avetisyan

Артем Аветисян

03 октября 2013

F
Правительство России сегодня обсуждало меры дополнительной поддержки малого и среднего бизнеса, в числе которых — создание федерального гарантийного фонда объемом в 30 млрд рублей.

Безусловно, саму идею создания такого фонда члены Экспертного совета при Правительстве поддерживают. Но хочется, чтобы этот механизм был абсолютно прозрачным, чтобы он действительно принес эффект. Конечно, сейчас существуют различные региональные гарантийные фонды, у МСП-банка есть отдельная программа поддержки среднего бизнеса на 20 млрд рублей в течение трех лет. Но важно, чтобы механизмы работы федерального гарантийного фонда были проработаны, чтобы они были прозрачными и эффективными. Для этого обязательно должны быть привлечены и эксперты Открытого правительства, и предпринимательских организаций (таких как Клуб лидеров, «Опора России» и другие). Это предложение я, от имени экспертного сообщества, высказал на заседании Правительства.

Еще раз подчеркну, что достаточно непросто идет реализация «дорожных карт» АСИ. В докладе министра экономического развития речь шла о некоторых пунктах, связанных с доступом малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний. Фактически аналогичные пункты есть в «дорожной карте» АСИ, которая была принята Правительством по инициативе бизнеса, согласована заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также Минэкономразвития России, которое является головным исполнителем по подавляющему большинству пунктов документа. На текущий момент по 12 пунктам этой «дорожной карты» наступили сроки выполнения, а выполнен только один. Поэтому я предложил сконцентрироваться на работе в рамках этой «дорожной карты», а не делать отдельные, по сути, дублирующие поручения Правительства Российской Федерации.

Кроме того, достаточно большой потенциал по поддержке малого и среднего предпринимательства заложен в госпрограммах министерств. К примеру, мы совместно с Министерством транспорта проанализировали госпрограмму развития транспортной системы. Считаем, что каждое министерство и ведомство может в своих программах выделять отдельные статьи по поддержке малого и среднего бизнеса, но только делать это нужно не формально, а использовать комплексный подход.

Что касается продления льгот по уплате страховых взносов для компаний, которые работают в промышленной и социальной сферах, то, по сути, это продление уже действующей нормы. И, если Правительство считает, что она себя оправдывает, то ее продление не может вызывать у нас тем более возражений.

Что касается передачи 100% доходов от упрощенной схемы налогообложения на уровень местных бюджетов, то у меня замечаний не было, так как это вопрос распределения средств между различными бюджетами. По мнению экспертов, предлагаемая мера по расширению источников доходов местных бюджетов с целью повышения вовлеченности и заинтересованности муниципалитетов в развитии и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства представляется действенной в большинстве регионов Российской Федерации. Однако следует обратить внимание, что в таких регионах как Москва и Санкт-Петербург передача доходной части бюджета от УСН на муниципальный уровень не приведет к желаемому эффекту, поскольку ввиду региональной специфики городов-мегаполисов практическая реализация мер поддержки МСП производится на уровне региона или города, а муниципальные органы фактически не обладают ни достаточными компетенциями, ни средствами.

Ведь бизнесу, по большому счету, неважно, откуда придет поддержка — с регионального, федерального или муниципального уровня. Главное — чтобы эта поддержка была. И как государство структурирует эту поддержку — далеко не первый вопрос для предпринимателей. Важно, чтобы инструменты поддержки бизнеса были, и их системная программа работала.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире