12:02 , 23 декабря 2013

Гигантомаркеты наступают и выигрывают

Новости о строящихся торговых гигантах мелькают в СМИ с завидной регулярностью. В последней из увиденных новостей масштаб застроек поражает и навевает мысли о гигантомании. Такими темпами через лет 50 мелкорозничная торговля сохранится только в музеях в виде уютных черно-белых фотографий.

А пока стоит напомнить, что форматы торговли бывают разные: большие, средние, малые. Супер— и гипермаркеты призваны предлагать максимальный ассортимент по минимальным ценам. Магазины у дома — возможность купить что-то на вечер, не садясь в машину. Ну и так далее.

Почти во всем мире торговля регулируется государством. Прежде всего, это делается в целях защиты малого и среднего бизнеса. У сетевого ритейла затраты на аренду, администрирование, логистику гораздо ниже, чем у других форматах; не говоря уже о том, что и товары он получает по существенно более низким ценам, да еще с большой отсрочкой. Если сети не подвергать разумному ограничению — они просто поглотят всю остальную торговлю, а потом, со всеми вытекающими последствиями, и друг друга. Именно для сдерживания сетей в первую очередь и существует антимонопольное законодательство, позволяющая сосуществовать разным форматам торговли и делающая ее более разнообразной и удобной для людей.

Во многих странах законодательство запрещает строить гипермаркеты в черте города. Едва ли не в большинстве европейских стран крупным магазинам запрещено работать в воскресенье и в субботу после обеда. Во многих странах (причем отнюдь не только в Европе) сетевой ритейл не торгует сигаретами, а где-то — и спиртным. Эти группы товаров отданы среднему или, чаще, малому бизнесу.

У нас — все ровно наоборот. Сетям можно все. Можно строить магазины, где хочешь; невзирая на перманентные причитания об ухудшении транспортной ситуации. Можно работать круглосуточно. Об ограничении ассортимента речи не идет.

И — наоборот. Если вдруг законодатель решил ограничить что-нибудь в торговле, то с неизбежностью восхода солнца речь пойдет о малом бизнесе. Вот, решили, что потребителю слишком доступно пиво. Что будем делать? Понятно что — запретим его продавать нестационарным торговым объектам. Выяснили, что в России много курят. Начали ровно с того же: с попытки запретить торговать табаком малому бизнесу.

В прошлом году в Мосгордуме обсуждался проект запрета торговли спиртным для магазинов площадью до 100 кв. метров, а в перспективе — до 200. Дальше профильной комиссии дело пока не пошло, но мысль, как говорится, понятна. В некоторых регионах периодически возникает вопрос о запрете малому бизнесу торговать рыбой, периодически муссируются темы с еще какими-то ограничениями.

Но заметьте — никто и никогда не предлагает что-либо запретить крупному ритейлу. Не конкретной сети за какие-то нарушения (как недавно была приостановлена лицензия на алкоголь у подмосковных «Ашанов»), а в принципе, как торговому формату.

Почему, интересно? У нас ведь чиновники и законодатели так любят ссылаться на пример Европы. А там ничего подобного и в помине нет: нигде — ни в Старой Европе, ни в Новой, сетевой ритейл не чувствует себя так вольготно. А учитывая общероссийскую кампанию по уничтожению рынков — так и вообще припеваючи.

Все мы ездим в супермаркеты. Но действительно ли мы хотим, чтобы они остались единственным розничным продавцом, чтобы у них не осталось конкурентов? Ну, то есть — совсем не осталось. Потихоньку, не без колебаний и сбоев, но более-менее осознанно, мы идем ровно к этой модели; прямо скажем — невиданной ни в одной цивилизованной стране.

Комментарии

31

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


23 декабря 2013 | 12:07

Во всём мире (цивилизованном), мелкие магазины (в массовом сегменте) торгуют свежим хлебом и молочными продуктами - это не заговор, а следствие низкой производительности труда продавца, который отпускает товара четырём покупателям в час на сумму 100 баксов - ведь в цене: зарплата продавца, аренда, коммуналка, налоги... а пока стоите с тележкой в маркете - просто прикиньте - сколько товара он продаёт в час...


vladkaz67 23 декабря 2013 | 12:15

Сетевики погубят не только мелких продавцов, но и мелких производителей продовольственных товаров, тех которые работали на мелкооптовый рынок. И тогда цены на прод. товары полезут вверх. Поздравляю жителей крупных городов- всех загонят в супермаркеты.


23 декабря 2013 | 12:19

Лично у меня с супермаркетами одна проблема - нет рядом с домом, а то уже достало покупать сайру в местном магазине за 35 рублей, которая в супермаркете 24 рубля или водку за 260, притом, что супермаркете она 170 руб...


sergiusru 23 декабря 2013 | 13:02

Кто про что, а кот про рыбу! Да ещё про водку! LOL

Весь мир, выходит, болваны неразумные, и только наши - умудрённые мужи!

Да у нас вся экономика монопольно-феодальная, поэтому всё в этом русле и движется!


iet69 23 декабря 2013 | 13:26

При таком раскладе скоро кроме подпорченной кильки купить ничего не сможешь, зато каждый месяц будешь слышать об увеличении списка отечественных (и не только) миллиардеров...


23 декабря 2013 | 13:32

Узбагойся и скушай курочку...


ziouzine 23 декабря 2013 | 13:31

Чего-то в Европе не погубили ни мелкие магазины, ни рынки. Естественно, маленький магазин должен иметь прекрасное позиционирование.


maximovlad Владлен Максимов 23 декабря 2013 | 14:44

Все абсолютно правильно: в Европе традиционный (городской) малый магазин - специализированный: колбасный, молочный, кондитерский... Там немного дороже, чем в ритейле, но шире и хитрее специализация. Но у нас ситуация с помещениями - во многом искусственно - такова, что малый магазин, чтобы отбить аренду, вынужден копировать ассортимент супермаркета: колбаса, здесь же рыба, презервативы на нитке, чтоб место не пропадало. Эта проблема решается, как только увеличивается предложение по торговым площадям. Ритейл же получает площади по вполне европейским расценкам.
Уверяю Вас: полный крах малых форматов торговли отнюдь не улучшит Вашей ситуации как покупателя.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

23 декабря 2013 | 12:35

А у хомячков и частный бизнес хомячий - им ведь начхать, что в Германии, владелец небольшого магазина - сам стоит за прилавком 15 часов в сутки, а не содержит наёмных продавцов, приезжая только за выручкой раз в день...


sergiusru 23 декабря 2013 | 13:14

Много знаете о Германии?
Или просто так для несведущих рассказываете?


maximovlad Владлен Максимов 23 декабря 2013 | 14:47

Верно подмечено, но это пример уродливого развития малого бизнеса у нас в стране: хозяин точки по замене батареек или торговле стельками тоже норовит взять продавца. «Семейных» магазинов, в традиционном понимании, у нас почти нет. Но у нас малому бизнесу всего-то 25 лет; со временем это неизбежно пройдет.
Кроме того, ответ снова в дефиците и дороговизне торговых площадей. Европейские семейные магазины, как правило – собственность семьи. У нас же, если ты каким-то образом урвал помещение на красной линии, то тебе уже и работать не надо – сдал все и спокойно кладешь в карман до 75% прибыли, ничем не рискуя и ничем не занимаясь.


24 декабря 2013 | 05:47

А мне понравилось как в Беларуси избавились от риска возникновения феремеров-латифундистов из числа чиновников --- если ты фермер - сам и работай, а кроме родственников, хоть самых дальних - к работе привлекать никого нельзя (есть небольшое послабление на время уборки, ограниченное по численности), а привлёк батраков - ты уже капиталист-мироед и никаких фермерских льгот не получаешь - коммерческие тарифы на всё, включая землю, по сути - разорение.


sergiusru 23 декабря 2013 | 13:12

У Вас неправильное понимание сути вещей!
Цены будут низкими тогда и только тогда, когда будет обеспечена наивысшая конкуренция на рынке! В любом другом случае Вы будете переплачивать!!!
Все эти сети, а их всего-то несколько, неизменно стремятся стать монополистами!
А это непременно ведёт к росту цен!
И можете не сомневаться, чего-чего, а договориться о ценах несколько сетей в нашей-то стране всегда смогут!

Роль нормального государства в регулировании торговли - это обеспечение свободы и равных условий на вход в рынок для всех игроков и обеспечение конкуренции. Всё остальное сделает рынок сам. На Западе именно так и поступают! А у нас?


(комментарий скрыт)

kuznik Игорь Кузник 23 декабря 2013 | 14:07

а вы не сравнивали цены на продукты у нас и в ЕС? сравните, может тогда вы скорректируете свое обывательское отношение к конкуренции, как базису справедливых цен...


(комментарий скрыт)

kuznik Игорь Кузник 23 декабря 2013 | 16:53

вы сравнивали цены в "ларьке" с гипермаркетом... я пытался обратить ваше внимание, что цены в гипермаркете тоже не справедливые (при сравнении с европейскими).
А цены в ларьке завышены в том числе благодаря уровню платежей в казну (аренда) и опять же отсутствию достаточной конкуренции.
Дальнейшее снижение конкуренции в пользу гипермаркетов приведет к еще большему росту цен (по сравнению с ценами в ЕС).
Про сотрясение воздуха - оставьте для себя...


kuznik Игорь Кузник 23 декабря 2013 | 14:05

хотеть он может и хочет, только пока еще покупка дело добровольное... не нравиться можно не покупать


(комментарий скрыт)

kuznik Игорь Кузник 23 декабря 2013 | 16:54

Конкуренция это когда у покупателя есть выбор...
все остальное слишком сумбурно, чтобы можно было ответить по существу...


zinaida8 23 декабря 2013 | 12:58

Автор, сколько написано на эту печальную тему, и все бесполезно... Все нормальные экономисты и потребители- за многоукладность экономики: пусть будут сети, гипермаркеты, ограниченные антимонопольным законодательством, семейные магазины, рынки, ярмарки , интернет-торговля, разъездная для дальних сел . В торговле либеральный принцип конкуренции отлично работает на снижение цен, и полезен покупателем.
У нас же международные сетевые монстры растут, как раковые опухоли, , уничтожая мелкий бизнес, и откачивая прибыли за рубеж. Они давно купили своё право нагло хозяйничать в стране. Одна надежда-что перегрызут друг друга .
И ведь никакие ссылки на европейский опыт власти не слышат, разумных экономистов не слушают, на мнение простого народа вообще наплевать.
Пока это людоедское Медведевское правительство заседает, перемен не предвидится...


wowagera 23 декабря 2013 | 13:00

Так кроме всего прочего,что перечислил Автор,владельцы супермаркетов путем нарушения антимонопольного законодательства являются единственными посредниками,при торговле с заграницей.Поэтому у нас на 20-30% дороже импортное продовольствие,чем в Европе. Тряпки,электроника В два раза дороже.


holodkovyu 23 декабря 2013 | 13:14

У меня 20 лет свой небольшой магазин бытовой техники в селе.В 1995г. я был один, а теперь еще четверо других.Мы выживаем пока, а в продуктовый сектор сети уже зашли.В соседнем городе практически все,кто начинал работать в одно время со мной с бытовой техникой, бросили, их вытеснили федеральные сети.


denis_06 23 декабря 2013 | 13:24

Один из аргументов инициаторов сноса мелких торговых точек в пользу крупных сетей - несоблюдение "мелкими" санитарных норм. Большая сеть - большая и ответственность: не спрячешься, не исчезнешь, постоянно "под прицелом" прессы, контролирующих органов. А с мелкой точки какой спрос? Сегодня она есть, завтра - нет, ищи свищи. Короче говоря, у всех своя правда.


kuznik Игорь Кузник 23 декабря 2013 | 14:09

Классический прием в неконкурентной борьбе - безопасность... статистику приведите доказывающую вашу гипотезу о том, что большая сеть - большая ответственность


maximovlad Владлен Максимов 24 декабря 2013 | 12:56

Знаете, мысль понятна, но не могу с ней согласиться. Ярчайший пример - принятый в этом году "антитабачный" закон. Минздрав заявляет: в киосках сплошь и рядом продают сигареты несовершеннолетним (это был основной аргумент в пользу принятия этого положения). И приводят... статистику Роспотребнадзора о всех нарушениях вообще (включая неправильно оформленные ценники и т.д). Так как малых форматов в принципе больше, то и нарушений, понятно, в абсолютном значении тоже больше. Их спрашивают - "а несовершеннолетние-то здесь причем? Роспотребнадзор же не имеет полномочий на контрольную закупку, а факт такой продажи устанавливается только с помощью нее. А где данные полиции, имеющей право на такую закупку?" Нет, молчат, но переписывают все это снова слово в слово. Почитайте статью на сайте "Коалиции" http://www.kioskers.ru/news/novosti_koalitsii/comment_of_the_president_of_the_coalition_of_vendors_vladlen_maximov_to_the_answer_of_the_ministry_o/ , весьма любопытно.
И такая картина постоянно; никакой объективной статистики о зловредности малого бизнеса в России не существует.


gringo 23 декабря 2013 | 14:30

Так ищите нишу, а не торгуйте тем же самым, что и сети, только по цене процентов на 30 (а то и на 100) дороже!


23 декабря 2013 | 14:38

// крупным магазинам запрещено работать в воскресенье и в субботу после обеда.//

Ужасно неудобно. Хорошо, что в Великобритании отвоевали право работать каждый день. Иначе когда закупаться работающим? И где подрабатывать студентам?


(комментарий скрыт)

ziouzine 23 декабря 2013 | 13:34

"Во многих странах законодательство запрещает строить гипермаркеты в черте города".

Это где?


maximovlad Владлен Максимов 23 декабря 2013 | 18:17

В Европе, как правило, критическим уровнем считается, когда сетевая торговля занимает в городе более 30% от всей торговли. В США запрещено строить сетевые магазины в городах с населением меньше 40 000 человек.


ziouzine 23 декабря 2013 | 20:35

Но во многих местах (ЕС) гипермаркеты начинают работать в выходные. Может рынок достиг равновесия и не так страшны эти ритейлеры, а конкуренция всё сама расставит по своим местам. В конце концов, низкие цены не так и плохи для потребителя.

P.S. Может Вы имеете в виду 30% на одного оператора по товарной категории?


maximovlad Владлен Максимов 24 декабря 2013 | 12:48

Нет, я имею в виду совокупную долю по обороту, хотя понятно, что в России оборот считать очень сложно.
Что касается частичного смягчения запрета работать в выходные - то да, так и есть. И, думаю, Вы правы: в каких-то европейских странах некоторое равновесие достигнуто. Низкие же цены - вещь относительная. Бывая в Европе, я сам, не имея задачи закупить все - от стирального порошка до соли, спокойно покупаю в маленьких специализированных магазинах в центре колбасу, вино и хлеб. Зачастую каждую позицию - в отдельном магазине. ) И вместе, кстати, с местными жителями.


ziouzine 24 декабря 2013 | 13:04

Ну не знаю, я достаточно много времени провожу в маленьком испанском городке. Почти вся торговля сетевая. Продукты - процентов 90, одежда тоже, бензин только сетевой, мобильная связь вся. Сети есть разные. Меркадонна - поменьше, керефур - побольше, даже мебельные магазины открываются парами под одним брендом, тоже ведь сеть.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире