arermolaev

Артем Ермолаев

08 августа 2017

F

«В связи со случаями нарушения этических норм сторонними разработчиками мобильных приложений электронного дневника, а также для обеспечения максимального уровня информационной безопасности ребенка, мы приняли решения существенно усилить авторизацию при входе родителя и ребенка в сервис «электронный дневник». Поэтому с 1 сентября воспользоваться сервисом дневника можно будет только через авторизацию на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru. Что это значит?

Во-первых, войти в дневник сможет только человек, который прошел полную авторизацию на официальном ресурсе (то есть корректно и достоверно указал свой номер телефона и e-mail и мы смогли его однозначно идентифицировать в базах данных). Во-вторых, для защиты информация о ребенке, а также для защиты ребенка от неэтичной информации, мы будем использовать те же уровни защиты, которые используем при предоставлении других государственных услуг и сервисов.

Есть мнение, что оценки в дневнике и домашние задания – это не конфиденциальная, не критичная информация. Однако не многие принимают во внимание тот факт, что в дневнике также хранится контактная информация ребенка и его родителя, и о том, что дневник – это дополнительная площадка для показа ребенку контента. Халатность или неопытность некоторых сторонних разработчиков, их неготовность глубоко анализировать последствия своей работы, стали причиной того, что в разгар прошлого учебного года, в одном их самых массовых неофициальных мобильных приложений дневника, были размещены материалы порнографического характера. Это происшествие создало серьезный резонанс среди родителей. На ДИТ массово были поданы жалобы, в отдельных случаях — судебные иски. Из-за этой истории мы чуть вообще не похоронили Электронный дневник, потому что общественность нас уничтожала. При этом уважаемый разработчик данного приложения на вопрос, как такое могло произойти, сам же в своем посте отвечает «скорее всего, я накосячил с фильтром гугл адмоб». Он относится к этому случаю, как всего лишь к ошибке, которая, между тем, привела к тому, что тысячи детей увидели контент, который не должны были видеть. Кто может дать гарантии того, что подобные «косяки» не повторятся?

ДИТ может дать такую гарантию исключительно в официальных приложениях дневника. Именно поэтому принято решение о закрытии доступа к данным дневника для неофициальных ресурсов. Важно – не только для вышеупомянутого разработчика, а для всех. Мы переводим дневник на бесплатный для жителей ресурс mos.ru и также у нас есть официальное бесплатное приложение дневника. Бесплатность – это тоже важно! Потому что мы защищаем людей в принципе от любой рекламы внутри сервиса, а тем более неэтичной.

В то же время, мы отдаем себе отчет, что популярные приложения потому и стали популярными, что предоставляли жителям востребованный сервис, обладали определенными функциональными преимуществами в сравнении с официальным дневником. Мы готовы перенять положительный опыт, наработки, обсудить возможные форматы работы со сторонними разработчиками, чтобы усилия, направленные на реализацию удобного продукта для жителей не было потрачены впустую.

Итак, два дня назад мы объявили результаты голосования. И да, мы ненадолго выдохнули, потому что это пусть и не точка, но довольно заметная запятая в самом масштабном проекте учета мнения жителей Москвы. И я, прежде всего, хочу сказать огромное спасибо команде, которая сделала этот проект возможным. А теперь – от слов к делу.

Результаты голосования, как предрекали оракулы, не наделали много шума. Из ежедневной статистики мы видели, что, во-первых, 41% проголосовавших воспользовались сервисом www.ag.mos/monitor и проверили корректность учета своего голоса, во-вторых, карту на сайте www.mos.ru с распределением голосов «за» и «против» по каждому дому жители посмотрели более 4 миллионов раз. Поэтому многие, кто хотел задать вопрос на тему, почему голоса распределены именно таким образом, его задали. Каждому мы дали индивидуальные разъяснения.

Однако я снова могу выделить несколько тем, которые наиболее часто встречаются в обсуждениях в социальных сетях, поэтому дам развернутые комментарии по ним в очередном блоге.

Брюки превращаются в…

В Постановлении Правительства N245 подробно описана процедура учета мнения собственников внутри квартиры. Напомню ключевые моменты: 1. голосовать может один или несколько собственников квартиры. 2. если мнения разделились неравномерно, то засчитывается мнение большинства собственников. 3. если мнения разделились равномерно, то квартира исключается из итогов голосования по дому.

Однако, мы столкнулись с довольно массовым явлением – голосовать приходили собственники комнат внутри коммунальных квартир (а таких квартир 11 000!), которые имели при себе документы, подтверждающие статус комнаты как самостоятельного объекта собственности. Что это значит? Это значит, что юридически такая квартира из одной коммунальной превращается в несколько самостоятельных квартир.

Таким образом, некоторые жильцы в итоговых результатах по своему дому могут обратить внимание, что количество квартир в доме отличается от «фактических дверей в каждом подъезде» в большую сторону.

Урок математики, тема «округление»

Для того, чтобы войти в программу реновации нужно набрать 23 голосов, для того, чтобы выйти из программы – 1/3+1 голос. Для удобства подсчета голосов и показательности общей картины мы перевели все в проценты, округлив цифры до целых. Некоторые москвичи начали настаивать, что округлять нельзя, ведь даже одна десятая может повлиять на результат. И да, и нет.

А скорее – нет. Из 100% случаев мы столкнулись только с двумя спорными кейсами, где округление, на первый взгляд, могло сыграть роль. Так, в одном доме проголосовали 24 квартиры и голоса распределились 16 ЗА и 8 ПРОТИВ (что на карте обозначено как 67% и 33%). Жительница дома настаивала на отмене округления, так как доли процентов в данном случае могли перевести дом из «зеленого» в «красный».

Ответственно заявляю, мы прислушиваемся к мнению жителей! И весь месяц старались это продемонстрировать, детально разбираясь с каждым спорным вопросом и максимально объясняя обратившимся жителям, почему результаты по дому получились именно такими, как обозначены на карте.

Так вот, на исход голосования по вышеобозначенному дому повлияли не десятые процента, которые «съелись» при округлении. А не 100%-ая явка! Напомню, что из программы реновации дом исключается в том случае, если проголосовало 1/3+1 квартир от общего числа квартир в доме. То есть одна квартира — тот решающий +1 — могла бы поменять итог голосования, но решила оставить свой голос при себе.

В любом случае, наша рекомендация данному дому – если вы хотите выйти из программы реновации, у вас есть такая возможность. Проведите общее собрание собственников, проголосуйте против и вопрос решится.

Москва говорит «да»

Часть квартир, находящихся в домах, включенных в предварительный список для голосования, являются собственностью города. Поскольку в этих домах нет нанимателей, такие квартиры учитываются, как проголосовавшие «ЗА» включение в проект программы реновации. На карте с поквартирными результатами, которая размещена на сайте www.mos.ru, в домах с такими квартирами отдельно указано, какое количество их них находятся в собственности города (см. скриншот).

2770526

Голосовать нельзя закончить

И еще раз о главном – о том, закончилось ли голосование, что делать, если вы не успели проголосовать и, что важнее, что делать, если вы недовольны результатами голосования.

Отвечаю по порядку. Первое – голосование завершилось! Итоги голосования размещены на сайте www.mos.ru. Однако, учитывая остроту вопроса, Правительство Москвы пошло навстречу многочисленным запросам и приняло решение – дать возможность жителям включить дом в проект реновации по решению общего собрания собственников дома, проведенного в срок до 15 июля. То есть, если ваш дом не вошел в проект реновации и вас это расстраивает, у вас есть возможность изменить судьбу дома еще в течение почти месяца.

При этом, для тех, кто наоборот, огорчен включением дома в список «на снос», также остается возможность изменить результаты голосования. Вы можете провести общее собрание собственников, на котором принять решение о выходе из проекта. Обращаю внимание, что для желающих выйти из реновации срок проведения общего собрания практически НЕОГРАНИЧЕН. До тех пор, пока в доме не будет заключен хотя бы один договор на переезд, жители могут отменить итоги голосования.

Возвращаясь к началу своего блога, еще раз хочу спросить: где поставить запятую? А может все же нужна точка? Правительство Москвы дало право каждому жителю повлиять на судьбу своего дома. Поэтому как расставить знаки препинания – решать Вам. Время еще есть…

Из жизни обитателей пожарной части

Голосование по реновации вышло на финишную прямую. Тем острее внимание к цифрам и больше попыток их вольной интерпретации. Помните, сколько шума наделал кейс со зданием пожарной части, где поддержка реновации была стопроцентной? Некоторые пользователи сети тут же сделали далеко идущие выводы. А ответ прост – в здании, действительно, есть жилые площади, которые сдаются по договору социального найма. Там живут люди, которые проголосовали. Давайте остановимся и на других резонансных темах.

Как считаются голоса в коммуналке?

По коммунальным квартирам действует тот же порядок учета голосов, что и в обычной квартире. Одна квартира – один голос. То есть если голосуют несколько собственников, то побеждает более популярная позиция.

Но, как в известном анекдоте, «есть нюансы». Когда уточняли сведения по каждой коммунальной квартире, то выяснилось, что в некоторых из них комнаты зарегистрированы как самостоятельные объекты собственности. Юридически такая коммунальная квартира приравнивается к нескольким самостоятельным квартирам. В этом случае, каждая «квартира» имеет право голоса в общем учете мнений по дому.

Почему изменилась явка по дому, но не изменилось соотношение результатов голосования?

2768210

2768212

В доме с большим количеством квартир доля каждого голоса составляет несколько десятых процента. Явка по дому в данном кейсе увеличилась, так как поступили голоса от двух квартир, ранее не принимавших участие в голосовании. Они распределились следующим образом: 1 — за, 1 — против. Так как результаты голосования округляются до целых чисел, то распределение голосов не изменилось.

К примеру, 9 июня доля «за» составляла 70,4%, 13 июня доля «за» стала 69,6%. На сайте это в обоих случаях отображается как 70%, хотя фактически доля изменилась.

Почему явка по нескольким домам составляет 0%?

Наравне с реальными домами-молчунами (их количество в середине голосования составляло 11) в список попали несколько домов, которые уже расселены. Очевидно, они не могут быть включены в программу и голосовать там некому. Это никак не повлияет на итоги голосования в целом, так как доля таких домов ничтожно мала – всего шесть сотых процента.

Почему уменьшилась доля квартир, принявших участие в голосовании?

Мы столкнулись со случаями, когда в базах данных Росреестра и других органов власти указано одно количество квартир (соответственно, мы считали процент от этого количества), а в реальности оказывалось другое. Соответственно, после исправления ошибки, доля квартир, принявших участие в голосовании, изменяется.

Напомню, актуальные ответы на свои вопросы можно узнать не в алармистских сообществах, где обеспокоены судьбой пожарной части, а по телефону горячей линии Правительства Москвы (495) 777-77-77 и в аккаунтах ДИТ в соцсетях.

С момента, как мы открыли результаты голосования по проекту реновации, количество вопросов, касающихся опубликованных процентов, не иссякает. Востребованность наших менеджеров по работе с большими данными в эти дни сопоставима с ажиотажем вокруг звезд поп-музыки.

Противники реновации пытаются уличить нас в ошибках и транслируют в сеть примеры, которые, на первый взгляд, могут показаться странными. Но всему есть объяснение, потому что автоматизированная система работает как часы.

Команда в индивидуальном порядке рассматривают каждый кейс и отвечает жителям, журналистам, общественным организациям. Остановлюсь на самых популярных запросах.

Почему уменьшилась доля квартир, принявших участие в голосовании?

Две причины. Первая — ошибочная информация о количестве квартир в доме. Мы столкнулись со случаями, когда в базах данных Росреестра и других органов власти было указано одно количество квартир (соответственно, мы считали процент от этого количества), а в реальности оказывалось другое.

Соответственно, после исправления ошибки происходит уменьшение доли квартир, принявших участие в голосовании.

Вторая причина связана со случаями, когда мнения собственников квартиры разделились пополам.

Например, этих собственников два. Первый проголосует «за» включение дома в проект реновации. Система учитывает его голос и увеличивает процент квартир, проголосовавших за реновацию. Через несколько дней голосует второй собственник. И его голос — «против».

Согласно правилам, квартира, мнения жителей которой разделись пополам, теперь не учитывается при подведении итогов голосования по дому.

При этом каждый из собственников может поменять свое мнение и проголосовать повторно. Это также повлияет на распределение голосов.

Соответственно, из-за разницы во времени голосования итоги по квартире могут из категории «за» или «против» перейти в категорию «нейтрально» (голос не учитывается). На практике это приводит к уменьшению доли квартир, принявших участие в голосовании.

Сложно? Согласен. Но статистика — упрямая штука, поэтому поясню на конкретном примере.

Допустим, в доме 50 квартир. По состоянию на 3 июня проголосовали 25 квартир. В том числе, один из собственников квартиры N отдал свой голос «за», и эта квартира была учтена в числе проголосовавших.

Соответственно, в этом доме доля квартир, принявших участие в голосовании, составляет 50% (25 : 50 = 0,5).

Однако 8 июня другой собственник квартиры N вспомнил о голосовании и отдал свой голос «против». По правилам, начиная с 8 июня, квартира N НЕ учитывается при подведении итогов голосования по дому, т.к. мнения ее собственников разделились пополам.

Соответственно, в этом доме доля квартир, принявших участие в голосовании, составит уже не 50%, а 49% (24 : 49 = 0,49).

Почему резко увеличилась явка голосующих по некоторым адресам?

Действительно, мы отмечали резкий рост явки по ряду адресов в начале этой недели. Связываем этот факт с усилением информационной повестки по реновации — прошли слушания в Госдуме, мэр Москвы сделал несколько заявлений федеральным каналам.

Ну и главное — работает закон малых чисел. Практически все дома, где резко увеличилась явка, являются малоквартирными. Если в восьмиквартирном доме жильцы пяти квартир уже проголосовали, а сегодня пришли собственники еще двух, на сколько поднимется явка по дому? На четверть! Вот такая арифметика..

Почему не совпадают данные об итогах голосований на собраниях собственников жилья и в сети?

Общественники считают голоса «за» и «против» от общего количества квартир, а на mos.ru даны проценты от количества проголосовавших и прошедших верификацию. Об этом свидетельствует тот факт, что при сложении цифр общественников (к примеру, 57,8% +10,8%) получается меньше 100%. На портале mos.ru проценты распределения голосов образуют в сумме 100%.

Что делать, если я проголосовал в МФЦ и не получил СМС и письмо о принятом голосе? Как узнать, почему мои данные не прошли верификацию?

Необходимо обратиться в Информационный центр голосования по реновации (Центросоюзный пер., д.13, стр. 3, 2 этаж). При обращении нужно взять паспорт, документы, удостоверяющие право собственности или договор социального найма и выписку из Единого государственного реестра недвижимости если нет документа, удостоверяющего право собственности. Также не забудьте бланк заявления с отметкой центра «Мои документы», в котором вы голосовали.

Что делать, если голосование завершилось, а мой голос не прошел верификацию?

Главное — не отчаиваться. Голоса принимаются до 23:59 15 июня. В течение четырех дней они проходят верификацию. Если голос не верифицирован, а голосование завершилось, нужно обратиться в Информационный центр. Адрес — в предыдущем ответе. Там можно будет пройти верификацию и оставить голос.

Ответы на другие популярные вопросы размещены здесь, а на уникальные — ответим в пабликах ДИТа в социальных сетях.

Спустя две с половиной недели с момента старта голосования нам удалось заслужить доверие пользователей сетей. Официальные аккаунты ДИТ стали рекомендовать в дискуссиях, где необходима реальная помощь, а количество индивидуальных кейсов, рассмотренных моей командой, давно перевалило за несколько сотен. Остановлюсь на самых массовых.

1. Агитки с угрозами

С виду обычный информационный листок управы — с логотипами и подписью «Администрация». В тексте начинается все самое интересное: «Если вы откажетесь переезжать, будете выселены через 60 дней. Снос дома оспариванию в суде не подлежит. Если вы согласны со всем этим, сидите и ждите уведомления об изъятии квартиры в пользу фонда реновации. Сроки получения уведомления не уточняются и не обсуждаются».

Форма подачи и радикальность формулировок говорят о том, что перед нами — фальшифка, созданная с целью обмануть и запугать людей. Пожалуйста, не поддавайтесь на провокации! О появлении подобных материалов сигнализируйте нам!

2. МФЦ на колесах

В связи с большим количеством запросов, в том числе от советов ветеранов, были организованы выездные офисы «Мои документы» для голосования по проекту реновации. Это брендированные автобусы, их более 100 штук по Москве. График выездов можно посмотреть здесь. Для маломобильных граждан это возможность сделать свой выбор в двух шагах от дома.

Поскольку мы получали обращения, в которых люди сомневаются в легитимности такого способа голосования, хочу отдельно отметить, что такая практика действует в МФЦ уже три года. Сотрудники стационарных отделений командируются на специальном автобусе. Приказ о командировке висит на лобовом стекле каждого автобуса. Если у вас есть сомнения официальный ли выездной офис МФЦ перед вами, сверяйтесь с графиком и адресами офисов по ссылке, которую я дал выше.

3. Верификация голосов.

Всего по проекту реновации проголосовало 160 тысяч квартир. Это почти половина всех квартир домов, включенных в предварительный список программы. При это более 60 000 проголосовавших жителей проверили учет своего голоса здесь.

В сети время от времени продолжают появляться негативные посты от тех, кто получил смс или емейл с информацией, что голос «не учтен», мол, голос не учли специально, чтобы скорректировать результаты голосования. Повторюсь, основной причиной, не позволяющей засчитать голос, являются некорректно введенные данные. В сообщениях жителям мы обязательно указываем на возможную ошибку и приглашаем проголосовать повторно! Мы очень заинтересованы в том, чтобы проголосовали все, чтобы был учтен голос каждого. «За» или «против» — это уже вторично. Важно сообщить свое мнение!

Вчера мэр Москвы заявил, что будут внесены изменения в порядок проведения голосования. Голоса «молчунов» будут учитываться пропорционально голосам, поданным «за» или «против». Поэтому для тех, кто хочет попасть в программу, появился дополнительный стимул зайти и проголосовать.

Знаете другую такую городскую систему голосования, в которой можно проверить, как учтён твой голос? Голосование по проекту реновации — первое в своём роде. Голосовать можно очно или удалённо. Можно менять своё решение. И проверить, корректно ли мнение учтено. Где ещё такое возможно?

Именно потому, что это сделано впервые, вместе с тысячами людей, оценившими прозрачность системы, появилась сотня, которой важно показать, что у чиновников опять все через пень колоду. В народе их называют профессиональными троллями.

Согласитесь, когда человек меняет своё мнение в течение недели, это нормально. Когда он делает это четыре раза в сутки — это уже троллинг. Всю неделю мы наблюдаем группу людей, которые переходят из МФЦ в МФЦ и без остановки голосуют. Зачастую выкладывая при этом провокационные записи в соцсети.

Все бы ничего, но такая активность, не имеющая ничего общего со стремлением спасти свою добротную пятиэтажку, не только дестабилизирует работу в МФЦ, но, что более важно, — мешает москвичам получить достоверную информацию, а то и вовсе сбивает с толку.

Напомню, актуальные ответы на все вопросы можно узнать по телефону горячей линии Правительства Москвы (495) 777-77-77, в аккаунтах ДИТ в соцсетях или в Информационном центре голосования по реновации (Центросоюзный переулок д.13, стр.3, второй этаж).

Несмотря на то, что случаи троллинга уже можно назвать массовыми, система работает. Проверить учёт своего голоса может тот, кто голосовал в «Активном гражданине», и тот, кто заполнял заявление в офисах «Мои документы». После прохождения верификации данных, в течение четырёх рабочих дней с момента голосования, голосовавшие в «Активном гражданине» могут проверить свой голос штатным образом на сайте проекта. Голосовавшие в МФЦ получат письмо или смс с кодом. Код необходимо ввести на  сайте

Мы стремимся автоматизировать процессы, чтобы все было максимально четко и прозрачно. Однако там, где есть человеческий фактор, могут возникать ошибки. Это жизнь. Вчера в сетях появилось несколько сигналов о неправильно принятых голосах в МФЦ. Начали разбираться — ошибка оператора при занесении сведений в систему. Исправили, повторно уведомили граждан. За ночь скорректировали процессы, чтобы ввести ещё один уровень контроля, сводящий к минимуму человеческие ошибки.

В МФЦ люди работают сейчас в ситуации повышенного, порой нездорового внимания к их работе. Конечно, они могут ошибаться. Именно поэтому мы предлагаем вам инструмент контроля учета вашего голоса. Пожалуйста, используйте этот рычаг! Проверяйте свой голос. Когда десятки тысяч проголосовавших проверят свои голоса, уже вы мне, а не я вам, напишете, что этой системе можно доверять.

Прошло 4 дня с момента запуска голосования и мы получили первые верифицированные данные. Собственники 19% квартир домов, включенных в предварительный список программы реновации, оставили свой голос в системе «Активный гражданин» или МФЦ. В общей сложности это 64 253 квартиры из 337 тысяч.

Если говорить о первых итогах, то в 90% домов 23 реально проголосовавших участников поддерживают программу реновации. Обращаю ваше внимание: 23 от проголосовавших, а не всех собственников квартир.

Однако сейчас бессмысленно говорить о результатах — голосование только началось. Гораздо важнее сконцентрироваться на разъяснительной работе: помочь тем, кто не смог пройти верификацию или сомневается в деталях.

Верификацию по статистике не проходят 6% голосующих квартир. Причины две – технические ошибки и откровенный троллинг системы. К первым относится введение номеров не тех документов или фрагментов текста вместо цифр. Наиболее распространенная проблема – с номером СНИЛС. Вместе него часто вводят номер страхового полиса или пенсионного удостоверения.

Некоторые москвичи продолжают испытывать нашу систему на надежность. В результате голосующим, к примеру, оказывается Турбулентов Ротор Турбинович 2074 года рождения. Вместе сведений документов – фразы «не помню», «нет его», а то и вовсе «хочу новую квартиру». Это все забавно, но нужно понимать, что в первую очередь житель теряет время, потому что через 4 дня мы в любом случае пришлем отказ в учете голоса и пригласим проголосовать повторно. Поэтому лучше сразу подойти к вопросу серьезно.

Голос, отправленный с аккаунта, где введены все необходимые сведения, будет учтен после 4 рабочих дней при условии успешной верификации . Если с данными все ок, пользователь получает электронное письмо или смс с предложением проверить свой выбор в системе. Если верификация не пройдена, мы также уведомим вас с указанием возможной ошибки в предоставленных данных. Тогда необходимо подойти с полным комплектом документов в МФЦ и проголосовать там повторно. Некоторые москвичи голосуют несколько раз – в МФЦ или с нескольких сим-карт. Понимаем, что вы переживаете, чтобы ваше решение было учтено. Еще раз хочу снять беспокойство, если вы получили уведомление об учете вашего голоса, это означает, что ваша позиция зафиксирована в системе.

Мы внимательно следим за происходящим в социальных сетях и реагируем, когда видим искажение информации, откровенные заблуждения или конкретные вопросы, трудности, с которыми сталкиваются жители при голосовании. Команда ДИТа стремится помогать москвичам разобраться в теме, отвечая на вопросы.

Однако нужно отметить, что, видимо, не все заинтересованы в объективной картине мира. В частности, официальный аккаунт Департамента был сегодня заблокирован в крупном интернет-сообществе «Москвичи против сноса». Есть мысли, почему? Свои оставлю при себе.

Электронное голосование по проекту реновации открылось. Запустились на 4 часа раньше, чтобы избежать повышенной нагрузки на серверы в первый час и не «уронить» систему. Кроме этого, запуск на несколько часов раньше позволит к полуночи всем поисковикам проиндексировать страницу с голосованием. Ее проще будет найти.

Запуску предшествовало сведение массивов данных с миллионами записей, выгрузка и сверка баз, разработка механизмов защиты. Сотни часов работы команды.

Мы видели желание москвичей сделать голосование максимально прозрачным, внимательно следили за комментариями и критикой в сети. То, что было не популизмом и попыткой набрать политические очки, а конструктивной критикой, брали в работу. В частности, спасибо ведущему «Эха» Александру Плющеву.

Голосование технически непростое. Вкратце расскажу почему.

Во-первых, необходимость переработать гигантский объем данных, который мы получили из федеральных ведомств.
В голосовании по реновации на платформе «Активный гражданин» мы используем дополнительный ряд проверок для надежности. Для того, чтобы голос был зачтен, пользователь должен указать не только паспортные данные, но и номер СНИЛСа, уникальный номер плательщика коммунальных услуг и номер свидетельства о регистрации права на квартиру Соответственно, наша задача была подготовить механизм верификации.

Во-вторых, повышенная нагрузка. Уже когда мы разместили на mos.ru список домов, участвующих в голосовании, в первые часы его пытались выгрузить полтора миллиона раз. Если перевести в пользователей, это 10% жителей Москвы. Разумеется, от такой нагрузки система начала притормаживать. Это ожидаемо, поэтому мы постарались предотвратить подобное «зависание» во время голосования.

В-третьих, одна из ключевых задач – защита систем от массовых кибератак. Об одной из них вы, наверняка, читали два дня назад. Количество таких атак может увеличиться, к чему мы готовы.

Знаю, что будут желающие дискредитировать итоги голосования, поэтому хочу прокомментировать потенциальные упреки.

1. Голосование вымышленными данными с новых телефонов
Вы проголосовали с вымышленного номера/ по вымышленным документам или адресу, но ваш выбор получен системой?

Голос не пройдет верификацию и не будет засчитан. Именно для того, чтобы отсеять некорректно введенные данные, верификация занимает 4 дня.

2. Голосование несколько раз

Вы проголосовали по реальным документам, но несколько раз?

Голос будет учтен единожды, вариант ответа – последний.

3. Отсутствие результатов в режиме онлайн

Вы проголосовали, но не видите результатов?

Для максимально достоверной верификации мы берем 4 дня для проверки всех данных. После этого вы сможете проверить, как учтен ваш голос на сайте.

Таким образом, команда постаралась максимально подготовиться, чтобы голосование шло без сбоев, понятно и прозрачно для москвичей. Однако мы понимаем, что информационные технологии – сложная система, все учесть невозможно.

Поэтому открыты к вашим мнениям и пожеланиям по работе системы. Для удобства созданы онлайн и офлайн каналы: электронная почта support@ag.mos.ru и Информационный центр голосования по реновации (Центросоюзный переулок д.13, стр.3, второй этаж). Также информацию можно получить на единой горячей линии Правительства Москвы (495) 777-77-77.

Как и обещал в  предыдущем посте, детально описываю принципы работы системы электронных референдумов «Активный гражданин». Постараюсь не углубляться совсем в технические дебри. Нам же чтобы понять, а не чтобы знания показать.   
Итак, поехали. Внешне схема работы «Активного гражданина» достаточно проста: человек регистрируется, заполняет профиль, мы регулярно загружаем для него новые голосования по городским вопросам, он голосует, мы суммируем его голос с другими и подводим итоги голосования. За участие в голосованиях начисляются баллы, их можно обменять на сувениры или городские услуги.    
Теперь разберемся, что происходит на каждом этапе. В «Активном гражданине» на сегодняшний день зарегистрировано порядка 1,2 млн человек. Регистрация в проекте проходит по номеру мобильного телефона, на который по SMS приходит пароль. Систему авторизации проекта нельзя взломать, например, методом подбора пароля или используя известные уязвимости программного обеспечения.    
После регистрации пользователь может связать свой профиль с учетной записью на московском портале госуслуг, но это дело добровольное. Правда, необходимое для участия, например, в публичных слушаниях. Учетная запись на московском портале госуслуг содержит фамилию, имя и номер СНИЛС, который прошел проверку в Пенсионном фонде России. Причем конкретно для участия в эксперименте с публичными слушаниями необходимо указать еще паспортные данные и адрес регистрации, последний сверяется с базой Единого информационно-расчетного центра. 
После регистрации пользователь «Активного гражданина» по своему усмотрению заполняет профиль – до двух адресов пребывания, адрес работы, пол, возраст, наличие детей. Хочешь участвовать, например, в территориальных голосованиях — будь добр, укажи информацию. При этом действует ограничение на смену адреса пребывания в профиле — это можно сделать не чаще 1 раза в квартал. Бывают редкие исключения, но для этого придется подтверждать документально смену адреса.

Как мы считаем количество участников проекта «Активный гражданин»? Регистрируется пользователь в системе через мобильное приложение или на сайте проекта. Соответственно, мониторинг идет по этим двум каналам — данные о числе загрузок приложения по трем платформам суммируются с числом регистраций через сайт. При подсчете «мобильных» пользователей мы опираемся на официальные данные магазинов приложений — App Store, Play Market и Windows Market. Различные независимые сервисы дают слишком большую погрешность. 
По состоянию на 5 ноября 2015 года общее число загрузок мобильного приложения «Активный гражданин» составило 805 163, из них в Play Market — 380 922, App Store — 405 000, Windows Market — 19 241. Ниже идут скриншоты административных аккаунтов.
iTunes.jpgGoogle Play.jpgWP.jpg
Далее смотрим «декстопных» пользователей. Основным инструментом выбрали независимый сервис — «Яндекс.Метрика». За исключением летних месяцев, среднее количество посетителей ag.mos.ru составляет более 500 тысяч пользователей в месяц. Так, за последний месяц цифра составила 588 779 посетителей (с 5 октября по 5 ноября 2015 года). Metrika.jpg
После регистрации в системы и заполнения профиля пользователь приступает непосредственно к голосованию. В среднем в каждом общегородском голосовании принимает участие 200-250 тысяч человек. На практике возможность «накруток» сведена к нулю. Даже если мы отталкиваемся от данных, что в Москве на каждого жителя приходится по 1,7 SIM-карте, и часть из них зарегистрирует больше одного аккаунта, их голоса не окажут влияния на итоговое распределение. Покупка «SIM-карт оптом» также может рассматриваться как аномалия. К тому же — тупо дорого. Ведь для проведения атаки, которая теоретически могла бы обеспечить какой-то определенный результат, нужно получить доступ к 50% + 1 учетной записи. При стоимости предоплаченной сим-карты (которую, к слову, можно приобрести только при наличии паспорта), скажем, 100 рублей, стоимость атаки (замечу — успех и последствия которой не гарантированы), превысит 5 млн рублей. Наконец, система не допускает автоматизированных регистраций.  
Чтобы совсем исключить вопросы о «мертвых душах», которые якобы зарегистрированы в проекте, сейчас планируем запросить у операторов данные о том, какой процент зарегистрированных в проекте номеров активны — то есть с них совершаются звонки или пишутся сообщения. А в ближайшем будущем привлечем сторонние компании и проведем независимый аудит проекта. 
Идем дальше — процесс голосования. Примерно половина участников «Активного гражданина» высказывается уже в первые сутки после открытия голосования — этот массив и определяет вектор распределения голосов. В общегородских голосованиях в первый день фиксируется обычно порядка 100-125 тысяч голосов — и столько же собирается за оставшееся время голосования. В среднем больше всего голосов отдается в полдень и в районе 18-19, меньше всего, что логично, глубокой ночью. Месяц назад стало возможно следить за ходом голосования — данные о числе проголосовавших и распределении обновляются каждые 15 минут. Там же можно еще раз проверить, какой ответ самого пользователя был учтен системой. Были вопросы относительно округления результатов — в предыдущих версиях системы округление было запрограммировано до меньшего целого числа, теперь же идет округление до ближайшего целого. 
Дальше будем думать над созданием дополнительных сервисов проверки учета голосов, возможно — о проведении «контрольных голосований».    
И, наконец, подведение итогов. Для общегородских голосований специально проводится «контрольная сверка» — отдельно смотрим результаты только по тем людям, которые прошли верификацию через учетную запись на московском портале госуслуг, а потом сравниваем с общим распределением. В итоге расхождение обычно не превышает 1-2%.

Обидно за всех активных граждан

Всем привет. Я нечасто выступаю на публике в подобном формате, но, знаете, накипело. Когда не знаешь, с чего начать, лучше сразу начинать с главного. Мне обидно. Вот по-человечески обидно и досадно. Можно было бы уже привыкнуть, что любой ИТ-проект Москвы изначально обречен на скепсис. Должно пройти много времени, чтобы его приняли, поняли и адекватно оценили. И что всегда есть те, кто готов радостно закричать «Акелла промахнулся!». Мест-то для показательных выступлений теперь предостаточно — от твиттера до радиоэфира.

А тут разрыв шаблона: выстреливает «Активный гражданин», за полтора года набирая 1,2 млн пользователей. Но ведь этого не может быть, потому что не может быть никогда. Если люди хотят участвовать в жизни города — они боты, роботы, охотники за бонусными проездными на метро, многорукие обладатели 100500 смартфонов и сим-карт.

Так вот – мне обидно и досадно за тех, кто реально участвовал в изменении города, кто голосовал, кто создавал весь этот проект. У всех ведь разное понимание того, кто такой «активный гражданин».

Вот, скажем, муниципальный депутат из района, где только официально зарегистрированных жителей почти  87 тысяч, утверждает, что знает всех активных граждан у себя, и одноименное приложение установлено только у четверых. Поверить на слово ему или тем пяти тысячам людей, которые сами указали в профиле проекта свой адрес в этом районе?

А помните, сколько возмущения было по поводу «интернета по паспорту»? Теперь те же люди предлагают чуть ли не ключи от квартиры предъявлять, чтобы иметь возможность быть услышанными властями. К слову, как все интересно повернулось: в самом начале нас, наоборот, упрекали в недоступности «Активного гражданина». Мол, смартфоны — дорогая игрушка, не всем по карману. Или что доступа в интернет у бабушки-пенсионерки может и не быть, как без ее голоса.

Я уже молчу про разделение на «москвичей» и «немосквичей» — ну, ребята, вы действительно полагаете, что условным жителям условного Тамбова просто жизненно необходимо решить, будут соседи по многоэтажке в Бутово утром громко сверлить стены или не будут?

Конечно, каждый имеет право на свое мнение. Одна поправка — у 12 миллионов могут быть разные точки зрения. К тому же на самом-то деле этот миллион с небольшим «активных граждан» — только 10% от официального населения Москвы. Давайте скажем честно: если бы стояла цель создать армию ботов, уж наверное мы как айтишники нашли бы способ сделать это более масштабно и внушительно, не подкопаешься. А тут 200-300 тысяч людей в каждом голосовании.

Зато вся эта история с безродными фейковыми графиками, с пересчетом активных граждан по головам дала лично мне отличный шанс отвлечься от работы и воспользоваться той же самой трибуной, чтобы рассказать, как все устроено. Материала у нас, конечно, хватит на собрание сочинений, но я ограничусь еще двумя отдельными постами — про технические принципы «Активного гражданина» и про самые распространенные заблуждения о проекте. Заодно поговорим и про то, как реально голосуют люди «проверенные» и «непроверенные». Мы тут первые в очереди на борьбу за прозрачность, если что.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире