achmach

Александр Ахмач

29 ноября 2013

F

«Мы на Родине – в плену!»

Ю. Шевчук

 

Смотрю онлайн-репортаж с ЕвроМайдана — 2013. Всматриваюсь в лица людей, мельком читаю надписи на плакатах и транспарантах, краем глаза мой взгляд, на доли секунды, выхватывает сочетание бело-красно-белых цветов на полотнище…. Географически, это так близко и одновременно – бескрайне далеко. Для меня. Для нас всех, живущих лишь в измерении «здесь и сейчас» и только «для себя». Унылый осенний рассвет, унылый индустриальный пейзаж и давно остывший чай. Еще со вчерашнего дня. Добрай раніцы, Беларусь!!!

Обретение нашей страной Независимости в 1991-м году, большинством воспринимается как факт и не более. Однако, что такое Независимость РБ для отдельно взятой «среднестатистической» личности? Также, не более чем очередная историческая дата в календаре. А может, и того меньше. И, тем не менее, эти определения государства, напрямую связаны с личностными возможностями каждого отдельно взятого «Я» и нашего коллективного «Мы» без временных периодов и ограничений в пространстве. Как некий идеал неподдающийся анализу и научному осмыслению. Но, все-таки…

 

Свобода как право или «пинок под зад»?

 

Двадцать два года назад мы получили Независимость нашей страны как своеобразный «пинок под зад» в силу многочисленных геополитических и исторических обстоятельств. И эти «обстоятельства», словно фантом, преследуют наш народ по сей день в различных ипостасях и персоналиях. Дело в том, что мы не боролись и не отстаивали свою Свободу и Независимость в полной мере, мы не платили за нее кровью и тюремными сроками в те, еще советские времена, посему, рассчитываться приходиться сейчас именно нам, вне зависимости от желания. История не знает сослагательного наклонения, и платить приходиться с «процентами».

События недавних дней в Украине наталкивают на досужие размышления. Почему, в нескольких сотнях километров от границ с нашими стабильно тихими и неприглядными в общественно-политическом плане «палестинами», на главную киевскую площадь выходят порядка ста тысяч недовольных украинских граждан? Трудно представить такое в Беларуси. На сегодняшний день. И ведь проблема протестов заключается даже не в прямых фальсификациях результатов голосования на президентских выборах, не в узурпации власти диктатором, не в этноциде национального языка и культуры, не в массовых нарушениях прав человека или  ущемлении свободы слова и СМИ. Дело «всего лишь» в невыполнении правительством своих, ранее продекларированных намерений, что со стороны гражданского общества Украины уже трактуется не иначе как «предательство национальных интересов страны». В этом, на мой взгляд, и  заключается суть столь массовых протестов во всех крупных украинских городах.

В социальных сетях, комментируя события на майдане Независимости, я как-то обронил тезис, согласно которому, призыв на акцию протеста есть не чем иным, как проверка «пороха в пороховницах» для украинской оппозиции в формате уличного противостояния перед грядущими президентскими выборами, попыткой «разбудить» протестный электорат и провести своеобразную «разведку боем» возможных реакций со стороны властей на подобное развитие событий в украинском обществе. Кто знает, возможно, в этом я оказался косвенно прав, однако, внимательно вслушиваясь в речи звучащие из уст ораторов непосредственно на главном майдане Киева, мне следует признать, что говоря об украинцах как о людях, таким образом «выпускающих пар», так сказать, «под шумок» геополитических вопросов, я откровенно ошибался. На эту площадь вышел полностью свободный, независимый европейский народ, знающий, почему он тут и что он конкретно требует. Он требует права самому решать и брать ответственность на себя за собственное будущее и будущее свои потомков. Как бы претенциозно это ни звучало, но – это так. Они, в состоянии бороться за свой, народный путь развития государства в том направлении, в котором они, ни смотря, ни на что, делают первые шаги. С ЕвроМайдана.

Параллель эта далеко не случайна. Белорусы, получив суверенность и независимость своего государства как своеобразный «пинок под зад», как «историческую закономерность» именно так её и воспринимают. Как обыденность и всего лишь как еще одно «обстоятельство» политического бытия на современной карте Европы. Как очередную «подачку» судьбы. Как сложный, дорогостоящий механизм, который «тутэйшыя» аборигены до сих пор пытаются приспособить для своих весьма примитивных потребностей: намазать «на хлеб» или просто «есть с кашей»? В отличие от украинцев.

 

Viva Ukraines!!!

 

Казалось бы, в 20-м веке наши народы трижды получили государственность едва ли не одновременно (1918 – БНР и УНР, 1919 – БССР и УССР, 1990 – Республика Беларусь и Республика Украина). Тем не менее, несмотря на относительную схожесть наших народов в историческом контексте, ментальность и чувство собственного достоинства, понимание и ощущение собственной самобытности, а также, восприятие таких понятий как Свобода и Независимость остается совершенно разной. Мы, до сих пор, словно во времена сталинского террора находимся в местах «не столь отдаленных» от собственной свободы личности, свободы граждан и независимости государства от воли политиков на геополитической арене. Мы даже являемся зависимыми от собственных стереотипов, предубеждений и предвзятостей, не говоря уже о каких-то более высоких, идеальных категориях. В то время, как украинцы «всі жывы, мертвы і шчэ ненароджаны» готовы отстаивать свое «майбутня» вплоть до «с оружием в руках» подобно их предкам из легендарной Сечи или ОУН-УПА. Viva Ukraines!!!!

Сейчас на сайтах, в блогосфере, социальных сетях идут довольно оживленные и острые дискуссии относительно того, куда же стремиться Украина на самом деле, и где бы украинцы чувствовали себя наиболее комфортно. Вариантов не так много, либо ассоциация и интеграция с ЕС, либо – «Таможенный союз», но, в данный момент государство, находясь на распутье, продолжает сохранять свой «статус кво» аки на описанной Гоголем «Сорочинской ярмарке».

Доходит до смешного, сторонники евроинтеграции сравнивают перспективы Украины в «Таможенном союзе» не иначе как со стихами известного рок-певца и поэта Глеба Самойлова, у которого в припеве к песне «Сказочная тайга» есть такие строки: «Облака в небо спрятались, звезды пьяные смотрят вниз, в дебри сказочной тайги, падают они…», недвусмысленно намекая на поглощение всех европейских надежд украинцев «сказочной тайгой» России. Тем не менее, принимая во внимание исполнение победительницей «Евровидения — 2004» Русланой гимна «Ще не вмерла Украина» на том же ЕвроМайдане, подобная образность, на мой взгляд, более характерна и соответственна нынешнему положению дел в Беларуси, нежели сопредельной нам южной соседки.

 

Беларусь: Независимость как перспектива

 

И здесь очевиден контраст между киевским ЕвроМайданом и минскими, брестскими, могилевскими, гродненскими, витебскими и гомельскими «хатами з краю». Белорусы объективно не готовы отстаивать свою Свободу и Независимость т.к. воспринимают их либо как «пинок под зад», либо – как «намазать на хлеб». Не более и не менее. Пафосное именование главной площади белорусской столицы «Плошчай Незалежнасці» не более чем фарс, не более чем уловка, адресованная к коллективному сознанию, ибо мы никогда не боролись за такое государственное образование, которое мы не менее пафосно называем «Республика Беларусь». Сомневаетесь? Так найдите хоть одного вашего знакомого, который бы мог в деталях поведать о тех днях, когда он лично ночевал на площадях или объявлял голодовку во время его ареста правоохранительными органами тогдашнего СССР в борьбе за независимость нашей страны в 1990-м году прошлого столетия.

Наверное, именно поэтому, в 2006-м году, главная минская площадь была неофициально названа «плошчай Каліноўскага» как символа борьбы, как символа «змагання» за нашу предстоящую Свободу и Независимость. Не в теории, но только на практике. Только когда в Минске на эту площадь выйдет такое же количество неравнодушных белорусов, как сейчас вышло украинцев в Киеве, мы обретем право вновь называться  гражданами Республики Беларусь, а эту площадь – «Плошчай Незалежнасці». Мы вновь обретем право «людзьмі звацца»… И в этом, переносном смысле, каждый из нас находится в месте «не столь отдаленном» для обретения собственной Свободы и Независимости. Только, на этот раз она находиться и в самом деле не так далеко, без кавычек и иносказаний. В каждом из нас. С левой стороны, чуть пониже плеча…

Вот уже двадцать три года прошло со дня смерти Виктора Цоя. С того злосчастного 15 августа 1990-го года. В этом году ему был бы 51 год… но, как говориться, история не знает сослагательного наклонения, поэтому не будем рассуждать о том, какими глазами смотрел бы на нынешний мир Виктор, как и почему он погиб и т.д. Даже не будем использовать союз «бы»… а просто и в настоящем времени – в этом году, Виктору Цою исполнился 51 год… и двадцать три, как он от нас ушел…

Двадцать три года… можно сказать – целое поколение пришло в этот мир с момента трагедии на 35-м километре шоссе «Слока – Талси». И многие из них сейчас уже заканчивают ВУЗы, обзаводятся собственными семьями, входят в самостоятельную жизнь. Сегодня уже не увидишь на стенах те ностальгические надписи «Цой – жив», коими в начале 90-х были покрыты стены всевозможных построек на просторах бывшего СССР. Другое время, другие способы выражения и коммуникаций в молодежной среде. И, тем не менее, спустя более чем два десятка лет, незримое влияние Виктора ощущается едва ли не в каждом представителе этого нового поколения. Парадокс? Закономерность? Судьба?

Пожалуй, в любой из социальных сетей сейчас можно увидеть десятки, а то и сотни всевозможных тематических групп, страниц, и даже аккаунтов посвященных Виктору Цою и группе «Кино». Существуют сотни больших и малых фан-клубов, издаются воспоминания, снимаются художественные и документальные фильмы, устанавливаются памятники и мемориальные скульптуры, называются в честь музыканта улицы и скверы.… Однако насколько могут соответствовать все эти символы Памяти тому культурному наследию, которое подарил Виктор миллионам своих поклонников, тем этическим ценностям и духовным ориентирам на которых через его песни воспитывались целые поколения?

На мой взгляд, феномен популярности Цоя в наши дни, заключается в «преемственной» актуальности его текстов, художественных образов и того искреннего ритма «пульсации вен», который с начала «перестроечных» времен и до этого часа все еще «звучит» как над минской «Плошчай Калиновского», так и над Болотной площадью Москвы. Его творчество не потеряло своей протестной, социально-политической остроты в странах «развитых диктатур» и остается понятным для большинства думающих представителей нового поколения. Более того, оно трансформировалось, вышло из «подполья» и приобрело совершенно новый контекст, стало объединяющим, а иногда и мобилизующим фактором для всех тех, кто «на руинах своих городов» недвусмысленно требует «Перемен!». Также, как и когда-то, в относительно далеком 1986-м году, об этом на весь СССР заявил Виктор. И, в этом смысле, он до сих пор – жив.

Именно это «Хочу перемен!», стало одновременно и лозунгом, и одним из «гимнов» акции протеста на минской площади Независимости в декабре 2010 года. А спустя менее чем через шесть месяцев, летом 2011 года, каждую среду именно под эти слова раздавались «молчаливые» аплодисменты во всех городах Беларуси. Буквально тогда же эта песня и попала в «черные списки» запрещенных композиций на официальных радио и ТВ нашей страны. Но, несмотря на запрет, она не смолкала, преодолевая бетонные стены многочисленных ИВС, раздавалась эхом в бронированных «автозаках», на «всю катушку» звучала из динамиков автомобилей во время акций «Стоп-бензин!»…

Размышляя о влиянии творчества Цоя на современность, лично мне кажется, что время, как бы остановилось. Со времени «перестройки», изменения почти не затронули систему отношений на оси «власть – гражданин». Чиновничьи кресла сейчас занимают тогдашние активисты комсомола, коррупция стала обычным явлением, а на площадях городов до сих пор собираются тысячи недовольных. Точнее, они оттуда еще так никуда и не уходили с последних лет существования СССР. Как никуда и не уходил со «сцены» наших тревог и надежд Виктор Цой. И это «стоит того, что бы жить»…

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире