Прочитал «Каменные сны» Акрама Айлисли. Сильно. Поскольку это всего лишь мой блог, можно высказаться смелее. Я бы, наверное, несколькими строчками в нескольких местах усилил роль тестя в развязке романа, например, в том эпизоде в конце книги, где он читает Садаю записки купца 17 века. Это сыграло свою роль. Впрочем, и так есть ясный намек на то, что Садай его слышит. (Пишу обтекаемо, чтобы не испортить чтение тем, кто решится.)

Вообще, очень интересна тема того, как страстная любовь к малой родине, глубокое изучение ее истории приводит к… предательству? Несомненно, к предательству в глазах тех, кому эта история безразлична.

Парадокс. Они готовы читать и слушать бред о 50 тысячах лет истории своего народа (от неандертальцев, что ли?), о «родине слона и вертолета», о том, что Ахиллес и Колумб – «из наших». Но им плевать на историю родного края, села, улицы. Эта история слишком предметна. Слишком опасна. Тут нет места «фоменкам и носовским», тут конкретные камни, надписи, артефакты, записки какого-то купца.

В эту историю можно нырнуть так, что и не вынырнешь. Как нырнули в историю родного села эти два айлисца – тесть, психиатр доктор Абасалиев, и его зять, актер Садай Садыглы. Обратите внимание на теорию первого относительно судьбы детей в семьях, поселившихся в захваченных армянских домах. Теорию, о навязчивости которой догадывается добрая женщина Зохра-арвад. Мы не знаем, в каком доме родился Садай, но ведь еще мальчишкой он повел себя странно. Хотя очень трудно понять замысел того джина (духа), который в нем поселился.

И ведь знал я подобный случай. Был знаком с офицером, политработником, которого угораздило после отставки остаться в Калининградской области (детдомовец) и, так, от скуки, полистать книжки по истории своего, кажется, Черняховска. Инстербурга. Вызывали, взывали к чести офицера и коммуниста, стучали кулаком по столу, грозили. Спасла Перестройка. Но спасла только от тюрьмы.

Акрам Айлисли – азербайджанский интеллигент. В лучшем, точнее, единственно правильном значении этого слова. По Кшиштофу Занусси: интеллигент – это интеллектуал, противостоящий авторитарной и тоталитарной идеологии. На родине ему вменяют в вину «односторонность» романа, то, что он «не уравновесил» текст «аналогичными» преступлениями армян. И это пишут интеллигенты. Извините – интеллектуалы.

Нет. Написать об этом должен армянский интеллигент. О сотнях азербайджанских и курдских сел, от которых не осталось названий. Об азербайджанских семьях, уходивших из Армении по заснеженным перевалам. О Ходжалы. О неуспокоенных душах, оставшихся в их домах. Неужели не страшно жить с этим?

Жаль, не осилю. Потому что не интеллигент. Да и не армянин. Но помню, что мой прадед по отцу родом из села Карабулак. По-тюркски – «черный родник». Был там однажды, полвека назад. Действительно, родник в черной скале. Еще помню страшную горную дорогу, плато, село, яблони, ароматное до вонючести масло, которое сбивали в продолговатой бочке, и которое я отказывался есть, несмотря на уговоры. Как и козленка, с которым играл еще утром. Маловато для романа. А главное, не могу найти Карабулак. Не нашлось ему места на карте Армении. Переименовали.

Нет, нет, я понимаю. Не переименовали, а вернули историческое название. Или примерно историческое. И вообще: «Когда наши предки долму кушали, ваши…» и т.п. Назовите хотя бы пару соседних кавказских народов, в чьем фольклоре нет подобной фразы: «Эта земля (ущелье, пастбище, берег, склон горы) – исконно наши, а эти варвары только 200 (300, 500, 1000) лет назад с гор спустились (с равнины поднялись)» и тому подобных. Нет, в запрещенном термине: «лицо кавказской национальности» есть нечто объединяющее.

Я это только к тому, чтобы оправдаться, отскочить в сторону и не отсвечивать. Наше дело – порассуждать вообще. Например, так:

Нет приоритета права наций на самоопределение. Нет приоритета нерушимости границ. Это ценности второго порядка. Ценность первого порядка – приоритет прав человека. В Азербайджане не осталось армян. В Армении не осталось азербайджанцев. Не права ни одна сторона. Вражда и война уподобили и уравняли их.

Акрам Айлисли пожертвовал всем ради одного маленького шага навстречу.

Комментарии

79

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


12 февраля 2013 | 14:51

Права ли была Россия, наводя конституционный порядок в Чеченской республике?


12 февраля 2013 | 15:50

Написать об этом должен армянский интеллигент. О сотнях азербайджанских и курдских сел, от которых не осталось названий. Об азербайджанских семьях, уходивших из Армении по заснеженным перевалам. О Ходжалы. О неуспокоенных душах, оставшихся в их домах. Неужели не страшно жить с этим?

А о чем должен написать русский (российский) интеллигент? Об уничтожении 150-160 тысяч человек в Чечне принаведении "конституционного порядка"? Ведь как написано в статье РОССИЯ - РОДИНА СЛОНОВ: "Россия занимает 9-е место по числу жертв вооруженных конфликтов за последние 40 лет."

А о чем должен написать абхазский интеллигент (если таковые есть на свете)? Или южно-осетинский (если в Южной Осетии остался хоть один юго-осетин, а не служащий или сподручный российской оккупационной армии и спецслужб)?


12 февраля 2013 | 16:19

//Об уничтожении 150-160 тысяч человек в Чечне принаведении "конституционного порядка"?//

Думаю, для начала:
А) Отличать художественную литературу от исторического исследования,
Б) создать совместную комиссию историков для составления доклада по событиям (вроде российско-польской по красноармейцам в польском плену в 1918-21 гг). И этот доклад должен стать основополагающим для учебников трех-четырех уровней и академической науки (особые мнения сторон - отделены и четко обозначены) В случае армяно-азербайджанского конфликта, думаю, это со временем будет возможно.
В) не врать (я о 150-160 тысячах, уничтоженных в Чечне: если основываетесь на Википедии, то хотя бы проходите по ссылкам)


12 февраля 2013 | 17:05

Сходить по ссылком русской википедии, конечно можно. Но, после того, как на Лубянке сколотили бригаду по зачистке и модерированию русской википедии, далеко не уйдешь.

Какие есть ссылки, приведены в соответствующем дополнении к статье РОССИЯ - РОДИНА СЛОНОВ.
Есть и официальное заявление:
МОСКВА, 15 авг 2005 – РИА “Новости”. За годы первой и второй военных кампаний в Чечне погибли 160 тысяч человек, в основном русскоязычные жители республики, сообщил глава Госсовета Чечни Таус Джабраилов.
“По нашим приблизительным оценкам, за первую и вторую кампании в Чечне погибли около 150-160 тысяч человек. Из них 30-40 тысяч – это чеченцы”, – сказал Джабраилов на пресс-конференции.
По его словам, в первую кампанию было очень много жертв среди мирного населения, в том числе среди русскоязычных жителей республики, которым некуда было уходить из городов в отличие от чеченцев, укрывавшихся у родственников в селах.
Он добавил, что эти цифры включают в себя общее число потерь, в том числе среди федеральных сил и правоохранительных органов, а также среди боевиков.
Минобороны обнародовало количество потерь федеральных войск с начала второй чеченской кампании. По этим данным, с 1999 года в Чечне погибли 3459 военнослужащих, 32 пропали без вести.


12 февраля 2013 | 17:39

По моим сведениям, "товарищ Джабраил" включил сюда и неизвестно выбывших, т.е. тех русских, а возможно и чеченцев, которые не вернулись в Грозный, чтобы официально выписаться. Затем им дали возможность выписаться по переписке, но многие уже "решили вопрос" на месте. Таких - десятки тысяч. Точно сказать не могу. Не забывайте и о геноциде русских в Чечне (имеется в виду - боевиками). Назывались цифры в 20-30 тыс человек. Все та же проблема, хуже, чем в Бурунди: нет списков, документов, доказывающих существование этих лиц, обстоятельств гибели, мест захоронения и т.п.


12 февраля 2013 | 17:41

Все та же проблема, хуже, чем в Бурунди: нет списков, документов, доказывающих существование этих лиц, обстоятельств гибели, мест захоронения и т.п.

Красиво сказано! Присоединяюсь.


lvovjanin 12 февраля 2013 | 19:36

"Написать об этом должен армянский интеллигент"

Нет, оба, если они интеллигенты, а не нацисты. Смог же американец Клинт Иствуд снять "Письма с Иводзимы", где смотрит на войну глазами японца и откровенно сочувствует этому японцу. Для меня этот фильм - потрясающее свидетельство разницы в отношении России и США к истории.

"Каменные сны" прочитать ещё не успел, но обязательно это сделаю - пока пишу только о позиции автора поста.


hmaeak 12 февраля 2013 | 19:53

//(этот доклад должен стать основополагающим для учебников трех-четырех уровней и академической науки)// аристарх,даже не знаю как ответить на вашу наивность,пастухи и то над вами бы посмеялись.


12 февраля 2013 | 22:18

//даже не знаю как ответить на вашу наивность,пастухи и то над вами бы посмеялись//

Те самые (пастухи, туристы и даже, к сожалению, монахи), которые считают своим долгом на границе Турции снять штаны и показать ж*** врагу? Обхохочешься.

ЗЫ Об этом Дарья Митина писала.


hmaeak 12 февраля 2013 | 22:57

и что,разве я сказал что то другое?вы просто не в теме


12 февраля 2013 | 23:29

//и что,разве я сказал что то другое?//

Вы рассказали о смехе пастухов над "моей наивностью" по поводу единых материалов по одной из тем для учебников истории разных уровней: начальной, средней и высшей школы. Я - о смешной ситуации, когда армяне показывают ж*** в сторону Западной Армении. ИМХО совершенно разные темы.


//вы просто не в теме//

Не в теме ж*п? Согласен.


hmaeak 13 февраля 2013 | 00:04

смешно то ,что вы считаете это возможным.как вы себе представляете то,что можно изменить мировозрение созданное поколениями,на чем зыждется власть в этих странах?может такое и будет,но вы же понимаете,лет через 50 когда это будет возможным....


12 февраля 2013 | 15:16

((Нет приоритета права наций на самоопределение. Нет приоритета нерушимости границ. Это ценности второго порядка. Ценность первого порядка – приоритет прав человека.))
Наверно, так.
На протяжении развития человечества, начиная с первообщинного и заканчивая современным мироустройством, можно констатировать факт, что мы не сильно отличаемся от животного.
Я имею ввиду принцип определения границ обитания того или иного вида животного. Так, по сути, устроена межгосударственная система границ.
Единственное отличие в том, каким образом метится эта граница.
Соответственно приоритеты границ животного проецируются на современные межнациональные и межгосударственные отношения. Однако стоит только разбудить в человеке звериную сущность и инстинкты, как все приоритеты прав человека станут ничтожными и будут подчиняться закону джунглей.


12 февраля 2013 | 16:07

На самом деле важно и то и другое.

Народы, нации, национальности и т.п. как правило объединены одним языком (письменностью), религией, культурой и исторической общностью. А государства бывают как моноэтническими, так и полиэтническими. Принцип самоопределения как правило выражается в требовании отделения и обособления, что зачастую вступает в противоречие с жизненными интересами других этносов и народов.

В современном мире в подавляющем большинстве случаев стремление этносов к консолидации и самосохранению подменяется интересами политиканов (борьба за власть) или интересами диверсионного и разрушительного свойства. Например, религиозные противоречия в Сирии между сунитами и алавитами (с союзниками) использованы Москвой для разжигания гражданской войны в Сирии (подробности в статье МОСКОВСКИЕ СКАЗКИ).

Поэтому важны не принципы сами по себе, а политические интересы кукловодов, использующих эти принципы в качестве идеологии.


12 февраля 2013 | 16:25

((...использованы Москвой для разжигания гражданской войны в Сирии (подробности в статье МОСКОВСКИЕ СКАЗКИ).))

Будешь днём горевать, будешь ночью страдать,
Всё равно не сойдёт на тебя благодать.
Всё решили без нас - и дела, и поступки, -
Тот мудрец, кто сумел это сразу понять
Омар Хаям

Буквально через два месяца после того, как Асад заявил о проекте четырёх морей начались волнения в Сирии. Этот проект никак не вписывался в стратегические проекты США и Евросоюза в этом регионе.
Аналогичная история с идеей золотого динара Каддафи.

Никогда глобальные политические интересы тех или иных политиков ("кукловодов") не учитывали права народов, наций, и человека в частности.


12 февраля 2013 | 16:58

Вот как раз в стратегические проекты США и Евросоюза в этом регионе проект "Четырех морей" вписывается, как никакой другой. Он ведь направлен на сокращение издержек поставки нефти и газа в Европу. А вот для Москвы - это прямая конкуренция и потеря рынков в Европе, т.е. повторение 1991 года.


12 февраля 2013 | 17:40

((А вот для Москвы - это прямая конкуренция и потеря рынков в Европе, т.е. повторение 1991 года.))
Надеюсь Альберт нас простит за то, что мы отвлеклись от темы блога.
По Вашей логике мы должны были приветствовать войну в Ираке и США выполняли наш заказ. Это к тому, что реализация проекта четырёх морей предполагала снижение транспортных издержек иракской нефти (отчасти конкурентной к российской urals).
Также по этой же логике мы должны всячески подталкивать США к войне против Ирана.
Опять же по этой логике - США - марионетка России.
Однако в случае с Сирией в проекте четырёх морей за контроль над нефте- и газопроводами претендует Вашингтон и Брюссель. Или Москва?
При этом раскладе претендентов ваша логика не проходит.


igor_volkov 12 февраля 2013 | 19:11

/Ценность первого порядка – приоритет прав человека./
*******************************************
Интересный пост. С этим тезисом связана хорошо известная проблема. Принцип приоритета прав человека мог бы работать, если бы все люди были ангелами.
А в реальности люди объединяются в сообщества, по-видимому для того, чтобы защититься от агрессии более сильных.

Чтобы обеспечить права человека хотя бы на жизнь, в государстве существует полиция, а в мире нужен мировой жандарм.
Т.е. чтобы обеспечить права какого-то человека, нужно применять насилие против других людей, а это ущемляет их права.

Далее, в мире много нарушений прав человека. Всех не защитишь.
Права каких именно людей следует защищать?
Этот выбор и составляет содержание мировой политики.
Он производится в интересах определенных государств и глобальных корпораций.


12 февраля 2013 | 15:56

/Вражда и война уподобили и уравняли их./ /Не права ни одна сторона/
По моему армянам ничего от азиков не нужно. Это азики все страдают по потерянным территориям, поэтому никакого равенства нет. А началось все с Сумгаитского погрома 1988 г., когда резали армян. Так что армяне кругом правы - не надо было их трогать.


12 февраля 2013 | 15:58

Ответил одному челу на этот вопрос ниже. Но, повторюсь, поскольку вопрос интересный и важный. Интересно и Ваше мнение.

А разве Азербайджан, как и Турция, признали геноцид армян 1915 года? Или в Азербайджане наказан хоть один зачинщик сумгаитской резни?

Вести разговоры о том, кто там начал первым, не более продуктивно, чем спорить, кто первее: курица или яйцо. Армян резали веками, недаром они были вынуждены прибиться под крыло России и лизать задницу персам.


12 февраля 2013 | 16:27

//А разве Азербайджан, как и Турция, признали геноцид армян 1915 года? //

Насколько я знаю, турецкая сторона предложила армянской стороне в 2008 или 2009 году создать совместную комиссию историков, но получила отказ (возможно ошибаюсь и не сошлись в каких-то деталях, буду благодарен за информацию). Знаете, как-то не бьются армянские цифры: жило полтора миллиона: полтора уничтожили, полтора стали беженцами. Турки же утверждают, что погибло несколько десятков тысяч армян в ходе восстания, в котором армяне убили не меньше турок и курдов. Но это никак не объясняет арестов армянской интеллигенции, например, в Константинополе. Я не спец по теме, но пока нейтральных источников видел очень мало.


12 февраля 2013 | 17:13

Насколько я знаю, в Турции существует и применяется уголовная статья об ответственности за признание этого геноцида армян. Так-что, какая нафиг комиссия? Убийства писателей и журналистов за исследование этого вопроса пусть сначала прекратят, а уж потом будут и комиссии...


roman63 13 февраля 2013 | 00:02

При наличии закона отрицания "геноцида" может иметь место и закон об установлении ответственности за признание этого "геноцида". Да и чтобы обвинить кого то в преступлении, необходимо судебное разбирательство.


hmaeak 12 февраля 2013 | 20:05

// жило полтора миллиона: полтора уничтожили, полтора стали беженцами. Турки же утверждают, что погибло несколько десятков тысяч армян в ходе восстания, в котором армяне убили не меньше турок и курдов.//аристарх,в турции жило от 2 до 2.5 миллионов армян,убито от 1 миллиона(европейские источники) до 1.5 миллионов (армянские источники).по турецким источникам до 600 тысяч.вот смотрите,статью написали хорошую,но зачем ее надо было марать этим глупым комментом?вы же понимаете,что нельзя писать на эту тему не подготовившись


12 февраля 2013 | 22:11

//вы же понимаете,что нельзя писать на эту тему не подготовившись //

Подготовиться невозможно. (Хотя я как-то считал аж по велайятам.) Слишком много противоречий. Как Вам сайт Музея геноцида, внушает доверие? Вот:
"В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру".
http://www.genocide-museum.am/rus/armenian_genocide.php

Вот не менее уважаемый источник:
"Такова, к сожалению, история. А вот данные недавнего прошлого, которые необходимо знать. В начале века в Турции проживало 1 800 000 армян. Примерно 700 000 из них были убиты в местах своего проживания и примерно 600 000 погибло во время депортации. 200 000 бежали на Кавказ. 150 000 удалось бежать в Европу. В Турции осталось менее 150 000 армян.
http://armenica.info/genocid/histor.htm

Отбрасываем журналистику:
В 1915-1923 гг Османскую империю вынуждены были покинуть около двух миллионов армян.
http://kavkasia.net/kavkaz/k1/1303692909.php

А также сумасшедших блоггеров:
Принявших ислам армян в Турции от 3 до 3,4 млн человек, и это не считая значительную часть населения Амшена.
http://www.araspel.org/showthread.php?t=1132

Но как быть с этим вполне научным источником:
Назревал пик геноцида, когда за полтора-два года (1915-1916 гг.) было уничтожено свыше 1,5 миллиона армян. ... Бежали, покинув свою родину и землю своих предков до 1 миллиона армян, положив начало «спюрку»
http://www.bvahan.com/art/gen_sl2_4.asp

А это:
За относительно небольшой промежуток времени свою родину покинуло более полутора миллиона армян
http://www.postsoviet.ru/publications/979/

Может быть, 100 лет - достаточный период, чтобы подойти к этому вопросу научно и прекратить спекуляции? А для этого придется создавать смешанную комиссию и использовать среди прочего турецкие документы.


hmaeak 12 февраля 2013 | 22:55

аристарх,меня утомляют подобные темы,потому что говорить все время одно и то же...ну вот смотрите,что вы мне предоставили? это подтверждение вами сказанного?ведь эта тема одна из самых разжеванных,изученных.вы разве историк что бы подвергать сомнению труды западных,нейтральных специалистов по геноциду армян?вы ведь понимаете,что должны предоставить более серьезные аргументы в пользу своей версии,в чем я конечно сомневаюсь.аристарх,скажите,кто мешает туркам открыть архивы по собственной воле?что значит смешанная комиссия?какое сотрудничество может быть между жертвой и преступником?то есть если вам кто то даст по башке,а потом предложет сесть за стол и обсудить кто прав а кто нет?я понимаю,у вас могут быть причины не любить армян,но ведь есть все таки рамки приличия.


12 февраля 2013 | 23:20

//меня утомляют подобные темы//

Форум - дело добровольное.


//ну вот смотрите,что вы мне предоставили? //

Ссылки. Разве не понятно?


//это подтверждение вами сказанного?//

Да.


//ведь эта тема одна из самых разжеванных,изученных.//

Из цифр это не следует.


//вы разве историк//

Да.


//что бы подвергать сомнению труды западных,нейтральных специалистов по геноциду армян?//

??? Объясните мне, что именно я подвергаю сомнению. Что 500 тыс. по одной ссылке не равно 1,5 млн. по другой? Это не сомнение, это сопоставление противоречий.


//вы ведь понимаете,что должны предоставить более серьезные аргументы в пользу своей версии//

Какой версии? Что 0,5 не равно 1,5? Это не версия.


ВОТ ПОСМОТРИТЕ, СКОЛЬКО ВОДЫ ВЫ НАЛИЛИ, ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПЕРЕЙТИ К ПРЕДМЕТНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ


//аристарх,скажите,кто мешает туркам открыть архивы по собственной воле?//

Вопрос к турецкой стороне. Могу только догадываться. Ну, вот смотрите, что значит: "односторонне открыть архивы"? Приехали специалисты одной стороны, изучили "карты" другой, прикинули, что из своих архивов открыть, что припрятать, а что и уничтожить? Так дела не делаются.


//что значит смешанная комиссия?//

См. выше о советско-польской.


//какое сотрудничество может быть между жертвой и преступником? то есть если вам кто то даст по башке//

Беллетристика. Турки считают жертвой преступления себя. Предварительное "решение" этого вопроса заведет в тупик любую инициативу.


//у вас могут быть причины не любить армян,но ведь есть все таки рамки приличия//

Свежо. Поменьше внимания моей скромной персоне, побольше - аргументам. Сугубо приличий ради.


hmaeak 13 февраля 2013 | 00:23

/Форум - дело добровольное/не всегда,особенно когда манипулируют такими вопросами. хорошо,все ваши ссылки прочитаю внимательно,и предоставлю свои. /Вопрос к турецкой стороне. Могу только догадываться. Ну, вот смотрите, что значит: "односторонне открыть архивы"? Приехали специалисты одной стороны, изучили "карты" другой, прикинули, что из своих архивов открыть, что припрятать, а что и уничтожить? Так дела не делаются.//вы хотите сказать,что в армении есть какие то сопоставимые с турецкими архивы?эти вопросы турция должна решать с германией,с францией,россией у которых есть материал,и который обвиняют турков в этом злодеянии,признав геноцид армян.а устраивать разборки и обижать субьект ,который в десятки раз меньше....так не получится,пусть даже не мечтают


13 февраля 2013 | 14:09

// хорошо,все ваши ссылки прочитаю внимательно,и предоставлю свои//

Ваши ссылки не опровергнут факт существования этих источников. (Вспомните предмет дискуссии: разнобой данных)


//вы хотите сказать,что в армении есть какие то сопоставимые с турецкими архивы?//

Не знаю. Но наверняка в армянских архивах больше информации об армянах из Западной Армении, оказавшихся на территории Восточной.


//эти вопросы турция должна решать с германией,с францией,россией у которых есть материал,и который обвиняют турков в этом злодеянии,признав геноцид армян.//

А туркам это зачем? Кроме того, ежу понятно, что вопрос политизирован. В частности, во Франции тема геноцида поднимается именно тогда, когда Турция активизирует попытки вступить в ЕС. В таких условиях предлагать Франции создание совместной комиссии по изучению проблемы - себя не уважать.


//а устраивать разборки и обижать субьект ,который в десятки раз меньше...//

Где-то я уже слышал этот аргумент. Ах, да, Мишико Саакашвили)))


//так не получится,пусть даже не мечтают//

Кто мечтает? Думаю, Турция легко обойдется без субъекта, который в десятки раз меньше.


hmaeak 13 февраля 2013 | 00:28

//Беллетристика. Турки считают жертвой преступления себя. Предварительное "решение" этого вопроса заведет в тупик любую инициативу.//запад считает жертвами армян,да и не только,скажем большая часть турецкой интеллигенции.и не надо решать вопрос во что бы то ни стало,так не получится.турки должны покаятся,а потом греки,армяне и ассирийцы,может быть.


13 февраля 2013 | 14:24

//запад считает жертвами армян//

"Запад нам поможет. Крепитесь. Тайна вкладов гарантированна"(С)
Вам не кажется, что Вы переоцениваете место Армении на карте мира?


//да и не только,скажем большая часть турецкой интеллигенции//

Как говорит Владимир Владимирович: "Адреса, пароли, явки"


//турки должны покаятся,а потом греки,армяне и ассирийцы,может быть.//

Да, хорошо бы. Причем, чтобы извинились в денежном эквиваленте, скажем... ну... хотя бы по 100 тыс. баксов. ОК, я готов простить за 10 тыс. А то грекам ничего не останется за Константинополь. Но, увы, как там у Вас? "так не получится,пусть даже не мечтают".

Кстати, не могу найти источник, но, если не ошибаюсь, в международном праве конечный срок предъявления каких-либо претензий - 99 лет (именно поэтому Гонконг, "Новые территории", сдавался Китаем Великобритании на 99 лет). Нет, ничто, конечно, не мешает испанцам извиниться за Кортеса, Папе Римскому за инквизицию и т.п. Но все это теперь не более, чем ритуалы. Всё: после 99 лет - ИСТОРИЯ.


hmaeak 13 февраля 2013 | 19:04

/Вам не кажется, что Вы переоцениваете место Армении на карте мира?/вот смотрите,по поводу геноцида два варианта,первый он был,и поэтому его признал цивилизованный мир.второй ,его не было,но армения настолько особенная,что суперстраны идут у нее на поводу.если у вас есть третий,не стесняйтесь.


hmaeak 13 февраля 2013 | 19:16

/Как говорит Владимир Владимирович: "Адреса, пароли, явки"/ у меня был учитель по истории(настоящий историк),александр шевченко, так он говорил на турков(интеллигентов),что они уже не "турки" ,это мы все еще "турки".я не буду вам ничего приводить,потому что вы "турок" и ничего я вам не смогу доказать да и не хочу уже.


12 февраля 2013 | 16:47

//недаром они были вынуждены прибиться под крыло России и лизать задницу персам//

Кстати, Вадим Штейн, Хайфа (ничего, что я Вас здесь определяю?), как-то неудачно Вы эту фразу сформулировали. Мы же с Вами понимаем, почему Израиль не признает геноцид армян и лиж(зачеркнуто) пытается строить конструктивные отношения с Турцией)))


12 февраля 2013 | 17:10

Можете и не зачеркивать. Пытались лизать турков и получили, что и следовало.


ludvigcxiv Гедеон Маргалит 12 февраля 2013 | 17:29

Ответов на "почему" несколько. И ни один из них не предполагает сомнения Израиля в массовых убийствах армян тупками или тягу к всеобщей справедливости.
Особо гнусно выглядят публичные выступления израильских политиков (слава богу, не первых лиц) с угрозой признать геноцид армян, если Турция чего-то не то сделает.


roman63 12 февраля 2013 | 23:57

А разве Азербайджан, как и Турция, признали геноцид армян 1915 года? Или в Азербайджане наказан хоть один зачинщик сумгаитской резни?

Термин "геноцид" введен в обращение в 1945 г. Так что закон обратную силу не имеет. Турция казнила 47 своих граждан за убийства мирных сограждан-армян. А в Армении наоборот лица причастные к убийстве мирных тюрков возведены в ранги национальных героев и никто не наказан.
За резню в Сумгаите установлен и осужден Григорян Э., который вел за собой толпу и сам лично изнасиловал своих соплеменниц. А на счет организатора резни- их имена назван недавно из уст недавно простреленного кандидата в президенты Армении П.Айрикяна.


12 февраля 2013 | 16:37

О том, что обстановка в Сумгаите накалилась не на пустом месте, а после прибытия сюда тысяч азербайджанских беженцев, в основном из северных районов Армении (Амасия, Спитак, Ленинакан, Кировакан, Гукарк и т.д.), «многострадальные» армяне предпочитают не вспоминать.
Почти за полтора года до Бакинских событий из Армении были изгнаны 207.500 азербайджанцев, и в ходе погромов в Армении, особенно в Гукарке, были убиты в общей сложности 216 азербайджанцев об этом тоже предпочитают молчать.
Кстати, участвовали в погромах основном беженцы, а не местное население.
Не было бы кафанских депортаций – не было бы и беженцев, а не было бы этих беженцев – не было бы и Сумгаита.


wowagera 12 февраля 2013 | 16:04

Спасибо Автору. Очень хороший блог.


(комментарий скрыт)

12 февраля 2013 | 16:28

Коммент скрываю за хамство в отношении юзера wowagera


live_long 12 февраля 2013 | 16:16

В вузе, где я работал, были студенты-армяне. После землетрясения в Армении они отрастили бороды в знак памяти о погибших. Когда азербайджанцы бежали из Армении, они были дома на каникулах. Когда начались занятия, один из них сказал, что после того, что он увидел - что было с азербайджанцами в Армении, - он решил, что мусульмане лучше христиан.


everybody_who_is_anybody Денис Зинчук 12 февраля 2013 | 16:33

Спасибо Альберт. Я сам живу в городе , который был отобран у финнов. Нет финских названий улиц, поселков и хуторов. Все стерто как ластиком. Люди все пришлые, коренных единицы.местных финнов или репресировали , или вывезли.

Помню каким для меня шоком было, когда я оказался в старинном русском городе, сравнимом по возрасту с моим родным городом. В центре были деревянные дома! А я с детсва думал, что все города каменные.

Сколько таких мест в России, где по чей-то чужой воле как в миксере мешали народы и обычаи? Ну и что в итоге у них получилось - гомо советикус? Без роду, без племени, без памяти...


panro 12 февраля 2013 | 18:22

Здравствуйте Альберт, ваш пост мне понравился, не сочтите за любопытство, а вы бакинец?


12 февраля 2013 | 20:05

Нет, Армен. Я из Ашхабада. Спасибо за оценку материала.


tbettag__ 12 февраля 2013 | 18:32

""Вражда и война уподобили и уравняли их.""
Дуализм человеческой сути.
Человек не только животное ? Есть ли в нем что-то еще, кроме животного ?
Если есть , то сколько и почему не всегда ? Почему война в секунду переводит человека в животное ?
Животный инстинкт к сохранению.


gas 12 февраля 2013 | 22:41

Аристарх, не знаю, почему вы решили, что именно определение Занусси является “единственно правильном“ (ох, и любите вы категоричность!). Мне, например, совсем не импонирует в этом определении то обстоятельство, что понятие “интеллигент“ представляется подмножеством понятия “интеллектуал“. Считаю, что они вовсе не коррелируют друг с другом. А кроме того, Занусси не наделяет интеллигента важными человеческими качествами, выделяя одно единственное и совсем, на мой взгляд, в интеллигенте не определяющее – качество борца. Понимаю, для вас оно сегодня очень важно (сужу исходя из нашего вчерашнего "клинча") и вы уже на баррикадах или, как минимум, на ближайших подступах к ним)) Но...

Мне как-то попадалось значение слова “интеллигент“, данное Василием Шукшиным. Возможно, оно не годится в качестве чёткого академического определения, зато наиболее полно и точно, на мой взгляд, раскрывает суть этого явления. Зацените:

"Начнем с того, что явление это — интеллигентный человек — редкое. Это — неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется — для созвучия — "подпеть" могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса "что есть правда?", гордость… И сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если всё это в одном человеке — он интеллигент. Но и это не всё. Интеллигент знает, что интеллигентность не самоцель".

А вообще, мне ваш сабж очень понравился, аплодирую стоя)). Разве, ещё одно замечание. Вы всё правильно пишете о приоритете прав человека. Но вся задача и состоит в том, чтобы выбрать (третьего не дано!) тот из двух, находящихся между собой в непримиримом противоречии, - принципов, при котором права человека защитить легче. Исходя из этой сверхзадачи, на мой скромный взгляд, принцип нерушимости границ должен иметь безусловный приоритет над принципом “право нации на самоопределение“ . Я бы вообще последний убрал из международного права и оставил бы возможность “развода“ только для двух, согласных на него, заинтересованных сторон (пример - бывшая Чехословакия). Не хочу приводить здесь всю свою доказательную базу)), но при такой расстановке приоритетов, убеждён, кровушки на земле лилось бы меньше. Как-нить порассуждаете?


12 февраля 2013 | 23:59

//Аристарх, не знаю, почему вы решили, что именно определение Занусси является “единственно правильном“ (ох, и любите вы категоричность!).//

Да, ГАС, люблю. А с определением Занусси - не бином Ньютона. Ну не могу я представить интеллигента-сталиниста или путинца. Да ведь и Вы сами к этому подходите: "Это — неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется — для созвучия — "подпеть" могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса "что есть правда?", гордость… И сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если всё это в одном человеке — он интеллигент. Но и это не всё. Интеллигент знает, что интеллигентность не самоцель".
Ну а как он противостоит авторитарной и тоталитарной идеологии - вопрос второй. Кто на митингах, кто словом, музыкой, спектаклем, кто просто воспитанием детей.


//Занусси не наделяет интеллигента важными человеческими качествами, выделяя одно единственное и совсем, на мой взгляд, в интеллигенте не определяющее – качество борца//

Ну как же? Противостояние авторитарной и тоталитарной идеологии подразумевает наличие либеральной: приоритета прав человека. Итак, интеллектуально развитый человек с внятным представлением о законах развития общества и значения в этом прав человека и гражданина, готовый в той или иной мере бороться за свои убеждения.


//Вы всё правильно пишете о приоритете прав человека. Но вся задача и состоит в том, чтобы выбрать (третьего не дано!) тот из двух, находящихся между собой в непримиримом противоречии, - принципов, при котором права человека защитить легче. //

Наверное немного не так. Все зависит от того, что выбирает каждая из сторон. Сегодня - взаимное истребление. Но представим картинку из будущего. Человечество все-же создает некий третейский орган, который изучает конфликт и действия сторон, как они относятся к гражданскому населению, противоположной стороны, в том числе. И в зависимости от результатов выносит решение, чем является данный конфликт: сепаратистским мятежом или нацонально-освободительным движением. Со всеми вытекающими последствиями: признание целостности или независимости, оказание международной помощи, в т.ч. вооруженной той или другой стороне. Либо жесткие санкции против обеих сторон. Думаю, это значительно гуманизировало бы конфликты и даже предотвращало бы их: помогало бы поиску формулы сосуществования в одном государстве или цивилизованного развода.


gas 13 февраля 2013 | 03:05

Взгляд на процесс воспитания ребёнка настоящим, высокодуховным человеком, как на один из способов противостояния нехорошей идеологии? Нет, увольте, этого я постичь не могу:((

Да и вопрос “как?“ противостоять для интеллигента отнюдь не второстепенный. Просто потому, что на поднятых против мягкого авторитаризма знамёнах может ведь быть написано и “национализм“, и “фашизм“, и ещё чёрт- те какая хрень. А Занусси, говоря об интеллигенте, вообще не затрагивает ни рефлексию, ни морально-нравственный аспект, что для русского интеллигента (“интеллигентность“ – явление чисто русское) – нонсенс. Не потому ли поляк (при всём уважении) не может его до конца постичь?

Если абстрагироваться от частной темы интеллигенции и взглянуть на состояние всего российского общества, то с прискорбием можно констатировать: морально-нравственные аспекты его не просто не интересуют, морально-нравственные ориентиры у него полностью утрачены. Только этим фактом я могу объяснить такой, например, феномен, когда на гос. канале не только возможна открытая пропаганда палача и массового убийцы, но и его поддержка большинством населения страны. Или, когда приличные вроде бы люди и даже с вроде бы демократическими убеждениями готовы уничтожить Чулпан Хаматову, не умея правильно расставить акценты в её поступках. Или, когда они же не только не видят всего ужаса, который являет собой Квачков, но и с удовольствием садятся с его поклонниками и сторонниками и на один гектар, и за один стол переговоров. Натурально, люди сегодня просто не в состоянии понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Так и хочется крикнуть – всем начать с чтения одноимённого стишка Маяковского!
За крик извините, накипело.

С последним вашим абзацем я согласен. Но я имел в виду немного другое: подчинённое положение принципа “право нации на самоопределение“ или полный отказ от него, должен бы, по идее, послужить преградой к возникновению тех межнац. конфликтов , которые вовсе не обусловлены какими-то “неустранимыми“ противоречиями. Другими словами, отсутствие данного принципа могло бы остудить горячие головы некоторых новоявленных “лидеров нации“, а попросту, проходимцев-политиканов. А как следствие, или самих конфликтов стало бы меньше, или проходили бы они в менее острой форме. Но тут я ни на чём не настаиваю.


fatali 13 февраля 2013 | 03:28

Интересный пост! Но,просто странно-все вроде взрослые,думающие,образованные люди,а как дети в детском саду-,,Ты первый меня ударил!!!,, -,,Нет,это ты первый!,,(Это я по поводу конфликта и кидания друг в друга фекалиями...)
Наверное,за все эти примерно 100 лет(а может и больше),если считать с 1914 года,обеим сторонам есть что предъявить,и в чём обвинить друг друга.Можно приводить сотни и тысячи примеров,доказательств,документов,фотографий о резне,убийствах,дикости и варварстве...Я вас уверяю и у той,и у другой стороны этого ,,добра,, достаточно.Я не знаю сколько должно ещё пройти времени,чтобы люди очнулись,проснулись,посмотрели назад,подумали о будущем и осознали неизбежность соседства...Лет 20 назад я был в ,,Музее Геноцида,,на Кипре.Сперва на греческой стороне,а затем в таком же музее уже на турецкой стороне(Турецкая Республика Северного Кипра).Зрелище не для слабонервных...Оснований для взаимных обвинений предостаточно!!!(А они живут вообще стенка в стенку.Из турецкого парка-он на обрыве,можно если сильно разбежаться спрыгнуть вниз-если не страшно,и попасть на греческую улицу,где спокойно ездят автобусы и машины.)Так вот,я познакомился с одним турком,хозяином большой кофейни.Мы разговорились.Он почему то расположился к нам.Вытащил из сейфа газету греческую,где была его фотография.Его разыскивали на той стороне за убийства грека,но это был бытовой конфликт,из-за девушки.Там же он хранил свой пистолет.Так вот это человек,несмотря на то,что ему там грозит срок,говорил о том,что если бы не политики(тогда там правил Рауф Денкташ) то мы бы давно с греками помирились.Кстати,они до сих пор ходят туда-сюда через КПП-нужен минимум документов,особенно просто если работа на той стороне...И так там думают многие.С румской стороны то же самое.Уже есть примеры выплаты компенсаций за оставленное имущество...Но,несмотря на прогресс,дело идет медленно.Видно,кому то не очень выгодно это примерение и объединение.Но что мне понравилось...так это то,что нет такого дикого невосприятия друг друга,как это происходит в наших бывших соседних союзных республиках ,а есть спокойный и продуктивный диалог между людьми и даже нечто похожее на дружбу.Дело дошло до того (это было всего пару лет назад),что турки-киприоты потребовали у своего правительства вернуть им старый флаг с символикой острова,что был ещё при Макариосе,то есть официальный флаг теперь греческой части острова!Их жёстко подавили,чисто финансово-ведь в основном их содержит материковая часть.К чему я клоню...Там с начала последнего конфликта ,разделившего остров на 2 части прошло примерно 45 лет.(войска Турция ввела если не ошибаюсь в 1968-69)ну и пару лет до этого событи нагнетались.Если люди уже в 90х были ,,помягче,,то понадобилось около 20-25 лет.А сейчас если Турция уберёт войска и открое порты -проблем не останется.Люди ждут, но...видимо проблемы нужны,пусть хоть выдуманные...Я не хочу делать никаких математических выводов,но неужели нам понадобится ещё больше времени?


13 февраля 2013 | 15:03

Назим, спасибо за информативный комментарий. (Поправка: Турецкие войска были введены на Кипр в 1974.)

Как пошутил один турецкий инженер-строитель (разговорились на банкете после одного мероприятия в Москва-Сити): "Греки и турки на Кипре очень похожи. Только когда встречаются два грека, появляется три плана урегулирования, а когда два турка - пять планов".
Я ему еще один подкинул ("говорили, ну, говорили"))), но, боюсь, он забыл наутро)))
Грекам - весь Кипр, туркам - область Эврос на северо-востоке Греции, на границе с Турцией. По территории даже больше нынешней территории ТРСК, не то что по плану Аннана, плодородная долина и, конечно, с городом Александруполис/Дедеагач. Причем, не ее присоединение к Турции (как и без присоединения Кипра к Греции), а создание здесь маленького турецкого государства (хотя не меньше Люксембурга), Республика Мерич (Эврос, Марица, Meriç - река, по которой проходит греко-турецкая граница). Республика Мерич входит в состав ЕС, точнее, ОСТАЕТСЯ на территории Евросоюза (это же сейчас часть Греции) и становится ВИТРИНОЙ Турции, ее возможностей, ее потенциала в глазах европейцев.
Вот такой "троянский конь"))). Буду благодарен, если запостите идею на каком-нибудь турецко-кипрском сайте. Пусть обсуждают. Я исхожу из того, что идеальных планов НЕТ. Но планов, даже "с сумасшедшинкой", должно быть как можно больше. Чтобы в нужный момент было из чего выбирать, что комбинировать)))

Да, остудить страсти очень важно. Но остается корень проблемы, "заноза", которую необходимо извлечь. Т.е. я считаю, что первично ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ, общее урегулирование. И тогда начнется быстрое оздоровление без рецидивов.
По карабахскому урегулированию у меня есть:
Гобл-3: Карабахское урегулирование без Минской группы
http://www.echo.msk.ru/blog/kosmopletov_aristarhh/871283-echo/
Также обнаружил короткое обсуждение здесь:
http://djin2003.livejournal.com/186645.html

Есть идея плана "независимости НК... в составе Азербайджана". Все же решусь ее изложить в ближайшее время. Время, к сожалению, есть. Насколько я понимаю, страсти кипят и подросло новое поколение, которое можно бросить в мясорубку.


ara55 07 марта 2013 | 16:13

// Нет. Написать об этом должен армянский интеллигент. О сотнях азербайджанских и курдских сел, от которых не осталось названий. Об азербайджанских семьях, уходивших из Армении по заснеженным перевалам. О Ходжалы. О неуспокоенных душах, оставшихся в их домах. Неужели не страшно жить с этим?
Жаль, не осилю. Потому что не интеллигент. Да и не армянин.//
Как не армянин, а фамилия Акопян ? И кем вы себя осознаете, если не секрет ?
Почему вы не интеллигент, не умеете рефлексировать (сопереживать) ?
Насколько я понял, Айлисли застал свидетелей резни армян Агулиса (Айлиса) и знал о происшедшем непосредственно от них. Потому и получилось у него.
А вы не осилите, хотя бы потому, что информация о событиях дошла до вас искаженной, "приукрашенной", я так думаю.


12 февраля 2013 | 15:01

//Не права ни одна сторона//
О каких правах человека может идти речь вовремя войны. Развязана война была армянскими сепаратистами. И вся ответственность лежит на лидерах Карабахского сепаратизма и всех тех, кто их поддерживает.


12 февраля 2013 | 15:56

А разве Азербайджан, как и Турция, признали геноцид армян 1915 года? Или в Азербайджане наказан хоть один зачинщик сумгаитской резни?

Вести разговоры о том, кто там начал первым, не более продуктивно, чем спорить, кто первее: курица или яйцо. Армян резали веками, недаром они были вынуждены прибиться под крыло России и лизать задницу персам.


12 февраля 2013 | 16:24

О том, что обстановка в Сумгаите накалилась не на пустом месте, а после прибытия сюда тысяч азербайджанских беженцев, в основном из северных районов Армении (Амасия, Спитак, Ленинакан, Кировакан, Гукарк и т.д.), «многострадальные» армяне предпочитают не вспоминать.
Почти за полтора года до Бакинских событий из Армении были изгнаны 207.500 азербайджанцев, и в ходе погромов в Армении, особенно в Гукарке, были убиты в общей сложности 216 азербайджанцев об этом тоже предпочитают молчать.
Кстати, участвовали в погромах основном беженцы, а не местное население.
Не было бы кафанских депортаций – не было бы и беженцев, а не было бы этих беженцев – не было бы и Сумгаита.


12 февраля 2013 | 17:18

А милиция, не препятствовавшая погромам и резне - тоже в основном беженцы?

Известно из истории, что как правило погромы (массовые) случаются только там, где это стимулируют и поддерживают представители власти или сама верховная власть. Видимо в тот момент в погромах были заинтересованы и Реван в Армении и Баку в Азербайджане. Политиканы и там и там использовали погромы в своих интересах.


12 февраля 2013 | 17:38

Как говорил Горбачев в Сумгаите опоздали на несколько часов. А в Баку опоздали на несколько дней.


12 февраля 2013 | 17:43

Дай Бог, чтобы в случае-чего лично к Вам не опоздали хоть бы и на 1 минуту.


12 февраля 2013 | 16:34

//Или в Азербайджане наказан хоть один зачинщик сумгаитской резни?//

По делу было осуждено около восьмидесяти человек. Ахмед Ахмедов был приговорен к смертной казни.


12 февраля 2013 | 17:19

А имущество вернули? Материальную компенсацию выплатили? Ау...


poirot 14 февраля 2013 | 22:13

Как вы себе представляете выплату компенсаций в условиях войны?


ara55 09 марта 2013 | 14:15

Какой войны ? Сумгаитские погромы произошли в конце февраля 1988 года, СССР просуществовал еще 3 года.
К сведению, азербайджанцам пострадавшим от землетрясения 7 декабря 1988 года были выплачены компенсации за развалившееся жилье властями АрмССР.


poirot 09 марта 2013 | 22:59

Сейчас война.
А насчёт компенсаций: расскажите про "компенсации" азербайджанским беженцам из Армении.


ara55 11 марта 2013 | 10:04

У вас проблемы с восприятием дат и сроков ?
А вы уже нам рассказали про компенсации жертвам Сумгаита ?


poirot 13 марта 2013 | 15:11

Вероятно вы не знаете, что каждому армянскому беженцу из Азербайджана выплатили компенсации. Это вам подтвердят сотни тысяч азербайджанских беженцев из Армении и Карабаха. Спросите любого.


ara55 14 марта 2013 | 15:27

Почему о компенсациях сотням тысяч армянских беженцев из АзССР надо спрашивать у беженцев из АрмССР ?
Какая-то странная логика у вас ?


poirot 15 марта 2013 | 13:15

Наверное потому что конфликт называется армяно-азербайджанский, беженцы есть и с той и с другой стороны, причем азербайджанских больше. Поэтому ваш вопрос про компенсации только одной пострадавшей стороне выглядит как троллинг.


veardus 12 февраля 2013 | 18:16

Аристарх, Вы что - больше папа римский, чем автор романа? Акрам Айлисли написал прекрасное... ПОКАЯНИЕ и не счел себя вправе призывать армян к обмену любезностями. Замечательный прозаик, действительно - интеллигент, испытывающий не просто тоску по малой родине, но и великие муки совести, рассказал о том, о чем не мог не рассказать. Вы внимательно читали? Вы поняли, что нельзя требовать одного и того же от нападающего и от защищающегося? Нельзя сравнивать убийства в мирное время и убийства на поле боя? Ходжалы, которым (единственный, кстати, аргумент) постоянно размахивают азербайджанцы (а теперь еще и Акопяны - дождались!) и так занозой сидит в душе армянских интеллигентов, но это был ответ. Защита. Вендетта. Туда вошли люди, потерявшие близких в самых страшных условиях, может быть, уже слегка помешавшиеся от горя. И уже шла война. Кому каяться? Перед кем каяться? Перед теми, кто амнистирует урода, зарубившего топором спящего, потом выдает ему зарплату и квартиру, награждает орденом? Сколько же можно в качестве голубя мира порхать над конфликтом, причиняющим боль, и гулить: "Покайтесь оба, покайтесь". Вам что - простые истины надо объяснять? Что прощают того, кто первый начал, потом раскаялся и вот уже просит прощения, и только после этого задумываются над собственным поведением. Кого тут прощать? Перед кем просить прощения? И опять же повторяю - не используйте роман для своих голубиных воркований над ситуацией, не принижайте величия совести автора романа. Он пишет не об этом.


panro 12 февраля 2013 | 18:41

я не согласен с вами, мстить полагалось тем погромщикам которые меня и многих моих земляков лишили отчего дома и родины, а не несчастным женщинам и детям из Ходжалов, тем самым ставя на один уровень нас с этими ублюдками младотурками, и каяться перед Богом и памятью невинно убиенных


12 февраля 2013 | 20:15

А 216 мирных азербайджанцев, которых насиловали и резали в Армении в Амасии, Спитаке, Ленинакане, Кировакане, Гукарке, Кафане они как не в счет. Все эти убийства были в мирное время, и резали их местные армяне. А каяться надо тем кто организовал эту кровавую бойню.


ara55 09 марта 2013 | 14:20

Почему 216, а не 216 тысяч ?
Если уж высасывать из пальца, то побольше ?
Таким как вы Геббельс советовал: Чем больше ложь, тем больше в нее верят.


09 марта 2013 | 15:00

А по вашей информации сколько?


ara55 11 марта 2013 | 10:06

Подтвержденных нисколько.


11 марта 2013 | 13:37

Зачем вы лукавите, хотя бы почитайте интервью председателя КГБ Республики Армения генерал-майора Арутюняна Усика Суреновича.
Который говорил:
«Я согласен с мнением Юнусова, что слово "Гугарк" для азербайджанцев стало таким же, как для армян — "Сумгаит". В этом районе было убито больше всего азербайджанцев — 11 человек».


ara55 12 марта 2013 | 17:00

Это ложь, представьте ссылку на обьективный источник.


17 марта 2013 | 18:34

Ваш источник (http://sumgait.info/press/express-chronicle/express-chronicle-910416.htm) разве может быть объективным?


17 марта 2013 | 18:48

По сумгаитскому делу было осуждено около восьмидесяти человек. Ахмед Ахмедов был приговорен к смертной казни.

А по гугаркскому делу кого осудили?


ara55 12 марта 2013 | 17:26

Виноват, такое выражение действительно есть в армянском источнике ( http://sumgait.info/press/express-chronicle/express-chronicle-910416.htm ).
Там же можете увидеть и опровержение ваших данных (от Юнусова) о 215 жертвах.
Сожалею о 25 жертвах бандитов в Армении.Думаю нам стоит поставить памятник на месте их гибели, так же, как недавно предложил Левон Мелик-Шахназарян поставить памятник жертвам при Ходжалу.


17 марта 2013 | 17:47

Из справки, подготовленной по итогам поездки и направленной для сведения в ЦК КПСС:«Демонстрируя свое неудовлетворение отрицательным решением сессии Верховного Совета Азербайджанской ССР от 17 июня с.г. по вопросу передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в Армянскую ССР, группы хулиганствующих элементов армянской национальности предприняли ряд противоправных действий против азербайджанской части населения Армении. Так, 17 июня с.г. ими учинены погром и массовое избиение жителей поселков Масис, Саят-Нова, Даштаван, Зангиляр, Сарванляр и др. Разгромлены 18 квартир, сожжены 7 частых домов азербайджанцев, 11 человек тяжело ранены, лица многих из них изуродованы. В десятках домов и квартир разбиты стекла, двери, поломаны заборы, гаражи, автомобили, разрушены надворные постройки. Более 8 тыс. жителей побросали свои дома, укрылись под защитой пограничной заставы. Совместно с армянскими товарищами была проведена необходимая работа, около 7 тыс. из них в конце июня возвратились в свои дома. Особой жестокостью отличались действия «молодчиков», прибывших на автобусах в сопровождении грузовых машин и самосвалов, груженных арматурой, камнями, палками и другими орудиями избиения. Происшедшему во многом способствовали публикации в местной печати, передачи республиканского телевидения и радио, многочисленные подстрекательские речи на митингах и сборищах в г. Ереване и других населенных пунктах Армянской ССР. Вызывает недоумение трансляция республиканским телевидением бесед с так называемыми ”очевидцами” нападений азербайджанцев на армян, которые якобы были в городе Шуше. Обращает на себя внимание безнаказанность хулиганских проявлений, бездействие местных советских и правоохранительных органов, которыми не предупреждается совершение фактов насилия. Аналогичный погром имел место также 11 мая с.г. в селе Ширазлы Араратского района, где повсеместно проживают армяне и азербайджанцы. Тогда было разгромлено 57 домов азербайджанцев, в том числе один дом полностью и два дома частично были сожжены. Жители азербайджанской национальности села Ширазлы и других разгромленных сел нашли защиту у пограничников. Более 45 дней существует лагерь этих беженцев, живущих практически под открытым небом. Здесь немало и детей. Со стороны местных властей не проявляется элементарного внимания, не оказывается медицинская помощь, не завозятся продукты, вода и прочие предметы первой необходимости, возникает реальная угроза эпидемических заболеваний. В результате проведенной работы женщин и детей из этого лагеря удалось перевести в близлежащий населенный пункт. Положение усугубляется тем, что многих азербайджанцев увольняют с работы, снимают с постоянного паспортного учета, систематически шантажируют угрозой физической расправы. Все это усиливает тревогу, нагнетает страх, сказывается на моральном состоянии людей… Подобные факты наблюдаются и во многих других районах, особенно Масисском, Варданисском, Ехенадзорском, Азизбековском. Все это привело к тому, что многие азербайджанские семьи покинули Армению, находятся в настоящее время в Азербайджанской ССР и других регионах страны» .

Только за три дня с 27 по 29 ноября 1988 года в Гугарке, Спитаке и Степанаване было убито 33 азербайджанца. В селе Гезалдара Гукаркского района Армении был убит 21 азербайджанец.

Зима 1988-1989 года была периодом самого массового изгнания азербайджанцев из Армянской ССР. В этот период было убито несколько десятков азербайджанцев, сотни были ранены, были зафиксированы массовые погромы и нападения на азербайджанские сёла. Десятки тысяч человек были вынуждены, бросив свои дома и всё имущество, зимой пешком через горные перевалы убегать в Азербайджан. Многие замёрзли при переходе на горных перевалах, или получили сильные обморожения. По свидетельству Арифа Юнуса: «46 азербайджанцев, что бежали из Армении в Азербайджан зимой 89-го, замерзли на Зодском перевале и их потом откопали» .

При этом поражало то, что массовое изгнание азербайджанцев из Армянской ССР происходило при полном попустительстве частей ВВ МВД СССР, СА, КГБ СССР, которые не предприняли никаких мер для защиты тогда ещё советских граждан. Все, что сделали военнослужащие СА и ВВ МВД СССР, это то, что они под конвоем вывозили азербайджанцев из Армянской ССР. В каких условиях происходил этот вывоз азербайджанцев, лучше всего характеризуют сообщения военного коменданта г. Баку генерала М.Тягунова:
«Я отдал также распоряжение коменданту особого района г. Ереван генерал-лейтенанту Самсонову В.Н. – выслать воинские гарнизоны во все населенные пункты, где это необходимо, для нормализации обстановки. Сегодня, 3 декабря с.г., в районы Кафан, Сисиан и Идживан на вертолетах вылетела совместная выездная группа офицеров особого района г. Баку, представителей Совета Министров Азербайджана, а также эвакуированных жителей азербайджанской национальности из этих районов, с целью детального их обследования. Такую же задачу в Араратском и Масисском районах будут выполнять силы военного коменданта особого района города Ереван» . «По сообщению военного коменданта особого района г. Ереван генерал-лейтенанта Самсонова В.Н. в Гугаркском районе все люди, которые уходили в горы и леса, вернулись в свои села и желающие к 17.00 2/ХII четырьмя автобусами под охраной прибыли в азербайджанский город Казах. Лица азербайджанской национальности, оставшиеся в селах Шаумян, Арчут, Сарал, Курталы, Аллавад, Гезалдара и других населенных пунктах Армянской ССР, надежно охраняются войсками. С утра 3 декабря в район Кафан дополнительно высылается вертолетный десант в количестве 50 человек» .
Генерал-лейтенант в отставке, бывший командующий Войсками противовоздушной обороны южного стратегического направления Министерства обороны СССР Петр Полях так охарактеризовал процесс изгнания азербайджанцев из Армянской ССР: «Сразу вам скажу, что я был просто поражен видом азербайджанцев, изгоняемых с Армении. Армяне жгли и грабили мирные азербайджанские села, расположенные на территории Армении. Советская армия делала все возможное, чтобы спасти азербайджанцев в Армении. Мы прилетали в эти села, брали их в кольцо, чтобы армяне не совершали на них набеги, а затем вывозили азербайджанцев в Азербайджан. В основном, мы вывозили их в город Газах» .

По фактам убийств азербайджанцев в Армянской ССР Генеральной прокуратурой СССР было возбуждено 26 уголовных дел (судьба этих дел неизвестна).

2 июня 1989 года, в своем выступлении на съезде народных депутатов СССР 1-й серектарь ЦК КП Армении С.Арутюнян гордо заявил: «По состоянию на 1 июня 1989 года, в Армении нет ни одной азербайджанской семьи...» .

Всего при изгнании почти 200 тысяч азербайджанцев из Армянской ССР погибло (убитые, умершие потом от избиений, замерзшие при бегстве) 216 человек, в том числе 57 женщин и 23 детей - 188 человек было убито в 1988 году, 28 человек в 1989 году.


12 февраля 2013 | 22:31

//Акрам Айлисли написал прекрасное... ПОКАЯНИЕ и не счел себя вправе призывать армян к обмену любезностями.//

Вы считаете покаяние любезностью? Или считаете, что оно может быть односторонним? Или считаете, что Айлисли должен был дописать: "Армянам на ответный роман - год, иначе этот считать недействительным"?
Русское: "Прощай", как Вы легко догадаетесь, происходит от: "Прости". Взаимное прощение перед долгой разлукой. Кто знает, доведется ли свидеться еще.


//Ходжалы ... занозой сидит в душе армянских интеллигентов, но это был ответ//

"Умри, Денис, лучше не напишешь"(С) На этот раз использую эту цитату без улыбки. Интеллигент, оправдывающий геноцид в качестве "ответной меры" - это запредельно.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире