kuraev_andrey

Андрей Кураев

15 августа 2017

F

Алексий испытывал не то что стыд, а некоторое внутреннее чувство дискомфорта от декларации митрополита Сергия 1927 года и последующего политического сервилизма патриархийных деятелей.

Он, конечно, не мог называть Сергия предателем или еретиком. Но и считать Сергия «богомудрым святителем» и образцом церковного лидера Алексий тоже не хотел. Позиция Алексия: прошло, забудьте. Мы уже другие.

А вот патриарх Кирилл искренне и убежденно не только повторяет, но и преумножает дифирамбы Сергию. Это уже не защита страшного и в целом бесполезного выбора слабого человека от моралистических обличений, глаголемых уже из зоны безопасности. Это создание иконы, священного прецедента, нормы. Так, мол, и надо служить даже безбожным властям. Никакого нравственного дистанцирования от них. Их радости завсегда наши.

Я и сам когда-то обращал внимание на то, что речь в Декларации идет вроде бы о радостях Родины, а не правящей партии большевиков.

Увы, в следующей фразе Декларации идет уточнение: «Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас».

Варшавское убийство — это убийство Пинхуса Лазаревича Вайнера (псевдоним — Пётр Ла́заревич Во́йков), убийцы Царской Семьи. «Глагол «расстрелять» был его любимым словом. Он пускал его в ход кстати и некстати, по любому поводу. О периоде военного коммунизма он вспоминал всегда с глубоким вздохом, говоря о нём как об эпохе, «дававшей простор энергии, решительности, инициативе»».

Неужто утрата такого ценного кадра это горе для Церкви?

А «успехи коллективизации», расказачивания и раскулачивания — это именно успехи, или те самые «общественные бедствия»?

Но Сергий и его преемники честно сдержали свое слово: впредь все свои «нравственные» оценки текущих событий они брали со страниц газеты «Правда», радуясь и скорбя вместе, по приказу и ублажения ради своих гонителей (точнее, не своих, а тех, кто реально был в узах, а не в конфискованных и переданных в управление посольских особняках).

Нет, я не буду упрекать Сергия именно за это. Никакого «сергианства» нет и не было. Это был обычный и уже многовековой сервилизм православных епископов, очень выпукло себя явивший в Османской империи.

«Сергианство, т. е. сознательное попрание идеала Святой Церкви ради сохранения внешнего декорума и личного благополучия» (определение священномученика еп. Дамаскина Цедрика; 1934 год).

«Отказываясь от церковной свободы, в то же время сохраняете фикцию каноничности и Православия. Это более чем нарушение отдельных канонов» (9прот. Валентин Свенцицкий; 1928 год).

Это все так. Но — что же тут нового? Всё украдено до нас…

В конце концов, не Сергий, а какой-нибудь Ярушевич сказал бы требуемые слова и был вознесен на патриарший трон. Это вопрос не личного выбора и подвига, а вопрос следования старой генетической мутации. Личный выбор не у тех, кто следует по ее программе, а у тех, кто вдруг решился ей воспротивиться. Так что про «подвиг митрополита Сергия» я никак не могу говорить. Но и новинки, модернизма тут нет. Он не демон и он не сделал церковь хуже. Но просто по той причине, что хуже и так уже было некуда. Бросание какашками «ваши иерархи приветствовали Сталина» — «Зато ваши аплодировали Гитлеру» выдает лишь братство обвинителей. У них общая генетика.

Если человек не герой это еще не значит, что он полное дерьмо… Он просто человек, которого испортил квартирный вопрос и которому еще в семинарии твердили, что послушание властям выше всего на свете.

Но и возводить таких аккомоданцев в нравственные авторитеты и маяки тоже не стоит. И тем более стоит отвергать такие претензии на моральное лидерство и нечеловеческую мудрость, исходящие от их эпигонов.

Ни о каком подвиге, величии, мудрости и святости Сергия нельзя говорить, не разобравшись в двух вопросах:
1. Было ли его участие в какой бы то ни было форме в советских репрессиях его церковных критиков?

2. Есть ли каноническое и нравственное оправдание его собственным многочисленным прещениям, наложенным им на других епископов?

В 1929 г. Тучков похвалялся: «Митрополит Сергий по-прежнему всецело находится под нашим влиянием и выполняет все наши указания. Сергиевским синодом выпущен циркуляр епархиальным архиереям с возложением на них ответственности за политическую благонадежность служителей культа и с предписанием репрессирования по церковной линии за а[нти]с[оветскую] деятельность. Сам Сергий также приступил к этому репрессированию, увольняя виновных попов» (Цит. по: Сафонов Д. В. «Завещательное послание» Патриарха Тихона и «Декларация» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия).

Упомянутый Тучковым циркуляр митрополита Сергия от 2 апреля 1929 г. гласил: «К духовным лицам, не желающим или неспособным скоро усвоить себе правильное отношение к существующему государственному и общественному порядку, необходимо применять те или иные меры церковного воздействия».
В декабре 1927 г. Тучков просил помощника передать ленинградским чекистам: «Сообщите, что мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиц[ионных] епископов, а Ерушевич (имеется в виду управлявший в тот момент Ленинградской епархией епископ Петергофский Николай Ярушевич) после этого пусть запретит некоторых попов».

В полном соответствии с этими словами Тучкова Синод митрополита Сергия спустя две недели постановил: «1) Преосвященных Гдовского Димитрия и Копорского Сергия запретить в священнослужении. 2) Предоставить Преосвященному Петергофскому на прот[оиереев] Василия Верюжского, Никифора Стрельникова и др. клириков, порвавших молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием наложить запрещение в священнослужении впредь до их раскаяния».
(http://pstgu.ru/download/1172751745.mazyrin2.pdf)

Бывший управляющий делами Синода митрополита Сергия архиепископ Питирим (Крылов) показал на допросе в 1937 г., что «митрополит Сергий Страгородский
сам давал установки архиереям не только не отказываться от секретного сотрудничества с НКВД, но даже искать этого сотрудничества» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 151–152).

То же самое через 30 лет своим верным ученикам советовал митрополит Ленинградский Никодим Ротов…

Стоило ли вообще так яростно сражаться за сохранение «единства церкви» вокруг себя? Может, диссипация церковных структур, их объединение вокруг пастырей, а не вокруг епархиальных управлений помогло бы людям больше?

«Раньше мы страдали и терпели молча, зная, что мы страдаем за Истину. Своей декларацией и основанной на ней церковной политикой Вы силитесь ввести нас в такую область, в которой мы уже лишаемся этой надежды, ибо отводите нас от служения Истине, а лжи Бог не помогает», — писал митрополиту Сергию архиепископ Серафим.

Патриарх Кирилл считает иначе. Вся Церковь должна в этом вопросе проявить ему послушание и согласиться с этим?

«Ради того, чтобы спасти Церковь, Блаженнейший митрополит Сергий пошел на то, чтобы…» — это экклезиология нашего нынешнего Патриарха. (http://www.patriarchia.ru/db/text/4982452.html).

Так можно говорить, когда речь идет о спасении библиотечной коллекции или музея. Тут понятно — где угрожаемый пассив, а где — благородно-активная роль спасателя. Но при ином атмосферном давлении вроде у нас принято говорить, что Церковь возглавляется Спасителем и что это она спасает нас (нас — в том числе патриархов), а не мы ее…

«Жизненный подвигу Святейшего Сергия привел к тому, что появилось новое поколение епископата, духовенства, способное защищать Церковь и укреплять веру Христову. Ничего бы этого не было, не было бы служителей моего и следующего поколений, если бы Патриарх Сергий, поступившись своим авторитетом, не сделал того, что сделал, остановив руку гонителей».

Да не он остановил эту руку. Ее остановила Война. Все время между Декларацией и Войной заполнено прогрессирующим удушением церковной жизни.
(много материала тут)

А вот и канонизация Сергия патриархом Кириллом:

Он призвал духовенство: «Помните, братия, что по молитвам Святейшего Сергия…»


2 часа 31 мин 20 сек

«Верим, что Святейший Сергий и ныне молится Господу о своем земном Отечестве, о Церкви. Его молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь».
http://www.patriarchia.ru/db/text/4982452.html

Если земля русская хранится молитвами иже во святых Сергия Страгородского — что-то за нее становится тревожно. Но если патриарх всерьез предложит эту канонизацию — то никто на архиерейском соборе и не вякнет против…

Святитель Всероссийский Сергий Страгородский… А кто его возвел на эту общецерковную свещницу? Богодарованный вождь Иосиф Грозный, его же десница бе в руце Господней. И его тоже пора во святые. Трепещите, либералы!

В эту сторону идем, или я неправ, и яростная апология Сергия нынешним Патриархом это просто психологический поиск самооправданий? Прикрытие себя традицией? Может, это защита не только от внешней критики, но и от внутренней? И это до некоторой степени покаянное движение совести, точнее — реакция на нее, но, значит, и свидетельство о ее настойчивом и живом стуке?

На эти вопросы у меня ответов уже быть не может.

Оригинал

После громкого атмосферного явления, порожденного глубоко культурным нутром митрополита Тихона (критика Его Высокопреосвященства запрещена в Российской Федерации) в оперном театре, его медиа-служба бросилась искать культурное и богословское обоснование под Высокопреосвященнейший приговор «Щелкунчику».

Раз сказано «оккультная постановка», — то быть ей таковой в веки.


«Редакция обращает внимание, что о сюжете сказки «Щелкунчик» говорится в ряде исторических исследований, в частности, в статье: «Советская елка: генезис современного ритуала» (http://l.200-bal.ru/literatura/1330/index.html). Приведем цитату из статьи: «Вхождение в праздничный русский быт елочного увеселения происходит одновременно с созиданием писателями-романтиками образа мистической Русской обрядовой старины. Рождественская ёлка — одно из таких идеологических новообразований: она становится элементом праздничного быта «просвещенного» русского читателя, в 20-30 годы узнавшего о «прелести» Русской национальной традиции из переводной немецкой романтической литературы. Отметим, что наиболее известным «обычаем» такой неостарины становится «вызывание суженого», спиритический сеанс (как это будет определено позже, ко второй половине XIX века),
описанный в балладе Жуковского «Светлана» и известной каждому современному школьнику по упоминанию в «Евгении Онегине»: «С Татьяной нам не ворожить». Итак, в середине XIX столетия демоном святочного спиритического ожидания, благодаря романтикам, становится суженый-ряженый («Щелкунчик», принц, оборотень)». (Конец цитаты).
Епархиальный медиа-центр».
http://nskmi.ru/news/2770/

Сказку Гофмана можно почитать тут:
https://deti-online.com/skazki/skazki-gofmana/shelkunchik-i-myshinyi-korol/

Там нет никаких спиритических сеансов и гаданий на суженого.
Все волшебство происходит во сне девочки.

Надо совсем потерять совесть, чтобы этого не заметить. И святочные гадания в русских деревнях ну никак не были связаны с новомодными елками. А в указанной статье «о сюжете сказки «Щелкунчик»» вообще говорится лишь то, что ее перевод в России вызвал интерес к рождественским елкам.


То, что подчиненные митрополита Тихона (критика Его Высокопреосвященства запрещена в Российской Федерации) опустились до такого уровня моральной и умственной деградации в своем сервилизме, показывает степень давления на них их высококультурного и образованнейшего священноначальника. Такой итог трудно назвать иначе, чем растлением.


Но не исключен другой вариант: короля играет свита. Возможно, медиа-шестерки своим бредом инфицируют митрополита Тихона (критика Его Высокопреосвященства запрещена в Российской Федерации).


Напомню, среди близких соратников и наушников владыки  — Юрий Задоя. В конце декабря похоронили его 21-летнего сына Константина. Молодой человек покончил с собой. С отцом, который был инициатором запрета оперы «Тангейзейр» и концерта Мэрилина Мэнсона в Новосибирске, Константин Задоя конфликтовал. Настолько остро, что летом 2016 года отец сдал собственного сына в психиатрическую больницу. см. https://meduza.io/feature/2016/12/21/pogib-syn-sibirskogo-pravoslavnogo-aktivista


***
«По решению суда, это высококультурный, высокообразованный человек, но кругозор у него как через бойницу БТР», — заявил протодиакон.

По словам Андрея Кураева, подобного скандала не было бы, если бы Церковный суд разрешил давний спор между митрополитом Тихоном и Куревым в пользу протодиакона.

«С этим митрополитом у меня особое отношение. Он два года назад подал на меня в суд за то, что я говорил, что он просто малообразованный и некультурный человек, когда он начал против оперы «Тангейзер» выступать. Естественно, Церковный суд встал на его защиту, обязал меня извиниться. Сегодня я могу сказать так: если бы патриархия заняла бы более здравую позицию и вместо того, чтобы бить меня по голове, попросила бы этого митрополита забыть про существование театра, кино, светской литературы и музыки, а вместо этого купить курс учебников по курсу «Истоки» и ограничить свои проповеди только их пересказом, то сегодняшнего позорного скандала не было бы», — уверен Кураев.

Напомним, скандал с оперой «Тангейзер» разгорелся в Новосибирске в 2015 году. Тогда митрополит Тихон заявил, что церковная символика в постановке используется не по назначению. Как результат, опера больше не состоит в репертуаре театра, а его директор уволен.

http://nsn.fm/culture/protodiakon-rasskazal-kak-izbezhat-skandala-vokrug-shchelkunchika-v-novosibirske.php?_utl_t=vk

Начало нашего «романа» тут
http://diak-kuraev.livejournal.com/996434.html?thread=287351122

Оригинал
Сегодня в Новосибирском театре оперы и балета проходит премьера оперы «Рождество» — на презентации спектакля митрополит Новосибирский и Бердский Тихон противопоставил ее «Щелкунчику».

Перед началом оперы митрополит Тихон в своей речи преподнес новую оперу как альтернативу балету «Щелкунчик», который часто ставят именно в декабре-январе.

«Потому что Щелкунчик — он, считается, что принц-оборотень, такая оккультная постановка, поэтому если уж говорить о наших традициях», — уверил митрополит.
http://news.ngs.ru/more/50228871/

Образованнейшим и славнейшим новосибирского митрополита мне повелел считать церковный суд. Эти «князья церкви» без узды просто совсем берегов не видят в своем самомнении. Во всем-то они суперкомпетентны, обо всем могут судить и всех осудить.

В данном случае можно лишь пожалеть и Новосибирск, и его митрополита: наверно, Тихону в детстве мама вообще не читала сказок. Вот и выросло шо выросло.

И, главное, как это он вовремя воздух-то испортил. Как раз в те дни, когда патриархии надо было выглядеть дамой, культурной во всех отношениях, которой не страшно отдать во владение Исаакиевский собор, вылезло такое культурное лицо.

Ждем реакции Синодальнейшего Композитора…

А раз уж зашла речь о принцах-оборотнях, то не могу не вспомнить, что

Ты выбрался из грязи в князи.
Но быстро князем становясь,
Не позабудь, чтобы не сглазить:
Не вечны князи. Вечна — грязь.

Оригинал

«Накануне своего 70-летия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл попросил настоятелей московских приходов не дарить ему цветы, а направить средства, сэкономленные на покупке цветов, Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, для приобретения медицинского оборудования для тяжелобольных людей.

На просьбу Святейшего Патриарха Кирилла откликнулись приходы храмов и подворий Москвы и Московской области, которые перечислили на счет больницы 2 млн. 498 тыс. рублей. Поступление пожертвований продолжается.

***

То есть в среднем каждый из 500 московских приходов перечислили по 5000 р.

Но все равно настоятели кроме рекомендованного перечисления несли и цветы.

Таких букетных дней в год несколько: именины, пасха, рождество, день интронизации а теперь еще и день рождения.

Теперь мы знаем, сколько денег каждый раз выбрасывается на свалку.

Оригинал

Как только Путин будет в этом убежден, он отправит в отставку премьера Медведева.
И тогда православно-патриотические ресурсы с улюлюканием поместят вот эти фото:




Оригинал
09 сентября 2016

Прогулка по граблям

Из заявления Епархиального совета Екатеринбургской Епархии:

«Всем, кто настаивает, чтобы прощение и ходатайство об освобождении от ответственности перед законом Руслана Соколовского последовало со стороны Церкви независимо от раскаяния и исправления, рекомендовать не путать христианское всепрощение со стокгольмским синдромом, а православие с толстовством».
http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/2016/09/08/13434/

Весь текст епсовета прекрасен.

Особенно — вот тут:

«в случае полного и решительного исправления заслужит ходатайство Церкви о помиловании».

Интересно, кто из епсоветских членов считает, что лично он ЗАСЛУЖИЛ ходатайство Божией Матери?

Но главное — в этом тексте честно и нелицеприятно отвергнуто мнение некоего И. Христа:
«В случае принципиальной нераскаянности не предпринимать попыток насильно навязать ему христианское прощение, которого он не просит, и христианскую любовь, которую отвергает.».
упомянутый И. Христос, не спросив мнения епсовета, навязывал свои любовь и прощение своим палачам, причем эти кощунственные и неуместные действия он предпринимал на месте, святом для всех православных.

***
А поначалу екатеринбургский митрополит мягко предлагал взять на поруки…

Все точно как в 2012м. Тогда первой реакцией Чаплин предлагал не обращать внимания на пусек. Но получил по шапке от патриарха и резко сменил интонацию.

Кстати, тогда оставалось меньше месяца до выборов.
Как-то уж очень предсказуемым становится «церковно-государственное партнерство».

Разве что сегодняшнее назначение любительницы телегонии и «волновой генетики» разнообразит пейзаж. Нооскоп ей в руки!

Оригинал



http://www.msdm-opt.ru/posokhi-arkhierejskie/26170160826111756

Вниманию Высокопреосвященнейших покупателей и пользователей:



***

Гребешок для ритуального расчесывания архиерейских влас:


Гребень для волос (арт.26844)

Бивень мамонта, натуральные камни, деревянный футляр. Ручная работа.
245 000 руб

http://www.msdm-opt.ru/suveniry

Также можно заглянуть в отдел монастырской парфюмерии «Душистые радости»:

http://www.msdm-opt.ru/dushistye-radosti

И не забудьте приобрести для любимого архипастыря Чайный набор «Константин Великий»
Цена: 20 200 руб

Чашки – костяной фарфор, подстаканник – серебро 925 пробы, ложка гладкая – серебро 925 пробы
http://www.msdm-opt.ru/posuda/chai1


***

Прошу прощения у тех, кого я годами вводил в заблуждение. Я искренне полагал, что в современных «крестах с украшениями» и панагиях только стеклышки, а не драгоценные камни. Меру ****** моих «сослужителей» я не мог себе представить.

Оригинал

2548898

О путче я узнал утром, из теленовостей. Сразу позвонил домой патриарху и попросил его включить телевизор, не поясняя причины. Через несколько минут он перезвонил. Предложил встретиться на службе. В это день собирался служить в своем храме (на Пресне). Поэтому пропуска в Кремль на патриаршую службу у меня не было. Тогда Святейший предложил подобрать меня по дороге. Так на его ЗИЛе я второй раз в жизни въехал в Кремль (первый раз был, когда мы в сентябре 1990го приезжали на заседание Верховного Совета СССР при обсуждении проекта о Законе совести).
В машине договорились, что я подготовлю проект заявления.

Уже на службе, когда в алтаре уже было трудно подойти прямо к патриарху, я предложил митр. Кириллу спросить мнение Святейшего — не стоит ли опустить сегодня многолетие властям. Митрополит поддержал эту идею и передал ее патриарху.

Думаю, что тогда ни «власти», ни советские журналисты этой детали не заметили. Но в Успенском соборе стояли весьма церковные люди — участники Всемирного конгресса соотечественников. «Белоэмигранты» это заметили и оценили. Их шоковое состояние было понятно: они впервые решились приехать в страшный СССР, и тут же их встретили танки на улицах…

Ну, а я уже в Белом доме обращал внимание его руководителей на то, что патриарх явно не с путчистами и многих лет их власти не желает.

***

Несколько более ранняя фотография с того же места

2548900

(в очереди к Патриарху Председатель ВС СССР Лукьянов, премьер-министр РСФСР Силаев, ну и я)

Оригинал

В мировом соглашении, удостоверенном Арбитражным судом Нижегородской области, ответчик обязался молиться за здоровье истца в благодарность за прощение более чем половины суммы долга, который являлся предметом спора.

Впервые в новейшей истории российской юриспруденции в мировое соглашение, заключенное в рамках арбитражного процесса, было включено условие о вознесении молитв за здравие оппонента. Такое мировое соглашение, удостоверил Арбитражный суд Нижегородской области. Оно было заключено между коммерческой организацией и Нижегородской Епархией Русской Православной Церкви в споре о взыскании с духовной организации долга по договору подряда,

Нижегородская Епархия РПЦ заказала у коммерческой организации разработку проектной документации для установки блочно-модульной котельной в одном из своих зданий. Компания выполнила свои договорные обязательства, однако отделение РПЦ оплатило выполненную работу только наполовину, перечислив за проект вместо 916 тысяч рублей 458 тысяч. Проектная организация обратилась в суд с иском о взыскании остатка суммы и процентов, набежавших за ее использование. Однако, до начала рассмотрения дела по существу, сторонам удалось договориться, и они заключили мировое соглашение. По его условиям, Нижегородская Епархия РПЦ обязалась выплатить истцу 200 тысяч рублей и:

возносить молитвы о здравии раба Божиего Арсеньева Ивана Михайловича и раба Божиего Лепустина Сергея Александровича, их семей и благополучии во всех их благих делах и начинаниях.

Взамен коммерческая организация пообещала отказаться от всех своих материально-правовых требований к ответчику, составляющих предмет искового заявления. То есть, за молитвы о здравии учредителей проектная компания отказалась от 258 тысяч рублей долга и 65 тысяч рублей процентов, пени и пошлины за обращение в суд суммарно. И это не может не вызвать уважения к духовным ценностям ее руководителей.
http://m.ppt.ru/news/135426


***

По-моему, все красиво. Мировое соглашение это не решение суда. Это публично заверенное соглашение двух сторон, между которыми пробежала крыса, и они хотят избавиться от ее запаха. У этих сторон (людей) могут быть совершенно приватные представления о том, «как было», что «нормально» в их отношениях между собой и как они могут вернуться к этой прежней «норме» или же установить для себя новую.

Жена может потребовать именовать ее зайкой, и фиксация-исполнение этого требования никак не затруднит жизнь окружающих охотничьих хозяйств и зоопарков.

Мировое соглашение не создает прецедента и тем паче обязывающей нормы для третьих лиц. Суд лишь свидетель. Так нотариус может заверить ваш дар другому человеку, и эта запись государственного нотариуса никак не обяжет других подданных к аналогичным же подаркам.

В данном случае это красивое решение для епархии — мол, не стоит воспринимать случившееся как обычный «спор хозяйствующих субъектов». Мы все же прежде всего — община молящихся людей и просим именно так нас и воспринимать.

Оригинал

Законопроект, запрещающий выискивать экстремизм в Библии и иных сакральных текстах, и хорош и смешон одновременно.

Смешон он своей нарочитой узостью. В Коране, значит, экстремизм видеть запрещено, а в Платоне? Шекспире? Гомере? Достоевском?

Не лучше ли было бы ограничить не в меру активных цензоров не религиозными рамками, а временными? Сто лет бытия текста в культуре достаточно, чтобы не видеть в нем угрозу нынешним временщикам?

С другой стороны, предлагаемое табу на характеристику священных текстов слишком широко. Ведь на самом деле призывы к насилию, священное оправдание насилия в них есть. И не так уж сложно составить подборку соответствующих цитат.

Так вот такой цитатник разве не будет вполне себе экстремистским призывом? Подбор выписок это вполне личное и современное творчество пусть даже и анонимного деятеля. Теперь он станет неподсуден?

Защита от дурака должна быть в системе права. Но иногда и она сама бывает… не очень продуманной.

Оригинал

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире