museum_echo

Музейные палаты

18 августа 2017

F

 

Гость передачи «музейные палаты» в субботу, 10 августа – генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.

 

Какие выставки открыты сейчас в ГИМе? В выставочном корпусе скоро завершится экспозиция «За други своя», посвященная балканской войне 1877-78 годов.

 

Интересный раздел этой выставки – работы художников, многие из которых, как Верещагин, бывали непосредственно на месте событий. Об этом подробнее – здесь

 

Еще из действующих выставок: виды старой Москвы в акварелях. Это, понятно, в приближении Дня города.

 

А также «Покорение Енисея в графике шестидесятников» (было время, когда художники по таким поводам ездили в «творческие командировки» за  госсчет).

 

Наконец, мультимедийная экспозиция «Чудеса России» – виды наиболее знаменитых достопримечательностей.

 

Что впереди? Музеем уже заявлена экспозиция к столетию революции 1917 года, а также выставки, посвященные русским генералам эпохи наполеоновских войн и казачеству.

Что еще в планах? Об этом как раз можно будет расспросить директора музея.

 

(Текст: Татьяна Пелипейко)


Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 12 августа – выставка «Музыка на костях», открывающаяся в Музее современного искусства «Гараж».

Гость передачи – сокуратор выставки с российской стороны Екатерина Лазарева.

 

 

«Музыка на костях» – это история из 40-х — начала 60-х, большинству ныне живущих известная только по описанию. А речь о  «домагнитофонной» эпохе неофициальной звукозаписи. Записи кустарной? Это будет не совсем верно: вокруг сложилась тогда целая – пусть не вполне легальная, а то и совсем нелегальная – индустрия.

Это была запись музыки на рентгеновской пленке – а поскольку пленка зачастую применялась уже использованная в медицинских целях, то на такой пластинке действительно могли просвечивать чьи-то ребра. Отсюда и название. Впрочем, можно усмотреть в нем и определенную символику, а в самих полупрозрачных пластинках с туманными силуэтами – своеобразную «случайную» эстетику.

Что именно записывалось? То, что не выпускалось официальной фирмой «Мелодия». Западный джаз и рок-н-ролл, а также эмигрантская музыка, цыганщина, даже блатные песни. «Рентгеноиздат» тиражировал таким образом запрещенную культуру. Продержался же до появления катушечных магнитофонов – тогда переписывать музыкальные записи каждый мог уже на дому.

 

Проект «Гаража» международный – основанный во многом на  британском X-Ray Auio Project. (Что, конечно, должно заставить задуматься – почему фактом собственной истории звукозаписи раньше заинтересовались зарубежные исследователи?) В экспозиции будут представлены предмет и документы соответствующей эпохи. Запланирована также программа публичных мероприятий, среди которых – круглый стол и кинофестиваль, посвященные проблеме культурных запретов.

Выставка в «Гараже» откроется 14 августа.


 

 Источник изображений:

Photo: Paul Heartfield

Сourtesy X-Ray Audio, London

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 5 августа – выставка «Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма» в Ивановском зале Российской государственной библиотеки.

Гость передачи – руководитель проекта, заместитель директора РГБ Наталья Самойленко.

 

 

«Румянцевский музей нечем топить, служителям нечем платить, и не к кому обратиться за  разъяснениями, так как нет начальства – беспримерное положение дела; и так везде».

Эта фраза датирована ноябрем 1917 года. И такая ситуация была тогда, пожалуй, далеко не только в московском Румянцевском музее. О его судьбе на поворотах истории, и в целом о Москве 1917 года и рассказывает выставка.

Музей возник когда-то на основе частной коллекции Николая Петровича Румянцева, министра иностранных дел, а затем государственного канцлера при Александре I. Свою обширную библиотеку, а также собрание рукописей, медалей и монет, других произведений искусства он завещал «предоставить на общую пользу» – что и было исполнено родственниками.

 

Музей находился первоначально в Петербурге, в 1860-х годах переехал в Москву – как раз на то место, в известный «Дом Пашкова», где сейчас располагается РГБ. И музей, и Румянцевская библиотека стали тогда публичными. И  пополнялись в дальнейшем за счет других частных даров (выставка рассказывает о  некоторых из этих меценатов).

 

Отсюда, с Ваганьковского холма, сотрудники музея и могли наблюдать за событиями конца 1917 года. А вскоре ситуация стала такова, как в  приведенной выше цитате.

Впрочем, через некоторое время собрание стало активно пополняться – но уже не за счет даров. Сюда свозились книги и произведения искусства, конфискованные у владельцев. Многие из них элегантно назовут «брошенными» и «бесхозяйными».

 

1920 год: в библиотеке создается «секретный отдел». Доступ к  его фондам ограничивался.

1921 год: Наркомпрос решил отделить музейные коллекции от  собственно библиотеки (которая еще через несколько лет станет именоваться не Румянцевской, а «имени Ленина»).

 

Румянцевский же музей как отдельная институция будет ликвидирован, его фонды распределят по многим музейным хранениям. Ряд работ на нынешней выставке предоставлен музеями, в которых работы в результате оказались. Вот эти, например – из ГМИИ.  

 

Еще одна часть выставки – свидетельства непосредственно революционных событий.

 

Здесь же представлены материалы Александра Солженицына по  подготовке «Красного колеса» – часть его рукописной картотеки.

 

Ну, а продлится выставка по 20 сентября.  Кстати, в ее рамках запланированы лекции и  кураторские экскурсии – о подробностях спрашивайте гостью эфира.

Гость передачи «Музейные палаты» в пятницу, 29 июля – ведущий научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, куратор выставки Александра Тышлера Анна Чудецкая.

Тема передачи: выставка «Александр Тышлер. Игра и  лицедейство».

 

 

Выставка Александра Тышлера в ГМИИ проходит в здании Музея личных коллекций – и это в точку, потому что как раз туда передала большое количеств работ художника его вдова. Экспозиция, впрочем, дополнена и работами из частных собраний. А название отражает как тот факт, что Тышлер много работал для театра, так и то, что в его нетеатральных работах тоже много визуальной игры. 

Ну, возьмем хоть женские портреты его работы. Есть вполне по  форме – не скажу традиционные, но достаточно реалистичные.

 

Вот милая жанровая сценка – женщина несет на голове таз со  свежевыстиранным бельем. 

 

А вот дальше включается игра – и чего только мы ни увидим на  дамских головках!

 

Один из нередких и тоже театрализованных сюжетов – цыгане.

 

А вот именно театральные работы не всегда вписываются в  привычную картинку этого жанра. Точнее, не все – эскизы декораций так вполне функциональны. 

 

А вот шить костюмы по таким эскизам, наверно, не очень просто.

 

Самое же здесь интересное – это создаваемые художником так называемые «эскизы образов героев пьес». Вот Гамлет.

 

Вот Отелло и Дездемона.

 

Король Лир.

 

И Соломон Михоэлс в роли Лира – это уже наброски с  репетиций.

 

Впрочем, есть тут и темы совсем не театральные и не веселые. Вот «Похороны погибших книг» (датировано 1925 годом).

 

Почти карнавальный (или это такой «тир»?), но все же  «Расстрел». Начало 30-х.

 

Из графических серий уже 60-х годов: «Казненный ангел», «Расстрел голубя».

 

И все-таки рядом неизменные карнавальные маски.

 

Выставка запланирована до середины сентября.

 

(Текст: Татьяна Пелипейко)

 

Гости передачи «Музейные палаты» в субботу, 22 июля – президент Международной Военно-исторической ассоциации Александр Валькович и  руководитель отдела массовых мероприятий музея-заповедника «Бородинское поле» Лариса Березовая.

Тема передачи – фестиваль имени Дениса Давыдова.

 

Почему конный фестиваль в Бородине носит имя Дениса Давыдова? Не только потому, что был он кавалеристом, мемуаристом и вообще лицом известным. Он еще и непосредственно связан со здешними местами – тут была усадьба его деда про материнской линии, здесь он бывал в детстве. И в его воспоминаниях о Бородинском сражении есть такие строки (они частично воспроизведены и на установленном недавно в Бородине памятном знаке): «…Мы подошли к Бородину. Эти поля, это село мне были более, нежели другим, знакомы! Там я провел беспечные лета детства моего и ощутил первые порывы сердца к любви и к славе. (…) Но в каком виде нашел я приют моей юности! Дом отеческий одевался дымом биваков. Ряды штыков сверкали среди жатвы, покрывшей поля, и  громады войск толпились на родимых холмах и долинах. Там, на пригорке, где некогда я резвился и мечтал… там закладывали редут Раевского… Все переменилось!… Я лежал под кустом леса за Семёновским, не имея угла не только в  собственном доме, но даже и в овинах, занятых начальниками. Глядел, как шумные толпы солдат разбирали избы и заборы Семёновского, Бородина и Горок для строения биваков и раскладывания костров…»

 

Ну, а сам фестиваль стартовал в 2014 году (теперь будет уже четвертый). И определился за это время в такой форме: демонстрация аллюров и  перестроений, а затем представление какого-либо боевого эпизода с участием кавалеристов. Но еще одна интересная для зрителей составляющая – возможность осмотреть бивуак и познакомиться с устройством военного быта 1812 года. А также угостить лошадок морковкой или яблочком. И что особенно важно для зрителей с маленькими детьми – фестиваль этот более камерный по сравнению с большой сентябрьской реконструкцией эпизодов Бородинского сражения. Там и подъехать можно поближе, и  программа разнообразней, и перемещаться по территории можно свободней.

В этом году, впрочем, весьма вероятны и какие-нибудь новинки в программе – расспрашивайте гостей.

Ну, и вот несколько кадров с прошедших фестивалей. (Больше фотографий можно посмотреть здесь, здесь и здесь). 

 

 

Гость передачи «Музейные палаты» 15 июля – Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника Царицыно.

 

Не буду останавливаться сейчас ни на Екатериниском времени, ни  на результатах археологических раскопок – хотя и то, и другое представлено в  постоянной экспозиции весьма подобно и с немалыми любопытностями).

 

Обратимся к временным выставкам. Наиболее интересная из  недавних – выставка «Братья Гроот, портретист и зверописец» (о чем подробнее – здесь). 

 

Не менее интересна другая выставка в Хлебном доме: «Садовый спектакль», посвященная искусству ландшафтного дизайна XVIII-XIX веков.

 

Из фондов музея: в главном здании музе6я демонстрируется декоративно-прикладное искусство советского времени – стекло, керамика, гобелены и многое прочее.

 

Не менее любопытна привозная выставка в Большом дворце, посвященная Александровскому дворцу.

 

И мероприятие скорее официозное: выставка «Семья – душа России» под эгидой Фонда социально-культурных инициатив. Заслуживает, в принципе, отдельного – и  достаточно критического – разговора.

 

И совершенно прекрасная выставка проходит в Оперном доме: сюда на время реставрации в Останкине перебрались скульптуры из фондов Останкинского музея (подробнее – здесь). 

 

Ну, а о прочих планах царицынского музея можно будет расспросить гостью эфира непосредственно в эфире.  :)

Гости передачи «Музейные палаты» в субботу, 8 июля:

— Наталья Афанасьева, заместитель директора Государственного Театра наций по рекламе, маркетингу и работе со зрителями,

— Наталья Волкова, главный хранитель Музея AZ (Музея Анатолия Зверева), координатор выставочных и издательских проектов,

— Зоя Кошелева, научный руководитель фонда «Два Андрея».

Тема передачи – выставка «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский» и другие проекты Музея Анатолия Зверева и Театра наций.

 

 

Выставка «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский» открылась в так называемом «Новом пространстве» Театра наций (это на Страстном бульваре). Экспозицию подготовил Музей Анатолия Зверева при кураторстве своего арт-директора Полины Лобачевской. Выставка объединила двух художников, примерных ровесников, которые, однако, никогда не работали вместе. Приурочена она к ряду «круглых» дат – 50-летию фильма «Андрей Рублев», 85-летию со дня рождения Андрея Тарковского и 80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского. Материалы выставки (включая фото— и видеодокументы) предоставлены как музейными фондами, так и частными коллекциями и архивами, многое экспонируется впервые.

 

Работы нонконформиста Дмитрия Плавинского представлены в  разной технике – живопись, офорты, коллажи.

 

Проект сопровождается программой лекций и кинопоказов. Подробности можно узнать как на сайте Музея Зверева, так и на сайте «Нового пространства». 

Между тем в собственном здании Музея AZ продолжается выставка «Игра», объединившая работы Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Дмитрия Краснопевцева и Платона Инфантэ. (О ней подробнее – здесь.) 

 

(Текст: Татьяна Пелипейко)

Гости передачи «Музейные палаты» в субботу, 1 июля – заведующая отделом живописи первой половины ХХ века Татьяна Ермакова и методист Третьяковской галереи Валентина Бялик.

Главная тема разговора – ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой. Выставка проходит в Инженерном корпусе галереи и продлится до  конца июля. 

 

О выставке Серебряковой я уже подробнее писала здесь. Там же – о продолжающейся до 23 июля в здании ГТГ на Крымском валу выставке Джорджо де Кирико.

Напомню также, что на Крымском валу продолжается выставка из  фондов отдела скульптуры: «Мужики и бабы» (до начала сентября). И там же продлена по 9 июля выставка Дмитрия Жилинского «Ближний круг» (приурочена к 90-летию со дня рождения художника).

 

Между тем в главном здании ГТГ в Лаврушинском – новости. Они группируются вокруг картины Александра Иванова «Явление Христа народу».

 

Перед входом в здание возник некий таинственный павильон.

 

А между тем в нем разместился медиапроект художника Павла Каплевича «ПроЯвление», основанный на изучении подготовительных этюдов и  эскизов Иванова.

 

В главном здании тем временем, неподалеку от собственно «ивановского» зала, разместилось свежее приобретение Третьяковки – работа Эрика Булатова «Картина и зрители». Как нетрудно догадаться, основана она все на тех же впечатлениях от бытования картины Иванова в музейном пространстве.  

 

Но и это, представьте, не все. В залах графики, на выставке рисунка первой половины XIX века, также представлены эскизы к «Явлению Христа».

 

На выставке графики, впрочем, еще много всего интересного – но это уже тема для отдельного разговора.

 

(Текст: Татьяна Пелипейко)

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 24 июня – зав. отделом искусства и археологии Античного мира, куратор выставки «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского цартства» Владимир Толстиков.

 

 

Пантикапей и Фанагория – из числа тех греческих колоний, которые возникали почти три тысячи лет назад по берегам Черного моря.

 

Главным источником информации о жизни этих эллинских колоний – о которых письменных материалов почти не осталось – служит археология. Первые раскопки велись еще в XIX веке, ну, а серьезные – с середины 30-х годов ХХ столетия.

 

Выставка боспорских археологических находок в ГМИИ им. Пушкина откроется 29 июня. А пока – несколько фотографий ее экспонатов, любезно предоставленных пресс-службой ГМИИ.

 

Между тем в музейных залах античности и древнего мира сейчас имеет место интервенция.

 

Это не шутка, а термин: под выставкой-интервенцией понимается внедрение временных экспонатов в постоянную экспозицию. И в данный момент в этой роли выступают работы группы Recycle.

Уже первое появление этих молодых авторов на московской художественной сцене несколько лет назад ознаменовалось стилизацией под античную скульптуру. И сейчас многие из представленных объектов в музейные залы вполне вписываются – пока, приглядевшись, зритель не осознает, что вместо мрамора и базальта перед ним резина и пластик, Лаокоон опутан не змеями, а  садовыми шлангами, а другие персонажи делают селфи или всматриваются в экран смартфона.

 

Но не все работы группы Recycle можно разглядеть невооруженным глазом. Некоторые исполнены в технике extra reality – «дополненной реальности», – и чтобы оценить их в полной мере, требуется скачать специальное приложение в свой гаджет.

 

Эта выставка, как и будущая «Пантикапей и Фанагория», располагается в главном здании музея.

 

В здании Музея личных коллекций открылась тем временем выставка Гарифа Басырова – «Обитаемые пейзажи», по названию одной из  графических серий художника.

 

Представлена, однако, не только графика, но и скульптурные работы Басырова – названные автором «инкубусы». И стилистика этих скульптур, пожалуй, тоже отсылает нас к археологии.

 

«Обитаемые пейзажи» будут демонстрироваться до середины сентября.

 

Ну, а кроме того в ГМИИ продолжаются две итальянские выставки – «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» (см. здесь, а  также здесь) в главном здании и Джорджо Моранди в Галерее искусств Европы и Америки XIX-XX в. (иллюстрации см. здесь). 

И напомню, что на сайте «Эха» можно послушать беседу с  куратором «венецианской» выставки Викторией Марковой – выпуск «Музейных палат» от 27 мая.


Текст: Татьяна Пелипейко

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 10 июня – директор Музея архитектуры Елизавета Лихачёва.

 

Главная тема разговора – выставка «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова. Она подготовлена музеем в сотрудничестве с Фондом In artibus и  представлена одновременно на двух площадках – в анфиладе главного корпуса МУАРа и в галерее фонда. Рядом с работами самого Баженова здесь показаны произведения других архитекторов и художников, от знаменитых до малоизвестных, но  вписывающихся в «готический вкус» екатерининской эпохи. Ну, и конечно, прочие артефакты этого времени – из фондов как самого МУАРа, так и других музеев, а  также частных собраний.

 

Кроме того, в Музее архитектуры открыта сейчас выставка финалистов премии «Инновация». Победители уже известны, но посмотреть можно не  только на них, но и на их ближайших соперников. А главное – экспозиция открыта в любимом многими «флигеле-руине». В последнее время он был закрыт на  реставрацию – вот и повод посмотреть, что с ним сегодня.

 

Ну, а в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка Бенедтты Тальябуэ «Городская регенерация – путешествуя по миру». Экспозиция уже многих привлекла своим названием – но тут не надо путать с московской «реновацией»: речь идет не о жилом фонде, а об общественных пространствах. 

 

Ну, и наконец: Елизавета Лихачёва – директор недавно назначенный. Назначение молодого директора многим показалось спорным. И хотя конкурсная концепция Елизаветы, наряду с прочими, опубликована на сайте Музея архитектуры, тут есть возможность расспросить автора непосредственно.

 

Текст: Татьяна Пелипейко


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире