В Хотькове, в отделе художественных ремесел музея-заповедника Абрамцево, открылась выставка «Обед в  усадьбе». Подзаголовок: «Культура и быт первой половины XIX века. О повседневной жизни семьи Аксаковых». Собственно, в этом длинном названии все сказано.

 

Разделение кухни на  «господскую» и «народную» произошло в России не ранее XVIII века. До этого еда могла различаться числом и обилием блюд, но не более того. А вот позже стал складываться стиль.

К XIX столетию (а именно тогда, до 1870-х годов, усадьбой Абрамцево владела семья писателя Сергея Аксакова) стиль сложился окончательно. Включая само оформление застолья – так, необходимым стал столовый сервиз.

 

Отдельная история – столовые приборы.

 

Как ни странно это может сейчас показаться, но вилка долгое время отсутствовала в русском обиходе – даже  на царских пирах обходились ложкой. Есть легенда, что впервые вилкой публично воспользовался на официальном обеде в Грановитой палате Лжедмитрий – что и  послужило поводом для обвинений в самозванстве (ест, дескать, не по-русски!).

Но конечно, к XIX веку вилки не только стали обычной частью столового набора, но и стали различаться по функциональному предназначению.

 

Своя система складывалась и вокруг чаепитий.

 

Обратим внимание на  представленный самовар – форма «амфоры», под античность, была в моде как раз на  рубеже XVIII-XIX веков.

 

А вот самовар – «банка», попроще. 

 

Подставка-грелка для заварочного чайника.

 

Сухарница.

 

Вообще в то время любили золото в оформлении посуды.

 

И еще необходимый для чаепития аксессуар – розетка для варенья (кстати, в экспликациях выставки приведено немало советов по его варке – например, что собирать ягоды для варки надлежит в  ясную, сухую погоду).

 

Рядом с чаем, впрочем, присутствует и кофе. Для чего – свои наборы посуды.

 

Рядом с сахарницей – специальные щипчики.

 

Своя эволюция была и в посуде для алкогольных напитков. Вот старинный кубок (принадлежавший когда-то боярину Буйносову). Экзотика – сделан из оболочки кокосового ореха.

 

Ну, а в рассматриваемое время – стандартные наборы стеклянных бокалов и рюмок.

 

А теперь – на кухню.

 

Понятно, что все операции делались вручную. Ингредиенты измельчались в ступке, рубились сечкой, взвешивались с помощью безмена.

 

А вот это – не тазики для варки варенья. А тогдашние сковородки.

 

Готовясь к выставке, музейщики обратились и к литературе.

 

Первой русской книгой по  кулинарии считают вышедшие в 1779 году «Поваренные записки» Сергея Друковцева. Вслед за ними вышел (в 1796 году) и «Словарь поваренный» Василия Лёвшина. Вот им-то (книга имелась в аксаковской библиотеке) и воспользовались кураторы выставки, чтобы представить целый ряд рецептов. Возьмем мороженое.

 

Замораживали-то тоже не в холодильнике. А в специальном устройстве – между его стенок помещали лед и  вращали до достижения нужной степени охлаждения десерта.

 

Конечно, эти многочисленные рецепты особенно привлекают публику. Некоторые ведь и сегодня вполне осуществимы.

 

Ну, и напомню еще раз, что отдел художественных ремесел находится в городе Хотьково, по пути в усадьбу Абрамцево.

 

Как добраться:

Общественным транспортом:  на электричке с  Ярославского вокзала до станции Хотьково, там недалеко пешком.

На автомобиле: по Ярославскому шоссе до поворота на Лешково и Радонеж, далее на Хотьково по указателям. Ориентир – ворота Хотьковского монастыря: музей от них будет напротив и справа, парковка – слева.

 

 

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


mts2013 19 марта 2017 | 09:41

Читая классиков литературы начала обращать большее внимание на то, как был организован быт.
Сейчас читаю П.И.Мельникова рассказ "Именинный пирог", о выборе подарка. Как правильно выбирать подарок. Один немец художник предложил в знак благодарности душеприказчику три своих картины на выбор. Так как душеприказчик был человеком семейным и богобоязненным то он попытался выбрать что нибудь поприличнее. Выбор остановился на картине "Венецианская ночь". Когда картину распаковали, то на ней оказалась нарисовано немного не то, на что надеялся хозяин, а именно полуобнаженная натура, дети называли ее кормилкой, женщины плевались, мужчины... Пришлось подарок поменять на картину на которой изображен Император. Дети обзывали его армянином и не проявляли должного почтения. Пришлось еще и звезду пририсовать для большей достоверности...
Вот что значит искусство.


Татьяне Пелипейко спасибо за интересный экскурс в историю.
Всего хорошего!)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире