Метаморфозы гражданских позиций объяснить просто на примере Франсиско Гойи.

В 1799 Гойя сделал серию офортов «Капричос», эти офорты все знают.

Капричос — это рассказ про то, как идеология и суеверия убивают живую мысль, как сила темных веков не дает родиться новому, как жадные старики душат молодых. Это про испанскую инквизицию, про феодальные порядки Испании, про то что страна задыхается.
Гойю преследовали за эти офорты, он рисунки делал тайком, сейчас сказали бы – это был классический андеграунд.

В те годы примером прогресса для испанцев, ополоумевших от инквизиции и королевских налогов, была революционная Франция – во Франции произошла Революция; оттуда поступали дерзновенные прожекты и брошюры; туда феодальная Испания послала войска, присоединив испанские штыки к анти-революционной коалиции.

И Гойя, как все вольнолюбивые испанцы, бредил французской свободой, а косную Испанию – презирал. В листах Капричос вы найдете такие отвратительные хари тогдашней Испании – попов и идальго, палачей и шлюх – что объяснять ничего не надо.

Прошло всего десять лет – и прогрессивная Франция пришла в Испанию. В Мадрид вошли наполеоновские войска – чтобы сделать Испанию частью империи Бонапарта.
И те, кто алкал просвещения, смогли увидеть наполеоновских гвардейцев и кирасиров на Пуэрто дель Соль. Прогресс пришел в Испанию. Те, кто хотел свободы, увидели, что у свободы – лицо Мюрата. И те, кто жаждал перемен любой ценой, поняли, что готовы платить не любую цену. Французы расправились с инквизицией – попутно подавили и партизанское движение. Начались расстрелы недовольных.

Французы в Испании встретили дикое сопротивление – в них стреляли из-за угла, всаживали ножи в спины. И кирасиры были изумлены, точно так же как изумлены они были в крепостной России: как же так? мы несем этим рабам и варварам прогресс – а они что?

Нет, инквизиция не стала привлекательнее, пытки ведьм не стали справедливее, костры – праздничной иллюминацией не объявили.

Но мерзость рабства – оказалась хуже.

С 1810 по 1820 Гойя создал другой цикл офортов – «Бедствия войны». В «Бедствиях» показал как прогрессивные солдаты четвертуют и вешают, как именем прогресса насилуют и втаптывают в грязь. Он нарисовал морды французских просвещенных генералов и тела расстрелянных повстанцев.

«Бедствия войны» – лист за листом – рассказывают, как унижали народ; как именем прогресса казнили и вешали, как гнали толпы бесправных варваров – по праву цивилизации.

Гойя нарисовал один цикл рисунков – а потом нарисовал цикл другой. Это – точные свидетельства времени.
И то, и другое – верно. Было так – но и так тоже было.

И это правда — и то правда.

Сталинские лагеря не стали лучше от мерзосетей приватизации. Но и приватизация лучше не стала из-за сталинских лагерей.

И «Капричос», и «Бедствия войны» – это история одной и той же страны.
И оба эти свидетельства оставил один и тот же художник.

Гойя не передумал, мнений не менял: как ненавидел инквизицию – так и продолжал ненавидеть. Инквизитор как был гнусен – так и остался гнусен. Гойя презирал испанских чванных вельмож – и продолжал их презирать.

Но прогресса ценой рабства народа – принять не мог. Ревнителей шоковой терапии прогресса — показал подлецами и садистами. Именно такими подлецами эти прогрессисты и были.

Гойя не принял ни одной из двух сторон. Кстати сказать, сами испанские вельможи с легкостью перенимали ухватки французских буржуа – декорации не тревожили привилегий.

Героями картин Гойи были водовоз и прачка, партизан и пьяница – то есть те, кто ни к какому салону и не примыкает: ни к прогрессивному, ни к ретроградному.
У людей есть одно определение – народ, в этом качестве люди и интересны.
Впрочем, народ – не заказчик картин; и даже не собеседник.
Так Гойя остался один, в одиночестве он и умер. Говорить было не с кем – правда, к концу жизни он стал совершенно глухим.

Эта биография – одна из самых подлинных в истории искусств.

Комментарии

47

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


31 января 2013 | 13:19

Опять Кантор! - нет Русских художников на Эхе?


31 января 2013 | 13:32

Гойя не передумал, мнений не менял: как ненавидел инквизицию – так и продолжал ненавидеть. Инквизитор как был гнусен – так и остался гнусен. Гойя презирал испанских чванных вельмож – и продолжал их презирать.

Но прогресса ценой рабства народа – принять не мог.


А при инквизиции народ был свободен? Что за бред???


vladislav71 31 января 2013 | 13:40

///А при инквизиции народ был свободен? Что за бред??? ///
а где и когда народ был свободен?


ura Юрий Белов 31 января 2013 | 14:48

А что вообще такое "свобода". И как она соотносится со счастьем?

"Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
"Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?.. "



(комментарий скрыт)

juruyivanovich 31 января 2013 | 15:33

А Вы, прежде чем написать реплику, статью прочитали?


31 января 2013 | 16:01

Сравнивать сталинские лагеря, уничтожившие миллионы людей, с бескровной ельцинской приватизацией могут только отъявленные подонки... или демонстрирующие свою неописуемую самобытность бесхвостые павлины;)!


31 января 2013 | 21:39

просто ты неспособен к арифметике: прихватизаторы слизали языком 20 миллионов человек, Сталин же только 700 тысяч- большая часть которых- палачи русского народа


(комментарий скрыт)

31 января 2013 | 21:59

по существу возразить у тебя нет интеллекта а ссылка твоя зафапана


01 февраля 2013 | 07:44

Не отвлекайся, Юрачок (только руки меняй почаще;)!


irdo 31 января 2013 | 17:28

"Трудно быть богом"


kosh 31 января 2013 | 13:59

Прекрасный пост, впрочем, Кантор и писатель великолепный. И как он четко все ухватил.

"Но мерзость рабства – оказалась хуже."

Это и есть ключевая фраза. Рабства иностранного, ибо принося свободу, интервенты приносят и рабство, подавляют национальную идентификацию, губят культуру, причесывают всех под одну гребенку, жестко и жестоко подавляют инакомыслие Достаточно вспомнить две Отечественные войны. Народ должен сам свергать своих угнетателей, без помощи извне. И это так современно, ведь многие мечтают о том, что иностранное вмешательство поможет свергнуть нынешний режим.
И вот это замечательно:"У людей есть одно определение – народ, в этом качестве люди и интересны. " Именно народ, а не креативный класс и либеральная интеллигенция. Гениальный Гойя любил свой народ, свою страну , а наши либералы называют его быдлом и анчоусами, а Россию Рашкой.


babushkaya 31 января 2013 | 15:06

Есть народ - прачка, партизан и пьяница, а есть народ - интеллигент и экономист, топ-менеджер и бизнесмен. Мы все - народ, и все мы разные. И не надо сопли ронять про простой народ, не бывает такого народа. Речь же у Кантора - о художнике ( в широком смысле слова) и истрии. Очень печальная притча. И очень красивая.


pomor43 31 января 2013 | 17:28

империалисты Запада планируют ликвидировать единственное в мире социалистическое государство.


stolovich Столович Леонид 31 января 2013 | 14:20

А Исаак Левитан и Матвей Антакольский - Русские художники или какие другие?


31 января 2013 | 14:55

Абсолютно с Вами согласен! И замечательные художники! Но...почему, мне никто, никогда не отвечает на простой вопрос - Отчего бОльшая часть журналистов на Эхе - евреи, почему площадка предоставляется в основном евреям? Нет, я не против! - но тогда, пожалуйста, не пытайтесь своё мнение навязывать как единственно верное и правильное!


k_12 31 января 2013 | 15:11

mirrex: "Отчего бОльшая часть журналистов на Эхе - евреи, почему площадка предоставляется в основном евреям? "

А Вы представили справочку о расовой чистоте прежде чем лезть на Эхо?


31 января 2013 | 15:14

То есть, тенденция налицо, Вы её не опровергаете, но ответа на "почему?" давать не станете?


k_12 31 января 2013 | 15:52

Но и Вы ведь не отвечаете! Ваша скрытность в этом щекотливом деле крайне подозрительна, она сама за себя говорит.


antiput2000 31 января 2013 | 16:23

А ведь все ВСЕ 12 апостолов были евреи. Вы возражаете? Почему там не было русских? Как жаль. Если бы они там были , то....


(комментарий скрыт)

k_12 31 января 2013 | 15:05

РРРусских уже нет! Остались только РРусские.


juruyivanovich 31 января 2013 | 15:36

А сами-то Вы разве имеете хоть какое-то отношение к русским?
Ваша националистическая реплика - позорна для Вашей народности, какова бы она ни была!


31 января 2013 | 15:42

А как быть с Эйнштейном и Христом?


gruz 31 января 2013 | 17:33

Ну с Эйнштейном просто(ну кто не читал ОТО в СССР и кто слышал о ней в России), а вот с Христом проблемы - и в СССР о нём мало что знали и сейчас кроме отдельных страдальцев ничего кроме имени.


31 января 2013 | 16:47

Великий русский художник Кантор.
Звучит


irdo 31 января 2013 | 21:07

Великий русский художник Кантор.
Звучит
-----------------------
Не хуже, чем великий русский художник Левитан.


yuryper 02 февраля 2013 | 05:58

художник может быть хоть Кантор, хоть Шмантор, хоть ИванОв-ИвАнов, хоть Мамед-кызы - а ты, гнида, был, есть и останешься куском коровьей лепешки.


gorinych Андрей Кириллов 31 января 2013 | 13:19

Наша беда пострашнее гойевской. И инквизиция и нашествие - из одного источника. Своего, доморощенного.


vladislav71 31 января 2013 | 13:36

///Наша беда пострашнее гойевской///
ну конечно, конечно.
кому беда, что щи пустые, а кому, что жемчуг мелкий.
у нас ведь кровавый режим, на дворе 37-ой год, а все оппозиционеры вещают исключительно из-за гэбэшных застенков.


31 января 2013 | 19:38

vladislav71
31 января 2013 | 13:36

Ваша беда пострашней гойевской - она гойская да гейская. И, как писал К.Симонов: по долгу вежливости вам в чем я и соболезную.


uzelkova 31 января 2013 | 13:44

//Наша беда пострашнее гойевской.//

Да и «Капричос», и «Бедствия войны» писать некому...


juruyivanovich 31 января 2013 | 15:38

Да ладно!


tehhi50 31 января 2013 | 13:24

Но ведь иногда колокол "..звонит по тебе". И приходится "бросаться в ноги палачу". Как с этим быть?


31 января 2013 | 13:30

А Кантор на прошлой неделе обещал уехать из России, что то удерживает?


(комментарий скрыт)

asb 31 января 2013 | 18:34

Уехать не обещал, а написал "не вернусь" - перечитайте заголовок того поста.
Сначала ответил Вам более подробно, но мой комментарий скрыли.
Что странно, т.к. он состоял из копипасты другого моего коммента (к первому посту Кантора) больше, чем на 50%. Не содержал ни экстремизма, ни нецензурщины - исключительно субъективные оценки и предположения.
Вывод: дело рук не модератора, а Самого.
В этой связи ВОПРОС МОДЕРАТОРАМ:
Имеет ли автор-блогер право произвольно стирать любой коммент к своему посту независимо от его содержания?


31 января 2013 | 13:37

таких гойев в России 1913-53 гг - 100000 человек. Только вот почти никто не умер своей смертью..


31 января 2013 | 13:45

ох, не будет популярен здесь Кантор. медленные челюсти ему не простят.

да просто ниасилят.


31 января 2013 | 13:50


///"народ – не заказчик картин; и даже не собеседник.
Так Гойя остался один, в одиночестве он и умер. Говорить было не с кем – правда, к концу жизни он стал совершенно глухим. "\\\
----------------------------------------------------------------------

И у нас редко с кем можно поговорить, процент адекватных, а сейчас и просто граммотных и любопытных (не до желтизны ) мало.
Удачи Вам, уважаемый Максим.


michello 31 января 2013 | 14:17

Ну, все в кучу смешал.
Во-первых, Гойя известен как самый плодовитый придворный портретист. Прачка и пьяница - скорее исключение. Как великаны, каннибалы и пр.
Во-вторых, как можно приравнивать ужасы концлагерей к "мерзостям приватизации"? По-моему. это просто издевка над нашими дедами.
В-третьих, и это самое очевидное,Испания 18-го века не имеет ничего общего с Россией 21-го. То есть, вообще ничего.


k_12 31 января 2013 | 15:23

Концентрация мерзости для каждой эпохи своя. Согласно Евангелию, царь Ирод обрёк на смерть 40 000 младенцев, что было страшной мерзостью для его времени. А российский парламент недавно обрёк на мучительную жизнь и смерть сотни тысяч детей. Другое время - другие цифры и, соответственно, другие масштабы мерзостей.
Так что Кантор не смешивает, а проводит художественную параллель.


tresvaldes 31 января 2013 | 14:30

Смешались в кучу - кони, люди


motovil 31 января 2013 | 14:47

Современные правители России в своей работе совмещают методы инквизиции и любителей прогресса ценой рабства народа. Спасибо за ликбез: теперь мы знаем, что делал бы Гойя в такой ситуации.


31 января 2013 | 20:02

Чувствуется, что автор прочитал Фейхтвангера и немного забредил Гоей.


anaire 31 января 2013 | 20:54

Уважаю Кантора за "Медленные челюсти демократии", но тут не согласна с ним категорически.Он волен высказывать свое мнение, но в материале совсем не ориентируется. Хорошо, пришли "иноземные поработители" и испанцы восстали, но почему перед этим от того же самого не восстали итальянцы, бельгийцы, голландцы, жители бесконечного количества немецких княжеств, не говоря уже про поляков и литовцев? Ведь их тоже ''поработили'', если следовать этой логике. Французы четвертовали и вешали? А не хотите почитать, что делали с пленными гверильясы, как их варили заживо в кипятке, как на них применяли богатейший многовековой опыт испанской инквизиции, включая чудовищную гарроту, - это, на минутку, делалось якобы гражданским населением в отношении военнопленных! Все самые черные стороны испанского национального характера явились на свет божий, все,что они показывали в былые времена в Нидерландах и в Новом Свете, уничтожая индейские государства в поисках золота. Только тогда у них был государственный и культурный подъем, скрадывавший этот ужас, а теперь остался один голый ужас - французы и ужаснулись, и полилась кровь. Мне гверильясы больше всего напоминают кавказских горцев - и интеллектом, и методами , и фанатизмом, но Ермолова мы что-то не торопимся осуждать, не так ли? Кстати,одному из французских "цивилизаторов", гениальному управленцу маршалу Сюше удалось не только навести порядок на подведомственной территории, но и наладить взаимодействие с местным населением, и всаживание ножей в спину прекратилось совершенно, поскольку Сюше управлял твердо, но уважительно (а через много лет, когда маршал скончался, испанцы отслужили по нему заупокойную мессу). Получается, не все "цивилизаторы" смотрели на испанцев как на рабов и варваров, и не все испанцы считали себя рабами под французским ярмом.Если бы о своем долге помнил не только Сюше, но и все остальные, может быть, все было бы совсем по-другому. А вообще, искренне рекомендую почитать изданную в прошлом году книгу Жозе Нортона "Последний из рода Тавора", которая дает исчерпывающее представление о том каким чудовищным гадюшником стал Пиринейский полуостров к концу 18 века. Кошмарная история гибели семьи маркиза Алорны, детство, проведенное вместе с матерью в тюрьме-монастыре, ученье "понемногу чему-нибудь и как-нибудь" в тогдашнем местном аналоге Сколковского университета и военная служба, попытки военных реформ и создания боеспособных частей в условиях совершенно сгнившего и разложившегося государства, впавшего в маразм общества и самоустранившейся королевской власти. В результате Алорна связывает свою судьбу с Наполеоном, потому что БОЛЬШЕ В ПОРТУГАЛИИ НИЧЕГО НЕ ОСТАЛОСЬ.
PS.В Испании с Португалией было слишком мало Наполеона, не успел как следует эту дыру почистить, про наши 90-е я с такой решимостью сказать не возьмусь.


nds 01 февраля 2013 | 01:12

Ну конечно! Мерзости экспроприации в 1917 просто блекнут на фоне мерзостей приватизации 90-х. Гражданская война - вообще пустячок по сравнению с крушением Советского Союза.


01 февраля 2013 | 05:32

"эти офорты все знают"
______________________
Кантор слишком хорошего мнения обо "всех".


juruyivanovich 31 января 2013 | 15:40

Замечательная, объективная статья!


yuryper 02 февраля 2013 | 06:07

"Разбойник злой, о корсиканец,
Тобой не устрашен испанец!"

Он историю-то хоть читал?

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире