Поясню про то, что происходит с рублем. На самом деле обвал курса — прямое следствие западных санкций.

Дело в том, что ключевым источником финансирования российской экономики («вставания с колен») в последние годы были кредиты западных банков. Масштаб привлечения кредитов на Западе был ошеломляющим: если 10 лет назад совокупный внешний долг российских банков и компаний составлял около 100 млрд $, то в этом году он достиг пика — в июле общий долг составлял $660 млрд (вот статистика), это в полтора раза выше, чем валютные резервы Центробанка. На 1 октября чуть снизился до $615 млрд, но это все равно умопомрачительный долг.

Значительная часть из этих займов — относительно краткосрочные, их нужно все время рефинансировать, то есть брать новые кредиты, чтобы отдать старые. Но тут незаметно подкрались события вокруг Украины, Крыма и т.п. И западные кредиторы начали, опережая санкции, закрывать кредитные позиции для наших заемщиков, о чем Минфин сообщил еще в марте. Потом крупных заемщиков — Роснефть, госбанки — начали уже напрямую вносить в санкционные списки. Но сейчас финансирование по факту ограничено даже для тех заемщиков, которые не находятся под санкциями — западные банкиры часто вводят такую самоцензуру, типа ну их на всякий случай, этих русских, а вдруг они завтра что еще выкинут и теперь уже наших клиентов в санкционные списки включат. Т.е. западное финансирование сейчас практически отрезано для подавляющего большинства наших заемщиков, а не только тех, кто ходит под санкциями.

И вот сложилась ситуация, когда нужно много валюты, чтобы отдавать западным кредиторам долги, но взять ее негде — новых займов не дают. Мы сунулись к нашему «новому геополитическому союзнику», Китаю, но он смешно послал нас подальше — во время долгожданного октябрьского визита премьера Ли в Москву все надежды о массовом притоке китайских денег для замещения западных кредитов рухнули, было подписано всего два смехотворных соглашения о предоставлении ВТБ и ВЭБу лишь по $2 млрд каждому, да и то это так называемые «связанные» кредиты, предоставляемые целевым образом под покупку китайских товаров и услуг — в рамках таких кредитов вы не получите денег, пока не покажете подписанный контракт с китайскими поставщиками о том, что собираетесь закупить у них товары.

То, что китайцы денег нам не дают, это неудивительно и ожидаемо, я не понимаю на что наши надеялись. Китайская финансовая система вообще не выстроена для массового кредитования зарубежных заемщиков, она так не работает. Она предназначена прежде всего для кредитования китайской экономики и китайского экспорта. Давать массово деньги зарубежным клиентам китайцы не готовы, начиная с того, что они риски не умеют толком оценивать, в отличие от западных банков — а с Россией сейчас связано много рисков, это и западные санкции, и проблемы в нашей экономике. Будешь слишком щедрым в раздаче кредитов русским — еще и получишь по башке от китайских финансовых регуляторов за чрезмерно рискованные вложения.

Поэтому получается вилка: нужно быстро отдавать много западных кредитов, а денег взять негде, была надежда на китайцев, а они денег не дают. Поэтому в октябре и выстроилась аццкая очередь просителей средств ФНБ.

Но ФНБ скоро закончится таким образом: существующие заявки уже превышают объем фонда, а хотят они все вот чего — продать правительству 10-15 летние облигации, чтобы полученные за них деньги сразу отдать кредиторам за границу. Просто сразу передадим весь ФНБ в Америку/Европу, чего там.

Да и с резервами у нас не очень. Все валютные резервы (не считая всякого там золота и резервных позиций в МВФ) у нас сейчас уже меньше $400 млрд (см здесь), уменьшились на $70 млрд за год. Из них половина — деньги правительства, все эти резервные фонды (они учитываются в составе валютных резервов, а не плюсуются к резервам ЦБ, чего многие не понимают, в том числе и Путин — что есть прямое свидетельство его глубокой управленческой некомпетентности, Путин просто не знает, сколько у нашего государства денег имеется).

А выплаты предстоят большие: по оценкам Sberbank CIB, в IV квартале этого года нашим должникам надо перечислить за рубеж $29 млрд, в 2015-м — $106 млрд, из которых $58 пока не хватает. При этом «большая часть краткосрочного долга приходится на компании, подпавшие под санкции США и ЕС»: «расчетный объем погашений внешних долговых обязательств таких компаний до конца 2015 года составляет $84 млрд, что соответствует почти 60% от валового внешнего долга, который должен быть выплачен до конца 2015 года», пишут эксперты Sberbank CIB. В эту группу входят компании, работающие в двух отраслях экономики – банковской и нефтегазовой. Обязательства нефтегазовых компаний составляют большую часть предстоящего объема погашений – $62 млрд, или 74% от всего объема обязательств компаний, входящих в группу. Это, грубо говоря, прежде всего «Роснефть», которая нахапала идиотских долгов на поглощениях ТНК-ВР, активов ЮКОСа и до сих пор рассчитывается.

Деньги эти так или иначе можно найти и по долгам рассчитаться, но надо понимать, что, в отличие от предыдущих лет, когда наши компании и банки брали кредиты и для рефинансирования прошлых займов, и под новые проекты (отчего внешний долг все время рос), то теперь все деньги будут просто уходить за границу в счет оплаты долгов, и в российскую экономику вкладываться не будут. Можете представить себе, как это все повлияет на экономическую ситуацию в стране. Я лично ожидаю, что уже в 2015 году нашу экономику ждет заметный спад — нет нового источника финансирования вместо западных кредитов.

Так что отсюда ажиотажный спрос на валюту, и он пока не прекратится. Запад знал, куда бить своими санкциями.

Что касается нефти: я считаю падение цен (не критическое, кстати) следствием объективных факторов (прекращение накачки рынков денежной ликвидностью из-за сворачивания американцами программы QE, замедление экономики и роста спроса в Китае, американский сланцевый бум), а вовсе не какого-то там «сговора» с участием Саудовской Аравии — все это глупости. В 80-е годы никакого сговора тоже не было, саудовцы просто до последнего, как дураки, держали добычу, пока цены все равно падали, но потом были вынуждены просто прекратить это дело и остановить сдерживание добычи (подробнее здесь). Сейчас они умнее и против ветра сдерживать добычу не хотят, вот и все (падение цен этим все равно не остановишь, а деньги таким образом можно потерять).

В то, что саудовцы ведут какие-то «ценовые войны», я тоже не верю — нет у них таких возможностей, они не контролируют основные факторы, влияющие на рынок. А свободная добывающая мощность есть только у них — т.е. от сдерживания добычи они просто потеряют $, а цены продолжат падать.

Что касается экономики сланцевой добычи в США, то сейчас очень много гаданий и спекуляций на тему того, какую цену «выдержат» американские производители нефти без сворачивания своих проектов — $80, $70, $60 и так далее. Пока все разговоры на эту тему — спекуляции: рынок покажет. Экономика проектов очень динамичная, технологии все время совершенствуются, жизнь скважин короткая. Какие-то проекты рентабельны при $35-40, какие-то будут сворачиваться уже при $80. Посмотрим. Любые цифры на эту тему, которые вам будет называть самый разэкспертистый эксперт, не принимайте на веру. Но то, что экономика сланцевой нефти является сдерживающим фактором против чрезмерного падения цен — это очевидно. Упадут чуть ниже порога рентабельности граничных сланцевых проектов — сократится добыча — нефть опять может чуть подрасти. Рынок нащупывает новую цену равновесия.

Так что не верьте теориям заговора и ищите объективное объяснение событий.

Оригинал

Комментарии

551

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


10 ноября 2014 | 19:28

Рубль к доллару считали
Снова вниз и вверх опять…
Наши пальчики устали,
Да и как им не устать. !?
Власти действия не четки:
То вприсядку, то в чечетке,
то ужом на сковородке..
Двигают судьбы вопрос :
Брать?.. Не брать ?
Ну что же лучше ?
- Благородней..что душе..?
Взяв - снести удары рока ?
Иль восстать... ? Лицу порока..
- И не брать..
Уснув навек ?


victor51 10 ноября 2014 | 19:51

"Поясню про то, что происходит с рублем. На самом деле обвал курса - прямое следствие западных санкций."

С августа 2008 г. по конец года рубль упал с 24 руб до 36 руб за 1$ (на 50 %).
За этот же прериод цена нефти Brend за баррель упала c 92 $ до 64 $ за баррель (на 30 %).
Тогда экономических санкций не было.

Сечас рубль упал с 33 руб до 47 руб за 1$ (на 42 %).
За этот же период цена нефти Brend за баррель упала c 113 $ до 82 $ за баррель (на 27 %).

И тогда и сейчас почти все объясняется спекуляциями на таварных и валютных рынках.
Штаты прекращают политику "количественного смягчения" (печатания долларов). По этой причине спрос на доллары резко вырос, его курс вырос почти против всех и вся. Спекулянты уходят с товарного рынка нефти в валютный. Миром опять будет править окрепший доллар.







alexhunt 10 ноября 2014 | 22:00

victor51: что-то мне подсказывает, что не остановят штаты свой станок ради нас , как бы это приятно не было )))
их просто тут же догонит собственный бюджетный кризис.

просто российским компаниям, в результате санкций, обрезали "дешевые и короткие" кредиты и всё.


victor51 11 ноября 2014 | 08:14

alexhunt:
Все, что они делают, они делают только для себя. В результате этих спекуляций они как громадный насос выкачивают из остального мира громадные средства и решают тем самым свои экономические проблемы (в том числе и личные, сколачивая громадные состояния (пример-Сорос)).
Наши спекулянты по сравнению с "акулами Уол Стрита" - мелкая килька (хамса).


sozgor 11 ноября 2014 | 12:54

victor51:
прошу прощения, ответ не Вам, а алексханту


(комментарий скрыт)

sozgor 11 ноября 2014 | 12:47

alexhunt:
что хорошо, нечего жить не по средствам...


alexander.ivanov.583671 11 ноября 2014 | 22:12

victor51:

Виктор вы не внимательно читали Милова . На первый взгляд всё как в 2008 году но тогда не было санкций и все кто был должен перекредитовались ! А сейчас надо отдавать а кредиты не дают на Западе! где брать ? правильно на валютной бирже и так как надо всем и сразу растёт курс валюты !Но и это не всё и сам ЦБ тоже работает на понижение курса рубля как он это делал и 2008 году . Почему ? Потому что нужны деньги в бюджет .То есть растёт внутренний уже долг наряду с внешним . Милов приводит цифру в 600 млр долга общего хотя многие СМИ пишут о 720млд$ общего долга Кредиторам .Если тогда в 2008 году это был общий кризис то сейчас всё напоминает 1998 когда только в РФ кризис а на Западе всё более менее . Вот когда к РФ примят санкции " нефть в обмен на продоволсьтвие " вот тогда фермеры ЕС и США на Путине отыграются сполна .ФРГ просто поставит условие 30 % идёт бартером вместо евро тушёнка не хотите не надо купим у Ирана( Ирака) и это будет не смешно к этому идёт всё если только Путина раньше не уберут его друзь


kermit 12 ноября 2014 | 07:31

victor51: Что значит спекулянты ? Биржевая торговля она вся по определению и является спекуляцией (купить по-дешевле - продать по-дороже или наоборот!) Рынок этим и живет и прибыль с этого имеет.
Глупость обвинять в гулянии цены каких-то спекулянтов за то, что они спекулянты. Без спекулянтов-нет торговли. Медведев чего-то там вспомнил из советского прошлого, ляпнул про спекулянтов и все очередную мантру подхватили, повторять стали.


alex550 10 ноября 2014 | 20:35

Колличетво буровых на фрэкинге в США начало уменьшаться с 10 Октября.
Это не такой простой процесс, даже если цена добычи становится невыгодной.
Контракты на аренду оборудования и поставку обычно на 2 года.
Уже остановлено около 60 буровых. Добыча еще не упала, но упадет.
К концу 2015 года закроют около полтараста буровых.
Чо и как будет один бог знает.
Будем надеятся что мировая экономика не упадет в конце 2015 году.
Всем плохо будет и Европе, и Арабам, и США, и России.


countzero 10 ноября 2014 | 22:24

alex550: "Пока толстый сохнет - худой сдохнет".


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

poltava_1 10 ноября 2014 | 23:31

choybolsan: пока есть золото - срочно переплавить их в золото, а там глядишь и золото нафиг исчерпается ...


verikosha 10 ноября 2014 | 21:26

Ну и где же наши замечательные политики, которые насмешничали при объявлении санкций, где их ухмылки - мол ишь напугали, вперед, ребята, с ФНБ под мышкой отдавать долги! Ура!


jia 10 ноября 2014 | 21:59

verikosha: сегодня показывали Путина во время церемонии подписания соглашений с Китаем - довольно кислое было выражение.... И куда подевалась его самоуверенность и циничная усмешка? Про остальных уже и не говорим...


10 ноября 2014 | 21:39

Ещё бы Запад не знал, куда бить "санкциями", если у них есть такие глубоко информированные "корректоры огня" как, например, "Миша 2%" и Ходорковский. Они одни стоят больше чем любая разведовательная сеть.


countzero 10 ноября 2014 | 22:33

slushatel_spb: Тебя послушать, так никому и в голову не приходило, что вся экономика РФ - мыльный пузырь, надутый дешевыми западными кредитами и дорогой нефтью, пока Ходорковский не раскрыл эту тайну? Ну-ну. Ляпни еще что-нибудь, а мы посмеемся. Смешные вы, запутинцы. Всё гораздо проще: ворованное впрок не идет. Не надо было запутницам отжимать Юкос, Крым и Донбасс, и спали бы спокойно.


al_kapustin2012 10 ноября 2014 | 22:57

slushatel_spb: Дело совсем не в этом. Там решения принимаются консенсусом, а это требует убеждения сомневающихся. Соответственно нужны убедительные аргументы, расчеты и факты. Да же мы считаем, один ум хорошо, а два лучше. А в РФ решения принимает один человек, да еще и убежденный в своей непогрешимости.


(комментарий скрыт)

paol 10 ноября 2014 | 23:34

"Так что не верьте теориям заговора и ищите объективное объяснение событий."

Нееее-е-т! Враги хотят расчленить Россию и забрать нашу нееее-е-фть!!!


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

paol 10 ноября 2014 | 23:41

Кто заметил изменение тв-программы под встречу Путина и Обамы? Оливер Стоун с историей Америки, "Рожденный 4 июля" с Томом Крузом. Где Соловьев с Марковым? Они хоть были в выходные?


10 ноября 2014 | 23:52

А кто вам сказал, что Мы будем отдавать какие - то долги? Вы видимо не знаете как работает бизнес. Деньги занимают не для того, что бы отдавать. И если не можешь снова занять? БАНКРОТЬ КОМПАНИЮ . Закрывай компанию Х1, активы переводи на Х2. Ну вообщем, никто в России ничего западу не отдаст, тем более виноваты будут санкции.


pna 11 ноября 2014 | 00:17

ded007: Шохин на днях на встрече с немецкими бизнесменами спросил: а что вы будете делать с нашим долгом, если мы объявим дефолт. Немая сцена, как в Ревизоре.


wester_777 14 ноября 2014 | 13:43

pna: ///// Шохин на днях на встрече с немецкими бизнесменами спросил: а что вы будете делать с нашим долгом, если мы объявим дефолт.//////
--------------
А Шохин думал о том, что Россия будет делать, если её отключат от SWIFT? Правильно, у России будет НАСТОЯЩИЙ ДЕФОЛТ и немая сцена из Ревизора будет у всего Кремля сотоварищи............


paol 11 ноября 2014 | 00:33

ded007: "никто в России ничего западу не отдаст, тем более виноваты будут санкции. "

Да, полностью согласен, погружаться в дерьмо будем долго, плохо, гадко, но зато с обозначенным вежливыми зелеными человечками уровнем суверенности.


logical 11 ноября 2014 | 05:16

ded007: Ну вообщем, никто в России ничего западу не отдаст, тем более виноваты будут санкции.

Ох! Как Вы правы. Россия никогда и не отдавала долги. Но зато прощала Сирии, Кубе, Египту, Северной Корее и ещё многим помельче. Кому прощала, впрок не пошло, а кому не вернула долги тому прощает. Заметьте, простить легче, чем отдать.


mizrael_90 11 ноября 2014 | 11:03

ded007: Вы плохо читали статью. Никому денег давать не будут от греха подальше.


odessa1968 11 ноября 2014 | 04:03

Так держать!!!!! Догоним и перегоним!!! Жила бы страна родная и нету других забот!!! Слава Путину- организатору и вдохновителю всех наших побед!!!!!!!!!


wowagera 11 ноября 2014 | 06:18

Все верно и правдоподобно..Кончились западные дешевые кредиты..


(комментарий скрыт)

alexander.ivanov.583671 11 ноября 2014 | 22:17

zahare: Да кто же тогда денюжку будет привозить назад в РФ если ограничить хождение валюты ась ? Или кто то забыл что РФ продаёт нефть и газ и деньги ей платит в основе ЕС.Если только будет такой закон это обернётся как уже было дефицитом валюты . А что будет дальше говорить не надо или надо ? .Глазьев является главным пропагандистом этой глупой идеи .Потому что он не экономист а популист .


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

wester_777 14 ноября 2014 | 13:52

zahare: ......сейчас россия крупнейший экспортер ...........
------------
Вы как-то определитесь, а то пишете ахинею типа - сейчас закрываем почти всё, забыли написать НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ. Назовите хоть одну страну, куда Россия экспортирует МЯСО, если сами покупаете для внутреннего рынка......


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

sozgor 11 ноября 2014 | 12:50

kalgan:
Азербайджан процветает? новость...


(комментарий скрыт)

sozgor 11 ноября 2014 | 16:47

kalgan:
с незнакомцами на ты не общаюсь. но отвечу на первый раз.
за Азербайджан могу только порадоваться. личный интерес.
в двадцатых годах прошлого века мой отец был послан из Баку за казенный счет мусаватистского правительства учиться в Европу. закончил старейший технический университет.
потом при большевиках был начальником Азэнерго, проводил электрификацию, потом закономерно репрессирован.
цифры, если честно мне, гуманитарию, малоинтересны, тем более. что я не понаслышке знаю, как делаются "источники"..
но если все так хорошо, почему. что столько азербайджанцев работают у нас в Москве, в частности, Усачевский, рынок практически под их эгидой.
по моему разумению (потому что "серьезные источники, безусловно,тяжелы для университетского понимания), люди ищут работу за рубежом, если дома ее нет.
а Баку даже при Советах был великолепен...


(комментарий скрыт)

sozgor 12 ноября 2014 | 16:10

kalgan:
и еще в Америке я пишут с заглавной буквы...
у каждого народа свой язык и свой менталитет.
что до меня, с пиететом отношусь к этому факту.
если Вы интересуетесь этой страной на переломе века, прочтите две книги Курбан Саида "Али и Нино и Девушка из Золотого Рога" - очень все объясняет.
от отца у меня осталось русско-немецкий словарь надписью "Берлин, 1948", три документа и крошечное фото. мне было 2 года. когда его не стало.
потом меня нашел бакинский ученый и добавил информации,
конечно, мой интерес можно считать платоническим, из Баку меня увезли пятилетним ребенком.
прошло более 60 лет...


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

sozgor 11 ноября 2014 | 12:45

вопрос:
откуда у автора столь безапелляционный тон?
ну прям крутой финансист!, обо всех подводных течениях ему немедленно докладывали - кто кого куда смешно послал и т.д.
особенно радуют слова "глупости, верю-не верю"
даже Кудрин, гораздо бОльший авторитет, более взвешен в оценке.
читать данное"объективное объяснение событий". и потом дружным строем идти мылить веревки?
что-то не хочется....


tiss 12 ноября 2014 | 02:50

Злорадко!


olegbulatov 15 ноября 2014 | 22:26

Брать - сомнений быть не может.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире