спешка и авось оказались сильнее здравого рассудка и уж тем более заботы о пешеходах. В лучшем случае такие водители только напугают пешехода. А в худшем — ...

И это мы говорим о регулируемых переходах. На нерегулируемых — ситуация гораздо печальнее. Проблему нерегулируемых «зебр» МВД РФ решило исправлять законодательно — с помощью изменения ПДД. Выдвинуто сразу несколько предложений и по отношению к пешеходам, и по отношению к водителям. Согласно опубликованному документу, пешеходам, переходя дорогу в темное время суток, придется носить предметы со светоотражающими элементами; водителям, если соседняя машина снизила скорость или остановилась перед нерегулируемым пешеходным переходом, придется тоже снизить скорость или остановиться.

Теперь по порядку. Первым делом – пешеходы. Речь о том, работают светоотражатели или нет, даже не идет. Давно доказано, что в темное время суток применение пешеходами таких изделий, более чем в 6,5 раза снижает риск аварии. Происходит это из-за того, что водитель видит пешехода, имеющего световозвращатели, гораздо раньше, чем пешехода без них, и со значительно большего расстояния: вместо 30 метров — со 150 м.

Светоотражатели на пешеходах в темное время должны быть, особенно если эти пешеходы – дети. Если бы появился закон, который регламентировал пошив детской верхней одежды только с использованием световозвращающей ткани, то это, конечно, решило бы проблему – по словам производителей, это не делает процесс более дорогим. Что касается взрослых людей, то для многих, конечно, подобное требование может показаться странным. Однако стоит помнить, что в небольших городах и поселках дороги часто не освещаются так же хорошо, как в мегаполисах. Поэтому и взрослым пешеходам ради собственной безопасности стоит позаботиться о заметности на дороге.

Есть другой момент: чтобы закон работал, необходимо наладить процесс распространения светоотражающих аксессуаров. Занимаясь этой темой уже много лет, ещё с момента кампании «Засветись!» в 2010 году, мы то и дело слышим от людей вопрос: где можно приобрести фликеры? Важно, чтобы различные браслеты и значки, светящиеся в темноте, продавались на автобусных остановках, билетных кассах и даже в продуктовых магазинах. Например, в Европе это такая же повседневная продукция, как жвачки, конфетки, напитки. Когда светоотражающие элементы станут доступными, красивыми и удобными, то и без закона их начнут использовать взрослые и дети.

Второе изменение, о котором было упомянуто выше, касается водителей. И по значимости оно не уступает первому. Открыв youtube и вбив в строке поиска «пешеход ДТП», мы увидим огромную подборку аварий. И большинство из них будет происходить по типичному сценарию: правый ряд останавливается перед «зеброй», пешеход переходит дорогу, но путь ему прерывает несущаяся на огромной скорости машина в соседнем ряду. Последствия такого столкновения описывать не буду.

Законодательное требование остановиться, если соседняя машина снизила скорость или остановилась перед нерегулируемым пешеходным переходом, необходимо. За прошлый год на «зебрах» погибло 1243 человек, из них по вине водителей — 1075. По итогам 2013 года количество аварий на пешеходных переходах увеличилось на 10%, а число погибших – на 7,5%. И виноваты в большинстве случае водители. Они превышают скорость, нарушают правила проезда пешеходных переходов и едут на «красный».

Но, возвращаясь к началу, хочу обратить внимание: штрафы и запреты – мера односторонняя. Параллельно с нею должен происходить непрерывный процесс воспитания культуры участников дорожного движения. В рамках социальных кампаний Госавтоинспекция МВД Россия, Российский союз автостраховщиков и «Движение без опасности» проводили и будут проводить уроки безопасности в детских садах, школах. Но обучение должно носить непрерывный характер, а не разовый и выборочный. Это – задача государства. И в его силах обеспечить каждого гражданина России правом на безопасность.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире