Гарри Каспаров: Ходорковский и Навальный игнорируют первостепенную задачу оппозиции

update: 20-10-2014 (12:49)

…живая жизнь все время движется и меняется,
нам нужен ориентир алмазной прочности,
а это и есть правда. Она может быть неполной,
но она не может быть искаженной сознательно
даже ради самой высокой цели.
Иначе все развалится…
Мореплаватель не может ориентироваться
по падающим звездам.

Ф. Искандер «Кролики и удавы»

Резонансные интервью Алексея Навального и Михаила Ходорковского, в которых, с разной степенью категоричности, прозвучал тезис о том, что Россия не должна возвращать Крым Украине, вызвали ожесточенные споры в рядах российского протестного сообщества и обозначили ряд вопросов стратегического характера, игнорировать которые мне не представляется возможным.

Почти сразу после того, как позиции Навального и Ходорковского были озвучены, мы стали свидетелями отчаянных попыток ряда видных представителей либеральной общественности оправдать и «должным» образом — подчас на грани подмены смыслов — интерпретировать прозвучавшие заявления. Подобная словесная эквилибристика, возможно, успокоит часть озадаченных сторонников Навального и Ходорковского, однако международное сообщество, включая Украину, получило вполне ясный месседж: Крым отныне является территорией России, и такое положение вещей сохранится в обозримом будущем.

Логичный вывод, к которому может после этого прийти внешний наблюдатель, состоит в том, что сущностная альтернатива Путину в России отсутствует. Два ярких оппозиционных лидера, в глазах многих олицетворяющие собой «европейскую Россию», которые до настоящего момента могли рассматриваться в качестве такой альтернативы, дали понять, что их отличия от Путина в «крымском вопросе» — сугубо стилистические, поскольку, как и для Путина, соблюдение норм и принципов международного права не является для них безусловным императивом. В результате Запад и все мировое сообщество только укрепляются во мнении, что преступные действия российской правящей верхушки на внешнеполитической арене фактически поддерживаются всем российским обществом, включая ту его часть, что заявляет о своей оппозиционности. Соответственно, страдает репутация не только отдельных деятелей российской оппозиции, но и России как государства. Фактически, словами «Я (Крым) не отдам», Ходорковский денонсировал свое главное требование к западному сообществу — сконцентрировать санкции на представителях российской власти, ответственных за аннексию Крыма, не подставляя под удар рядовых российских граждан.

Примечательно, что даже многие из тех, кто не счел возможным согласиться с позицией Навального и Ходорковского по «крымскому вопросу», зачастую в своей критике исходят из того, что Крым — это проблема Украины. Однако это очень узкий взгляд, поскольку Крым — проблема не только Украины, но и самой России. Критически важными для выживания России как государства являются демонтаж путинской диктатуры и формирование полноценной демократии западного типа. Такая демократия может быть устойчивой лишь при условии, что параллельно с ее построением будет осуществляться полномасштабная интеграция России в европейское цивилизационное пространство. В противном случае любая демократизация обречена стать очередной непродолжительной «оттепелью». Невозможно строить демократию в стране, которая видит себя осажденной крепостью и грезит об «особом русском пути».

Характерно, что и Навальный, и Ходорковский тщательно подчеркивают свою приверженность европейским ценностям, однако их позиция по Крыму очевидным образом ставит крест на европейском пути России. Для того, чтобы вступить в клуб, необходимо соблюдать правила этого клуба. В данном случае, важнейшим правилом является уважение границ и территориальной целостности сопредельных государств. Без соблюдения этого правила невозможно говорить не только об интеграции России в Европу, но даже и об элементарной нормализации отношений с Западом.

Необходимо понимать, что с точки зрения международного права, любая смена власти не аннулирует принятые государством на себя обязательства. Следовательно, если мы действительно стремимся к построению в России правового государства, любой будущий руководитель обязан будет предпринять все необходимые действия для выполнения международно-правовых обязательств Российской Федерации, начиная с декабря 1991 года. Такие обязательства, в частности, были приняты на себя Россией 1994 году при подписании Будапештского меморандума, гарантировавшего территориальную целостность Украины в обмен на отказ последней от ядерного оружия.

Единственный способ восстановить допущенное нарушение этих обязательств состоит в безусловном возврате Крыма под юрисдикцию Украины. Можно провести в Крыму ещё хоть дюжину референдумов, это не сделает российскую аннексию ни на йоту легитимнее, поскольку назначать референдумы на территории Украины, частью которой является Крым, вправе только Верховная Рада Украины.

Готовность Навального и Ходорковского игнорировать международное право  неизбежно девальвирует все их декларации о приверженности принципу верховенству права во внутрироссийских делах. Странно видеть, как люди, испытавшие на себе все «прелести» беспредела путинского режима, со смиренным фатализмом склоняют головы перед этим беспределом, когда дело касается внешней политики России.

Кроме того, заявления Навального и Ходорковского дают основания полагать, что они готовы подстраивать свою политическую позицию под мнение большинства, охваченного псевдопатриотической истерией под чуткой опекой путинского агитпропа. Апелляции к мнению большинства, упор на социологические исследования и разговоры о подготовке к грядущим выборам 2018 года отчетливо указывают на факт пребывания двух самых авторитетных оппозиционных политиков в электоральной парадигме. Складывается впечатление, что уже сейчас каждый из них держит в уме президентскую предвыборную кампанию, которая последует за отстранением Путина от  власти. При этом игнорируется тот факт, что в России установлена, опирающаяся на фашистскую идеологию персонифицированная диктатура, совмещающая, как это принято у подобного рода режимов, территориальные захваты с преследованием «национал-предателей» внутри страны. Любые разговоры о выборах в этих условиях уместны и своевременны не более, чем они были бы, скажем, в нацистской Германии на рубеже 1938 и 1939 годов. Всякое же участие оппозиции в организуемых властью псевдовыборах с заранее предрешенным результатом ни на шаг не приближает нас к смене власти и лишь помогает режиму поддерживать видимость собственной легитимности, о чем я уже неоднократно предупреждал своих коллег по оппозиции.

Наконец, слова Ходорковского и Навального подтверждают, что они игнорируют первостепенную задачу оппозиции в существующих условиях. Путинский режим в ходе своей эволюции уже миновал авторитарную стадию, вступив в тоталитарную. Как известно, одна из основных характеризующих черт тоталитарного режима состоит в стремлении власти контролировать не только поступки подданных (граждан в условиях тоталитарного режима не может быть по определению), но их мысли, их представления о добре и зле. Главное оружие такого режима — разрушение смыслов. Механизм такого разрушения смыслов был блестяще описан Джорджем Оруэллом: «Война — это Мир; Свобода — это Рабство; Незнание — это Сила». Власть подменяет реальность кривым зеркалом, в котором мир отражается так, как того желает власть. Соответственно, единственным способом борьбы с такой властью становится сохранение смыслов. Вместо заигрывания с одурманенными пропагандой массами оппозиция должна, как это делал в свое время многократно осмеянный  за «политическую наивность» Андрей Дмитриевич Сахаров, утверждать простые истины, что черное — это черное, а белое — это все равно белое, независимо от желания властей, потому что именно в условиях тоталитарного режима обществу как никогда требуются нравственные и интеллектуальные ориентиры.

Ходорковский и Навальный, вместо того, чтобы предоставить обществу такие ориентиры, пытаются найти компромисс между реальностью и ее отражением в кривом зеркале. Беда в том, что такой компромисс подразумевает, что кривое зеркало имеет право на существование. В условиях тотальной лжи государственной пропаганды подобные компромиссы — недопустимая роскошь для тех, кто противостоит режиму.

Оригинал

Комментарии

475

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


faul 21 октября 2014 | 17:43

Уважаемый Гарри Кимович!Согласен с вами во многом кроме главного!Жизнь это не черное и белое где можно провести четкую границу между добром и злом!Да Россия в лице ее власти не законно аннексировала Крым! Это реалии. И политик который будет говорить что придя к власти вернет Крым обратно Украине будет поппулистом и идеалистом! Вы к сожалению во многом проигрываете из за вашего идеалистического подхода к политике! Ведь не зря Ходорковский сказал что Крым вернуть Украине может только диктатор такой же как Путин для которого закон ничто! И не зря Навальный сравнил Крым с бутербродом! С позиции идеалиста-да забрал не законно-отдал! В жизни далеко не все однозначно!


rwt 21 октября 2014 | 19:57

faul: а можно не возвращать Украине, а возвратить автономию, но не типа Абхазии или Приднестровья. Пусть поживут сами, хоть и на своей валюте и лет через 5-10 определятся. Отдать и оставить и не одно и не многим отличается, но есть над чем подумать.
Карри Кимович предпочёл не предлагать и не обсуждать варианты действий по Крыму, это тоже очень большой недостаток оппозиции - всё критиковать и ничего не предлагать.


oldsvin55 21 октября 2014 | 22:38

rwt: А чего обсуждать то? Гарри Кимович предельно конкретен: Крым должен быть возвращён под Украинскую юрисдикцию. Что тут непонятного? При этом Украина может быть каким угодно отвратительным государством - сути дела это не меняет. Остальное - подмена понятий и, что говориться, от лукавого.


rwt 22 октября 2014 | 08:30

oldsvin55: Рад за Вас, если и в жизни у Вас всё так просто! Банальному грабёжу и то нужно какогое-то оформление, а уж возврат просто требует процедуры


pavlovap 27 октября 2014 | 11:12

oldsvin55: Крым - это не мешок картошки, не кусок карты. Имперские интересы такого искусственного формирования как государство не должны иметь приоритет над интересами людей, там проживающих. Смените власть, покиньте Юго-Восток и ещё раз, только уже НОРМАЛЬНО, опросите людей. Будут нормализованы отношения с Украиной - можно будет как-нибудь с ней договориться о его статусе (возможно, на время). Не забывайте - это огромная ответственность и большие затраты на подъём убыточного ныне региона. Ваши перетягивания одеяла неконструктивны и крайне циничны, вы (завозмущавшиеся поборники цивизизованных законов) не учитываете права Человека на жизнь с надеждой на стабильное улучшение без ненужных ему потрясений. Одно УЖЕ произошло, вы предлагаете ОЧЕРЕДНОЕ! "Взялся за гуж не говори, что не дюж" - Своим неправомочным действием наша страна не только выдернула население из русла привычной жизни, но и взяла на себя обязательства по вытаскиванию полуострова из экономической дыры. При данной власти не будет ни подъёма, ни возврата. Но ежли к власти придёт порядочный человек, то первыми своими действиями реализовывать поговорку "Поматросил и бросил" НЕ ЭТИЧНО. (Как-то в пылу дележа/передележа карты и пи-жа про духовность про ЭТИЧНОСТЬ в политике предпочитают не вспоминать... А коли так, то не выбраться нам из ментальной жопы...)
ЗЫ: вы - мн.число...


(комментарий скрыт)

samara2012 21 октября 2014 | 18:46

Гарри Кимович ,согласна с Вами ,и более того считаю ,что ,если уважаемый политик претендующий на место президента так часто "ошибается" в своих действиях и словах -,то значит всем надо подумать -почему и к чему это может привести. .Если он самодостаточен он не нуждается в поддержке таких уважаемых людей ,как В.А. Шендерович. И дело совершенно не в "лезгинках"---лезгинка -красивый танец -исполнение её не умоляет исполнение русской барыни../но умеют ли все русские танцевать эту барыню???/ и т. д.


pirlo 21 октября 2014 | 18:49

При этом игнорируется тот факт, что в России установлена, опирающаяся на фашистскую идеологию персонифицированная диктатура, совмещающая, как это принято у подобного рода режимов, территориальные захваты с преследованием "национал-предателей" внутри страны.

КАкой текст, какие слова...
Во страсти-то...


Все-таки удивительная мерзость Каспаров... Да что там мерзость, мразь просто...


andrei_kostyuk 21 октября 2014 | 20:03

Уважаемый Гарри Кимович! Я очень радовался и гордился когда наш Советский шахматист становился чемпионом мира. Но сейчас я не понимаю, что с Вами происходит - и от чего такая не любовь к РОДИНЕ.??? Я понимаю , что есть причины по которым можно встать в ОППОЗИЦИЮ. Но поймите и оппозиция она ведь разная... Можно быть оппозиционеркой подобной Новодворской.... Я не понимаю Ваше отношение к Навальному, а ведь это - ПОП Гапон нашего времени - это подстрекатель и провокатор - только и всего... Я не понимаю Ваше отношение к Ходорковскому... это вор и преступник -90х годов, а я их пережил и знаю, что это такое...


eskort31 21 октября 2014 | 20:46

Трудно не согласиться с железной логикой Г.К. Но! Для того, чтобы народ России перестал уповать на Батюшку, требуется большое время и невероятные усилия. При монополии государства (точнее группы приближенных и Самого) на СМИ это вообще становится проблематичным. И что реально делать сегодня? Произносить умные (и правильные) речи, которые читает очень малое число людей.
Необходима смена политического курса. Это понимают все здравомыслящие граждане.
Но как это осуществить, не ввергнув страну в хаос. Демократические пути не реальны.
Силовые пути - гибельны. Отсюда мне кажется и проистекает размытость позиции Х+Н.
Как зацепить и повести за собой одурманенный электорат? Сегодня Крымнашисты - подавляющее большинство. Скажи громко: "Первое, что я сделаю - верну Крым", и ставь крест на своей политической будущности. И с этим приходиться, увы, считаться...


oldsvin55 21 октября 2014 | 22:42

eskort31: Вы бы не торопились, уважаемый. Народное мнение переменчиво, вспомните 1 мировую. И тогда твёрдая и принципиальная позиция будет на вес золота! Настоящий политик должен иметь принципы, а не плестись за одурманенным электоратом.


az_igor 21 октября 2014 | 20:53

Конечно же Крым должен быть возвращён Украине. И конечно же это вряд ли удастся сделать в одночасье. Не потому что не хочется, а хотя бы потому, что в крыму живёт достаточно много людей, проголосовавших "за", и, следавательно, им, и тем, кто их поступок не одобряет, необходимо дать время для примирения. Это должен быть процесс, включающий, да, нудные, но конструктивные многосторонние и междуныродные переговоры по процедуре, гарантиям личной безопасности всех участников, предоставлению материальных компенсаций людям на переезд и устройство, если хотите. Что-то вроде возвращения Великобританией Гоконга Китаю.

И конечно же от Алексея и Михаила хотелось бы услышать что-то в этом ключе. Я надеюсь, они к этому в конце концов и придут.


thaus 21 октября 2014 | 21:28

Звонко пшикнувший и вылетевший, как воздушный шарик из страны, сдувшийся "оппозЫссыонэр" издали смачно плюнул в соратников: -тьфу на вас!


grey_sable 21 октября 2014 | 21:37

Создалось впечатление, что Гарри Кимович не читал интервью Ходорковского и Навального, а пост написал по выдранным журналистами фразам и комментариям на них.


sootechestvennik 21 октября 2014 | 23:24

...глупому шахматисту...надо заниматься вопросами возвращения израилем окупированных палестинских земель...и не лезть со своим ближневосточным гонором...в дела Российского государства...


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

arsenchik1954 21 октября 2014 | 23:36

После аннексии Крыма, с Россией всё стало ясней ясного,но есть непонятливые, которым закон и договор ничего не значат, и поучают Каспарова.


lorina945 22 октября 2014 | 00:13

Я бы очень хотела , чтобы по принципу :"Если бы директором был я " Гарри Каспаров ответил на прямой вопрос :" Как бы вы решили проблему Крыма , если бы стали Президентом России ?".


novi_ 22 октября 2014 | 02:36

Позвольте, и я вставлю свои 5 копеек в эту тёрку. Навальный с этого момента для меня перешёл из политиков в политиканы. Напомню, в чём отличие. Политикан думает о следующих выборах, политик о следующих поколениях. Вернее, он был им всегда, но узнали мы это только сейчас.
Ходора я никогда не считал российским политиком. В какой-нибудь Эстонии (я имею в виду в нормальной небольшой стране) он бы ещё мог. А для России он слишком мягок, вожжи не удержит. Тут же народ эээээ......... сфисифисеский, скажем так. Михаила Борисовича уважаю, считаю умным, образованным человеком в отличие от нынешнего царя-монстра. Но не уверен, что он понимает, что его шансы на президента равны нулю.
Теперь по Крыму. Представьте: Вас ограбили. И Вы даже знаете, кто. После всех заявлений и разбирательств дело доходит до судьи. И он объявляет (в стиле Навального/Ходора): да, это было ограбление. Но вещами уже давно пользуется другой человек, сейчас всё менять считаю нецелесообразным. В иске отказать.
Мой вывод: мне наплевать, думают они так или из рейтинговых соображений. Это не политики! Точка! Так что из рейтинговых соображений лучше было сказать наоборот. Кстати, неумное сравнение: кто это бутерброд с колбасой передаёт туда-сюда?
О днепровской воде, которую по сей день пьёт Крым, украинской электроэнергии, глупости выражения «Крым – исконная траливали» и массе других вещей смотри
https://www.youtube.com/watch?v=48T1vvBQ2bA
Неизвестные факты! Читать всем!!! Перезагрузка по-русски 2-1 Украина Россия Крым Путин Кличко
А теперь хочу Вас развлечь. Спойте про себя или вслух 1 куплет
Этот День Победы порохом пропах,
Этот праздник с сединою на висках,
Эта радость со слезами на глазах
День Победы! День Победы! День Победы!
Пропели? Если нет, дальше не читать! Пропойте этот куплет!!!
Хорошо. В том же ритме продолжайте дальше:
Этот "Референдум" с дулом у виска,
И гарантом всему русские войска,
И татары со слезами на глазах
День побега! День побега! День побега!
Вот, блин, политика довела, пришлось на старости лет поэтом заделаться.
А это для Донбасса (не моё):
Кого мучит ностальгия –
Чемодан, вокзал, Россия!
Просыпайся, Россия, этот дурной фашистский сон надо прервать!


vafen 22 октября 2014 | 11:30

Создается впечатление, что новейшая история началась с Будапештского договора 1994 года. А все остальное коту под хвост! Один волевым решением передал Крым ни за что , ни про что из состава России Украине в 1954 году, другому в 1991 году и в голову не пришло проанализировать внутренние административные границы между входящими республиками единого государства СССР прежде, чем переводить их в межгосударственные.Я не голосовал за нынешнего Президента последние два срока. Но в вопросе Крыма я причисляю себя к его сторонникам. И позиция Ходорковского и Навального по этому вопросу заслуживает уважения.Что касается правил европейского клуба, дискриминация участников по любым вопросам должна быть исключена.


pavlovap 27 октября 2014 | 18:15

Раскол, как я и предупреждал, ширится. Все понятия теперь похожи на растрескавшуюся почву. Вот и оппозиция Путина теперь разделилась... Я - опять в меньшинстве. Приходится признать, что Каспаров, Илларионов и т.д. теперь не со МНОЙ! (Навальному я категорически не доверяю, он - НЕ СОЗИДАТЕЛЬ, а его популизм и жажда власти - мне противны, ибо ни чем не оправданы.)
Они говорят о карте, а не о людях... Что ж, моё мнение по Крыму разделил Ходорковский (ещё до публикации его мнения, моя позиция, затрагивающая этичность обращения с населением, как с украденным мешком картошки, была уже сформирована)...

Крым - это не мешок картошки, не кусок карты. Имперские интересы такого искусственного формирования как государство не должны иметь приоритет над интересами людей, там проживающих. Смените власть, покиньте Юго-Восток и ещё раз, только уже НОРМАЛЬНО, опросите людей. Будут нормализованы отношения с Украиной - можно будет как-нибудь с ней договориться о его статусе (возможно, на время). Не забывайте - это огромная ответственность и большие затраты на подъём убыточного ныне региона. Ваши перетягивания одеяла неконструктивны и крайне циничны, вы (завозмущавшиеся поборники цивилизованных законов) не учитываете права Человека на жизнь с надеждой на стабильное улучшение без ненужных ему потрясений. Одно УЖЕ произошло, вы предлагаете ОЧЕРЕДНОЕ! "Взялся за гуж не говори, что не дюж" - Своим неправомочным действием наша страна не только выдернула население из русла привычной жизни, но и взяла на себя обязательства по вытаскиванию полуострова из экономической дыры. При данной власти не будет ни подъёма, ни возврата. Но ежли к власти придёт порядочный человек, то первыми своими действиями реализовывать поговорку "Поматросил и бросил" НЕ ЭТИЧНО. (Как-то в пылу дележа/передележа карты и пи-жа про духовность про ЭТИЧНОСТЬ в политике предпочитают не вспоминать... А коли так, то не выбраться нам из ментальной жопы...)


oldsvin55 04 ноября 2014 | 07:03

pavlovap: А кто говорит, что надо наплевать на людей? (хотя, знаете ли, взрослым людям полезно иногда думать и нести ответственность за свои поступки). Так вот: вменяемый политик должен прежде всего объявить, что Крым - это Украина. Точка. А вот сложную процедуру с учётом огромного количества совместно (только совместно!)решаемых проблем предстоит выработать в долгих и, полагаю, нелёгких, переговорах.


Владимир Фомин 31 октября 2014 | 08:00

Ходорковский не виляет хвостом. Он реально смотрит на то, что произошло. И говорит своими словами, как он видит ситуацию выхода из этого состояния. А заниматься просто нереальными разговорами, толочь воду в ступе?? Ну будите вы еще 30 лет говорить-разговаривать? Надо реально предлагать что-то, и идти потихоньку к цели! Ленин хотел быстро, и что в итоге. Назад просто отброшена страна! Я поддерживаю предложения Ходорковского, что нужно делать!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире