diletant_ru

Diletant.media

23 апреля 2017

F

28 июня 1914-го года в Сараево был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Через месяц Европа вступила в войну небывалого прежде масштаба. Первая мировая вызвала, в  итоге, грандиозные геополитические перемены. Из пяти Империй, которые были активными участниками войны, лишь одна продолжила свое существование. Алексей Дурново о том, как пошла бы история, если бы Первой мировой не было.

Могло ли такое быть? 

Бытует мнение, что если бы австрийский эрцгерцог Франц-Фердинанд вернулся бы из Сараево живым и невредимым (или, хотя бы, просто живым), то войны не было бы. Но это заблуждение. Сараевское убийство было поводом, но никак не причиной глобального конфликта, который вспыхнул летом 1914-го. Причины нужно искать в  области геополитики. Шесть-семь держав разделили мир на сферы влияния, и их интересы вступили в острое противоречие. И к моменту гибели Франца-Фердинанда напряженность в мировой политике уже можно было резать ножом. Она нарастала с  конца XIX-го века. И для взрыва необходим был лишь повод. У Франца-Фердинанда было куда больше шансов выжить в Сараево, чем у Европы – избежать войны. Если возвращаться к боснийским событиям, то гибель эрцгерцога была, по большому счету, цепью трагических случайностей. Франц-Фердинанд прекрасно знал, что на  Балканах уже не первый год идет необъявленная террористическая война. 

 Вильгельм II – последний Император Германии

Что сторонники освобождения Боснии от Австро-Венгрии (а точнее поборники прав православных сербов, оказавшихся подданными Франца-Иосифа) готовят покушения почти на каждого высокопоставленного австрийца, которые въезжает на их территорию. Именно из-за этого эрцгерцог дважды отменял визит в Сараево. Мог отменить и в третий раз, ведь повод был ерундовый – посетить маневры и открыть музей. Наконец, к моменту убийства было уже совершенно ясно, что жизни наследника австрийского престола угрожает опасность, ибо одна попытка нападения уже провалилась. Больше того, Принцип тоже мог промахнуться, а получивший ранение Франц-Фердинанд мог бы выжить, если бы вовремя подоспела помощь. Только это не  отменяет главного. Повод нашелся бы все равно. На в июне 1914-го, так в августе или осенью. Война была неизбежна, а Сараевское убийство лишь приблизило ее. Тем более, что между гибелью эрцгерцога и объявлением войны прошел месяц. Державы пытались о чем-то договориться, но, очевидно, находились уже в той стадии, когда договориться было невозможно.

Геополитика

Ситуация в Европе к моменту гибели Франца Фердинанда была напряжена до предела. Как уже говорилось выше, ведущие державы, фактически, уже поделили мир на либо на  собственные владения, либо на сферы влияния. В зону раздела не попала Америка, где большинство стран добились независимости уже к середине XIX-го века. Но все прочие территории от  Атлантического океана до линии перемены дат, плюс Океания, были, в той или иной степени, разделены. Даже формально независимые страны находились под чьим-нибудь влиянием, либо политическим, либо экономическим. Исключение, пожалуй, составляла лишь Япония, сумевшая преодолеть давление извне благодаря знаменитым реформам Императора Мейдзи. 

Николай II, Георг V и бельгийский король Альберт

Пара простых примеров: независимая Болгария имела, при полностью православном населении, зависимого от Германской Империи короля католика, независимая Персия в 1910-м была разделена на сферы влияния Россией и Великобританией. Договор, по сути, был дележом, какое бы то ни было участие в нем персидской стороны не предполагалось. Впрочем, самый показательный пример – Китай. Поднебесная была растерзана великими державами в  1901-м году поле Ихэтуаньского восстания. Его подавлением занималась коалиция из России, Японии, Великобритании, Франции, США, Германии, Италии и  Австро-Венгрии. Контингент последних двух стран составлял 80 и 75 человек соответственно. Тем не менее, Италия и Австро-Венгрия наравне со всеми приняли участие в подписании мирного договора, по итогам которого, Китай, сохранив формальную независимость, стал зоной экономических интересов восьми стран сразу.

Когда все территории уже поделены и съедены, встает только один вопрос, когда делящие ввяжутся в конфликт друг с другом. Великие державы, очевидно, держали будущий конфликт в уме. Недаром задолго до войны были заключены глобальные геополитические союзы. Антанта: Великобритания, Франция, Россия и Центральные державы: Германия и Австрия, к которым позднее присоединились Османская Империя с Болгарией. Все это закладывало под мирную Европу пороховую бочку. Впрочем, Европа и без того не была мирной. Она воевала постоянно и беспрерывно. Целью каждой новой кампании, пусть и очень небольшой, было желание оттяпать себе под сферу влияния еще какое-то количество квадратных километров. Впрочем, важно другое, у каждой державы имелся интерес, шедший вразрез с интересами другой державы. И это делало очередной конфликт неотвратимым.

Неизбежное

Правительства Австрии, Германии, Османской Империи, России, Великобритании и Франции были заинтересованы в войне друг с другом, ибо не видели иного способа разрешить имеющиеся споры и противоречия. Великобритания и Германия делили Восточную и  Юго-западную Африку. При этом Берлин не скрывал, что поддерживал буров, во  время англо-бурских войн, а Лондон отвечал на это экономической войной и  созданием антигерманского блока государств. Франция тоже имела к Германии множество претензий. Часть общества требовала военного реванша за унижение во  Франко-прусской войне 1870-1871, по итогам которой Франция потеряла Эльзас и  Лотарингию. Париж добивался их возврата, но Германия ни при каких обстоятельствах эти территории не отдала бы. Ситуация могла разрешиться только  военным путем. Плюс Франция была недовольна австрийским проникновением на  Балканы и расценивала строительство железной дорогие Берлин – Багдад, как угрозу своим интересам в Азии. Германия требовала пересмотра колониальной политики Европы, постоянно требуя уступок от других колониальных держав. Не  говоря уже о том, что Империя, существовавшая чуть более сорока лет, стремилась к господству если не во всей Европе, то, как минимум, в континентальной ее  части. 

Франц-Иосиф

Австро-Венгрия имела огромные интересы на Балканах и воспринимала как угрозу политику России, направленную на защиту славян и православных в  восточной Европе. Кроме того, Австрия вела длительный спор с Италией из-за торговли в Адриатическом море. Россия, помимо Балкан, хотела получить еще контроль над проливами между Черным и Средиземным морем. Количество взаимных претензий и конфликтных ситуаций предполагало только один выход из положения – войну. Представьте себе коммунальную квартиру. Шесть комнат, в каждой из  которых живет семья хорошо вооруженных людей. Они уже поделили коридор, кухню, туалет и ванную и хотят больше. Вопрос стоит так, кто будет контролировать всею коммуналку? При этом договориться друг с другом семьи не могут. Что будет в  такой квартире – война. Нужен был только повод. В случае с Европой таким поводом стало убийство Франца Фердинанда. Не было бы его, нашелся бы другой повод. Это, кстати, довольно убедительно показывают переговоры, которые велись в июле 1914-го года. У великих держав был месяц на то, чтобы договориться, но  они даже не попытались сделать этого.

Немного фантастики 

Но, допустим, случилось чудо. Великие державы, каким-то образом, договорились и  решили все споры мирным путем. Попробуем представить себе, что было бы дальше.

Замедление технического прогресса. Как это ни печально, но Первая мировая существенно подхлестнула развитие технической мысли. Речь не только о танках и субмаринах. Речь о бурном развитии транспорта вообще, а особенно, машиностроения и авиации. После Первой мировой автомобили и самолеты перестали восприниматься как диковинка. Они стали повседневностью. Компании, занимавшиеся производством автомобилей, буквально озолотились в годы войны. Они заработали денег на  десятилетия вперед, получив гигантские возможности для реализации довольно затратных проектов. Это не говоря о всевозможных послаблениях. Например, о  налоговых льготах для «Рено», чья продукция сильно помогла Франции в годы Первой мировой.

Раймон Пуанкаре

Уменьшение роли США. Единственная страна, которая действительно много выиграла от Первой мировой – это Соединенные Штаты Америки. США держались просто филигранно. Не  вступали в войну до 1917-го года, но, присоединившись к Антанте на последних этапах, получили статус страны-победителя. Кстати, вместо России, которая из  войны вышла. США избежали огромных военных расходов и колоссальных человеческих потерь. Их экономика выросла и стала играть в мире очень весомую роль. Зато статус победителя позволил им изменить в свою пользу систему международных отношений – президент Вудро Вильсон пролоббировал создание Лиги Наций, которое было выгодно США куда больше, чем Великобритании и Франции. В 1922-м Вашингтон навязал Японии, тоже стране-победителю, договор о сокращении ее вооружений в  Тихом океане.

Эпоха Империй продолжилась бы. Первая мировая война изнутри уничтожила четыре очень крупных державы – Россию с Австро-Венгрией, Османскую Империю и совсем юную Германскую Империю. Вполне вероятно, что эти страны по сей день сохраняли бы  монархию, если бы не Первая мировая.

Второй мировой тоже не было бы. Когда знаменитый маршал Фош увидел проект мирного договора с Германией, он сказал: «Это не мир, а перемирие лет на десять». Маршал ошибся на 11 лет, что не отменяет его правоты. Вторая мировая – логичное продолжение Первой мировой. Ее причины – вырастают из последствий Великой войны. 


Читайте также: 

Страдающее средневековье: еженедельная пятёрка лучших комиксов


Короли и капуста: Диоклетиан – император, который выращивал овощи и казнил Георгия Победоносца


Виртуальная экскурсия по маршруту миссии Нидермайера-Хентига


Апрельские тезисы: знаком ли ты с программой большевиков? Проверь себя в нашем новом тесте! 

Если вдуматься – фильм «Рокки» ничем особо не выделяется среди ему подобных картин: герой-неудачник боксер-любитель Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне), отчаявшийся стать хоть кем-то в этой жизни, внезапно получает шанс выбраться из криминального мира окраин. В Филадельфию, откуда он родом, приезжает знаменитый боксер — чемпион мира Аполло Крид (Карл Уэззерс) и неожиданно бросает ему вызов, пусть и в целях саморекламы. Осознав, что подобный шанс выпадает лишь раз в жизни, Рокки начинает подготовку к решающему бою. Параллельно в картине развивается любовная линия, в которой главный герой делает робкие попытки познакомиться с неразговорчивой сестрой своего лучшего друга и постепенно все же находит ключ к молчаливой и замкнутой Эдриан Пеннино (Тилия Шайер). Кульминационный момент фильма  — решающий поединок с пафосным чемпионом, где Рокки стойко выдерживает все 15 раундов, чуть не решив бой в свою пользу.


Есть у этой картины своя особенная харизма, за которую фильм полюбила очень широкая аудитория, не только любители спорта. Не вникая в сюжет, можно предположить, что фильм «Рокки» о спортивных достижениях одного отдельно взятого человека, однако, это не совсем так. Он скорее о свободе внутри себя и о том, как эту свободу заставить работать в свою пользу. Данный фильм смело можно использовать на разнообразных бизнес-тренингах как мотивационный импульс для поднятия самооценки.

«Рокки» — первая большая роль Сталлоне, сделавшая его знаменитым, но доставшаяся ему с огромным трудом. История «Рокки» для начинающего актера получилась очень личной, потому что актерский (да и личный) путь будущей звезды складывался непросто. С малых лет ему приходилось постоянно доказывать свое право на существование – в детстве сверстники часто насмехались над ним из-за врожденного дефекта речи и малого роста, к тому же у Сталлоне с рождения оказываются парализованными часть языка, губ и щеки. Чтобы окончательно не стать предметом насмешек, юный Слай записался в драматический кружок и тренажерный зал. Укрепив тело и дух, в 15 лет ему пришлось пережить еще один удар судьбы — развод родителей: все из-за буйного нрава отца, который часто распускал руки и активно ходил «налево». Но несмотря на сложное отрочество, Сталлоне все же удалось получить достойное образование. Благодаря своей матери Жаклин, выступавшей когда-то на сцене в легендарном «Даймондз-Хорсшу-Клаб» Билли Роуза, актер понял, что хочет стать актером. Закончив учебу в Американском колледже в Швейцарии, он вернулся в Штаты и стал изучать драматическое искусство в Майами, а после вернулся в Нью-Йорк, где начал играть в небольших театральных постановках.

К середине 70-х Сталлоне обзавелся семьей и сыграл несколько незначительных ролей, но денег катастрофически не хватало – семья жила втроем с маленьким сыном в фургоне. Однажды актеру пришлось даже сняться в порно-фильме для поддержания  «штанов». Помимо редких актерских ролей Слай подрабатывал швейцаром, вышибалой и уборщиком клеток в зоопарке – именно эти эпизоды его биографии частично легли в основу «Рокки». Переломным для актера оказался 1976 год, когда ему в голову приходит сюжет, на основе которого пишется сценарий фильма. Пазл в жизни Сталлоне, наконец, начинает складываться в единую картинку – спустя какое-то время он находит студию, согласившуюся выкупить сценарий. Ему предлагают баснословные 250 000 долларов, однако Сталлоне предложил заплатить минимальные 20 тысяч, в обмен на исполнение главной роли в фильме.  Нескладному с эстетической точки зрения актеру пришлось изрядно постараться, чтобы убедить режиссера Джона Эвилдсена в своей актерской состоятельности. Расчет Сталлоне сработал безукоризненно. Фильм «Рокки» вскоре после выхода (был снят всего за 28 дней) стал культовым, получив три «Оскара» и «Золотой глобус». А Сталлоне в очередной раз удалось доказать всем, что трудом и упорством можно достичь любой вершины, лишь веря в себя.

Свою правоту Сталлоне приходилось отстаивать не только в жизни, но и на съемочной площадке. Эпизод, где Рокки сомневается в своих силах и признается в этом своей девушке Эдриан накануне боя с «Аполло», продюсеры категорически не хотели снимать. Но после непродолжительных споров Сталлоне позволили сделать всего один дубль, а он так переволновался перед съемкой, что в итоге выпил лишнего. Своим упорством актер удивлял многих. К примеру, при подготовке к съемкам второй части «Рокки» он воспользовался услугами Франко Коломбо. Легендарный бодибилдер признавался, что взял с него кучу денег за тренинг, но при этом был поражен степенью фанатизма и самоотверженности Сталлоне. Стойкость и несгибаемость – эти черты характера не раз помогли ему в дальнейшей актерской карьере, а были у него и откровенные провалы (так, фильм «Рембо 2» удостоили унизительной премии «Малина года» за худший сценарий и роль).

Можно сколько угодно подшучивать над мимикой Сталлоне и его актерским мастерством в целом (мемов и карикатур со Сталлоне не счесть), но стоит воздать должное этому человеку. Хотя бы за то, что он пример SelfMadeMan – человека, который сделал себя сам, не обращая внимания на критику и неверие окружающих – он и есть живое воплощение своего киногероя. Чемпион мира по боксу Винни Пазиенца говорил, что именно фильм «Рокки» воодушевил его стать второй раз чемпионом мира после того, как он сломал шею. Тысячи людей, выбегая на пробежку с утра, включают в плеерах знаменитую Gonna Fly Now и бегут к своей мечте, отпуская груз мыслей и любые невзгоды.

Оригинал


Читайте также:


Игры разума: охота за призраками Эда и Лоррейн Уорренов

Тот, кто будет провозить контрабанду, не получит защиты от США: прокламация нейтралитета от Джорджа Вашингтона 

«Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону»: мысли Иммануила Канта

Враги Древней Руси. Что ты знаешь о них? Проверь свои знания в нашем новом ЕГЭ

Исааку Левитану не раз в жизни приходилось туго из-за еврейского происхождения. Неоднократно его семью выселяли из Москвы, из училища выпустили без диплома, а ранние работы называли дерзкими. Как вспоминал Константин Паустовский, мэтры считали, что еврейский мальчик, пусть и талантливый, не должен был касаться русского пейзажа — это было дело коренных русских художников. И тем не менее именно кисти Левитана принадлежат пейзажи, которые во всем мире считают самыми русскими из когда-либо написанных.

Сюжет

Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это ее относят к так называемой оптимистической серии Левитана.

Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893

Контекст

Левитан работал над картиной в Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С  его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не  закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в  шутку называли синагогой.

Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где ее купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на  полотно упал медный козырек настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдете «рану» — ее искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.

Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и  вторую версию названия.

«Золотая осень», 1896

Судьба художника

Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в  которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а  затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только  дипломы учителей рисования.

«Над вечным покоем» (1894)

Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Между тем, именно Левитан ввел моду на Плес, на волжские просторы, леса и поля.

Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевленный тем, как работали импрессионисты. Он  мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И все же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но  получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — все это был фарс.

«Владимирка», 1892

Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до  40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.

Автор: Снежана Петрова

Оригинал

Читайте также:

ЕГЭ: Средневековая медицина

Страна виселиц

Советские командиры. Николай Иванович Крылов

Жанна д'Арк: жизнь после сожжения

Фильмы ужасов на телевидении – частые гости. У них есть свои поклонники, преданные зрители, почитатели жанра. Но есть в истории телевидения персонажи, которые «жили» в перерывах между кинопоказами. Те, кто создавал неповторимую атмосферу перед просмотром, настраивал аудиторию. Это электронные призраки. обитатели телеэкранов, культовые персонажи. Не совсем телеведущие, но  и не актеры. Одна из них – Вампира, первая в своем роде.

Феномен «ночного» кинопоказа был на пике популярности в 70-е годы. Именно тогда полуночные сеансы в кинотеатрах вошли в моду. Что смотрели? В основном ужасы категории «ретро». Именно по ночам к ним возвращалась их  мистическая аура, потерянная с годами. Но была у этих сеансов и телевизионная предыстория.

Фрагмент «Шоу Вампиры»

Показывать старые ужастики – идея не такая уж и оригинальная, но вот как заставить зрителя их смотреть? В 1954 году была предпринята попытка заинтересовать зрителя простым, дешевым кино. И эта попытка вошла в историю американской готики, да и мировой контркультуры. В 1954 году на  экранах появилась Вампира.

Комиксы Чарльза Б. Аддамса

Майла Нурми – модель, появившаяся на одной из голливудских вечеринок в готическом образе одного из персонажей комиксов Чарльза Б. Аддамса. Тонкая талия, платье в пол, черные, как смоль, волосы и выбеленная, мертвенно-бледная кожа – такой Майлу Нурми увидел продюсер Хант Стромберг-младший. Он то и  предложил эффектной девушке стать ведущей нового шоу.

Вампира в студии

Появление популярных сериалов, по типу шоу Люсилль Болл, создало реальную угрозу кинопроизводству. Все стали смотреть сериалы, телевидение стало отвоевывать свою аудиторию у кинематографа. Дешевые фильмы «класса B» уже не смогли заманить в зал публику. Тогда, их стали демонстрировать по телевизору. Но, для того чтобы зритель не отходил от экрана, нужно было придумать определенный ход, который бы ловил наивного кинолюбителя на крючок. Этот ход заключался в создании своеобразной, мистической ауры. За  нее и стала отвечать ведущая собственного шоу Майла Нурми, она же Вампира.

Первые пять выпусков ее программы назывались «Lady of  horrors». Очень простая концепция: Вампира делает театрализованную «подводку» к  фильму. Сценарий этих скетчей писал ее муж Дин Райзнер. Королева готики размышляла о зловещих тайнах потустороннего мира, беседовала с пауком Ролло, смело передвигалась по туманным коридорам, и даже готовила коктейли:

Вампира стала культовым персонажем и родоначальницей целого направления на телевидении. Она была первой ведущей кинопрограммы, состоящей из  фильмов ужасов. Она дружила с Мерилин Монро и Джеймсом Дином. Ходят слухи, что у нее был длительный роман с Орсоном Уэллсом. Но несмотря на популярность, ее  программу закрыли в 1955 году.

Вампира с поклонниками

У Майлы Нурми была неудачная попытка начать кинокарьеру. Она снялась в фильме Эда Вуда «План 9: из открытого космоса», но так как фильм провалился в прокате, особого успеха эта роль ей не принесла.

Фрагмент фильма Эда Вуда

В 70-х была попытка возродить «Шоу Вампиры», но Майла Нурми отказалась принимать участие в этой затее. Тогда продюсеры пригласили на роль ведущей Кассандру Петерсен. Для нее был придуман похожий образ со схожим именем. Ее персонажа звали Эльвира-повелительница тьмы. Майла Нурми подавала в  суд за «воровство идеи», но так и не выиграла его.

Эльвира – новый кумир готов

Этот случай иронично прокомментирован в мультсериале «Симпсоны». В нем появляется персонаж Буферелла – собирательный образ Вампиры и  Эльвиры.

Буферелла из «Симпсонов»

Шоу Вампиры не демонстрировалось за пределами Лос-Анджелеса. Да и записей не сохранилось (на всем экономили, а на кинопленке тем более). Сохранившиеся видеозаписи – это рекламные материалы, созданные специально для того, чтобы привлекать рекламодателей. Впрочем,. они базировались на  оригинальных сценариях скетчей.

Майла Нурми в студии

В 1994 году Тим Бертон. любитель мрачной классики, снял биографический фильм «Эд Вуд». В нем упомянута и Вампира. Ее сыграла Лиза Мэри, которая для работы над образом непосредственно общалась с Майлой Нурми.

Лиза Мэри в образе Вампиры

Участники американской панк-рок группы Misfits – фанаты Вампиры. Они популяризировали ее образ, вернули ей славу готической королевы контр-культуры и посвятили ей песню.

Группа Misfits с Вампирой

Майла Нурми скончалась 10 января 2008 года и была похоронена на кладбище «Hollywood Forever». Однако ее культ жив до сих пор. Образ Вампиры является классическим костюмом на Хэллоуин.

Автор: Станислав Анисимов

Оригинал

Читайте также:

ЕГЭ. Советская фантастика

Триумф Юлиана. Аргенторат, 357

«Грызите молодыми зубами гранит науки»: цитаты Троцкого

Какую операцию доверили бы тебе?

Испанец дон Скотилло, румынский боярин Болванешти, грек Мавроглупато, английский лорд Дураксон… Узнаете в этих господах друзей Михаила Юрьевича Лермонтова? В новом выпуске «Факультатива по истории» мы рассказываем, какие шутки выдумывали поэты и гвардейцы в высшем обществе и как обхитрить самого императора.

Одним из известнейших шутников пушкинской эпохи был офицер Лейб-гвардии Московского полка Константин Булгаков, выходец из богатой дворянской семьи и друг Михаила Лермонтова. За свои проделки он частенько попадал на гаупвахту, однако это ничуть не отбивало у него охоту придумывать новые розыгрыши. Легенды о его проделках живы до сих пор. Вот одна из них:

«Однажды Великий князь Михаил Павлович приехал в театр и вдруг заметил в зале Булгакова, которого только что посадил на гауптвахту. Не веря своим глазам, он вернулся на гауптвахту, но увидел, что Булгаков преспокойно сидит под арестом. Михаил Павлович снова поскакал в театр — Булгаков аплодирует в зале. Примчался на гауптвахту — Булгаков под арестом. Потрясенный великий князь сказал:

— Булгаков! Даю слово, что тебе ничего не будет, только ответь, как тебе это удается? 
— Очень просто, Ваше Высочество, я каждый раз ехал на запятках вашей кареты».'

Маешка — так звали в дружеском кругу Михаила Лермонтова — тоже не прочь был пошутить. Его проделки с энтузиазмом поддерживал Булгаков. По воспоминаниям гвардейцев, после одного бурного застолья в Царском селе, Лермонтов вместе лейб-гусарами возвращался в Петербург…

фото3.jpg

«На заставах каждый проезжающий обязан был указать свое имя в записке для караульного офицера. При выезде из Царского Села Лермонтов предложил расписаться вымышленными иностранными именами. Булгаков подхватил эту мысль и первым написал: «Французский маркиз де Глупиньон». Вслед за ним подписались: испанец дон Скотилло, румынский боярин Болванешти, грек Мавроглупато, английский лорд Дураксон, немецкий барон Думшвайн, итальянец сеньор Глупини, польский пан Глупчинский, малоросс Дураленко, и, наконец, российский дворянин Скот-Чурбанов — этим именем назвал себя Лермонтов». Правда, на обороте друзья все-таки приписали свои настоящие имена — чтобы не подставлять караульного.

фото2.jpg

Князь Александр Иванович Барятинский также слыл знатным выдумщиком и весельчаком. Он был красив, обаятелен, пользовался популярностью у женщин, служил офицером гатчинских кирасир и бесконечно выдумывал возмутительные по тем временам шалости. Одной из самых дерзких его выходок считается шуточная похоронная процессия на дне рождения генерал-майора Гринвальд, описанная приближенным мемуаристом и литератором:

«Часов в шесть или семь вечера, когда собралось все общество, приглашенное хозяином, и расположилось в саду, выходящем на Неву, вдали показалась большая лодка, на которой виднелись факела, факельщики в своих траурных костюмах, и слышалось погребальное пение. Лодка направлялась мимо дачи Гринвальда и, разумеется, самым неприятным образом привлекла внимание всех гостей его. Любопытство возбуждено было в высшей степени. Когда эта процессия поравнялась с дачею, с нее была послана маленькая лодка, чтоб узнать, что все это значит? Едва только сделан был этот вопрос, как весь хор, находившийся в лодке, громко провозгласил: «Погребаем Гринвальда». Общее смятение, произведенное этим ответом в собрании гостей, было неописано. Все всполошились, суетились, не зная, что думать и что делать. Между тем заговорщики поворотили в боковой ручей или канаву, сбросили с себя погребальные костюмы, сели в приготовленные заблаговременно на этом месте экипажи и мгновенно приехали на дачу Гринвальда с другой стороны, при общей суматохе вовсе незамеченные. Вмешавшись в толпу гостей, они наивно разделяли их изумление и страшно порицали дерзкую проделку неизвестных шалунов, какою, по общему мнению, признана вся эта история».

Источники:

«Военный Петербург эпохи Николая I», Станислав Малышев

«Замечательные чудаки и оригиналы», Михаил Пыляев

Автор: Оля Андреева 

Оригинал 

Читайте также: 

Смог бы ты стать Папой Римским в Средние века? Попробуй пройти путь от монаха до Папы!

Первая битва у холмов Гуарарапис: как Португалия и Голландия сражались за бразильское побережье 

Завоеватель Франции: о том, как прослыть благородным, будучи жестоким

Вы никогда не задумывались, почему какой-нибудь пистолет или огнестрельное оружие в целом сокращенно называют «ствол»? Дело в том, что ствол огнестрельного оружия — это основная его часть, представляющая собой полую трубу и предназначенная для бросания пули, мины или гранаты. Между тем, первым прототипом, скажем, оружия пневматического в буквальном смысле был ствол дерева, из которого делали полую, как правило, длинную трубку для стрельбы снарядами. Собственно, согласно ГОСТу, духовое оружие (ДО) действительно по-прежнему относится к разряду пневматических. При стрельбе из него «для сжатия воздуха используется мускульная энергия легких человека». Несмотря на последующее развитие и появление ружей, пистолетов и пушек, их довольно нехитрым предком пользуются и сегодня. Интересно, что один из излюбленных видов оружия дворовых мальчишек (наряду с той же рогаткой) на самом деле мог быть коварным, вполне эффективным и даже смертоносным приспособлением, причем не только для охоты на животных или птиц, но и для борьбы человека с человеком.

Определить родоначальников этого оружия довольно непросто. Дело в том, что оно одновременно использовалось и в Полинезии, и в Китае, Японии, Южной Индии, Мексике, Боливии и Перу, Бразилии и Эквадоре. Испытания духовой трубки проводили и в Древней Греции в 3 веке до нашей эры, возможно, под впечатлением от увиденного в Азии в ходе походов Александра Македонского. В отечественной историографии духовую трубку называли «стрелометной», хотя количество снарядов, которыми стреляли из этого оружия, не ограничивалось только стрелами: отмечается, что в ходу были и пули, дробь и даже зажигательные смеси. Причем свойства оружия во много зависели от физических показателей и способностей самого стрелка. Хороший выстрел зависел от силы легких, их объема, скорости, с которой производился выдох воздуха в трубку.

Фото 1..jpg

В то же время не стоит недооценивать боевые качества духового оружия. Например, исследователи отмечают, что стрела, выпущенная из такой трубки, может поразить цель, находящуюся на расстоянии ста метров. Причем при проведении этого эксперимента выстрел совершал обычный испытатель. Ни в коем случае не умаляя его заслуг, авторы опыта вместе с тем предположили, что показатели воина-туземца, легкие которого, наверное, более подготовлены для стрельбы из подобного оружия, могли быть еще выше. При этом сами трубки имеют множество вариаций по длине, калибру и даже внешнему виду. Самым простым считается трубка из обычного гладкого тростника. В длину она в среднем достигает 76 см при диаметре в 1,5. В Индии, например, с помощью такого оружия боролись с крысами и прочими мелкими грызунами. В том числе охотились на маленьких птиц, стреляя в них из более длинных трубок небольшими стрелами с оперением из пуха чертополоха. Так, по словам французского путешественника Жана Бернара Боссу, посетившего Восточную Индию в середине XVIII века, «дети упражнялись в стрельбе из устройства, изготовленного из камышовых трубок длиной до 7 футов (около 210 см)». При этом, в длину трубки могли достигать и вовсе 4 метров при общем диаметре вплоть до 3,5 см.

Фото 3. Колчан для стрел для духовой трубки.jpg
Колчан для стрел для духовой трубки

Кстати принято различать четыре основных вида духовых трубок, хотя в целом и видов и названий такого оружия существует значительно больше. Первый — пукуна (pucuna) — характерен для Южной Америки. Собственно этот вид духовой трубки состоял как раз из легкого, но прочного стебля тростника. Его в свою очередь помещали между двумя половинками пальмового дерева, после чего скрепляли всю конструкцию кишками животных. Таким образом, один из главных минусов духового оружия, которым была естественно его недолговечность и хрупкость, пропадал. Помимо трубки пукун в Южной Америке, равно как и в Северной, популярность приобрел сарбакан (sarbacan). В отличие от первого вида сарбакан изготавливался только из двух половинок пальмы, а для большой прочности его обматывали по спирали растительными волокнами. На территории Малайского архипелага большую популярность приобрели трубки под названием томеанг (tomeang) и сумпитан (sumpitan). Внешняя и внутренняя часть томеанга представляли собой стебель бамбука, причем внутренний канал тщательно полировали и скоблили. Сумпитан же был сделан из целого куска так называемого «железного дерева», отличавшегося тяжелой и твердой древесиной. Согласно описаниям, в длину он составлял около 210 см при диаметре в 1,5. Чтобы сделать его полым, два туземца выдалбливали в еще не обработанном дереве канал с помощью металлических пластин (похожих на стамеску), периодически подливая воду для того, чтобы убрать лишние куски дерева. После этого полость полировали листьями, которые предварительно высушивали, вследствие чего они становились похожими на наждачную бумагу. И только потом обработке подвергалась внешняя часть трубки. При этом очень часто духовые трубки снабжались не только губным мундштуком (диаметром от 3 до 5 см), но даже неким подобием прицела: его делали либо из ореховой скорлупы, либо из морской раковины.

Фото 2..jpg

Ацтеки вообще придавали своим духовым ружьям большое значение и вырезали на внешней части фигуры «птиц и животных», а иногда и вовсе украшали их золотом. Кстати в качестве снарядов они использовали также шарики из затвердевшей глины, которыми, как считается, можно было убить человека. Впрочем чаще всего в ход шли именно стрелы. Причем, чтобы увеличить движущую силу и начальную скорость полета, к концу стрелы приделывали что-то вроде пыжи, сделанной из кусочка хлопка или свернутого высушенного листа. Сами стрелы изготавливали также из бамбука, жестких стеблей, в то время как наконечники мастерили из костей и зубов рыб, змей и прочих мелких животных. Их длина была в среднем от 16 до 48 см, хотя, исследователи отмечают, что встречались стрелы и более внушительных размеров.

Фото 4..jpg

Более того, кончики стрел смазывались ядом. Это могли быть яды растительного или животного происхождения. А для того, чтобы яд точно попал в кровь и действовал как можно эффективнее, кончики этих стрел подпиливались. Так, при извлечении стрелы из тела ее часть в основном оставалась внутри. По словам известного русского путешественника Миклухо-Маклая, исследовавшего народы Юго-Восточной Азии и Океании, «небольшой царапины такой стрелы было достаточно, чтобы убить человека, который умирает, как уверяют малайцы, через 10−15 минут». Неудивительно, что и в середине XX века, как поговаривают, на вооружение агентов разных стран были приняты небольшие портативные духовые трубки. Их маскировали и использовали под видом сигарет, тростей или зонтов.

Автор: Юрий Кукин

Оригинал

Читайте также: 

Сними это, Феличе Беато! Политически ангажированные снимки Крымской войны и Азии

Рурская операция: крах вермахта на Западном фронте 300 тысяч пленных солдат и свободная дорога на Берлин

Кто ты из приближенных Ивана Грозного? Марфа Собакина, протопоп Сильвестр или Малюта Скуратов?

Пирата Робертса Бартоломью многие историки считают более выдающимся, чем Черная Борода или Энн Бонни. Гроза голландцев и французов, он отличался экстравагантным поведением – любил театральные эффекты, наряжался в бой, не пил, не курил, не играл в азартные игры и запрещал приводить женщин на борт. Команду Бартоломью держал в строгости, заставлял подчиняться режиму и не забывать о религии. За свою недолгую пиратскую жизнь он захватил 400 кораблей – больше, чем любой другой разбойник. Приключения неуловимого Черного Берти – на diletant.media.

Пират из Уэльса

Самый грозный пират начала XVIII века родился в Южном Уэльсе, в бедной семье. О его родителях известно мало — свое настоящее имя Джон Роберте он заменил пиратским прозвищем Робертс Бартоломью, под которым и стал известен. В 1719 он впервые попал на пиратский корабль в уже почтенном возрасте 37 лет. Роберт отлично разбирался в навигации, так что вступить в команду валлийского пирата Хоуэлла Дэвиса его заставили.

Бартоломью захватил алмазный крест, предназначавшийся королю Португалии

На борту «Принцессы Лондона» Робертс провел 6 недель, пока капитан не погиб при нападении на остров «Принц». Тогда общим голосованием моряки выбрали Бартоломью новым капитаном корабля «Пират». Они едва знали нового моряка, но его знание навигации и прямой характер подкупили команду.

Фото 1.png
Флаг Бартоломью, изображающий капитана и смерть

Гроза Карибов

Первым делом Бартоломью отомстил за погибшего Дэвиса. Ночью Робертс и его команда высадились на остров, ограбили и убили огромное количество людей. Так началась карьера одного из самых грозных пиратов в истории. Вскоре Робертс отправился в Бразилию, где провернул дело, которое подарило ему известность в мире пиратов. В то время в заливе Всех Святых стояли на якоре 42 торговых и военных судна, ожидавших рейда в Лиссабон. На кораблях находился ценный груз, которым и собирался поживиться Черный Берти. Большую часть команды капитан спрятал в трюме и зашел в гавань под видом простого торгового судна. Ночью пираты подкрались к ближайшему судну и захватили его. Капитан корабля указал на адмиральский галеон «Святое семейство», где хранились самые ценные товары. Разбойники захватили судно, перерезали якоря и скрылись. Их добыча оценивалась в 50 тысяч фунтов — не считая самого корабля и бесчисленных алмазов. Робертс получил большой алмазный крест, который предназначался самому португальскому королю.

Команда Бартоломью жестоко пытала пленников

Слухи о удачливом пирате разнеслись по всему Карибскому морю Он держал в страхе испанцев, голландцев, французов и даже англичан. За его голову назначили огромную сумму. Тогда Робертс отправился на север. У берегов Канады он ограбил 21 корабль, на сей раз поживившись ценной пушниной. Затем пираты отправились в Африку, но в дороге их настигла буря. Возвращаясь на Карибы, команда истратила почти весь запас питьевой воды, так что на каждого моряка несколько дней приходилось всего по глотку в день.

Фото 2.jpg
Гравюра: Робертс Бартоломью на фоне своих кораблей

Подобно «Летучему голландцу», Робертс появлялся там, где его меньше всего ждали, молниеносно захватывал корабли и уплывал с богатой добычей. В 1721 он захватил 32-пушечное голландское судно, которое перевозило на борту рабов. Затем Черный Берти пошел на хитрость — под флагом Голландии он проплывал мимо местных портов и давал сигналы французским кораблям, чтобы те посетили остров, где контрабандисты обычно продавали пленников. Команда Бартоломью захватила 14 суден из Франции. Членов экипажа они жестоко пытали, отрезали уши и использовали в качестве мишеней для стрельбы.

Строгий капитан

Несмотря на все эти зверства, свою команду Робертс Бартоломью держал в строгости. Он запрещал морякам пить, играть в азартные игры и приводить женщин на борт. Капитан был религиозен и придерживался строгого режима.

В роскошных одеждах и с золотым крестом тело Бартоломью опустили в море

К тому же он обожал музыку, так что содержал на борту корабля целый оркестр. Любил Бартоломью и театральные эффекты — перед боем он наряжался в камзол и фетровую шляпу с красным пером. На груди у него красовался алмазный крест. Торжественно, под звуки трубы и барабана, Робертс ступал на берег портовых городов и ждал, пока жители принесут ему ключи от города. Именно Бартоломью был автором одного из вариантов пиратского кодекса.


Фото 5.jpg
Гравюра: выпивающая команда Робертса Бартоломью

Последний бой

В 1722 удача изменила Черному Берти. На тот момент пират уже командовал небольшой эскадрой. Корабль «Большой бродяга» был настигнут английским военным судном и после непродолжительного боя был вынужден сдаться. «Королевскую удачу», другой корабль Бартоломью, англичане настигли у мыса Лопес. Накануне пираты захватили корабль с большим количеством спиртного на борту и, несмотря на увещевания капитана, моряки не устояли перед соблазном. С пьяной командой Робертс едва ли мог одержать побегу в бою. Он попытался скрыться, но англичане настигли разбойников. Самого Бартоломью сразил залп картечи. Моряки облачили капитана в роскошные одежды, положили на грудь золотой крест, и опустили гроб Черного Берти в морскую пучину.

Читайте дальше:

5 документов, вызвавших значительные события

Маленький принц Кто ты из участников Войны Алой и Белой розы?

Цена победы. Кто вы, доктор Зорге?

Сначала была повесть «Курьер», вышедшая в 1982 году в журнале «Юность», которая довольно быстро снискала бешеную популярность у советских подростков. В текст повести было встроено послание новому поколению, которое жаждет «перемен» уже здесь и сейчас, а не в отдаленном коммунистическом будущем. Режиссер вложил несколько острых тем, касающихся семнадцатилетней молодежи, которая боится войны в Афганистане и черпает вдохновение от западной культуры. Отклонив идею с экранизацией из-за возможных проблем с цензурой, Карен Шахназаров пришел к ее реализации спустя четыре года. Сценарий немного отличался от оригинала, и некоторые эпизоды не вошли  в конечный вариант. Например, вырезали ту часть, которая касалась мистических снов главного героя и отражала его богатый внутренний мир. Несмотря на всевозможные бюрократические препятствия, фильм вышел на экраны в 1986 году и его ждала та же триумфальная судьба, что и повесть. В первый год проката картину посмотрели более 50 миллионов зрителей.

Работу неизвестного молодого актера Федора Дунаевского, сыгравшего главную роль, отметил сам Роберт де Ниро на Московском международном кинофестивале. Но всенародная любовь и поддержка голливудского актера не помогли Дунаевскому выстроить дальнейшую актерскую карьеру. Карен Шахназаров не стал делать продолжения картины по одной простой причине — он посчитал не нужным отражать дальнейшее взросление образа семнадцатилетнего героя-романтика, навсегда закрепив его в памяти своего поколения.

В центре внимания фильма два молодых подростка. Юноша Иван Мирошников (Ф. Дунаевский) после неудачной попытки поступить в институт вынужден идти работать курьером по протекции любящей одинокой мамы (И. Чурикова). Девушка, Екатерина Кузнецова (А. Немоляева), напротив, — дочь благополучных родителей из номенклатурной интеллигенции, которые без труда устроили свою дочь в ведущий вуз страны, МГУ. Социальное неравенство, на котором Шахназаров особо заостряет внимание зрителей, проявляется во взаимоотношениях Вани и Кати по мере развития их дружбы. Постепенно, они через перекрестные знакомства с близким окружением понимают, насколько велика пропасть между ними. Он, не поступив в институт, без энтузиазма ожидает военного призыва, а она — живет безоблачной студенческой жизнью со своими скучными мажорами.

Семен Петрович (О. Басилашвили) — отец Кати, еще больше подливает масла в огонь их разгорающегося противоречия и в итоге склоняет дочь оставить бесперспективного юнца.

Иван оказался далеко не прост, как думалось на первый взгляд — ему удалось развернуть ситуацию в свою пользу, рассказав ошарашенному Басилашвили, что Катя беременна, а, выдав отрывок из Пушкина за свое сочинение, выставил солидного Басилашвили в глупом положении.

ил.1.jpg

Непростые отношения с социумом и полная неопределенность в жизненных ориентирах отражены в целом поколении молодежи середины 80-х. Неспроста Карен Шахназаров искал типичных представителей нового поколения с их реальными проблемами и воззрениями, оставив профессиональным актерам лишь второстепенные роли, тем самым дополнительно выделив непосредственность задействованных молодых актеров. Это предполагало определенный риск — режиссеру пришлось даже отстаивать свой выбор с цензурным аппаратом, чтобы вместо раскрученных (Харатьяна, Певцова) взяли обычных подростков. Так получилось с исполнительницей главной женской роли Анастасией Немоляевой, дочкой главного оператора картины, потому случайным ее появление в фильме не назовешь. Это была ее первая роль и, в отличие от Федора Дунаевского, Настя впоследствии еще снялась в нескольких известных картинах, например в «Интердевочке» 1989 года. Однако, она вскоре разочаровалась в неожиданно обретенной профессии и в начале 90-х окончательно переключилась на дизайн интерьеров.

ил2.png

Федор Дунаевский был школьным приятелем Насти и попал на кинопробы по ее приглашению. Карен Шахназаров увидел в молодом человеке придуманного им когда-то героя-бунтаря, который полностью соответствовал типажу протагониста, к тому же ему понравилось, что Федор мог играть на музыкальных инструментах. Так появилась знаменитая музыкальная сцена, где его герой вместе с Инной Чуриковой исполняет песню Юрия Антонова. Режиссеру немало пришлось помучиться, чтобы усмирить строптивый нрав молодого Дунаевского, который и в жизни очень походил на своего прототипа, например, отказывался носить костюмы, только из-за того, что ему не нравился фасон или цвет и мог запросто не приехать на съемки, сославшись на какую-нибудь несущественную причину. На следующий день после начала проката — Дунаевский проснулся знаменитым. Но его дальнейшая актерская карьера, как говорилось выше, быстро закончилась — после нескольких громких ролей (например, в фильме «Дорогая Елена Сергеевна» 1988 года) Дунаевский в конце 80-х эмигрировал в Израиль. С недавних пор актер вернулся в Россию, где успел уже сняться в нескольких фильмах.

ил.3.jpg

Его другу по фильму Базину (Владимир Смирнов) и вовсе не повезло. Актер был найден в отделении милиции в районе Шаболовской, куда тот загремел за драку. Ему даже не пришлось подстраиваться под своего героя, поскольку тот сам был на него очень похож. Смирнов сыграл еще несколько ролей, но потом бесследно пропал. По одной из версий, он стал жертвой бандитских разборок.

ил.4.png


Все они были когда-то «детьми перестройки» с вполне конкретными запросами: «Хотелось бы иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. Да, еще — поменьше работать». Это первое поколение, которое только начало осознавать всю бесполезность старой системы, и не имея перспективной повестки, они устремляли свой потенциал на разрушение окаменевших устоев, выстилая себе дорогу в будущее с циничной ухмылкой на лицах. Судьбы главных героев с пугающей точностью перекликаются с судьбами молодых актеров: они приняли вызов этой жизни, каждых из них — свой собственный, и для каждого социальный лифт сработал так точно, словно режиссер заглянул к каждому в его будущее и смог отразить его в своем шедевре. Невидимые социальные границы так никуда не делись, а лишь стали все более отчетливы. Картина отразила запрос общества, зашедшего в тупик со своим замкнутым представлением о мире.

Цитаты из фильма:

1. «Ну сын есть сын, ничего плохого про него не скажу. Но любит, понимаете ли, пить молоко из банки»

2. «А что мне волноваться, я лицо не ответственное»

3. «Сколько можно про этот институт говорить? Не поступил и не поступил. Дарвин тоже плохо начинал. А как кончил»

Автор: Мария Молчанова

Оригинал

Читайте также: 

Детали картины Винченцо Камуччини «Смерть Цезаря», 1798 г.

«Там товарищ Ким Ир Сен»: Путь Вечного Президента

Санкт-Петербург: Насколько хорошо ты знаешь «северную столицу»? Проверь себя!

2719304

Смотритель приглашает вас в Париж! Париж в Петербурге, в Эрмитаже — в работах великих художников-импрессионистов. Камиль Писсарро, Пьер Боннар, знаменитый Эдгар Дега!

Вместе с Ксенией Басилашвили и офицером Ордена искусства и литературы Французской республики Натальей Бродской вы окажетесь в центре французской столицы, сможете задать свои вопросы и даже повлиять на ход экскурсии.

Вы станете одними из первых, кто увидит любимую многими экспозицию на новом месте — в здании Главного штаба. Трансляция начнется на сайтах echo.msk.ru и diletant.media 14 апреля в 18:00.

— Ксения Басилашвили, журналист
— Наталья Бродская, сотрудник Научно-просветительного отдела Эрмитажа
— Наталья Сидорова, сотрудник отдела Межмузейных коммуникаций Эрмитажа.

ЧАСТЬ 1



ЧАСТЬ 2



ЧАСТЬ 3



2719306

2719310

2719314

2719316

Оригинал

Михаил Врубель был изгоем. Рожденные им образы ужасали людей, их называли уродливыми, болезненными галлюцинациями. А в последние годы жизни художника его произведения и вовсе называли творениями психически нездорового человека. Отчасти они были недалеки от истины: в течение 10 лет Врубель лечился у нескольких врачей от различных ментальных расстройств. 

Сюжет

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном.

Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Сцепив руки, он смотрит в даль. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Кажется, что демону тесно, его фигура сложно зажата между верхней и нижней перекладинами рамы.

Тема демонического — сквозная в творчестве Врубеля. Мифические сущности, по идее художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире.

фото 1.jpg
«Демон летящий», 1899

После «Демона сидящего» художник возьмется еще за летящего и поверженного демонов. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.

Контекст

Во время создания триптиха Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Елена Забела своей сестре.

Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.

фото 2.jpg
«Демон поверженный», 1902

Судьба художника

Михаил Врубель рос вполне обычным ребенком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу все больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице закрутила его богемная жизнь. Курса Врубель не кончил.

фото 3 Михаил Врубель.jpg
Михаил Врубель

В это время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и ее закончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.

Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве.

В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.

Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Чтобы содержать жену и ребенка, Врубелю пришлось больше работать: вместо обычных для него 3−4 часов — 14 часов в день.

фото 4.jpg
Портрет сына художника, 1902

Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетались по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой острой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля.

Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын Врубеля и Забелы. Художник впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации.

Последние 4 года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погруженный в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.

Читайте также:

Античные развлечения — ЕГЭ Наполеонометр  Сколько в тебе от французского императора?

Брачное агентство Екатерины Медичи

Война без победителей

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире