alex_melnikov

Алексей Мельников

07 ноября 2009

F
Среди части наших интересующихся политикой соотечественников распространено презрительное отношение к тому, что они называют «теорией малых дел». Под этим названием подразумевается работа демократической оппозиции («Яблока») по обращениям граждан. С указанной точки зрения всё, что в рамках модели представительной демократии делается для решения тех или иных обычных человеческих задач, не достойно внимания постольку, поскольку здесь нет речи об отстаивании общих идей – политической демократии, независимого суда, права на проведение митингов и достижения прочих, столь же важных целей. Фактически демократической оппозиции предлагается заняться почти в буквальном смысле слова тем, чтобы кормить людей идеями и надеяться, что в процессе усвоения этих идей можно будет преобразовать российскую действительность.

Подобный подход, по моему убеждению, ошибочен. Задачей демократической оппозиции является не просто создание в нашей стране либерально-демократической системы, а устойчивой представительной демократии. Устойчивость достигается, в том числе и эффективностью принятых установлений, под которыми мы понимаем действия избранных народных представителей в интересах граждан. Не предлагается вместо отстаивания общих идей работать по запросам гражданам. Предлагается вместе с защитой традиционных для европейского общества либеральных установлений действовать по запросам избирателей. На самом же деле, представительная демократия эффективна как раз тогда, когда на запросы и нужды граждан выбираемый политический класс даёт эффективный ответ. Т.е. не бывает приемлемой для большинства граждан идеологии без её воплощения в конкретных делах.

Один из русских литературных критиков, рассуждая о писательской манере Владимира Набокова, говорил, что главными героями его книг являются не только действующие лица, но и литературные приёмы. Он сравнивал эти литературные приёмы с трудолюбивыми гномами, которые вечно что-то приколачивают, подкрашивают или подпиливают. Снуют туда и сюда по страницам книг со своими всегда готовыми к работе столярными инструментами. Такую же роль в рамках установленной либеральной демократии играют и выбранные в законодательные учреждения политики. Они разъясняют гражданам их права, помогают правильно применить закон, защищают от произвола чиновников, вносят, если это необходимо гражданам, поправки в действующие законы.

Беда либерально-демократического направления российской политики в том, что таких «трудолюбивых гномов» в ней не так уж и много. Зато людей, готовых распушить павлиний хвост и рассуждать о борьбе с режимом немало. Конечно, публичная политика сродни театру и здесь не обойтись без жестов и громких слов. Плохо только, когда кроме жестов и слов в сущности ничего не имеется и люди хотят, чтобы их выбирали во власть в благодарность за грохот, который они производят.

Как же проявляются интересы людей в рамках либеральной политической системы? Прежде всего, с помощью обращений граждан к избранным представителям. И в этом отношении народный представитель совершенно не свободен – он обязан заниматься тем, что от него требуют налогоплательщики. В либеральном политическом порядке есть схожесть с рыночной системой, при которой продавец (во всяком случае, при большом числе конкурентов) обладает ограниченными возможностями влияния на цену блага или услуги. Точно также отдельный продавец обладает ограниченными возможностями влияния на структуру общественных потребностей.

Вполне понятно, что каждому политическому уровню (местный, региональный, федеральный) адекватны свои задачи. И действия народных представителей на местном и региональном уровне вполне очевидно отличаются от тех задач, которые должны решать федеральные законодатели. Называть «теорией малых дел» работу депутатов, избранных в местные и региональные органы власти, странно. Здесь есть свой класс задач, формулируемых избирателями, которые демократическая оппозиция и решает. И чем эффективнее эти задачи демократической оппозицией будут решаться, тем большее число людей, далёких от политики, усвоит положительные свойства либерально-демократической системы. Возможно, граждане при таком подходе не смогут гладко объяснить, что же такое представительная демократия. Но они будут жить в её рамках, действовать в её рамках и укреплять эту систему рациональным голосованием на выборах.

Что же это за практические результаты работы в интересах граждан, от которых часть нашей либерально-демократической элиты с брезгливостью отворачивается? С какими запросами обращаются к депутатам граждане на городском уровне? Я взял последние по времени 15 ответов на запросы лидера «Яблока» Сергея Митрохина, поступившие в партию. Это вопросы нарушения жилищных прав, законности создания ТСЖ, лекарственного обеспечения больных онкологическими заболеваниями, предоставления льготных рецептов, оказания содействия в трудоустройстве, предоставления материальной помощи органами социальной защиты, соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей, замены газовых плит, сквозного проезда автотранспорта через дворы и природные парки, уборки опавшей листвы. По всем этим запросам приняты положительные решения. Здесь люди могут ясно видеть, насколько эффективно иметь в законодательных учреждениях депутатов, работающих в интересах граждан. Это и есть тот фундамент эффективной демократии, на котором возможно дальнейшее её созидание.

Понятно, что с точки зрения идеологизированного сознания обычные человеческие нужды есть что-то мелочное. С точки зрения этого сознания недостойна внимания и сама простая человеческая жизнь с её радостями, горестями и печалями. Вообще недостойна эта тема «маленького человека», которой в русской литературе от Гоголя до Лимонова уделяется столько внимания. Работа же народных представителей в рамках этих нужд презрительно именуется действиями «по переводу старушек через улицы» и «развешиванию скворечников». Думаю, что такой подход это в том числе и наследие большевизма, уничтожившего в нашей стране почвенный слой земской жизни, формировавшийся, несмотря на последующие контрреформы, начиная с эпохи великих реформ Государя Александра II. Это, впрочем, черта не только большевизма, но и любого левого революционного сознания. Самые его адепты от российской либерально-демократической оппозиции вряд ли отдают себе отчёт, наследником каких тенденций в российской политике они являются.

Люди в России в своём большинстве никогда не будут голосовать за говорунов, выступающих может быть и с правильными программными идеями. Только тогда, когда люди почувствуют, а кое-где и убедятся на практике, что демократическая оппозиция несёт в себе новый практический, эффективный европейский порядок, возможна широкая поддержка. Потому что политика это действие, а не изложение идей с университетской кафедры. В некотором смысле противник либеральных демократов вовсе не авторитарный режим. Скорее он внутри самой российской либеральной демократии. Называется он «неспособность предложить эффективный демократический порядок». Только при решении этой задачи возможен демонтаж авторитарного режима и модернизация страны с помощью и в рамках европейской политической модели.

Алексей Мельников
Партия «Яблоко» не признало результатов выборов в Мосгордуму 11 октября 2009 года. В рамках противодействия фальсификациям, которые заменили собой выборы, «Яблоком» начата кампания «Узнай, что стало с твоим голосом!», в ходе которой партия намерена проанализировать результаты по каждому избирательному участку, а затем добиваться отмены результатов голосования и пересчета голосов на всех избирательных участках, а впоследствии и назначения новых выборов.
«Яблоко» обращается с призывом ко всем москвичам, кто голосовал не за «Единую Россию», унес или испортил свой бюллетень или вообще не ходил голосовать, написать письмо на электронный адрес control@mosyabloko.ru либо позвонить по телефону (495) 780-30-15.
Кроме того, уже сегодня «Яблоко» начинает набор наблюдателей на новые выборы. Все желающие могут обращаться по телефону (495) 780-30-15, либо написать мне письмо – melnikov@yabloko.ru. Мы получаем сообщения со всей страны и очень благодарны нашим соотечественникам, посчитавшим правильным сотрудничать с «Яблоком» в деле создания в нашей стране системы честных выборов.

В ходе проводимой работы в «Яблоко» поступают разнообразные материалы, рисующие масштаб и методы фальсификаций, которые используются современным чиновным московским режимом для сохранения собственной власти. Смысл действий заключается в том, чтобы сохранить такое устройство власти, при котором системная коррупция и связанный с властями бизнесы могли бы процветать и дальше в ущерб интересам граждан. Они хотят, чтобы наши налоги по-прежнему неэффективно тратились, а законодательная деятельность велась не в интересах граждан. Для того, чтобы эти цели были достигнуты, в органы власти должны попадать люди, которые будут играть по установленным чиновным государством правилам, голосовать за то, что нужно высшей бюрократии.

Для того, чтобы протолкнуть во власть своих людей, используются самые разные приёмы – от убеждения избирателей не ходить голосовать («всё и так решено») до вбросов бюллетеней за т.н. «Единую Россию» с помощью нанятых студентов или членов избирательных комиссий, связанных с чиновниками. Собственно, неявка избирателей, за которую перед выборами настойчиво ратовали на «Эхо Москвы» лауреат премии «Патриот России-2009» официальный публицист Л.Радзиховский и журналист А.Плющев и является питательной средой для вбросов бюллетеней. Именно голоса не пришедших на выборы граждан создают возможность для масштабных вбросов бюллетеней за т.н. «Единую Россию».

Но как чиновной системе обеспечить эти вбросы бюллетеней? Как нейтрализовать наблюдателей и членов избирательных комиссий от демократической оппозиции («Яблоко»)? Наблюдателей от других, отличных от  т.н. «Единой России» партий? Для этого существует арсенал методов. Ниже публикуется инструкция, которую, по сообщению информаторов «Яблока» раздавали своим членам избирательных комиссий местные лидеры т.н. «Единой России» при проведении выборов в Мосгордуму 11 октября 2009 года. Сокращения, используемые в тексте: ЧСГ – член избирательной комиссии с совещательным голосом, ЧРГ – член избирательной комиссии с решающим голосом, ЦСО – центр социального обслуживания, РУСЗН – районное управление социальной защиты населения.

Эти рекомендации напоминают набор инструментов, которые берутся с собой «на дело» ворами. Никогда не известно, что может пригодиться, но лучше быть готовыми ко всему.

Есть среди рекомендаций фарсовые, есть прозаические. Часть указанных ниже приёмов использовалась против наблюдателей демократической оппозиции на выборах в Мосгордуму 11 октября 2009 года, часть на выборах в Госдуму России в 2007 году.

Обнародование этой инструкции преследует не только исторические, но и прагматические цели. Это те технологии, с которыми гражданскому обществу России придётся столкнуться на выборах в Госдуму России в 2011 году и Президента России в 2012 году. Граждане, которые будут работать на этих выборах наблюдателями и членами избирательных комиссий от «Яблока» могут использовать эту инструкцию для понимания того, с чем предстоит столкнуться. В рамках обучения наблюдателей к выборам 2011 и 2012 года «Яблоко» будет предлагать противоядие против представленных ниже технологий.

Никто не создаст для нас систему честных выборов, никто за нас не выберет власти, которые будут действовать в интересах граждан. Если мы, граждане России, хотим иметь честную власть, мы должны создать такую власть сами. Превратив выборы фальсифицированные в выборы реальные.

Алексей Мельников


КАК ОЧИСТИТЬ УЧАСТОК ОТ НЕНУЖНЫХ ЛЮДЕЙ


1. Отправить голосовать на дому, можно на целый день, без милиции и без машины (имеем право).

2. Поручить работникам пожарной службы и/или милиции провести короткий инструктаж для наблюдателей, ЧСГ, ЧРГ по безопасности/технике пожарной безопасности. Заставить всех пройти посмотреть на щитки, запасные выходы и пр. Затем расписаться, что инструктаж прошли.

3. Провести заседание комиссии по нарушениям и пригласить ЧСГ, ЧРГ, наблюдателей.

4. Направить наблюдателей и ЧСГ на фиксацию акта нарушения партией власти.

5. Вызвать наблюдателя, ЧСГ, ЧРГ по телефону, представиться назначившей его партией и долго переспрашивать паспортные данные.

6. Вызвать наблюдателя, ЧСГ, ЧРГ по телефону, представиться соседями и сказать, что прорвало стояк, может затопить квартиру, из квартиры запах, с соседнего балкона дым, окно хулиганы разбили, дверь в квартире открыта, проводку у соседей замкнуло, боятся, что будет пожар и т.п.

7. Раскинуть по участку ксероксы бюллетеней с галочкой за СР/Яблоко/ЛДПР.

8. Выписать талоны для бесплатного питания и пригласить в кафе.

9. Поить водкой.

10. Угощать чаем с пургеном и др. слабительными.

11. Устроить на участке проверку «по звонку» фактов распространения запрещённых препаратов и пр.

12. Пустить на участок странного человека с животным (выпустить хомячков, курицу, кролика, поросёнка, обезьянку).

13. Пустить на участок бомжа, попрошайку, пьяницу, который начнёт приставать к наблюдателям.

14. Предупредить об угрозе взрыва, создать дымовую завесу.

15. Инсценировать плохое самочувствие, приступ.

16. Инсценировать заварушку или пьяный дебош на участке или на улице.

17. Пустить слухи, что партия оппонентов будет отзывать наблюдателей, что с наблюдателями не рассчитаются, вынуждая их отвлечься на звонки и проверку информации.

18. Если на книге сидит член ЧРГ от оппозиционной партии, то пригласить милицию, представителей вышестоящей комиссии, которая будет выяснять, кто выдаёт бюллетени не установленного образца.

19. Проработать вопрос рассадки наблюдателей:

 — чтобы они далеко сидели от столов со списками;
 — чтобы плохо просматривались стационарные урны для голосования;
 — чтобы дуло из окна или из двери (посадить на сквозняк).


ГОЛОСОВАНИЕ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ


Если с урной отправляются лояльные ЧРГ, ЧСГ и наблюдатели …

1. Направлять с выездной урной на целый день, в т.ч. по НЕ голосующим (для этого комиссия может принять решение о том, что разрешается вносить заявителей в выписку их реестра и приходить к избирателям, если поступил звонок на участок, а ЧРГ с урной в дороге). После возвращения, в 19.30 ЧРГ переписывают избирателей, проголосовавших на дому, из реестра в списки.

2. Направлять с выездной урной по заявлениям от ленивых, но лояльных избирателей (заявления дают представители партии), в т.ч. НЕ заходя к ним домой.

3. Меняют последнюю урну на урну с правильными бюллетенями на последней квартире, где свои.

4. Меняют бюллетени в урне на последней квартире, где свои.

5. ОДНОВРЕМЕННО выезжает НЕСКОЛЬКО урн для голосования на дому.

ВАЖНО!!!


1. Количество лиц, внесённых в реестр и проголосовавших на дому при наличии трёх выездных урн НЕ должно превышать 70 человек (физически обойти такое количество очень сложно).

2. НЕ должно быть «вечернего скачка» при голосовании на дому в реестре. Если три урны выезжают с интервалом несколько часов – в 9.00, 12.00, 16.00, то в реестре количество проголосовавших должно быть распределено равномерно, а не так, чтобы утром 15, днём 15, а вечером 50.

3. НЕ должно быть «скачка» между разными урнами, если ЧРГ работали в одинаковых условиях (например, если ходили пешком, то количество проголосовавших в разные урны НЕ должно существенно различаться).

Если с урной отправляются ЧРГ, ЧСГ и наблюдатели оппонентов …

1. Нужно подготовить ЗАРАНЕЕ заявления от подопечных ЦСО, РУСЗН, ленивых избирателей ЕР. Сделать отметки на заявлениях и отправить по ним представителей партии.

2. Назначить наблюдателями сотрудников ЦСО и РУСЗН и направить их по заявлениям от подопечных.

3. Направить ЧРГ, ЧСГ и наблюдателей оппонентов по неправильным и самым дальним адресам, чтобы им не открывали двери. Не передавать коды от подъездов.
«Когда над бедной нашей страной почиет мир и всеисцеляющее время обратит кровавую пыль в далёкое прошлое, вспомнит русский народ тех, кто первыми поднялись на защиту России от красной напасти».
А.И.Деникин, «Очерки Русской Смуты»


«Зачем нам нужна российская история двадцатого века? Что ценного можно найти в этом далёком прошлом? Не всё ли равно, белые или красные? Всё быльём поросло, надо жить сегодня. Вы, политики, занимайтесь сегодняшним днём».
Нередко приходится слышать такое мнение от наших соотечественников.
В день придуманного путинистами пустого «дня национального единства», накануне захвата власти в России большевиками, партией государственной измены, обсудить этот вопрос важно.

Высказываемое частью наших соотечественников мнение мне представляется ошибочным.
Как неверным представляется исторический релятивизм, который всех – героев белых и злодеев красных ставит на одну доску. Потому что самый серьёзный урок, который мы можем извлечь из ушедшего российского века, это урок нравственный. И он имеет жизненное значение сегодня, это совсем не «пожелтевшие страницы». Нравственные нормы незыблемы. Научиться отличать добро от зла, проследить, что в современной нам жизни служит продолжением зла, а что добра – важнейшая задача. Как для граждан, так и для политиков.

Во времена окружающей нас сегодня паутины лицемерия, лжи, корысти, стёртых лиц случайных властителей мы ищем в прошлом нравственную точку опоры.
Мы вглядываемся в примеры чести, верности себе и России, примеры подлинности, правды. Мы хотим быть похожими на героев российского прошлого. Нам нужна ясность, твёрдая почва под ногами, а не то зыбкое болото, в котором мы живём. Верим, что такая твёрдая почва это не призрак СССР, а историческая Россия. Это и есть тот фундамент, на котором возможна основательная постройка нашего будущего.

Осмыслим сказанное в поэтических образах.
О том, что мы отрицаем, пел Владимир Высоцкий.

«Ложь и зло, – погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади –
Воронье и гробы!»


А то, что мы ищем, выражено одним из лучших поэтов Белого Движения Иваном Савиным в стихотворении, посвящённом генералу Корнилову, создателю Добровольческой армии на Юге России.

Не будь тебя, прочли бы внуки
В истории: когда зажег
Над Русью бунт костры из муки.
Народ, как раб, на плаху лег.

И только ты, бездомный воин,
Причастник русского стыда,
Был мертвой родины достоин
В те недостойные года.

И только ты, подняв на битву
Изнемогавших, претворил
Упрек истории – в молитву
У героических могил.

Вот почему, с такой любовью,
С благоговением таким,
Клоню я голову сыновью
Перед бессмертием твоим.


Здесь дано всё – верность долгу, сила, твёрдость линии несмотря ни на какие внешние обстоятельства.
Всё то, что так важно нам сегодня. Человек должен соотносить свои действия с тем, что должно, а не с тем, как поступают другие. Россия прошлого века оправдана действиями таких людей. Победа их была победой нравственной, заветом нам, живущим сегодня. Для нас они совершали свои подвиги, размышляли о причинах поражений в воспоминаниях. К нам они обращались. Это и есть тот свет, который льётся из прошлого мрака и указывает нам дорогу в будущее. Это и есть тот урок нравственности, который должны получать на школьных уроках истории наши дети.

А как эти люди относились к России?
Об этом есть другое, самое, на мой взгляд, проникновенное стихотворение И.Савина «У последней черты», которое он посвятил Бунину.

По дюнам бродит день сутулый,
Ныряя в золото песка.
Едва шуршат морские гулы,
Едва звенит Сестра-река.

Граница. И чем ближе к устью,
К береговому янтарю,
Тем с большей нежностью и грустью
России «Здравствуй» говорю.

Там, за рекой, все те же дюны,
Такой же бор к волнам сбежал,
Все те же древние Перуны
Выходят, мнится, из-за скал.

Но жизнь иная в травах бьется,
И тишина еще слышней,
И на кронштадтский купол льется
Огромный дождь иных лучей.

Черкнув крылом по глади водной,
В Россию чайка уплыла –
И я крещу рукой безродной
Пропавший след ее крыла.


Коммунистическое прошлое достойно отрицания целиком, со всеми его «великими победами», стройками, космосом, ядерным оружием, кино, песнями и плясками.
Всем тем, что создавалось путём уничтожения миллионов для укрепления власти захвативших Россию большевиков. Незачем искать в этом царстве лжи хоть что-то ценное. Наше истинное прошлое связано только с Россией, со страной, дети которой сопротивлялись большевизму и утверждали не только своё человеческое достоинство и честь родившей их страны, но и наше будущее.

Будем ли мы их достойны?
Россия непокорная злу и есть, говоря словами Высоцкого «отцовский меч», необходимый нам для «прорубания пути». Национальное единство при действующих в России большевиках и их наследниках путинистах невозможно. Первые превратили страну в красный плацдарм для захвата всего мира, вторые в географическое пространство для обогащения. Ни там, ни здесь нет интересов России. С этим нельзя мириться. Страна по-прежнему расколота. Белое Движение принадлежит нашей славной истории. Но его борьба не окончена. Она продолжается.

P.S. Послушайте эти песни, вглядитесь в эти лица…



Клип подготовлен военным историком и журналистом А.С.Гаспаряном.
01 ноября 2009

Мы и они

Фальсификации властями выборов в ушедшем октябре и открытая поддержка президентом Медведевым своих подчинённых, явились существенными шагами в эволюции созданного в нашей стране авторитарного режима.
Он становится всё более откровенным в демонстрации того, что в России живут не граждане, а подданные высших лиц государства, с которыми власти могут делать всё, что угодно. Страна все больше разделяется на «мы» (гражданское общество) и «они» (лица во власти).

Для настоящего и будущего России такое положение дел представляется трагическим.
Мы давно уже являемся периферией мира, главное призвание которой служить своими природными ресурсами делу мирового экономического роста. Стали мы и страной, из которой уезжают люди с хорошим образованием и перспективами. Всё наше внешнеполитическое влияние ограничивается участием в тех или иных региональных делах. Мы давно не глобальная держава. Если всё так пойдёт и дальше, то наша страна не имеет будущего.

Руководимая личной корыстью власть случайного Путина и всей той мутной волны сослуживцев и друзей, которую он слил с номенклатурой ельцинского призыва, ведут Россию к катастрофе.
Власть у нас изначально не общественное, а частное предприятие. Не так давно это предприятие ещё и продлило сроки своего пребывания во власти. Время в сегодняшнем динамичном мире имеет огромное значение. Если мы, общество, допустим, чтобы на выборах Госдумы 2011 года и Президента России 2012 года власть (теперь уже на 6 лет) опять была сосредоточена в руках путинской группировки, движение России в пропасть отставания ускорится. Для того, чтобы этого не допустить, необходимы действия гражданского общества.

Лучшим инструментом для подобных действий является формальная возможность смены властей, которая называется «выборами».
Для того, чтобы превратить этот формальный и потенциально опасный для Путина и его группировки инструмент в реальный, в предстоящие два года предстоит сделать многое. Понятно, что нас ждёт – противодействие нашим правовым требованиям силой. Значит, следует готовиться и противопоставить этой силе свою силу. Никакого другого инструмента отстранения от власти сибаритской путинской клики не существует.

Принципиально важно, однако, чтобы сила была применена гражданским обществом исключительно в рамках выборного процесса и была направлена на то, чтобы заставить коррумпированные власти уйти под давлением общественного выбора, сделанного в пользу демократической оппозиции.
Нам нельзя допустить, чтобы обстановка в стране была дестабилизирована. Власть должна быть сменена, нормальное течение общественной жизни продолжаться.

Если удастся добиться массового голосования и массового контроля со стороны гражданского общества на выборах, то в случае неизбежных фальсификаций правильно применять все методы мирного протеста, направленные на то, чтобы принудить путинистов уйти из власти.
Это массовые и бессрочные митинги во всех крупных городах России, всероссийская политическая забастовка, сопротивление тем чиновникам и сотрудникам силовых структур, которые нарушают Конституцию и поддерживают захват власти, осуществляемый путинистами с помощью фальсификаций. Все те, кто пойдёт против российского народа, должны помнить о том, что за выполнение преступных приказов они будут нести личную ответственность. Равно как и то, что фальсификация выборов – тягчайшее государственное преступление.

Не стоит видеть в чиновниках и сотрудниках силовых структур сплошную массу, противную интересам гражданского общества.
Среди этих людей есть те, кто разделяет возмущение граждан. Те, кто сможет заменить своих коррумпированных начальников и работать под гражданским контролем подобно тому, как это происходит в европейских странах. Такие люди очень ценны и очень нам нужны. Несомненно, что при корректном отношении демократическая оппозиция найдёт среди этих людей единомышленников и союзников.

Сегодня принципиально другое – убедить большинство граждан России (в том числе живущих в других странах) придти на выборы, контролировать выборы, финансировать демократическую оппозицию, агитировать за неё.
Нужны и те, кто пользуется доверием граждан, кто готов работать в новых органах власти. На всё это есть всего два года.

Перед лицом опасности, которая грозит нашей стране после 2012 года, правильно забыть споры, во всяком случае, среди тех людей, которые разделяют цель создания в нашей стране политической системы по европейскому образцу.
Простая, ясная программа уничтожения в стране коррупции, гарантии социальных и политических прав граждан должна послужить общей платформой для всех сторонников либеральной демократии. Такая программа должна исходить из интересов каждого гражданина России.

Да, по причинам формального порядка только «Яблоко» может принимать сегодня участие в федеральных выборах.
Но вполне реально заключить равноправное предвыборное соглашение, сформировать совместный список на выборах, выдвинуть согласованную кандидатуру на пост президента страны. Есть здесь и более важная цель. Во имя совместного дела нам давно нужна атмосфера дружеского сотрудничества, взаимного уважения и доверия другу к другу. В этом отношении выборы в Госдуму России в 2011 году явятся хорошей репетицией главных российских выборов – 2012 года.

У демократической оппозиции возможны тактические договорённости с другими, участвующими в выборах, силами.
Возможны и переговоры с представителями авторитарного режима, преследующие конечную цель его мирного демонтажа. Но принципиально то, что у людей, ставящих целью модернизацию России на основе создания свободного общества, должна быть своя игра, своя линия. Нельзя допустить, чтобы власть в России после путинистов получили коммунисты. При этом возможно гарантировать для всех политических сил, признающих честные выборы, равноправное участие в политической жизни.

Время не ждёт.
Не спрашивайте, дорогие соотечественники, что может сделать для вас демократическая оппозиция. Спрашивайте, что вы можете сделать вместе с ней. Для себя и для России.
Однажды творческий молодой человек объяснял видному либеральному российскому политику, что, по его мнению, он делает не так. «В нашей стране, — говорил он, расхаживая взад-вперёд по комнате, — треть народа сидела, треть сидит, а треть …». Занесённый в  антиутопические дали орлиный профиль его и лохматая, тронутая пеплом седины голова замерли на мгновение, но он храбро продолжил: «… А треть будет сидеть!». Отложив стрелу времени, одетую в лагерную робу, лектор перешёл к главному: «Поэтому! … Если вам на встрече в далёкой российской провинции из зала кто-то расскажет о безобразиях местного начальства, вам нужно замереть на краю сцены, вытянувшись в темноту зала и грозно спросить о начальстве: «Фами-и-илия?». Здесь он поднял правую руку к груди, прищурил глаза, сгустил голос и выдавил: «Когда услышите фамилию, вы должны прореветь – на на-а-арррры!» Растянутая гласная и зарычавшая согласная сопровождались движением рассекающей наискосок воздух тяжёлой, как меч руки. Слушатели замерли …

Мы обращаем внимание на символы большевизма, оставшиеся нам в наследство. Справедливо требуем переименовать города и улицы, убрать памятники большевицким преступникам. Но с не меньшим основанием стоит присмотреться и к наследству, оставленному жестокостями большевизма в людях. «А на левой груди профиль Сталина …» — пел Владимир Высоцкий. Времена большевицкого террора оставили на душах поколений жестокую наколку – чуть что, предлагать решения из области уголовного права. Расстрелять, посадить, срок увеличить …

Конечно, при такой общественной психологии прямые наследники большевиков – современные «силовые структуры», включая и  шемякин суд, расцвели пышным цветом…

Напрасно считать российскую жестокость свойством лишь тех, кто находится у власти. В народе всё то же. Можно сказать, что и политическая идеология не играет здесь большой роли, настолько глубоко въелись в граждан времена террора. Карающая уголовными сроками секира переходит по наследству незаметно, завёрнутая в тряпицу. Но она всегда готова сверкнуть прежним блеском при обсуждении наказания за те или иные общественные неурядицы.

Это огромная проблема, мешающая движению нашей страны к либерально-демократическому обществу. Не только потому, что подобное общественное мнение подпитывает доверие к методам авторитарного режима, а значит, и к нему самому. Представление о том, что настоящая ответственность может быть только уголовной, мешает возникновению общества с более тонкими механизмами регулирования жизни. И, напротив, стремление такого рода механизмы создать, способствует разрушению доверия к авторитарному режиму.

Например, для политика, который стремится избираться во власть и добиться больших высот, огромное значение имеет репутация. Для него проигрыш на выборах может обернуться катастрофой. Следовательно, для того, чтобы назначенные им чиновники работали добросовестно, достаточно не уголовной, а политической ответственности. Которая в данном случае есть функция от конкурентной политической системы, включающей честные выборы, свободные средства массовой информации, свободное финансирование политики. Но всё это при либерально-демократических порядках. А что у нас, при авторитаризме?

Здесь, в силу отсутствия описанного механизма регулирования, действует другое правило, основанное на страхе отправиться в тюрьму. Это очень грубая и неэффективная система. Её естественным дополнением является коррупция сверху донизу и целые архипелаги беззакония, которые мнящие себя всесильными властители проконтролировать не в состоянии. Точнее, связь здесь сложнее – вы нас наверху поддерживаете, а мы до известной степени закрываем глаза на то, что вы творите внизу …

Перемены это не только изменение принципов общественного устройства, не только материальное действие. Это и изменение общественной психологии. Изменения начинаются в душах людей. Возможно, здесь и лежит ключ к переменам в нашей стране. Общественные учреждения не живут, если из них уходит дух, уверенность людей в том, что эти образования им нужны. Если верно обратное, то вытравить наколку жестокости из душ людей, значит сделать решающий шаг к установлению в России либеральной демократии.
25 октября 2009

Ешь и молчи!

В воспоминаниях А.С.Казанцева «Третья сила» рассказывается, что в довоенной Европе о сущности фашизма ходил анекдот:

«Многочисленная семья Муссолини сидит за обеденным столом. Вдруг самый младший сын, Романо, обращается к отцу с вопросом:

 — Папа, что такое фашизм?

Диктатор-отец посмотрел строго на сына и сказал:

 — Ешь и молчи.

В трёх коротких словах заключались одновременно и правила поведения за столом, и ответ на вопрос».

Нечто подобное могли бы сказать творцы и апологеты установленного в России авторитарного режима. Чем далее, тем более «ешь и молчи» становится сутью послания, которое адресуется захватившей в России власть группировкой гражданам. Это, конечно, не фашизм, национал-социализм или коммунизм, в своих классических формах всецело принадлежащих прошлому. История вообще интересна тем, что последующие поколения испытывают при возникновении некоторых схожих условий, толчки идущих из прошлого волн, оформляющих современный опыт в одежды похожие на старые костюмы.

Очередным этапом на пути движения к цели «ешь и молчи» стало возбуждение 13 сентября 2009 года уголовного дела против заведующего кафедрой «Отечественной истории» Поморского государственного университета, профессора, доктора исторических наук Михаила Николаевича Супруна и начальника Информационного центра (ИЦ) УВД по Архангельской области (АО) Александра Васильевича Дударева.

Доктор исторических наук подозревается в том, что якобы «из корыстных побуждений с целью последующего сбыта решил организовать и осуществить сбор и формирование в электронную базу данных сведений о репатриированных с территории Германии по окончании Второй мировой войны граждан СССР, являющихся этническими немцами и поляками, выселенных в административном порядке в период 1945–1956 годов на территорию Архангельской области … «. В дальнейшем, М.Н.Супрун якобы «умышленно, путем уговоров склонил начальника ИЦ УВД АО А.В.Дударева обеспечить ему и указанным им лицам беспрепятственный доступ к проверочно-фильтрационным делам спецпереселенцев». А.В.Дударев подозревается в том, что «отдал указание подчиненным ему сотрудникам архива ИЦ УВД АО допускать в архив Супруна М. Н. и указанных тем лиц».

По абсурдности обвинения напоминают те, которые выдвигались в прошлом следователями НКВД. Это уже не декларации о том, что «мы не допустим пересмотра истории», не карикатурный «круглый стол» в Госдуме России о законе против «фальсификаций истории», не жалкая комиссия, преследующая одноимённую цель. Здесь видна попытка наказать уголовными методами тех людей, которые открывают обществу историческое прошлое.

Только что 48 российских учёных и гуманитариев выступили с открытым письмом в поддержку М.Н.Супруна и А.В.Дударева. К счастью, наше общество находит в себе силы, чтобы выступить в защиту тех наших соотечественников, которые занимаются важнейшим для России делом – исторической истиной. И я надеюсь, что «письмо 48» станет «письмом 480», «письмом 4800» и так далее. Несомненно, что в нашей стране достаточно людей, которые не желают жить на коленях.

Большевицкий режим часто называют уголовным, бандитским. Не только потому, что большевики пришли к власти в России насильственным путём, но и потому, что страной они управляли репрессивными, бандитскими методами. Похоже, что прямой наследник этого режима – авторитарный российский режим в своей эволюции подошёл к стадии, когда людей начинают преследовать уголовными методами за их убеждения. «Ешь и молчи!» — его девиз. «Не дождётесь!» — ответ гражданского общества.

Алексей Мельников
23 октября 2009

Концлагерь № 46

Отношение правящей в России верхушки к гражданам страны иногда напоминает отношение нацистских или коммунистических охранников к заключенным в концлагерях.

Независимая от граждан Госдума России приняла, свободный от влияния избирателей Совет Федерации одобрил, а ничем не обязанный людям президент подписал поправки к федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно этому неумному документу, все общества с ограниченной ответственностью (ООО), зарегистрированные до 1 июля, обязаны пройти перерегистрацию до конца года. В Москве сделать это можно только в одной налоговой инспекции – № 46.

Зарегистрированных в столице ООО сотни тысяч, если не миллионы. Который день тысячи предпринимателей с ночи занимают очереди и покорно стоят в очередях к измывающемуся над людьми чиновному классу. Исполнение закона под стать его принятию. Растянувшаяся лента напоминает понурый ряд врагов коммунистической номенклатуры, загоняемый в вагоны для перевозки людей на «стройки пятилеток». Или же евреев, построенных эсэсовцами для переброски в лагеря уничтожения.

Цена услуг, созданных дельцами фирм по ускоренному продвижению документов, выросла в несколько раз. Нужно объяснять, с кем делятся полученными деньгами эти выжиги?

Можно только посочувствовать людям, вынужденным стоять в этих очередях и выслушивать издевательские сообщения чиновников о неправильно поставленной запятой. Но каков же выход? До какой поры вы это будете терпеть господа предприниматели?

Может быть, вам начать в массовом порядке продвигать в Госдуму России следующего созыва тех, кто будет выражать ваши интересы? Помочь им написать программу и профинансировать их избирательную кампанию? Избрать не В.Путина или Д.Медведева своим президентом, а человека, который будет вас представлять? Чтобы ущемляющие ваши интересы законы вообще не принимались? Чтобы люди, которых вы выбираете, были ответственны перед вами, а не перед чиновниками, приватизировавшими функции государственного управления? Превратившими всё – от написания законов до их исполнения в свой бизнес? Делать всё это упорно, сжав зубы и не поддаваясь на давление. Неужели вы чем-то хуже ваших коллег в Европе, Канаде, Соединённых Штатах?

Вы скажете, что решить эти задачи очень сложно. Конечно, это так. Но не решать их, это значит постоянно подвергаться давлению карателей из органов власти. Неужели ваше человеческое достоинство не унижается этими кровопийцами? Вы же предприимчивые люди, создавшие свой бизнес и это за ваши деньги с вами всё это вытворяют …

Не за горами выборы нового состава Госдумы России (2011 года) и Президента страны (2012 год). И когда вы, дорогие наши предприниматели из ООО, будете решать, кого вам финансировать и за кого голосовать, вспомните, пожалуйста, эти очереди в «концлагерь № 46», в которые вас, словно скот на бойню, выстроила российская бюрократия и её фасад  — т.н. «Единая Россия».

Алексей Мельников

Фотография взята с сайта «Аргументы и факты on line».
Мой большой приятель, восьмилетний сын друзей, в свои зрелые годы увлекается египтянами и хеттами, майя и ацтеками, вавилонянами и ассирийцами, греками и римлянами, кельтами и викингами, персами и византийцами.
Последняя его симпатия – карфагенянин Ганнибал Барка. Диалог великого полководца и Сципиона при дворе сирийского царя Антиоха III с ним можно разыгрывать бесчисленное число раз. Поэтому я часто зову его маленьким Ганнибалом.

Мне нравится слушать его лаконичные мысли о прошлом, настоящем и будущем.
Они интереснее, чем плоские речи наших государственных мужей. У него есть чему научиться. Поскольку он ещё и артистичен, то иногда тебе не только что-нибудь объяснят, но и покажут. К примеру, изобразят рёв слонов Ганнибала, переходящих через Альпы или сделают участником ритуала жертвоприношения майя. Так что чувствуешь себя одновременно в университетской аудитории и в театре…

Маленькому Ганнибалу показали фильм «Звезда пленительного счастья».
Последовал недоумённый вопрос о декабристах: «Так значит, они предали Императора?» Слегка шокированные таким поворотом взрослые пустились в долгие объяснения, насколько хорошими были декабристы. Маленький Ганнибал твёрдо сказал: «Они давали присягу Императору и изменили ему. Правильно их повесили и наказали». Никакие увещевания, включая ссылки на поведение декабристских жён, не помогают до сих пор…

«Ненавижу «Единую Россию». Везде она…».
Желая развить разговор о российской политике, начатый собеседником, выясняю отношение маленького Ганнибала к кремлёвским чудакам, спрашиваю его, что он думает о президенте Медведеве. На загорелом лице моего друга нет движения. Бесстрастен, словно кочевник в пустыне. Глаза скрыты солнцезащитными очками, застыл как ящерка на бархане. После паузы роняет два слова: «Плохо сидит». Сразу возникает образ нерадивого сказочного царька на покосившемся троне со сбитой на бок короной. Спрашиваю, что означает это «плохо сидит». За лёгким вздохом следует ответ: «Тупо всё как-то в стране…»

Задумчиво глядя на флаг, висящий над тайским посольством, маленький Ганнибал неожиданно спрашивает: «Как ты думаешь, у России есть будущее?»
Ответный вопрос: «А ты как думаешь?» Увлечённый Пуническими войнами мальчик задумчив: «Я думаю, что нет. Сравни, что показывают в фильмах BBC и по нашему телевизору». И в самом деле, маленький Ганнибал с раннего детства смотрит фильмы BBC. Обо всём на свете – кашалотах и акулах, доисторических и современных животных, героях и цивилизациях … Многие из них знает чуть ли не наизусть. Контраст с мусорным путинским телевидением действительно велик – в фильмах BBC наука, цивилизация, история, а здесь перед «двухминуткой ненависти» вам каркают в лицо: «Однако, здравствуйте…»

Бедный маленький Ганнибал… Дай Бог всем нам, взрослым поскорее поменять жизнь в нашей стране так, чтобы тебя и таких как ты, за вашу непохожесть на других, не травили и не душили. В ряды путинюгенда вы точно не встанете. Как, впрочем, и в любые другие ряды. И это отлично. Пока есть такие как ты, маленький Ганнибал, у России есть будущее.
Поведение части российских избирателей может быть хорошо описано «моделью школьника». Представьте себе ученика, который пасует перед трудностями, списывает свои неудачи на то, что «учитель ко мне придирается» и мечтает о том, чтобы всё устроилось таким образом, чтобы дома уроков не делать, а придя в школу, получать одни «пятёрки». Эдакий герой мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве», которому «двое из ларца» должны делать всё, что он пожелает.

Что бы мы сказали о таком ученике? Вероятно, увещевали бы его словами, что «без труда не вытащишь рыбку из пруда», «под лежачий камень вода не течёт» и т.п. Объясняли бы человеку, что для того, чтобы добиться результата, нужно работать, преодолевать трудности. И, возможно, что не всё получится сразу, придётся потерпеть, пройти через неудачи. А иначе будет, как в мультфильме про Вовку, который с изумлением спрашивает голосом Рины Зелёной парней из ларца: «Так вы, что же, и конфеты за меня есть будете!?» А те ему с радостным обалдением отвечают: «Ага!».

Но то, что считается нормальным в обычной жизни, в «семье и школе», становится для части наших избирателей ненормальным, когда речь заходит о том, чтобы добиться в нашей стране честных выборов и заменить установленную в стране авторитарную систему либеральной демократией.

Здесь способ поведения симпатичного разгильдяя Вовки самый что ни есть востребованный. И как результат такого поведения — многочисленные едоки конфет во власти. А что касается граждан, то полученный результат описан Владимиром Высоцким: «… жизнь сама таких накажет строго. Тут мы согласны, — скажи, Серёга?».

Часть наших соотечественников, по-видимому, не осознаёт, что гражданская власть в стране возможна только тогда, когда люди в массовом порядке участвуют в электоральной политике. Создать такой тип политики без участия большого числа граждан неспособны никакие гражданские политические партии. Это в буквальном смысле слова народное творчество, осуществляемое по определённым правилам, смысл которого в тяготении его участников к эффективной выборной демократии. Гражданские партии здесь могут лишь создавать гражданам возможности для действий, но не способны заменить массового действия. «Яблоко», например, может обучить гражданских активистов, желающих контролировать выборы в качестве членов избирательных комиссий или наблюдателей от партии, но не может реализовать наблюдение за выборами без участия граждан.

Невероятно ожидать, что подобный массовый тип поведения явится сразу, без проб и ошибок, без сопротивления захватчиков власти, наследников коммунистов. Но, учитывая продолжающуюся деградацию страны, опасно откладывать перемены надолго. И очень важно добиваться мирных перемен, превращая имитационные выборы в реальные.

Среди многих бывших наших сограждан, покинувших Россию, но, по каким-то причинам, привязанных к оставленным «родным берегам» распространено весьма легкомысленное представление о том, что стоит делать в России. Чем в большей безопасности чувствуют себя сегодняшние граждане Германии, Израиля, Канады, Соединённых Штатов, Швеции и других стран, тем более радикальны их представления о том, что следовало бы совершить в России. И тем суровее оценки тех россиян, кто никуда не уехал, но старается у себя на родине, в России добиться перемен мирным путём. И это вполне объяснимо. Когда не вы лично или ваши дети должны будут участвовать в драках с ОМОНом, то почему бы не позволить себе взгляды стороннего зрителя, наблюдающего боевик «Битва за власть в России». Разумеется, не все наши бывшие соотечественники таковы, есть достаточное число людей, понимающих всю сложность стоящей перед нами задачи и те моральные ограничения, которые есть у демократической оппозиции.

Бессмысленно считать, что от способа поведения, основанного на патерналистских представлениях, исповедуемых, например, Л.Радзиховским, в нашей стране наступят перемены.
Необходимо учиться жить при либеральной демократии, делать это уже сейчас, формируя своим поведением реальность, отличную от практики авторитарного режима. Делать это несмотря ни на что. Если предпочесть такому подходу «протест» в виде тюленьего лежания в дни выборов на диване, то не исключено, что дойдёт до того, что части наших избирателей обнаглевший авторитарный «царь», словно в мультфильме про Вовку, скажет по другому поводу: «Эй, стража! Вот что, братцы, отрубите-ка ему голову – тунеядец!» И будет, по-своему, прав.

P.S. Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» проводит предварительный набор членов избирательных комиссий от «Яблока» и наблюдателей от «Яблока» для работы на выборах Госдумы России в 2011 году и Президента России в 2012 году. Прошу всех желающих обращаться ко мне по электронной почте – melnikov@yabloko.ru
Порыжевшие дубовые листья, словно отрубленные руки ангелов, порхают в сером московском небе. Гладят, успокаивают зелёную ещё траву. Шепчут ей небесные свои тайны, просят поспать до весны. Земля и деревья в городских парках плывут в увядающих красках. Воздух хватает лицо холодными пальцами, острыми запахами сырых листьев. Распушившиеся белки, словно языческие божки, застыли с жёлудями в серых лапках. Первобытная жертва от щедрого леса … Москвичи не хотят думать о голодной зиме, жадно ждущей смерти московской осени. Лохматые венки из листьев клёна на головах (Альфонс Муха по-русски!), жёлтая клякса за обшлагом пальто одинокого прохожего, весёлая стайка девушек-воробушков с фотоаппаратом, ловящая в Ботаническом Саду истончающуюся осень …

Есть в душе русского человека вечное тяготение к природе, не задушенное московскими каменными мешками. Осенняя эстетика московских парков и бульваров каждый год гордо смотрит в глаза наступающей коммерческой цивилизации. Чудесно, когда рядом с растрепанными ветром золотыми кронами деревьев, как в Воронцовском парке, плывут купола церкви. Помню этот парк пасхальной ночью, погруженный в дьявольскую черноту. Храм Божий объят, схвачен храпящим мраком, только свет окон отталкивает жадный ночной туман. И вдруг вспыхивает свеча, вдали другая, третья … Их уже десятки, сотни … Они льнут одна к другой, сливаются в ручейки, кружат водоворотами … Вот они пылают рекой, накатываются волнами, кипят круговым движением вокруг Храма, утверждая тёплой, широкой волной торжество нашей Веры. Словно «луковица» церкви распростёрлась ковром из тысяч вспыхнувших цветков-кашек…

Евгений Трубецкой вдохновенно писал («Умозрение в красках») о том, что «наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма — как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. При взгляде на наш московский Иван-Великий кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою; а многоглавые кремлевские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвешники».

Как просыпается в душах наших людей русскость? Стремление причастности к нашей тысячелетней истории? Желание быть её частью? Найти в своей душе домашнее тепло прошлого? О нём добродушно писал Пушкин в весенних строках – «Где старый наш орёл двуглавый, ещё шумит минувшей славой» …

Может через образ Церкви? Храма, выстоявшего в дьявольском красном пожаре прошлого века? Как-то шестилетним мальчишкой вместе с друзьями убежал далеко от дома. Шагая мимо заборов, скрывающих дома и сады, весёлой компанией вырвались вдруг на площадь и замерли. Сейчас понимаю, что встала тогда перед нами старая и вечная наша Россия – белая громада Церкви с «луковками», парящими в голубом небе с застывшим белым облаком. Луч солнца, зажегший эту свечу и осветивший неухоженную площадь с деревянными тротуарами, по которым шли «под ручку» наши русские согбенные бабушки с тёмных платках. Выжившие дети железного, жесткого века … Не стало вокруг ничего – ни плакатов о «9-й пятилетке», ни фильмов о «неуловимых мстителях», ни шагающих рядов панельных домов. Взглянула на нас тогда вековая Россия. Да так посмотрела, что на всю жизнь отпечаталась в душе…

Осень в Москве хороша тем, что замедляет нервную жуть городской жизни. Погружает её, словно листья в потемневший русский пруд и неторопливо колышет его поверхность качающимся сухим камышом. Кажется, будто огромные наши просторы – степи, леса и великие реки смотрят с улыбкой Будды на суету города и огромная страна наша, неустанными трудами предков созданная, говорит шёпотом со своими потомками. Осень — самое русское из времён года. Время грусти, ясности и спокойствия.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире