arermolaev

Артем Ермолаев

25 мая 2017

F

Знаете другую такую городскую систему голосования, в которой можно проверить, как учтён твой голос? Голосование по проекту реновации — первое в своём роде. Голосовать можно очно или удалённо. Можно менять своё решение. И проверить, корректно ли мнение учтено. Где ещё такое возможно?

Именно потому, что это сделано впервые, вместе с тысячами людей, оценившими прозрачность системы, появилась сотня, которой важно показать, что у чиновников опять все через пень колоду. В народе их называют профессиональными троллями.

Согласитесь, когда человек меняет своё мнение в течение недели, это нормально. Когда он делает это четыре раза в сутки — это уже троллинг. Всю неделю мы наблюдаем группу людей, которые переходят из МФЦ в МФЦ и без остановки голосуют. Зачастую выкладывая при этом провокационные записи в соцсети.

Все бы ничего, но такая активность, не имеющая ничего общего со стремлением спасти свою добротную пятиэтажку, не только дестабилизирует работу в МФЦ, но, что более важно, — мешает москвичам получить достоверную информацию, а то и вовсе сбивает с толку.

Напомню, актуальные ответы на все вопросы можно узнать по телефону горячей линии Правительства Москвы (495) 777-77-77, в аккаунтах ДИТ в соцсетях или в Информационном центре голосования по реновации (Центросоюзный переулок д.13, стр.3, второй этаж).

Несмотря на то, что случаи троллинга уже можно назвать массовыми, система работает. Проверить учёт своего голоса может тот, кто голосовал в «Активном гражданине», и тот, кто заполнял заявление в офисах «Мои документы». После прохождения верификации данных, в течение четырёх рабочих дней с момента голосования, голосовавшие в «Активном гражданине» могут проверить свой голос штатным образом на сайте проекта. Голосовавшие в МФЦ получат письмо или смс с кодом. Код необходимо ввести на  сайте

Мы стремимся автоматизировать процессы, чтобы все было максимально четко и прозрачно. Однако там, где есть человеческий фактор, могут возникать ошибки. Это жизнь. Вчера в сетях появилось несколько сигналов о неправильно принятых голосах в МФЦ. Начали разбираться — ошибка оператора при занесении сведений в систему. Исправили, повторно уведомили граждан. За ночь скорректировали процессы, чтобы ввести ещё один уровень контроля, сводящий к минимуму человеческие ошибки.

В МФЦ люди работают сейчас в ситуации повышенного, порой нездорового внимания к их работе. Конечно, они могут ошибаться. Именно поэтому мы предлагаем вам инструмент контроля учета вашего голоса. Пожалуйста, используйте этот рычаг! Проверяйте свой голос. Когда десятки тысяч проголосовавших проверят свои голоса, уже вы мне, а не я вам, напишете, что этой системе можно доверять.

Прошло 4 дня с момента запуска голосования и мы получили первые верифицированные данные. Собственники 19% квартир домов, включенных в предварительный список программы реновации, оставили свой голос в системе «Активный гражданин» или МФЦ. В общей сложности это 64 253 квартиры из 337 тысяч.

Если говорить о первых итогах, то в 90% домов 23 реально проголосовавших участников поддерживают программу реновации. Обращаю ваше внимание: 23 от проголосовавших, а не всех собственников квартир.

Однако сейчас бессмысленно говорить о результатах — голосование только началось. Гораздо важнее сконцентрироваться на разъяснительной работе: помочь тем, кто не смог пройти верификацию или сомневается в деталях.

Верификацию по статистике не проходят 6% голосующих квартир. Причины две – технические ошибки и откровенный троллинг системы. К первым относится введение номеров не тех документов или фрагментов текста вместо цифр. Наиболее распространенная проблема – с номером СНИЛС. Вместе него часто вводят номер страхового полиса или пенсионного удостоверения.

Некоторые москвичи продолжают испытывать нашу систему на надежность. В результате голосующим, к примеру, оказывается Турбулентов Ротор Турбинович 2074 года рождения. Вместе сведений документов – фразы «не помню», «нет его», а то и вовсе «хочу новую квартиру». Это все забавно, но нужно понимать, что в первую очередь житель теряет время, потому что через 4 дня мы в любом случае пришлем отказ в учете голоса и пригласим проголосовать повторно. Поэтому лучше сразу подойти к вопросу серьезно.

Голос, отправленный с аккаунта, где введены все необходимые сведения, будет учтен после 4 рабочих дней при условии успешной верификации . Если с данными все ок, пользователь получает электронное письмо или смс с предложением проверить свой выбор в системе. Если верификация не пройдена, мы также уведомим вас с указанием возможной ошибки в предоставленных данных. Тогда необходимо подойти с полным комплектом документов в МФЦ и проголосовать там повторно. Некоторые москвичи голосуют несколько раз – в МФЦ или с нескольких сим-карт. Понимаем, что вы переживаете, чтобы ваше решение было учтено. Еще раз хочу снять беспокойство, если вы получили уведомление об учете вашего голоса, это означает, что ваша позиция зафиксирована в системе.

Мы внимательно следим за происходящим в социальных сетях и реагируем, когда видим искажение информации, откровенные заблуждения или конкретные вопросы, трудности, с которыми сталкиваются жители при голосовании. Команда ДИТа стремится помогать москвичам разобраться в теме, отвечая на вопросы.

Однако нужно отметить, что, видимо, не все заинтересованы в объективной картине мира. В частности, официальный аккаунт Департамента был сегодня заблокирован в крупном интернет-сообществе «Москвичи против сноса». Есть мысли, почему? Свои оставлю при себе.

Электронное голосование по проекту реновации открылось. Запустились на 4 часа раньше, чтобы избежать повышенной нагрузки на серверы в первый час и не «уронить» систему. Кроме этого, запуск на несколько часов раньше позволит к полуночи всем поисковикам проиндексировать страницу с голосованием. Ее проще будет найти.

Запуску предшествовало сведение массивов данных с миллионами записей, выгрузка и сверка баз, разработка механизмов защиты. Сотни часов работы команды.

Мы видели желание москвичей сделать голосование максимально прозрачным, внимательно следили за комментариями и критикой в сети. То, что было не популизмом и попыткой набрать политические очки, а конструктивной критикой, брали в работу. В частности, спасибо ведущему «Эха» Александру Плющеву.

Голосование технически непростое. Вкратце расскажу почему.

Во-первых, необходимость переработать гигантский объем данных, который мы получили из федеральных ведомств.
В голосовании по реновации на платформе «Активный гражданин» мы используем дополнительный ряд проверок для надежности. Для того, чтобы голос был зачтен, пользователь должен указать не только паспортные данные, но и номер СНИЛСа, уникальный номер плательщика коммунальных услуг и номер свидетельства о регистрации права на квартиру Соответственно, наша задача была подготовить механизм верификации.

Во-вторых, повышенная нагрузка. Уже когда мы разместили на mos.ru список домов, участвующих в голосовании, в первые часы его пытались выгрузить полтора миллиона раз. Если перевести в пользователей, это 10% жителей Москвы. Разумеется, от такой нагрузки система начала притормаживать. Это ожидаемо, поэтому мы постарались предотвратить подобное «зависание» во время голосования.

В-третьих, одна из ключевых задач – защита систем от массовых кибератак. Об одной из них вы, наверняка, читали два дня назад. Количество таких атак может увеличиться, к чему мы готовы.

Знаю, что будут желающие дискредитировать итоги голосования, поэтому хочу прокомментировать потенциальные упреки.

1. Голосование вымышленными данными с новых телефонов
Вы проголосовали с вымышленного номера/ по вымышленным документам или адресу, но ваш выбор получен системой?

Голос не пройдет верификацию и не будет засчитан. Именно для того, чтобы отсеять некорректно введенные данные, верификация занимает 4 дня.

2. Голосование несколько раз

Вы проголосовали по реальным документам, но несколько раз?

Голос будет учтен единожды, вариант ответа – последний.

3. Отсутствие результатов в режиме онлайн

Вы проголосовали, но не видите результатов?

Для максимально достоверной верификации мы берем 4 дня для проверки всех данных. После этого вы сможете проверить, как учтен ваш голос на сайте.

Таким образом, команда постаралась максимально подготовиться, чтобы голосование шло без сбоев, понятно и прозрачно для москвичей. Однако мы понимаем, что информационные технологии – сложная система, все учесть невозможно.

Поэтому открыты к вашим мнениям и пожеланиям по работе системы. Для удобства созданы онлайн и офлайн каналы: электронная почта support@ag.mos.ru и Информационный центр голосования по реновации (Центросоюзный переулок д.13, стр.3, второй этаж). Также информацию можно получить на единой горячей линии Правительства Москвы (495) 777-77-77.

Как и обещал в  предыдущем посте, детально описываю принципы работы системы электронных референдумов «Активный гражданин». Постараюсь не углубляться совсем в технические дебри. Нам же чтобы понять, а не чтобы знания показать.   
Итак, поехали. Внешне схема работы «Активного гражданина» достаточно проста: человек регистрируется, заполняет профиль, мы регулярно загружаем для него новые голосования по городским вопросам, он голосует, мы суммируем его голос с другими и подводим итоги голосования. За участие в голосованиях начисляются баллы, их можно обменять на сувениры или городские услуги.    
Теперь разберемся, что происходит на каждом этапе. В «Активном гражданине» на сегодняшний день зарегистрировано порядка 1,2 млн человек. Регистрация в проекте проходит по номеру мобильного телефона, на который по SMS приходит пароль. Систему авторизации проекта нельзя взломать, например, методом подбора пароля или используя известные уязвимости программного обеспечения.    
После регистрации пользователь может связать свой профиль с учетной записью на московском портале госуслуг, но это дело добровольное. Правда, необходимое для участия, например, в публичных слушаниях. Учетная запись на московском портале госуслуг содержит фамилию, имя и номер СНИЛС, который прошел проверку в Пенсионном фонде России. Причем конкретно для участия в эксперименте с публичными слушаниями необходимо указать еще паспортные данные и адрес регистрации, последний сверяется с базой Единого информационно-расчетного центра. 
После регистрации пользователь «Активного гражданина» по своему усмотрению заполняет профиль – до двух адресов пребывания, адрес работы, пол, возраст, наличие детей. Хочешь участвовать, например, в территориальных голосованиях — будь добр, укажи информацию. При этом действует ограничение на смену адреса пребывания в профиле — это можно сделать не чаще 1 раза в квартал. Бывают редкие исключения, но для этого придется подтверждать документально смену адреса.

Как мы считаем количество участников проекта «Активный гражданин»? Регистрируется пользователь в системе через мобильное приложение или на сайте проекта. Соответственно, мониторинг идет по этим двум каналам — данные о числе загрузок приложения по трем платформам суммируются с числом регистраций через сайт. При подсчете «мобильных» пользователей мы опираемся на официальные данные магазинов приложений — App Store, Play Market и Windows Market. Различные независимые сервисы дают слишком большую погрешность. 
По состоянию на 5 ноября 2015 года общее число загрузок мобильного приложения «Активный гражданин» составило 805 163, из них в Play Market — 380 922, App Store — 405 000, Windows Market — 19 241. Ниже идут скриншоты административных аккаунтов.
iTunes.jpgGoogle Play.jpgWP.jpg
Далее смотрим «декстопных» пользователей. Основным инструментом выбрали независимый сервис — «Яндекс.Метрика». За исключением летних месяцев, среднее количество посетителей ag.mos.ru составляет более 500 тысяч пользователей в месяц. Так, за последний месяц цифра составила 588 779 посетителей (с 5 октября по 5 ноября 2015 года). Metrika.jpg
После регистрации в системы и заполнения профиля пользователь приступает непосредственно к голосованию. В среднем в каждом общегородском голосовании принимает участие 200-250 тысяч человек. На практике возможность «накруток» сведена к нулю. Даже если мы отталкиваемся от данных, что в Москве на каждого жителя приходится по 1,7 SIM-карте, и часть из них зарегистрирует больше одного аккаунта, их голоса не окажут влияния на итоговое распределение. Покупка «SIM-карт оптом» также может рассматриваться как аномалия. К тому же — тупо дорого. Ведь для проведения атаки, которая теоретически могла бы обеспечить какой-то определенный результат, нужно получить доступ к 50% + 1 учетной записи. При стоимости предоплаченной сим-карты (которую, к слову, можно приобрести только при наличии паспорта), скажем, 100 рублей, стоимость атаки (замечу — успех и последствия которой не гарантированы), превысит 5 млн рублей. Наконец, система не допускает автоматизированных регистраций.  
Чтобы совсем исключить вопросы о «мертвых душах», которые якобы зарегистрированы в проекте, сейчас планируем запросить у операторов данные о том, какой процент зарегистрированных в проекте номеров активны — то есть с них совершаются звонки или пишутся сообщения. А в ближайшем будущем привлечем сторонние компании и проведем независимый аудит проекта. 
Идем дальше — процесс голосования. Примерно половина участников «Активного гражданина» высказывается уже в первые сутки после открытия голосования — этот массив и определяет вектор распределения голосов. В общегородских голосованиях в первый день фиксируется обычно порядка 100-125 тысяч голосов — и столько же собирается за оставшееся время голосования. В среднем больше всего голосов отдается в полдень и в районе 18-19, меньше всего, что логично, глубокой ночью. Месяц назад стало возможно следить за ходом голосования — данные о числе проголосовавших и распределении обновляются каждые 15 минут. Там же можно еще раз проверить, какой ответ самого пользователя был учтен системой. Были вопросы относительно округления результатов — в предыдущих версиях системы округление было запрограммировано до меньшего целого числа, теперь же идет округление до ближайшего целого. 
Дальше будем думать над созданием дополнительных сервисов проверки учета голосов, возможно — о проведении «контрольных голосований».    
И, наконец, подведение итогов. Для общегородских голосований специально проводится «контрольная сверка» — отдельно смотрим результаты только по тем людям, которые прошли верификацию через учетную запись на московском портале госуслуг, а потом сравниваем с общим распределением. В итоге расхождение обычно не превышает 1-2%.

Обидно за всех активных граждан

Всем привет. Я нечасто выступаю на публике в подобном формате, но, знаете, накипело. Когда не знаешь, с чего начать, лучше сразу начинать с главного. Мне обидно. Вот по-человечески обидно и досадно. Можно было бы уже привыкнуть, что любой ИТ-проект Москвы изначально обречен на скепсис. Должно пройти много времени, чтобы его приняли, поняли и адекватно оценили. И что всегда есть те, кто готов радостно закричать «Акелла промахнулся!». Мест-то для показательных выступлений теперь предостаточно — от твиттера до радиоэфира.

А тут разрыв шаблона: выстреливает «Активный гражданин», за полтора года набирая 1,2 млн пользователей. Но ведь этого не может быть, потому что не может быть никогда. Если люди хотят участвовать в жизни города — они боты, роботы, охотники за бонусными проездными на метро, многорукие обладатели 100500 смартфонов и сим-карт.

Так вот – мне обидно и досадно за тех, кто реально участвовал в изменении города, кто голосовал, кто создавал весь этот проект. У всех ведь разное понимание того, кто такой «активный гражданин».

Вот, скажем, муниципальный депутат из района, где только официально зарегистрированных жителей почти  87 тысяч, утверждает, что знает всех активных граждан у себя, и одноименное приложение установлено только у четверых. Поверить на слово ему или тем пяти тысячам людей, которые сами указали в профиле проекта свой адрес в этом районе?

А помните, сколько возмущения было по поводу «интернета по паспорту»? Теперь те же люди предлагают чуть ли не ключи от квартиры предъявлять, чтобы иметь возможность быть услышанными властями. К слову, как все интересно повернулось: в самом начале нас, наоборот, упрекали в недоступности «Активного гражданина». Мол, смартфоны — дорогая игрушка, не всем по карману. Или что доступа в интернет у бабушки-пенсионерки может и не быть, как без ее голоса.

Я уже молчу про разделение на «москвичей» и «немосквичей» — ну, ребята, вы действительно полагаете, что условным жителям условного Тамбова просто жизненно необходимо решить, будут соседи по многоэтажке в Бутово утром громко сверлить стены или не будут?

Конечно, каждый имеет право на свое мнение. Одна поправка — у 12 миллионов могут быть разные точки зрения. К тому же на самом-то деле этот миллион с небольшим «активных граждан» — только 10% от официального населения Москвы. Давайте скажем честно: если бы стояла цель создать армию ботов, уж наверное мы как айтишники нашли бы способ сделать это более масштабно и внушительно, не подкопаешься. А тут 200-300 тысяч людей в каждом голосовании.

Зато вся эта история с безродными фейковыми графиками, с пересчетом активных граждан по головам дала лично мне отличный шанс отвлечься от работы и воспользоваться той же самой трибуной, чтобы рассказать, как все устроено. Материала у нас, конечно, хватит на собрание сочинений, но я ограничусь еще двумя отдельными постами — про технические принципы «Активного гражданина» и про самые распространенные заблуждения о проекте. Заодно поговорим и про то, как реально голосуют люди «проверенные» и «непроверенные». Мы тут первые в очереди на борьбу за прозрачность, если что.

С появлением в школе высокоскоростного интернета, а теперь еще и точек Wi-Fi-доступа мы получили уникальную возможность анализировать интернет-привычки детей – на какие сайты они ходят, где проводят больше всего времени, как готовятся к урокам и где общаются с друзьями – причем анализировать на значительной выборке, получая социологически точные результаты. Для опытных интернетчиков, наверное, не станет сюрпризом, что собственно образовательные ресурсы находятся в детском «топе» далеко не на первых местах. Несколько месяцев мониторинга школьного трафика, итоги которого, мы, если честно, ждали с нетерпением, выявили такую картину посещаемости:

1. Яндекс
2. Вконтакте
3. Google
4. Mail.ru
5. Одноклассники
6. Wikipedia
7. Youtube
8. Facebook
9. RuTube
10. Gramota.ru
11. Litra.ru
12. RusEdu
13. Smotri.com
14. window.edu.ru
15 school-collection.edu.ru

Соцсети, видеохостинги, развлекательные порталы, а в некоторых школах еще и торренты в первой пятерке по объему скачанной информации… Страшный сон защитников детей от интернета? Украденное у образования время? Но учителя говорят об обратном. На педсовете, который я провел в День учителя с образовательными и семейными порталами, педагоги, которые традиционно считаются публикой консервативной, единым фронтом выступили против фильтрации школьного интернет-трафика, а некоторые даже назвали эту идею «ханжеством». Ведь учебный фильм c YouTube может понадобиться на уроке географии или физики, а социальные сети помогают детям делать уроки. «Если в школе нормально поставлена работа, ученикам просто некогда будет на вредные сайты ходить, успеть бы подготовиться к презентации-контрольной-лабораторке», — заверили меня учителя.

Родители, напротив, высказались более осторожно, напомнив, что зачастую информацией, которую ребенок неосторожно выкладывает в свой профиль в соцсети, может воспользоваться злоумышленник – на слуху история с похищением Ивана Касперского.

Ясно одно – у детей уже сформированы интернет-привычки – по статистике мы видим, что общая картина от школы к школе практически не меняется – и новые правила – запреты, жесткая фильтрация и т.д. их не сломают и не изменят. Так может пора перестать плыть против течения и не считать ребенка с мобильником и ноутбуком бунтарем и злостным нарушителем школьной дисциплины, а использовать новые возможности для того, чтобы сделать уроки более яркими, а школу привлекательной? Не будем забывать, что те же соцсети и блоги – это привычка читать и формулировать свои мысли!

В общем, фильтрация школьного интернета – вопрос многоплановый и сложный, и решение нам – чиновникам, педагогам, родителям (а возможно и ученикам) — надо принимать коллективно, тщательно взвесив все «за» и «против».

Опросы:

Да, доступ в интернет должен работать только на переменах и отключаться со звонком
Нет, запретный плод сладок
Интернет может понадобиться в образовательных целях, например, для демонстрации обучающих видео-роликов
Я вообще против интернета для учеников, пусть будет только для учителей
J 2704 человек проголосовало. Смотреть результаты


Торренты и файлхостинги
Социальные сети
Видеопорталы
Надо оставить доступ только к образовательным и справочным порталам
Я против каких-либо ограничений, кроме утвержденного Минюстом списка экстремистских ресурсов
J 3179 человек проголосовало. Смотреть результаты

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире