«Ну, казалось бы, о чем здесь говорить? Очередной храм возвращается Церкви. Почему из этого делается такой всемирный скандал? Потому что есть люди, которые на самых обыденных и незначительных инцидентах пытаются раскачать лодку».
Так глава отдела внешних церковных связей РПЦ, митрополит Волоколамский Илларион комментирует ситуацию с Исаакиевским собором, планы передачи которого церкви (с одновременным разгромом соответствующего государственного музея) вызвали массовые протесты в Петербурге. И для пущей убедительности сравнивает эту ситуацию с революционными событиями в России 1917 года.

Возможно, митрополит искренне считает историю с Исаакием «обыденной» и «незначительной». Но в Петербурге так не считают.

Иначе не было бы более 200 тысяч подписей под петицией против передачи Исаакия (не многовато ли для «незначительной» и «обыденной» ситуации, Ваше высокопреосвященство?).

Иначе не собрались бы 28 января 5 тысяч протестующих против передачи Исаакия на Марсовом поле — против которых власть сумела привести лишь два десятка ряженых и клоунов из «НОДа» (те, кто на каждом углу голосят об «американской оккупации»).

Иначе не встали бы 12 февраля тройным кольцом вокруг собора три тысячи защитников Исаакия — против 400 участников крестного хода в поддержку передачи собора, собранных по церковной «разнарядке».

Иначе, — в противовес защитникам Исаакия, ведущим себя подчеркнуто корректно и уважительно, — не началась бы истерика у петербургской власти и провластных персонажей, с депутатскими доносами, требующими сурово осудить и примерно наказать, с криками о «кощунстве» и пугалками о «майдане», с объявлением защитников Исаакия «оскорбителями чувств верующих» и потомками тех, кто преследовал ранних христиан.

Иначе в оргкомитет кампании «Вставай на защиту Исаакия!» не вошли бы политики из разных партий, отодвинувшие в сторону свои разногласия, гражданские активисты и специалисты-музейщики, экскурсоводы и журналисты.
Иначе не было бы, — по всем опросам, — подавляющего преимущества противников передачи Исаакия церкви над сторонниками: первых, в среднем, втрое больше, чем вторых.

Как минимум, иерархам РПЦ следует относиться к своим оппонентам с уважением. А как максимум — понимать, что их позиция непопулярна в обществе. И компенсировать это оскорбительными ярлыками и неуместными сравнениями никак не получится.

Заметим: никакого решения о передаче Исаакия формально еще нет и не может быть. Потому что нет даже полагающегося для начала процесса официального обращения от РПЦ (о том, что его нет, мне сообщено в ответе губернатора Петербурга).

Значит, есть возможность остановиться и подумать.

«Сверху», как представляется, после хорошо организованной утечки информации о «несогласованности» вопроса о передаче Исаакия с президентом (неважно, так ли это на самом деле, или Кремль, увидев общественную реакцию, решил все свалить на несанкционированную активность петербургских властей), показали что вопрос обсуждаем. Что могут быть другие решения, кроме тех, о которых было заявлено, как о состоявшихся. Что власть готова к дискуссиям и компромиссам.
Каковым, заметим, является именно нынешнее положение Исаакия, как государственного музея, где идут службы, и именно это и может быть тем самым «совместным использованием», о котором нам сегодня говорят. И которое до сих пор устраивало всех, не вызывая никаких протестов.

Последнее. «Лодку» общественного недовольства «раскачивает» власть, демонстративно игнорируя мнение общества и принимая решение вопреки этому мнению. Именно это, а не происки внутренних и внешних врагов, приводят к  недовольству.

Так было в 1917 году, так происходит и сейчас.

И не надо валить с больной головы на здоровую.

P.S. Для тех, кто хочет помочь кампании «Вставай на защиту Исаакия» — официальный и единственный Яндекс-кошелек оргкомитета: 410014961627762

Комментарии

103

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


chimp2013 19 февраля 2017 | 14:04

Ух, скорее закрыли бы ЭХО,
Поскорее закрыли бы гласность .
Избивали б скорее еврея-
Наступила бы полная ясность:
Без погромов нету России.
А без Запада нету подавно.
Поскорее б увидеть погромы
После них устаканится славно:
Пораскинув люди умишкой
Обратятся снова на Запад.


kulikdim 19 февраля 2017 | 16:33

chimp2013: +11.80, зачОт и звание младшего ефрейтора в придачу )


bilrot 19 февраля 2017 | 18:19

kulikdim: Фельдмаршал Паулюс сдался со словами " Ради этого капрала я стреляться не буду "


osj99 19 февраля 2017 | 18:30

chimp2013:
— Профессия?
— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван.
Пришедший огорчился.
— Ох, как мне не везет! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?
— Бездомный.
— Эх, эх... — сказал гость, морщась.
— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— А вы какие читали?
— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
(с)


canes 19 февраля 2017 | 19:54

в данном случае пора прекратить разговоры о возвращении. гундяев какой-то правопреемник царей, которым храм принадлежал? таких как он, то ли 5 то ли 6 только в России


(комментарий скрыт)

andrey1989 19 февраля 2017 | 21:50

Хочется сказать тов. из РПЦ.
Во первых Исаакиевский собор с момента постройки в 1858 году никогда не принадлежал РПЦ, даже при Царской России он находился в ведомстве министерства путей и сообщений.
Поэтому всякая ерунда, типа "вернем храм церкви", о которой по телевизору вещал Киселев или Патриарх на собрании синода. Этот тезис не работает.
Исаакиевский собор никогда не был храмом, он только использовался как храм в определенны дни и церковные праздники что происходит и до сих пор. Но от того что бы я хожу по улице улица не становится моей, тоже самое и с музеем Исаакиевский собор.
Вы спросите что это за зданье в честь кого оно было построено. Сообщаю Исаакиевский собор был построен в честь основателя города Петра Первого, у которого имя крестного было Исакий и этот собор являлся для Романовых неким пантеоном Петра Первого, которые все фанатели от этого царя основавшего Российскую Империю.
В числе такого рода пантеонов входят так же Спас на Крови и еще несколько храмов название которых я к сожалению не помню, но факт остается фактом, ни о каком возвращении церквей речи быть не может, потому что никакими церквями они никогда не являлись.
Это пантеоны памяти, которые принадлежат жителям города.


rjktcj 21 февраля 2017 | 14:51

Гундяев соблазняет бесплатным входом в Исаакий и одновременно с этим музей будет продавать билеты на экскурсии.Сплошное оливье. Издевательство.
Была на днях в Исаакии, попросила книгу, где можно поставить свою подпись «за сохранение музея», ПОСТАВИЛА.
Атмосфера музея - нет толчеи, экскурсоводы делают своё дело, а им есть что рассказать и показать. Красота неописуемая. Получила удовольствие, как в детстве.
Экскурсовод нам попалась, впечатление, что она разговаривала с каждым из нас. На экскурсии много молодёжи, проводилась работа с плохо видящими.



rjktcj 21 февраля 2017 | 15:04

Было бы неплохо посчитать, сколько появилось новых церквей в СПб, не говоря о том, сколько их уже отнято.
Ведь много в России запущенных церквей, за них война не ведётся.
Впечатление, что нас хотят всех окрестить, как тысячу лет назад, окунуть в купель, чтобы захлебнулись. Патриарх вносит раздор сам, помогают в этом ему Полтавченко, милоновы.
Я атеист, нас не спросили.
Референдум должен быть.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире