Поддержали: xx
Минутку...
ПОИСК
Обычная версия
блог
Все блоги Версия для печати

Про Ходорковского

23 декабря 2013, 18:05

Обсуждение вчерашней пресс-конференции Михаила Ходорковского больше всего напомнило дискуссию по поводу последних не очень удачных альбомов музыкальных грандов типа Дэвида Боуи или U2. Фанатам, как всегда, все нравится – всем остальным понятно, что это несколько не то, чего ждали от звезд такого калибра. Диалог между сторонами невозможен – музыканты-то действительно мастера, композиции и вправду неплохие, но ожидавшегося драйва нет и в помине – хотя фанатам об этом лучше даже и не говорить, затопчут.

Нет смысла ждать драйва от Ходорковского, отсидевшего 10 лет. Он не только сильно устал, но и явно связан какими-то обязательствами – возможно, условиями своего освобождения, и совершенно точно – положением остальных арестованных ЮКОСовцев, продолжающих оставаться в качестве заложников. То, что МБХ четко обозначил приоритет действий по их освобождению в своих дальнейших усилиях – абсолютно правильно, стоит только поддержать. Как и то, что написал прошение о помиловании, и совершенно неважно на каких условиях – а то развелось у нас моралистов, сидящих в твиттере.

Но вижу, что многих не покидает ощущение, что «мы увидели что-то не то». Понятно, тюрьма, понятно, устал, понятно, связан обязательствами. Но. На свободу вышел человек, про которого эти десять лет только и ходили разговоры, что как только он выйдет, то сразу возглавит Россию. От плакатов и демотиваторов, предлагающих поменять их с Путиным местами, рябило в глазах.

Он мог бы в этих условиях хотя бы пять минут сказать о своем видении будущего России. О том, как нам выбраться из той национальной депрессии, в которой мы находимся, и о своем видении «образа будущего». Успокоить затаивших дыхание поклонников, сказать: ребята, я хоть и не полезу в политику, но теперь у вас точно есть сильный мужик за спиной, который вам расскажет «как надо».

Ничего этого не было. Вместо этого мы услышали пресс-конференцию в основном «о себе», а не о России. Привычную эклектику – вроде как частному бизнесу нужно дать приоритет, но бизнес должен быть «социально ответственным» (ой где-то это мы уже слышали). Вроде как привычные слова про гражданское общество, но нотки государственника проскальзывают то там, то тут (про «воевать за Кавказ» осталось за рамками пресс-конференции, но очень показательно). Мне пишут и звонят люди, которые такой эклектики уже наелись за 15 лет путинизма, и спрашивают: а что же такое, может его сломали в тюрьме, где же тот русский Нельсон Мандела?...

А я, глядя на МБХ во время вчерашней пресс-конференции, четко вспомнил того МБХ, с которым мне приходилось сталкиваться по работе в 2002-2003 годах. Он вот ровно таким «стратегом» и был: построить нефтепровод сюда, построить нефтепровод туда. Осваивать Восточную Сибирь, строить нефтепровод в Китай. Запретить соглашения о разделе продукции (СРП) и заменить их на национальный налоговый режим. Сделать налог на добычу нефти плоским. Увеличить добычу с 400 до 500 миллионов тонн. Вот и вся «стратегия».

Ничего не узнаете?...

Я поэтому и удивлялся все эти годы, что из МБХ усиленно лепили некую качественную альтернативу действующей власти. Понятно почему: в 2000-2003 годах он умело прикормил значительную часть интеллектуалов через «Открытую Россию», и интеллектуалы решили, что раз Ходорковский возит их читать лекции по всей стране, то значит, он думает так же как они. На самом деле для меня борьба Путина и МБХ всегда была борьбой двух сопоставимых по целям и стилистике группировок, желавших полностью подмять под себя страну, и действовавших в этом плане довольно бесцеремонными методами (самому пришлось с этим столкнуться, так что знаю о чем говорю). ЮКОС был напичкан бывшими КГБШниками, достаточно сказать, что первым вице-президентом компании был первый глава российского КГБ при Ельцине Виктор Иваненко, который в 2000-2004 годах возглавлял т.н. «Фонд развития парламентаризма», который, как бы это сказать, гм-гм, занимался «целевой работой с депутатами Госдумы», нынешними и будущими. Депутатов покупали откровенно оптом и в розницу, причем финансировал ЮКОС вовсе и далеко не только оппозиционные партии: тот же партнер МБХ, бывший совладелец ЮКОСа Владимир Дубов шел в Думу в 2003 году по списку «Единой России» (в оппозиционные партии ни одного ЮКОСовца такого калибра делегировано не было). Соратники МБХ – Невзлин, Брудно, Дубов – мягко говоря, светочами либерализма и свободного гражданского общества не были, не дай Бог вам было попасть под каток этих людей. Нужные ЮКОСу законы проламывались в Госдуме без учета интересов страны – по поводу того же режима СРП уже ясно, что разгром в 2003 году режима соглашений о разделе продукции (по полному взаимному согласию между Путиным и Ходорковским) принес России  заморозку разработки новых проектов и будущие убытки бюджета от раздачи направо и налево налоговых льгот (подробнее об этом здесь). Как ЮКОС отзывался об экологах, протестовавших против попыток построить нефтепровод прямо рядом с озером Байкал (только не с севера, как хотел Путин, а с юга, через Тункинский национальный парк), и какие заказные пиар-кампании против экологов вел, вспоминать здесь не будем.

Борьба за власть между бывшими чекистами из Петербурга и бывшими комсомольцами из МЕНАТЕПа тоже началась не в 2003 году, как гласит популярная легенда. Вот тут «Дождь» дал кусок из стенограммы первого в жизни выступления Путина в Госдуме в 1998 году (еще в качестве директора ФСБ), где он сразу же атакует ЮКОС. А вот вам еще сюжет: посмотрите на биографию замглавы «Газпрома» и главы «Газпром экспорта» Александра Медведева, и вы увидите, что в 1997-1998 годах он работал… в той самой Восточной нефтяной компании (ВНК), которую в 1998 г. купил ЮКОС, после чего А.Медведева оттуда сразу уволили. А дело было в том, что Медведев вместе со своим партнером, ныне главой Газпромбанка и членом совета директоров «Газпрома» Андреем Акимовым, в то время были содиректорами австрийской компании IMAG, хотели… купить ВНК для себя. А Ходорковский у них из-под носа все это хозяйство увел. Вот вам и корни конфликта между двумя группировками, уходящего глубиной аж в далекий 1998 год (а может и раньше).

Конечно, есть разница между питерскими чекистами и менатеповскими комсомольцами. Если первые вообще не имели опыта создания стоимости и работы в рынке, и представляли собой в чистом виде породу паразитов-распильщиков чужого, то ЮКОС, конечно, был одним из успешных рыночных предприятий. Хотя не стоит все это дело переоценивать: принять элементарные меры по разгону красных директоров НГДУ и применению нормальных западных стандартов управления, привезти западные же сервисные компании Schlumberger и Halliburton с передовыми технологиями интенсификации нефтедобычи, начать публиковать отчетность по МСФО – все это было здорово, но это не тянет на бронзовый бюст на родине героев. Тот же «Лукойл» для разработки новых неосвоенных регионов – Тимано-Печоры, Северного Каспия – сделал много больше, тогда как ЮКОС в основном наращивал добычу все в той же Западной Сибири, на уже разведанных и освоенных территориях. А нефтепровод в Мурманск (так и не построенную упущенную возможность для российской нефтянки против сверхдорогого и убыточного ВСТО) придумал Алекперов, еще когда был первым замминистра нефтяной промышленности СССР.

Поэтому, несмотря на неплохую динамику, заданную ЮКОСом для нефтяной отрасли в начале «нулевых», не следует рассказывать о том, какая это была «суперэффективная компания». Никакой качественной национальной альтернативы политике Путина она не представляла. Сократить персонал, нанять Halliburton для поднятия дебета скважин, повысить капитализацию за счет повышения прозрачности и подороже продать свои акции – скажите, разве это национальная стратегия? Разве это как-то мощно двинет Россию вперед?

Еще хуже дела пошли после ареста Ходорковского. Понятно почему его часто рассматривали как политическую альтернативу Путину – потому что перед арестом, в 2003 году, он возглавлял мощную и богатую группировку, боровшуюся с Путиным за власть. Но в этой борьбе его соратники бездарно побросали оружие и разбежались, как только начались аресты. За месяц до думских выборов 2003 года финансирование оппозиционных партий было ЮКОСом прекращено – хотя ситуация балансировала на грани, можно было побороться за несколько десятков мандатов, и история России могла бы пойти по-другому!!! Президентская кампания 2004 года была позорно слита (хотя предвидеть аресты и подготовить альтернативных кандидатов для МБХ, при наличии стратегического мышления, было бы несложным делом). Никакой «партии Ходорковского» за эти десять лет на политической сцене так и не появилось – мы читали лишь противоречивые тексты из заключения с ароматом той самой очаровательной эклектики, которую можно было четко почувствовать во время последних интервью и выступлений МБХ после выхода на свободу.

Сравните это с Нельсоном Манделой, который, выйдя из тюрьмы, сразу возглавил крупнейшую национальную политическую организацию, Африканский национальный конгресс, которая все годы его заключения поддерживалась в «разогретом» рабочем состоянии и была готова к победе на выборах.

Понятно, что МБХ довелось пройти через тяжелейшие испытания, которые не пожелаешь и врагу. Наблюдая его в 2002 году в комнатах для совещаний, одетого с иголочки, абсолютно уверенного в себе, и хладнокровно произносящего что-то в духе «Мне очень жаль, что гнедая сломала ногу, но Боливару не снести двоих», я и представить себе не мог, что так оно все обернется. Еще тогда трудно было представить, что я, будучи, в общем-то, его противником в начале «нулевых», пойду его защищать и буду открыто выступать в его поддержку (например, моя публикация «Ошибки в расчетах Генпрокуратуры» в «Нью-Таймсе» в 2007 году стала первой известной мне подробной статьей, критикующей второе дело против Ходорковского и Лебедева по детальным экономическим основаниям – это когда ему пытались впаять «похищенную нефть»).

Но, тем не менее, я, в отличие от многих в либеральном лагере – и в особенности тех, кто в 2002-2003 пешком под стол ходил – всегда помнил о том, настоящем Ходорковском, и не спешил очаровываться. Вчера и сегодня увидел, что многие очаровавшиеся начали задумываться. Ну а что, коллеги, все так и должно быть. Мы увидели того самого настоящего МБХ, каким он всегда и был. Очень жаль, что его не было на российской политической сцене все эти годы – возможно, была бы конкуренция. А может и нет – договорились бы, как «Единство» договорилось с прежде непримиримыми соперниками Примаковым-Лужковым в 2001 году, создав на политической арене супермонополию. Супермонополиями МБХ тоже грезил – вспомните и несостоявшееся слияние ЮКОСа и «Сибнефти», и тот факт, что ЮКОСовцы шли в Думу 2003 года по спискам самых разных партий, не только либеральных, но и КПРФ, и «Единой России».

В общем, не творите себе кумиров почем зря. Смотрите на мир реальными глазами – он не черно-белый. А Ходорковскому удачи во всем и искренние поздравления с выходом на свободу.

комментарии
авторизация
  •  
    23 декабря 2013 | 18:10
    Отказ Ходорковского от политической деятельности, думаю, решение не окончательное.
    Во-первых в тюрьме заложники: Лебедев и Пичугин, севшие, в общем-то за него. Как человеку порядочному, ему очень приходится с этим считаться. Сильно не раскукарекаешься...
    Во-вторых что это за "общественная деятельность", которой он хочет заниматься и как она возможна в отрыве от политики? Духовным лидером можно быть и не состоя ни в какой политической партии, тем более, что и настоящих партий в России, откровенно говоря, еще нет
    В третьих человек меняется вместе с обстоятельствами, а он только 36 часов на свободе.
    •  
      23 декабря 2013 | 18:14
      "В общем, не творите себе кумиров почем зря. "

      Как это? Если не Навальный (Ходорковский), то кот? )))
      •  
        23 декабря 2013 | 18:43
        А с чего ,вообще, поклонники Ходорковского вдруг разом все решили, что ОН - именно тот человек, который сможет решить будущее России, как только окажется на свободе? И что он - будущий Президент России?
        Ходорковский кого-то уполномачивал это заявлять?
        НЕТ! Не уполномачивал.
        Это все досужие домыслы, которые кто-то распространил, а остальные, не долго думая - подхватили.
        Вообщем, печальная картина получается: даже вроде как мыслящие люди, считающие себя интеллектуалами, опять купились на сказку о "герое", который ...всем хорошим сделает хорошо и накажет всех плохих!
        То есть, опять та же песня о Сталине: вот приедет барин, барин нас рассудит!
        Только в облике Сталина пытались поставить Ходорковского.
        Такого обилия благоглупосткй, связанных с Ходорковским, как за последние дни на ЭХЕ, я давно не видел...
        •  
          23 декабря 2013 | 18:49
          Все, запятнал Милов "Икону", ща в портянки переведут.
          •  
            guy_fawkes Егор Решетов
            23 декабря 2013 | 18:52
            Война над телом Патрокла (зачеркнуто) освобождением Ходорковского становится утомительной, а ее действующие лица - смешными.
            Все торопятся на скорость дать комментарий.
            И никто почему-то не порадовался по-человечески, что человек вышел из тюрьмы.
            •  
              guy_fawkes Егор Решетов
              23 декабря 2013 | 18:54
              В этом плане Владимир очень правильно все написал.
              Без шизы, все очень четко. И он рад, что Ходор вышел - это чувствуется при прочтении
              •  
                23 декабря 2013 | 18:59
                Ну дежурной фразой ,что рады все отметились
                •  
                  guy_fawkes Егор Решетов
                  23 декабря 2013 | 19:02
                  Да вот честно сказать, дежурная фраза лучше, чем это соревнование изощренной публицистики.
                  •  
                    sigizmund82 Владимир Галкин
                    23 декабря 2013 | 19:31
                    Так надо ж как-то оправдаться - все же, вот без исключения все рассказывали. что пока Путин у власти Ходорковский не выйдет.
                    А тут такой конфуз.
                    •  
                      23 декабря 2013 | 19:43

                      Мироточащая Икона №2…

                      1. Ходорковский в США:
                      «Помогите мне стать президентом – и Россия будет ВАША!

                      2. Жена Петухова:
                      «А с появлением Ходорковского его структуры сказали, что они (нефтяники) не нужны, (что) они не собираются содержать города с населением более 200 тыс. человек. «Пусть едут куда хотят, я привезу китайцев 5–6 тыс. человек, и они за копейки будут на меня работать». Вот эта страшная, чудовищная философия их работы привела к тому, что Владимира Петухова убили».
                      •  
                        23 декабря 2013 | 20:16

                        Милов!

                        Ваши статьи на Эхе - вполне вменяемы и адекватны!

                        Если б Вы ещё – открыто (в Программе Вашей Партии) ОТРЕКЛИСЬ от «(Американских) Либер-Олигархических Ценностей», как неприемлемых для России (Чечни, Якутии, Финляндии, Мозамбика…) –
                        и заменили их на «Соц.-Демократические…»?
                        То…
                        •  
                          24 декабря 2013 | 00:47
                          Думаю, что и Ходорковского надо критиковать. Но надо критиковать, опираясь на факты.
                          Милов же, к примеру, описывая некую борьбу питерских чекистов с менатеповскими комсомольцами, упоминает А.Медведева, который не является чекистом и тем более питерцем.
                          Предполагаю, что у Милова, как и у Познера какие-то сложные отношения с Ходорковским.
                          •  
                            24 декабря 2013 | 01:33
                            Тут личное... Обиженный/опущенный:/
                            •  
                              24 декабря 2013 | 07:43
                              первым вице-президентом компании [Юкоса] был первый глава российского КГБ при Ельцине Виктор Иваненко, который в 2000-2004 годах возглавлял т.н. «Фонд развития парламентаризма»
                              ---------------------------------------

                              Гыыыыы ))
                        •  
                          24 декабря 2013 | 09:26
                          Пора освободить ещё одного политзэка - Алексея Пичугина!
                      •  
                        23 декабря 2013 | 20:52
                        Неужели китайцы убили?
                      •  
                        23 декабря 2013 | 21:32
                        Пост Милова в целом полезен.
                        " не творите себе кумиров почем зря. Смотрите на мир реальными глазами – он не черно-белый."
                        Это, конечно, правильно.
                        Но делать прогонозы о Ходорковском в качестве политика на основании его поведения в качестве бизнесмена, по моему, неправильно.
                        Да, будучи бизнесменом, Ходорковский больше думал о своей компании, а не о стране в целом, и так думал и думает каждый бизнесмен. Но когда страна под руководством Путина стала сворачивать с рельсов демократии, а экономика из более-менее свободной и конкурентной стала превращаться в управляемую непосредственно Путиным, что плохо именно для страны и для бизнеса в целом, он выступил уже как политик против, за что и поплатился.
                        • (комментарий скрыт)
                          •  
                            24 декабря 2013 | 02:55
                            не верьте всяким отчаявшимся тёткам .Разберитесь сначала .Факты есть .И они - другие .
                          •  
                            24 декабря 2013 | 03:26
                            Петухов пострадал как человек Ходорковского. Выручка ЮКОСа до появления Ходорковского поступала чеченской группировке, которой руководил Хож-Ахмет Нухаев. Петухов сначала не противодействовал им, а с появлением Ходорковского стал поддерживать его в борьбе с чеченской группой. Чеченцы и организовали его убийство. Пичугин здесь не замешан, он вообще не был начальником службы безопасности ЮКОСа. Такой должности не было. Пичугин был начальником экономической безопасности ЮКОСа. Это бухгалтерская, а не силовая должность. Но высшему российскому начальству Пичугина представили, как ЮКОСовского силовика, и его взяли в оборот, но не смогли сломать.
                          •  
                            24 декабря 2013 | 11:51
                            //Лукавит Ходорковский, олигархический оккупант. А все производственные мощности тоже бы из Нефтеюганска в Ханты-Мансийск перевел?//

                            А Ходорковский сказал, что в Нефтеюганске не было производственных мощностей и он не обязан был платить в Нефтеюганск налоги. Где правда?
                          •  
                            24 декабря 2013 | 18:15
                            "А все производственные мощности тоже бы из Нефтеюганска в Ханты-Мансийск перевел?"

                            А их в Нефтеюганске НИКОГДА не было.. В районе были, а в Нефтеюганске - не было..
                            Но в РАЙОНЕ был другой руководитель.
                            Какое отношение имеет Сечин, к нынешнему мэру Нефтеюганска? Никакого.. Вот ТАК ЖЕ и ТОГДА БЫЛО
                •  
                  24 декабря 2013 | 02:52
                  А Познер? Очень почему -то не рад? Что бы это значило? ЗАВИСТЬ!
                  •  
                    24 декабря 2013 | 10:35
                    Нет, просто желание подольше продержаться у кормушки;)!
            •  
              23 декабря 2013 | 18:58
              мы услышали пресс-конференцию в основном «о себе», а не о России.
              ====
              А чего Милов хотел?
              Ведь вопросы были об МБХ! Милов совсем совесть потерял, так писать о человеке, отсидевшем 10 лет!!!
              А была ли она у него....
              •  
                23 декабря 2013 | 19:50
                \\ Милов совсем совесть потерял, так писать о человеке, отсидевшем 10 лет!!! \\
                ------------------------------------------------------------------
                Милов описал свое видение ситуации и высказал мнение о бывшем олигархе и человеке. Почитайте интервью Ходорковского "Снобу" и узнаете, что сам МБХ считает себя вольтерьянцем. Поэтому мнение Милова, к тому же аргументированное, в отличие от мнения Познера, например, имеет право на обнародование, и сам Ходорковский поддержал бы это!
          •  
            23 декабря 2013 | 23:09
            Начал за здравие, а кончил за упокой. Я уже подумал, что вот оно. 2 человек со стальными яйцами и своим мнением, который не прогибается под фонтанам брехни и пропоганды. Который назовет вещи своими именами. Вора - вором. и тут:
            пойду его защищать и буду открыто выступать в его поддержку (например, моя публикация «Ошибки в расчетах Генпрокуратуры» в «Нью-Таймсе» в 2007 году стала первой известной мне подробной статьей, критикующей второе дело против Ходорковского и Лебедева по детальным экономическим основаниям – это когда ему пытались впаять «похищенную нефть»).
            •  
              23 декабря 2013 | 23:47
              Так он и не писал для идиотов
              •  
                23 декабря 2013 | 23:50
                yuryper, от таких такого кол-ва трусливых и продажных политиклв в Роиссе очень хочется стать идиотом и никогда не слышать никого из них.
      •  
        23 декабря 2013 | 18:54
        "Как это? Если не Навальный (Ходорковский), то кот? )))"

        Дурачечек малограмотный, дело НЕ в Навальном, Ходорковском, Путине,или Ким Чен Хере, а в ИХ НЕ СМЕНЯЕМОСТИ..
        •  
          23 декабря 2013 | 23:23
          Я тоже за сменяемость власти. Срочно сменить Венедиктова - он главред с февраля 1998 года (страшно даже сказать - переплюнул Путина Великого и Ужасного).
          •  
            24 декабря 2013 | 09:40
            "Я тоже за сменяемость власти. Срочно сменить Венедиктова - он главред с февраля 1998 года"

            Эхо - ЗАО... И только члены ЗАО могут решать, кого менять, а кого нет
        •  
          efa Ольга Кортунова
          24 декабря 2013 | 11:32
          и политическая конкуренция даже двух олигархических группировок дает возможности для хоть и куцей, но демократии, как в той же Украине
          •  
            24 декабря 2013 | 12:12
            efa: ...конкуренция даже двух олигархических группировок дает возможности для хоть и куцей, но демократии...

            Что дает, хлеб, молоко, жилье... много дала Украине?
          •  
            24 декабря 2013 | 18:31
            "и политическая конкуренция даже двух олигархических группировок дает возможности для хоть и куцей, но демократии, как в той же Украине"

            "Паны дерутся - у холопов чубы трещат"
            Украинская пословица
      •  
        24 декабря 2013 | 05:01
        Опечатка к месту.
        Кот, который жирнее всех...тот и станет кумиром....
        Навальный - это мелкая плешка.
        Его денег наворованных на лесе даже на пост депутата Московской Думы не хватит.
        А ходорковский просто и сам пока не знает на какой пост ему хватит припрятанных денег.
        Разберётся, скажет...
      •  
        24 декабря 2013 | 06:18
        Сменяемость власти, но не путем силового свержения противника, как произошло в случае с МБХ.
        Должна быть открытая политическая конкуренция.
      •  
        24 декабря 2013 | 06:35
        ... А Ходорковскому удачи во всем и искренние поздравления с выходом на свободу...
        ========================================================================

        Заказным говнецом за версту отдает этакое поздравление...
      •  
        24 декабря 2013 | 12:19
        то кот! )))
    •  
      23 декабря 2013 | 18:17
      Чтобы МБХ мог говорить о России, он должен лучше узнать то, что происходит в ней сейчас.
      И то, что он желает заняться общественной и правозащитной деятельностью, это лучшее, что он может сделать на современном этапе.
      А дальше будет видно.
      •  
        23 декабря 2013 | 18:59
        "Чтобы МБХ мог говорить о России, он должен лучше узнать то, что происходит в ней сейчас. "

        Лучше его знать ТО, ЧТО в путинской России происходит СЕЙЧАС..где НЕЗАКОННО СИДЯТ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ, а миллионы в ЛЮБОЙ МОМЕНТ могут посадить, он знает лучше всех...
        •  
          23 декабря 2013 | 19:43
          Наконец-то вменяемый текст о Ходорковском. Первый с момента освобождения, спасибо Милову.
          • (комментарий скрыт)
          • (комментарий скрыт)
          •  
            23 декабря 2013 | 22:54
            23 декабря 2013 | 19:43
            Наконец-то вменяемый текст о Ходорковском. Первый с момента освобождения, спасибо Милову.
            -----------------------------------------------------------------------------------

            Полностью согласна.
            Одурели от Ходорковского все. Откуда у него миллиарды были? Ответ-УКРАЛ.
            Украл, как и остальные.
            Посмотрела голосование на Эхе. Очень обидно стало за Навального. Человек, честный человек, не олигарх, не вор, бъётся за Россию, бьётся против воров из ЕР, а Вы все голосуете за ВОРА ХОДОРКОВСКОГО.
            ПРИДУРКИ.
            •  
              24 декабря 2013 | 18:05
              "Украл, как и остальные."

              Что ИМЕННО УКРАЛ Ходоровский? Конкретно и без жевания соплей
        •  
          24 декабря 2013 | 15:34
          МИЛЛИАДЫ!!!!
          •  
            24 декабря 2013 | 18:11
            "МИЛЛИАДЫ!!!!"

            А "МИЛЛИАДЫ!!!!" - это хто?. Комары такие, што ли.
      •  
        24 декабря 2013 | 12:17
        dana24092005: ...он желает заняться общественной и правозащитной деятельностью

        Пора, защитить миллионы русских беспризорных детей, обобранных олигархами?!
    •  
      23 декабря 2013 | 18:38
      Уважаемый sozerzatel, Вы все сформулировали АБСОЛЮТНО правильно.. Просто не я ОДИН заметил, что от г-на Милова последнее время - стало "пованивать"
    • (комментарий скрыт)
      •  
        23 декабря 2013 | 19:29
        "Бобик сдох" и выдал -

        " Ходорковский: Понимаете, я не могу сказать, что Путин везде не прав. Когда вы разрушаете сакральную ценность, платить за это приходится очень жестко. Есть вопросы, связанные с методами управления страной, где я с ним согласен."
    •  
      23 декабря 2013 | 19:41
      Выпустили из тюрьмы и слава богу, и за что вообще олигархи в стране могут бороться? За лучшую свою долю? Странны ожидания о том что олигархи возьмутся мир спасать, да и не их это дело.
    •  
      24 декабря 2013 | 07:58
      СМЕНА ЗНАМЕНИ

      Как видится версия 2.0 лично Ходорковскому?

      Об этом можно судить пока только по тому, что он успел сказать в трех телеинтервью Евгении Альбац, Ксении Собчак и Марианне Максимовской. Все журналистки стремились вызвать его на самые-самые-самые откровенные признания и радикальные слова. Но МБХ был осторожен – десятилетний тюремный срок научил не бросаться словами.

      Я полагаю, что осторожность продиктована тем, что главным условием помилования было не признание Ходорковским своей вины, а немедленный отлет за границу. Чтобы ни одна живая душа его на территории России свободным не увидела. Отсюда все эти самолеты и содействие ФРГ. На освобождение Путину пришлось согласиться по ряду внешнеполитических причин (Олимпиада, украинский Майдан и т.п.), но вот триумфального возвращения в Москву допускать было никак нельзя.

      Хватит с нас возвращения Навального из Кирова и встречи его на Ярославском вокзале. А Ходорковского пришла бы встречать толпа, на порядок более многочисленная. В контексте киевского Евромайдана это было чревато... Да и вообще Евромайдан стал последним и решающим аргументом, убедившим Путина в том, что экс-олигарха придется выпустить. Каковы бы ни были дальнейшие планы Ходорковского, эффект внезапности утрачен, и триумфального въезда в Россию на белом коне уже не получится. Вспомним неудачный опыт Солженицына. Поэтому подозреваю, что Ходорковскому категорически рекомендовано вообще не возвращаться в Россию.
      http://clck.ru/8xydY
    •  
      24 декабря 2013 | 11:04
      господин Милов, много букафф и довольно-таки гнусный пост
  •  
    23 декабря 2013 | 18:14
    Господи наконец хоть один вменяемый человек нашёлся. А то все остальные просто сдвинулись в счастливом угаре от того что их кумира Ходорковского выпустили, а на все остальные проблемы России им вдруг стало наплевать.
    МБХ, как и Путин, оба бандиты, оба русофобы, оба ненавидят России и любят лишь её богатства.
    •  
      23 декабря 2013 | 18:37
      наконец хоть один вменяемый человек нашёлся================Да это вменяемый человек,конкурентов убирает с политического поля.Решил играть на опережение.
    •  
      23 декабря 2013 | 18:38
      До Юкоса в Ангарской НХК платили в среднем 2 000 руб, при Юкосе - уже 8 000 (в 4 раза больше), но за рабочие места началась драка. В отчетах же для налоговой фигурирует средняя зарплата 32 000 (еще в 4 раза больше), т.е. 75% зарплаты менеджеры ЮКОСа тупо воровали у рабочих. Хотя за реальных 32 000 люди стали бы уже не драться, а воевать в то время
    •  
      23 декабря 2013 | 18:59
      это точно. Оба бывшие коммунисты-комсомольцы и жулики. Жизни учили как типа честно поступать при СССР, так и тут заткнуться не могут
    •  
      23 декабря 2013 | 20:56
      А вы предполагайте что здесь, на Эхе, в комментах и постах решаются проблемы России? Тогда понятно почему у нас всё так хреново.
    •  
      24 декабря 2013 | 03:20
      Есть разница. МБХ совсем не ТОТ МБХ, который сел. А ВВП - не сидел, поэтому он - ТОТ. Ну, и разница - МБХ - производственник, он строил отрасль, хотя и по правилам "дикого запада", а сподвижник ВВП г-н Сечин - развёл ВВП и - украл и разорил ЮКОС. Это разные подходы к народному хозяйству. Кроме того, увы, ВВП - "нерешительный" человек - вспомнить истории с Курском, Норд-Остом и Бесланом, не говоря уже о рязанском доме и других домах, которым повезло меньше.
  •  
    23 декабря 2013 | 18:21
    Ну, забегали "политики". Что ничуть не лучше Абрамовича, например, то понятно. Но сказал же, что в политику не пойдёт, зачем такие длинные простыни писать, пытаясь утопить потенциального конкурента ?
  •  
    23 декабря 2013 | 18:24
    Милов в последнее время пишет хорошие по качеству аналитические статьи. Вот и здесь все грамотно расписано.
    МБХ - это тот же Путин, только "для интеллигенции". Та же тема - "ни пяди родной земли не отдадим, если надо - будем воевать". Опасные взгляды у человека. А после одсидики в нашем гулаге, я думаю, там еще столько "тараканов" добавилось.
    •  
      23 декабря 2013 | 18:40
      y_che А после одсидики в нашем гулаге, я думаю, там еще столько "тараканов" добавилось.
      ================
      Про тараканов личный опыт? Так надо избавляться,и лишь после этого на Эхе свою "аналитику" выкладывать.
      •  
        23 декабря 2013 | 19:21
        ///Про тараканов личный опыт?///
        Я так понимаю вы хотите сказать, что у вас есть обратный личный опыт, что после нашего гулага тараканы не образуются, а наоборот, сразу наступает просветление как у Будды ?
        •  
          23 декабря 2013 | 19:29
          что после нашего гулага тараканы не образуются,
          ========================================
          Если ты человек,то и после тюрьмы останешься человеком,а тараканы и на свободе могут появиться.Пример этому некоторые комменты на Эхе.
          •  
            23 декабря 2013 | 19:56
            ///Если ты человек,то и после тюрьмы останешься человеком///

            Ну конечно, нет же совершенно никакой разницы между допустим шведской тюрьмой, где ты сидишь один, в условиях 3-х звездочного отеля, и зоной в какой-нибудь Мородовии, где постоянно приходится взаимодействовать с "обществом" различной сволочи, как со стороны блатняка, так и вертухаев. Не говоря уж об унизительных условиях быта и унижающего рабского труда.
          •  
            24 декабря 2013 | 01:06
            Вы это на себе проверяли? Или смотрели на судьбы других людей? Чего тогда судьбу Достоевского пропустили?
    •  
      23 декабря 2013 | 18:51
      Я натыкаюсь у Милова на противоречия, логические неувязки.
      С одной стороны, МБХ в политике ничем не лучше других: "На самом деле для меня борьба Путина и МБХ всегда была борьбой двух сопоставимых по целям и стилистике группировок, желавших полностью подмять под себя страну", далее утверждение, что МБХ наверняка влился бы в правящую партию.
      С другой стороны упрёки - "можно было побороться за несколько десятков мандатов, и история России могла бы пойти по-другому".
      Если это Вы считаете "качественной аналитикой", попробуйте совместить позиции Милова. Если та же стилистика, что у Путина, то не смешно ли предъявлять претензии?
      •  
        23 декабря 2013 | 19:42
        ///далее утверждение, что МБХ наверняка влился бы в правящую партию.///
        Вполне возможно, если бы они не вступили с В.П. в смертельный клинч на "личном уровне". Лужков вон был же в "правящей партии". А тоже в свое время имел некоторые амбиции федерального политика, и бизнес-планы. Потом решил прогнуться и стать "ведомым", когда понял, что голова дороже, а бизнес можно неплохо вести и под чужим патронажем.

        ///история России могла бы пойти по-другому///
        Ну а собственно где тут противоречия?
        Прочтите внимательно - М.Х. предпочитал влиять через разные политические группы (вполне себе европейский или американский вариант), а не устраивать глобальную "новую КПСС", как В.П., которая продавливала бы любые его задумки.
        •  
          23 декабря 2013 | 20:14
          Прочтите, пожалуйста, внимательно. Я привел цитаты, зачем мне делать это ещё раз.
          Милов не держит мысль даже внутри одного параграфа.
          Это не аналитика, а "женская логика".
          •  
            23 декабря 2013 | 20:58
            Ревность скорее.
            •  
              23 декабря 2013 | 21:22
              Я уж не стал это упоминать. Хотя и напрашивалось.
              •  
                23 декабря 2013 | 21:54
                Ангела Меркель и Маргарэт Тэтчер. И автор,грите, с "женской логикой".
                •  
                  23 декабря 2013 | 22:34
                  Не обижайтесь. Я не зря выражение в кавычки взял.
                  Патернализм в языке пока силён.
      •  
        24 декабря 2013 | 12:26
        Нет у Милова логических неувязок, как и утверждений, что Ходорковский влился бы в правящую партию. Предположение - да, и пример привел, что так бывает: // Очень жаль, что его не было на российской политической сцене все эти годы – возможно, была бы конкуренция. А может и нет – договорились бы, как «Единство» договорилось с прежде непримиримыми соперниками Примаковым-Лужковым в 2001 году, создав на политической арене супермонополию. //
      •  
        25 декабря 2013 | 10:35
        Да, вот это дурацкое сравнение с Манделой и его конгрессом. Г-н Милов упорно критикует неспособность г-на Ходорковского взять власть указывая при этом на факты, которые скорее подтверждают, что г-н Ходорковский за нее и не боролся, и весь заговор есть только у г-на Милова в голове.
    •  
      23 декабря 2013 | 18:52
      согласен. разводилово для лохов этот миша. путинцы чувствуют, что все пропало, для чайников крапленые карты из рукавов достают. Переворот военный в мае не удался, ничего, в следующий раз все получится.
      • (комментарий скрыт)
        •  
          23 декабря 2013 | 20:59
          вы обиделись на "лохов"? Ну нельзя же верить этим проклятым комсомльцам и чекистам. я помню еще маленький был, в 1991году старался отговаривать знакомых от участия в первой финансовой пирамиде.Устраивали ее как раз В Московском доме молодежи.Называлась-Акции , типа. отдаешь 300р., получаешь синюю бумажку,надо найти 4 человек, они платят по 300 ты поднимаешься на уровень. Уровней там было то ли 10 толи 12, кто быстрее, тот выинрал и забирает все деньги. Так-то вот. Только сейчас об этом робко помалкивают. Так что склизкая эта публика.
          • (комментарий скрыт)
            •  
              23 декабря 2013 | 23:34
              идиот это вы
              • (комментарий скрыт)
    •  
      24 декабря 2013 | 12:12
      //Милов в последнее время пишет хорошие по качеству аналитические статьи.//

      Хотела то же самое написать, но многие это уже отметили. Только всем плюсую. Спасибо Милову. Он вообще пишет хорошо.
  • (комментарий скрыт)
  •  
    23 декабря 2013 | 18:28
    А об чём речь? О том, что Ходор тогда работал по тем правилам, которые были в бизнесе и в политике? А кто этого не знал-то? О том, что тогда реально было оппонировать гебешной верхушке? Ну а сейчас все так же в думе накормлены с рук господина и делают чего велено.
  •  
    23 декабря 2013 | 18:29
    Да как-то все равно, чего-там Ходорковский. Парню не повезло. Жалко было? Да. Что он луч света в темном царстве-нет.Такой был типа борец с режимом, прям Варенников какой-то! Он -то от амнистии отказался, в отличии от Зюгановых и т.д. Меня больше дикий рост цен интересует, недоступность для народа прикоснуться к культуре-кино страшно дорого -по 500р за билет, музеи- 300р, зоопарк-500р. Продукты, особенно яйца и молочка страшно подорожали. Скотское отношение мэрии к уборки ото льда просто бесит. Эти свиньи не посыпают тротуары песком. Пожилые люди себе кости ломают, боятся на улицу выходить, а этим собянинцам наплевать. Опять, таки вопрос с визами со Средней Азией и Кавказом необходимо решать положительно. Я не собираюсь этим мигрантам из своего кармана оплачивать школу и медицину. Пока их всех отсюда не вышлют, эти вещи должны быть для них безусловно платными. А то Михаил.Михаил!!! Как будто второе пришествие Христа.
    •  
      23 декабря 2013 | 18:44
      Я не собираюсь этим мигрантам из своего кармана оплачивать школу и медицину.
      ===============================
      Ну и что ты сделаешь? Давай лучше про Михаила,безопасней будет.
      •  
        23 декабря 2013 | 18:56
        а вы любезный, у вовы получку получаете?
        •  
          23 декабря 2013 | 19:33
          а вы любезный, у вовы получку получаете?
          =========================Не получил ответа. А все кто задает Вам вопрос состоят на жаловании Путина? Да у Вас мил человек мания величия.
  •  
    23 декабря 2013 | 18:33
    1. "Он не только сильно устал, но и явно связан какими-то обязательствами – возможно, условиями своего освобождения, и совершенно точно – положением остальных арестованных ЮКОСовцев, продолжающих оставаться в качестве заложников"

    2."Он мог бы в этих условиях хотя бы пять минут сказать о своем видении будущего России. О том, как нам выбраться из той национальной депрессии, в которой мы находимся, и о своем видении «образа будущего».

    Мужик - ТЫ КОГДА ВТОРУЮ ФУЕТУ ПИШЕШЬ, хоть немного ПРО ПЕРВУЮ ФУЕТУ ПОМНИШЬ?
    Или ты как Жириновский с Прохановым - в конце предложения УЖЕ НЕ ПОМНИШЬ, о чем говорил в начале предложения ?
    •  
      23 декабря 2013 | 19:20
      Согласен с Вами.
      Писание Милова содержит сплошь неувязки. Если коротко:
      Какие могут быть претензии к МБХ? Смотрите все, как надо предъявлять претензии. Да он "такой же, как Путин". А если бы после посадки МБХ сотрудники продолжали то, что он делал, всё бы пошло по другому.
      Если в коротком посте человек действительно в каждом следующем предложении забывает то, что написал в предыдущем, то как-то становится ясным уровень руководства политической партией и самой партии. Очередное бла-бла.
      •  
        24 декабря 2013 | 12:34
        // А если бы после посадки МБХ сотрудники продолжали то, что он делал, всё бы пошло по другому//

        У Вас что-то с логикой и постоянные неточности. Вы что закавычили, слова Милова? Он постоянно пишет, что "могло бы". А разве нет?
        •  
          24 декабря 2013 | 12:58
          На уровне, что если бы у бабушки были ..., то она была бы дедушкой.
          ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
          "Но в этой борьбе его соратники бездарно побросали оружие и разбежались, как только начались аресты. За месяц до думских выборов 2003 года финансирование оппозиционных партий было ЮКОСом прекращено – хотя ситуация балансировала на грани, можно было побороться за несколько десятков мандатов, и история России могла бы пойти по-другому!!! "
          +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
          Вам ещё раз пожевать? Или почитаете внимательно?
          •  
            24 декабря 2013 | 12:59
            Дурак.
            • (комментарий скрыт)
              •  
                25 декабря 2013 | 12:03
                Она - дама, возможно поэтому "женская логика" Милова ей близка, а мои грубости нет. Ответила, как смогла, по законам той же логики.
                Обижаться в таких случаях нельзя.
                • (комментарий скрыт)
  •  
    23 декабря 2013 | 18:38
    дикий рост цен конечно волнует обывателей.
    Регресс нравственности -вряд ли.
    Хотя второе и есть пищей для первого
  •  
    23 декабря 2013 | 18:38
    Милов, вся ваша сраная оппозиционность всей вашей сраной оппозиции по оппозиционности не стоит одной саркастической улыбки Ходорковского. Извините, как говорил Слоненок из мультика. К тому же Ходорковский умный.
  •  
    23 декабря 2013 | 18:40
    Растет поколение "Пусек" и им престарелый Ходорковский не нужен...
  •  
    23 декабря 2013 | 18:42
    кто такой вообще Милов? и почему он ноет как Явлинский? наверное, потому что он такой же политический импотент, и тоже никому не интересен в 2013 г. ? (в отличие от).
  • (комментарий скрыт)
  •  
    23 декабря 2013 | 18:44
    Созывать такую крупную пресс конференцию, для того что бы сообщить, "хочу заниматься семьей и друзьями в неволе", выглядет немного странно, достаточно было сообщить это через пресс секретаря.
  •  
    23 декабря 2013 | 18:45
    Анализ интересный, но сравнивать Ходорковского и путина некорректно. Уверен, что если бы МБХ не посадили на 10 лет в тюрьму, то степень теперешнего БЕЗОБРАЗИЯ, исходящего от власти (путина) была бы значительно меньше! Пенсионер 66 лет.
  •  
    23 декабря 2013 | 18:46
    Вчера и сегодня увидел, что многие очаровавшиеся начали задумываться.
    ---------------------------------------------------------------------------------------------
    Чтобы не разочаровываться не надо очаровываться.
  •  
    23 декабря 2013 | 18:48
    Вот и второй камень в огород МБХ,после Познера.
    Наверное истина где то рядом.
    С Путлером будем бороться без Ходорковского,жаль.
    •  
      24 декабря 2013 | 10:24
      А кто Вам мешал бороться с путлером ВМЕСТЕ с Ходорковским?
  •  
    23 декабря 2013 | 18:49
    История с Ходорковским мне очень сильно напоминает сюжет романа Лиона Фейхтвангера "Еврей Зюсс", только с более счастливым финалом. Параллели просто напрашиваются. Что, конечно, не слишком лестно характеризует степень исторической отсталости России.
  •  
    23 декабря 2013 | 18:49
    "...я, в отличие от многих в либеральном лагере – и в особенности тех, кто в 2002-2003 пешком под стол ходил – всегда помнил о том, настоящем Ходорковском, и не спешил очаровываться".
    Владимир, спасибо за объективную оценку деятельности Ходорковского.
    •  
      24 декабря 2013 | 10:22
      "...я, в отличие от многих в либеральном лагере – и в особенности тех, кто в 2002-2003 пешком под стол ходил – всегда помнил о том, настоящем Ходорковском, и не спешил очаровываться". (С)
      ==================================================
      Это "...Я..." - некрасиво и нескромно, г-н Милов!
  •  
    23 декабря 2013 | 18:51
    Реальный Ходорковский , может быть , лучше , чем придуманный.
    Посмотрим.
  • (комментарий скрыт)
  •  
    23 декабря 2013 | 18:54
    "..что как только он выйдет, то сразу возглавит Россию"
    --------------------------------------------------------------------
    Нигде такого не читала, поэтому - недоверие к автору.
    •  
      23 декабря 2013 | 23:32
      А Вы почитайте Новодворскую, Борового, Альбац и подобных.
      •  
        24 декабря 2013 | 10:19
        А Вы почитайте Новодворскую, Борового, Альбац и подобных. (С)===============

        Так с них и спрос!
  •  
    23 декабря 2013 | 19:01
    "Но нравоучительные правила должны состоять не в пышных и высокопарных выражениях, а чтоб в коротких словах изъяснена была самая истина.''
    Иван Андреевич Крылов.
  •  
    23 декабря 2013 | 19:06
    Милов, не завидуйте ни Путину ни Ходорковскому! И себя можно бы поменьше пиарить - то что Касьянов взял Вас когда-то замом министра - это конечно круто, но поверьте в эпоху проходимцев ещё один дилетант и не пойми кто во власти - дело привычное.
    Путин действительно боялся Ходорковского и по силе даже в тюрьме оставался человеком, с которым приходилось считаться. Где Милов и где Ходорковский!
    Подобные же Милову "деятели" - пусть шуршат во всяких там в своих комитетах и междусобойчиках. Даже Кристина Потупчик поленится в вас плюнуть!
  •  
    23 декабря 2013 | 19:11
    Какой мудрый Милов - он "и тогда знал", и теперь нас, неразумных, предостерегает... Если человек такой умный, то почему же он ... короче, находится там, где находится?
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Станьте
членом клуба
и получите дополнительные преимущества на сайте
Дежурный по сайту
Эфирный телефон: (495) 363-36-59
sms в эфир: +7 (985) 970 45 45
tweet в эфир: @vyzvon
Поддержка - problem@echo.msk.ru
1167098

1133040

Политолог Кирилл Рогово: стратегически Россия проиграет, этот процесс разворачивается вне нашего контроля

О том, что значит подписанный Россией, США, ЕС и Украиной документ в Женеве



1090015
1066304

876074
1106900
795394
681013
681012
743643

Александр Невзоров: Железные лапти Кремля

Патриотизм, в отличие от других галлюциногенов, формирует устойчивые доверительные отношения с видениями, возникающими под его воздействием
Сказано на свободе
Про Женевские соглашения одни говорят, что Киев предал свой народ, а другие, что Лавров - свой. Но если удастся провести свободные выборы, у Украины будет шанс.

  • coe.ru/
    Информационный центр Совета Европы