10:27 , 28 января 2014

Даниил Гранин: Беспощадная правда о блокаде Ленинграда

Оригинал – www.dw.de

В Берлине на торжественной церемонии в память о жертвах национал-социализма выступил Даниил Гранин. Беспощадная правда из его уст произвела сильное впечатление на немецких парламентариев.

Прошло более полувека после окончания Второй мировой войны, прежде чем в 1996 году занимавший в то время пост федерального президента ФРГ Роман Херцог (Roman Herzog) постановил отмечать 27 января как национальный день памяти жертв национал-социализма.

Этот день был выбран потому, что именно 27 января 1945 года Советская армия освободила нацистский лагерь смерти Освенцим. Но в этот же день – только годом раньше – была прорвана и блокада Ленинграда.

Церемония в бундестаге

Вот почему в этот раз выступить в бундестаге на торжественной церемонии в память о жертвах национал-социализма пригласили российского писателя, непосредственного участника тех событий Даниила Гранина.

1113972

95-летнего Гранина, опиравшегося на палку, под руку ввел в зал парламентских заседаний председатель бундестага Норберт Ламмерт (Norbert Lammert). С другой стороны его сопровождали федеральный президент Йоахим Гаук (Joachim Gauck) и канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel), которая вследствие лыжной травмы все еще передвигается на костылях.

Открывая заседание, Ламмерт обратил внимание на совпадение по датам освобождения Освенцима и прорыва Ленинградской блокады. Но, отметил он, не случайна взаимосвязь Освенцима и блокады Ленинграда – геноцида евреев и войны на уничтожение против Советского Союза.

«И то, и другое уходит корнями в человеконенавистническую национал-социалистическую идеологию», – заявил Ламмерт и напомнил о том, что ядовитый газ «Циклон Б», применявшийся в Освенциме, вначале был опробован на советских военнопленных.

Беспощадный Гранин

После короткого музыкального интермеццо – скрипичный квартет исполнил фрагмент одного из произведений Шостаковича – на трибуну поднялся Гранин. Предусмотрительные хозяева встречи поставили для него за трибуной кресло, но от предложения присесть писатель твердо отказался и почти час выступал стоя.

Его речь была беспощадной. Он не говорил, как этого ожидали некоторые в бундестаге, об историческом примирении немцев и русских, об уроках прошлого и преодолении тоталитарного наследия в Германии или в России. Его попросили рассказать о блокаде, и он рассказал, поведав притихшим депутатам о чудовищных буднях блокадников, оставшихся на 900 дней не только без топлива и продовольствия, но и без воды, канализации, электроэнергии и отопления.

Гранин приводил шокирующие подробности. Рассказал, например, об одной матери, которая не стала хоронить своего умершего от голода трехлетнего ребенка, а положила маленький трупик на мороз между окнами и каждый день отрезала от него по кусочку, чтобы сохранить жизнь хотя бы 12-летней дочери.

А сам Гранин во время блокады Ленинграда был на фронте – всего в нескольких шагах от города. Он рассказал, что в его окопе вздрагивала земля, когда Ленинград бомбили или обстреливали из дальнобойных орудий. Из траншеи были видны и пожары. Дома горели сутками, поскольку воды в городе не было, и тушить их было нечем.

По словам писателя, «Гитлер приказал в город не входить, чтобы избежать потерь в уличных боях, в которых не могли участвовать танки». А в результате, сказал Гранин, «немецкие войска, по сути, весьма комфортно, без особых трудов ожидали, что наступающий голод и морозы заставят город капитулировать».
«Солдаты должны воевать с солдатами, война – это чисто солдатское дело, – заявил Гранин, – а здесь был заслан голод, который воевал вместо солдат». Поэтому, сказал он депутатам, «я долго не мог простить немцам этого ожидания капитуляции, ожидания гибели города».

Депутаты под впечатлением

После выступления Даниила Гранина корреспондент DW попросил нескольких депутатов бундестага поделиться своими впечатлениями.

Для нового координатора германо-российского межобщественного сотрудничества социал-демократа Гернота Эрлера (Gernot Erler), представляющего одну из партий правящей в ФРГ коалиции, выступление писателя стала возможностью послушать старого знакомого. Эрлер читал «Блокадную книгу» Гранина и не раз проводил в своем избирательном округе во Фрайбурге мероприятия на эту тему.

«Но все равно, конечно, очень впечатляет рассказ этого 95-летнего человека – очевидца, которому была предоставлена возможность выступить в германском бундестаге в рамках такого достойного мероприятия», – сказал Эрлер. По его словам, Гранин попытался объяснить немецким депутатам непостижимое, но вместе с тем показал, что можно сохранить человеческое достоинство даже в таких жесточайших условиях. Для Ренате Кюнаст (Renate Künast) из фракции партии «Союз-90»/"зеленые" выступление Гранина стало поводом задуматься о необходимости заново взглянуть на историю второй мировой войны. «Мы не представляем себе в полной мере все причиненные страдания, всю подлость этой войны, – сказала она в интервью DW. – Мы знаем о миллионах погибших, но горе, которое выпало на долю гражданского населения, было еще больше, чем мы об этом говорили».

По словам Кюнаст, вермахт в ходе блокады пытался превратить жителей Ленинграда чуть ли не в зверей. «Сколько в Германии сетуют по поводу Сталинграда, – заметила она, – но что натворила немецкая армия в Ленинграде, жителей которого на протяжении 900 дней морили голодом!»

На заместителя председателя фракции Левой партии Дитмара Барча (Dietmar Bartsch) тоже произвело большое впечатление выступление Гранина «здесь, в Рейхстаге, который, собственно, и был отправной точкой войны и блокады Ленинграда». Барч добавил, что эта речь должна побудить тех, кто родился позже, не только задуматься о прошлом, но также помнить о своей ответственности и передать ее следующим поколениям немцев.

Оригинал

Комментарии

736

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


29 января 2014 | 02:07

Немцы платят узникам Освенцима, пострадавшим евреям. А блокадники? Мороз, голод, холод. Моей маме было 5 лет. Она помнит и трупы, и бомбежки. Если бы не дядя-фронтовик, которые привез продукты, они бы не выжили. Она запомнила грузовик, вывозивший трупы. Женщина, лежащая у борта, свесилась головой вниз, у нее были длинные густые волосы. Они попали в колесо, машина ехала, и скальп крутился вместе с колесом.


mixa1957 29 января 2014 | 02:21

Когда Гранин имел беседу с Гитлером? Без топлива и продовольствия, но и без воды, канализации, электроэнергии и отопления жили не только в Ленинграде.Этим можно
немцев удивить,наш народ даже в мирное время жил так при коммунистах,а Гранин
молчал.


neon999 29 января 2014 | 03:23

Да, производит впечатление. Жаль, что в России людей "оберегают" от настоящих воспоминаний войны, извращая все события.


s4astlivij 29 января 2014 | 04:10

Какой позор, кто из депутатов сидит зевает, кто ногти грызёт, кто под столом, видимо СМС-ки пишет...
ужас...

Светлая память героям второй мировой войны,
Светлая память блокадникам Ленинграда!!!


aron1000 29 января 2014 | 07:18

А про финов, которые с севера блокировали Питер все молчат...............


u300 29 января 2014 | 07:39

Меня не впечатлило, потому что эти рассказы мы слышали с самого детства, смотрели фильмы, например, "Блокада", да и читали дневник Тани. Ничего нового Гранин не сказал, и немецкие парламентарии тоже об этом слышали. Одно хочу сказать, ленинградцы стали заложниками с двух сторон, и выживать им пришлось самим, работать на заводе, чтобы получать рабочий паек, не до патриотизма им было.


29 января 2014 | 08:44

В 2014 На всех блокадников-573 тыс., зарплата депутата 420 тыс. Из-за отсутствия денег, тем, кто пробыл в городе менее 4 мес., в выплатах было отказано.


u300 29 января 2014 | 09:36

?


29 января 2014 | 10:09

А стоило ли сделать заложниками несколько миллионов людей с одной только целью удержать город Ленина. Немцы обошли его стороной и никакой стратегической пользы он не имел.Умерло мучительной смертью 1000000 человек и ещё столько же потеряли здоровье. А стоило ли? Впрочем в СССР, а теперь и в России челевеческая жизнь не ставится ни во что... Азиаты, что и говорить... В Европе всё наоборот.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

kilgortrout 29 января 2014 | 11:12


Чтобы покончить с геноцидом собственного народа, знамя Победы надо поднимать не над Берлинами, а над московским Кремлем.


volkov3 29 января 2014 | 11:22

Есть правда,а есть ещё и истина. На всё воля Божья. Променяли веру Бога на цацки народовластия.Вот вам граждане, как говорится в народе- за что боролись на то и напоролись.Чем больше детей и стариков умерло с голоду и холоду тем лучше.Цена дорогая.Да воскреснет совесть Божья. Антихрист нервно курит в сторонке, в мавзолее и у Кремлёвской стены,а так-же в Кремле.Но один козлёнок не курит, он занимаются дзюдо,катается на горных лыжах.И мы его подготовим к передачи в зоопарк истории.


paragraff 29 января 2014 | 11:31

Окопная правда ныне не в чести, главное, чтоб основаная линия единого учебника не искривлялась.


nik57144110 29 января 2014 | 11:39

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ КАЖДЫЙ


nerpa 29 января 2014 | 12:07

Германия - мощная страна. Очень впечатляющий акт доброй воли пригласить фронтовика и попросить рассказать об ужасах блокады. Умение брать на себя ответственность за грехи своих родителей и предков отличает истинно верующих людей. Фашизм немцы пережили, а вот русские коммунистический труп, похоже собираются реанимировать. А ведь коммунизм пожрал гораздо больше людей, чем Блокада.


slava_bezuglow 29 января 2014 | 13:36

Конечно, выступление Гранина очень впечатляюще! Но миллионы загубленных жизней в Ленинграде уже не вернешь, мы можем и должны об этом только помнить. Вместе с тем, мы являемся свидетелями человеческой жестокости уже в наши дни и делаем вид, что ничего не происходит. Я имею ввиду прежде всего узников Болотной и девушек из Пусси- Райт. Вот и Даниил Гранин с благодарностью принял орден из рук узурпатора, тем самым как бы подтвердив легитимность существующей власти. И зачем ему понадобился этот орден? Я задаю себе этот вопрос и не могу на него найти ответ...


grazdaninha 29 января 2014 | 14:03

"22 июня 1941 году началась Великая Отечественная война, в 1945 году война закончилась победой СССР и его союзников."
Правда, правда. А жизнь идет. Может энергию нашу направить на созидание сегодня. Столь проблем, а мы уходим в сторону.


stondonmassey 30 января 2014 | 09:47

Слушая Гранина, депутаты Бундестага и члены правительства ФРГ так расчувствовались, что постановили немедленно ужесточить визовый режим с Россией. Так сказать, "поставить Швейку дополнительный клистир".


kolesnikovaea 01 февраля 2014 | 03:16

А в чём подвиг-то? И откуда несчастные граждане знали, что они совершают подвиг? Их просто кинули!
Половина европейской части СССР побывала под оккупацией, и люди имели шанс выжить и не дать умереть своим маленьким детям. Были случаи, что добровольно пошедшие в старосты по необходимости (детей маленьких много, допустим), очень даже неплохо помогали мирным жителям. Это из рассказанного моим отцом, пережившим оккупацию в Курской области в возрасте 11-13 лет(по паспорту) с двумя сёстрами и матерью (отец их погиб в Тверской области). Староста подделывал метрики и спас тем самым многих детей от угона. А мать 1938 года рождения с братом 1939 года рождения и матерью (отец их погиб в Псковской области) всю оккупацию в Донбассе прожила.Воспоминания у обоих очень тяжёлые, но они жили, у них была хоть какая-то еда!
А чем так виноваты были дети Ленинграда, что им не дали никакого шанса выжить?!


strofa 02 февраля 2014 | 14:23

Восхищен вниманием, уважением и почтением депутатов Бундестага к выступающему...


28 января 2014 | 11:59


Мы, как народ, должны осознать не только трагедию 2-ой Мировой войны, но трагедию преступлений сталинизма против своего народа, не только в войне, но за весь период античеловечной диктатуры!!! Это должны сделать народы бывшего СССР! По мере того как это будет происходить, можно будет судить о выздоровлении бывших Республик Союза, а теперь независимых государств!


28 января 2014 | 14:42

Преступлений против народа у Сталина не было.
Были у него преступления против либералов, против классовых врагов. Ну так это война была. Кто кого.
Недобитые либералы и классовые враги сейчас пинают мёртвого Сталина. Это доказывает, что Сталин был прав.
Собственно опросы показывают, что в этом уверены очень многие.


fokker_100 28 января 2014 | 14:46

Кем по вашему был Николай Вавилов для народа?
Вы не заметили, что у нас по сию пору нет хорошего сорта пшеницы для нашего климата?
Предлагаете, Сталину в ножки поклониться за это?


(комментарий скрыт)

fokker_100 28 января 2014 | 16:39

На самом деле всё было проще. Сталин и его окружение наломали дров с коллективизацией. И им срочно нужно было накормить страну. Лысенко обещал это сделать по-быстрому со всякими своими яровизациями и прочей трескотней. Результат, кроме защитных лесополос Лысенко ничем хорошим вспомнить нельзя.
К вопросу об сталинизме. Молчали далеко не все, даже при Сталине. Вот что пишет академик Шноль в своих воспоминаниях.
Исай Израилевич Презент — главный идеолог безграмотного Лысенко. Презент — человек блестящий. Как красиво и пламенно он говорит. Как резко и соответственно стилю собрания, как грубо и демагогично его выступление! … Как он беспардонен и мелок! Как он, упоённый собой, был неосторожен. Он повторил часть текста, вставленного им ранее в доклад Лысенко. Он сказал, «когда мы, когда вся страна проливала кровь на фронтах Великой Отечественной войны, эти муховоды…». Договорить он не сумел. Как тигр, из первого ряда бросился к трибуне Рапопорт — он знал, что такое «брать языка». Презент на войне не был — он был слишком ценным, чтобы воевать — там же могут и убить… Рапопорт был всю войну на фронте. С чёрной повязкой на выбитом пулей глазу он был страшен. Рапопорт схватил Презента за горло и, сжимая это горло, спросил свирепо: «Это ты, сволочь, проливал кровь?» Ответить почти задушенному Презенту было невозможно.


(комментарий скрыт)

fokker_100 29 января 2014 | 09:05

Вы лучше не мне ответьте, а больным, нуждающимся в отечественных лекарствах или крестьянам, которым нужны морозоустойчивые сорта пшеницы, что может дать современная генная инженерия.
А так же вспомните сотрудников, сохранивших все до единого семена из коллекции Вавилова, в блокадном Ленинграде.....
Сталин был малообразованное го...о. Поэтому он и не понимал генетики. Но разве Сталин один губил Вавилова? Тут вот сейчас политрук Гранин из тех, на которых держалась сталинская репрессивная машина, в бундестаге разливается соловьём.


canary 28 января 2014 | 22:09

Преступлений против народа у Сталина не было.

Откуда ты свалился, какие либералы? Не надо писать то, что выставляет тебя идиотом . Вначале изучи проблему, потом умничай.


leningradetz 28 января 2014 | 12:35

Очень жаль, что многих из тех кто жил в блокадном Ленинграде уже нет с нами. У них небыло сомнений нужно ли оставить город. Вечная им слава! И тем кто ещё с нами. Мы будем помнить про подвиг Ленинграда всегда.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире