Поддержали: xx
Минутку...
ПОИСК
Обычная версия
блог
Все блоги Версия для печати

815192 Воспоминания о Беслане

01 сентября 2010, 19:34
Лежа в больнице, сразу после того как у меня появился ноутбук, я начала записывать свои воспоминания о тех 3 днях, проведенных в заложниках. Спустя 6 лет хочу опубликовать эти записи, которые писала тогда, на свежую голову. Каждый день буду постить воспоминания тех дней.

Если у кого-то возникнет желание перепостить запись или использовать какие-то цитаты - не буду ничего иметь против. Текст не редактирую.

Начало. 01.09.2004

С моим городом произошел страшный случай, который разрушил нашу прежнюю жизнь. Название ему – захват террористами школы №1 города Беслана…

Утро. Тепло. Солнечно. 1 сентября. Любимый праздник после дня рождения. Одеваюсь. Белая новая кофточка, черная юбочка, любимые туфли. Мама надела свой любимый бежевый костюм. Позавтракали, собрались, десять минут девятого – выходим. Какая же погода хорошая! Мы идем по залитой солнцем Надтеречной, так солнечно – глаза болят! Что-то никого нет – рано еще. Мы вышли пораньше, чтобы докончить оформление маминого кабинета.

Подходим к школе, людей во дворе мало – человек сорок. Большая часть, наверное, внутри. Все как обычно: ученики стоят кучками по классам и обсуждают моментально закончившиеся каникулы, учителя занимаются почти тем же, кто-то таскает аппаратуру, первоклашки заходят с огромными букетами и шариками в школу.

Мы с Мамой заходим в ее класс. По всей школе пахнет краской: Света и Александр Михайлович не успели все доделать. Еще обвалились потолки в коридоре перед столовой и где-то на втором – Мама рассказывала.

Пока все тихо, никого нет. Мама пишет на доске фразу: «Добро пожаловать в школу!». Я хожу, что-то прибираю. Вышла на улицу – никого из «наших» нет. Конечно, мы уже старшие классы (девятый), грех не опоздать. Полчаса ходила, искала одноклассников, никого не было. Батика встречала с Шалвой. Джульетты Георгиевны еще нет. Вообще никого из наших нет. Выхожу во двор. Ну, вот, стали потихоньку собираться. А вот и Дреева! Она в панике: туфли натерли, нужна вата. Забежали к Маме. Там уже первоклашки сидят за партами, у всех банты, цветы. Все нарядные. Кто-то снимает на камеру своих драгоценных чад, кто-то делит между детьми шарики, они, по сложившейся традиции, сегодня должны улететь в небо. Я Мадине говорю, что завидую им: «Они такие маленькие и счастливые». Потом вышли во двор, там наши уже построились. Ну, мы рванули к ним. Все стоят, разговаривают, в ожидании начала линейки. Мы с Кристиной и Дзерой обсуждаем дзерину кофточку…

Тут наш разговор обрывается. Где-то совсем близко раздались выстрелы. Я повернула голову и увидела трех мальчиков бегущих к выходу, а за ними человека в камуфляже и с черной густой бородой. Он бежал за мальчиками и стрелял в воздух. Я подумала: «Кто-то плохо шутит, наверное, розыгрыш или опять какая-то проверка». Эти мысли сразу же пропали, когда со всех сторон началась стрельба и нас погнали в сторону котельной. Мы сбились в кучу. На асфальте валялись потоптанные букеты, туфли, сумки. Мы сидели у стены котельной. Люди паниковали. Они приказали нам молчать и подходить к спортзалу. Люди не подходили к двери спортзала, а просто кинулись туда. В голове почему-то все время вертелось правило, которое нам всегда твердили учителя: «В чрезвычайной ситуации главное – не паниковать». Конечно, это, правда, но не паниковать было невозможно. Это чувство охватывало все тело, весь разум, все сознание. Хотелось бежать куда-то в толпу, подальше, где-нибудь спрятаться, скрыться. Повторяла себе: «Все сейчас кончится, это только сон». Всегда, когда я слышала эти фразы в голливудских фильмах, я смеялась над американцами, но сейчас было совсем не до смеха. Это был не страх, это было желание жить.

Дверь спортзала была закрыта, и тогда Они выбили два окна выходящие в коридор. Все стали запрыгивать через них. Пихались, толкались, старались пролезть. Когда все люди оказались в коридоре, они сказали нам, чтобы мы сели на корточки и молчали. В этой толпе я разглядела Зарину – мою одноклассницу. Я взяла ее за руку. Она очень крепко сжала мою ладонь и попросила, чтобы я не отпускала ее. Странно, я ничем не могла ей помочь, но мне самой эта чья-то рука в моей ладони сильно была нужна. Это какая-то взаимопомощь, поддержка. Очень сильное чувство, которое помогает даже в такой ситуации. Мы держались, мы были рядом, мы были ВМЕСТЕ. Это очень важно.

Мы медленно продвигались к спортзалу. Когда мы в него зашли, я заметила свою близкую подругу - Мадину. Мы с Зайкой продвинулись поближе к ней. Она нас заметила, и нас стало уже трое. Мы сидели на корточках и держали «руки зайчиком», как Они сами говорили. Люди паниковали, мы были в истерике. Чтобы нас успокоить, Они подняли мужчину и пригрозили убить его, если мы не замолчим. Мы старались, но страх и паника брали верх. Раздался выстрел. Они его убили… тут наступила тишина, мертвая, в прямом значении этого слова. Лишь плач и крик детей нарушал ее. Они приказали сначала выбросить все телефоны, а потом и сумки. Они сказали, что расстреляют двадцать человек, если услышат какой-нибудь телефонный звонок. После этого полетело еще около десятка сотовых. Они еще раз пригрозили, сказали, что расстреляют двадцать детей. Учителя уговаривали людей, чтобы они отдали все мобильные. Еще несколько телефонов вылетело из толпы. Некоторую массу людей Они подняли и перегнали в противоположную сторону спортзала. Среди них оказались и мы. К этому времени они уже разложили взрывчатку. Наверное, там было снарядов десять, я так думаю. Все Они делали очень профессионально, как будто всю жизнь занимались Этим.

Все время я думала о Маме. В зале я ее не видела, там было такое количество народа. Все время искала ее глазами, но безуспешно. Но вскоре я услышала голос, самый приятный и любимый голос с детства. Ее Голос. Она просила одного из Них, разрешить ей пойти сесть ко мне. Как бы не было странно, но Они разрешали родственникам вставать и передвигаться, чтобы сидеть рядом. Мама подошла к нам и села. Мы сразу стали расспрашивать ее, что будет, отпустят нас или нет. Всех одолевал страх. Мама говорила очень спокойно, что все будет хорошо, что нас спасут. Хотя я смотрела на нее, и понимала, что даже мама не знает, чем все кончится, но она просто успокаивала нас, как своих учеников, как детей. Дети - мы действительно, тогда были просто испуганными детьми. Подумаешь – девятый класс, но мы все равно ДЕТИ, просто дети. В такой ситуации даже самые взрослые ВЗРОСЛЫЕ, становились капризными детьми. И я их не осуждаю, просто мне кажется нельзя их осуждать. На самом деле, это была далеко не простая ситуация. Психологически тяжелая, было очень трудно держать себя в руках.

Прямо возле нас стояли две шахидки. Они были в парандже, и их не лиц не было видно. Только глаза и ноги. Они были в спортивках и кедах. В одной руке у них были пистолеты, а другую они все время держали на кнопках от поясов. И еще у них был такой взгляд… Ледяной, неживой, способный на все. Именно шахидки вселяли такой страх и ужас. Но самое большое чувство, которое появлялось при виде них, это ненависть.

Еще до Этого, когда я слышала о смертницах, я их ненавидела, они вызывали у меня отвращение, омерзение, ненависть. В моем представлении женщина – это, прежде всего МАТЬ, хранительница домашнего очага, жена. Как ЖЕНЩИНА может убить невинного, беззащитного человека? Женщина создана для того, чтобы любить. А Мужчина для того, чтобы защищать Женщину, детей. Для меня идеал Женщины - это, конечно же, Мама. Она прожила нелегкую жизнь, всегда любила папу и была ему верной, воспитывала нас правильно, а самое главное - смыслом ее жизни была семья и дети.

Шахидки куда-то вышли. А потом, подняли десятерых крупных мужчин и вывели. Нам сказали, чтобы мы не переживали и, что с ними будет все в порядке. Мимо проходил боевик, вдруг он остановился, что-то сказал, потом посмотрел на Мадину, и очень разозлился. Он со словами: «Закрой свой стыд!», кинул ей какой-то пиджак. У нее были голые колени и она, испугавшись, сразу накрылась. После этого мне стало чуть-чуть легче. «Хоть насиловать не будут»,- думала я.

Именно этот боевик, его лицо, было мне очень знакомым. Как будто, я его уже видела в Беслане. Я сказала это Мадинке, и она сказала, что тоже где-то его видела. Может, она ошибалась. Ему было лет 35-38, не больше и у него был огромный шрам на шее. Сначала, он был самым нормальным.

Да, и вообще.… Все Они сначала были «нормальными».

В первый день Они кидали людям листочки, чтобы мы могли обмахиваться, пускали в туалет, раздавали воду. Они назначали некоторых мальчиков, и эти мальчики заходили в туалет, набирали в ведра воду и разносили ее по залу.

Правда, потом люди «стали вести себя, как базарные бабки». И Их великодушие куда-то по чуть-чуть стало уходить. Они назначили Злату Сергеевну, она должна была водить детей в туалет, по очереди. Воду уже не раздавали, можно было попить только в туалете.

Время текло очень медленно. Было жарко, ужасно жарко. Мы снимали себя, все, что только можно было снять и остаться в приличном виде. Места было мало, мы сидели на скамейке. Как-то я смогла разорвать на себе колготки. Девочки младших классов мучались в своих синтетических формах.

Мы сидели с Мадинкой и разговаривали. Разговаривали о том, что совсем не верится, что это все происходит с нами, в реальной жизни. Мы находились в недоумении. Было такое чувство, что это происходит в каком-то параллельном мире, не с нами. Было очень странно, что уже о нас знает весь мир. Как бы там не было, но мы держались, вели оптимистические разговоры, шутили. В тот момент как мне кажется, это был самый правильный выход. Лично тогда считала, что не надо плакать, отчаиваться у них на глазах – тем самым доставлять Им удовольствие и показывать Их могущество над нами. Поэтому я и держалась, хотя желания поплакать, почему-то не было.

31.08.2004

Еще вчера мы все приходили в школу, прибирались у мамы в кабинете, там же с Дзеркой рисовали плакат с Буратино и букварем маминым первоклашкам. Потом после работы мы ели обычный для МАДАММ обед: лаваш с майонезом и полутора литровый лимонад за 9 руб. Мы все сидели за двумя маленькими партами: я, Батик, Дзера, Мадинка, Алина и мой двоюродный брат Тимур. Все было тихо. Ничто не предвещало приближающуюся трагедию. Мы сидели там часов до четырех – сидели, болтали, прибирали, что-то дорисовывали. Было уже что-то около трех, когда мы собрались по домам.

Мы (МАДАММ) часто собирали такие посиделки, и обычно сидели часов до четырех, до самого закрытия школы. Сидели у мамы ли в тридцать третьем (в собственном кабинете).

Случалось даже такое, что школу закрывали, и мы вылезали из окон. Но всегда нам очень сильно хотелось остаться в школе с ночевкой. Вот такое маленькое МАДАММовское желание.

А Мама часа в два ушла в паспортный стол – делать российское гражданство. А наш паспортный стол почему-то упорно отказывал, естественно, рассчитывая, что мы дадим взятку. Лишь потом один наш знакомый А., работающий в милиции, великодушно согласился сделать то, что по закону сделать был обязан. Как раз первого сентября Мама собиралась идти за своим «красивым» паспортом…

Самый первый взрыв

Где-то часов в пять раздался какой-то взрыв. Он был в школе, но далеко от спортзала. Спустя несколько минут в главный вход боевики завели одного раненого мужчину из тех, кого выводили. Возле нас сидела Фатима-медсестра, и его подвели к нам. Фатима попросила, чтобы ей разрешили взять медикаменты из кабинета, но Они ее не выпустили. Тогда она нашла какую-ту рубашку, и стала перевязывать его голову и плечо. Кацанова Алана очень сильно ухаживала и помогала. Она все время вытирала раненого тряпкой, давала ему воду, обмахивала бумажками. Мы все находились в каком-то ступоре, а Аланка так помогала. Она молодец. Для меня она героиня. Я очень ей горжусь, а за себя даже стыдно. Он еще долго лежал возле нас, а потом я не знаю, что случилось, но его уже не было. К концу дня чувства голода почти не было, вернее жажда и жара забили его. Было где-то около восьми часов, когда пошел дождь, он стучал крупными каплями по подоконникам. Мы как раз сидели под выбитыми окнами и хватали ртом дождинки - так хотелось пить. Мама накрывала меня и девочек своим пиджаком, а я все время вылезала из-под него – под дождь. Мне было так хорошо, по-моему, самое лучшее воспоминание из этого ада. Люди раскладывали тряпки и вещи на подоконниках, чтобы они намокли. Потом мы обтирались ими. Естественно после дождя стало чуть-чуть прохладнее.

Кстати, ближе к обеду Они пытались установить в зале телевизор (видимо, чтобы развлечь заложников передачами новостей), но у них не получилось, потом Они его унесли. Они рассказывали, что по телевидению передают, что в заложниках 354 человека. Мы находились, как бы это лучше сказать, в негодовании. Мы злились, мы отчаивались, мы ненавидели.

«Маленькое МАДАММовское желание»

Приближалась ночь. Никаких новостей. Хотелось спать, хотелось пить, есть не хотелось совсем. Кто-то еще днем находил шоколадки и раздавал. Мне тоже давали, правда я не ела. Я ее отдала. Зачем есть, если еще сильнее захочется?

В течение дня к нам подсиживались новые люди. Просто возле нас сидела Л.А., и люди думали, что с директором будет безопаснее. А она… Нет, я, конечно, не считаю, что она была в связи с террористами, но просто мы в ней разочаровались, как в учителе, как в Человеке, как в более взрослом человеке. Даже если тебе девяносто лет, то ты не имеешь права засовывать в рот таблетку, когда вокруг тебя дети, падающие в обмороки, просящими глазами смотрят на тебя. Да, что смотрят – подходят, матери просят, а ты говоришь: «Больше нет», досасывая валидол. В такой ситуации не надо быть героем, просто нужно быть Человеком, и даже не с Большой Буквы. Может я не права, но это мои моральные принципы.

Мы в первый день держались, шутили, да и вообще старались не впадать в какую-то панику. Так как Залина - психолог, по ее словам я считала, что будет лучше, если мы не будем особенно зацикливаться на происходящем. Мы шутили, шутили даже «по черному». Да, мы были положительно настроены.

Всю ночь мы спали парами по часу. Пока мы с Мадиной сидели на скамейке, Мама с Зариной спали на полу. Проходил час, и мы менялись. Кто-то спал у кого-то на коленях, на плечах. Все были измучены, было уже не жарко – душно, на руках женщин плакали полусонные детки. Вот в такой, не самой лучшей обстановке и исполнялось наше «маленькое МАДАММовское желание». Лучше бы оно никогда не исполнилось…

Оригинал
Контекст
комментарии
авторизация
  •  
    01 сентября 2010 | 19:55

    Мурашки по коже ...пока читал

    •  
      01 сентября 2010 | 20:17
      да...
      • (комментарий скрыт)
        • (комментарий скрыт)
        • (комментарий скрыт)
      • (комментарий скрыт)
        •  
          Emptyavatar3 marina_h Марина Херриотт
          02 сентября 2010 | 07:28

          gavrosh__: "...некоторые из них так же как те террористы..."

          Кто это некоторые? Называй конкретно или извиняйся.

          Вот он gavrosh__, конкретный пример, как власти гнобят жертв. Слов нет.
          • (комментарий скрыт)
        •  
          02 сентября 2010 | 18:02
          хорошее про них сказать не могу, плохое нехочу
          ----------
          Не хотите, а сказали. Даже не плохое, а подлое и глупое. И никого вам не жаль, не прикидывайтесь. Если вы молоды - есть надежда, что со временем что-то прояснится в вашей голове, если нет - то мои сожаления, тут уже ничего не поделаешь.
  •  
    01 сентября 2010 | 20:24
    Дорогая, если можешь, поверь в искренность сопереживания и сочувствия. Я считаю, что 1-3сентября надо было сделать днями памяти и скорби. Спасибо, что сохранила и публикуешь эти записи. Всего тебе хорошего.
  •  
    01 сентября 2010 | 20:34
    маленькие ангелочки всегда останутся в наших сердцах....власти совершили огромную трагедию-они не спасли детей.
    •  
      01 сентября 2010 | 22:30

      Присоединяюсь.

      Сказанно от Сердца.
  •  
    01 сентября 2010 | 20:40
    Дорогая Агунда, спасибо за эти записи.
    Желаю Вам всего самого хорошего и побольше хороших людей вокруг.
  •  
    01 сентября 2010 | 20:44

    "..."

    После прочитанного осталось чувство чего-то неполного, чего-то недосказанного, но от этого не менее важного.

    Моё сочувствие автору.
  •  
    01 сентября 2010 | 20:47

    Страшное было время....

    Тяжелые воспоминания...
  •  
    01 сентября 2010 | 21:00
    Наверное глупо сейчас говорить "заезженные" фразы-Помним.Скорбим.Уверен-это может сказать вся Россия,или большинство-точно.Я постараюсь сказать,ЧТО для меня Беслан.
    -Это единственный город в России,где к нам-"псковским",относились как к защитникам Родины.Возвращались в часть,на дембель.Зашли в здание аэропорта "Владикавказ",подходим к стойке бара-смотрим лаваши продаются.(трое суток до этого были окружены,подвоза воды и сух.пайков не было).Считаем мелочь.Молодая женщина за стойкой спросил:"Вы откуда?",ответили,что летим на дембель из Чечни,она протянула нам эти лепёшки,говорит:"Держите,ребята,не надо денег...."И как-то так она это сказала,что унижения мы совсем не чувствовали.Или повлияло то что она видела как отправляют "домой" наших 200-ых.Не знаю как передать,но когда даже прилетели в Беслан,сразу стало ясно-нам здесь рады.Узнали наших командиров которые были у вас за год до этого-в 93-ем....Зарезали баранов,и каждому бойцу,может и небольшой,но достался кусок мяса.
    И сейчас как-то сразу возникает ассоциация всех женщин Беслана вот с этой работницей бара аэропорта "Владикавказ".Она не говорила больше нам ничего,но то Беслан в лице этой женщины вместе с нами,ПОМНИТ и СКОРБИТ по нашим солдатам и офицерам,стало понятно.
    Недалеко от здания аэропорта раньше жила(или дай Бог здоровья,живёт) "мама Роза".По крайней мере её все так называли.
    Потом,через почти 10 лет,случилось ЭТО....
    • (комментарий скрыт)
      •  
        01 сентября 2010 | 22:57

        todd

        76-ая ВДД(Псков) никогда не воевала с С.Осетией.И в 94-ом мы прилетели в Беслан для продвижения в Грозный.
        Если сюда зайдут осетины из Беслана-уверен,подтвердят.
        Я объяснил своё личное отношение к Беслану,его жителям.
      • (комментарий скрыт)
      •  
        Emptyavatar3 marina_h Марина Херриотт
        02 сентября 2010 | 02:08

        todd: А для Путина у тебя нет сравнений?

      •  
        02 сентября 2010 | 07:22

        todd Это как если бы уставшие татаро-монголы после очередного подавления русского мятежа проходили

        100%

        за широмой "приличия" люди не видят главного, жаль.
        "посчитать свом долгом", скорбим, помним, вечно снами, мы свами... и куча таких же глупых никчему не обязывающих слов... суть где?
        • (комментарий скрыт)
          • (комментарий скрыт)
        •  
          02 сентября 2010 | 08:55

          "суть где?"

          Проясните, любезный, суть.

          Весьма интересно, что вы "за ширмой разглядели".
          •  
            02 сентября 2010 | 15:25
            оставим в покое, что было потом,в грузии, за это ещё многим в осетии придётся ответить, давайте посмотрим что было тогда.
            "ширма" это то, что все вдруг враз оглохли и ослепли, почему никто не задают вопрос- почему этот циничный ублюдок путин отдал приказ штурмовать здание, будь там его родные дети он бы отдал такой приказ?
            почему не дали аушеву вести переговоры с бандитами, там пиарились все кому не лень, когда запахло жареным слиняли все, аушеву так и не дали возможность освободить детей,как минимум плоловину жизней он мог бы спасти, но путину и руководству с.осетии это не понравилось, почему?
            погибшие дети до тех пор останутся неоплаканными пока реальные преступники, такие как путин, допустившие всё это, не понесут заслуженное наказание.
            можно присоедениться к скорбящей процессии, говорить общие красивые слова, родителям погибших от этого легче?

            p.s. говорят некоторые родители продали своих детей, их память, за большие деньги которые им выплатили в последствии, им как бы заткнули рот, пусть это будет на их совести, но правду ведь всё равно надо знать?
            •  
              03 сентября 2010 | 01:26

              "оставим в покое"

              Ожидал большего.

              Ну зачем? Зачем опять и снова Путин? Мерзкая привычка искать и находить виноватых.

              Утверждаю - вина за трагедию на вас и мне. На нас всех.
              Поясню - наша культура, наша цивилизация воспитала мерзавцев, захвативших школу. Равнодушие, пофигизм, непрофессионализм и делитанство - качества характеризующие любого в нашем обществе, от дворника до министра, не исключая военных, которые штурмовали. Приказы отдавали люди не чем не лучше.
              Власть в лице Путина, лишь отражение пороков общества.

              Легче всего назначить виноватого. Очень просто концентрировать раздражение на одном человеке.

              Трагедия случилась. Мы можем лишь склонить головы.
              Не думаю что возмущением и раздражением можно что-то изменить не только в том что случилось, но и в настоящем.
              Вместо Путина придёт кто-то очень похожий на Путина.
              Если не изменимся сами, каждый из нас, мы обречены.
        •  
          Emptyavatar3 marina_h Марина Херриотт
          02 сентября 2010 | 15:31

          gavrosh_: "за широмой "приличия""

          Представитель сурковцев нагло открыто демонстрирует безнравстенность властей, которые не желают нести даже формальную ответственность. Когда Россия - их собственность, им и ширма прилия уже не нужна. Профашизм в чистом виде.
          •  
            02 сентября 2010 | 15:58

            marina_h

            мадам, давайте не будем ругаться, я прочитал несколько ваших постов в разных темах, вы человек благородный, но невнимательный,наивный,и вспыльчивый... пожалуйста перед тем как кого-то назвать фашистом или представителем суркова(что по сути тоже самое) просто внимательно подумайте, что этот человек хотел сказать.
            •  
              Emptyavatar3 marina_h Марина Херриотт
              02 сентября 2010 | 16:18

              gavrosh__: Почему вы не писали в блоге Антона Ореха "Беслан"?

              Кроме это святого блога есть достаточно других на тему Беслана (написанных журналистами и политиками), где вы могли бы высказаться о том, кем стали дети Беслана. Но когда выбирают для обвинения их невинные души, это преступление.
              •  
                02 сентября 2010 | 16:50

                Кроме это святого блога есть достаточно других на тему Беслана

                мадам, я специально не выискиваю "святые блоги" про беслан, что мне бросилось в глаза то я и увидел.

  •  
    01 сентября 2010 | 21:03

    Прочтут ли это путинские дочери?

  •  
    01 сентября 2010 | 21:03
    Спасибо,милая девочка, за твои записи, за то что ты их вела и нашла силы сюда поместить. Ведь это очень больно тебе вспоминать.В тот год мы проезжали через Беслан на машине за несколько дней до трагедии - были в гостях у родных во Владикавказе.Поэтому, когда случилась беда, Беслан был для нашей семьи не просто названием или точкой на карте, а знакомым городом.Рядом в посёлке Заводском города Владикавказа живут наши родственники и друзья.Осетия, осетины-очень гостеприимный народ.Такая страшная трагедия выпала на долю этой небольшой республики!Мы помним и скорбим.
  •  
    01 сентября 2010 | 21:27
    Каждый год, приходя с ребенком на линейку 1 сентября в школу, мысленно прокручивал Вашу ситуацию, и сердце замирало от страха за детей. Что же Вам пришлось тогда испытать? Что испытали Ваши родители? Пусть бог покарает тех кто сделал это. Пусть бог сбережет Вас в дальнейшей жизни.
  •  
    01 сентября 2010 | 21:33

    спасибо

    и прости, если сможешь, страну, в которой ты живешь
  •  
    01 сентября 2010 | 21:42

    ждем продолжения..печально -но КАК еще мы узнаем Правду?

  •  
    01 сентября 2010 | 21:51
    Спасибо Агунда. Дай Б'г тебе всего самого счастливого.
  •  
    01 сентября 2010 | 23:20
    ответьте:если б в школе в это ужасное время находились бы дети кремлевских царей.были бы загублены сотни маленьких сердечек или все таки жертв можно было бы иэбежать...
  •  
    01 сентября 2010 | 23:40
    Как это больно когда взрослые не могут защитить детей.Остается только просить прощения.
  •  
    02 сентября 2010 | 00:19

    Спасибо, что написала..

    Счастья тебе.
  •  
    02 сентября 2010 | 00:27

    Пожалуйста, продолжай публиковать свои записи.

    Как представлю, что вы все там пережили (а многие и не пережили), слезы наворачиваются.
  •  
    02 сентября 2010 | 00:58

    Мама говорила очень спокойно, что все будет хорошо, что нас спасут.

    ага спасли ,козлы,и ещё потом матерей Пупкин обвинил в сотрудничестве с госдепартаментом,когда те пытались добиться правды о штурме.Путин дал приказ о штурме,и зассал переговоров,тот же Черномырдин не побоялся с бандосами говорить.А эти....Мессии грёбанные.О России думающие....
  •  
    02 сентября 2010 | 01:55

    love

    God bless you honey!
  •  
    Emptyavatar3 marina_h Марина Херриотт
    02 сентября 2010 | 02:28

    Милая Агунда, спасибо, что несмотря на боль, открываешь правду,

    которую все эти годы путинские лизоблюды усердно скрывают. Мало того, преследуют жертв. На преступлениях перед народом далеко не уедешь. Власть должна покаяться и уйти, если есть ещё у неё капля совести.

    Спасибо, Агунда. Вы растапливаете душевный лёд в сердцах россиян, для которых происходящее далеко и не с ними и их близкими воспринимается как обычная новость в цепи мировых происшествий. Только так можно народу почувствовать какая боль живёт в сердцах уцелевших в терактах. Мы все в долгу перед вами. Только сочувствуя своим согражданам, можно стать нацией.
    •  
      02 сентября 2010 | 04:33
      Нет, это не была обычная новость. Все три дня это была личная боль и ожидание неминуемой трагедии. Зная, на что способен, Путин, никакого хорошего выхода я не ждала, а уж после обещания не проводить штурм, была абсолютно уверена, что штурм будет. Не знаю можно ли в такой ситуации просить прощения, но это так – российский бардак, ее власть и президент лично были причиной того, что белым днем в Беслане такое могла произойти, что президент не сделал ничего, чтобы спасти заложников, он только старался показать силу (на самом деле демонстрируя слабость), чтобы уничтожить десяток захватчиков даже ценой жизни сотен детей и их родителей. Спасибо тем нескольким людям, настоящим мужчинам, среди которых был и Руслан Аушев, кто предложил свою помощь и лично пытался добиться освобождения заложников, предупредить кровопролитие.
      •  
        Emptyavatar3 marina_h Марина Херриотт
        02 сентября 2010 | 05:09

        nadezhda_and_peace

        Да, несомненно, это событие из ряда вон выходящее. Но в стране теракты случаются практически ежедневно. А где народ? Система сегодня не гарантирует безопасности своих граждан. Власть не докладывает о расследованиях. Из новостей узнаём обычно только о количестве боевиков. А где имена, где история каждого, почему люди стали террористами (а не исключено, что некоторые вообще те не были таковами), как власть помогает жертвам? Сколько уже погибших и раненых! "Курск", Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Москва, Буйнакск, Волгодонск, Норд-Ост, Абхазия, Ю.осетия, "Невский экспресс"... В цивилизованном обществе так к людям не относятся. Ни народ, ни власть.
        •  
          03 сентября 2010 | 23:34
          К сожалению, все эти теракты очень выгодны власти. Под идею борьбы с террором можно вносить любые ужесточения в ежедневную жизнь народа, можно натравливать одних на других, можно ссылаться на «кавказ» как на причину нестабильности и плохой жизни пенсионеров, незащищенность детей и матерей. Можно продолжать пилить немалые деньги...
  •  
    02 сентября 2010 | 03:00

    Несчастная страна с несчастными народами и с убогими руководителями антитеррористическими опперациями!

  •  
    02 сентября 2010 | 03:16
    Агунда, спасибо тебе. Не обращай внимание на этих уродов, которые всё ещё ищут виновных. Для них твоя и твоих земляков беда, просто разменная монета.
  •  
    02 сентября 2010 | 05:30

    Здоровья и счастья тебе, Агунда.

  •  
    02 сентября 2010 | 07:41

    Спасибо Вам, Агунда, что нашли в себе силы это написать.

    Для меня Беслан шок на всю жизнь.
    Ничего, ни до, ни после, не произвело такого впечатления и ужаса от того, на что способны те кто вроде бы люди...
    До сих пор держу в книжном шкафу журнал с фотографиями всех погибших.
    Вечная им память.
    ** Пишите обязательно. Пишите все как было. Я, кажется, впервые вижу дневник очевидца того кошмара.
    Вам крепости духа.
  •  
    02 сентября 2010 | 08:08
    Дорогая Агунда,
    к сожалению таких людей как Ваша мама, настоящих героев, меньше чем трусливых мерзавцев и корыстных лжецов. Спасибо, что Вы написали об этом.
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Станьте
членом клуба
и получите дополнительные преимущества на сайте
Дежурный по сайту
Эфирный телефон: (495) 363-36-59
sms в эфир: +7 (985) 970 45 45
tweet в эфир: @vyzvon
Поддержка - problem@echo.msk.ru
1300918

1133040

«Если бы на следующий день после крушения „ Боинга“ Путин узнал, что он должен $50 млрд от имени России, он бы совсем расстроился»

Станислав Белковский о том, пойдет ли президент России на выплату 50 миллиардов долларов




1090015


876074
1106900
795394
1287246
1288620

681013





681012
743643
1178164

Валерий Панюшкин:  Привычка сидеть

К нам вернулась привычка сидеть, способность воспринимать тюремное заключение как неприятный, но закономерный этап жизни
Сказано на свободе
Германские зверства были в большой мере преувеличенными. Сейчас рассказы о зверствах даже несколько опережают большую войну.

  • coe.ru/
    Информационный центр Совета Европы