abramovmd

Михаил Абрамов

09 августа 2017

F

Недавно опубликованы экономическая программа Алексея Навального и мнение о ней директора экономических программ Московского Центра Карнеги Андрея Мовчана.

В своей Программе Алексей Навальный утверждает: «Борьба с коррупцией и есть моя экономическая программа. Содержательная и реалистичная. Лозунг «Не врать и не воровать» – не  риторическое восклицание, а суть политических преобразований.

Борьба с коррупцией главная и фактически единственная структурная реформа, которую можно начинать хоть завтра и которая является ключевым условием для старта других реформ. Для этой реформы не нужно ничего, кроме политической воли. Она не требует больших денег. Она популярна у населения. Это та сфера, где 20% усилий принесут 80% результата.

Честное государство будет тем первым и главным достижением, которое проложит дорогу для решения остальных основных проблем России – и социальных, и экономических, и  проблем безопасности».

Прекрасно сказано! Далее в тексте программы показана актуальность проблемы, важность ее решения и  успешные примеры разоблачения коррупции.

К сожалению, в  Программе почти ничего не сказано ни о способах решения проблемы, ни об инструментах, которыми следует при этом пользоваться.

Без этого программа превращается в декларацию, которую интересно читать и с которой все, включая коррупционеров, будут согласны. Более того, сегодня именно коррупционеры идут в  первых рядах борцов с коррупцией.

Видимо, недостаток предлагаемых А Навальным мер и в некоторых случаях их необоснованность вызвало полное неприятие программы А. Мовчаном. Вот что он говорит о программе Навального в  целом: «…давайте резюмируем. Программы нет, то, что там есть, – популистские лозунги, которые как реализовывать, пока непонятно. И непонятно, зачем. Вот и  всё».

На мой взгляд, программа есть, но она требует доработки. Нужно дополнить программу конкретными мерами, обеспечивающими достижение целей программы и решение поставленных в ней задач.

Да и в частностях А. Мовчан не везде прав. Он, например, предъявляет А. Навальному обвинение: «вместо того, чтобы подумать, как деньги заработать и распределить или как дать людям заработать, вы думаете о том, как разделить то, чего нет. Тогда следующим ходом вы скажете, что нужно забрать у олигархов, которые ограбили народ, и раздать. Так тоже не получится, нет там этих денег».

Между тем, наши исследования и расчеты показывают, что за счет перераспределения имеющихся ресурсов доходы Федерального бюджета можно удвоить и соответственно удвоить расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру, социальное обеспечение. Речь идет о дополнительных доходах в сумме 13-16 трлн. руб.

В том числе за счет:

— совершенствования НДС – 2,0-2,5 трлн. руб.;

— совершенствованием подоходного налогообложения – 2,0-3,0 трлн. руб.;

— наведением порядка на таможне – 2,0-2,5 трлн. руб.;

— изменением порядка добычи нефти и газа – 2,0-3,0 трлн. руб.;

— вывод некоторых предприятий из офшоров – 5,0 трлн. руб.

С подробностями и обоснованиями можно ознакомиться на нашем сайте.

Чтобы борьба с  коррупцией была эффективна, она должна опираться не только на моральную поддержку населения, но и на соответствующие законы.

 Сегодня коррупция переплелась с мошенничеством и элементарным воровством и усугубляется несовершенством законодательства.

И решать эти проблемы надо в комплексе.

Пример: по данным ФТС Россия поставила США нефтепродукты на 3 млрд. долл., а по данным США, они получили из России нефтепродукты на 9 млрд. долл. Такова реальность за 2015 год. И никакой коррупции! Коммерческие организации работают почти без участия чиновников. И как будто все законно. В крайнем случае, здесь идет речь о  мошенничестве и хищениях. «Мимо кассы» идет значительная часть импорта и экспорта России. Возможно, и коррупция здесь имеет место, но совсем не обязательно.

Более общей задачей могла бы стать борьба с незаконным обогащением.

Надо иметь в виду, что такие смертные грехи как алчность, зависть и гордыня (остальные для справки: лень, похоть, гнев и чревоугодие) лежат в природе человека и обязательно проявляются при отсутствии хороших законов и эффективных правоохранительных органов.

Инструменты борьбы с  коррупцией и незаконным обогащением должны обеспечивать:

— неотвратимость выявление фактов преступлений и наказания преступников;

— исключение или минимизацию возможности преступных действий.

Важнейшую роль должна играть налоговая система и, в первую очередь, система подоходного налогообложения. Вопросы налогового инспектора «откуда дровишки?» и  «покажи налоговую декларацию» не оставят равнодушными ни одного коррупционера, вора или мошенника.

Важную роль могла бы сыграть и ратификация Россией Статьи 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией. Конвенцию Россия ратифицировала в 8 марта 2006 года, но  за исключением Статьи 20 «О незаконном обогащении».

Примером процедур, исключающих коррупцию при выполнении конкретной операции, могла бы стать отмена возмещения НДС экспортерам сырья. Сегодня они незаконно возмещают из бюджета РФ сотни миллиардов рублей. Судите сами: за 12 лет экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС – в 16 раз. Не будет возмещений – деньги останутся в бюджете. Другой пример. Недобросовестность наших сырьевиков легко может быть компенсирована изменением порядка добычи полезных ископаемых: право добычи нефти, газа и др. следует давать на конкурсной основе тем добывающим компаниям, которые согласятся добывать сырье за меньшую цену. А само сырье (нефть, газ и др.) пусть остается в собственности государства, которое будет продавать его внутри страны и за рубеж без посредников и офшоров. И никаких НДПИ, акцизов, НДД и пр. У государства остается вся выручка. На таких условиях наши компании («Лукойл», «Газпромнефть» и др.) работают за рубежом.

Можно предложить десятки других эффективных мер, способствующих решению проблемы. Многие меры содержатся в работах нашего Центра «Модернизация». Какие-то меры борьбы с коррупцией и с другими способами незаконного обогащения могут предложить другие авторы.

Превращение Программы Алексея Навального из Программы-декларации в  Программу действий может сделать ее более конкретной и привлекательной.

 

Сначала приведу цитату:

«…В четверг президент России Владимир Путин сказал, что даст поручение правительству рассмотреть возможность изменения администрирования налога на добавленную стоимость. Предложения по реформированию НДС главе государства представил председатель организации «Деловая Россия» Борис Титов. Газета ВЗГЛЯД попросила Бориса Титова рассказать о встрече с Владимиром Путиным и о том, как должен измениться НДС.

– Борис Юрьевич, вы сегодня встречались с  Владимиром Путиным. Не могли бы рассказать, о чем вы разговаривали?

– Разговаривали о самом главном – о том, что Россия входит в новый этап развития экономики. Это этап модернизации и  инновационного роста, который невозможен без развития широкого бизнеса, предпринимательства, частной инициативы, конкурентного рынка, малого и среднего бизнеса. Если раньше упор был сделан на крупные компании, которые смогли вывести страну из кризиса, то новый этап бизнеса должен стать этапом массового предпринимательства. Владимир Владимирович хотел узнать, какие проблемы у этого сектора.

– О каких трудностях вы рассказали президенту?

– Прежде всего о налоговой нагрузке и  сложном налоговом администрировании. Сегодня налог НДС – самый сложный. Раздутые штаты бухгалтерии, огромные пачки документов, нагрузка на инспекции сопровождают обслуживание этого налога… Мы предложили вариант прямого НДС. То  есть нужно уйти от переходного исчисления входящего и исходящего налога. В  предлагаемом варианте начисляется только НДС на добавленную стоимость, которая была сделана в компании. Это прибыль, амортизация, фонд оплаты труда и ЕСН, который на этот ФОТ (фонд оплаты труда) накладывается. Эти налоги и так считаются предприятием. Оно просто суммирует эту налоговую базу и начисляет на  нее процентную ставку. Это простой и ясный способ.

– Как президент отреагировал на эти предложения?

– Он с интересом их выслушал и пообещал дать поручение экономическому блоку их рассмотреть.

– Как давно вы  вырабатывали это предложение?

– Это предложение по новой форме НДС появилось у нас весной текущего года. Мы отдали его для расчета последствий в  Институт развития налоговой системы. Кроме того, его оценку провели наши собственные эксперты и другие специалисты. Сегодня мы видим сплошные преимущества и ни одного недостатка. Хотя некоторые участники рынка относятся скептически.

– Какие возражения вы встретили?

– Ни одного аргумента против, кроме того, что нигде в мире такая схема не работает. Но ведь и в нынешнем виде НДС нигде в  мире не работает. Он кардинально отличается в администрировании от того, что происходит на Западе.

Там он работает совершенно гуманно: никаких тонн счетов-фактур нет, возвращается НДС в течение десяти дней, огромной подтверждающей документации не требуется, книг учета покупок и продаж также не существует.

В США или в Индии вообще нет НДС. А у нас он сложен, потому что люди пытаются уйти от его уплаты. Поэтому вводятся драконовские меры, из-за которых растут затраты государства, бизнеса и так далее.

– Какая реакция на ваше предложение у бизнес-сообщества?

– Мы уже говорили с ОПОРой и РСПП о том, что необходимо реформировать НДС, но пока они не подтвердили, что именно этот вариант их устроит.

В ОПОРе мы находим больше понимания, а в РСПП меньше. Но мы собираемся рассказать этой организации о нашем взгляде на проблему и постараемся донести до них выгоду такого варианта…».

Граждане, не пугайтесь! Приведенный текст – лишь выдержка из статьи «Путин исправит закон об НДС», опубликованной в  газете «Взгляд» 2 ноября 2007 года.

Поясню, о чем идет речь. Я – был тогда членом Экспертного совета «Деловой России» и одним из авторов идеи считать НДС «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога и  существенно снизить ставку НДС. Второй автор – В.А. Кашин, д.э.н., первый заместитель директора Института развития налоговой системы, государственный советник налоговой службы II ранга, бывший начальник Управления МНС по администрированию и сбору налогов. Мы подготовили предложения, обсудили их с участием экспертов ОПОРЫ и РСПП и не получили никаких возражений по существу. Вопросов не было. Только после этого Б.Ю. Титов с этой идеей обратился к В.В. Путину, который отнесся к ней вполне благожелательно.

Показ по телевидению и благожелательная реакция Президента вызвали ажиотажный интерес СМИ к этой проблеме. Корреспонденты обратились к налоговым экспертам за комментариями и  разъяснениями. Развернулась интенсивная дискуссия. Судя по опубликованным «разъяснениям», предложения «Деловой России» многие эксперты услышали впервые из телевизионной программы и теоретические обоснования не читали. Некоторые эксперты знакомились с материалами более подробно. Тем не менее, большинство опубликованных мнений экспертов содержат сомнения и возражения. Предварительную отрицательную оценку предложений с конкретными замечаниями дал и Минфин России. На все замечания и возражения мы дали развернутые пояснения и обоснования в  статье «Об исчислении НДС прямым способом», опубликованной в журнале «Налоговые споры: теория и практика», № 2, 2008 г. Но это не помогло.

Наши идеи по совершенствованию НДС были похоронены. Причины простые: сегодняшняя система выгодна и недобросовестным предпринимателям, и коррумпированным чиновникам.

Сегодня можно завышать стоимость покупных и незаконно возмещать НДС из бюджета. Например, с 2001 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС – в 16 раз. Наши главные экспортеры – сырьевики незаконно возмещают из бюджета сотни миллиардов рублей.

Кроме того, ФНС может привлечь к  ответственности за «недостаточную осмотрительность» любого добросовестного предпринимателя за якобы незаконное возмещение НДС по счету-фактуре полученному от поставщика, например, в том случае, если НДС не уплатил один из цепочки поставщиков.

Что изменилось с тех пор? В 2007 году рост ВВП составлял 8,1%, а в 2016 мы наблюдает падение 0,2%. Ускоряется банкротство предприятий. По состоянию на январь 2017 года, в течение 20 месяцев, по данным ЦМАКП, ежемесячно банкротится от 1000 до 1050 предприятий. Производить в России не  выгодно за исключением тех, у кого нет ограничений по цене продукции или тех, кто может уклоняться от уплаты налогов.

Сегодня собираемость НДС не превышает 25%. При расчете прямым способом собираемость вырастет до 80-90%. Как мы считали? Есть данные Росстата о добавленной стоимости России. Есть данные Федеральной налоговой службы о собранном НДС. Делим одно на другое, получаем 3,5 процента. А у нас ставка 18%, т.е. собираемость равна около 20%. Есть мнение, что так считать нельзя. Для проверки мы взяли реальные данные ИФНС Курской области и получили собираемость НДС 22%. Введение ФНС системы АСК-2 НДС позволяет выявлять все нарушения, связанные с уплатой НДС. Но даже в ФНС, видимо, понимают, что применять эту систему следует осторожно, т.к. применение АСК-2 НДС в полной мере загубит остатки производства.

НДС нуждается в немедленном реформировании.

Мы  предлагаем ставку НДС установить равной 8% и считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога. 50% НДС оставлять регионам. Число льгот сократить. И никаких возмещений. 

При этом доходы бюджета вырастут на 2-3 трлн. руб. ежегодно.

 


Если кто не помнит, в 1992 году ВВП Китая был меньше, чем ВВП России, а в 2015 году их ВВП по номиналу стал больше российского в 8,5 раз и продолжает расти. К тому же, средняя зарплата в Китае на  конец 2016 г. на наши деньги – 44 тыс. руб./мес., а необлагаемый подоходным налогом доход – 35 тыс. руб./мес.

Много станет ясным, если прочитать статью китайских ученых Чэн Эньфу (академик Академии общественных наук Китая) и Гао Цзянькуня (доктор экономических наук) «Перспективы макроэкономического развития Китая: десять мер» (перевод А.И. Калганова), опубликованную в журнале «Вопросы политической экономии» , № 1, 2017.

Здесь изложены основные положения статьи.

А не взять ли предлагаемые меры на вооружение разработчикам российских стратегий?

 

Для обеспечения эффективности экономики Китай использует следующие меры:

 

1.   Поддержание роста экономики на  уровне выше 6,5–7,5%.

Темпы роста в  6,7% и 6,9% по-прежнему сохраняют Китай среди первых экономик мира по этому показателю. По данным, опубликованным МВФ, вклад экономики Китая в мировой экономический рост превышает 25%, и страна остается наиболее важным драйвером мирового экономического роста. При этом, экстенсивный рост, основанный на масштабах и темпах, сменился на интенсивный, ориентированный на качество и выгоду. Потребление энергии на единицу ВВП в  период 2011–2014 г. г. ежегодно снижалось соответственно на 2,01 %, 3,6 %, 3,7 % и 4,8 %, а в 2015 г. – на 5,6%.

Решающую роль в ускорении экономического роста сыграл внутренний спрос. Вклад конечного потребления в рост ВВП составил 66,4%.

Традиционная модель экономического развития, основанная на факторах производства и  инвестициях, трансформировалась в новую модель роста на основе инноваций.

2.   Ускорение инновационного развития страны посредством реализации стратегии самостоятельного владения знаниями.

Лишь ключевые технологии в важных областях, разработанные самостоятельно, могут сделать нашу страну более мощной и безопасной. Реализация стратегии инновационного развития зависит от укрепления собственного инновационного потенциала.

3.   Более разумное и современное регулирование промышленной структуры.

Во-первых, избыточная производственная мощность должна использоваться как можно более эффективно. В прошлом крупномасштабные инвестиции во многих отраслях промышленности привели к возникновению серьезных избытков производственных мощностей. Конкретная схема распределения избытка производственных мощностей должна быть сформулирована в соответствии с реальными условиями каждой конкретной отрасли и региона.

Во-вторых, необходимо развитие координации между отраслями. Отрасли не могут работать независимо друг от друга, они связаны друг с другом и поддерживаются взаимно.

В-третьих, необходимо повышение научно-технического уровня в различных отраслях промышленности.

4.   Защита окружающей среды и эффективное использование природных ресурсов.

Следует четко сформулировать концепцию «экологической цивилизации», включающую гармоничные отношения между человеком и природой в масштабах всего общества. Стремление к  чрезмерному экономическому развитию ради краткосрочной выгоды и частных интересов без соблюдения законов природы грозит ухудшением экологии.

5.   Ускорение регионального экономического развития.

Развитие региональной экономической координации является непременным условием для полноценного структурного повышения качества экономического развития в условиях новой экономической нормальности.

Во-первых, необходимо развивать инфраструктурную взаимосвязь между этими регионами.

Во-вторых, необходимо развивать связь и координацию систем управления региональными экономиками.

В-третьих, необходимо стимулировать планирование и координацию охраны окружающей среды между регионами.

В Китае, в  соответствии с моделями развития, территория подразделяется на четыре основные функциональные области: оптимального развития, концентрированного развития, ограниченного развития и запретительного развития.

В-четвертых, необходимы планирование и координация стратегии внешней открытости между регионами.

6.   Разработка стратегии развития в шести областях с ориентацией на улучшение жизни людей.

Стратегия развития, ориентированная на улучшение жизни людей, будет предполагать развитие шести сфер, таких как аккумулирование богатства и распределение доходов, занятость, медицинское обслуживание, жилье, образование и социальное обеспечение, которые являются фундаментальными ценностными ориентирами экономического развития в  соответствии с новой нормальностью.

Конечная цель социалистического экономического развития – это постоянное повышение качества жизни на основе всеобщего процветания. Ценностная ориентация на развитие, основанное на улучшении жизни населения, обеспечивает внутреннее единство основных целей экономического развития. Продвижение новой экономической нормальности предусматривает планирование стратегии развития, основанной на улучшении жизни людей в шести областях, и должно ускорить создание и совершенствование соответствующей системы и механизмов.

Среди них – система распределения на основе трудовых заслуг.

Во-первых, необходимо настойчиво совершенствовать систему распределения по труду в  государственном секторе экономики. Государственный производственный сектор должен обеспечить разумный уровень вознаграждения за труд и попытаться синхронизировать рост объема вознаграждения за труд и рост производительности труда.

Во-вторых, необходимо настойчиво совершенствовать систему распределения правительством богатства и доходов.

На этапе первичного распределения правительство будет совершенствовать и укреплять соответствующие законы и нормативные акты, касающиеся распределения доходов, и  с научной точки зрения регулировать распределение доходов и богатства.

В области перераспределения правительство будет совершенствовать систему налогообложения, чтобы регулировать доходы высокооплачиваемых лиц, систему трансфертных платежей для увеличения доходов людей с низкими доходами, и примет законы для предотвращения получения незаконных доходов.

В-третьих, необходимо создать и совершенствовать основные системы государственных услуг с гарантиями, хотя бы минимальными, с точки зрения занятости, медицинского обслуживания, жилья, образования и социального обеспечения. Базовая система государственных услуг в этих областях будет рассматривать равенство в обслуживании в качестве своей основной цели. Ядром этой цели является выравнивание возможностей разных регионов и групп населения.

7.   Приоритетность развития смешанных форм собственности с главенствующей ролью государственных холдингов.

Приоритетность развития смешанных форм собственности с главенствующей ролью государственных холдингов является основным способом сделать государственные предприятия более крупными, сильными и конкурентоспособными.

В условиях новой экономической нормальности как традиционные отрасли, которые необходимо в  срочном порядке оптимизировать и модернизировать, так и новые отрасли промышленности и сферы услуг должны развивать смешанные формы собственности с  главенствующей ролью государственных холдингов, чтобы извлекать «три вида выгоды» из деятельности находящихся в государственной собственности предприятий, как это сформулировал Си Цзиньпин, т.е. важно сохранять и  увеличивать стоимость государственных предприятий, повышать конкурентоспособность государственной экономики и расширять функции государственного капитала.

8.   Финансовое развитие послужит развитию реальной экономики, обогащению людей и укреплению государства.

Развитие финансовой системы для обслуживания реальной экономики, обогащения населения и  укрепления государства является необходимым условием стабильного функционирования экономики в условиях новой нормальности. Обслуживание реальной экономики является основной функцией финансовой системы. Нормальным проявлением этой функции является адаптация финансовой сферы к скорости и уровню развития реальной экономики. Финансовое развитие, отстающее от развития реальной экономики, не обеспечивает адекватного финансирования реального экономического развития и препятствует ему. В условиях развитии финансовой сферы в отрыве от  реальной экономики финансовые риски постоянно аккумулируются, что, в конце концов, приводит к финансовым и экономическим кризисам при отсутствии финансового надзора.

Развитие финансовой системы для обслуживания реальной экономики, обогащения людей и  укрепления государства в условиях новой нормальности требует принятия следующих мер:

Во-первых, недопущения в Китае монопольного положения иностранного капитала в финансовой сфере. Чтобы не допустить финансовой монополии иностранного капитала в условиях новой нормальности, необходимо наложить строгие ограничения на размеры долей капитала и на условия интеграции иностранного капитала в коммерческие финансовые учреждения в процессе развития смешанной формы собственности в  Китае.

Во-вторых, необходимо быть осторожными в вопросе либерализации и внешней открытости операций с капиталом. Контроль над операциями с капиталом является эффективным средством предотвращения серьезных атак со стороны иностранного капитала на  национальную экономику. Степень и скорость открытия счета операций с капиталом должны соответствовать возможностям регулирования финансового рынка и работы органов финансового надзора.

В-третьих, надо укреплять заранее, в процессе и позже контроль над всем процессом, особенно законы и систему надзора на фондовом рынке в целях предотвращения его обвала.

9.   Синергичное развитие функции двойного регулирования правительством и рынком.

Синергичное развитие функции двойного регулирования правительством и рынком является фундаментальным механизмом высокоэффективного и устойчивого функционирования экономики в условиях новой экономической нормальности. При распределении ресурсов правительство и рынок могут успешно дополнять друг друга, обеспечивать реальную синергию и антиномию в механизме.

10. Меры по одновременному расширению спроса и проведению структурных реформ в  области предложения.

Мы можем органично и эффективно объединить два блока развития: реформу, развитие и управление «тройным» спросом – инвестиционным, потребительским и чисто экспортным, с одной стороны, и также реформу, развитие и управление «новой тройкой» сферы предложения, включающей производственные ресурсы, структурные ресурсы и  технологические инновации – с другой.

В настоящее время, когда мы осуществляем умеренное расширение совокупного спроса, мы должны настаивать на серьезных структурных реформах сферы предложения в целях повышения качества и эффективности этой системы, а также усиления стимулов устойчивого экономического роста и развития. Это объясняется тем, что соотношение между спросом и предложением остается сложным и постоянно меняется.

Например, предложение (производство) может определять спрос (потребление), так как можно потреблять лишь товары и услуги, предоставляемые производством, но спрос (потребление) может также определять объем поставок (производства), так как поставки и производство товаров и услуг, не отвечающих требованиям покупателей, являются нерациональными.

На данный момент существуют пять ключевых задач, а именно: уменьшение производственных мощностей, сокращение запасов, сокращение доли заемных средств, снижение затрат, а также исправление недостатков:

— уменьшение производственных мощностей будет сосредоточено в нескольких отраслях промышленности, таких как сталелитейная и угольная;

— уменьшение запасов должно сконцентрироваться в сфере недвижимости;

— сокращение доли заемных средств должно быть направлено на уменьшение кредитного плеча предприятия с помощью финансовой системы;

— снижение затрат — направлено на ликвидацию необоснованных платежей предприятия;

— исправление недостатков должно сосредоточиться на увеличении инвестиций, чтобы компенсировать недостатки экономической структуры.

Можно резюмировать, что результаты развития экономики Китая с 2015 г. продемонстрировали – на первом этапе – основные параметры качества и  эффективности новой экономической нормальности.

В настоящее время и в обозримом будущем Китай может поддерживать темпы роста ВВП на уровне выше среднего – примерно в 7 % – одновременно повышая общее качество и эффективность экономического развития до тех пор, пока четкое понимание логики экономического развития обеспечивает принятие вышеупомянутых мер.

Такие меры развития экономики используют в Китае.

И нам эти меры вполне подошли бы!

 

Текст к презентации на заседании Экспертного совета «Справедливой России» в ГД РФ 05.07.17

Доклад подготовлен по  материалам Программы практических мер по восстановлению производительного потенциала России  на основании результатов исследований, выполненных ЭАЦ «Модернизация». Свои рекомендации мы направляли во все инстанции, но им это не интересно. И на заседании Экспертного совета «Справедливой России» я выступал неоднократно с аналогичными рекомендациями. Но, видимо, время еще не пришло. Но оно приближается.

Одна из наиболее актуальных проблем России – сложность налогового администрирования. При подготовке доклада я попросил жену (она бухгалтер малого машиностроительного предприятия численностью 12 чел.) распечатать квартальный отчет по НДС как иллюстрацию особенностей налоговой отчетности.

На экране компьютера появился текст – «…Количество печатных листов отчета 1444. Печать данного количества листов не является целесообразным. Продолжить?». Нет, не надо. Вот такая у нас отчетность. Сдавать отчет на бумаге не нужно, но ошибка на любой странице может привести к последствиям вплоть до уголовных.

Мы предлагаем форму отчета на одной странице по всем налогам, как это делают, например, в Швеции для всех предприятий, независимо от их размера. При этом заполненный отчет на предприятие присылает налоговая инспекция. Если согласен, подписывай и возвращай; если нет – пиши замечания. Есть страны со  сложными отчетами. В России выбрали самый сложный.

Проблемы администрирования мешают работать, но с ними можно смириться. Главная проблема – в России работать не выгодно по сравнению с другими, даже развитыми странами. Могут работать лишь предприятия, не имеющие ограничений по цене продукции.

Мы сравнили условия работы «модельного предприятия», предложенного Минфином в «Основных направлениях налоговой политики…», в США и в России. У нас налоговая нагрузка в 8 раз больше, чем на  такое же предприятие в США. В США личный доход до 8,5 тыс. долларов в год подоходным налогом не облагается, нет НДС и налога на имущество предприятий; налог с прибыли до 2-х млн. долларов в год не взимается, если прибыль расходуется на производство.

Поскольку производить невыгодно, промышленное производство в России сходит на нет. Доля производства в  натуральном исчислении в 2015 году относительно 1990 года составила: металлорежущих станков – 5,2%, тракторов – 3%, экскаваторов – 6,3%, бульдозеров – 3,5%, зерноуборочных комбайнов – 9,8%, кузнечно-прессовых машин – 8,9%, грузовых автомобилей – 20%, троллейбусов – 1,9%, мотоциклов – 1,7%, шерстяных тканей – 2,3%, хлопчатобумажных тканей –20,1%, льняных тканей – 5,8%, кожаной обуви – 10,2%, трикотажных изделий – 13,8%. Возможно, делается что-то другое.

 За годы реформ 1990-2016 уничтожено более 70 тыс. средних и крупных предприятий, в том числе 35 тыс. предприятий прекратили существование с 2005 по 2015 год.

Теперь говорят, что спад кончился, и экономика начала расти. Еще рано! Будем «падать», пока не уничтожим последнее. Тогда спад кончится. Спад прекратится и в том случае, если правительство прислушается к нашим предложениям. Но это маловероятно.

Рушится промышленность, рушится и социальная сфера. В 2015 году по сравнению с 1991 годом в России стало меньше: школ на 25600 (1,6 раза); поликлиник – на 6900 (в 2,2 раза); больниц – на 5000 (в 1,3 раза); детских садов – на 45000 (в 2,1 раза).

Что надо делать конкретно? Прежде всего, надо увеличивать покупательский спрос. А для этого надо вводить прогрессивную шкалу подоходного налога. Мы предлагаем шкалу, при которой доход до 20 тыс. руб. в месяц налогом не облагается; до 250 тыс. руб. в месяц – ставка 13%, от 250 до 1 млн. – 30% и свыше 1 млн. руб. в месяц – 50%.

Бюджет получит дополнительно не менее 2-3 трлн. руб. ежегодно. Можно будет существенно увеличить расходы на  науку, образование, здравоохранение, культуру; повысить пенсии инвалидам и  пенсионерам.

Увеличение налоговой нагрузки почувствует не более 1% населения. Это подтверждают специальные исследования, которые определили, сколько надо зарабатывать, чтобы попасть в 1% самых богатых в разных странах. Так вот, оказывается, в России для этого надо зарабатывать 47 тысяч 83 доллара в год. Если считать 60 рублей за доллар, то получается около 235 тысяч рублей в  месяц. Мы предлагаем ставку 13% до 250 тыс. руб. в месяц (3 млн. руб. в год). Для справки: в США 1% населения имеет годовой доход более 151354 долл., в Швейцарии – 171832 долл., в Германии – 95150 долл., в Польше – 46371 долл. и т.д.

В немедленном реформировании нуждается НДС. Мы предлагаем ставку НДС установить равной 8% и считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога. И  никаких возмещений. При этом доходы бюджета вырастут на 2-3 трлн. руб. ежегодно. Сегодня собираемость НДС не превышает 25%. При расчете прямым способом собираемость вырастет до 80-90%. Как мы считали? Есть данные Росстата о добавленной стоимости России. Есть данные Федеральной налоговой службы о  собранном НДС. Делим одно на другое, получаем 3,5 процента. А у нас ставка 18%, т.е. собираемость равна около 20%. Есть мнение, что так считать нельзя. Для проверки мы взяли реальные данные ИФНС Курской области и получили собираемость НДС 22%. Введение ФНС системы АСК-2 НДС позволяет выявлять все нарушения, связанные с уплатой НДС. Но даже в ФНС, видимо, понимают, что применять эту систему следует осторожно, т.к. применение АСК-2 НДС в полной мере загубит остатки производства.

Мы предлагаем:

— установить единую ставку НДС, равную 8%;

— сократить число операций, не облагаемых НДС. У нас, например, спекуляции на бирже НДС не облагаются. Спекулянты создают добавленную стоимость, а НДС не платят;

— считать НДС прямым способом, как произведение добавленной стоимости на ставку налога. Налог называется налогом на добавленную стоимость, но согласно Налоговому Кодексу, его базой является не добавленная стоимость, а реализация;

— 50% НДС оставлять регионам. Сегодня весь НДС идет в Федеральный бюджет. При этом 90% регионов – дотационные. Если 50% НДС оставлять в регионах, то, во-первых, у них появится стимул увеличивать производство добавленной стоимости, а во-вторых, дотационными останутся десяток регионов, не больше;

— отменить возмещение НДС при экспорте сырья. Это – опыт Китая. У нас сырье составляет примерно 70 процентов экспорта – нефть, газ, металл, удобрения и так далее. Экспортеры сырья, как и все экспортеры, возмещают НДС, хотя НДС был создан для того, чтобы стимулировать экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости. И что интересно! Экспорт в России за 12 лет вырос в пять раз, а возмещение НДС выросло в 16 раз. Больше половины НДС возмещается незаконно. Эффект для бюджета только за счет отмены возмещения НДС экспортерам сырья – не менее одного трлн. рублей.

Реализация предлагаемых мер по НДС улучшит предпринимательский климат, повысит собираемость НДС с 20-30% до  90% и даст бюджету дополнительно   2,0-2,5 трлн. руб.

Социальные взносы. Ставка социальных взносов 30 процентов. Но есть предельные ставки: для ПФР – 876 тыс. руб., для страховых взносов – 755 тыс. руб. – свыше этих сумм взносы не берут.

Мы предлагаем ликвидировать предельные ставки и снизить общую ставку с 30% до 20%. Это упростит администрирование, и с той же базы бюджет получит дополнительно около 300 млрд. руб.

Если Правительство начнет с  нами работать, мы предложим и другие меры, реализация которых улучшит предпринимательский климат России и даст бюджету дополнительно 13-16 трлн. руб. ежегодно за счет более разумного перераспределения имеющихся ресурсов. В том числе:

— 2,0-2,5 трлн. руб. – за счет совершенствования НДС

— 2,0-3,0 трлн. руб. – совершенствованием подоходного налогообложения

— 2,0-2,5 трлн. руб. – наведением порядка на таможне 

— 2,0-3,0 трлн. руб. – изменением порядка добычи нефти и газа

— 5,0 трлн. – вывод предприятий из офшоров.

В дальнейшем доходы будут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы.

Реализация предлагаемых нами мер будет способствовать развитию российской промышленности и увеличению доходов бюджета.

 

(Текст к Презентации моего доклада на Пленарной конференции № 3 «Новое индустриальное общество XXI века на III международном экономическом конгрессе в Санкт-Петербурге 27 марта 2017 года)

Как сказал классик, неизбежны лишь смерть и налоги. Государственное управление, образование, здравоохранение, наука, культура, оборона и другие нужды государства финансируются за счет собираемых налогов (в т.ч. социальных сборов, таможенных пошлин и др.), т.е. того, что государство безвозмездно и принудительно изымает у граждан и предприятий.Налоги могут способствовать развитию экономики, но могут этому препятствовать.  Наша система налогообложения разрушает экономику.

Изучением налоговых проблем и разработкой рекомендаций по их решению мы (Экспертно-аналитический центр «Модернизация») занимаемся много лет и многое нам понятно. Мой доклад подготовлен на основании НИР, выполненных в 2010-2017 г. г. Наши рекомендации можно рассматривать как теоремы, т. е. мы можем доказать их справедливость и целесообразность.  

В России производить не выгодно. Главная причина – высокие налоги. Например, если сравнить налоговую нагрузку на «модельное предприятие», предложенное Минфином в «Основных направлениях налоговой политики», в России и в США, мы увидим, что налоговая нагрузка на это предприятие в России в 5-8 раз выше, чем на такое же предприятие в США.

В результате, производство в России неконкурентоспособно и сходит на нет. По данным Минпромторга, доля импортной продукции стратегических отраслей на российском рынке составляет от 80 до 90%; соответственно, доля российской – от 20 до 10%. И эта доля снижается.

Собираемость налогов в России не превышает 50%. Например, подоходный налог и социальные взносы в 2015 году были собраны с налоговой базы 22 трлн. руб., а доходы населения, согласно Росстату, составили около 50 трлн. руб. Собираемость НДС не превышает 30%.

Но одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить». Если обеспечить среднеевропейскую собираемость налогов, российская экономика получит большие проблемы.

При малых и средних доходах физических лиц налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России существенно выше, чем в развитых странах. Например, необлагаемый налогом годовой доход одиночки в Германии составляет в 2016 году в переводе на рубли 46 тыс. руб./мес., а во Франции – 32 тыс. По данным ВЦИОМ медианная зарплата на руки в России составляет 20,5 тыс. руб., т.е. половина населения получает зарплату больше этой суммы, а половина – меньше. Если бы при сегодняшних зарплатах в России была французская шкала, то от налога были бы освобождены 60% населения; а если бы немецкая – 70-80%.

Мы рассмотрели результаты расчета месячной зарплаты по немецкой и российской шкалам в трех вариантах при фонде оплаты труда (включая НДФЛ и социальные сборы) в размерах 1000, 2000 и 3000 евро в месяц. Установлено, что налоговая нагрузка в России существенно выше, чем в Германии: при 1 и 2 тыс. евро в месяц в два раза, при 3 тыс. – в полтора раза.

Рассматривая шкалы подоходного налога в разных странах в 2016 году и место этих стран в рейтинге коррупции, можно заметить, что, чем ниже максимальная ставка подоходного налога, тем выше уровень коррупции. По-видимому, это не случайно.

Мы предлагаем для России прогрессивную шкалу, при которой доходы до 20 тыс. руб. в месяц налогом не облагаются, до 250 тыс. руб. – ставка 13%, до 1 млн. – 30% и свыше 1 млн. руб. в месяц – ставка 50%. Предлагаемая шкала почти не затронет средний класс. При этом почти половина населения будет освобождена от уплаты налога. Существенное повышение налогов почувствуют 1-2% населения. При этом доходы бюджета вырастут на 1,5-2,0 трлн. руб.

Анализ собираемости НДС показал, что при номинале 18% реальная эффективная ставка НДС в 2015 году не превышала 3,6%. Расчет простой: сумму собранного НДС делим на добавленную стоимость, указанную Росстатом. Собираемость НДС равна 22%. Кто-то скажет, что так считать нельзя. Но такая же цифра 22% получена при изучении реальных отчетных данных на примере налоговой инспекции Курской области.

Мы предлагаем установить единую ставку НДС 8%, сократить число операций, не облагаемых НДС, считать НДС «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога, отменить возмещение НДС при экспорте сырья, 50% НДС оставлять регионам (как правило). Реализация предлагаемых мер улучшит предпринимательский климат, повысит собираемость НДС до 90% и даст бюджету дополнительно 2,0-2,5 трлн. руб.

Сложность и запутанность налоговых процедур мешает работать. Ситуация ухудшается с каждым днем. Электронная отчетность проблем не решает. Она упрощает подготовку и сдачу отчета, но увеличивает вероятность разорения предприятия по надуманным поводам. Например, объем полной квартальной Декларации по НДС для малого предприятия (12 чел.) – 1 тысяча 444 страницы.  На бумажном носителе сдавать отчет не нужно, но ошибка на любой странице может привести к последствиям вплоть до уголовных.

Мы предлагаем, по примеру Швеции, ввести форму Налогового отчета по всем налогам на 1-2 страницах. Единственный «недостаток» этой формы – в ней будет все видно. Чем занимается предприятие и надо ли его проверять. В существующих формах ничего понять невозможно.

Половина импорта и экспорта России идет «мимо кассы». Межведомственная комиссия, созданная в 2015 году при Государственной Думе по итогам нашей работы, установила, что потери бюджета недопоступления таможенных пошлин и НДС составили в 2013 году 2,5 трлн. руб.

Среди прочих товаров «утекает мимо кассы» значительная часть экспортируемых углеводородов. Например, по данным ООН, представленным Россией, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродукты на $3 млрд., а по данным, представленным США, они получили их на сумму $9 млрд. По этому поводу в США открыто уголовное дело. Соотношение данных по нефтепродуктам с Германией составляют $10,9 млрд. и $27,1 млрд.  Т.е. эти две страны получили в 2,6 раза или на $22,2 млрд. больше, чем мы им поставили. С информацией может познакомиться любой желающий на сайте ООН

Меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды и в борьбе с коррупцией очень простые: Федеральная таможенная служба с применением «зеркальной статистики» должна объяснять и подкреплять документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами.

Кроме того, любой гражданин должен быть готов дать разумное объяснение происхождению своих богатств (недвижимости, акций, антиквариата, банковских счетов и др. в России и за рубежом), не подкрепленных декларацией об уплате налогов, или не соответствующих получаемым доходам.

Более радикальное решение: пересмотреть правила взаимодействия государства с добывающими компаниями – право добычи нефти, газа и др. следует предоставлять по конкурсу тем добывающим компаниям, которые предложат меньшую цену за единицу добываемого сырья. Само сырье остается в собственности государства, которое продает его без офшоров и посредников. Так работают страны ОПЕК, Норвегия и российские компании за рубежом.

Заключение.

Когда-то Ломоносов сказал, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Он и в страшном сне не мог представить, что его потомки родят «Платона» в виде дорожного сбора.

Реализация предлагаемых нами мер коренным образом улучшит предпринимательский климат в России и только за счет перераспределения имеющихся ресурсов даст бюджету на социальные нужды и для инвестирования дополнительно от 8,0 до 11,0 трлн. руб. «Бюджет РФ – 2018» может стать «Бюджетом развития». «Платон», Налог с продаж и другие придумываемые наспех налоговые меры будут не нужны. В дальнейшем доходы будут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы. 

В России создана экономика, в которой производству почти нет места. В этой экономике, чем больше потратил, тем больше ВВП и тем выше производительность труда; выгодней купить за рубежом, чем сделать самому. За годы реформ уничтожено больше заводов и фабрик, чем за годы Великой Отечественной войны. Промышленность постепенно сходит на нет. По данным Минпромторга, доля продукции российских предприятий в стратегических отраслях (станкостроении, тяжелом машиностроении, легкой, радиоэлектронной, медицинской и фармацевтической промышленности) на нашем рынке в 2014 году составила от 20 до 10%, а от 80 до 90% составил импорт. Если считать «дном» полное прекращение производства, то мы идем к нему семимильными шагами.

Ответ на вопрос «почему так происходит и  что надо делать», хотелось бы услышать от выступающих на Гайдаровском экономическом форуме. Но они не в курсе дела. Об этом прямо и честно сказал ректор Российской академии народного хозяйства и один из организаторов форума В.А. Мау в передаче «В круге Света» на «Эхе Москвы» 17 января с. г.: «Мы реально не  понимаем, что происходит с экономикой. И это очень важно». Чтобы ни у кого не  оставалось сомнений, он повторил это трижды в течение 1 минуты. Для В.А. Мау и  для его единомышленников, к которым относятся весь экономический блок правительства России и его «придворные» институты – НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Институт экономической политики им Е.Т. Гайдара и др., раньше было «хорошо» и неожиданно стало «плохо». На самом деле, плохо стало с самого начала (с 1991 года), когда экономикой стали управлять люди, которые в ней «не понимают». Единственное, что они могут – это по-научному объяснить причины неудач и «запудрить мозги» руководству страны. Тем более, как говорил А.С. Пушкин в аналогичной ситуации: «Меня ведь  обмануть не трудно, я сам обманываться рад».    

К сожалению, тех, кто «понимает», они близко не подпускают ни на свои форумы, ни к обсуждениям, ни, тем более, к участию в  принятии решений.

Но к счастью, в России такие люди есть, хотя они и не востребованы.

Вот, например, некоторые соображения, опубликованные учеными Московского налогового института РосНОУ В.А. Кашиным (д.э.н., профессор, с 2002 по 2011 год первый заместитель директора Института развития налоговой системы при ФНС) и М.Д. Сулеймановым (к.э.н., преподаватель) в журнале «Финансовый бизнес» (№ 6, 2016) в статье «Россия – не место для частного капитала?». Мысли настолько просты, а факты настолько неопровержимы, что отпадают все сомнения в справедливости соображений. Лично мне непонятно одно: зачем знак вопроса? Привожу отрывок:

«Российская модель рыночной экономики отличается от  всех других тем, что в ней исключено воспроизводство частного капитала. И  невозможно не только воспроизводство этого капитала, но его невозможно даже  сохранить в прежней стоимости – независимо от любых действий его владельца.

Возьмем простой пример. В конце 1990-х гг. некий инвестор владеет капиталом эквивалентом в 1 миллион долларов США. Предположим, следуя некоему инстинкту, он переводит эти свои средства в наличные американские доллары (в феврале 1998 г. 1 доллар обменивался на 6 рублей), которые затем просто кладет под матрас.

И что мы  сейчас видим? За прошедшие 15 лет курс рубля к доллару изменился в 10 раз (с 6 до 60 рублей за доллар), и его капитал, измеряемый в рублях вырос, соответственно, в 10 раз (а в долларах сумма, конечно, осталась прежней).

Но, предположим, наш инвестор не был столь непатриотичен, и он решил оставить свой капитал в рублях. При этом он предпочел, чтобы деньги не лежали без движения, и  он выбрал самое надежное – положил свои деньги на счет в застрахованном банке. Средний банковский процент за это время составлял примерно 10% годовых, и в итоге он к настоящему времени УТРАИВАЕТ свой начальный капитал (принимая в  расчет и начисление процентов на проценты)!

Но утраивает – в рублях, а, считая в долларах, он – ТЕРЯЕТ БОЛЕЕ ДВУХ ТРЕТЕЙ своего первоначального капитала!

Теперь, предположим, что наш инвестор по натуре своей – не рантье, но предприниматель. И он решил последовать призыву нашего правительства инвестировать именно в  развитие реального сектора российской экономики. Мы видим, что при доходности бизнеса в 10% годовых он гарантированно потеряет более двух третей своего первоначального капитала, и потому он должен ориентироваться на проекты с  доходностью не менее 35% — 40% годовых.

А это – совсем не просто. Ведь речь идет именно о проектах в реальном секторе экономики (не о спекуляциях в финансовом секторе, и не о торгово-посреднических операциях) где нужно производить продукцию высокого качества и конкурировать по  цене с иностранными производителями подобного же продукта.

Но и этого мало. 35%-40% – это требуемая чистая доходность на вложенный капитал. А ведь  для получения такого дохода надо еще заплатить налоги.

А Россия в  этом отношении – уникальная страна. Только в ней производительный (промысловый, промышленный) бизнес облагается сразу тремя налогами: кроме налога на прибыль, еще и налог на имущество предприятий, которого нет ни в одной стране мира, и  НДС (в США этого налога не было и нет, а в Японии он взимается по ставке в 6 %). В России от НДС освобождены только банки, и торговлю этот налог тоже не  сильно обременяет, поскольку при коротком цикле делового оборота торговец практически немедленно получает компенсацию уплаченного им налога в цене проданных им товаров.

Но вот в  промышленности – и особенно, в отраслях тяжелой промышленности, где до  завершения производства и реализации продукции могут пройти месяцы и даже годы – авансирование бюджета входящим НДС для многих предприятий оказывается непосильным. Если предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, могут еще получать финансовую «подпитку» из-за рубежа (где стоимость заемных ресурсов не  превышает 2%-3% годовых), то для отечественного бизнеса нет иного выхода, как обращаться в российские банки, которые предоставляют кредитование из 15-18 и  более процентов годовых.

Теперь налоговая нагрузка на труд. В России она составляет более 70 %: НДФЛ, НДС, социальные взносы и еще некоторые виды обязательных страховых сборов. Для сравнения, в странах ЕС уровень такой нагрузки не превышает 42%-44%, а в США еще меньше. И с заработков менее 1 тыс. дол. в месяц никаких налогов вообще не  берется.

В целом же, общая налоговая нагрузка для среднего промышленного предприятия, как показывают расчеты независимых экспертов, в США раза в 4-5, а в ЕС – примерно 2 – 2,5 раза ниже, чем в РФ.

Это – всё про развитые страны. Теперь – про страны, с продукцией которых наши предприниматели должны реально конкурировать. И не только за рубежом, но и на  нашем внутреннем рынке. В Китае десятки тысяч предприятий, работающих на  внешний рынок, освобождены от любых таможенных пошлин и сборов и платят минимальные налоги (вплоть до полного освобождения от налогов, при режиме так называемых «налоговых каникул»). Налоги на труд также предельно снижены: для заработков примерно до 600 долларов в месяц – необлагаемый минимум, и нет взносов в пенсионные фонды (как нет и обязательного пенсионного обеспечения).

В итоге, расчеты показывают, что для получения чистого дохода в 35%-40% на вложенный капитал отечественный предприниматель должен зарабатывать еще, как минимум, 20%-25% – как раз для расчетов с государством. И тогда брутто-доходность его бизнеса – необходимая всего лишь для окупаемости всех его начальных вложений в этот бизнес – должна составлять не менее 50% годовых, и так – на всем протяжении делового цикла его предприятия.

К тому же  еще и риски: валютные, от внезапного падения курса рубля, налоговые – от резких и неожиданных изменений налогового законодательства, таможенные – от изменений в правилах и в размерах таможенных пошлин и сборов, административные – от  изменений в трудовом, в гражданском законодательстве, от введения санкций, и  т.д. И плюс еще риски от краха банков, от заказных налоговых проверок, а также и от возможных рэкетирских наездов. Последние совсем еще не вышли из практики, особенно, в сферах деятельности, контролируемых людьми, «близкими» к  определенным персонам в местных органах власти». Конец цитаты.

К сожалению, эти проблемы не рассматриваются ни Гайдаровским форумом, ни правительством России. Или мы об этом не знаем.

 

В связи с поставленной В.В. Путиным задачей в  ближайшие годы обеспечить рост ВВП выше среднемирового уровня, в СМИ появилось несколько Стратегий, которые, по мнению их авторов, позволят решить эту задачу.

Общим недостатком, обесценивающим эти стратегии, является то, что в них не учтена природа человека, т. е. свойства, полученные нами от природы (или от Бога?). В Библии эти свойства называются смертными грехами. Прежде всего, речь идет об алчности, зависти и гордыне. Остальные, если кто забыл, – похоть, обжорство, гнев, лень.

В стратегиях есть и другие недостатки, о некоторых из которых я писал раньше, но здесь ограничусь грехами.

Если нет тормозов, грехи овладевают людьми, и они не  могут остановиться. Человек слаб и легко поддается искушению. При этом каждый действует в соответствии со своими возможностями: одни пишут под себя законы и  назначают себе непомерные зарплаты, другие берут взятки и откаты, третьи многократно завышают цены за выполнение госзаказа и т.д.

Для обеспеченной жизни человеку надо не так уж много. Но алчность, зависть и гордыня при отсутствии сдержек делают его аппетиты безграничными.

Если бы не алчность, зачем бывшему министру экономики «десять элитных земельных участков в «золотом» ближнем Подмосковье и в Крыму»

Если  бы не гордыня, зачем нашим олигархам футбольные и баскетбольные клубы за рубежом – «Челси», «Арсенал», «Монако», «Портсмут», «Бруклин-Нетс» и др.?  

Суммы взяток и откатов, серого импорта и экспорта, и  др. измеряются триллионами. В «тени» половина экономики.

По мнению В. Иноземцева, «основная цель российской власти – максимальное личное обогащение и  единственный фактор, который может повлиять на нее – это невозможность обогащаться, как прежде».

По мнению А. Мовчана, «наше правительство не делает ничего, оно просто наблюдает за картинкой. Но  может оно и к лучшему, потому что все, что правительство делало, оно обычно оборачивалось к плохому… Мы, как экономика, застряли, и за весь 2016 год ничего не произошло: ничего не сделали, ничему не научились».

Воровство и коррупция делают нашу экономику неэффективной. Строим ли мы мост, стадион или дорогу, затраты всегда существенно превышают первоначальную сметную стоимость.  

В чем же дело? Мы что, хуже других? Вовсе нет. Как только гражданин России уезжает за границу, там он становится таким же как все.

Дело в том, что возможности незаконного обогащения там ограничены законами. Там граждане находятся «под колпаком» налоговой службы и «стучащей» общественности (журналистов, соседей и др.). Простые вопросы налогового инспектора об источнике дохода («откуда дровишки?») и о наличии декларации об  уплате налога не оставит равнодушным ни одного взяточника или вора. На Западе даже  появилось понятие «отмывание денег». Для узаконивания криминальных доходов бандитам и коррупционерам приходится создавать малые предприятия, например, прачечные с  наличным оборотом, который вместе с незаконными средствами они сдают в банк, после чего могут спокойно тратить.

Во всех странах решающую роль в борьбе с коррупцией и  незаконным обогащением играет система подоходного налогообложения и, в  частности, прогрессивная шкала подоходного налога.

Расчеты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала, то ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности.

Объяснение очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые тратят в  России ровно столько, сколько нужно на достойное существование, а основные средства хранят за рубежом и там же покупают недвижимость и предметы роскоши. Или занимаются бизнесом, т.е. на выкачанные из России деньги развивают экономику других стран, что также не способствует росту производства и ВВП в  России.

Альтернативы прогрессивной шкале нет. И пока мы это не  поймем, ни о каком развитии экономики можно не мечтать. Обоснования и расчеты см., например, здесь, здесь и здесь.

К сожалению, вопрос о прогрессивной шкале в  правительстве не обсуждается. Об этом сообщил Д.А. Медведев 13 января с. г. на  Гайдаровском форуме. Это и понятно, если справедлив вышеприведенный тезис В.Л. Иноземцева.  

Необходимо также ратифицировать Статью 20 «О незаконном обогащении» Конвенции ООН «О противодействии коррупции», которую Россия ратифицировала в 2006 году, но без Статьи 20. Глядишь, и коррупции станет меньше – ведь иметь доход и его не тратить практически невозможно. А  тратить опасно.

Вопрос о необходимости ратификации этой статьи поднимается периодически. Но чиновники против.

Отвечая на вопрос об инициативе по ратификации статьи 20, председатель комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая на пресс-конференции 19.12.14 заявила: «Нельзя ратифицировать один и тот же документ дважды… Конвенция Российской Федерацией ратифицирована полностью, без изъятий… Поэтому сбор подписей в пользу ратификации 20 статьи является недобросовестной манипуляцией общественным сознанием».

А вот что гласит та самая Статья 20. Незаконное обогащение:

«При условии соблюдения своей конституции и  основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, насколько эта статья актуальна для России.

А вот что гласит Федеральный закон Российской Федерации от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ: О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции:

«Статья 1. Ратифицировать Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, подписанную от  имени Российской Федерации в городе Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 года (далее  — Конвенция), со следующими заявлениями: Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 17-19, 21 и 22…» и т.д.

И. Яровая говорит, что Конвенция ООН Россией «ратифицирована без изъятий». Но в Статье 1 закона № 40-ФЗ цифра 20 пропущена. Возможно, виноваты полиграфисты. Эту ошибку легко исправить, приняв поправку к  Закону.

Смертный грех – это наиболее тяжелый из возможных грехов. За совершение смертного греха душа человека может лишиться возможности попасть в рай. Как известно, смертный грех можно искупить только покаянием. Но  ради рая, можно и покаяться. Некоторых грешников мы довольно часто видим по телевизору в  церкви.

В заключение скажу, что изменить природу человека невозможно, но с помощью разумных законов можно заставить его вести себя прилично. 

 

 

Экономика России буксует, несмотря на усилия Президента и Правительства. А главное, впереди почти не видно просветов. Слово «почти» означает, что я очень надеюсь, что новый год совсем беспросветным не будет.

Оказывается, проблемы экономики актуальны не только  для нас. «Никто, особенно экономисты, не понимают, что происходит с мировой экономикой», считает английский экономист и член палаты лордов Великобритании Роберт Скидельски. По его мнению, «ключевая причина такой слепоты среди экспертов – это простое отсутствие интеллектуального кругозора…».

В статье ««Ученые идиоты». Почему экономисты не понимают, что происходит с мировой экономикой?», опубликованной 27.12.2016, он пишет:  

«Давайте честно: никто не понимает, что сегодня происходит в мировой экономике. Восстановление после краха 2008 года неожиданно оказалось очень медленным. Находимся ли мы на пути к полному выздоровлению или же увязли в «вековой стагнации»? Глобализация остаётся или уходит? Власти не  знают, что делать. Они давят на обычные (и необычные) рычаги, но ничего не  происходит… Поскольку никаких применимых макроэкономических инструментов больше фактически не осталось, общим местом стали разговоры о «структурных реформах». Но по вопросу о том, что именно это означает, согласия тоже нет. Между тем, полоумные лидеры возбуждают недовольных избирателей. Похоже, что экономика уже вырвалась из рук тех, кто должен был её управлять, а теперь за нею следует политика… До 2008 года эксперты были уверены, что у них всё под контролем. Да, был пузырь на рынке жилья, но это была всего лишь «крупная выбоина на дороге», как выразилась в 2005 году нынешний председатель ФРС Джанет Йеллен. Почему же  тогда они пропустили шторм? Именно этот вопрос британская королева Елизавета задала группе экономистов в 2008 году. Большинство из них пассивно сложили руки. Это стало следствием «недостатка коллективного воображения у многих умных людей», объясняли они. Хороших экономистов (и многих других хороших людей) объединяет широта образования и взглядов. Она даёт им доступ ко многим, разнообразным способам понимания экономики. Гиганты предыдущих поколений знали многое помимо экономики. У Кейнса был диплом математика, но затем он стал изучать античную классику, а собственно экономике учился менее года, начав затем её преподавать. У Шумпетера была степень кандидата юридических наук (PhD), а у Хайека – юридических и политических наук, он также изучал философию, психологию и анатомию мозга. Современные же профессиональные экономисты, наоборот, не изучают практически ничего кроме экономики. Они даже не читают классические труды по своей собственной дисциплине. Об истории экономики они узнают, если это вообще происходит, из таблиц с данными. Философия, которая могла бы им объяснить ограниченность экономического метода, – для них закрытая книга… Экономисты – это «учёные идиоты» (idiots savants) нашего времени».

Таково мнение английского лорда.

Но английский лорд не знает тех проблем, которые есть у нас. У них веками шлифовались инструменты управления экономикой – налоговая, денежно-кредитная, судебная и другие системы. Например, им известно, что экономика (от др.-греч. οἰκονομία, буквально – «искусство ведения домашнего хозяйства») – совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. И в других определениях экономики на первом месте всегда производство товаров и услуг, т.е. того самого «простого продукта», о котором говорили Адам Смит и А.С. Пушкин.

Наши экономисты – и в науке, и в правительстве, и в оппозиции (и в системной, и в несистемной) – до простого продукта не  опускаются. В лучшем случае они находятся на уровне «ученых идиотов», о которых говорит Роберт Скидельски. Их интересуют общие идеи, направления и принципы. В  детали они не вникают. Одни говорят надо делать то, другие – это. А как сделать, чтобы «то» или «это» было делать выгодно, и те, и другие не знают и  знать не хотят – им это настолько не интересно, что конкретные предложения со  стороны (например, наши) они в упор не видят и не слышат. На одном из совещаний по проблемам экономики я подошел к Е.Г. Ясину и сказал ему, что мы выполнили большую работу под названием «Модернизация России: проблемы и пути их решения». Он поинтересовался, кто руководил этой работой. После того, как я сказал, что руководителем авторского коллектива был академик РАН Нигматулин Р.И., Евгений Григорьевич сказал, что такого экономиста он не знает, и потерял ко мне интерес.

К сожалению, такие «пустяки», как формы налоговой отчетности, ставки налогов, нюансы подоходного налогообложения, методика расчета НДС и  многие другие конкретные вопросы, не интересуют не только придворных экономистов, но и таких оппозиционеров как Г. Явлинский, С. Алексашенко, А. Илларионов и др.     

В результате в России создана экономика, в которой производству почти нет места. Есть банки, биржи, курсы акций и валют, фьючерсы, эмиссии, деривативы, свопы, и многое другое, имеющее к производству лишь  косвенное отношение. В этой экономике, чем больше потратил, тем больше ВВП и  тем выше производительность труда; выгодней купить за рубежом, чем сделать самому. Именно этим можно объяснить тот факт, что за годы реформ было уничтожено больше заводов и фабрик, чем за годы Великой Отечественной войны. Промышленность постепенно сходит на нет. По данным Минпромторга, доля продукции российских предприятий в стратегических отраслях (станкостроении, тяжелом машиностроении, легкой, радиоэлектронной, медицинской и фармацевтической промышленности) на нашем рынке в 2014 году составила от 20 до 10%, а от 80 до  90% составил импорт.

Если считать «дном» полное прекращение производства, то мы идем к нему семимильными шагами. Производство многих видов продукции сократилось в десятки раз по сравнению с советским временем. Например, в 2015 году производство ткацких станков, экскаваторов, бытовых пылесосов, шерстяных тканей, согласно Росстату, составило от 0,23% до 1,9% относительно уровня 1990 года, а производство тракторов, металлорежущих станков, часов всех видов, кузнечнопрессовых машин, мотоциклов – от 3,0% до 4,8%. С другими видами продукции дела ненамного лучше.

Можно ли называть министерство, ответственное за эти результаты, министерством экономического развития? Более верное для него название – министерство разрушения российской экономики. То, что происходит последние 25 лет, никак нельзя назвать развитием. И никто не несет за это ответственности. Между тем, ответственность должны нести и экономический блок правительства, и обеспечивающие его теоретическими обоснованиями институты – прежде всего, Высшая школа экономики, Академия народного хозяйства и  государственной службы, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и др.

Но есть и хорошие новости. В своем Послании 1декабря 2016 года В.В. Путин предложил подготовить рекомендации по совершенствованию налоговой системы и дал соответствующие поручения правительству, Торгово-промышленной Палате и объединениям предпринимателей. Возможно, и наши наработки будут востребованы. Наконец-то наша больная экономика пойдет на  поправку. С Новым Годом, дорогие товарищи и господа!

 

 

 

 



[1] http://ktovkurse.com/mirovaya-ekonomika/uchennye-idioty-pochemu-ekonomisty-ne-ponimayu-chto-proishodit-s-mirovoj-ekonomikoj  

[2] 

[3]«Доля импорта в стратегических отраслях превысила 80 процентов», 10 июля 1014 г.,

Бюджету не  хватает денег. Обостряется борьба бизнеса, желающего уклоняться от уплаты налогов, и государства, желающего получать от бизнеса как можно больше. Проблема состоит в том, что бизнес не однороден – одни не доплачивают, чтобы выжить, а другие из  принципа: зачем платить, если можно не платить. Отличить одних от других государство не может и стрижет всех под одну гребенку.

Жестокая борьба разворачивается вокруг НДС. Сложность сбора (администрирования) НДС настолько велика, что ФНС фактически смирилась с  уклонениями и следит лишь за соблюдением статус кво, т.е. чтобы было собрано не  меньше, чем в прошлый раз. Для этого в каждом регионе установлена «безопасная доля вычетов», которая в среднем по России составила 90% – ее не должны превышать налогоплательщики. Безопасную долю вычетов для Вашего региона можно увидеть здесь. Сегодня собираемость НДС не превышает 30-40%. Но в связи введением в 2015 году Федеральной налоговой службой системы АСК НДС-2, обеспечивающей контроль уплаты НДС всеми участниками цепочки поставщиков и покупателей, все нарушения будут выявляться. И  именно от ФНС теперь будет зависеть скорость дальнейшего разрушения российской экономики. Например, по данным ЦМАКП только в марте 2015 года обанкротились около 1,5 тыс. предприятий. Возможно, не все из-за НДС. Но и НДС сыграл свою убийственную роль.   

При подготовке статьи мне попался в Интернете такой текст: «…Тема НДС, его администрирования и возмещения приобрела черты национального бедствия… Идет «подковерная борьба», преследующая интересы тех или иных крупных финансово-промышленных групп, для многих из которых так называемый возврат НДС стал одним из наиболее стабильных и надежных источников доходов. Вот, в частности, откуда взялись и  многочисленные льготники по НДС, и те поправки, изменения и дополнения к закону об НДС, которых сегодня насчитывается более сотни и в которых утонет любая надежда найти зерно справедливости при распределении налогового бремени…».

Я думал, что речь едет о России. Оказалось, это сказано на Украине депутатом Одесского облсовета в 2006 году, спустя два года после «майдана-2004». На «вопиющий в пустыне глас» никто не обратил внимания. Через десять лет – «майдан-2014», разруха, гражданская война.

Примерно в те годы по приглашению организаторов я принимал участие в налоговой конференции в  Киеве и делал доклад на тему совершенствования НДС. Говорил примерно то же самое, что и сегодня. Помню, после конференции один из организаторов мне сказал: «у нас (т.е. у них на Украине) – демократия, у вас (т.е. в России) – диктатура, а бардак – одинаков». По поводу диктатуры он, конечно, клеветал, а по поводу бардака мы были единодушны. Налоги уничтожают производство и у них, и у нас.

В Послании 1 декабря 2016 года В.В. Путин поставил задачу поправить нашу налоговую систему. Надеюсь, что теперь идеи нашего Центра (в том числе по НДС), с которыми мы носимся и постоянно шлифуем много лет, наконец-то будут востребованы.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Максимальная ставка НДС в  Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до  20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; экспорт и многие другие виды добавленной стоимости НДС не облагаются, т.е. ставка 0%.

НДС – один из основных источников дохода бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб., в т.ч. 1.510,6 млрд. руб. за импорт. В 2016 г. запланировано собрать НДС в сумме 4.409,0 млрд. руб., или 31,97% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и  порядку реформирования этого налога.

Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Злоупотребления процветают и при экспорте, и при реализации продукции внутри страны.

О собираемости НДС (резервах бюджета) говорят данные ФНС о собранном НДС и данные Росстата о добавленной стоимости (см. Таблицу): 

Таблица. Структура НДС, собранного ФНС (форма 1-НОМ), и добавленной стоимости (Росстат) по отраслям, млрд. руб.

№№

п/п

Отрасли народного хозяйства

Собран

НДС, в 

2015 г.

по отраслям

Доля отраслей в собран-ном НДС

Валовая добавленная  cтоимость отраслей России, в 2013 году

Доля отраслей в добавленной стоимости России

Эффективная ставка НДС

для отраслей

7 = 3 : 5 х 100%

1

2

3

4

5

6

7

 

По России, в том числе:

2.589,4

100%

57.476,9

100%

4,51%

1.

Добыча полезных ископаемых

168,9

 

6,52%

6 217,9

10,82%

 

2,72%

2.

Обрабатывающие производства

509,7

 

19,68%

8 519,3

14,82%

 

5,98%

3.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

208,9

 

 

 

8,07%

1 949,8

3,39%

 

 

 

10,71%

4.

Строительство

299,4

11,56%

4 159,2

7,24%

7,20%

5.

Оптовая и  розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов

 

 

384,0

 

 

 

 

14,83%

10 471,6

18,22%

 

 

 

 

3,67%

6.

Гостиницы и рестораны

31,9

1,23%

582,8

1,01%

5,47%

7.

Транспорт и связь 

271,2

10,48%

4 885,4

8,50%

5,55%

8.

Финансовая деятельность 

105,5

4,07%

2 819,2

4,90%

3,74%

9.

Операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

471,4



18,2%

6 922,7

12,04%


 

6,81%

10.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

55,3

 

 

 

2,13%

944,5

1,64%

 

 

 

5,85%

 Всего в 2015 году в бюджет поступил НДС в сумме 4.100,0 млрд. руб., в т.ч. 2.589,4 млрд. руб. за продукцию, произведенную и  реализованную в России (форма 1-НОМ), и 1.510,6 млрд. руб. за импорт (данные ФТС).

Из таблицы видно, что эффективная ставка НДС в целом по России составляет 4,51%. Если ставку НДС снизить с 18% до 8% и считать НДС, как мы предлагаем, прямым способом как произведение официальной добавленной стоимости предприятия (зарплата+прибыль+амортизация+налоги) на ставку налога, то  за продукцию, произведенную и реализованную в России бюджет получит дополнительно около двух триллионов рублей. А если, по примеру Китая, отменить возмещение НДС при экспорте продукции добывающих отраслей и частично сократить льготы, дополнительные доходы бюджета будут еще больше. Будут компенсированы и потери (около 750 млрд. руб.) из-за снижения ставки НДС на импорт. А если выявить теневую добавленную стоимость, которая по некоторым данным превышает 40% ВВП, то  дополнительные доходы бюджета станут еще больше. И существенное (c 18% до 8%) снижение ставки НДС будет этому способствовать. И никаких возмещений НДС и споров с налоговым инспектором по этому поводу! И «обналичка» будет почти не нужна. И населению это понравится, т.к. будут снижены розничные цены, которые включают в себя НДС. 

На  пресс-конференции 23 декабря В.В. Путин сообщил, что «после введения плоской 13-процентной шкалы на доходы физических лиц сборы налога на доходы физических лиц увеличились в семь раз». Возможно, речь идет не о том, что это произошло благодаря введению плоской шкалы. Возможно, просто фиксируется факт, что в 2016 году спустя 15 лет после введения плоской шкалы сумма собранного подоходного налога в семь раз превысила сумму, собранную до ее введения.

На  самом деле, введение плоской шкалы подоходного налога никак не повлияло на его собираемость, но отрицательно сказалось на экономическом развитии России. Расчеты Института социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала подоходного налога, то ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности. Объяснение очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые тратят в России ровно столько, сколько нужно на достойное существование, а основные средства хранят за рубежом и там же покупают недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.). Или занимаются бизнесом, т.е. на выкачанные из России деньги развивают экономику других стран, что также не способствует росту производства и ВВП в России.

Недавно на сайте «Форбс» появилась статья «Калькулятор против Путина», в которой нарисована неприглядная картина сосуществования российского гражданина с государством. Среди прочего, автор выразил сомнения в эффективности нашей налоговой системы и целесообразности применения плоской шкалы. Статья была настолько интересной, что удостоилась полного разоблачения на том же сайте.

Кто-то скажет: мало ли кто и что пишет. Но одно дело, когда о преимуществах плоской шкалы говорят представители власти, а другое дело — «Форбс», которому многие верят. И оппозиционные экономисты, критикующие власть, тоже нашей налоговой системой и, в частности, плоской шкалой довольны. Приведу лишь мнение Е.Г. Ясина, высказанное на «Эхе Москвы»: «Никаких очередных реформ в налоговой системе нам не нужно. Сейчас общий уровень налоговой нагрузки составляет 39 процентов. Эта цифра — незапредельная, бизнес ее выдержать может (2008)... Прогрессивной шкалы налогообложения в России больше не будет никогда. И  следовать по этому пути будет все больше стран (2010)».

Колумнист «Форбс» в обоснование плоской шкалы утверждает, что «в Германии вдобавок к прогрессивному подоходному налогу (до 45%) платят 41% налогов на ФОТ», а «во Франции работодатели платят 45% налога на ФОТ, работники — 21% социальных отчислений плюс подоходный налог по ставке до 40%... Налоги с фонда оплаты труда в России существенно ниже, чем за рубежом». К сожалению, так думают многие.

Ситуация почти безнадежная. Мы (я и В.А. Кашин, д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга) в своих работах и статьях (например, более 90 статей в течение пяти лет в моем блоге на «Эхе Москвы») доказываем на уровне дважды два, что именно налоговая система — главный тормоз развития российской экономики. Но записные экономисты и справа, и слева, и в центре в упор не видят ни нас, ни проблемы, о которых мы пишем.

Сравним ситуации в России, в Германии и во Франции, о чем пишет колумнист Форбс.

Примем месячную зарплату работника в Германии , имеющего неработающую жену и одного ребенка, с налогами на нее (брутто) равной 3’000 (или 2’000, или 1’000) евро. Необлагаемый подоходным налогом минимум дохода для этой семьи — 17’304 евро в год. Зарплата и вычитаемые налоги будут выглядеть следующим образом (с учетом 1 евро = 64 руб.):

Примеры расчета месячной зарплаты по немецкой шкале, брутто/нетто

Удержания

Пример 1

Сумма,

в евро
(руб.)

Пример 2

Сумма,

в евро
(руб.)

Пример 3

Сумма,

в евро
(руб.)

Зарплата брутто (включая налоги)

3’000,00

(192.000)

2’000,00

(128.000)

1’000,00

(64.000)

Подоходный налог

217,17

25,17

0,00

Церковный налог

6,71

0,00

0,00

Медицинское страхование (8,2%)

246,00

164,00

82,00

Страхование по уходу (1,175%)

35,25

23,50

11,75

Пенсионное страхование (9,35%)

280,50

187,00

93,50

Страхование на случай безработицы (1,5%)

45,00

30,00

15,00

Нетто-зарплата (на руки)

2.169,37

1.570,33

797,75

Разница (налоги), брутто-нетто

830,63

429,67

202,25

Мес. з/п на руки в рублях по немецкой шкале

(138.840,0)

(100.480,0)

(51.059,2)

Мес. з/п на руки в рублях по российской шкале

(109.440,0)

(72.960,0)

(36.480)

Налоговые вычеты в рублях по немецкой шкале

(53.145,6)

27,68%

(27.520,0)

21,5%

(12.940,8)

20,22%

Налоговые вычеты в рублях по российской шкале, (13%+30%=43%)

(82.560)

43%

(55.040,0)

43%

(27.520,0)

43%

Данные таблицы говорят сами за себя и добавить тут нечего.

Во Франции подоходный налог берется с дохода тоже по прогрессивной шкале (от 5,5 до 75%). Необлагаемый минимум в 2016 году составляет 6 011 евро в год. Максимальную ставку 75% применяют при доходе семьи в 1 млн. евро.

Необлагаемый налогом годовой доход одиночки в Германии составляет в 2016 году 8.652 евро (или 46 тыс. руб.мес.); во Франции необлагаемый доход составляет 6.011 евро (или 32 тыс. руб./мес.). По  данным ВЦИОМ в августе 2015 года медианная зарплата на руки в России составляет 20 тыс. 487 рублей, т.е. половина населения получает зарплату больше этой суммы, а половина — меньше.

Если бы при сегодняшних зарплатах в России была французская шкала, то от налога были бы освобождены по меньшей мере 60% населения; а если бы немецкая — 70-80%.

Предлагаемая нами шкала (20 тыс. руб. в месяц налогом не облагается, до 250 тыс. руб. — 13%, до 1 млн. — 30% и свыше 1 млн. руб./мес. — 50%) не затронет «средний класс». Половина населения будет освобождена от уплаты НДФЛ и лишь немногим придется платить существенно больше. При этом бюджет получит дополнительно 2-3 трлн. руб.

Вот и выбирайте — какая шкала лучше.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире