museum_echo

Музейные палаты

14 апреля 2017

F

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 15 апреля – глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

2719422

Что нас ждет по линии департамента в ближайшее время? Прежде всего, это Дни культурного наследия. 18 апреля – это Международный день охраны памятников
и достопримечательных мест. 18 мая – Международный день музеев. Под все это разрабатываются (надо думать, уже разработаны) всяческие планы. Что там, кстати, с «Ночью музеев»? Вот и повод расспросить главу департамента.

Еще одна история – Всероссийская акция «Библионочь». В этом году она пройдет в ночь с 22 на 23 апреля. Причем семь московских библиотек уже заявили, что их программы продлятся с 22 часов вечера до 6 утра. А что еще в  программе?

Ваши вопросы можно задавать в комментариях. А сейчас вопрос к вам:

Вы собираетесь в этом году принять участие в программах Дней культурного наследия?

да
нет
J 627 человек проголосовало. Смотреть результаты

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 8 апреля – выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века».

Гость передачи – куратор выставки Наталья Виноградова.

 

 

Исторический музей подготовил эту выставку совместно с  Музеем А.С.Пушкина, Фондом Александра Васильева, Российской государственной и  Исторической библиотеками.

Экспозиция разделена на три части, на три временных – и  стилистических – периода. Первый из них, вторая половина XVIII столетия – это время куртуазной французской моды, время «петиметров»: расшитые кафтаны, пудреные парики, немалое количество украшений и вообще внимание к деталям.

 

Второй раздел выставки – это чисто по-пушкински: «как денди лондонский». Возможности щегольства существенно сокращаются, манера одеваться становится более строгой. А советы модникам теперь даются такие: «Не следует приравнивать часы к украшениям. (…) Обилие цепей, печаток говорит о плохом вкусе» – ну, и так далее.

 

Ну, а часть третья, рубеж XIX-XX веков (хотя экспозиционеры и определили ее как «декаданс»), – это на самом деле время постепенной демократизации моды и распространение ее  как минимум на новый «средний класс». Соответственно, мода вновь упрощается – хотя определенные правила соблюдает все равно.

 

Выставка продлится до конца июля.

 

 

 

Подробнее  о выставке можно прочесть на сайте diletant.media  – часть 1, часть 2 и часть 3

 

В субботу, 1 апреля, Музей декоративно-прикладного искусства представит в «Музейных палатах свою выставку «Театр в главной роли».

Гость передачи – куратор выставки Юлия Амбарцумян.

 

 

Выставка призвана демонстрировать вклад художников в работу над театральным процессом. Представлены экспонаты из фондов Театрального музея имени Бахрушина, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры и  частных собраний. Это театральные костюмы, афиши, фотографии, эскизы костюмов и  декораций.

В центр экспозиции кураторы поставили 15 графических работ Георгия Тоидзе – портреты исполнителей Большого и Мариинского театров в  сценических костюмах (предоставлено семьей художника).

 

Выставку сопровождает тематический цикл лекций.

 

 

(Изображения любезно предоставлены пресс-службой музея.)

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 25 марта – открывшаяся в ГМИИ им. Пушкина выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968».

В эфире ожидаются кураторы выставки Александра Данилова и  Данила Булатов.

 

Некоторые относят эту выставку к нынешнему московскому межмузейному проекту «Оттепель», но это неверно. Хотя охвачен действительно близкий к «оттепельному» период, речь тут совсем о другом. «Лицом к будущему» – это большой международный проект, рассчитанный на несколько лет. Выставка уже прошла в Брюсселе и Карлсруэ, теперь в Москве. Состав экспозиции при этом в  определенной степени меняется, но концепция – показать послевоенное искусство Западной и Восточной Европы как единый художественный ландшафт – остается неизменной.

Всего там сотни две работ из 18 европейских стран. Участвуют почти полсотни музеев, десяток галерей и частные коллекционеры. И это возможность увидеть вживе многих авторов, известных московскому зрителю разве  что по именам, а также открыть имена новые.

И конечно, первая тема экспозиции – война. Которую искусство с трудом переживало. Не случайно уже на лестнице зрителя встречает работа Осипа Цадкина «Разрушенный город» – автор посвятил ее Роттердаму, почти уничтоженному немецкими бомбежками (фото выше). И далее, на входе в зал – «Распятый» австрийца Альфреда Хрдлички.

 

Вся центральная часть главного зала отдана теме памяти. «Треблинка» Вадима Сидура. 

 

Фриц Кремер, модель памятника для концлагеря Маутхаузен.

 

Сразу два варианта «Заложника» француза Жана Фотрие – скульптурный и живописный. Автор, участник Сопротивления во время Второй мировой, сам вынужден был скрываться во время немецкой оккупации.

 

«Транспортировка сфинксов» Макса Бекмана написана в 1945 году. После прихода к власти Гитлера автор, причисленный к «дегенеративному искусству», был вынужден бежать из Германии.

 

Итальянец Габриэле Мукки, «Бомбардировка Горлы» (Горла – пригород Милана, который по ошибке разбомбила в 1944 году авиация союзников).

 

А вот и наш Элий Белютин – «1945. Три месяца после войны».

 

«Резня» Вилли Зитте основана на личных впечатлениях: художник был призван в вермахт и видел подобное на восточном фронте. Позже, будучи переведен в Италию, дезертировал и присоединился к партизанам. После войны жил в ГДР.

 

«Черная колючая проволока на черном» голландца Армандо. Автор, ребенком переживший немецкую оккупацию, жил неподалеку от пересыльного лагеря Амерсфорт.

 

Еще одно «Распятие»: британец Грэхем Сазерленд написал его как эскиз для церкви святого Матфея в Нортгемптоне.

 

«Череп на раскрытой книге» Владимира Татлина.

 

«Разные знаки» Георга Базелица.

 

А здесь на первом плане «Падающий воин» Генри Мура, на  заднем – «Сталинград» Ханса Рихтера (эту работу автор, находясь в эмиграции в  Америке, начал в 1943 году).

 

«Струна» поляка Тадеуша Бжозовского (вообще художники Восточной Европы представлены в этой экспозиции весьма активно).

 

Абстракции в послевоенный период вообще немало. Причем для художников «восточного» блока это был не просто прием, а еще и символ свободы.

«Пейзаж бесформенного» Жана Дюбюффе.

 

«Композиция» Тадуеша Кантора.

 

«Дворец» Лидии Мастерковой.

 

Но рядом вполне бодро чувствует себя и фигуратив. Нередко сочетающийся с социальной тематикой – вот «Батраки» Ренато Гуттузо.

 

И «Трудные времена» Харальда Мецкеса.

 

Тут же и социальный оптимизм – как в «Строителях» Фернана Леже.

 

И уж тем более в «Мирных стройках» Александра Дейнеки (ау, пятиэтажки!).

 

Не обходится и без доли иронии: вот «Социалистическая молодежная бригада» Вернера Тюбке (автор, как нетрудно догадаться, работал в  ГДР).

 

Антивоенная тема обретает новую энергию в годы «холодной войны». «Матадор» Карла Отто Гёца – это не символ испанской корриды, а название крылатых ракет, бывших на вооружении в ВВС ФРГ.

 

«Против атомной смерти» Ханса Грундига.

 

Послевоенные годы видят и «обнуление» искусства – радикальный отказ от изображения, переход к максимальному лаконизму, нередко и  к монохрому. Пьетро Мандзони вообще назвал свою работу «Ахром» – «отсутствие цвета».

 

Нередко и обращение к ассамбляжу, включению в плоскостное живописное произведение реальных объемных предметов. «Стена с розеткой» Михаила Рогинского.

 

«Картина-объект» Алеша Веселы. 

 

«Торс» Владимира Янкилевского.

 

И «13-я улица имени Иисуса Христа» Оскара Рабина.

 

А работа Вольфа Фостеля «Ваш кандидат» – вообще чистый коллаж из обрывков афиш.

 

«Композиция» Адама Марчински.

 

Юрий Злотников – абстракции из серии «Сигнальная система».

 

«Система двух структур» Льва Нусберга.

 

Зал световых и кинетических работ – здесь Хайнц Мак, Отто Пине, Милан Добеш, Франциско Инфантэ.

 

Наконец, 1968-й – год «пражской весны» с советскими танками на Востоке и студенческих волнений на Западе. В этом зале нас встречает «Баррикада» Гюнтера Юккера.

 

«1968» Жиля Вольмана.

 

Фото с демонстраций – здесь перемешаны и Берлин, и Прага, и  Париж. 

 

«Божественная пропорция» испанской группы «Реалидад» – это протест против войны во Вьетнаме.

 

А босниец Брацо Дмитриевич предлагает свой «Флаг мира» – тряпку для вытирания кистей с разноцветными пятнами красок.

 

И все это – лишь малая доля раскинувшейся по нескольким залам главного здания экспозиции. Выставка запланирована по 21 мая.

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 18 марта – глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.


Ближайшее из крупных событий под эгидой департамента – Московский культурный форум (он пройдет 24-26 марта в Манеже).

О чем тут речь? Ожидается событие одновременно профессиональное и публичное. Для профессионалов – музейщиков, библиотекарей, театральных деятелей и прочих специалистов – будут дискуссии и круглые столы. Среди заявленных вопросов – трудовое  право, финансирование культуры; современные подходы к проведению фестивалей и экскурсий, модернизация в сфере IT.

Для посетителей – разнообразные встречи, концерты, детские мастер-классы и отрывки из театральных спектаклей. Последнее стоит отметить особо – 26 марта в рамках форума будет дан старт «Ночи театров» (она пройдет на собственных театральных площадках с бесплатным – по предварительной регистрации – входом). Наконец, в Манеже у зрителей будет возможность просто познакомиться с городскими учреждениями культуры – если верить департаменту, в Москве действуют 170 театров, 450 музеев и выставочных залов, 130 кинотеатров, 1600 библиотек.

Ну, и конечно, Московским культурным форумом разговор с Александром Кибовским не ограничится. Вопросы приветствуются.

Гости передачи «Музейные палаты» в субботу, 11 марта – куратор фотовыставки Best of Russia на Винзаводе Людмила Ударцева, менеджер проекта Ксения Аралова.

 

Выставка традиционная и открылась уже в девятый раз. Показанные здесь почти три сотни работ отобраны по результатам конкурса. Конкурс открытый, участвовать в нем могут как профессионалы, так и любители. Возрастной и географический охват тоже самый широкий.

Разделы конкурса также традиционные. Начнем с «Природы» – тут, в общем-то, две линии: красивые пейзажи (которые легче снять, но не всегда до них просто добраться) и животные (а вот тут еще надо постараться поймать кадр). 

 

«Архитектура». Тут в основном играют на красоте графичного кадра. Хотя некоторые фотографии могут обретать и социальный аспект, как фиксация московской «Ночи длинных ковшей».

 

Номинация «Стиль», понятно, предполагает всяческие красивости. Ну, что-нибудь вроде этого.

 

Наконец, раздел «Люди, события, жизнь». Самый широкий, поскольку сюда попадает все, что не включено в предыдущие – от рыбака на озере до художника Павленского на фоне горящей двери ФСБ.

 

Ну, и в заключение – из работ фотографа Андрея Давыдовского.

 

Выставка продлится по 26 марта. Фотографии с нее можно также посмотреть на  сайте проекта

 

Гости передачи «Музейные палаты» в субботу, 4 марта – генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и куратор выставки «Оттепель» Кирилл Светляков.

 

Выставка «Оттепель» в Третьяковской галерее – часть большого межмузейного проекта, посвященного периоду с 1953 по 1968 год (от смерти Сталина до ввода советских войск в Чехословакию).

В экспозиции Третьяковки – около 500 экспонатов: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, предметы быта, архивные документы, фотографии, фрагменты фильмов. Помимо вещей из собственных фондов ГТГ здесь также работы, которые предоставили еще 23 музея и 11 частных собраний.

 

Третьяковка постаралась охватить все возможные сферы жизни и  поделила свою экспозицию на семь частей. Первая, «Разговор с отцом» – это тема войны. От традиционного Коржева до «военных» скульптур Вадима Сидура.

 

Раздел «Лучший город Земли» в основном воплотился в работах Юрия Пименова (одна из которых стала и эмблемой выставки в целом). 

 

Скульптура Олега Комова, надо полагать, призвана отразить новое строительство – в самом буквальном смысле, тех самых «хрущевок», которые ныне всё пытаются снести.

 

Еще один раздел – «Международные отношения». Противостояние с США, «остров свободы» – Куба, а также всевозможные фестивали.

 

Далее раздел «Новый быт». Сюда, помимо «Гладиолусов» Таира Салахова и «Конструкторов» Ивана Степанова поместили, например, Андрея Гончарова или таких нонконформистов как Михаил Рогинский, Борис Турецкий и  Оскар Рабин. А также модельеров, эскизы тканей и чайные сервизы.

 

Раздел «Освоение» предполагает «романтику дальних странствий». Сюда в основном приземлились представители «сурового стиля» – Николай Андронов, Виктор Попков…

 

Раздел «Атом и космос» посвящен, понятно, развитию науки. Над «Космонавтом» Эрнста Неизвестного тут висит макет первого спутника в  натуральную величину.

 

Предъявлен публике и «микрорадиоприемник» середины 60-х. Размером вся коробочка – с пачку сигарет.

 

Каким-то образом именно сюда поместили и абстрактную живопись – в подраздел «НТР и абстракция». Действительно, авторы нового для СССР течения (как Юрий Злотников, Леонид Кропивницкий, Борис Турецкий, Александр Панкин) иной раз давали своим работам – возможно, из осторожности – и  такие названия, как «Счетчик Гейгера» или «Синхрофазотрон».

 

Ну, а главным «оттепельным» течением в живописи тут представлена студия «Новая реальность» Элия Белютина. Вот и собственно белютинская работа – «Похороны Ленина».  Кажется, это уже раздел «В коммунизм!» — где среди прочего можно посмотреть и фрагменты записи выступления Хрущева на  съезде.

 

Выставка проходит в здании ГТГ на Крымском валу и продлится до середины июня.

 

 

Ну, а кроме того, выставка «Московская оттепель» проходит сейчас в Музее Москвы. Ожидается также участие в программе ГМИИ им. Пушкина и центра «Гараж».

 


 
Гости передачи «Музейные палаты» 25 февраля – главный куратор галереи «На Солянке» Маргарита Осепян и фотограф Владимир Медведев.

Речь пойдет о выставке «Камчатка», которая откроется вгалерее с 1 марта. В экспозиции будут представлены фотографии Владимира Медведева (неоднократный финалист и победитель фотоконкурсов BBC Wildlife и «Золотая черепаха») и видеофильмы, снятые немецкой художницей Ульрике Оттингер (обладатель премии немецких кинокритиков за документальные ленты).

Задавать вопросы автору и куратору можно уже здесь.

И несколько фотографий Владимира Медведева, сделанных во время камчатской экспедиции .








 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 11 февраля – «Грузинский авангард: 1910-е – 1930-е» (выставка в здании Музея личных коллекций ГМИИ им. Пушкина).
Гости передачи – организатор выставки искусствовед Михаил Каменский, куратор Елена Каменская и зам. директора Музея Востока по научной работе Тигран Мкртычев.

2681302

Грузинский авангард начала ХХ века – это Пиросмани? Так спросят многие, и будут правы. Но это далеко не только Пиросмани.
Среди представленных авторов, постоянно или временно работавших в то время в Грузии (а чаще всего в Тифлисе) – Ладо Гудиашвили, Кирилл Зданевич, Давид Какабадзе, Елена Ахвледиани, Зигмунт Валишевский, театральные художники Ираклий Гамрекели и Петрэ Оцхели… Экспозиция включает живопись и графику, книжные издания, театральные эскизы и даже костюмы. Источник – музейные и частные собрания России и Грузии.

2681306
2681308
2681310
2681312

Подробнее об экспозиции читать здесь.
Продлится выставка по 12 марта.

2681330

Автор — Татьяна Пелипейко.

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 4 февраля – художник Валерий Айзенберг.

2677016


Персональная выставка Валерия Айзенберга под названием Migratio открылась в залах Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Это ретроспектива (автору в этом году исполняется 70). Однако работы представлены не по хронологии, а напротив – в виде инсталляций, объединяющих произведения разного времени, начиная с 70-х годов.


2677018


Валерий Айзенберг работает в разных техниках – в экспозиции представлены живопись, объекты, инсталляции, видео, документация перформансов. Автор известен и как лидер группы Escape, в составе которой представлял Россию на Венецианской биеннале.

Ну, и несколько фотографий с выставки. «Русский лес».


2677020

2677022


В составе выставки – несколько авторских «триптихов», в которых автор соединяет свои ранние эскизы, более поздние монументальные вариации по ним и собственный текст-коментарий.


2677024

2677026


«Дух русской печи».


2677028

2677030


Многочисленные и разноформатные пейзажи.


2677032

2677034

2677064


Оружейная серия.


2677036

2677038


«Кошки-выскочки».


2677040

2677042

2677044


«Малевичизм» (с подзаголовком «ироническая инсталляция»).


2677046

2677048


И «Бесконечный пейзаж», посмотреть который можно только заглядывая в щели между частями полиптиха. Ну, или будучи ростом под два метра, конечно.


2677050

2677052

2677054

2677056


Выставка запланирована по 5 марта и представляет более ста произведений Валерия Айзенберга.


2677058

2677088

2677060

2677062

Автор — Татьяна Пелипейко

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире